Народное искусство: история
и современность
Валентина
Федоровна Максимович — ректор государственного вуза Высшей школы народных искусств
(института), доктор педагогических наук, профессор, академик Российской
академии образования, заслуженный учитель России. Она долгие годы доказывала
необходимость создания высшего учебного заведения, которое готовило бы
специалистов в области традиционного прикладного искусства. Ею разработана
концепция нового учебного заведения, в котором соединились три ступени
непрерывного профессионального образования в области народных художественных
промыслов, где ранее вообще не существовало высшего образования.
С ректором Высшей школы
народных искусств Валентиной Федоровной Максимович встретился и провел беседу
обозреватель журнала «Наше наследие» Сергей Леонов.
Сергей Леонов. Что представляет собой
учебное заведение, которое вы возглавляете?
В.Ф.Максимович. Высшая школа народных
искусств (институт) представляет собой государственное единое многоуровневое
образовательное учреждение высшего профессионального образования,
осуществляющее реализацию программ высшего и среднего профессионального
образования. Имеются также классы средней общеобразовательной школы-интерната с
углубленным изучением народного декоративно-прикладного искусства и иностранных
языков.
В школьные классы принимают
талантливых детей, участников конкурсов, фестивалей детского творчества, уже
занимавшихся народными художественными ремеслами, главным образом из регионов
России. В школе учатся и петербургские школьники, и дети из Алтайского края,
Архангельской, Владимирской, Новгородской, Пермской областей.
Высшее образование для
мастера народного промысла — уникальная, ранее не доступная возможность стать
высококвалифицированным художником конкретного вида традиционного прикладного
искусства с широким кругозором, приобрести знания не только по своему виду
искусства, но и в области философии, культурологии, мифологии, истории
искусства России и зарубежных стран, политологии, экономики, менеджмента и т.д.
Сегодня в Высшей школе
народных искусств обучаются студенты из Архангельска, Вологды, Воронежа,
Кондопоги, Мстеры, Палеха, Нижнего Тагила, Торжка, Холуя и даже из таких
отдаленных регионов страны, как Камчатка.
С.Л. Народное искусство
традиционно. Есть ли ему место в современном мире и современном образовании?
В.М. В последние десятилетия
сформировано отношение к традиционному прикладному искусству как к архаике, что
совершенно неправильно. О национальном русском прикладном искусстве никто не
говорил никогда с пафосом, а напрасно. Оно веками создавалось для России, ее
прославления и необходимо сегодня для возрождения памяти народа о всех наших
предыдущих поколениях.
Русское прикладное искусство
— от расписной ложки до паутинного кружева — несет в себе основные черты
непрерывающейся исторической художественной традиции, основанной на
преемственности поколений и воплощенной в высокохудожественных изделиях как
результате уникального духовного и ручного труда. Именно это является
фундаментальной базой профессионального образования в сфере народного
искусства. Одновременно происходит актуальное осмысление народного искусства,
его широкое внедрение в современную высокую моду, жизнь современного человека.
Когда говорят о соответствии
выпускаемых специалистов потребностям предприятий, то правомерен вопрос: от
потребности какого работодателя поставлена в зависимость подготовка художников
вышивки, кружевоплетения, косторезного искусства и т.д., когда все это надо
возрождать. Образование в области национального прикладного искусства нужно
ставить в зависимость только от необходимости воспитания народа собственной
культурой, возрождения национального самосознания, превращения народных
художественных промыслов в индустрию предметов роскоши. Должен быть создан
баланс между вербальными и деятельностными компонентами в оценке роли и места
культуры вообще и традиционного прикладного искусства в частности.
Государственное образование в
области искусства — это самое дорогостоящее образование в мире, тем более в
период рыночных отношений. Однако образование в традиционном прикладном
искусстве представляет собой не только обучение и воспитание самого обучаемого,
а много больше: возрождение и развитие многовекового русского национального искусства,
память человечества, в данном случае русского народа. С моей точки зрения, оно
суть понятия Родины.
С.Л. Мы знаем, что у вашего вуза
были исторические предшественники. Кто они?
В.М. Художественная жизнь России
второй половины XIX – начала XX века проходила под знаком обращения к изучению,
собиранию, пропаганде русского фольклора и произведений русского традиционного
народного искусства. Русская старина и патриархальный народный быт стали
предметом увлечения представителей различных слоев общества, включая семью
российского императора. Они часто выступали инициаторами мероприятий и
учреждений, призванных способствовать укреплению просвещения, образования,
патриотизма, что сегодня очень важно.
Знаменательным событием
художественной жизни столицы Российской империи явилось учреждение Николаем II
в 1895 году Русского музея императора Александра III. В 1911 году открылась
Школа народного искусства, которая с 1914 года разместилась в специально для
нее построенном здании на пересечении реки Мойки и Екатерининского канала,
рядом с храмом Спаса на крови. Ее основательницей стала императрица Александра
Федоровна. Школа, получившая имя своей покровительницы, состояла в числе
учреждений Императорского женского патриотического общества и призвана была
готовить инструкторов-преподавателей в области художественной вышивки,
кружевоплетения, художественного ткачества. Это было первое в истории мировой
педагогики профессиональное учебное заведение, выпускавшее специалистов в
области народного искусства.
Есть и еще одно учебное
заведение — Московская школа художественных ремесел, образованная в 1938 году.
Именно в ней были созданы впервые в мире авторские программы обучения
профессиональному мастерству в области вышивки, художественной росписи по
металлу, ткани, ювелирного искусства. Особым качеством ее является
высокопрофессиональное отношение к народному искусству не как к застывшему
феномену, а как к живому явлению, востребованному и сегодня.
Создание Высшей школы
народных искусств явилось импульсом к развитию отечественной культуры. Новое
учебное заведение стало существенным явлением профессионального образования,
содействуя его подъему на качественно новый научно-практический и
художественный уровень.
С.Л. Как вы соотносите
традиционное прикладное искусство и современную молодежь России?
В.М. Художники, которых готовит
Высшая школа народных искусств, обладая отличной художественной подготовкой,
соединяют творческое мышление с глубоким знанием технологии изготовления
произведений и навыками уникальной ручной работы. Такие мастера всегда успешны
в индивидуально-творческой, образовательной, экспертной и предпринимательской
деятельности.
Основой каждого вида
традиционного прикладного искусства является ручной труд и вытекающие из него
условия творческого успеха: сосредоточенное внимание, усидчивость, напряжение,
увлечение делом. Студент должен обладать желанием и умением исправлять неверно
выполненное, вести поиск исторической и теоретической основы многовекового
художественного наследия, испытывать усталость и радость от результатов
собственного труда, а главное, чтобы после всего этого сохранялось желание
вновь заняться именно этим и ничем другим. Поэтому сегодня большой проблемой
является поиск подростков, не просто способных, а в этой ситуации еще и
желающих заниматься ручным художественным трудом. И такой труд не должен
огорчать обучаемого кажущейся невостребованностью и несостоятельностью
предприятий народных художественных промыслов, большинство из которых уже
развалены. Из огорченного человека невозможно воспитать гражданина своей страны.
Мы ориентируем студентов на то, что реальные личные блага в результате только
одного общественного переустройства никогда не появятся. Необходимо вносить в
развитие общества свой личный вклад, свой уникальный труд.
Работы студентов Высшей школы
народных искусств пользуются огромным успехом везде, где демонстрируются их
тончайшие вышивки, кружевные аксессуары и расписные шали, повседневные и
нарядные платья и костюмы, ювелирные украшения, расписные шкатулки, ларцы,
подносы с декоративной росписью, резные украшения из кости. Только в 2006 году
коллекция одежды с художественной вышивкой и ручной росписью на международном
конкурсе в Египте получила особый диплом жюри, а на выставке-ярмарке народных
промыслов в г. Нанси (Франция) — почетный диплом.
С.Л. Как вы думаете, сумеет ли
ваш вуз выжить в непростых для образования экономических условиях?
В.М. Деятельность нашей Школы
основывается не на условиях выживания, а только на условиях успеха в подготовке
художников по вышивке, кружевоплетению, косторезному искусству, лаковой
миниатюрной живописи и т.д. Этот успех еще впереди, но он уже сегодня
обеспечивается серьезным отбором абитуриентов из регионов возникновения,
развития и традиционного бытования конкретного вида народного искусства,
фактически индивидуальным обучением, без чего немыслимо образование в
традиционном прикладном искусстве. Ведь мы готовим «штучного» уникального
художника с привлечением к преподаванию виднейших художников из центров
традиционного прикладного искусства, с профессиональным подходом к проведению
практики в различных исторических отечественных и зарубежных центрах мировой
культуры. Но самое главное условие успеха состоит в том, чтобы обучение и
воспитание как педагогический процесс были радостными, желанными для обучаемого
и преподавателя.
С.Л. Что еще отличает
образовательную деятельность Высшей школы народных искусств?
В.М. Важной особенностью
деятельности Высшей школы народных искусств является синтез науки и
образования. В стране нет научно-исследовательского центра, ведущего научный
поиск в области традиционного прикладного искусства. Ранее существовавший и
единственный в мире Научно-исследовательский институт художественной
промышленности уничтожен 15 лет назад. Высшая школа народных искусств и ее
московский филиал — Московская школа художественных ремесел стали признанным
центром научно-исследовательской и методической деятельности. В процессе ее
создания впервые защищены диссертации по проблемам методики преподавания
художественной росписи тканей (Н.Р.Казанская); лаковой миниатюрной живописи
(О.В.Федотова); об особенностях формирования эстетической культуры студентов в
учебных заведениях традиционного прикладного искусства (Л.П.Калинина),
этнохудожественном воспитании в процессе изучения литературы (Е.В.Гайманова).
Ведутся серьезные научные исследования по формированию культуры цвета
(Ю.С.Салтанова) и творческого мышления художников-ювелиров (Н.В.Севрюкова),
изучению декоративной графики в подготовке художников традиционного прикладного
искусства (Н.Ю.Дунаева). Результатом исследований Л.П.Калининой, С.В.Лебедева,
О.В.Федотовой явились изданные монографии. Опубликовано оригинальное учебное
пособие по основам экономики в области народных художественных промыслов,
разработанное профессором В.М.Ковригиной — единственным специалистом в области
экономики народных художественных промыслов.
При поддержке Бюро ЮНЕСКО в
Москве и Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ в Школе ежегодно
проводятся международная научно-практическая конференция «Традиционное прикладное
искусство и образование» и летняя школа для специалистов в области
традиционного прикладного искусства из стран СНГ и Балтии. Каждый год накануне
Дня Победы проходит Международная научная студенческая конференция под девизом
«Памяти отцов наших».
Достижениями Школы можно
считать опыт воссоздания одного из видов русских художественных лаков — так
называемого московского письма; реконструкцию техники создания уникального
кружевного веера из фондов Эрмитажа и изготовление его копии; успешное возрождение
старинных технологий русской народной вышивки — «кадомского вениза»,
«вологодских стекол», воронежской вышивки.
Учебными программами,
учебно-методическими материалами и научными публикациями Школы пользуются
образовательные учреждения всей России.
С.Л. Многие средства массовой
информации сообщали о личном участии Л.А.Путиной в создании вашего вуза. Можете
ли вы это прокомментировать?
В.М. Если бы не Людмила
Александровна и внимание Президента, этого вуза просто бы не существовало.
Школа народного искусства и Московская школа художественных ремесел,
безусловно, подготовили основы системы образования художников традиционного
прикладного искусства. Однако для создания нового высшего учебного заведения
необходимо было решить множество сложных проблем. Постоянное содействие и
поддержка Л.А.Путиной позволили преодолеть все препятствия и создать уникальное
высшее учебное заведение традиционного прикладного искусства России — Высшую
школу народных искусств.
Я воспринимаю это событие как
большой аванс и серьезное доверие, залог возрождения в нашей стране
многовековых традиций прикладного народного искусства. Думаю, что это доверие
мы оправдаем.