Евгений Пастернак
«У меня к Вам большая
просьба…»
Деловое письмо Б.Пастернака
После выхода в свет 11-томного
собрания сочинений Б.Л.Пастернака все более редкими становятся находки его
неизвестных текстов, в том числе инскриптов, писем и т.д. Тем более интересным
оказывается находящееся в собрании московских библиофилов А.А. и
С.А. Венгеровых «деловое письмо» Б.Пастернака, которое мы впервые
публикуем. Касающееся, казалось бы, исключительно локальной семейной проб-лемы,
оно ценно не только тем, что, как писал Пушкин, любая строка, написанная рукой
великого человека, драгоценна для потомства, но и тем, что приоткрывает
малоизвестные ныне стороны жизни советских писателей и их семей в послевоенные
годы. Прокомментировать письмо мы попросили сына поэта и наиболее авторитетного
издателя его произведений Е.Б.Пастернака, которого содержание этого отцовского
послания в официальные писательские инстанции непосредственно касалось.
За последние годы удалось опубликовать более 2000
писем Бориса Пастернака, большая часть вошла в четыре тома Полного собрания
сочинений, недавно вышедшего в издательстве «Слово». Тем не менее, к нашей
радости, находятся неизвестные, как, например, публикуемое письмо Пастернака к
оргсекретарю Союза советских писателей Сергею Николаевичу Преображенскому от 4
мая 1954 года.
В нем речь идет о нашей квартире в хорошо известном
москвичам «Доме Герцена» (Тверской бульвар, 25). Этот дом, бывший ранее зданием
Датского телеграфного общества, еще в 1920-е годы поступил в распоряжение
писательских организаций. В главном здании расположились различные отделы
канцелярии, столовая для членов союзов и ассоциаций и знаменитый ресторан,
описанный М.Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита» под названием «Грибоедов».
Зимой ресторан располагался в центральном зале самого здания, летом выползал на
террасу перед домом. Через некоторое время он перебрался на другую сторону
Пушкинской площади — пом-ню колоритную фигуру его директора, по прозвищу
«Борода», уже в ресторане, занимавшем нижний этаж в здании ВТО (Всероссийского
театрального общества).
Флигели и надворные постройки Дома Герцена с начала
двадцатых годов были определены под квартиры писателей, спланированные и
устроенные на ко-оперативных началах. Там, в частности, получили квартиры
Андрей Платонов, Свирский, Сергеев-Ценский, Соболев, Скосырев, Владимир
Луговской и многие другие. Некоторое время в начале 1930-х годов в правом крыле
жил О.Э.Мандельштам. Мальчишки жестоко смеялись над ним, когда он проходил по
двору своей характерной походкой с высоко поднятой головой. Борис Пастернак
поздно начал хлопотать о жилье в этом доме. Получив в 1929 году отказ на
просьбу о выделении квартиры в строящемся Литфондом кооперативном доме в
Нащокинском переулке (в котором получил квартиру Мандельштам), он не подымал
вторично свой жилищный вопрос. К новому 1932 году из Германии вернулись мы с
мамой, после восьмимесячного отсутствия. Тем временем отец женился на Зинаиде
Николаевне Нейгауз, и она с двумя детьми переехала к нему в перегороженную
комнату коммунальной квартиры на Волхонке, где раньше жили мы с отцом.
Разъехаться с нами было некуда. В этой крайности на помощь отцу пришли
известные тогда литераторы Иван Евдокимов и Владимир Слетов, согласившиеся
уступить часть отведенной им площади в Доме Герцена. Образовалась маленькая
квартира из двух смежных комнат общей площадью 28 метров, на первом этаже, в
нее проделали отдельный вход в углу двора, рядом с котельной. Два окна выходили
на Тверской бульвар, по которому с грохотом катили трамваи. Кухня с дровяной
плитой была темная.
Официальное получение еще недостроенной квартиры
состоялось в мае 1932 года. Через день после переезда, 24 мая, Пастернак писал
сестре Жозефине:
«Когда в 25-м году я писал Спекторского, я задумал
вторую часть повести в виде записок героя. Он должен был вести их летом в
городе, в мыслях я поселил его в нижнем этаже одного двухэтажного особнячка на
Тверском бульваре, где когда-то, кажется, помещалось датское консульство.
Сейчас лето, в окне Тверской бульвар, я пишу тебе из
этого самого помещенья. Жизнь обернула все так, что пришло время, когда в
полувоображаемое место полувоображаемого действия попал я сам.
Я переехал сюда позавчера, это две комнаты с еще
недоделанной ванной и непроведенным электричеством, временная квартирка,
предоставленная мне, Зине и ее детям Всероссийским Союзом писателей»1.
Часть лета Пастернак с семьей пробыл в Свердловске и
на озере Шарташ, по их возвращении ремонт был закончен. Этим занимался
Евдокимов, которого папа в дарственной надписи на книге «Воздушные пути» назвал
своим «спасителем». Но они недолго прожили в новой квартире, осенью туда
переселили нас с мамой, а отец вернулся на Волхонку, где освободившаяся после
отъезда его брата Александра Леонидовича Пастернака комната, изолированная от
шума коммунальной квартиры, была более удобной для его занятий и вместе с его
прежней давала возможность разместиться всем четверым членам семьи.
На Тверском бульваре мы прожили 23 года. Большая
комната стала мамочкиной мастерской, где она много и успешно работала. Это
помогло ей встать на ноги и пережить мучительный разрыв с отцом.
Он часто навещал нас и писал родителям в Германию:
«Сейчас был у Жени. Светло у них, чисто. Маленькие,
маленькие две комнаты. Молодцы они оба, как живут, как держатся […] и такими
сделала их печаль, моя и их, и то, что я им не мешаю быть естественными, как
мешал всегда ежеминутной ревнивой критикой…» (4 января 1933)2.
И вскоре более подробно:
«Женя хорошо справилась с прошлогодней печалью. Она
сумела создать у себя на Тверском настоящий уют и собрала вокруг себя много друзей
и знакомых, интересных и достойных из разных кругов общества. […] Она сделала
ощутительные успехи в рисованьи. Только теперь научилась она передавать живое
сходство в рисунке, и в какой-то манере, очень по своему благородству
особенной, хотя и робкой. Она перерисовала много военных из высшего командного
состава (целую академию). Она так неплохо нарисовала Пильняка и Веру Инбер, что
я сам предложил ей посидеть моделью для одного из ее заказов, и сделала она
меня не только лучше одного гравера [имеется в виду З.Горобовец], но лучше
всех, когда-либо рисовавших меня, за вычетом, разумеется одного тебя, папа» (6
августа 1933)3.
Мама в те годы участвовала в разных выставках,
получала заказы, в частности, тогда был сделан портрет А.И.Хачатуряна для ВСХВ.
К сожалению, портреты командования Бронетанковой академии, о которых папа писал
в письме, погибли, поскольку постепенно исчезали один за другим сами
портретируемые, с некоторыми из которых у мамы во время позирования
завязывались добрые отношения. Регулярно из окон комнаты писались пейзажи
Тверского бульвара — зимние, весенние, летние, с маленькими ампирными домиками
на заднем плане.
Ближайшим другом мамы стала в те годы Сарра Дмитриевна
Лебедева, замечательный скульптор, квартира и мастерская которой были недалеко,
сначала на Страстном бульваре, а потом на Тверской. Образовался кружок друзей:
актриса Нина Сухоцкая, племянница Алисы Коонен, художница Е.М.Фрадкина, жена
брата Н.Я.Мандельштам, Е.Я.Хазина и многие другие. Одна из них, певица Галина
Лонгиновна Козловская, вспоминала о своем знакомстве с мамочкой:
«Однажды днем я пришла в Дом Герцена к моим друзьям
Иосифу Уткину и его жене, моей подруге [Е.Х.Раковской]. И вдруг неожиданно
зашла к нам художница Евгения Владимировна Пастернак […] Она приветствовала
всех какой-то удивительной улыбкой, которая озарила ее лицо, прелестное и
своеобразное […] Какое-то время Евгения Владимировна участвовала в веселой
беседе, а затем вдруг умолкла. Я заметила, что она долго и сосредоточенно
рассматривала меня. Потом вдруг сказала, что должна написать мой портрет. И, не
обращая ни на кого внимания, тут же увлекла к себе в квартиру этажом ниже.
Две комнаты, выходившие окнами на Тверской бульвар,
были наполнены солнцем и светом, и в них ей, видимо, хорошо работалось.
Мольберты и подрамники стояли у стен, здесь было удивительно чисто, несколько
предметов старинной мебели придавали комнате вид легкого, ненавязчивого
изящества, — ни следа богемного неряшества и беспорядка. А сама хозяйка,
стройная и красивая, с особым разрезом казавшихся узкими глаз, с той же
белозубой улыбкой “взахлеб”, была прелестна и в полной гармонии со своим
жилищем.
Когда я проходила через первую комнату, худенький
мальчик лет десяти встал и вежливо меня приветствовал. Это был Женя, сын
Евгении Владимировны и Бориса Леонидовича. […] Женя тяжело переживала разрыв с
Пастернаком, и эту боль носила в се-бе до конца дней своих. Но оставленная жена
была художницей, и могу засвидетельствовать, что никогда ни у кого я не
встречала более глубокого понимания поэзии Бориса Леонидовича и более глубокой
любви к ней […] Я стала приходить почти каждый день позировать Жене. Скоро
модель стала другом, потом любовь и глубокая привязанность связали нас на всю
жизнь»4.
У нас дома устраивались рисовальные вечера, нанимали
натурщицу, приходили рисовать самые разные люди. Так завязалось знакомство с
летчиком и героем дальних перелетов Андреем Борисовичем Юмашевым, который
вскоре после войны снял мастерскую в доме Нирензее в Большом Гнездниковском
переулке фактически для Роберта Рафаиловича Фалька, которого боготворил. Там
изредка писал он сам, туда стала приходить мамочка, дружившая с Фальком еще со
времени ученичества у него в классе во Вхутемасе. Тогда Фальк сделал мамин
портрет серой акварелью, а из высокого окна мастерской мама написала пейзаж с
крышами домов по Тверскому бульвару. К этому времени относятся ее портреты:
Ольги Берггольц, Ксении Некрасовой, Зинаиды Кашириной, Л.А. и Е.И. Кассилей,
Е.Л.Красиной и многие другие, представлявшиеся, в частности, на выставке в
«Нашем наследии» в 1999 году к 100-летию со дня маминого рождения.
Тем временем население Дома Герцена постепенно
менялось. В 1934 году был создан Литературный институт, через несколько лет
получивший имя Горького. Заведение, вначале очень скромное, занимало несколько
комнат в главном здании. В 1937 году многие жители дома были арестованы,
освободившиеся квартиры занимали новые поселенцы. Так, вместо арестованного и
расстрелянного Ивана Катаева поселился поэт Лев Ошанин, будущий автор песен и
лауреат премий. Знаменитости, вроде Леонида Соболева, получали новые квартиры,
на их место поселялись новые жильцы. Соседи близко дружили друг с другом,
уезжая на дачу, оставляли квартиру на их присмотр, чтобы в случае
непредвиденной аварии или работ по проведению газа не надо было взламывать
двери и вызывать хозяев. Отец по-прежнему часто приходил к нам, при этом
неизменно навещал долго болевшего А.П.Платонова, сын которого был арестован в
конце 1930-х годов.
С расширением Литинститута и от-крытием при нем Высших
литературных курсов увеличился штат преподавателей. Для них нужны бы-ли
квартиры, студентам — комнаты в общежитии. Дом Герцена стали освобождать от
старых жильцов, были составлены списки очередности. Мамочка попала в первый
список на выселение весной 1954 года.
Я тогда служил в Кяхте — на границе с Монголией, мама
собиралась ко мне на лето. С приходом Хрущева армию начали сокращать, и у меня
крепла надежда на демобилизацию, к которой я рвался уже много лет. Болезненно
относившийся ко всяким просьбам у начальства, отец уступил маминым мольбам и
написал публикуемое здесь письмо. Ей не у кого было искать заступничества, и по
старой памяти она надеялась на то, что в Союзе писателей прислушаются к словам
Пастернака. Письмо подействовало, и маме дали отсрочку на год, в течение
которого периодически ей предлагали разные варианты, совершенно неприемлемые.
Мы переехали весной 1955 года, через несколько месяцев после моего освобождения
из армии и возвращения в Москву. Мама согласилась на квартиру в угловом доме на
Большой Дорогомиловской, недалеко от Киевского вокзала, с которого папа
регулярно ездил к себе в Переделкино, каждый раз заходя к нам по дороге.
Борис Пастернак - Письмо С. Н. Преображенскому
1 Пастернак
Б.Л. Полн. собр. соч. В 11 т. М.: Слово, 2005. Т.VIII. С.595.
2 Там же. С.647.
3 Там же. С.673.
4 Козловская
Г. Воспоминания об Алексее Федоровиче Козловском // Музыкальная академия.
1994. №3. С.55.