Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 77 2006

Галина Власова

Фото Ирина Туминине, Владимир Теребенин

 

Школа художественного мастерства

 

У истоков Училища стоял зять Штиглица, известный государственный деятель А.А.Половцов, который взял на себя все организационные заботы по созданию нового учебного заведения. Он был бессменным руководителем Училища с момента основания и до последних дней своей жизни — Товарищем Почетного попечителя (А.Л.Штиглиц 4 марта 1877 года утвержден «Пожизненным Почетным попечителем» Училища), Председателем Совета Училища. Возглавляемая Половцовым Комиссия, в которую входили Н.Х.Вессель, П.А.Брюллов, Н.И.Макаров, Н.В.Исаков, Н.В.Набоков, Я.Т.Михайловский, А.В.Прахов и А.И.Кракау, 5 ноября 1877 года утвердила Устав С.-Петербургского Центрального училища технического рисования барона Штиглица1. Принятый Устав определил основную задачу Училища — обучать ученых рисовальщиков для ремесел и мануфактуры, а также учителей рисования и черчения, и кроме этого содействовать развитию художественных способностей рабочих и ремесленников. Согласно Уставу Училище находилось в ведении Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов.

Контролирующим органом являлся Совет училища, в обязанности которого входило избрание директора и инспектора, надзор за учебным процессом, хозяйственной и финансовой деятельностью. Совет был уполномочен вносить изменения в Устав, присуждать звания, выдавать дипломы о завершении образования, направлять отличившихся учащихся в пенсионерские поездки2. Первым директором Училища по рекомендации барона Штиглица Совет назначил талантливого архитектора и педагога Максимилиана Егоровича Месмахера, который занимал эту должность с 1877 по 1896 год. В разные годы членами Совета состояли известные представители государственной власти, промышленности и торговли, деятели науки и культуры, такие как вице-президент Академии художеств граф А.А.Бобринский, статс-секретарь, сенатор, министр иностранных дел князь А.Б.Лобанов-Ростовский, член Государственного Совета, попечитель и член Совета Александровского лицея генерал-лейтенант Н.А. Протасов-Бахметьев, гоф-мейстер Императорского Двора, Товарищ управляющего Государственным банком П.Х.Шванебах, граф П.С. Строганов, академик Петербургской Академии художеств М.Т.Преображенский, владелец чугуно-литейного и механического заводов Ф.К.Сан-Гали, живописец А.П.Боголюбов, скульптор М.М. Антокольский, известный живописец и коллекционер М.П. Боткин, архитектор А.Н.Бенуа.

В начале 1877 года для Училища был подобран участок земли в районе Соляного городка, который ранее был закреплен за Музеем прикладных знаний Русского технического общества в бессрочное пользование. По желанию барона Штиглица разработка проекта здания и руководство строительством были возложены на архитектора А.И.Кракау. Штиглиц хорошо его знал — в 1862 году Кракау построил для него на Английской набережной дворец в стиле венецианских палаццо эпохи Возрождения, а также церковь Святой Троицы в Нарве. Закладка здания Училища состоялась 1 июня 1878 года в присутствии великого князя Алексея Александровича.

Но еще до окончания строительства собственного здания 12 января 1879 года открылась Начальная школа рисования, черчения и лепления. В нее принимали детей в возрасте от 10 до 14 лет. При Школе была устроена форматорная (гипсомодельная) мастерская для изготовления учебных пособий — слепков с архитектурных орнаментов, античной скульптуры, объемных геометрических форм3.

Собственное здание Центрального училища технического рисования барона Штиглица было построено за два с половиной года. 29 декабря 1881 года состоялась торжественно обставленная церемония его освящения. Присутствовали великие князья Владимир Александрович и Алексей Александрович, министр финансов Н.Х.Бунге, министр народного просвещения А.П.Николаи, губернатор Санкт-Петербурга И.О. Лутковский, Академию Художеств представляли А.И. Резанов и Ф.И.Гордон, а Общество поощрения художеств — Н.Н.Островский, Д.В.Григорович и Е.Н. Сабанеев. Приехал из Москвы директор Строгановского училища А.Н.Оленин.

Учебный курс в Училище Штиглица состоял из общеобразовательных и художественных дисциплин. Программы и учебные планы по художественным предметам утверждались министром финансов, по общеобразовательным — министром народного просвещения. Общеобразовательный курс, рассчитанный на четыре года, включал следующие предметы: закон Божий, русская словесность, начертательная геометрия, теория перспективы и теория теней, всеобщая и русская история, история изящных и прикладных искусств, практическая эстетика, основы анатомии, основы химии и технологии, методика преподавания рисования, иностранный язык по выбору (немецкий или французский). К обязательным предметам в общехудожественных и специальных классах относились рисунок карандашом с гипсов и натуры, рисунок пером, отмывка тушью, акварель, живопись, черчение, съемка или обмеры различных предметов, рисование орнаментов, рисование живых цветов, лепка и проектирование образцов для художественной промышленности.

Все поступившие в училище делились на учеников и вольнослушателей.После первого года обучения учащиеся начинали осваивать избранную профессию, посещая специальные классы и мастерские. К 1903 году сформировались специальные классы: ксилографии и офорта (преподаватели В.В.Матэ, Н.З.Панов) майолики (Э.Я.Кремер), живописи на фарфоре (К.Пассе, Г.И.Кузик, К.И.Бренцен), тиснения кожи (Э.К.Вестфален), чеканки (И.А.Мурзанов), рисования образцов для ткацкого и ситценабивного дела (Ю.И.Яункальнин), декоративной живописи (Н.И.Блинов, М.Д.Салтыков), лепки (М.А.Чижов, М.Я.Харламов, театральных декораций (П.Б.Ламбин), керамики (К.И.Келер), резьбы по дереву (А.И.Адамсон, Г. де Камелли). Курс обучения в этих классах был рассчитан на два года. Нередко учащиеся посещали два или три класса одновременно, расширяя свой арсенал профессиональных навыков, осваивая способы обработки и декорирования различных материалов.

«Занятия начинались в 9 часов утра и кончались в 5 часов вечера. Ни минуты нельзя было опоздать в класс: двери закрывались и входить не разрешалось. По коридору расхаживал сам директор Месмахер, держа руки назад, его величественная фигура с большими пышными волосами напоминала льва. Опоздавшему ученику лучше было не попадаться ему на глаза», — вспоминал о годах учебы живописец-пейзажист А.А. Рылов, закончивший училище в 1891 году4. Строгий порядок, царивший в Училище Штиглица, отмечали многие. Так выдающийся русский художник Кузьма Петров-Водкин, который учился в 1895–1897 годах, писал: «Чистота коридоров и прекрасно оборудованных классов была невероятной для меня. Казалось, как же работать здесь, когда и пошевелиться страшно, чтоб не запачкать помещение. Казалось, что и порядок здесь должен быть особенный, по движениям служителей в темно-синих сюртуках, по рассчитанности их шагов, порядок предчувствовался, да он и был таким»5.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Училище Штиглица отличалось демократичностью. Сюда, в отличие от Академии художеств, принимали всех без различия сословий и пола, необходимо было лишь иметь знания в объеме первых четырех классов гимназии или реального училища и успешно выдержать экзамен по рисунку. Плата за обучение составляла 12 рублей в год. По решению Совета Училища ученикам предоставлялись бесплатные завтраки и обеды, а недостаточным учащимся выплачивались стипендии. Желая упрочить финансовое положение своего детища и дать ему возможность дальнейшего развития, Штиглиц в 1884 году, незадолго до смерти (24 октября 1884 года), завещал Училищу очень значительную сумму6. Новое пожертвование Штиглица сделало Училище самым состоятельным учебным заведением России. Стало возможным более свободное расходование средств на пополнение собраний библиотеки и музея училища, совершенствование учебного процесса, организации пансионерских поездок за границу и экспедиций по стране, приглашения талантливых педагогов, таких как В.Е.Савинский, Н.А. Кошелев, А.Н.Новоскольцев, Н.А.Бруни, М.А.Чижов. Заметный след оставили художники-передвижники М.П. Клодт и К.А.Савицкий, хотя преподавали в Училище не долго. Историю изящных искусств читал К.Д.Чичагов, курс орнаментов вели И.И.Термен и Э.К.Кверфельд, который сам был выпускником Училища. В 1884 году преподавателем класса офорта был приглашен известный гравер В.В. Матэ.

Большое внимание в учебной программе уделялось черчению. Первым начал преподавать эту дисциплину М.Е.Месмахер, который как архитектор владел им в совершенстве.

Максимилиан Егорович Месмахер до 1886 года также вел занятия в классе акварели. Работы, выполненные под его руководством, отличались мастерской лепкой форм, тонким колоритом, силой и чистотой тона. Блестящий рисовальщик, виртуозный акварелист, талантливый декоратор и знаток истории художественных стилей, Месмахер заражал своей энергией и страстью к творчеству учеников, которые отвечали ему почтением и любовью. «Властный, умный и энергичный человек… Он был строг и требователен, но в нем была простота в обращении, правдивость, искренность и справедливость» — так написала о своем учителе А.П. Остроумова-Лебедева7.

В классе акварели преподавали архитектор А.А. Парланд, живописец, реставратор, создатель театральных костюмов М.П.Клодт. В 1903 году помощником Парланда был назначен выпускник Училища Штиглица П.И. Долгов.

Для постановок в классе акварели использовались экспонаты богатейшего собрания Музея училища — рыцарские доспехи, украшенные глубоким травленым орнаментом или тончайшей гравировкой, чеканные шлемы-бургиньоты, старинные зеркала в оловянных ажурных оправах, расшитые золотными нитями и речным жемчугом кокошники и кички, парчовые, шелковые и бархатные ткани, серебряные кубки и чаши, китайские вазы-селадоны и другие памятники художественного ремесла и прикладного искусства прошлых веков.

Ежегодно в конце декабря Училище проводило отчетные выставки ученических работ, которые привлекали большое количество посетителей. Многие из представленных работ приобретались как любителями и коллекционерами, так и агентами предприятий и фирм.

По инициативе члена Совета Училища, председателя Императорской археологической комиссии зятя Н.М. и А.А. Половцовых графа А.А.Бобринского с 1896 по 1914 год издавались «Сборники классных работ», призванные «знакомить общество с задачами и работами Училища, а также создать учебное пособие для технических рисовальных школ и сборники образцов для художественно-промышленных производств»8.

Активная просветительская и пропагандистская деятельность Училища барона Штиглица привела к тому, что были открыты его филиалы: в Саратове — Боголюбовское рисовальное училище, в Иваново-Вознесенске — Рисовальная школа, в селе Красном Костромской губернии — Художественно-ремесленная мастерская золото-серебряного дела, в Нарве — Рисовальные классы при суконной и льнопрядильной мануфактуре. В этих филиалах преподавали выпускники Центрального училища технического рисования — В.В.Быковский, А.Н. Парамонов, В.П. Коренев, О. Грюн и другие.

На протяжении всей своей деятельности Училище принимало активное участие в международных выставках. Первой выставкой, которая принесла успех Училищу, была выставка предметов женского труда в Глазго в 1887 году. Затем были выставки в Праге, Чикаго, Вене, Париже и Копенгагене, на которых работы учеников неизменно привлекали к себе внимание новыми художественными идеями и высоким качеством исполнения.

Этому немало способствовало то, что учащиеся в конце 1890-х годов начали проходить производственную практику на промышленных предприятиях, таких, к примеру, как Прохоровская Трехгорная мануфактура в Москве, мебельная фабрика Ф.Мельцера в Петербурге, Императорский фарфоровый завод, ювелирная фирма К.Фаберже. Это начинание Училища Штиглица было поддержано Министерством финансов, которое 10 июня 1902 года утвердило новое «Положение о художественно-промышленных учебных заведениях», коренным образом изменившее программы обучения и «коим был окончательно узаконен принцип необходимости совместного теоретического и практического обучения в художественно-промышленных учебных заведениях»9.

Обучение в Училище завершалось выполнением проекта на заданную тему. Это мог быть проект царской кареты или письменного стола в различных стилях, ковров для храма Воскресения Христова в Петербурге, фарфорового столового сервиза, серебряного туалетного прибора или мебели для будуара. Ученики, прошедшие полный курс и успешно выдержавшие экзамены по общеобразовательным и художественным предметам получали диплом на звание художника по прикладному искусству. Тем из них, кто прошел педагогическую практику в Начальной школе Училища, вручались особые свидетельства, дающие право преподавания в средних и низших учебных заведениях. Выпускники Училища причислялись беспошлинно к сословию личных почетных граждан и пользовались по должности всеми правами Х класса Табели о рангах. Не окончившие полный курс, но прошедшие обучение во всех обязательных классах, кроме натурного, до 1904 года получали звания ученых рисовальщиков.

Центральное училище технического рисования барона Штиглица существовало сорок лет и за это время оставило значительный след в истории отечественной культуры. Его выпускники работали на Императорском фарфором заводе, (Э. Кремер, Р. Вильде, М. Куллер, М. Рафаэль и А.Лапшин), в ювелирной фирме Карла Фаберже, (И.Либерг, Е.Якобсон, О.Май и М.Муселиус), на Прохоровской Трехгорной мануфактуре, (О. Грюн), на Московской ситценабивной мануфактуре Н.Циндаля, (Е. Кузнецов), в московской ювелирной мастерской П.Овчинникова, (А.Миненко), на Невской обойной фабрике М.И.Лихачевой, (В.Морозов), в декорационной мастерской Императорского Мариинского театра, (П. Кундзин и М.Бобышев).

 

1 Устав С.-Петербургского Центрального училища технического рисования барона Штиглица. СПб., 1877.

2 Там же, параграфы 37-41.

3 РГИА. Ф.790. Оп.1. Д.20. Л.38.

4 Рылов А.А. Воспоминания. М., 1954. С. 30.

5 Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. СПб., 2000. С. 387-379.

6 Сумма, завещанная Штиглицем, известна в двух цифрах: на 24 октября 1886 г. она составляла 9690642 рубля серебром 32 коп. (см.: РГИА. Ф.790. Оп.1. Д.З70. Журнал Совета за 1878–1895 гг. Л.83); на 21 марта 1896 г. — 5748329 рублей серебром 29 коп. (см.: Там же. Д.43. Л.371). Вторая цифра представляется более убедительной.

7 Остроумова-Лебедева А.П. Автобиографические записки. Т. I-II. М., 1974. С.43.

8 Отчет о состоянии и деятельности Центрального училища технического рисования барона Штиглица и его отделений за 1897–1898 учебный год. СПб., 1899. С.12.

9 Ежегодник Министерства торговли и промышленности по вопросам художественно-промышленного образования. Вып.I. М., 1913. С.7.

Аллегория искусства на левой стороне фасада здания Училища. Скульптор М.А.Чижов

Аллегория искусства на левой стороне фасада здания Училища. Скульптор М.А.Чижов

Фигуры путти у основания фонаря перед зданием музея Училища

Фигуры путти у основания фонаря перед зданием музея Училища

Плафон вестибюля музея Училища. Фрагмент. Фото 1896 года. Прообразом декоративного решения интерьера послужил вестибюль палаццо Катальди в Генуе, оформленный Д.Качтелло во второй половине XVI века

Плафон вестибюля музея Училища. Фрагмент. Фото 1896 года. Прообразом декоративного решения интерьера послужил вестибюль палаццо Катальди в Генуе, оформленный Д.Качтелло во второй половине XVI века

Аванзал музея Училища с витринами экспозиции. Фото 1896 года. Интерьер Аванзала решен в стилистике Виллы Мадама в Риме, спроектированной в начале XVI века Рафаэлем

Аванзал музея Училища с витринами экспозиции. Фото 1896 года. Интерьер Аванзала решен в стилистике Виллы Мадама в Риме, спроектированной в начале XVI века Рафаэлем

Сосуд для воды и вина. Испания, Каталония. XVIII век. Прозрачное бесцветное стекло с полосами перекрещивающихся молочных нитей. ГЭ

Сосуд для воды и вина. Испания, Каталония. XVIII век. Прозрачное бесцветное стекло с полосами перекрещивающихся молочных нитей. ГЭ

Верхняя площадка Аванзала музея Училища

Верхняя площадка Аванзала музея Училища

Большой выставочный зал Училища. В центре Итальянская лестница

Большой выставочный зал Училища. В центре Итальянская лестница

Вид на Большой выставочный зал с Итальянской лестницы. Фото 1896 года. В центре скульптура барона А.Л.Штиглица работы М.М.Антокольского

Вид на Большой выставочный зал с Итальянской лестницы. Фото 1896 года. В центре скульптура барона А.Л.Штиглица работы М.М.Антокольского

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru