Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 71 2004

Владислав Матусевич

Владислав Матусевич

 

Лица ушедшей России

 

На этих фотографиях - утраченная теперь Россия, вернее, отдельные, составляющие ее фрагменты, как осколки драгоценной амфоры, и те, кто знает и внутренне ощущает это время, могут вспомнить слова Евгения Замятина о том, что будущее России - в ее прошлом.

К сожалению, фотография появилась только в середине XIX века, но, к счастью, к началу ХХ века она чудесно стала повседневным явлением, породив многих энтузиастов-любителей, особенно после изобретения относительно портативных фотоаппаратов. Даже Николай II был страстным фотографом, а сколько удивительных снимков было сделано дочерью П.М.Третьякова А.П.Боткиной, альбом фотографий которой был издан журналом "Наше наследие". Много интересных снимков оставил и друг Льва Толстого издатель В.Чертков, и сама Софья Андреевна. Выполненные на поистине высоком профессиональном уровне, они производят незабываемое впечатление.

Фотограф, краевед, журналист, историк Михаил Валентинович Золотарев отобрал из своей коллекции для выставки в журнале "Наше наследие" 100 фотографий как самых различных любителей, так и настоящих мастеров светописи, создавших портреты и высокопоставленных особ, и обыкновенных людей, снимавших своих чад и домочадцев в городских квартирах, на даче, на деревенском хозяйственном дворе, за игрой в преферанс, на лесной и полевой охоте, в сельской школе...

Коллекционер на своей выставке стремился отобразить различные стороны старого общества с его неповторимыми деталями быта, увлечений, своеобразие одежды и интерьера того времени: от императора Александра II до простой прачки, некой Дарьи Егоровны, стирающей на хозяйственном дворе в усадьбе Д.И.Четверикова. От совладельца Богородско-Глуховской мануфактуры А.И.Морозова до монахов Смоленской Зосимовой пустыни, заготовляющих капусту на зиму. Причем, предпочтение в отборе фотоснимков не отдавалось ни одному русскому сословию: здесь и представители царского дома, дворяне, купцы, духовенство, крестьяне... Впрочем, многие фотографии вызывают в памяти особые ассоциации.

Вот, например, портрет знаменитой артистки, исполнительницы русских песен и романсов Надежды Плевицкой. Невольно вспоминаешь о ее загадочной и, в определенном смысле, авантюрной судьбе в эмиграции. Вместе с мужем, генералом Скоблиным, она участвовала в похищении другого русского генерала Миллера, который потом сгинул в подвалах Лубянки. А сама Плевицкая была судима, отправлена во французскую тюрьму, где и умерла в начале Второй мировой войны.

Или снимок, на котором видим Владимира Сергеевича Алексеева, старшего брата великого К.С.Станиславского. Владимиру и в пору их юности, и в зрелые годы также было не чуждо увлечение театром, особенно оперой и опереттой. Он был соратником Константина в Алексеевском кружке, был очень музыкален, играл на многих инструментах, аккомпанировал Шаляпину и Собинову, бывавшим в доме Алексеевых. Но ему приходилось тянуть лямку службы в семейном "золотоканительном" товариществе. "Я ведь в душе и сам сознаю, - писал Владимир Сергеевич, - что я гроша медного не стою, я совершенно не купец, не деловой человек, и ленивый, и беспечный, хотя и уверяю себя в противном".

Особое место в экспозиции занимали фотографии, сделанные членами семейства Четвериковых - известного русского предпринимательского рода. Это и их усадьба в Тимофеевке, и охота в Богородском уезде, и разнообразные портреты дворовых и прислуги. Дело в том, что Михаил Золотарев сам родился и вырос в Богородском (Ногинском) районе и ему удалось найти много документального материала, касающегося этой купеческой фамилии.

Интерес к архивной исторической фотографии появился у Михаила Золотарева еще в середине 1970-х годов, когда ему было всего двадцать с небольшим. Со временем создался большой фотоархив, и постепенно простое увлечение стало настоящей страстью и основным делом жизни, хотя по своему образованию Золотарев - химик, закончил химический факультет МГУ и долгое время работал в одном из академических институтов Черноголовки. Сейчас его собрание фотонегативов, фотографий, фотокопий, старинных альбомов с любительскими фотографиями прошлых лет, а также книг, иллюстраций, гравюр и порой даже целых архивов составляет около 50 тысяч единиц хранения. Он выполняет заказы и сотрудничает с редакциями журналов, издательствами, музеями, выставочными центрами, которые сейчас, как никогда раньше, проявляют особый интерес к истории русской культуры и просят его предоставить редкие фотоснимки ученых и писателей, художников и артистов, купцов и промышленников, крестьян и безвестных горожан, которые в своей совокупности и составляют лицо ушедшей России.

