Елена Трофимова (Васина)
Тот самый Васин
Разговаривая как-то с поэтом Евгением
Рейном, я сказала, что мой отец был книжным графиком. Рейн, знаток и любитель
книг, оживился. «А как его фамилия?» — «Да ты вряд ли ее знаешь», — ответила я,
поскольку разговор происходил в конце 80-х. «Ну так все же?» — «Васин» —
сказала я. Тут Рейн выпучил на меня свои огромные черные глазищи и прорычал:
«Васин!!! Тот самый Васин!!!»
И рассказал, как знали и собирали его
книги, как любили его рисунки в «Огоньке» и «Неделе». Каким событием для
любителей книги 60-х был оформленный им томик Франсуа Вийона.
Александр Андреевич Васин. Каким он
был?
Теперь, когда я уже старше своего
отца, я смотрю на его жизнь иначе. И понимаю то, что по молодости лет понять не
могла.
Первое, что скажут люди, знавшие
Александра Васина, — это был очень веселый, артистичный человек. Легко
импровизировал, писал стихи, играл на фортепиано, пел, танцевал. Был душой
любой компании. Все делал очень легко. Работа была ему в радость и как будто не
доставляла никакого труда. Конечно, это было лишь внешнее впечатление. Но в те
годы мне так казалось.
Отец жил полно, радостно, но как-то
чрезвычайно быстро. Все уместилось в пятьдесят шесть лет.
Родился он 30 августа 1915 года в
городе Рязани. Умер в Москве 13 ноября 1971 года.
Путь в искусство начал издалека.
Сначала окончил архитектурно-строительньй институт. После него работал в
мастерской известного архитектора А.Бурова.
Началась война. Он служил в армии —
обучал курсантов военно-строительному делу. И рисовал, рисовал, рисовал… В
основном это были карикатуры. Их даже стали печатать в газетах.
Наконец он решился пойти в
«Крокодил», где работали его кумиры — художники Л.Бродаты, К.Ротов, молодой
В.Горяев. Там ему посоветовали поступать в художественный институт. А учиться
ему очень хотелось. Он всегда учился.
Поступив в Художественный институт
им. В.И.Сурикова, Александр Васин попал в мастерскую П.Я.Павлинова. Всю жизнь
он помнил слова учителя: «Что такое цельность в изображении? В рисунке — это
подчинение всех частей одной общей форме, одной идее, одному плану».
Большое влияние оказал на него и
замечательный график Л.Г.Бродаты. Лаконизм, острый линейный рисунок, ироничный
драматизм — это все его уроки.
Курс, на котором учился отец,
подобрался замечательный. Борис Маркевич, Марк Клячко, Николай Гришин. Судьба
соединила их в самом начале, сделав единомышленниками и друзьями. На всю жизнь.
Что объединяло всех этих молодых
людей, пришедших работать в книгу в начале 50-х?
Понимание книги как единого
организма, что было заложено еще в 30-е годы школой В.Фаворского. Суперобложка,
переплет, форзац, титул, заставки, концовки, сами иллюстрации и шрифт — все
должно быть подчинено одной пластической идее.
Рассматривая книги А.Васина, видишь,
что каждая из них сделана от начала до конца очень цельно. Но в то же время
оформление Франсуа Вийона стилистически отличается от иллюстраций к Бернарду
Шоу. Рисунки к Юрию Олеше не похожи на иллюстрации к «Живым и мертвым»
Константина Симонова. Разная литература требовала разнообразия манеры, техники.
И не только в иллюстрациях, но и в шрифте, в макете книги. Отец виртуозно писал
шрифт, собственноручно рисовал макет — от первой до последней страницы.
Рисовать он любил страстно. Никогда
не расставался с блокнотами и карандашами. Позже с фломастерами, которые он
обожал, как техническую «новинку», и добился большой виртуозности, работая ими.
Рисовал он везде: на собраниях, на улице, на пляже, в гостях и дома, даже перед
телевизором.
А летом на плече у него висел
маленький этюдник, который до сих пор хранит тепло его рук. Отдыхая в Паланге,
он каждый вечер ходил к морю и писал короткие закатные состояния, бесконечно
варьируя три основных отношения — небо, море и песчаный пляж. И снайперски
точно расставлял на нем крошечные фигурки людей.
Отец был восторженным, увлекающимся и
романтичным человеком. Влюбленность была его постоянным состоянием.
Но восторг перед женщиной — это
отдельная тема. Он считал, что ничего прекраснее и загадочнее женщины природа
не создала. В каждой из них он открывал нечто особенное, только ей одной
присущее. Обаяние, красоту, стать. Он поэтизировал женский образ в своих
многочисленных акварельных портретах.
Отец постоянно рисовал обнаженную
модель. В его наследии этих листов сотни. Это была его «потаенная любовь». Его
творческая лаборатория. В этих рисунках сконцентрировалось все его мастерство —
мастерство острой композиции, лаконичной линии, архитектоничности. Каждая
фигура — острый силуэтный знак, точно скомпонованный на листе. А живая,
трепетная линия — почти растворяется в белизне бумаги.
Рисунки «Ню», составившие экспозицию
выставки в зале журнала «Наше наследие», никогда раньше не выставлялись. Они
пролежали в папке на антресолях более 30 лет. Ведь не надо забывать, что в 60-е
годы обнаженная модель на выставки не попадала. Тема считалась почти запретной.
Отец в своих рисунках прежде всего
художник, пластик. И на решение пластической задачи он мобилизует весь свой
опыт и талант рисовальщика. В его работах нет ни капли пошлого эротизма. Он
готов повторить, вслед за Б.Пастернаком:
А я перед чудом женских рук,
Спины, и плеч, и шеи
Итак с привязанностью слуг
Весь век благоговею.
Хотя рисунки сделаны очень давно, они
удивительно точно передают характер и личность отца. Восторженность — в
неожиданных ракурсах и отточенных силуэтах. Энергичность — в звенящих на листе
линиях и пятнах. Мужественность — в сильных объемных формах. Любопытство — в
интриге между формой и контрформой. А в целом — радостный восторг. Так я сейчас
это понимаю и чувствую.
Пятьдесят шесть лет — недолгая жизнь.
Но художникам подарено великое чудо. Глядя на рисунки, вновь видишь ЖИВОГО,
умного и ироничного Александра Андреевича Васина.