Алла Гуменюк
Художественные сокровища Омска
Экспонатом номер один Омского областного музея
изобразительных искусств им. М.А.Врубеля можно назвать старинный особняк генерал-губернаторов Западной Сибири и Степного
края. Он был построен в 1859–1862 годах Ф.Ф.Вагнером, выпускником Московского
дворцового архитектурного училища. В течение долгих лет «сибирское палаццо»
становилось свидетелем различных событий и неожиданных перемен. В нем бывали
прославленный путешественник Н.М.Пржевальский, знаменитый автор книги «Жизнь
животных» А.Брем, известный исследователь Сибири и Центральной Азии
Г.Н.Потанин, один из первых историков Омска И.Я.Словцов,
казахский просветитель Ч.Ч.Валиханов и другие деятели культуры и науки. До
революции члены императорской фамилии не раз останавливались в «царских
комнатах» особняка. Будучи еще наследником престола, побывал здесь в 1891 году
и Николай II. После февраля 1917 года и вплоть до 1924-го здание многократно меняло
владельцев и свое назначение: «Дом Республики», Музей
Западно-Сибирского отдела Русского географического общества, Штаб Сибирской
армии Временного Сибирского правительства, Совет министров и Канцелярия
Верховного правителя России А.В.Колчака, Штаб 5-й Армии под командованием
М.Н.Тухачевского, детский дом и, наконец, краевой музей.
«Адрес музея: дворец» — так указывалось новое
местонахождение Западно-Сибирского краевого музея. Именно в залах дворца 21
декабря 1924 года открылась одна из первых в Сибири картинная галерея,
включавшая тогда около ста произведений живописи. В числе ее первых экспонатов
были пейзажи И.К.Айвазовского и А.П.Боголюбова, И.И.Шишкина и И.И.Левитана,
И.Э.Грабаря и А.Е.Архипова, натюрморты К.А.Коровина и П.И.Петровичева. В
экспозицию также вошли полотна М.В.Нестерова и В.Д.Поленова, Б.М.Кустодиева и К.Ф.Юона, работы
А.Н.Бенуа, В.Э.Борисова-Мусатова и других мастеров
отечественного искусства.
Ведущую роль в создании художественного отдела при
Западно-Сибирском краевом музее сыграла деятельность его первого директора
Федора Васильевича Мелёхина, задавшегося целью
организовать в Сибири крупный художественный центр. Благодаря его неутомимой
энергии из Государственного музейного фонда, функционировавшего до 1928 года и
состоявшего из национализированных коллекций дворянских усадеб, обитателей
Москвы и Петрограда, из собраний Русского музея, Эрмитажа, расформированных
музея Академии художеств и Румянцевского музея, сюда
были переданы сотни произведений изобразительного и декоративно-прикладного
искусства.
Н.К.Рерих, посетивший Омск в 1926 году во время своей Транс-гималайской экспедиции,
сделал запись в путевом дневнике о музее «как о богатом собрании картин, умело
подобранных, характеризующих течения русской школы». Неожиданно для себя
художник обнаружил в сибирском городе собственные работы, поступившие из Русского
музея. «Прошу сделать темный простой ободок вокруг моих картин; на что прилагаю
10 рублей...» — написал Рерих в записке, адресованной музейным работникам.
Монументальное полотно «Ладьи» (1903), названное им «неоконченной картиной из
серии «Город строят», и эскиз «Древо преблагое» (1912), образно представляющий
великую «Опору мира», обращены к предыстории славянских народов и относятся к
ранним символическим композициям древнерусского цикла художника.
Уже к концу 1920-х годов русское искусство XVIII — начала XX века в
галерее было представлено произведениями крупнейших мастеров. В жанре портрета
— работами А.Г.Венецианова «Крестьянский мальчик» (1830-е), В.Е.Маковского
«Дьячок» (1871), К.Е.Маковского «Боярыня у окна» (1885), И.Н.Крамского «Портрет
виолончелиста Морозова» (1885), В.А.Серова «Портрет неизвестной» (1895) и
других художников.
