Еремей Школьник
Витебск моей юности
Публикуемые воспоминания Еремея Семеновича Школьника
запечатлели Витебск дореволюционный и Витебск 1918–1923 годов, его топографию,
архитектуру и быт. Особый интерес представляют страницы, посвященные
художественной жизни города: речь идет о мастерских таких художников, как Марк
Шагал и Казимир Малевич.
Еремей Школьник родился в 1907 году, в начале 1930-х
переехал в Ленинград, работал учителем рисования и черчения в школе. В 1941-м
был призван в армию, принимал участие в обороне Пулковских высот. После снятия
блокады вернулся на педагогическую работу. В 1946 году стал первым директором
организованного им художественного педагогического училища № 2.
В 1980-х годах Е.С.Школьник писал мемуары, к
настоящему времени утраченные. Умер он в 1986 году. Вдова Еремея Семеновича
передала мне сохранившуюся главу книги мемуаров моего учителя и фотографии его
карандашных рисунков. Среди них — портрет преподавателя Марка Шагала Ю.М.Пэна, у которого учился и Е.С.Школьник, а также копия с
карандашного портрета М.Шагала работы Ю.М.Пэна.
Насколько нам известно, этот портрет М.Шагала до настоящего времени оставался
неизвестным.
Город Витебск — моя родина. Я родился в семье
сапожника за девять лет до начала Великой Октябрьской революции. Дореволюционный
Витебск я помню очень хорошо. Помню дом на Суворовской улице, в котором мы
жили. Рядом был двор, на котором изготавливали цементные трубы; за этим двором
был длинный деревянный забор, за которым находилось духовное училище. В здании
училища перед революцией жили военнопленные австрийцы.
Квартал Суворовской улицы, в котором мы жили,
находился между двумя Ветреными улицами — 1-й Ветреной и 2-й Ветреной (так эти
улицы были не случайно названы). Эти улицы были перпендикулярны Суворовской и
спускались к Двине. Местами спуск к реке был довольно крутой. По 2-й Ветреной
улице мы, малыши и взрослые ребята, зимой на санках неслись до самой Двины.
Возвращаться, конечно, с санками было довольно далеко и тяжело, но интересно.
Дом, в котором мы жили, был полутораэтажный.
Нижняя часть дома кирпичная; окна с улицы выступали на 10-15 см над тротуаром.
Мы жили в нижней части дома, в которой были две квартиры с разными входами со
стороны двора. Это была полуподвальная часть дома. Из трех небольших окон нашей
квартиры мы видели прохожих снизу. Над нами, в деревянной части, жил хозяин
дома.
Семья у нас была большая. Жили очень скромно. Папа не
разгибая спины работал с утра до позднего вечера. Мама
хлопотала по хозяйству. Мы с раннего детства были приучены к труду и многое
делали сами: пилили, кололи и складывали дрова в сарае, выносили помои,
пришивали заплаты к штанам, я выполнял очень несложный ремонт своих ботинок. Мы
хорошо владели сапожными и другими инструментами. Обычно старшие сестры и
братья по-своему воспитывали младших, а старшая сестра зорко следила за всеми
нами.
Большой двор, на котором мы жили, был весь занят
бревнами, досками и сараями для сушки и хранения досок. Это был пильный двор.
Целыми днями работали пильщики на высоких козлах: попарно — один пильщик
наверху, другой внизу. В обеденный перерыв пильщики всегда ели черный хлеб со
свиным салом, который они резали перочинным ножом на небольшие кубики. Это были
добрые бородатые «дяденьки», которые к нам, детям, относились хорошо.
Двор был весь засыпан опилками. За много лет слой
опилок местами вырос не меньше, чем на полметра. Для ребят наш двор был просто
раем. Между досками, бревнами и сараями мы играли. Магазинных, купленных игр и
игрушек у нас никогда не было. Сами делали себе мечи и щиты, «рюхи» для игры в
городки, сами рисовали и вырезали из жести и картона ордена, медали, шлемы и
другие головные уборы. Товарищей у нас всегда было много. Своей жизнью мы были
очень довольны.
Витебск казался мне хорошим, большим и широко
раскинувшимся городом. В нем было все, что полагается губернскому городу.
Холмистая местность, реки, разделяющие Витебск на части, придавали городу
особую красоту. Витебск разделен Западной Двиной на восточную — левую и
западную — правую части. По Двине ходили пассажирские пароходы с колесами-лопастями
с двух сторон; гнались длинные плоты. Левый — восточный берег Двины — высокий,
гористый, правый — низкий, более пологий и ровный. В Двину впадали две
извилистые речки: Витьба и Лучёса.
Витьба очень красивая, живописная речка с зелеными и
местами обрывистыми берегами.
В центре города выделялась своей высотой каланча.
Рядом с Суворовской улицей, на высоком берегу Двины был губернаторский сад с
большим монументом-обелиском из красного полированного гранита в честь героев
Отечественной войны 1812 года. Слева, в этом же саду, стоял большой каменный
особняк — губернаторский дом. Левее, на самой высокой части берега Двины, на
Успенской горке стоял величественный белый собор. С этого места была хорошо
видна правобережная часть города.
В центре Витебска была площадь с самым большим в
городе собором. На этой Соборной площади сходились четыре улицы: Смоленская,
Гоголевская, Замковая и Задуновская.
По городу, задолго до революции, ходили трамваи. Они ходили по главным улицам — Смоленской, Замковой, по мосту через
Двину и далее — по очень узкой Вокзальной улице до большого красивого
железнодорожного вокзала. Ходил ли тогда трамвай через Соборную площадь
по прямой, очень холмистой Гоголевской улице, — не помню. Я хорошо помню, что в
каждом трамвае около входа стоял очень важный на вид кондуктор в специальной
форме с кожаной сумкой через плечо; в руках у кондуктора был набор трамвайных
билетов. Перед отправкой вагона кондуктор тянул за висячий ремень, после чего
раздавался звон колокольчика и трамвай продолжал свой путь.
Одной из основных улиц на левой стороне Двины была
Смоленская. Она начиналась на городской базарной
площади и кончалась на Соборной площади. Смоленская улица, как и другие
центральные улицы Витебска, была застроена двухэтажными, реже — трехэтажными
каменными домами. Большая часть домов была оштукатурена и покрашена в белый
цвет. У Смоленской базарной площади стоял большой Городской театр с ярусами,
галеркой и просторным партером. Кстати, на правой стороне города, на Канатной
улице, был второй, достаточно большой деревянный театр Тихантовского
(так звали владельца театра).
На Смоленской улице были почта и
телеграф, много магазинов, аптека Вайнкопа, две
фотографии (Блюмина и Маковского), гостиница и кафе, женская гимназия Черновой
(мужская гимназия, Александровская, находилась недалеко, в другом районе); на
Смоленской улице, у самой Витьбы, была еврейская
начальная школа Хавкиной; каланча возвышалась на этой же улице рядом с «садиком
Липки», недалеко от которого находился второй небольшой сквер. Садики выходили и на параллельную Суворовскую улицу.
На Смоленской улице был кинематограф «Рекорд». Второй кинотеатр «Кино-Арс» находился на Замковой улице, а недалеко от него,
на другой улице, ближе к Двине был третий кинотеатр «Иллюзион». Были ли другие
кинотеатры, не знаю.
В остальной части города были и каменные и деревянные
одноэтажные и полутораэтажные дома. Окраина Витебска
состояла только из деревянных домов. Район «Песковатики»
был почти весь построен на песке. Между рядами деревянных домов был только песок.
Не было тротуаров, не было и специальной проезжей части — сплошной песок.
Большая часть улиц в городе была вымощена булыжником, тротуары
асфальтировались.
К достопримечательностям города относится несколько
рынков-базаров. На одних торговали картошкой, фруктами,
овощами, мясом, рыбой и т.п., на других — сеном, дровами, лошадьми и т.д.
За высоким забором, на так называемой Конной площади, около Суражского
тракта находилась тюрьма. В том же районе, на Суражском
тракте, было несколько постоялых дворов. На некоторых боковых улицах в городе
всегда стояли ряды извозчиков. За всем этим зорко следили блюстители порядка —
городовые.
В Витебске жили кустари-ремесленники, мелкие и крупные
торговцы, приказчики, чиновники, учителя и относительно много врачей. В городе
было много бедных семей и нищих, которые жили только подаяниями. У Соборной
площади, в начале Гоголевской улицы, жил и успешно работал художник Юрий
Моисеевич Пэн, известный далеко за пределами
Витебска.
По национальному составу населения до Великой Октябрьской
революции Витебск являлся типичным городом для Белоруссии. В нем жили главным
образом белорусы, русские, евреи и поляки. (Неслучайно в
двадцатых и тридцатых годах на штампах учреждений Белоруссии гравировались
надписи на четырех языках. Да и на государственном
гербе Белоруссии в то время надписи также были сделаны на четырех языках.)
В городе было несколько соборов и много церквей. На Замковой улице была небольшая, оригинальная каменная,
оштукатуренная, очень древняя церковь (говорили, что она построена в XII веке. В настоящее
время этой церкви нет. А жаль!). Далеко от центра
города, в нижней его части, на левой стороне Двины, стояла замечательная, очень
старая, большая деревянная, потемневшая церковь, так называемая черная церковь.
(Художники часто ее рисовали и писали.)
Кроме православных церквей в Витебске были богатые
католические церкви; были бедные, богатые и две очень богатые синагоги, в
которых по праздникам пели специально приглашенные канторы-артисты и хор
мальчиков.
Но несмотря на это у большей части населения города (в
чем убедили и первые годы революции) особого рвения к религии не было.
* * *
Первая мировая война и Гражданская война
непосредственно Витебска не задели. Население города значительно меньше
испытывало голод и другие невзгоды, чем население Петрограда и других городов.
Кроме того, Витебск не знал разрушений. Многие художники, музыканты из разных
городов устремились в Витебск. В течение пяти-шести лет после революции город
стал культурным и художественным центром. В Витебске были организованы
консерватория под руководством профессора Штейна, знаменитого музыканта Малько,
Художественно-практический институт, открыты библиотеки, клубы, школы.
Художники принимали самое деятельное участие в
оформлении города: были расписаны заборы и трамваи, проводились выставки работ
студентов института, строились временные памятники политическим деятелям и т.д.
В Витебске работали тогда художники самых различных
направлений. На выставках и в дискуссиях, которые состоялись в институте и вне
его, художники отстаивали свои взгляды и точки зрения на пути развития нового
революционного искусства. Диспуты проходили очень бурно. Мы, малыши, сидели и
слушали выступления ораторов, затаив дыхание, зачастую ничего не понимая; но
нам все это было очень интересно.
В институте были отдельные мастерские у художников
Марка Шагала, Юрия Моисеевича Пэна (убежденного
реалиста), супрематиста Казимира Малевича, графика Л.Лисицкого
и др.
Детская группа, в которой я занимался, была при
мастерской Малевича. Нами руководила ученица Малевича Коган (небольшого роста,
худенькая женщина средних лет). Основным видом и содержанием занятий в детской
группе было копирование с «картин» Малевича. Мы старательно перерисовывали
квадраты, прямоугольники, круги и раскрашивали их акварельными красками. Чаще
всего геометрические фигуры на полотнах Малевича были изображены на белом фоне.
Композиция фигур на многих картинах была сложная: геометрические фигуры часто
пересекались и частично прикрывали друг друга. Все это производило впечатление
чего-то единого целого, находящегося в постоянном движении (так, по крайней
мере, говорили взрослые, поклонники Малевича).
Одновременно с занятиями в институте, в 1921 г. и
частично в 1922 г., во время летних каникул, около трех-четырех месяцев я
учился на дому у Ю.М.Пэна. Его большая квартира была
вся завешана картинами. Юрий Моисеевич в то время уже был пожилым, седым
человеком. Семьи у него не было. Он в этой квартире жил со своей старенькой
сестрой. Среди его работ были замечательные тематические картины и портреты. На
самом видном месте висела его большая картина «Развод». Я рисовал у Пэна только карандашом. Рисовал гипсы, включая голову
Давида Микеланджело, копировал несложные картины и портреты, выполненные
художником. Однажды Юрий Моисеевич предложил мне нарисовать с написанного им
портрета его ученика, художника М.Шагала. Пэн его
характеризовал как необузданного человека, но очень талантливого художника.
Молодой Марк Шагал был красивый и привлекательный мужчина. (Не случайно большой
портрет Шагала был на долгое время выставлен в витрине лучшего фотографа города
Маковского.)
Все рисунки, выполненные мной у Пэна,
до сих пор у меня сохранились.
Особый интерес в институте вызывали у нас, детей,
просмотры работ студентов мастерской Малевича. Бывало, студенты выносят большой
белый холст, на котором изображен один лишь красный или черный квадрат. Ставили
или вешали холст последовательно в одном, другом и третьем месте; студенты с
серьезным видом разглядывали квадрат и спорили о том, в каком случае этот квадрат
лучше смотрится и находится в большем движении.
Очень интересным был просмотр работ студентов
мастерской Марка Шагала. Мне особенно запомнилась одна постановка. На больших
холстах почти в натуральную величину была изображена одна и та же сидящая
натурщица с гитарой. Удивительно для нас, детей, было то, что натурщица, гитара
и фон были изображены зелеными. Как будто бы все смотрели на натуру через
зеленые стекла. (Значительно позже я понял, какова была цветовая задача для
такой постановки.) Помню также, что рисунок натурщицы с гитарой был выполнен
реалистически.
Институт находился на небольшой тихой улице (в районе
ул.Гоголя) в большом белом особняке бывшего витебского
богача Вишняка. При особняке был сад, в котором студенты института часто
рисовали, гуляли и спорили. Через некоторое время на фасаде дома появилась
надпись, выполненная большими буквами: «Дай бог, чтобы каждый так шагал, как
Марк Шагал!».
Между художественным институтом и консерваторией
существовала тесная связь. В большом круглом зале института стоял рояль. В этом
зале устраивались концерты силами преподавателей консерватории. Все это было
необычно и интересно. Бурная жизнь, концерты и частые выставки в институте
создавали у всех нас повышенный настрой.
Вне института художественная жизнь города также била
ключом. Я уже писал, что все заборы, трамваи и частично фасады многих домов
были расписаны разными фигурами и лозунгами вроде: «Владыкой мира будет труд!»,
«Мы наш, мы новый мир построим!», «Искусство принадлежит народу!», «Ученье —
свет, неученье — тьма» и др. Росписи на трамваях
напоминали супрематические картины, изображающие
различные геометрические фигуры и в беспорядке написанные буквы лозунга. На
заборах чаще всего изображались до предела обобщенные рисунки фигур рабочих в
синих блузах, несущих бревно или размахивающих большим молотом и бьющих по
наковальне; или фигуры широко шагающего художника с палитрой и кистями в руках
на фоне неба и условно изображенного, где-то вдали, города с фабричными
трубами. Символом просвещения был горящий факел на фоне раскрытой книги.
Плакаты с такими символами и лозунгами были вывешены на многих домах.
В скверах были установлены бетонные бюсты Карла
Маркса, Карла Либкнехта, исполненные предельно условно в кубистическом стиле.
На площади Свободы (прежней Соборной площади) почти
каждый вечер, как только стемнеет, демонстрировали на огромном экране немые
кинофильмы, которые собирали большие толпы народа.
В Витебске существовали детские и юношеские клубы,
проводившие большую воспитательную работу. В юношеском клубе имени еврейского
писателя И.Л.Переца, в котором и я состоял членом,
были: большой замечательный хор, драматический кружок, мастерская и
художественный кружок, которым руководил еще молодой тогда художник С.Б.Юдовин. До сих пор у меня в памяти очень красиво
исполненная Юдовиным афиша одним синим карандашом, к
постановке драматического кружка «Лесной царь». С удовольствием вспоминаю
исполнение нашим хором песни «Радость» из финала 9-й симфонии Бетховена,
«Осенней песни» Мендельсона и др.
В городе один за другим возникали театральные
любительские коллективы. Были организованы театры для взрослых и детей из
талантливых актеров-любителей. Спектакли собирали большое количество публики.
Среди любительских студий и театров для взрослых особенно выделялся театр под
руководством Миндлина (в дальнейшем — киноактера) с
участием часовщика Хазака (в дальнейшем актера
московского театра), талантливых портного Беркмана и
молодой, красивой женщины Жени Алескер и др. Этот
театр ставил главным образом классические пьесы.
Среди детских театров выделялся «Школьный театр». Этот
театр ставил в основном сказки: «Золушку», «Заколдованного принца» и др. Были и
небольшие молодежные группы актеров-любителей, которые выступали с концертами и
одноактными пьесами в клубах. Артисты читали стихи, ставили одноактную пьесу
«Марат» и др. Особенно выделялась группа актеров под руководством и при участии
талантливых Моина и А.М.Гуревича.
В итоге я хочу сказать следующее. Мне, семи-девятилетнему мальчишке, нигде не бывавшему,
дореволюционный Витебск казался самым лучшим городом и
что в этом городе люди живут хорошо. На самом деле, вспоминая сейчас все, что
видел, я убеждаюсь в том, что мой город был в основном городом бедных,
работящих или ищущих заработка людей. Это были кустари-ремесленники с большими
семьями, рабочие по найму, мелкие лавочники, в лавчонках которых было товара на несколько рублей; были и такие,
у которых не было профессии. Таких можно было встретить на базарах, неизвестно
чем зарабатывающих несколько копеек в день. Большая часть населения питалась
главным образом «бульбой» (картофелем); редко ели мясо.В гимназиях учились дети
более или менее зажиточных родителей. Еврейские дети посещали только «хедер», в
которых невежественные «ребе» (учителя) учили только библии и молитвам. В
театрах большая часть витебчан не бывала; жила в
основном без особых интересов и однообразно.
Только Великая Октябрьская социалистическая революция
принесла в Витебск большое оживление. Провинциальный, полуграмотный белорусский
город с первых же дней революции начал жить настоящей, содержательной и
интересной жизнью.
Ленинград, 1986 г.
Публикация О.Н.Ермаковой