Петр Дик. Жизнь после жизни
В октябре 2006
года в Германии, в баварском городе Эрлангене,
активно развивающем немецко-российское культурное сотрудничество, состоялась
презентация российско-немецкого издания «Петр Дик. Художественное наследие».
Монографический альбом подготовлен редакцией журнала «Наше наследие» при
поддержке мэрии Эрлангена. Российская
презентация была приурочена к персональной выставке Петра Дика, прошедшей ранее
в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в
Москве.
Петр Дик*
(1939–2002) принадлежит к числу наиболее известных российских графиков
последней четверти ХХ века, чье творчество уже вошло в историю современного
искусства. Произведения художника находятся в собраниях Русского музея,
Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина,
Владимиро-Суздальского историко-архитектурного художественного
музея-заповедника, во многих других музеях России и в Баварском государственном
фонде художественных коллекций в Мюнхене.
Русский немец,
родившийся на Алтае, П.Дик учился сначала в
Свердловском художественном училище им. И.Д.Шадра, а
затем в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшем
Строгановском). Подлинно творческое самоопределение пришло к художнику на
владимиро-суздальской земле, где он плодотворно работал последние три
десятилетия своей, к сожалению, не очень долгой жизни. Именно здесь
окончательно сформировалось его художническое мировоззрение, в котором
суммировался опыт обретенных знаний. Органическая пластика крестьянского архаического
искусства, метафизическая светоносность иконописи,
цветовое и ритмическое построение авангардных композиций, образная емкость
немногословной японской поэзии — далеко не полный перечень разносторонних
интересов Петра Дика, которые сказались в самобытном изобразительном языке его
поэтичной графики. Художник разработал оригинальную авторскую технику пастели
по наждачной бумаге, компоновал свои произведения соотношениями обобщенных форм
и лаконичных линий рисунка, мастерски владел силуэтом и добивался особой
выразительности цвета, который он рассматривал как «сжатый свет», толкуя его и
как своеобразное духовное послание.
Произведения
Петра Дика не были обделены вниманием публики.
Выставки художника состоялись как в различных культурных центрах России: Москве, Петербурге,
Владимире, Липецке, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Орле, Туле, Тюмени,
так и за рубежом: в Германии, Великобритании и Италии. В 1995 и 1999
годах прошли выставки Петра Дика в «Нашем наследии»,
и к 60-летию со дня рождения художника был издан буклет «Петр Дик. Графика».
Особые
отношения связывали Петра Дика с Германией. Начиная с
1992 года в Дюссельдорфе, Берлине, Мюнхене, Санкт-Аугустине,
Гамбурге, Поммерсфельдене, Нюрнберге, Ворпсведе и Эрлангене были
организованы персональные выставки владимирского художника. А в 2001 году
народный художник России Петр Дик награжден
германо-российской премией в области культуры.
В альбоме
«Петр Дик. Художественное наследие» представлены произведения, созданные в
период с 1979 по 2002 год. В него включены также статьи, очерки и воспоминания как русских, так и немецких искусствоведов,
художников и друзей. Таким образом составители альбома
К.Лимонова и Е.Осотина объединили вокруг творчества
Петра Дика большой коллектив авторов: доктор искусствоведения профессор В.Турчин; старший научный сотрудник отдела рисунка и
акварели Государственного Русского музея Л.Вострецова;
заслуженный художник России, главный художник журнала «Наше наследие» А.Рюмин;
академик Российской академии художеств, народный художник России И.Голицын;
художник В.Севостьянов; заведующая отделом скульптуры
ХХ века Государственной Третьяковской галереи Л.Марц;
старший научный сотрудник Государственного Русского музея Е.Чистякова;
искусствовед Е.Грибоносова-Гребнева;
немецкие специалисты Иоганн Адам Штупп, Ангела Дёрфлер и Петер Штегер. Особо
надо подчеркнуть организационное участие Петера Штегера,
который к тому же сделал полный перевод всех русских текстов на немецкий язык.
На презентации издания и выставке, организованных почитателями
таланта Петра Дика в Эрлангене, присутствовали: вдова
художника К.Лимонова, искусствоведы Е.Пашутина («Наше наследие»), Е.Осотина (галерея «Г.О.С.Т.»), И.Никифорова (ГМИИ им.
А.С.Пушкина) и дизайнер альбома А.Рюмин.
Выступления заместителя мэра г. Эрлангена
Дитера Россмейсля, куратора
партнерских связей мэрии г. Эрлангена Петера Штегера, архитектора, руководителя дизайнерской фирмы «Дёрфлер» Ангелы Дёрфлер,
представителей российской делегации были пронизаны благодарностью за созданное
Петром Диком в искусстве и скорбью за его преждевременный уход из жизни.
Чтобы
представить атмосферу добросердечия и духовного родства, которые в очередной
раз возникли рядом с произведениями Петра Дика в Эрлангене, стоит привести слова Ангелы Дёрфлер,
написанные уже после смерти художника и опубликованные в альбоме:
«Дорогой Петр!
Стоя перед
твоими картинами, я хотела бы отбросить грустные мысли о том, что тебя больше
нет с нами, тебя, окруженного счастьем и благодарностью, которые были тебе
даны.
Ты нашел
доступ к нам своим воздействием, своими картинами, покорил нас, произвел
глубокое впечатление и, конечно, повлиял на наши размышления о существовании
людей и народов и позволил отойти от устоявшейся манеры поведения.
В твоих
картинах зритель переживает возможность пройти оставленными тобой глубокими
следами твоей человечности.
Твои картины —
это бессмертные иконы мира, любви и гармонии.
Дорогой Петр,
ты живешь в каждой своей работе и наших мыслях... впечатляюще и навсегда».
Елена Пашутина