150 лет со дня рождения В.В.Розанова
В.Г.Сукач
Enfant terrible
русской литературы
«Читал
о Гете и думал о Розанове, что один на пьедестале, а другой без памятника, и
место, где зарыт, забывается: нет никакой отметины на месте могилы, и ежедневно
там по этому месту люди ходят».
Эти
горькие пришвинские слова написаны, когда еще и десяти лет не прошло после
смерти Василия Васильевича. И потом еще более чем на полвека его имя литератора
и журналиста, богослова и философа, педагога и… нумизмата было почти забытым.
А
в конце XIX — начале ХХ века присутствие Розанова в русской
культуре чрезвычайно плотно, его имя постоянно встречается в письмах,
воспоминаниях и публикациях текстов того времени. После смерти Розанова,
несмотря на сложные исторические условия, в Москве и Петрограде образовались
кружки, которые включились в собирание материалов, связанных с жизнью и творчеством
писателя. Стало ясно, что из общественно-литературной жизни России ушел
человек, с которым связан целый пласт исторического бытия страны. В «Вестнике
литературы» (1921. №9) помещено объявление:
Розановский
кружок
(Письмо в редакцию)
В интересах жизни и творчества Василия Васильевича Розанова
организуется кружок по изучению Розанова, ставящий своей задачею: 1) собирание
всевозможных материалов о нем (статей, рецензий, воспоминаний и пр., как
печатных, так и рукописных), 2) составление исчерпывающего библиографического
указателя трудов Розанова и литературы о нем, 3) собирание писем его, по
возможности в подлинниках, или в копиях, 4) устройство вечеров и издание
сборников памяти Розанова, 5) устройство при музее «Дома Литераторов» особого
отдела имени Розанова.
В виду того, что подготовка издания сочинений Розанова уже
осуществляется в Москве проф. П.А.Флоренским, кружок, во избежание параллелизма
в работе и в связи с переживаемым издательским кризисом, пока не ставит своей
задачей издание полного собрания сочинений Розанова, но предполагает всемерно
содействовать осуществлению такового.
Кружок обращается ко всем лицам, располагающим письмами, статьями
и проч. материалами, имеющими отношение к жизни и деятельности В.В.Розанова, с
просьбой направлять их по адресу: Петроград, Дом Литераторов (Бассейная, 11).
Секретарю Кружка по изучению Розанова. Инициативная группа:
Андрей Белый, А.Волынский, Э.Голлербах, Н.Лернер, Виктор Ховин.
К
сожалению, работа была приостановлена новой властью почти сразу же — в
«Петроградской правде» появилась статья Л.Троцкого «Внеоктябрьская литература»,
в которой замечалось о «гниение интеллигентского индивидуализма». Отдельная рубрика
статьи была посвящена Розанову: «Мистицизм и канонизация Розанова», в которой
указывалось о «повальной нынешней канонизации Розанова». Вся статья лидера
торжествующей власти насыщена сомнительной логики аргументами, пафосом
страстного ниспровержения «гениальности» Розанова и его уничижения: Розанов — «червеобразный человек и писатель: извивающийся,
скользкий, липкий, укорачивается и растягивается по мере нужды — и как червь,
противен».
Но удивительно, что
вопреки хаосу и разрухе судьба авторского архива Розанова была на редкость
благосклонна и сохранила его в достаточной полноте. Этот архив, находящийся в
Российском государственном архиве литературы и искусства, сохраняет предметы,
которые Розанов оставил у себя еще пятнадцатилетним юношей. Письма товарищей по
гимназиям, конспекты изучаемых книг школьного периода, даже кондуиты, которые
он каким-то образом извлек из Нижегородской гимназии. Более — более: в его
домашнем архиве сохранились разнообразные билеты, записки на цены продуктов
голодного 1918 года, банковские чеки и пр. Разумеется, Розанов наверное в
максимальной полноте сохранил письма корреспондентов. Как журналист, как писатель
по такому жгучему вопросу, как судьба семьи в России, Розанов получал письма со
всей страны — от жен министров до последней женщины, решившей наложить на себя
руки. Розанову писали студенты, курсистки, и для этих пачек писем, как вспоминает
современник, у Розанова был отведен шкаф, где по алфавиту находились письма
молодежи. «Литература частных писем» всегда казалась ему самою интересною и дорогою
в виду того, что там находилась рукотворность человеческих дел. Характерна
розановская неприязнь к Гутенбергу, изобретателю печатного станка. Печатное
слово Розанов не любил, хотя вся жизнь его связана именно с печатью. Рукописность,
он говорил, — это след человека на земле, и когда ему приходилось «чистить»
свой архив, то он сохранял все написанное, рвал только свое, и то с болью.
Известно,
что Розанов был крупным коллекционером греческих и римских монет. Еще ранее —
он был и библиофилом. Дух собирателя изящных вещей ему очень знаком.
В
1914–1916 годах Розанов передал в Румянцевский музей часть писем из своего архива.
Все письма он тщательно отсортировал и велел переплести в черный коленкор с
заглавиями. Так появились более двадцати папок с надписями: «Письма авторов к
В.В.Розанову», «Письма профессоров…», «Письма А.С., А.А., М.А. и Б.А.
Сувориных…», «Письма братьев Цветаевых
Дмитрия и Ивана Владимировичей…», «Письма монашествующих к В.В.Розанову» и др.
Каждый набор писем Розанов предварял запиской-характеристикой корреспондента,
которые часто содержат бесценные и единственные сведения о них. К сожалению, работники
архива Российской государственной библиотеки, наследники Музея, расплели книги
Розанова, нарушив авторскую композицию. Иногда это потери, которые уже трудно
восстановить. Например, в переплете перед письмами А.Блока Розанов писал: «Александр Блок, прекрасный, “истинно русский”».
Следующая пачка писем посвящена В.Брюсову, и Розанов, продолжая сюжет, заметил:
«Валерий Брюсов. Совсем другой, чем Блок (страшноват)». К счастью, этот
переплет находится в РГАЛИ и не был подвергнут участи оказавшихся в НИОР РГБ.
И до сих пор ведутся поиски розановских автографов,
фотографий и других предметов, связанных с его личностью. Удивительно, что в
кругу книголюбов отношение к Розанову особенно любовное. Занимаясь уже более
тридцати лет Розановым и вожась (возиться) над его книгами ли, рукописями ли, я
ощущаю теплоту тех вещей, к которым притрагивались руки писателя. В моем
собрании находятся такие предметы, которые мне передали люди, только зная мое
отношение к герою. Так у меня появилась фотография, на которой Розанов снялся
20 апреля 1916 года в день 60-летия. Вообще Розанов не любил сниматься. Но для
своих друзей и вообще, «в такой день», Розанов снялся в двух, кажется, позах.
Фотография мне пришла от книголюба, вавилониста, из Ленинграда (было дело в
1983 году). На ней инскрипт: «Михаилу Михайловичу Тарееву на память. В.Розанов.
Хитрое лицо!». Года через два я был у своего друга на дне рождения. И вот,
вместо того чтобы получить от меня подарок, он вручает в дар мне непереплетенную
книгу Розанова «Литературные изгнанники» (СПб., 1913) с автографом на
шмуцтитуле: «Дорогому Михаилу Михайловичу Тарееву. В.Розанов. Карточка под 9-й
стр.». Тареев (1866–1934) — профессор Московской духовной академии, корреспондент
(1905–1916) и почитатель Розанова. В моих руках соединились два предмета, которые
не только тешат сердце любителя редкостей, но и помогают исследователю.
Оказывается, книга Розанова 1913 года была издана тиражом 600 экз. на тряпичной
бумаге и должна быть редкостью, но мы встречали ее в продаже очень часто.
Где-то был слух, что издатель сделал дополнительный тираж. Мой экземпляр книги,
который Розанов подарил Тарееву в 1916 году, был из древесной массы, т.е. из
дополнительного тиража (неизвестное количество).
Мне однажды преподнесли истинную жемчужину из
розановских автографов, надпись Розанова на обложке 3-го выпуска «Апокалипсиса
нашего времени»:
«Скорбному и тоскующему, как и я, Эрику Федоровичу
Голлербаху. Полная истина заключается в Мурахиной и в Голлербахе; самый великий
грех есть вместе с тем самая великая святость и “навозная жижица” (где плавают
золотые рыбки с “тем паче”) есть в то же время чистейший воздух. Amen.
В.Розанов. Жизнь святость грех смерть. Эллипс бытия». Богатая коллекция писем
Розанова к Голлербаху (1915–1918), изданная в Берлине в 1922 году, есть, может
быть, высшая степень откровения автора «о мире и о себе». Хотя в 1917 году,
когда он надписал столь лестные строки двадцатидвухлетнему юноше на последней
свой книге, Голлербах еще ничем не выделился из юношества. К своему зрелому возрасту
Розанов впервые получил дружбу молодых. Это были люди с юной душой (что особенно
ценил писатель), а не «перспективным будущим». Такова была и переводчица и
писательница Любовь Алексеевна Мурахина (1860–1919), пленившая его
целомудренной жизнью и образованностью. Так Розанов гордился и дружбой с
молодым Флоренским, С.А.Цветковым, В.И.Мордвиновой. Дружба с ними была некоторой отрадой «на закате дне» писателя, который
тоже не потерял юность души.
Очень интересное письмо от 6 апреля 1916 года к философу
Владимиру Францевичу Эрну (1882–1917). Он принадлежал к окружению
П.А.Флоренского, с которым Розанов состоял в переписке с 1903 года. Это, может
быть, единственное письмо писателя к философу.
Спасибо, дорогой Эрн1), за книгу
(«Фил‹ософия› Джоберти»). С такой радостью прочитал: «…дорогому В.В.». Мне этим
очень хочется быть. Вы лично мне — дорогой, а для России или, вернее, в России
— такой правильный весь, что среди русских безумно редкий.
О Шмидт я послал сегодня 2-ой фельетон в «Колокол» (синодально-миссионерская
газета).
Ох, устал.
В.Розанов.
А что такое было в пропущенных местах «Дневника» Шмидт?
И — что Вы думаете о «Фил‹ософии› творч‹ества›» Бердяева? Я о нем написал 3
фельетона: 2 в «Колоколе» и 1 в «Моск‹овских› Вед‹омостях›».
Все-таки он только высказывает и нигде не доказывает. И
я думаю, зовя нас к «величию», не зовет ли он к «вершинам» католичества? Все
это сомнительно; мне кажется, судьба Руси и Провидение ее — быть тихой и
незаметной (в тайне хорошо бы: «б‹ыть› милой и прекрасной»). «Вершины» вообще
опасны. И потому что «на вершине Бог». «Не подходи близко». Русь да будет
вечною ПРОВИНЦИЕЮ. Ей-ей это так. Кой-какая администрациишка. Наши
несовершенные суды, глуповатые и ленивые. Ей-ей, даже очень умным не надо быть.
Страшно. Пушкин и Лермонт‹ов› захотели быть очень умными и погибли так рано и
страшно. В.Р.
1)
безумная беспамятность на имена и отчества, а во «Всей Москве» Вас
почему-то нет (примеч. В.В.Розанова).
Немного комментария: упоминаемая книга Эрна об
итальянском философе Винченцо Джоберти (1801–1852) была издана в 1916 году в
Москве в знаменитом изд-ве «Путь». Местонахождение экземпляра с инскриптом
Розанову нам неизвестно. Отзыв на книгу «Из рукописей А.Н.Шмидт. С письмами к ней Вл. Соловьева»
(М., 1916) Розанов опубликовал в «Колоколе» (1916. 27 мая и 3 июня) под
заглавием «А.Н.Шмидт и ее религиозные переживания и идеи».
Розановский портрет работы И.Я.Пархоменко (1870–1940),
который хранится в Государственном литературном музее, также впервые ныне
публикуемый, создан в 1909 году. По поводу сеансов у художника Розанов написал
прелестный полуиронический очерк «Галерея портретов русских писателей г.
Пархоменко» (Новое слово. 1910. №5). Многие из них сохранились и опубликованы,
в том числе портреты Блока, Вяч. Иванова, Ремизова.