С.Н.Муравьев
Апокалипсис Никиты Муравьева
Кем же был Никита Сергеевич
Муравьев?
Дадим слово ему самому, а
кое-что, забрав в квадратные скобки, добавим или прокомментируем от себя. В
двух «Автобиографиях», — написанных для советского консульства в 1954 году и
для советской охранки около 1960 года (мы комбинируем оба текста), он сообщал:
«Родился в Москве 23
февраля 1904 г.
[по ст.ст., в тогда только что построенной гостинице «Метрополь»].
Мой отец Сергей Владимирович
принадлежал к московскому дворянству, он поступил в Гродненский гусарский полк,
но вышел корнетом в отставку и занимался хозяйством в своих имениях в Орловской
области
[т.е. губернии] (села Лески и Кретово Карачаевского уезда).
Раннее детство провел с
родителями в имении моего отца <…>. После смерти отца в 1911 г. [на самом деле в 1914 г., но от детей
по-видимому скрывали неизлечимую болезнь отца и обстоятельства взятия С.В. под
опеку жены, урожденной кн. Екатерины Владимировны Кекуатовой, и его смерти], мы
с матерью и старшим братом [Владимиром] жили летом в том же имении, а
зимой в Ленинграде (тогда Петрограде) на Лицейской улице №2.
До [19]17 года я учился
дома, готовясь к поступлению в Александровский лицей в Ленинграде, где мы
обычно проживали после смерти моего отца.
В мае [19]17 года, после
февральского переворота, мы с матерью [и старшим братом] уехали на лето в Крым,
где жили в Никитском саду, под гор. Ялта, на даче “Магарач”.
Летом 1917 г. моя мать скончалась,
и мы со старшим братом (…) стали жить в г.Ялте с нашей воспитательницей Александрой
Дмитриевной Бот (…) у [наш]его дяди Андрея Владимировича Муравьева. В городе
Ялте я учился в коммерческом училище.
В 1918 году, с той же
воспитательницей, мы переселились в Краснодар [тогда Екатеринодар], где я поступил в
гимназию, а в 1919, в момент отступления белой армии, мы были эвакуированы
снова в Крым, в гор. Севастополь. В том же году мы с братом поступили
охотниками флота в «Службу связи Черного моря» (школу сигнальщиков) в
Севастополе и осенью 1920 года эвакуировались с белой армией в Константинополь.
[В гражданской войне Н.М. не участвовал, хотя и состоял в течение трех летних
месяцев 1919 года на службе “в ординарческом эскадроне Штаба Кавказской Армии”
и присутствовал при взятии Перекопа красными.]
В Турции я поступил в
русскую гимназию, существовавшую на средства Союза городов, в составе которой
переехал в Болгарию в г. Шумен. Там я ее и окончил в 1922–23 году.
Осенью 1923 г., получив стипендию [то ли] от того же
комитета Союза городов [то ли от американского византолога-миллионера
Т.Уиттмора (Wittmore)], я уехал во Францию, где поступил студентом в
химический институт [Университета] в г.Тулузе. Окончив институт
(1927–28), я одну зиму проработал на винокуренном заводе, а на следующий год
(1929) поступил на завод анилиновых красителей в г. Сен-Дени.
На этом заводе я прослужил
инженером-химиком до 1958 года, т.е. до возвращения на родину.<…>
В 1937 году я женился на
Марии Михайловне Родзянко [внучке председателя III и IV Государственных дум] и
имею от нее четырех детей <…>. После нашей свадьбы жена моя нигде не
работала и только занималась нашим домашним хозяйством [и воспитанием детей.
В 1939 году молодожены поселились в северном пригороде Парижа
Суази-су-Монморанси (Soisy-sous-Montmorency)].
Во время последней войны я
не был призван во французскую армию [лиц без гражданства (апатридов) не призывали], но
мобилизован на своем заводе.
В момент отступления
французской армии [в мае 1940 г.]
наша попытка к бегству [на мотоцикле] не удалась [немцы вошли в
Версаль, когда семья еще там была], и, вернувшись в Париж [Суази], я
продолжал работать на том же заводе.
В 1946 г. мы с женой
воспользовались декретом Президиума Верховного Совета о восстановлении
советского гражданства, но ввиду того, что я в это время заболел туберкулезом,
мы не подали тогда же прошения о репатриации. [Такое прошение было подано в августе 1954 г., когда состояние
Н.М. несколько улучшилось.]
Французские власти не чинили нам никаких
препятствий и поставили нам выездную визу по предъявлении справки об уплате
налогов.
В марте 1958 года Н.М.
вернулся в СССР с женой и тремя дочерьми (сын репатриировался годом раньше во
избежание военной службы в Алжире, где шла война) и поселился в городе Рубежном
Луганской (тогда — Ворошиловградской) области — ныне это территория Украины, —
где ему была предложена работа по специальности. Там он и умер в 1965 году от
последствий чахотки и тяжелой экологической обстановки, там же и похоронен.
Такова внешняя канва жизни
моего отца. В ней — ни слова о полутысячелетнем дворянском роде Муравьевых. В
ней — ни слова о поэте, ни слова о художнике, ни слова о мыслителе.
Внутреннюю же его жизнь,
особенно довоенную, едва ли можно обозначить даже пунктиром. В Шумене, а затем
в Париже, он оказался в чрезвычайно высокообразованной и культурной среде. Из
его шуменских наставников назовем врача Петра Константиновича Дылева — будущего
русского Альберта Швейцера, посвятившего всю свою дальнейшую жизнь лечению
местного населения в Бельгийском Конго (бывшем Заире, ныне Демократической
Республике Конго) — и известного богослова о. Александра Ельчанинова, тогда еще
мирянина. Из его шуменских однокашников, а затем парижских друзей, и из его
новых парижских друзей и знакомых нельзя не упомянуть Гайто Газданова
(1903—1971), будущего писателя, автора романов «Вечер у Клер», «Ночные дороги»,
«Призрак Александра Вольфа», «Возвращение Будды»; поэта и прозаика-мемуариста,
собирателя и знатока русской (эмигрантской, а затем и советской) и зарубежной
поэзии, переводчика ООН Бронислава Брониславовича Семихата (Владимира
Брониславовича Сосинского; 1903—1987); поэта Вадима Леонидовича Андреева (сына
писателя Леонида Андреева, 1903—1976); литератора Даниила Резникова; поэта
Александра Гингера (1897—1965); вернувшихся после войны на родину Григория
Николаевича Товстолеса (был репрессирован; 1887—1957) и Петра Владимировича
Погожева (1884—?).
С большинством из этих людей
Никиту Муравьева роднили общие литературные вкусы, увлечения и поиски. С
некоторыми — философские и политические симпатии и антипатии. И только им он
иногда показывал свои редкие, но до предела отточенные стихотворные опыты.
Из числа самых ранних стихов
он, увы, сохранил мало, и мы не знаем, когда именно он начал писать. И не
опубликовал, насколько известно, ни одного. Но осталась его поэтическая
продукция сороковых, пятидесятых и начала шестидесятых годов (ибо в России муза
его не умолкла). Но из нее тоже при жизни ничего опубликовано не было — за
исключением двух стихотворений, вошедших в сборник Ю.Иваска «На Западе»
(Нью-Йорк, 1953), и, возможно (подтверждающих данных нет), одно стихотворение
(не то «Тени», не то «Пчелы»), напечатанное в какой-то русской эмигрантской
газете (Париж, конец 1940-х гг.?).
Посмертно появились:
подборка из 6-ти стихотворений в «Новом Журнале» (Нью-Йорк, 1991), другая
подборка из 6-ти стихотворений во втором томе антологии Е.В.Витковского и
Г.И.Мосешвили (Москва, 1994), третья подборка, В.Леонидова, из 4-х
стихотворений в «Новой Юности» (Москва, 2001).
Вот несколько старых отзывов
о творчестве Н.Муравьева.
Юрий Иваск (из письма
Муравьеву, 1952): «Ваши стихотворения произвели на меня большое впечатление…
Ваши стихи настоящие»; (из письма Е.В.Витковскому, 1978): «Стихи
[Муравьева] чем-то замечательные… Вижу Муравьева в нашей поэзии, которую он
обогатил своим стоицизмом. Кажется, он чем-то сродни Баратынскому, в котором
тоже было нечто стоическое, но и многое другое».
Корней Чуковский (из писем
Муравьеву, 1959): «Вы — поэт космоса, очень остро ощущающий вселенскую
пустоту…» «Из Ваших стихотворений мне больше всего пришлись по душе
“Благодарность”, “Книги”, “Апокалипсис”, первое стихотворение
“Декабристов” <…>, “Путешествие”, “Голосование”…» — «Стихотворение
[“Возвращение”] чудесное..! Спасибо за стихи, которые при всей своей
горечи, порадовали меня: в них такая крепкая фактура, такая власть над образом
— и такое большое дыхание».
Некоторые из перечисленных
ранее друзей и знакомых Никиты Муравьева — как и сам он — были членами русских
масонских лож в Париже, таких как «Друзья философии» (Amici philosophiae) и «Северное сияние» (Aurore boréale). Не
говоря о существовании некоей давней двухсотлетней «традиции», толкавшей многих
Муравьевых на путь, проложенный вольными каменщиками (судя по словарю
А.И.Серкова, масонами были и поэт Михаил Никитич, и декабристы Никита
Михайлович и Александр Николаевич, но были, несомненно, и другие), Никиту
Муравьева, человека, знавшего об ужасах гражданской войны не понаслышке,
связало с ними и его личное страстное стремление постичь истинный смысл бытия
(тот, что предлагали мировые религии и социально-философские утопии, — его не
удовлетворял), стремление к участию в истинном, а не показном, духовном
совершенствовании рода человеческого, не говоря о глубоком интересе к древним
эзотерическим традициям, ритуалам и символам, наследником которых считало себя
масонство.
Эта сторона его внутренней
жизни побудила его написать несколько, к счастью, сохранившихся
историко-религиозных и философско-литературных эссе — первоначально докладов,
читанных в ложе: «Гностики и гнозис», «О Розанове» и др.
Наконец, Никита Муравьев был
еще весьма даровитым художником-графиком, мастерски владеющим карандашом,
акварелью, гуашью, тушью и техникой вощения, а также сложным языком символов.
Возможно, спросят: зачем
было ему, несмотря на возраст и болезнь, несмотря на все то, что уже тогда
(после хрущевской речи на ХХ съезде) стало известно о советских буднях, лезть в
самое пекло? Были здесь, разумеется, и остатки иллюзий об историческом
предначертании России—СССР, о возможном совершенствовании коммунизма.
Достаточно, однако, сравнить некоторые стихотворения из цикла «Тени» со стихами
цикла «Возвращение», чтобы понять, как быстро их развеяла действительность.
Но было и нечто большее и
более важное, в силу чего Никита Муравьев ни разу не проронил ни единого слова
сожаления о принятом им решении: ощущение того, что в эмиграции дарованный ему
талант не будет востребован, останется втуне, пропадет всуе, что труд и смысл
его жизни уйдут в песок, если не вернуть им той почвы, из которой они
произросли и которая сама в них нуждается, что в этом-то и состоит его долг
поэта и творца. Возможно, он ошибался — только будущее покажет, нужна ли была
России эта жертва. Но искренним и честным как к самому себе, так и к своему
ближнему и к своим близким он оставался неизменно, всегда и всюду, независимо
от обстоятельств.