Елена
Струтинская
Место
действия — небо
«Петербургские
метаморфозы» Леонида Соколова
И так близко подходит чудесное
К развалившимся грязным домам...
Никому, никому неизвестное,
Но от века желанное нам.
Анна Ахматова
Неба
над Питером так много, что там-то и происходит все, чему нет места на тесных
улицах и что по природе своей не предназначено для осущест-вления
в земном мире. Ну, например, там летают единороги и нимфы, ангелы и ожившие
тени ушедших поэтов. А может быть, и не поэтов, а просто беспечных фланеров,
отгулявших свое лет этак сто с лишним назад. И
странных комиссаров в шинелях до пят, и кавалеров в тре-уголках,
а за компанию с ними — средневековых мимов-гистрионов, канатных плясуний и
наездниц, развернувших свой космический цирк над городом, спящим наяву, ведь
вся эта компания клубится над его крышами днем. Правда, день особый,
петербургский: прозрачный и призрачный, где цвет зданий так и выстреливает
яркими пятнами, будто светясь изнутри, как фарфор. Вот и сказано слово, назван
этот загадочный материал, переводящий все, на нем написанное, в особый регистр
живописи, когда она уже ближе к музыке. Город на островах у залива в своем
мерцающем воздухе, неотличимом от светящейся воды, будто специально рожден,
чтобы быть запечатленным на фарфоре, город, растекающийся по плоскости,
скученный в своих низинах и потому всегда смотрящий в небо.
Окна
рвутся в небо — эта метафора стала фактом в живописи Леонида Соколова. На его
фарфоровых панно-«пластах», на блюдах и вазах питерские пейзажи вроде бы
узнаваемы и привычны, однако приглядишься — и дух замирает: в небе над городом
парят окна. Иногда целиком вынутые из дома прямо с куском стены, с торчащими
нитями арматуры, гвоздями, стеклами. Летают клиновидными стаями и поодиночке, в
восторге от свободы и в тоске от бесприютности. Улетают — куда, зачем? —
увидеть другие города и земли? И возвращаются, примагниченные воспоминаниями о
воздушных шпилях, равных которым не найти нигде в мире. Мы видели у Шагала
скрипачей над городом, женихов и невест, улетающих от мира в страстном забытьи.
Помним у Булгакова всадников над ночной Москвой. Трудно сегодняшнего человека
удивить чем-то летающим. Однако у Соколова сам город стремится улететь от себя,
и это ново, тут возникает поэтическая тема, прежде не звучавшая с такой остротой.
В ней — и трагизм, и надежда. Да и юмор тоже особый, питерский, эксцентричный,
к обэриутам восходящий. Цирковое начало неустранимо из соколовских
фантасмагорий, и не только благодаря присутствию жонглеров и цирковых наездниц.
Цирк и город одинаково внеприродны, искусственны, и поэтому, хотя происходящее
в них может быть светлым и мажорным, они имманентно трагичны. Трагична и
живопись Соколова, что уже несвойственно фарфору и выводит сюжеты его
композиций к традиции других искусств, к романтической и символистской традиции
литературного и театрального Петербурга, к Гоголю, Андрею Белому и Ахматовой,
Мейерхольду — Доктору Дапертутто, и в целом к «петербургскому мифу» русской
культуры. Соколов как истинный петербуржец чтит традицию, его работы вносят свою
лепту в создание сверхэмпирического образа города.
Само
появление на свет в этом городе уже обязывает художника быть человеком
«петербургского типа». Может быть, фантастическое видение Петербурга досталось
в наследство от отца — живописца Алексея Соколова, деда — графика Константина Соколова (друга Сергея Есенина) и
бабушки Параскевы Денисовой (ведущей актрисы и соратницы А.Брянцева, создателя
знаменитого петроградского «Театра юных зрителей»).
Леонид
Соколов обладает даром обнаружить волшебный момент превращения обыденного в фантастическое. Изнаночный Петербург в его работах
взрывается многоцветьем венециан-ских карнавалов,
искрится золотыми бликами, подчиненный стремительному ритму. И появление в нем
нимф, единорогов, поэтов, гистрионов, незнакомцев в полумасках уже не удивляет.
Художник
фиксирует тайную жизнь города, его иное бытие, которое мы, по рассеянности и
замотанности, не замечали. В его работах фасады и брандмауэры домов теснят друг
друга, а по крышам, не замечая суеты, легкой поступью проходит золотой ангел,
или вдоль канала промелькнет мужской силуэт в старинном камзоле с чеканным
профилем кондотьера. Слово «метаморфоза» в названиях работ Соколова точно
определяет их жанр.
В
Петербурге, городе аристократиче-ском и вместе с тем
мещанском, его привлекают кварталы старых доходных домов, тянущихся к небу, с
неясными драмами дворов-колодцев, немыми криками косо срезанных поверху
кирпичных стен.
Художник
смешивает и смещает городские реалии. Как в полузабытом сне, когда помнится
какая-то деталь, а все остальное воображение пытается дорисовать, и остается
ощущение, будто что-то случилось в том доме или в этом, или за тем углом крыши,
а что — уже никто не вспомнит, да, может, и не было ничего, привиделось...
Пейзаж
в работах Соколова топографически не точен. Странно звучит, да? Разве важно,
где находился пруд, в котором Моне увидел свои кувшинки? Но Петербург — другое
дело. Здесь душа города неотрывна от геометрии, расчерчена в навсегда ясной
трехлучевой перспективе, пришпилена к именам улиц и районов. В пластах
Соколова, однако, Лиговка и Пряжка, Литейный и Охта увидены вместе с
Петропавловским шпилем, что совершенно невозможно в реальности, прямо с
верхнего этажа дома на Каменностровском, из окна его мастерской.
Ракурс
на пейзаж взят всегда сверху, с полета. Именно в воздушном просторе над
Петербургом происходит таинство метаморфоз. Каждая картинка на пласте или
тарелке — новелла или набросок романа, или, может быть, замысел спектакля, с
героями, их коллизиями, со всей окружающей их атмосферой, данной в мимолетных
намеках. Как бы фантастичен не был сюжет, он изложен с небрежной легкостью
обыденного повествования. Соколов, как истинный наследник романтиков,
превращает улицы и набережные в подмостки, где разворачивается загадочная жизнь
его персонажей.
Вот, например,
те самые окна, что куда-то стайками и поодиночке летят. Может быть,
возвращаются домой или спешат в гости. А может быть, это мигрирующие окна?
Окна, которым надоел привычный пейзаж, и они решили поменять вид («Ветреный
день»). А одно окно («Старое окно») хозяева, по всей видимости, зная его
строптивый нрав, для верности прибили к проему гвоздями, но не помогло. Оно
вырвалось, удрало. Добравшись до крыши, решило передохнуть. На нем еще
болтаются куски карниза с легкой занавеской. Стоя на гвоздях-«шпильках», окно
осматривает пейзаж.
Но эта
игра или сказка полна драматизма, за легкостью сюжета о бродячих окнах
возникает «классическая» романтическая тема свободы.
Композиционное
расположение рисунка на глади фарфорового пласта или в вогнутом пространстве большого
блюда у Соколова живо и гармонично. Зритель не ощущает сопротивления материала,
не замечает и удивительной, по теперешним временам, почти уникальной,
многодельности работы художника. Пласты и блюда выполнены в смешанной техники
подглазурной и надглазурной росписи. Леонид Соколов работает в этой манере уже
не одно десятилетие. У него есть ученики, есть подражатели, он один из лидеров
питерской школы художников-фарфористов. Огромный опыт сделал его виртуозом
сложнейшей техники, он послойно расписывает вещи, проводя их через четыре-пять
обжигов.
Так же
многослойны и смыслы его вещей, так же уклончив и неуловим для определения он
сам — мастер и поэт, шутник и трагик.