Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 71 2004

Памяти Кирилла Соколова

Памяти Кирилла Соколова

 

22 мая 2004 года не стало Кирилла Соколова. Живописец, график, скульптор, знаток искусства, он ушел неожиданно и несправедливо рано. Он был немолод и не очень здоров, но присущая этому пожилому человеку открытость миру, не оставлявшее его желание и умение жить, дышать и неустанно трудиться, радуясь жизни и творчеству, можно было бы разделить на десятерых юных - и всем бы хватило. До конца своих дней он сохранил юношескую ясность взгляда и незамутненную свежесть восприятия, непосредственную эмоциональность реакций и яркую остроту небанальной мысли. Он постоянно и плодотворно работал всю жизнь, но о нем не так уж много написано. Впрочем, Кирилл Соколов был из тех редких художников, кому для вербализации собственных поисков и находок не требовался искусствовед-интерпретатор: он сам прекрасно знал, что именно делает и зачем. И умел разъяснить содержание своего искусства ничуть не хуже, а то и лучше многих теоретиков. Он вообще был блестящим собеседником, энциклопедически образованным и остроумным, внимательным и демократичным. Глубина его познаний в предмете искусства в сочетании с нетривиальностью ракурсов и неожиданностью обобщений были сродни степени его погруженности в пласты творчества и корректной дерзновенности эксперимента, которым он был всю жизнь увлечен.

Он рассматривал историю искусства ХХ столетия отстраненно, но пристрастно и изнутри, со всеми многочисленными параллелями и последовательностью стилей и направлений, видов и жанров, техник и технологий. Импровизатор и аналитик, он не просто пробовал искусство ХХ века на вкус, с равной смелостью и уверенностью экспериментируя с формой, стилями и техниками. Он пропускал опыты прошлого через призму своего собственного авторского опыта - как формально-эстетического, так и нравственного. Кирилл Соколов не только аккумулировал в своем творчестве открытия и достижения предшественников, - подвергая их своеобразной авторской "переплавке", он синтезировал новое художественное качество и сделал собственные серьезные открытия.

Эти открытия могут и должны стать темой специального и глубокого исследования. Художник находился в постоянном поиске, никогда не расставаясь с блокнотом и карандашом и ни на минуту не прерывая работу мысли. Он не то чтобы не позволял душе и разуму лениться - просто леность мысли, усталость духа, расслабленность души были для него категорически не органичны. Он прожил нелегкую жизнь, но жил с интересом и увлечением. Никогда не проявлял утомления от жизни, хотя у человека его лет и его судьбы могли быть для этого все основания. Работа и размышления поглощали энергию, но не требовали специальных усилий. Скорее наоборот: специальные усилия потребовались бы Кириллу Соколову для того, чтобы перестать трудиться и думать. Он был темпераментным и своеобразным художником, яркой и крупной личностью. Этот человек был одарен по-настоящему щедро: был красивым, умным, сильным, талантливым. Он реализовал эти дары с той же щедростью, с какой был ими наделен, хотя, безусловно, успел бы еще больше, будь у него побольше времени.

Кирилл Соколов вместе со своей женой, известным литературоведом и исследовательницей русского символизма Аврил Пайман долгие годы жил и работал в Англии, но русская культура, русское искусство никогда не уходили на периферию его художественного сознания. В последние годы художник часто бывал в России. В Санкт-Петербурге, Москве и Перми с успехом прошли его выставки, он щедро дарил свои работы музею-заповеднику А.А.Блока в Шахматове, музею-квартире А.А.Блока в Санкт-Петербурге, художественному музею в Перми и т.д. Помимо всего прочего Кирилл Соколов обладал редким даром дружбы. И даже географическая удаленность от большинства друзей не помешала ему делиться этим сокровищем со свойственной ему во всем искренностью, страстностью и широтой. И потому, уходя, он оставил среди многих светлую и живую о себе память.

 

Ольга Яблонская

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru