Книжный
знак
Образ
Креста в отечественной ставрографии
Крест в
России : Альбом / Авт.-сост. С. В. Гнутова ; Макет и художеств. оформ., подбор
ил. - Б. В. Трофимов. - М. : Изд-во "Даниловский благовестник", 2004.
- 5000 экз.
Попечением священноначалия московского Данилова
монастыря и в рамках издательской программы Правительства Москвы в церковном
издательстве "Даниловский благовестник" вышла в свет книга-альбом о
главном христианском символе - Кресте, запечатленном в уникальных памятниках
русской духовной культуры.
Автор
книги - видный исследователь церковного декоративно-прикладного искусства
кандидат искусствоведения Светлана Витальевна Гнутова в своей работе
систематизировала и обобщила классические сведения о российской ставрографии -
науке, изучающей образ Креста в Православии, - и удачно соединила их с
результатами собственных многолетних исследований почитания и бытования на Руси
этого главного символа христианской веры. История Креста в православном
художественном творчестве, в контексте Священного Предания и церковной
традиции, впервые предстала зримо, разносторонне, хронологически точно, во всем
многообразии археологических, архитектурных и других материальных памятников.
Кроме того помещение в Приложении к альбому тексты старинных сказаний о
чудотворных и почитаемых православными верующими Крестах (большинство из
которых опубликовано впервые) существенно дополнили представления и о
источниковедении ставрографии, и о распространении отдельных типов Креста, и о
художественной истории изображений отдельных памятников.
Книге
предпосланы, помимо проникновенного обращения к читателям Святейшего Патриарха
Алексия II, и "Размышления о Кресте" виднейшего церковного иерарха
нашего времени митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева),
Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, написанные специально для этого издания.
Философско-христианское понимание Креста, сопровождающего православного
человека от рождения до смерти, изложено здесь замечательным богословом
современности владыкой Филаретом емко, убедительно и вполне доступно пониманию
каждого читателя, стремящегося к восприятию глубины христианского мировоззрения
и овладению основами православной культуры.
Работа
С.В.Гнутовой не претендует на энциклопедичность, на доскональное освещение
многообразия типов, видов и форм православного Креста. Автор считает своей
задачей показать историю бытования Креста во всех сферах духовной жизни
русского православного человека и на различных этапах его жизненного пути.
Кресты самого различного назначения - от нательных до поминальных, от обетных
до храмовых надглавных - предстают на страницах книги в разнообразных текстовых
и изобразительных материалах, в широко распространенных или раритетных
образцах, объединенные единым авторским замыслом: показать в крестовой
символике путь к постижению внутреннего содержания Креста как важнейшего
символа и объекта поклонения в христианстве. Нельзя не отметить с
удовлетворением, что С.В.Гнутовой удалось методологически безупречно выделить
основные типы классификации Крестов, встречающихся в убранстве и в утвари
храмов, в памятниках церковной архитектуры, в произведениях пластики,
иконописи, шитья, монументального искусства.
Монография-альбом
"Крест в России" начинается с описания монументальных каменных,
лапидарных и деревянных резных Крестов первых веков после Крещения Руси и их
последующих видоизменений в качестве фасадных и закладных изображений. Особое
внимание автором уделено истории появления и почитания на Руси широко
распространенных в православном мире деревянных "Иисусовых
Крестов-Распятий": Дмитровского (XIII в.), Годеновского (XV в.),
Киликийского (XVI в.), Арзамасского (XVII в.) и множества других. Нельзя не
отметить приведенное в книге подробное научное описание знаменитого
Креста-мощевика, известного под названием "Кийский Крест",
изготовленного в Палестине в середине XVII века "в меру Креста
Христова" и установленного по повелению Святейшего Патриарха Никона на
Кий-острове, в заливе Белого моря (ныне находится в московском храме преподобного
Сергия в "Крапивках").
Интересны
и содержательны описания крестов-реликвариев, принадлежавших русским святым и
известным церковным деятелям прошлого. Отрадно, что в книге нашлось достойное
место и меднолитым "Крестам-Распятиям", украшенным разноцветными
эмалями, и резным деревянным иконам "Голгофа-Крест с Орудиями
Страстей" и "Церковь Соборные" XVIII-XIX вв., особо
распространенным и почитаемым в среде старообрядчества.
Трудно
перечислить все типы и формы упомянутых в книге Крестов, особенно нательных, во
всем спектре материалов и ювелирных приемов для их создания. Автором
подвергнуты подробному анализу модификации придорожных, обетных, часовенных
Крестов Русского Севера, а также хорошо знакомых каждому читателю металлических
надглавных храмовых Крестов. В работе подробно описана их древнейшая символика
во всем разнообразии толкований четырехконечных и восьмиконечных изображений.
Поражает выявленное автором многообразие типов и декора шитых на ткани
изображений Креста, наперсных Крестов священнослужителей, Крестов монашеского
подвига, параманов и вериг подвижников благочестия, Крестов из ризниц старинных
и современных соборов и церквей: напрестольных, аналойных, выносных и других.
Несомненно,
что немалый вклад в создание книги-альбома внесен ее художником, автором
художественного образа издания. Борис Владимирович Трофимов, мастер известный и
признанный в издательском мире, является достойным партнером автора, глубоко
осознавшим творческий замысел Светланы Витальевны Гнутовой и превративший
совокупность текста и иллюстраций в выдающееся произведение книжного искусства.
В
настоящее время обращает на себя внимание тот факт, что многие иллюстрированные
книги и альбомы, выпущенные современными церковными издательствами
(синодальными, епархиальными, монастырскими и приходскими) отличаются довольно
невыразительным дизайном. Принципы конструирования и структура этих изданий, а
также приемы их оформления зачастую механически переносятся с современных
журнальных версток или с книг дореволюционных церковных издательств, с их
тридиционными буквицами, заставками, орнаментальными рамками и т.д.
Книга
"Крест в России", подготовленная к изданию художником Б.В.Трофимовым,
- это пример настоящего "прорыва" издательской культуры Церкви в
сферу высокого книжного дизайна, к существу современного понимания структуры
издания как единства идейного содержания авторского текста и художественного
образа, его сопровождающего и организующего. Подлинный профессионализм
дизайнера проявился и в заданном им, в концепции макета, четком ритме
чередования разделов книги, облегчающем изучение ее содержания, и в тщательном
отборе иллюстраций, и в бережной кадрировке и обтравке изображений, и в умелом
чередовании контрастных подложек под цветные фотографии объектов описания, и в
богатстве палитры шрифтового каталога, и в деликатно сбалансированном
размещении, в пределах разворота двух книжных страниц, разных по объему, форме
и цвету блоков текстового материала и сопутствующих ему иллюстраций. Большой
вклад в культуру оформления книги внесли и замечательные фотомастера, снабдившие
художника своими великолепными работами: Сергей Степин, Олег Каплин, Виктор
Соломатин и другие. Думается, что внешний облик книги-альбома таков, что она не
сможет "затеряться" в любой выставочной книжной экспозиции.
Выход
издания "Крест в России", приуроченного издательством
"Даниловский благовестник" к 700-летию со дня преставления святого
благоверного князя Даниила Московского, явился не только заметным событием для
церковной и светской читательской аудитории, но и весомым вкладом в изучение
сокровищницы русской православной культуры.
Валерий
Любартович