В 1927 году в Омск поступил подлинный шедевр живописи:
прекрасно исполненный И.Е.Репиным в 1905 году «Портрет Л.Н.Андреева» (1905).
Образ человека, «таскавшего в себе, — по словам А.Блока, — мировой хаос»,
видится в портрете писателя в красной косоворотке, написанном Репиным в
Куоккале.
…Садовая скамья, легкий шелест листвы за спиной.
Осталось только раскинуть руки и сладостно погрузиться в атмосферу летнего дня.
Именно такое чувство возникает при первом знакомстве с портретом. Его владелец,
известный коллекционер И.Е.Цветков, не без основания добавил к названию полотна
еще одну строчку — «Летний отдых». Однако динамичная композиция, обусловленная
энергичным ракурсом и фрагментарностью изображения, рождает напряжение в
раскованной и, казалось бы, спокойной позе портретируемого.
Но «герцог Лоренцо» — так художник называл писателя,
может быть, вопреки его воле, — уступил в портрете место образу, более
соответствующему собственной эксцентричной характеристике Андреева: « …Я —
Красный смех, нечто в политическом смысле никакого значения не имеющее». Тем не
менее символично красный «крест рубахи» вобрал в себя
множество ассоциаций, связанных с событиями 1905 года, на которые Репин
незамедлительно откликался полотнами «с обилием красного цвета».
В конце 1920-х годов к произведениям, участвовавшим в
первом музейном вернисаже, добавились полотна художников-пейзажистов: академика
живописи М.Н.Воробьева «Вид Иерусалима» (1836) и его лучшего ученика
И.К.Айвазовского. Исполненная в драматическом ключе его «Буря на Черном море»
(1883) заняла в экспозиции место рядом с «сухопутным» полотном «Овцы» (1858),
более редким, чем марины, для кисти этого мастера. Из Музея бывшей
Императорской Академии художеств в Омск прибыл эпический ландшафт Н.Н.Дубовского «Родина» (1905). Именно он был назван
Репиным лучшим пейзажем Всемирной римской выставки 1911 года и оценен им как
«оригинальная, живая и красивейшая картина!!!».
Рядом с жанровой композицией Н.В.Неврева
«Просительница» (1880-е), одной из первых среди произведений мастеров
Товарищества передвижных художественных выставок
поступившей в музей, в экспозиции появились полотна лидеров этого объединения.
Среди них многофигурная, «хоровая» картина Г.Г.Мясоедова
«Молебен во время засухи» (1880), облеченный в портретную форму фрагмент
жанровой сцены Н.А.Ярошенко «Проводил» (1891) и дипломная работа выпускника
Московского училища живописи, ваяния и зодчества Н.А.Касаткина «У часовни»
(1883). Со всей образной силой в них отразилось демократическое обновление
русского искусства второй половины XIX века
и устремленность его к «правде жизни».
Обрели свое место в коллекции и произведения неоакадемистов, продолживших
традиции классицизма и романтизма — Г.И.Семирадского
«Рим. Деревня. За водой» (конец 1880-х), П.А.Сведомского
«Римлянка у водоема» (1888) и «Мария Гамильтон перед казнью» (1904). Все три
картины относятся к числу наиболее притягательных для музейного зрителя.
Колористическим богатством, тонкой нюансировкой драгоценна живопись в жанровом
полотне с деревенским мотивом. Блистательное мастерство Семирадского,
умело соединившего свежесть пленэрного этюда с безупречной законченностью
произведения, придало бытовой сценке возвышенно-поэтическое звучание. Романтизированная
красота Древнего мира у Сведомского постигается через
образ прекрасной римлянки, окруженной «исторической декорацией», где
присутствует множество «говорящих» археологических деталей.
В «списке сюжетов и имен», отсылаемых Ф.В.Мелёхиным в Москву для пополнения музейных фондов, были
и произведения Михаила Александровича Врубеля — уроженца Омска, которые
значились в ряду «очень необходимых».
Сам факт сопричастности сибирского города судьбе
гениального художника, чье искусство выходило за рамки стилевых направлений
того времени, неоднократно получал свое отражение в его культурной жизни. До
революции — в организации и деятельности Общества художников и любителей
изящных искусств Степного края, имевшего главную цель
— создать учебное заведение и художественный музей имени М.А.Врубеля. В 1920-е
годы — в присвоении его имени художественно-промышленному техникуму и,
особенно, в 1927 году — в передаче Западно-Сибирскому краевому музею
монументально-декоративных панно, объединенных в триптих «Цветы» (1894).
Обозначенные художником как «три цветочных картуша для
Дункер» и стилизованные под эпоху Ренессанса, панно
выполнялись для владелицы московского особняка на Поварской улице Елены
Дмитриевны Дункер, урожденной Боткиной. Ранее она
отклонила заказанные Врубелю работы «Суд Париса» и «Венеция», которые ныне
хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Живописный триптих «Цветы»,
состоящий из двух больших рондо — «Желтые розы», «Розы и лилии» — и сложного по
очертаниям центрального полотна «Хризантемы», создавался художником по
возвращении из Италии и был призван украсить пространство потолка вестибюля
парадной лестницы особняка. С мозаикой из драгоценных камней можно сравнить
живопись М.А.Врубеля, отмечая в ней таинственное мерцание граненых форм. Омский
музей единственный среди художественных собраний за Уралом, обладающий
живописными произведениями М.А.Врубеля
К концу 1920-х годов с искусством самого яркого
периода художественных открытий в России — рубежа XIX–XX веков в
картинной галерее знакомили также произведения мирискусников:
А.Н.Бенуа «Версаль» (1905), К.С.Петрова-Водкина «Касба. Алжир» (1907), упомянутые выше работы Н.К.Рериха; картины многочисленных представителей Союза русских
художников; полотно М.Ф.Ларионова «Павлин» (1907), времени организации выставок
журнала «Золотое руно», и «Портрет семьи художника» (1911–1913) кисти
В.А.Яковлева — одного из устроителей общества «Московский салон».
«Портрет семьи художника», приобретенный известным
петербургским собирателем А.А.Коровиным, в свое время пользовался большим
успехом. После революции, волею судьбы, картина была отправлена из Русского
музея в Омск — город, где в 1919 году художник умер, не дождавшись места
заведующего отделом по охране памятников.
В начале 1910-х годов В.А.Яковлев наиболее последовательно
воплощал художественную программу по «восстановлению традиций старых мастеров».
И все же, избрав классическую тему «любви богов» и облекая в «античные одежды»
даже события личной жизни, художник проявлял устойчивый интерес к «словарю»
городского фольклора. В семейном портрете композиционные
приемы и техника старых мастеров использованы Яковлевым наравне с
изобразительными средствами «подлинных наивов».
Декоративный эффект, достигнутый в картине ритмическим повторением «круглящихся
форм», уверенно поддержан напряженной полнозвучностью цвета. Тонкие лессировки
сгладили намеренную упрощенность в трактовке лиц, но не заслонили добродушную
иронию, столь характерную для поэтики народного примитива.
Сочетавший «энергию и любовь к делу» и глубоко уверенный
в необходимости во всей полноте отразить развитие отечественного искусства, Ф.В.Мелёхин был обеспокоен тем, что в сибирском музее
«абсолютно не представлено левое течение русской живописи». Его активное в этом
направлении сотрудничество со служащими Государственного музейного фонда и
поддержка авторитетного искусствоведа А.М.Эфроса увенчались поступлением в
омскую коллекцию русской живописи произведений мастеров объединения «Бубновый
валет»: П.П.Кончаловского «Мост» (1911), И.И.Машкова
«Три сестры на диване. Н., Л. и Е. Самойловы» (1911), А.В.Куприна «Натюрморт с хлебами» (1914), А.В.Лентулова
«Общество за столом» (1916). Пополнилось собрание полотном П.В.Кузнецова
«Натюрморт с подносом» (1913) и «Супрематической
композицией» (1918) П.А.Мансурова. Отправились из центра в Омск и живописные
работы художниц, завершивших свое обучение в частных студиях Парижа и Мюнхена,
— С.И.Дымшиц-Толстой «Натюрморт с зеркалом» (1911) и
В.М.Ходасевич «Портрет сестер М.А., Л.А. и Е.А Петровых» (1916).
Художественный отдел, первоначально открывшийся как
картинная галерея, при поступлении предметов декоративно-прикладного искусства
и скульптуры начинает функционировать как музей изобразительных искусств. Залы
генерал-губернаторского дворца украсили мраморные статуи, выполненные
западноевропейскими мастерами XIX века.
Отечественную школу демонстрировали бронзовые скульптуры А.М.Опекушина
и М.М.Антокольского,
работы П.К.Клодта и Е.А.Лансере
каслинского литья, гипсовые барельефы Ф.П.Толстого.
Оценивая собрание декоративно-прикладного искусства,
сам Ф.В. Мелёхин полагал, что оно становится «одним
из наиболее полных и богатейших среди провинциальных музеев Союза Республик». В
фонды систематически передавались дворцовая мебель, художественная бронза,
шпалеры, хрустальные сервизы и фарфор. В музей поступили и знаменитые
брюссельские кружева, его дополнили кружева Валансьен и Шантильи.
Впечатляла своим разнообразием коллекция керамики и
стекла, куда вошли образцы фаянса средневекового Востока, майолика итальянского
Возрождения, фарфоровые изделия XVIII–XX веков, искусно выполненные мастерами Мейсена, Севра,
Неаполя, Вены и Копенгагена. Декоративно-прикладное искусство
России в этой области представляли изделия производства Императорских
фарфорового и стекольного заводов, многочисленных фабрик и Товариществ — Гарднера, Попова, Кузнецова, Батенина,
Корнилова и Юсупова. В это же время в музее оказались изделия
прославленной фирмы Фаберже и уникальный экспонат — тронное
кресло с серебряной спинкой, подаренное в 1908 году императрице Александре
Федоровне депутацией донских калмыков. С ювелирных изделий мастеров XVII — начала XX века
России, Западной Европы, стран Востока начал формироваться фонд драгоценных
металлов.
Но полная картина развития изобразительного искусства
не могла существовать в музее без памятников древности, дававших возможность
«установить сущность искусства и законы им управляющие». Уже в первые годы
после открытия художественного отдела его фонды пополняются образцами
ремесленного творчества мастеров античной эпохи и предметами,
охарактеризованными как «раскопочные». Гораздо позднее, в 1970–1980-е годы эти
коллекции расширились за счет поступления экспонатов античной керамики и стекла
из Государственного Эрмитажа и передачи памятников древнего искусства, в том
числе «археологического золота», найденных при раскопках в районе омского Прииртышья.
Ф.В.Мелёхин понимал важность изучения характерных особенностей
сибирского искусства, принимая во внимание «богатства сибирской орнаментики». В
письме к Н.К.Рериху, где он выразил сожаление о несостоявшейся встрече в Омске,
Ф.В.Мелёхин сообщал, что «вокруг коллекций,
выделенных из Центра, мы начинаем собирать картины местных (сибирских)
мастеров». Раздел сибирского искусства пополнялся за счет приобретений и даров.
Из Бийского музея поступило семь картин
художников-сибиряков, а после передачи художественной коллекции
Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества картинная галерея
получила полотна известного алтайского живописца Г.И.Гуркина
(Чорос-Гуркэ).
В 1925 году первую из своих работ «Весна. Самарканд»
подарил музею «самый левый художник Азиатской России» Виктор Уфимцев.
Организатор футуристической литературно-художественной
группы «Червонная тройка» (1921–1922), он сплотил вокруг себя молодых омских
художников Николая Мамонтова и Бориса Шабль-Табулевича.
К ним присоединились поэт Леонид Мартынов, композитор Виссарион
Шабалин и другие ниспровергатели «старого искусства». В самом названии
«Червонная тройка» звучал вызов. Молодые художники ориентировались на
живописно-пластические эксперименты мастеров московского объединения «Бубновый
валет», а красный цвет символизировал их революционный порыв и авангардность мышления. В дальнейшем коллекция омского и
сибирского искусства, в разные годы с большей или меньшей интенсивностью, будет
формироваться на протяжении всей деятельности музея.
После закрытия Государственного музейного фонда новым
крупным, но уже местным источником пополнения собрания стал в 1932 году музей Худпрома — Художественно-промышленного техникума им.
М.А.Врубеля, просуществовавшего с 1920 по 1930 год. Созданный как «кабинет по
изучению культуры», но прекративший свою деятельность вместе с расформированным
учебным заведением, он к моменту передачи насчитывал около тысячи пятисот
экспонатов, распределенных по разным отделам: живописный, скульптурный,
декоративно-прикладного искусства, народного искусства.
Большое количество предметов декоративно-прикладного
искусства, в числе которых были замечательные образцы художественного ремесла
народов Востока — Китая, Японии, Ирана, стало
частью собрания художественного отдела Западно-Сибирского краевого музея. В бывшем Худпроме хранились также
картины русских и западноевропейских мастеров, полотна современных сибирских и
омских художников. Среди экспонатов, пополнивших собрание картинной галереи,
значились работы французского художника Э.Дюбюфа, некогда широко известного художника К.Я.Рейхеля, отразившего в портретах историю омской семьи Трувеллер, произведения академиков живописи Н.А.Кошелева, А.Е.Рокачевского и Ю.Ю.Клевера. Через коллекцию Худпрома поступили портреты и пейзажи преподавателя
рисовальных классов в Омске А.Н.Клементьева, картины
Е.Л.Коровай — воспитанницы Вхутемаса, связанной своей
судьбой с художественной жизнью Сибири.
Натюрморты с куклами Елены Людвиговны Коровай,
зачисленные в коллекцию Худпрома вместе с живописными
работами ее мужа Михаила Курзина, привез в Омск в 1921 году Виктор Уфимцев. Участвуя в агитэкспедиции по Иртышу и Оби на пароходе «III Интернационал», он побывал на Алтае, где и
познакомился с самыми известными по тем временам авангардистами Азиатской
России. Они оба стояли у истоков нового сибирского искусства,
экспериментировали сами и занимались с талантливой молодежью в организованной
ими изостудии. Будучи членами Алтайского художественного общества, Е. Коровай и
М. Курзин содействовали созданию в Барнауле музея
искусств, ошеломлявшего в начале 1920-х годов посетителей своей экспозицией. По
воспоминаниям современника, в бывшей церкви рядом с «Царскими вратами» на
клиросах и в алтаре висели работы беспредметников. И среди полотен Кандинского
и Малевича, Розановой и Машкова, Гончаровой и Ларионова, Лентулова
и Осмеркина демонстрировались произведения Михаила Курзина
и Елены Коровай.
«Что произошло с этой маленькой большеглазой женщиной.
Говорят, она жила в Москве, что жизнь ее не сложилась, что она очень
нуждалась…» — писал позднее Виктор Уфимцев.
«Непризнанной в этом мире художницей» назвал Елену Коровай поэт Леонид
Мартынов, давний знакомый по сибирским годам, когда во второй половине 1950-х
побывал в ее московской мастерской.
Музей Худпрома имеет свою
историю комплектования, где соединились конкретные факты, вымыслы и легенды о
поступлении в коллекцию произведений русских мастеров, чьи имена стали
известными не только в отечественном, но и мировом искусстве. Например, Алексея
фон Явленского, прожившего свою творческую жизнь за
рубежом, испытавшего влияние фовизма и ставшего одним
из ярких представителей немецкого экспрессионизма. Картины художника, в том
числе и раннего «академического периода», были привезены в Омск незадолго до
революции его братом Дмитрием — крупным военным чиновником Степного
генерал-губернаторства. Среди девяти живописных произведений Алексея Явленского из омского собрания выделяется «Натюрморт с
пестрой скатертью» (1909). Относящийся к «периоду Мурнау»,
он исполнен широко и экспрессивно, с тем характерным четким контуром предметов,
не дающим изображению раствориться в «сияющем колорите».
Живописно сдержан, но благороден «Автопортрет» (1893),
формальный язык которого еще крепко связан с реализмом рубежа столетий. В
стилевом решении он далек от той весомой «азиатской витальности»,
«монументальной воли форм» и «неудержимой цветовой выразительности», что стали
знаковой системой зрелого искусства Явленского. Тем
не менее стоящий в ряду редких произведений художника,
автопортрет позволяет оценить его поступательное развитие: от «реализма
репинского толка» к поздним живописным «Медитациям», близким по структуре
православной иконе.
Появление в Омске живописного этюда «Церковь в Мурнау» (1908–1909) одного из прославленных зачинателей
абстрактного искусства В.В. Кандинского, который наряду с А.Г.Явленским
входил в состав «Нового общества художников Мюнхена», объединения «Синий
всадник» и группы «Синяя четверка», до сих пор занимает исследователей. Это
событие можно отнести к тесным и дружественным контактам в Верхней Баварии двух
знаменитых семейно-творческих дуэтов. Недалеко от Мюнхена в доме, носившем
название «Русская вилла», у Габриэлы Мюнтер и Василия Кандинского часто гостили Алексей Явленский и его спутница жизни Марианна Веревкина. В
результате творческой дружбы художественная Европа снискала в лице «русских мюнхенцев» знаменитый «период Мурнау»
(1908 — 1914). И в настоящее время за рубежом, у одного из наследников
баронессы фон Веревкиной, наряду с полотнами ее гражданского мужа, хранятся
произведения Кандинского. По всей видимости, обмен работами между художниками и
предопределил поступление в Россию, в семейную коллекцию Явленских,
пейзажа, демонстрировавшего в ряду подобных произведений поворот Кандинского к
абстрактному искусству. Картины, находившиеся у брата Явленского
в Омске, остались здесь после революции и в 1920-е поступили в музей Худпрома.
В учебном музее техникума оказался и пейзаж «Деревня
весной» Давида Бурлюка, с началом революционных лет
отправившегося в путешествие по стране и, возможно, определившего на время свои
работы к местной знаменитости — Антону Сорокину, величавшему себя «королем
писательским». Исполненный свободно, широким пастозным мазком, пейзаж датируется
1919 годом — временем прибытия художника в Омск, где он развернул
выставку-«летучку» московских и петроградских
художников.
И все же наиболее значимым источником пополнения
собрания краевого музея оставались столицы. В том же 1932
году из Третьяковской галереи в Омск среди других произведений были переданы
энергично исполненный А.А.Экстер эскиз театрального
костюма «Парис на балу» (1921), отмеченное колористической экспрессией полотно
Н.С.Гончаровой «Жатва» (1911), решенная в гротескном ключе и показанная на
выставке «Ослиный хвост» картина М.Ф.Ларионова «Цирковая танцовщица» (1911).
Так коллекция «левых течений русской живописи», о комплектовании которой в свое
время заботился Ф.В.Мелёхин, пополнилась работами
крупнейших мастеров, стоявших у истоков отечественного авангарда.
Среди поступлений 1932 года, безусловно, выделяется
полотно Натальи Гончаровой «Жатва», ставшее в последние годы непременным
участником всех крупных зарубежных выставок, посвященных русскому искусству
предреволюционной России.
К 1940 году крупнейшая в Сибири картинная галерея,
сумевшая за короткий срок скомплектовать богатейшее собрание произведений
искусства, получить в свое распоряжение весь верхний этаж
генерал-губернаторского дворца (с автономным входом и отдельной платой за посещение)
и органично вписаться в культурную жизнь края, становится самостоятельным
музеем.
На его площадях ныне в широкой временной ретроспекции
представлено отечественное искусство: от русской иконы XVI века, включая список с древней православной святыни Сибири
— «Богоматерь Абалацкая», до произведений современных
художников, знакомящих с различными школами и направлениями в искусстве XX века, в том числе с творчеством омских мастеров. В
залах зарубежного искусства по образцам творений художников Италии, Голландии,
Фландрии, Франции, Германии, Англии, Бельгии, Испании и Швейцарии можно
проследить пути развития западноевропейского искусства от эпохи Возрождения до
второй половины XX века.
В ряду обширных собраний классического и современного
искусства музей хранит несколько редких коллекций, увеличивающих
историко-художественную и научную ценность музейного фонда. Среди них
археологические древности Западной Сибири, представляющие таежные и степные
культуры региона от III тысячелетия до
н. э. Памятники раннего железного века из археологических комплексов Сидоровка и Исаковка,
обнаруженные почти три века спустя после формирования известной «Сибирской
коллекции» Петра I, дают ключ к решению вопроса об
ее истоках. Безусловно, исключительна для России живописная коллекция
портретов, пейзажей, натюрмортов А.Г.Явленского, чьи
произведения в основном находятся в западноевропейских музеях и частных
собраниях. К разряду абсолютно редких коллекций графического искусства следует
отнести уникальные по своей историко-культурной значимости двенадцать рисунков
японского художника конца XIX века Бёдзана Хирасавы, посвященные жизни загадочного народа айнов. Коллекции произведений театральной графики конца XIX — начала XX века,
проектной архитектурной графики периода конструктивизма и «сталинского ампира»,
рисунков и графического дизайна В.Молла, работавшего
в Голливуде, также относятся к редким собраниям музейного фонда. В отделе
редкой книги, насчитывающем свыше 1500 экспонатов, хранится лицевой рукописный
Апокалипсис первой половины XIX века,
иллюстрированный цветными миниатюрами.
Особый поворот в деятельности музея наметился в 1980-е
годы, когда возрос интерес к искусству сибирской провинции. Художественная
жизнь Омска первой трети ХХ века становится предметом пристального изучения. В
середине 1970-х годов при вскрытии половиц небольшой постройки краеведческого
музея были обнаружены лежавшие на фигурах хантыйских божков и словно охраняемые
ими папки с графическими материалами. Они были распределены
между двумя музеями — изобразительных искусств и краеведческим — и вошли в
коллекции под разными названиями: «Худпром» и
«Архив Сорокина». Более двухсот живописных этюдов и графических листов
художников составляют часть наследия сибирского писателя Антона Сорокина,
хранящегося в собрании музея имени Врубеля. Среди них работы петроградского художника Льва Бруни,
занесенного революционными событиями в Омск, «буйно-красочного живописца»
Виктора Уфимцева и одного из «омских озорников» Ника Мамонтова. Здесь же
рисунки киевлянина Владимира Эттеля, преподававшего
графическое искусство омским «худпромовцам», и
московского журналиста Алексея Громова (псевдоним Принцесса Греза), оставившего
яркий след в культуре сибирского города. В коллекции — пейзаж малоизвестного,
но первоклассного художника Владимира Тронова,
обучавшегося в Петрограде у Кардовского. Освоение
материалов «Архива Сорокина» позволило говорить о многообразии художественной
культуры Омска в 1910–1930-х годах, включая краткий, но необычайно насыщенный
событиями период в жизни города, ставшего на время столицей «белой России» и
Верховного правителя адмирала Колчака.
Начинают глубоко изучаться полученные музеем в конце
1980-х годов археологические коллекции. Обретает весомую значимость
общепринятая фраза о Сибири как о крае несметных богатств. Наряду с другими
факторами «сибирская архаика», экспонированная музеем, дала мощный импульс
современным художникам для освоения культурного пласта древнейшего
происхождения; так, в начале 1990-х годов зарождается омский «архео-арт».
Публикации по истории коллекции и выставки из цикла
«Памяти коллекционеров и собирателей» подвели первые итоги по воссозданию
истории бытования в Омске музейных ценностей. Поступившие в 1924–1928 годах из
центральных музеев и через Государственный музейный фонд произведения ранее
находились в известных частных собраниях: Шереметевых, Горчаковых, Нарышкиных, Рябушинских, Шуваловых, Долгоруких, Фаберже, Бенкендорфов и других, а также во дворцах: Зимнем,
Мраморном, Строгановском, Ново-Михайловском.
Так, становится известным, что целый ряд живописных работ, среди которых
картины «старых мастеров» Теобальда Мишо, Адриана ван
дер Пуля, Франка Франкена II, являлись
собственностью Аркадия Руманова — известного в
дореволюционной России журналиста, юриста, мецената, «друга поэтов и
художников» Серебряного века. Парадный портрет Екатерины II кисти австрийского художника И.-Б.Лампи
и еще около ста пятидесяти произведений западноевропейского и отечественного
искусства XVII–XIX веков принадлежали «русскому европейцу», известному
государственному деятелю России князю Н.Б.Юсупову. За коллекцией принцессы Е.Г.Саксен-Альтенбургской до недавнего времени значилось
девять живописных произведений, в основном «малых голландцев», поступивших из
Эрмитажа в Омск. Изучение архивных материалов позволило установить, что более
двухсот пятидесяти произведений декоративно-прикладного искусства происходят из
семейного собрания Саксен-Альтенбургских.
Исследовательская работа по изучению коллекций позволила выявить в фондах
омского музея произведения и из других частных собраний.
Масштабные проекты последних лет по реставрации
монументальных полотен завершились возвращением в экспозицию работ,
находившихся долгие годы на валах в музейных запасниках. Забытым для целого
поколения оставалось живописное произведение В.М.Васнецова «Снятие с креста»
(1900), поступившее из Русского музея в 1927 году. Входившее в страстной цикл,
оно являлось основой для выполнения наружной мозаики храма Спаса на Крови в
Санкт-Петербурге. После реставрационных работ стало возможным экспонирование
произведения академика исторической живописи М.П.Боткина «Жены, издали
смотрящие на Голгофу» (1867). Эта картина, сюжетно связанная с центральным
событием Евангелия, поступила в 1925 году в дар от дочери художника Е.М.Боткиной и длительное время пролежала в фондах в свернутом
состоянии. Возможность возвратить в экспозицию русского искусства два
большеформатных полотна появилась в 1996 году, когда музей получил еще одно
здание, где разместилась новая реставрационная мастерская живописи.
Второе здание музея также является архитектурным
памятником и достопримечательностью исторического центра Омска. Известный
сибирский архитектор А.Д.Крячков проектировал здание
в вошедшем в моду «стиле империи», обращенном к отечественной архитектуре
периода царствования Александра I — московскому
ампиру. Построенное в 1914 году как Городской торговый корпус, оно получило
название Врубелевского корпуса по месту
экспонирования монументального триптиха М.А.Врубеля «Цветы».
В 2004 году в Москве Омский областной музей развернул
выставку «Сибирь неизвестная: сокровища курганов, Михаил Врубель, “Бубновый
валет”, “Червонная тройка” и другие». Участвуя в реализации мегапроекта
Государственного Русского музея «Прорастая Сибирью», проводимого в рамках
Всероссийской программы «Россия», Омский областной музей раскрывает перед
зрителями многогранную культуру Сибири от древности до наших дней.