Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 75-76 2005

Н.П.Иванов, И.В.Тетерина, Е.О.Штиглиц.

 

Летний сад. Возрождение памятника

 

Летний сад — ровесник С.-Петербурга и самый ранний образец нового для России садово-паркового искусства, дошедший в наиболее полном виде до наших дней. Это особое место не только для петербуржцев, но и для всех людей, кто ценит историю и культуру России. Поэтому проблемы, стоящие перед Летним садом, сегодня не могут не волновать и требуют принятия самых серьезных и своевременных решений.

Уникальный, даже для своего времени, любимый «парадиз» Петра I, Летний сад создавался вместе с новой столицей. Над его обликом трудились великие мастера: Я.Росен, Д.Трезини, Ж.Б.Леблон, М.Земцов, Ф.Б.Растрелли, Ю.М.Фельтен, Л.И.Шарлемань. В своем развитии он прошел путь от скромного голландского сада до великолепной парадной резиденции. Заключительным аккордом в формировании композиции сада стало возведение в 1780-х гг. величественной Невской ограды, сменившей старые петровские галереи.

Разрушительное наводнение 1777 г. нанесло значительный урон регулярной парадной композиции. Уже к концу столетия облик сада начинает меняться. Разбирают садовые сооружения: фонтаны и беседки, павильоны и каскады, людские покои и оранжереи. При этом старый сад не изменили полностью, не превратили в пейзажный парк с витиеватыми дорожками, как это произошло с другими регулярными садами Петербурга, а наоборот, постарались сохранить прежний образ сада: систему аллей и площадок, зеленый массив, а также самые значимые постройки: Летний дворец и Грот. На акварелях первой половины XIX в., изображающих Летний сад, можно видеть сохраняющиеся высокие шпалеры вдоль аллей и стоящие перед ними мраморные скульптуры. Столь бережное отношение стало настоящим подарком судьбы для Летнего сада и связано, безусловно, с сохранением памяти о Петре Великом.

Научные исследования Летнего сада начала еще в 1930-х гг. создатель ленинград-ской школы ландшафтных архитекторов профессор Н.Б.Дубяго, посвятившая ему отдельную монографию. Она же стала автором первого проекта реставрации Летнего сада, проводившейся после войны в 1946–1950 гг. Позже, в 1970–80-е гг., одновременно с реставрацией Летнего дворца и первыми археологическими исследованиями на территории сада ландшафтным архитектором Н.Е.Тумановой были разработаны проектные предложения, предусматривающие частичное восстановление «садовых затей» и фонтанов. Проект осуществлен не был.

Недавно прошедший 300-летний юбилей еще раз напомнил о проблемах, стоящих перед старейшим садом России.

Передача в 2004 г. Летнего сада и Домика Петра I на Петровской набережной Государственному Русскому музею — знаменательный этап в жизни этих уникальных памятников. Сегодня ГРМ выступает заказчиком проектных и реставрационных работ. Появилась возможность комплексно подойти к решению всего спектра проблем, связанных с реставрацией и дальнейшей эксплуатацией этих неординарных памятников садово-паркового искусства и архитектуры Петербурга XVIII–XIX вв.

Русский музей так определил основные положения Концепции реставрации Летнего сада:

«1. Необходимость реставрации обусловлена постепенной утратой Летним садом признаков, присущих художественному памятнику: стилистической определенности, завершенности образа, черт исторической достоверности. При этом речь не идет о возвращении ему облика на какой-то условный “период расцвета”. Реставрационные мероприятия должны лишь переместить художественные акценты таким образом, чтобы сделать более наглядным прошлое памятника, замаскированное не столько временными наслоениями, сколько общей деградацией сада.

2. В соответствии с Законом об объектах культурного наследия и учитывая историко-художественную значимость изменений, на протяжении трехсот лет вносимых в облик сада разными эпохами, намеченные реставрационные работы базируются на приоритете сохранения подлинности, историко-культурной ценности памятника.

3. Проект должен включать комплексную реставрацию Летнего сада, как памятника ландшафтной архитектуры, с воссозданием ряда объектов исторически существовавших на его территории, с музеефикацией наиболее сохранившихся элементов, обнаруженных при археологических раскопках, реконструкцию инженерной и хозяйственной инфраструктуры и сохранение зеленого массива сада».

Генеральная проектная организация: ГУП Институт «Ленпроектреставрация» (директор А.Г.Белов) совместно с компанией «Рест-Арт-Проект» (директор и главный архитектор проекта Н.П.Иванов) работают над этой темой с 2002 г. За это время проработана концепция возрождения Летнего сада и выполнен в деталях эскизный проект.

Летний сад уже давно находится в состоянии медленного угасания. Связано это с не-отвратимым процессом старения и деградации, которому подвержены все произведения ландшафтной архитектуры. Старые деревья выпадают, и процесс этот только продолжает набирать силу.

По данным обследования, проведенного в 2000 г. более 80% деревьев находятся в неудовлетворительном состоянии. Бессистемные посадки XIX и XX веков привели к переуплотненности зеленого массива, и как следствие деревья болеют, не могут нормально развиваться, мешая друг другу и не позволяя расти газонам.

Давно назрела необходимость замены инженерных сетей. Остро стоит вопрос о реконструкции Хоздвора, построенного в 1970-е гг., и находящихся на его территории общественных туалетов и трансформаторной подстанции.

Необходима комплексная реставрация уникальных памятников архитектуры, находящихся на территории Летнего сада: Летнего дворца, Кофейного и Чайного домиков, оград Фельтена и Шарлеманя.

Не хватает помещений, необходимых для экскурсионной, музейной, выставочной и научной работ, размещения технических служб.

Сегодня Летний сад во многом утратил свои характерные черты. По сути своей — это городской сквер, необычайно растянутый и монотонный, особенно в части Второго Летнего сада. Сейчас мало что напоминает о том великолепном, грандиозном ансамбле дворцов, фонтанов и павильонов, каким представал Летний сад на протяжении почти всего XVIII в., изумляя всех, кому посчастливилось его видеть.

Уникальная петровская коллекция итальянской мраморной скульптуры XVIII в. гибнет на открытом воздухе. Дальнейшее сохранение подлинников возможно только в закрытом музейном помещении после проведения необходимых реставрационных работ.

Знаменитая Невская ограда архитектора Фельтена стоит уже более полутора сот лет в искаженном виде. Когда-то эта великолепная декорация задумывалась как лицо сада, смотрящее на Неву через прозрачные ажурные ворота, стоящие против трех главных аллей. Сейчас же аллеи упираются в гранитный цоколь, и сад остается отрезанным от просторов Невы.

Совершенно очевидно, что давно уже назрело принятие самых неотложных мер, необходимых не только для решения текущих проблем, но, что еще важнее, для сохранения Летнего сада как памятника садового искусства для будущих поколений.

Есть два принципиальных подхода. Один из них состоит в поддержании сегодняшнего состояния, в пассивном ожидании дальнейшей деградации сада.

Нам представляется, что наиболее правильным будет другой подход. Он заключается в регенерации, возвращении Летнему саду его самобытных черт, в последовательном внедрении в сохранившуюся историческую архитектурно-планировочную структуру сада некоторых из утраченных элементов регулярной композиции — шпалер, фонтанов, беседок, павильонов и других садовых затей, без которых сад не сможет ни приобрести характерный облик сегодня, ни увидеть будущее, когда остро встанет вопрос о полной смене древесных насаждений. Причем только тогда будет возможно окончательное восстановление исторического образа Летнего сада. И сделать это будет уже не так сложно, потребуется лишь посадка подготовленных в питомнике молодых деревьев. Только этот путь способен бесконечно продлить жизнь уникального памятника садового искусства.

 

Суть решений, представленных в эскизном проекте:

 

— Завершение археологических исследований Летнего сада.

— Проведение комплексных реставрационных работ на всех памятниках архитектуры, в том числе Летнем дворце, Кофейном и Чайном домиках, оградах Фельтена и Шарлеманя.

— Проведение мероприятий, направленных на оздоровление зеленых насаждений: лечение больных деревьев, формирование шпалер, необходимых для создания боскетов, — основных структурных элементов регулярного сада, создающих необходимый фон для мраморной скульптуры.

— Реконструкция существующих и прокладка новых инженерных сетей.

— Работы по вертикальной планировке предусматривают общее понижение отметок аллей и площадок на 10-15 см, прокладку дренажей, так как завышение этих отметок при последних ремонтах привело к застаиванию воды и заболачиванию части газонов.

— Консервация петровских фонтанов, обнаруженных при археологических исследованиях. Музеефикация фонтанов «Лакоста» и «Фаворитка» в Зеленых кабинетах — археологических памятниках Петровской эпохи.

— Восстановление исторического облика южного фасада Летнего дворца: раскрытие кирпичных отмосток и Гаванца (на 1/3 глубины). По проекту он остается сухим.

— Восстановление композиций четырех главных боскетов: «Крестовое гульбище», «Менажерийный пруд», «Птичник» и «Французский партер», с сохранением памятника И.А.Крылову на историческом месте.

— Восстановление девяти действующих фонтанов: на главной аллее, в партере у Лебяжьего канала и в Аптекарском огороде.

— Подлежит уточнению порядок расстановки мраморных скульптур на аллеях и площадках в соответствии с традицией формирования тематических групп, как было при Петре I. Подлинную скульптуру в целях ее сохранения от разрушающего воздействия атмосферы необходимо экспонировать только в закрытом помещении, а в саду установить точные копии.

— Восстанавливается большой партер у Лебяжьего канала.

— Бывший Поперечный канал, служивший границей между Первым и Вторым Летними садами, обозначается в виде пониженного газона — буленгрина, с деревянными мостиками.

— Во Втором Летнем саду восстанавливается Лабиринт, Малая оранжерея с Аптекарским огородом, а также проводится реконструкция Хоздвора.

— Возвращается исторический облик Невской ограде.

По заказу Русского музея выполнен детальный макет в масштабе 1:200. А кроме этого ведутся работы по созданию компьютерной анимации, позволяющей совершить виртуальную прогулку по аллеям и боскетам, наглядно увидеть историче-ский облик Летнего сада.

Эскизный проект проходил обсуждение на Ученом совете Русского музея под председательством директора музея В.А.Гусева, представлялся в Федеральном Агенстве по культуре и кинематографии в Москве, выставлялся для всеобщего ознакомления в Кофейном домике Летнего сада. Дважды обсуждался на Совете по сохранению культурного наследия при губернаторе С.-Петербурга и получил принципиальную поддержку большинства его членов. Положительную рецензию проекту дали старейшие реставраторы: Н.А.Ильинская и М.Г.Колотов, член-корреспондент РААСН, доктор архитектуры Ю.И.Курбатов, директора наших знаменитых музеев-заповедников И.П.Саутов и В.В.Знаменов. Были и противоположные взгляды, высказывались сомнения по поводу отдельных положений проекта.

КГИОП согласовал эскизный проект, и сегодня ведется работа над составлением рабочей документации. Продолжаются археологические исследования Летнего сада под руководством П.Е.Сорокина, уже сейчас дающие новый ценный материал. Разделы проекта, связанные с реконструкцией инженерных сетей, устройством фонтанов разрабатывает компания «Профиль» (директор В.А.Соловьев), имеющая большой опыт работы с памятниками ландшафтной архитектуры. Так, фирмой «Профиль» по собственному проекту были проведены уникальные работы по капитальному восстановлению террасы Лебяжьей канавки и Карпиева пруда в Летнем саду, реставрированы вазы-жертвенники и чугунные решетки, ограждающие террасу Лебяжьей канавки. Проектные и реставрационные работы по Невской ограде проводит фирма «Специалист» (директор Э.Н.Герасимова). Рабочий проект реставрации Летнего сада планируется закончить в течение 2006 года и после согласования в Госэкспертизе приступить к реставрационным работам.

 

Хронология создания и развития ансамбля Летнего сада

 

I ЭТАП (1704–1710)

 

Разбиты основные аллеи и площадки. Построен деревянный Летний дворец. Строятся первые фонтаны, высаживаются деревья и цветы.

Работы проводит арх.И.Матвеев под руководством Петра I.

 

II ЭТАП (1710–1716)

 

Вырыт Лебяжий и Поперечный каналы. Территория делится на Первый и Второй Летние сады. Возводится каменный Летний дворец с гаванцем и Людскими покоями (арх. Д.Трезини, 1712), павильон Грот (арх. А.Шлютер, 1713–1725), Большая оранжерея, Зеленые кабинеты, Люстгаузы, Огибные аллеи, три галереи на берегу Невы. Для украшения сада заказываются, в основном в Венеции, мраморные скульптуры. Во Втором Летнем саду устроен Карпиев пруд и две «этуали». За Большой оранжереей, у Фонтанки в Красном саду, расположены огороды и теплицы.

Работы проводит садовник Ян Росен. Композиция сада выполнена в традициях голландских регулярных садов.

 

III ЭТАП (1716–1725)

 

Этап связан с именем Ж.Б.Леблона, знаменитого французского архитектора, ученика Ленотра. Ж.Б.Леблон выстраивает композицию Летнего сада, основываясь на презентативных принципах регулярных французских садов, где одним из характерных приемов является глубина ландшафта и насыщенность садовыми сооружениями. По-новому решается внутреннее пространство четырех центральных боскетов на главной аллее. Внутри них Леблон предложил расположить разнообразные «садовые затеи», а вдоль Лебяжьего канала устроить огромный цветочный партер с фонтаном в середине.

Работы проводил арх. М.Земцов. Основная идея Леблонапрезентативность, укрупнение ключевых элементов композиции, насыщение их содержанием и большей декоративностью — была реализована. В частности, в слегка уточненном виде решены четыре боскета на центральной аллее. За Поперечным каналом устраивается садовый лабиринт, украшенный фонтанами на сюжеты басен Эзопа — масштабная композиция, занявшая главное место в планировке Второго Летнего сада.

 

IV ЭТАП (1725–1750)

 

Связан с работами знаменитого Ф.Б.Растрелли. Он возводит деревянный дворец (1732) для Анны Иоанновны на набережной Невы.

Развивая идеи Леблона, Растрелли создал необычайно нарядную и торжественную партерную композицию, завершив ее уникальным сооружением — величественным каскадом «Амфитеатр» (1734–1738), украшенным фонтанами, скульптурой и резьбой. В центре партера был устроен один из самых нарядных фонтанов Летнего сада — «Коронный».

 

V ЭТАП (1750–1787)

 

В связи с устройством набережной арх. Ю.М.Фельтен проектирует и строит в 1770–1784 гг. величественную Невскую ограду, органично связанную с планировкой Летнего сада. Трое ворот ограды располагались против трех главных аллей. Ажурные кованые створки ворот позволяли видеть с набережной Невы фонтаны на главной аллее и далекие перспективы сада. Этот период органично включает памятники предшествующих эпох.

После разрушительного наводнения 1777 г. были разобраны Лабиринт и Людские покои, засыпаны Гаванец и Поперечный канал. Оба сада объединяются в большое единое пространство. «Садовые затеи» приводятся в порядок и существуют на протяжении еще ряда лет. И только в 1787–1790 гг. окончательно разбираются.

 

VI ЭТАП (XIX–XX вв.)

 

Сохраняется историческая планировка, зеленый массив, отдельные архитектурные сооружения, мраморные скульптуры. До середины XIX в. в саду поддерживаются шпалеры.

Появляются новые сооружения. Строится Каменная терраса на Лебяжьем канале по проекту Г.Пильникова (1799). Арх. К.И.Росси перестраивает павильон Грот в Кофейный домик (1826). По проекту Л.И.Шарлеманя со стороны Мойки строится чугунная ограда и деревянный Чайный домик (1727). У Карпиева пруда в 1839 г. поставили порфировую вазу — подарок шведского короля. Во французском боскете установили бронзовый памятник И.А.Крылову работы П.Клодта (1856).

Большие изменения коснулись фельтеновской Нев-ской ограды. В 1867 г. на месте центральных ворот была установлена гранитная часовня, по сторонам которой установили снятые со своих мест Малые ворота ограды. В 1931 г. часовню демонтировали и вместо нее поставили копию секции рядового звена.

В 1970-х гг. на месте Большой оранжереи и боскета «Зеленый кабинет» построили Хоздвор и здание ТП. В результате чего была потеряна часть поперечной аллеи, идущей от Фонтанки к Лебяжьему каналу.

 

Публикацию подготовил С.Леонов

Коронный фонтан

Коронный фонтан

Фонтан на сюжет басни Эзопа «Гора и мышь»

Фонтан на сюжет басни Эзопа «Гора и мышь»

Парадный партер

Парадный партер

Крытая огибная аллея

Крытая огибная аллея

Фрагмент парадного партера

Фрагмент парадного партера

Восстановление террасы Лебяжьей канавки, реставрация чугунных ваз-жертвенников и решетки ограды. Фирма «Профиль». 2005

Восстановление террасы Лебяжьей канавки, реставрация чугунных ваз-жертвенников и решетки ограды. Фирма «Профиль». 2005

Генеральный план. Проектное предложение. 2004 год

Генеральный план. Проектное предложение. 2004 год

План садового мастера Я.Росена. 1714–1716

План садового мастера Я.Росена. 1714–1716

Фрагмент проекта трех летних садов и большого луга. 1716. Архитектор Ж.Б.Леблон

Фрагмент проекта трех летних садов и большого луга. 1716. Архитектор Ж.Б.Леблон

План северной части Летнего сада. 1723–1725. Чертеж М.Земцова

План северной части Летнего сада. 1723–1725. Чертеж М.Земцова

Фрагмент генерального плана трех летних садов и променада. 1730–1740 годы. Архитектор Ф.Б.Растрелли

Фрагмент генерального плана трех летних садов и променада. 1730–1740 годы. Архитектор Ф.Б.Растрелли

Деталь плана Санкт-Петербурга, составленного Сент-Илером в 1760–1770-е годы

Деталь плана Санкт-Петербурга, составленного Сент-Илером в 1760–1770-е годы

Ситуационный план Нижнего Летнего сада. 1820. Чертеж М.Писцова

Ситуационный план Нижнего Летнего сада. 1820. Чертеж М.Писцова

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru