Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 75-76 2005

Н.В.Нагорский, А.П.Витушкин

 

Настоятели Исаакиевского собора

 

В Государственном музее «Исаакиевский собор», где снова звучит духовная православная музыка, служатся Божественные литургии, открыта выставка, посвященная памяти настоятелей храма-памятника.

 

В создании экспозиции приняли участие музеи, архивы Санкт-Петербурга, Институт истории материальной культуры РАН, Российская Национальная библиотека.

При советской власти в Исаакиевском соборе находился Государственный антирелигиозный музей, снова и снова доказывал вращение Земли вокруг своей оси маятник Фуко, а экскурсоводы рассказывали посетителям об антиреволюционной деятельности духовенства.

Два десятилетия назад маятник был снят, и под куполом храма вновь воспарил посеребренный голубь — символ Святого Духа.

Величественнейший памятник Русской Православной Церкви был освящен в честь прп. Исаакия далматского, день памяти которого приходится на день рождения императора Петра I. Как свидетельствует житие, Исаакий «был весьма дерзновенен за веру перед императором Валентом и предсказал ему гибель».

К освящению и открытию четвертого по счету Исаакиевского собора, начали готовиться заранее. Накануне были опубликованы Высочайше утвержденные церемониалы освящения и проезда их Императорских Величеств.

Без преувеличения можно сказать — это событие отмечалось как важнейший государственный праздник. Торжество началось в 9 часов утра, а завершилось парадом войск в 4 часа пополудни. Из Зимнего дворца прибыли императорская чета, члены августейшего семейства, свита, а также члены Государственного Совета, министры и сенаторы. Огромное количество народа заполнило площадь, соседние улицы и даже крыши ближайших домов. Вокруг собора были выстроены войска в полной парадной форме. В крестном ходе от Исаакиевского собора в Казанский участвовало духовенство петербургских храмов в белых золоченых облачениях.

После освящения главного алтаря собора в честь прп. Исаакия Далматского, которое совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников), августейшая чета и их приближенные под многоголосое пение хора совершили крестный ход вокруг собора. Сюда были принесены городские святыни: мощи св. блгв. вел. кн. Александра Невского из Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры, икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца из Николо-Богоявленского Морского собора, икона Казанской Божией Матери из Казанского собора, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радости» из Скорбященской церкви, образ Спасителя из храма Зимнего дворца. Завершение церемонии было отмечено салютом кораблей, выстроившихся на рейде Невы и украшенных разноцветными флагами.

Исаакиевский собор стал не только главным, кафедральным храмом Российской империи, но и духовным центром северной столицы. Божественные литургии в нем совершались с особой торжественностью, привлекая большое стечение верующих. Здесь отмечались такие празднества, как годовщины Ништадтского мира, Полтавской и Чесменской викторий, «чудесное спасение Руси от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков» (победа в Отечественной войне 1812 года).

Особо зрелищным было участие в молебнах на Исаакиевской площади овеянных воинской славой гвардейских полков. Под звуки серебряных труб и барабанов пешим и конным строем стекались на площадь мужественные измайловцы и семеновцы, кирасиры и гусары, кавалергарды и егеря. Как правило, воинские праздники завершались салютами и иллюминацией на Неве, Мойке и Фонтанке.

В числе воинских праздников почитались и «кавалерские». В день прославления св. блгв. вел. кн. Александра Невского, тезоименитного трем русским императорам, совершались многотысячные крестные ходы от Исаакиевского собора в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру. Вместе с духовенством и горожанами в этих процессиях шествовали кавалеры главных российских орденов, и среди них — кавалеры ордена св. блгв. вел. кн. Александра Невского с образами своего небесного покровителя.

С 1862 года в соборе прп. Исаакия Далматского начали чествовать память св. равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. После Божественной литургии проводилось торжественное собрание в Городской думе.

Величие и красоту Исаакиевского собора возвышали его драгоценные святыни. В их числе были крест с Животворящим Древом Господним и значительная часть мощей св. ап. Андрея Первозванного, присланные в 1833 году в дар Святейшему Синоду от Иерусалимского Патриарха Афанасия. Эти реликвии хранились на клиросах у главного алтаря храма. Император Александр II пожертвовал собору нерукотворный образ Спасителя с золотой ризой и изображением тернового венца работы Федота Ухтомского, принадлежавший Петру Великому.

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери (список древней иконы, возвращенной недавно в Тихвинский монастырь) прославилась чудесами в год освящения Исаакиевского собора. Она была перенесена в храм в 1859 году и продолжала служить источником исцелений и благодатных утешений. На икону была возложена золотая риза, украшенная драгоценными камнями.

 В год освящения храма был опубликован императорский указ о ношении настоятелями Исаакиевского собора митры подобно настоятелям Казанского и Петропавловского соборов. Митра — высокий головной убор высшего духовенства, надеваемый при полном облачении, напоминает одновременно и царскую корону Царя Небесного, и терновый венец Христа.

Более десяти столетий история Русской Православной Церкви тесно связана с историей России. Вместе с ней священнослужители переживали голод и разруху, войны и революции, сталинские репрессии и хрущевскую «оттепель». Как в зеркале отразилась в жизни, трудах и подвижничестве настоятелей храма прп. Исаакия Далматского судьба страны.

Превосходящий своей роскошью и размерами все столичные храмы, собор прп. Исаакия Далматского накладывал на настоятеля особую ответственность за его содержание и убранство, наличие всего необходимого для совершения богослужений. Ведение богослужебного журнала, хранение приходского архива, осуществление официальной церковной переписки, руководство Приходским советом, ежегодный отчет о состоянии прихода — это далеко не полный список обязанностей, возложенных на настоятеля.

Финансирование и государственное управление осуществлялось Министерством путей сообщений и публичных зданий. Ежегодно составлялось высочайше утвержденное постановление о расходах по собору.

Причт состоял из настоятеля, 3 священников, ключаря, протодиакона, 2 диаконов, 5 псаломщиков, 2 иподиаконов, 2 пономарей, 50 певчих и 16 звонарей. Причт Исаакиевского собора был больше, чем в других храмах Санкт-Петербурга, и в отличие от большинства храмов, получал казенное жалование.

Известнейший музыкант, директор Придворной певческой капеллы, автор музыки гимна «Боже, царя храни» А.Ф.Львов управлял хором, который состоял из 20 взрослых и 30 малолетних певчих, в том числе 12 басов, 12 теноров, 12 альтов и 14 дискантов. Большой популярностью пользовался обладатель феноменального баса протодиакон В.Н.Малинин.

По указу консистории церемониал освящения Исаакиевского собора был составлен протоиереем Андреем Иоанновичем Окуневым. Он же стал первым настоятелем храма.

Выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии, о. Андрей был блестящим педагогом, членом комитетов ряда учреждений Санкт-Петербургской епархии. Он издал десятитомный труд «О началах и распространении религии в пределах Санкт-Петербургской епархии», посвятив ему около 20 лет своей жизни.

Преемником о. Андрея Окунева и первым митрофорным протоиереем Исаакиевского собора стал Иоанн Дмитриевич Колоколов. В период его служения вносятся последние детали в убранство храма, изготавливается необходимая церковная утварь, живописные образа первого ряда главного иконостаса заменяются на мозаичные.

Протоиерей Иоанн был автором статей в журналах «Духовная беседа» и «Христианские чтения». Он был отмечен многими церковными и государственными наградами. После его кончины настоятелем в 1870 году был назначен протоиерей Петр Алексеевич Лебедев — духовный писатель, педагог, кандидат богословия, при котором широко развернулась издательская и благотворительная деятельность Исаакиевского собора: создано издательство «Кафедра Исаакиевского собора», открыта бесплатная столовая для бедных.

С января 1878 г. заведывание Кафедральным Исаакиевским собором перешло к Министерству внутренних дел и сохранялось за ним до октября 1917 года.

Под началом о. Иоанна в Исаакиевском соборе служил священником Платон Иванович Карашевич, сменивший протоиерея Лебедева после его смерти. Магистр богословия, церковный историк, он был назначен благочинным 25-ти церквей Санкт-Петербурга, награжден орденами и медалями.

Такой же яркой личностью был протоиерей Петр Алексеевич Смирнов, известный богослов, блестящий знаток Священного Писания и церковной истории, проповедник, первый редактор «Церковных ведомостей», автор многочисленных духовных трудов, переиздававшихся при его жизни и после кончины.

При пастырстве о. Петра и с разрешения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Палладия (Раева) в собор был перенесен чудотворный образ Корсунской Божией Матери, которая была домашней святыней придворного сановника Д.Л.Нарышкина.

Преемником прот. Петра (Смирнова) стал протоиерей Иоанн Антонович Соболев, при котором Исаакиевский собор отметил свой 50-летний юбилей.

Протоиерея Иоанна на кафедре Исаакиевского собора сменил прот. Александр Иванович Исполатов, член Духовной консистории. Он возглавил церковно-приходскую школу для бедных девочек, учрежденную графиней М.М.Орловой-Давыдовой и графиней Е.А.Воронцовой-Дашковой. Графиня Воронцова-Дашкова открыла также на Английской набережной убежище-мастерскую, где увечные воины обучались портновскому делу. Служение о. Александра совпало с торжественными (50-летие отмены крепостного права, 300-летие Дома Романовых) и трагическими событиями русской истории (революция 1905 года, русско-японская война и первая мировая война).

Наступило время нестроений и великой смуты, и как следствие этого — поиск Русской Православной Церковью своего места при новом общественном строе. Появляется церковный раскол — «обновленчество».

В этот период в Исаакиевском кафедральном соборе за одиннадцать лет сменились одиннадцать настоятелей. Их судьбы разительно отличаются от руководителей клира предшествующего периода. Одни из них, такие, как прот. Николай Григорьевич Смирягин и прот. Василий Николаевич Велтистов, стояли в стороне от противоборства, другие (прот. Леонид Константинович Богоявленский) становятся сторонниками вновь избранного Патриарха Тихона. Третьи — и их было большинство — примыкают к числу «обновленцев».

С первых дней революции 1917 года усугубляется конфликт между Церковью и новым руководством страны. Храмы и монастыри лишаются своих наделов, закрываются домовые церкви. Декрет «От отделении церкви от государства и школы от церкви» лишил Церковь прав юридического лица. Управление Исаакиевским собором перешло в ведение Комиссариата народных имуществ, но фактически собор был предоставлен самому себе, поскольку его казенное финансирование прекратилось.

Очередное наступление на священнослужителей начинается в период голода в Поволжье. В феврале 1922 года обнародуется декрет ВЦИКа об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих, который на деле предоставлял местным властям полную свободу действий. Повсюду появляются плакаты, сообщающие об ужасах голода и пресыщенности духовенства. Эти события непосредственно коснулись и самого благолепного из храмов России.

Члены комиссии по изъятию ценностей появились в Исаакиевском соборе в мае 1922 года. Их не интересовали иконы, представляющие художественную и историческую ценность. Все внимание было уделено драгоценным камням и металлам. Церковная утварь изымалась на вес. Только за два дня было реквизировано около 50 килограммов золота, более двух тонн серебра, 796 драгоценных камней, золотая риза с иконы Тихвинской Богоматери и многие другие предметы. 23 июля 1922 года автокефальный причт собора был распущен.

В это же время не без содействия властей был организован «обновленческий» раскол. В Москве проводится съезд обновленческого духовенства, активно поддерживающего советскую власть. «Обновленцам» официально начинают передавать православные храмы.

Череда трагических судеб настоятелей Исаакиевского собора начинается с прот. Леонида Константиновича Богоявленского, который чудом избежал расстрела. С началом Первой мировой войны о. Леонид, будучи настоятелем Князь-Владимирского собора, организовал при нем приходской лазарет. По предложению митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина II (Казанского) он был назначен на кафедру Исаакиевского собора.

В 1918 году протоиерея Леонида арестовали, но вскоре отпустили. По делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей» он был приговорен к высшей мере наказания, которую заменили пятью годами лишения свободы; через год о. Леонида был освобожден по амнистии. В 1926 году его снова обвинили «в содействии борьбе против революционного движения и рабочего класса при царском строе». За недостаточностью улик это дело было прекращено. Наконец, в 1935 году прот. Леонида был сослан в Казахстан и спустя два года расстрелян «за проведение антисоветской агитации и религиозной пропаганды».

К концу 1922 — началу 1923 года обновленцам передали две трети из действовавших храмов, в том числе Исаакиевский собор.

Судьба священнослужителей «обновленцев» была сложной, противоречивой и трагичной. Поддержка новой власти для многих из них не стала защитой от гонений и репрессий.

Недолгий срок — с 1923 по 1924 год — храм возглавлял прот. Николай Федорович Платонов, с 1934 года — митрополит (обновленческий) Ленинградский. В 1939 году он был лишен сана за публикацию антирелигиозной статьи в «Известиях», в которой отрекался от Бога и религии. Некоторое время он работал научным сотрудником Государственного музея истории религии и атеизма (бывшего Казанского собора). В годы блокады принес покаяние и воссоединился с Русской Православной Церковью как мирянин.

За выступления с антирелигиозными лекциями лишен был сана и настоятель собора прот. Павел Порфирович Чуев. Дальнейшая его судьба неизвестна, так же как и последние годы жизни прот. Дмитрия Феофановича Стефановича. В 1926 году настоятелем храма прп. Исаакия Далматского становится один из идеологов обновленчества прот. Александр Иванович Боярский (Сегенюк). Он неоднократно подвергался арестам, в 1936 году был приговорен к пяти годам заключения и через год расстрелян.

Имеются косвенные доказательства об аресте и расстреле прот. Петра Николаевича Никольского, настоятеля Исаакиевского собора с октября 1927 по март 1928 года. Наконец, неизвестна судьба последних настоятелей собора — прот. Льва Михайловича Теодоровича и прот. Григория Андреевича Шевлягина.

14 июля 1928 года здание Исаакиевского собора было передано Главнауке для организации антирелигиозного музея, и он на долгие десятилетия перестал быть действующим храмом.

Благодатным знамением для Санкт-Петербургской епархии стало обретение мощей св. блгв. вел. кн. Александра Невского в 1989 году, всенародное прославление св. блаж. Ксении Петербургской и св. прав. Иоанна Кронштадтского — молитвенников и покровителей нашего города. Это произошло в период служения на Петербургской кафедре митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), избранного позже Поместным собором Патриархом Московским и всея Руси. Его достойным продолжателем стал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев).

С именами Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Иоанна связано возобновление богослужебной деятельности Исаакиевского собора. Свою первую литургию в сане Патриарха совершил здесь Алексий II в сослужении петербургского духовенства 17 июня 1990 года. Так Святейший прощался с полюбившейся петербургской паствой, о которой не перестает заботиться по сей день.

Собор прп. Исаакия Далматского возродился, и вместе с ним возродились традиции настоятельства. В 1992 году настоятелем собора стал митрофорный протоиерей Борис Михайлович Глебов. В 1998 году митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром он был назначен настоятелем собора свв. апп. Петра и Павла в Петропавловской крепости. В 1999 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил протоиерея Бориса Глебова орденом св. блгв. кн. Даниила Московского II степени.

Учитывая важность Санкт-Петербургской кафедры и особый статус Исаакиевского собора, в 2002 году его настоятелем был назначен нынешний глава епархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров).

Свое служение будущий митрополит начинал в 1952 году псаломщиком в Алма-Атинском Никольском Кафедральном соборе. Там же был рукоположен в сан диакона, а затем — священника.

В 1962 году о. Владимир был пострижен в монашество и решением Священного Синода назначен заместителем начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В том же году он был возведен в сан архимандрита и командирован наблюдателем на первую сессию Второго Ватиканского собора.

Архимандрит Владимир был рукоположен в сан епископа Звенигородского и назначен представителем Московского Патриарха при Всемирном Совете Церквей в Женеве. В 1964 году он назначается епископом Воронежским и Липецким, а в 1965 — представителем Святейшего Патриарха Московского при Блаженнейшем Патриархе Антиохийском и всего Востока.

С 1973 года архиепископ Владимир был переведен в Иркутскую и Читинскую епархию с временным управлением Хабаровской и Владивостокской епархией. Под его началом находились города от Иркутской области до Курильских островов, а также Якутия, Бурятия и вся северо-восточная область России до китайской границы.

Сразу после своего избрания на Патриарший престол Святейший Патриарх Алексий II в июне 1990 года посетил Ленинград. Его Святейшество возглавил торжества по случаю канонизации св. прав. Иоанна Кронштадтского и совершил в Исаакиевском соборе первую за годы советской власти литургию. За этим богослужением в числе других архиереев Патриарху Алексию II сослужил и архиепископ Псковский и Великолукский Владимир. Спустя пять с половиной лет северная столица встретила Владыку Владимира уже как правящего архиерея.

В марте 1992 года архиепископ Владимир в Кремлевском Успенском патриаршем соборе был возведен в сан митрополита, и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II промыслительно надел на его голову свой белый клобук, в котором служил на Санкт-Петербургской кафедре.

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 26 и 27 декабря 1995 года Пресвященный митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. Достойное служение на благо Русской Православной Церкви и нашего Отечества митрополита Владимира отмечено многими высокими церковными и государственными наградам, в том числе орденом св. ап. Андрея Первозванного «За веру и верность».

Усилиям митрополита Владимира появилось распоряжение губернатора города от 2 апреля 1998 года о совершении в Исаакиевском соборе восьми богослужений в год. В этом году в день поминовения прп. Исаакия Далматского был торжественно отмечен 140-летний юбилей со дня освящения Исаакиевского собора. Впервые за многие годы в этом храме было совершено архиерейское богослужение с крестным ходом. Торжественная литургия стала началом духовного возрождения бывшего Кафедрального собора Российской империи.

Спустя два года перед Рождественским богослужением был торжественно освящен престол в главном алтаре храма, а в 2002 году возобновились богослужения в северном приделе, освященном во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского, небесного покровителя Санкт-Петербурга. В этом же году была возвращена в храм прп. Исаакия Далматского покровительница Северо-запада России, икона Тихвинской Божией Матери.

В Исаакиевском соборе возродилась богослужебная жизнь, совершаются Божественные литургии по воскресным дням, двунадесятым и великим праздникам, в родительские субботы, а также в дни поминовения местных святых и чудотворных икон.

Горожане и гости Санкт-Петербурга охотно посещают этот неповторимый по изысканности и пышности убранства храм. Одни знакомятся здесь с уникальными произведениями искусства, другие устремляются душой к Богу. Подавляющее большинство его посетителей воспринимает Исаакиевский собор и то, что в нем происходит, как нечто единое, цельное. Действительно, как и во всех крупнейших храмах мира, здесь не существует преград для одновременного осуществления богослужений и проведения экскурсий. В существовании Исаакиевского собора как православного храма и объекта музейной деятельности нет и не может быть противоречий. И это еще раз подтвердила выставка «Настоятели Исаакиевского собора. 1858–2005», в создании которой, наряду с государственными музеями, библиотеками и архивами приняли участие Санкт-Петербургское Епархиальное управление (Московский Патриархат), Санкт-Петербургская Духовная Академия и Семинария, а также Князь-Владимирский собор.

 

Настоятели кафедрального Исаакиевского собора: 1858–2005

 

1858–1860 гг.

Окунев Андрей Иванович

(7 августа 1794 — 22 декабря 1860.,С.-Петербург, Смоленское Православное кладбище)

Магистр богословия Санкт-Петербургской Духовной академии

 

1860–1869 гг.

Колоколов Иоанн Дмитриевич

(1799 — 10 декабря 1869 г. С.- Петербург)

Протоиерей

 

1870–1884 гг.

Лебедев Петр Алексеевич

(13 января 1807 — 2 сентября 1884 ., С.-Петербург., Свято-Троицкое кладбище в Ораниенбауме ).

Кандидат Санкт–Петербургской Духовной академии. При нем в 1883 г. была открыта на добровольные взносы прихожан бесплатная столовая для бедных.

 

1884–1886 гг.

Карашевич Платон Иванович

(18 ноября 1824 г — ум. 16 февраля 1886 г. С. –Петербург, Смоленское Православное кладбище ).

Магистр Санкт-Петербургской Духовной академии. В 1856 г. определен священником Исаакиевского собора духовником, с 1884 — настоятелем

 

1886–1897 гг.

Смирнов Петр Алексеевич

(11 марта 1831 г. город Мышкин Ярославской губернии — 8 декабря 1907 г.

С.-Петербург (?))

Магистр Санкт–Петербургской Духовной академии, редактор «Церковных ведомостей», богослов, замечательный знаток Священного Писания и церковной истории, блестящий оратор, опытный педагог

 

с октября 1897 г.

Соболев Иоанн Антонович

(12 апреля 1829 — до ноября 1909 г. С.-Петербург)

Кандидат Санкт-Петербургской Духовной академии

 

С 6 ноября 1909 г.

Исполатов Александр Иванович, протоиерей

(10 ноября 1835г. С.-Петербург — ?)

 

с 1917 г.

Смирягин Николай Григорьевич

(2 февраля 1844 г. С.-Петербург — ?)

протоиерей

 

март — май 1922 г.

Богоявленский Леонид Константинович, протоиерей

(15 августа 1871 г. [в метрике указан 1872 г.], Инсар, Пензенской губернии- расстрелян 23 ноября 1937 г., Кустанай)

 

Май — 23 июля 1922 г.

Балыков Петр Павлович

(1 февраля 1892 (?))

 

Июль 1922 –18 марта 1923 г.

Велтистов Василий Николаевич

(27 марта 1854 г., Юрьбевский уезд, Костромской губернии -? )

 

Март 1923 –1924 г.

Платонов Николай Федорович

(12 ноября 1889 — 5 марта1942г. Ленинград)

 

Июль 1924 — январь 1925 г.

Чуев Павел Порфирьевич

(1889 (?) Воронежская губерния -)

 

1925 г.

Стефанович Дмитрий Феофанович

(12 мая 1876 г. Гадячский уезд, Полтавской губернии — ?)

 

Январь — август 1926 г.

Боярский (Сегенюк) Александр Иванович

(1885 — 9 сентября 1937г.)

 

Август 1926 — 3 октября 1927 г.

Теодорович Лев Михайлович

(12 февраля 1867 г. Волынская губерния — (?))

 

Октябрь 1927 — 9 марта 1928 г.

Никольский Петр Николаевич

 

Март — июль 1928 г.

Архиепископ Геронтий

(в миру Шевлягин Григорий Андреевич)

(22 октября 1893 — ? )

 

С 1928 до 1990 г. — служб не проводилось

 

С 1990 по 2001 г.

Глебов Б., протоиерей

 

с 2002 г.

Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

(мирское имя — Владимир Саввич Котляров)

(27 мая 1929 г., Актюбинск)

Архиерейская митра. XX век. Из личных вещей митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира

Архиерейская митра. XX век. Из личных вещей митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира


Неизвестный мастер. Печать Исаакиевского собора. XIX век. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»

Неизвестный мастер. Печать Исаакиевского собора. XIX век. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»


Я.П.Серяков.  Св. прп. Исаакий Далматский. Около 1858 года. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»

Я.П.Серяков. Св. прп. Исаакий Далматский. Около 1858 года. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»


Проповедь протоиерея Исаакиевского собора Платона Травлинского. Издание «Кафедры Исаакиевского собора». Российская национальная библиотека

Проповедь протоиерея Исаакиевского собора Платона Травлинского. Издание «Кафедры Исаакиевского собора». Российская национальная библиотека


Церемониальное шествие цехов со значками после торжественного богослужения в Исаакиевском соборе. 1896. Российская национальная библиотека

Церемониальное шествие цехов со значками после торжественного богослужения в Исаакиевском соборе. 1896. Российская национальная библиотека


Протоиерей П.А.Лебедев

Протоиерей П.А.Лебедев


Протоиерей И.А.Соболев

Протоиерей И.А.Соболев


Церемония освящения Санкт-Петербургского Кафедрального Исаакиевского собора 30 мая 1858 года. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»

Церемония освящения Санкт-Петербургского Кафедрального Исаакиевского собора 30 мая 1858 года. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»


Протоиерей П.А.Смирнов

Протоиерей П.А.Смирнов


Протоиерей Л.К.Богоявленский

Протоиерей Л.К.Богоявленский


Икона «Воскресение – Сошествие во ад». Вторая половина XIX века. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»

Икона «Воскресение – Сошествие во ад». Вторая половина XIX века. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»


В.Алексеев. Проповедь священника Исаакиевского собора Д.Ф.Стефановича в полицейском участке в годы Первой мировой войны. 1950-е годы. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»

В.Алексеев. Проповедь священника Исаакиевского собора Д.Ф.Стефановича в полицейском участке в годы Первой мировой войны. 1950-е годы. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»


Венчальные иконы семьи Богоявленских. Образ Спасителя и Божией Матери в серебряных окладах. Конец XIX–начало XX века. Князь-Владимирский собор

Венчальные иконы семьи Богоявленских. Образ Спасителя и Божией Матери в серебряных окладах. Конец XIX–начало XX века. Князь-Владимирский собор


Мастерская И.М.Малышева. Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Последняя четверть XIX века. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»

Мастерская И.М.Малышева. Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Последняя четверть XIX века. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»


Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир


Протоиерей Борис Глебов

Протоиерей Борис Глебов


Икона Тихвинской Божией Матери. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»

Икона Тихвинской Божией Матери. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»


Панагия. XX век. Из личных вещей митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира

Панагия. XX век. Из личных вещей митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира


Архиерейский  крест. XX век. Из личных вещей митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира

Архиерейский крест. XX век. Из личных вещей митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира


Архиерейское облачение. XX век. Из личных вещей митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира

Архиерейское облачение. XX век. Из личных вещей митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира


 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru