Галерея
журнала «Наше наследие»
Ольга Яблонская
Смотреть и жить через материал
искусства
Воздух времени, конечно же, формирует взгляды
художника. Эта аксиома оказывается верной и тогда, когда пытаешься понять
творческое наследие такого своеобразного живописца и графика, как Андрей
Николаевич Былинский (1929–1995).
Стоит вспомнить, что поиски ответов
на волновавшие его вопросы о предназначении художника, смысле творчества, роли
художественной формы, психологии восприятия искусства и массу других, более специализированных,
происходили как раз в тот период истории отечественной культуры (с конца 1950-х
и в 1960-е годы), когда в интеллектуальную среду был осуществлен выброс самой
разнообразной и интереснейшей информации, возникшей на стыке исследований науки
и искусства.
Проникновение науки и результатов ее
деятельности в сферы искусства вызвало самую разнообразную реакцию среди
художников, увидевших в этом опору для своих изысканий и почувствовавших вкус к
созданию новых форм и стилистических движений, как будто бы отвечающих
расширенному знанию о реальности.
Одни увлеклись эстетикой неоконструктивизма, атомизма и кинематики, другие
акцентировали роль подсознательного, третьи пытались найти границу между
явленной и нераспознанной реальностью.
Структурно-аналитический метод колористического
письма, исповедуемый А.Н.Былинским, воспринимается в этом ряду освоения новых
способов осмысленного отношения к реальности, которая, по его мнению, не могла
быть отражена средствами и приемами традиционной живописи.
В архиве художника сохранилось немало заметок
дневникового характера, где А.Н.Былинский обдумывает и формулирует особенности
своего живописного метода. Они заслуживают особого изучения и отдельной
публикации. Однако мы решили, что читателям «Нашего наследия» будет интересно
вместе с очерком О.Яблонской, посвященным творчеству этого мастера,
познакомиться с наброском его выступления на встрече со зрителями своей
единственной прижизненной персональной выставки, состоявшейся в 1985 году в
Центральном доме работников искусств. В нем он касается и разработанной им
колористической системы, основанной на технике раздельного мазка. Оригинал
рукописи любезно предоставлен редакции вдовой художника Риммой Васильевной
Былинской.
Александр
Рюмин
Большинство художников ищут если не славы, то
признания, а если не признания, то хотя бы своей аудитории. Московский
живописец Андрей Былинский славы не искал, признания не жаждал, но о зрителе
думал постоянно. Из дневниковых записей художника явствует, что работал он
именно для него, для этого зрителя, стремясь с помощью своей живописи обогатить
и гармонизировать духовный мир тех, кто увидит его картины. Собственно, это он
и полагал главной задачей искусства вообще и своего искусства, в частности.
Парадоксально, однако, что при этом своем стремлении он сохранял полную
самодостаточность и независимость не только от аудитории, но и от внешней среды
и, казалось, не нуждался в обратной связи с миром, работая на собственных
внутренних ресурсах. Был человеком не суетным, ориентированным в жизни на
избранный круг близких людей, а в искусстве — на такой же избранный ряд любимых
мастеров и отдельные, тщательно отобранные страницы его истории. Длительность и
богатство истории мирового искусства — тот контекст, в котором неизбежно
находится художник, работающий во второй половине ХХ столетия. Пытаться жить и
творить вне этого контекста, вне этого знания было бы невозможно. Это знание, с
одной стороны, дает художнику ощущение собственной легитимности и причастности
к художественному процессу в его историческом развитии. С другой стороны, оно
отчасти ограничивает его перспективы в смысле создания нового художественного
качества. Андрей Былинский не только не скрывает своих знаний и привязанностей,
но даже, пожалуй, афиширует их.
Он строил свое творчество на основе нескольких отчасти
взаимосвязанных, но все же различных по художественным сверхзадачам концепциях.
В истоках его живописи — мерцающая смальта, обратная перспектива и сакральная
глубина византийской мозаики; выверенная рациональная многодельность и
пластическая элегантность французского пуантилизма; и, конечно, гармоническая
уравновешенность эмоционального и интеллектуального, структурно-аналитического
и живописного, достигнутая Владимиром Вейсбергом. Впрочем, в строительстве
собственной изобразительной формы Андрей Былинский хотя и исходил из
устремлений и достижений предшественников, но никогда прямо не подражал им,
стараясь и умея найти свой собственный вектор с искусством и с Мирозданием.
Его концептуальный выбор вовсе не был случайным. Избранные
им образцы, при всей своей методологической и идеологической разности, были
объединены одним очень важным качеством: интеллектуальная изощренность замысла
и кропотливая трудоемкость исполнения, которые давали в художественном
результате высокую эмоциональную насыщенность и мощный духовный заряд. Именно к
этому результату стремился в своей живописи Андрей Былинский, анализируя опыты
прошлого и разработав собственную систему разложения и синтеза цвета.
Работая во всех жанрах живописи — портрете, пейзаже,
натюрморте, многофигурной композиции, обращаясь к бытовым сценам и евангельским
сюжетам, художник изображает Мироздание во всей его цельности и во всем его
разнообразии, во всей его сложности и простоте, загадочности и внятности.
Элементы мира равновелики и равноценны в его сознании и в мерцающем мире его
полотен. Быстрота движения кисти, прозрачная многослойность пространства,
изящная и артистичная игра валеров и полутонов достигаются кропотливой и
длительной работой — интеллектуальной, духовной, эмоциональной.
Путь Андрея Былинского в искусстве — это путь труда и
аскезы, анализа и созидания. Такой образ мысли и жизни был для него
естественным и органичным. В одной из дневниковых записей читаем: «…Оформилась
потребность давнишняя установить мир внутри себя… Мир — смирение и покой… Некую построить внутреннюю изоляцию — как дерево растет
для себя и само по себе и этим оказывает пользу окружающим…»
А.Былинский
Некоторые
домыслы по поводу искусства вообще и живописи в
частности
«Ищущий да обрящет…»
Трудно художнику (особенно в наше время). От него
требуют (и главное, он сам от себя требует): давай «серьезные» современные
картины. Очень многие «дают», а другие изо всех сил хотят «давать». Но …
«Боярынь Морозовых», «Бурлаков», «Мостиков» Левитана не выходит.
Оказывается — жизнь современная так изменилась по
сравнению с той, когда создавались наши прославленные шедевры, так далеко ушла
вперед; появились такие проблемы перед человечеством, что о «прекрасных»
прежних формах «отражения жизни» можно только судорожно, глубоко вздыхать.
Требования общества к художнику (и
прежде всего художника к самому себе) сейчас сложнее и неизмеримо глубже.
Что же такое «иное», что сейчас требуется от
художника? А это то, что мы называем присутствием духовности в искусстве.
Задача художника — помочь организовать человеку свой духовный мир. Воздействуя
на эмоции человека (в идеале незаметно для самого человека, — зрителя,
слушателя); помочь ему настроиться на наиболее благоприятный для него лад,
предоставляющий ему возможность наиболее гармонического состояния в жизни,
сочетающей в себе элементы личного и общественного порядка.
Примеры из истории: архитектурно-монументальные
ансамбли древнего мира; средневековые русские храмы, где не столько зритель
глядит на изображенных на стенах персонажей, сколько
они глядят на него, оказывая определенное воздействие на его духовный мир.
Вот с какими «категориями» приходится сталкиваться
современному художнику. Еще бы не было трудно!
Несколько разрозненных примеров еще хочется добавить.
Сейчас нам в портрете, скажем, хочется видеть не
просто объективное отражение какого-либо конкретного персонажа. А то общее, что
связывает нас с изображенным персонажем, является основой объединения людей.
В пейзаже, натюрморте суть гармонии неба, земли,
предметов воспринималась бы нами прежде всего глазами,
а рассудок, интеллект включались как бы независимо от наших усилий. Постепенно,
основываясь на знании нашем символики, современные художники представляются нам
разделенными на две основные группы.
1-я группа — это художники, которые очень много
чувствуют (у которых преобладает эмоциональный элемент), так много, что самим
трудно разобрать, что чувствуют. Зритель неудовлетворен, и по «некультурности»
своей и простоте называет их произведения словом — мазня.
(Если покультурнее — можно — приблизительность.)
2-я группа — думающие художники, которые, как
философы, знают, что они хотят сказать зрителю. И зритель внимательно
разглядывает детали их картин и рисунков, которые отдельно выглядят не менее
ярко и убедительно, чем в жизни. Но, так как у них чувства поспокойнее,
их «картины» не «берут за душу». Просто беда.
И мы, пытаясь по возможности не разбиться немедленно о
Сциллу или Харибду, стараемся пользоваться костылями и подпорками теории
пластики, внимательно и скрупулезно разглядывая произведения старых мастеров.
Вот эти костыли: 1. Построение композиции при помощи
сетки с композиционным (в идеале «смысловым») центром, дающее возможность
пропорционального расчленения плоскости холста, заданного (любого) формата.
2. [Триединство масс.] Триединство цветового решения
холста, то есть применение системы составления колеров из исходных трех
основных цветов и порядок наложения трех цветов, из которых состоит окраска и
тон каждого предмета; применяя для каждого предмета три цвета в трех
обязательно взятых тональностях. Пример: окраска и тон
яблока состоит 1. Синий темный; 2. Красный средний и желтый,
следовательно — светлый. И 3-й элемент в произведении — это решение и,
следовательно, построение картины в мажоре или миноре. Триединство тонального
построения.
Вот те три основания, на которых я строю свои картины.
Материал подготовлен Е.В.Пашутиной