Дочери московского купца Владимира Михайловича Ускова Любовь и Александра в доме Усковых в Берниковом переулке. 1900-е годы

Дочери московского купца Владимира Михайловича Ускова Любовь и Александра в доме Усковых в Берниковом переулке. 1900-е годы

Козьма Терентьевич Солдатенков, крупный предприниматель и издатель, директор Московского страхового от огня общества на своей даче в Кунцеве. 1890-е годы

Козьма Терентьевич Солдатенков, крупный предприниматель и издатель, директор Московского страхового от огня общества на своей даче в Кунцеве. 1890-е годы

Елизавета Эмильевна Паутынская (урожд. Керкоф), жена директора цементного завода Московского акционерного общества, у своего автомобиля. 1910-е годы

Елизавета Эмильевна Паутынская (урожд. Керкоф), жена директора цементного завода Московского акционерного общества, у своего автомобиля. 1910-е годы

Анна Вырубова, фрейлина императрицы Александры Федоровны (сидит третья слева), среди персонала вагона-церкви Императорского санитарного поезда. Первая мировая война

Анна Вырубова, фрейлина императрицы Александры Федоровны (сидит третья слева), среди персонала вагона-церкви Императорского санитарного поезда. Первая мировая война

Оля Гончарова, Оля и Наташа Поленовы в купальне. Усадьба Гончаровых Полотняный Завод. 1910-е годы

Оля Гончарова, Оля и Наташа Поленовы в купальне. Усадьба Гончаровых Полотняный Завод. 1910-е годы

Анна Николаевна Бурышкина, жена московского предпринимателя Павла Афанасьевича Бурышкина, на аэроплане. 1910-е годы

Анна Николаевна Бурышкина, жена московского предпринимателя Павла Афанасьевича Бурышкина, на аэроплане. 1910-е годы

Вера Саввишна Самарина (урожд. Мамонтова) в поездке на пароходе по Волге. Июнь 1902 года

Вера Саввишна Самарина (урожд. Мамонтова) в поездке на пароходе по Волге. Июнь 1902 года

Заготовка монахами капусты на зиму в Смоленской Зосимовой пустыни. 1900-е годы

Заготовка монахами капусты на зиму в Смоленской Зосимовой пустыни. 1900-е годы

О.Сергий, священник церкви Всех Скорбящих на Ордынке, на даче у Шемшуриных в Кузнечиках под Подольском. Слева — Александр Федорович Шемшурин — владелец торговли лаками, красками и москательными товарами на Балчуге. 1910-е годы

О.Сергий, священник церкви Всех Скорбящих на Ордынке, на даче у Шемшуриных в Кузнечиках под Подольском. Слева — Александр Федорович Шемшурин — владелец торговли лаками, красками и москательными товарами на Балчуге. 1910-е годы

Арсений Иванович Морозов, совладелец Богородско-Глуховской мануфактуры (третий слева), и его гости. 1896

Арсений Иванович Морозов, совладелец Богородско-Глуховской мануфактуры (третий слева), и его гости. 1896

Владимир Сергеевич Алексеев (справа), брат К.С.Станиславского, с приятелем в усадьбе Любимовка. 1890-е годы

Владимир Сергеевич Алексеев (справа), брат К.С.Станиславского, с приятелем в усадьбе Любимовка. 1890-е годы

Василий Сергеевич Севастьянов (1875–1929), солист оперы Большого театра,в гримерной перед спектаклем. 1900-е годы

Василий Сергеевич Севастьянов (1875–1929), солист оперы Большого театра,в гримерной перед спектаклем. 1900-е годы

Дети зимой. Фото из архива богородской семьи Окуньковых-Чичериных. 1900-е годы

Дети зимой. Фото из архива богородской семьи Окуньковых-Чичериных. 1900-е годы

Преображенские Екатерина Александровна (сестра Г.А.Крестовникова) и Михаил Алексеевич на балконе дома Г.А.Крестовникова в Нащокинском переулке. 1890-е годы

Преображенские Екатерина Александровна (сестра Г.А.Крестовникова) и Михаил Алексеевич на балконе дома Г.А.Крестовникова в Нащокинском переулке. 1890-е годы

Рудольф Рудимирович Рогген в своем магазине на Неглинной улице в Москве. 1900-е годы

Рудольф Рудимирович Рогген в своем магазине на Неглинной улице в Москве. 1900-е годы

П.П.Боткин, глава знаменитой чаеторговой фирмы, с женой в пролетке. 1880-е годы

П.П.Боткин, глава знаменитой чаеторговой фирмы, с женой в пролетке. 1880-е годы

Прачка Дарья Егоровна стирает на хозяйственном дворе усадьбы Д.И.Четверикова Тимофеевка Богородского уезда. 1900-е годы

Прачка Дарья Егоровна стирает на хозяйственном дворе усадьбы Д.И.Четверикова Тимофеевка Богородского уезда. 1900-е годы

Знаменитая исполнительница русских песен Надежда Плевицкая (1884–1941) у собственного портрета работы художника А.Кузнецова. 1910-е годы

Знаменитая исполнительница русских песен Надежда Плевицкая (1884–1941) у собственного портрета работы художника А.Кузнецова. 1910-е годы

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru