Борис Пильняк: Житие "на Посадьях"
Конец
1910-х - начало 1920-х годов - один из самых интересных и наименее
исследованных периодов жизни и творчества Бориса Андреевича Пильняка (наст.
фамилия Вогау). Как из начинающего в 1915 году прозаика Пильняк превратился к
1922 году в известного писателя нового времени и нового поколения, во многом
определившего дальнейшее развитие русской литературы?
Свое
желание стать литератором Пильняк определил довольно рано: "Хочется начать
в этом году выступать на литературном поприще - пора уж! - записывает он в
новогодние дни 1911 года. - Выйдет ли из меня писатель? Дай-то бог! (я не верю
в Бога-Саваофа, бог - Природа, вечный двигатель).
Что ж дал
мне - 10 год? много работал, много прочел, в этом году была напечатана моя I
вещь1... Стало понятно все окружающее, и это все - скучно...
разочаровался..."2
О его
намерениях свидетельствуют и сохранившиеся многочисленные юношеские письма
Пильняка.
"Я
хотел вас поучить писать мне письма, - пишет он родителям осенью 1912 года. -
Видите ли, от писем ваших, столь хороших и любящих, остается, все-таки, не
столько впечатлений чем, если бы вы писали - так:
1) Погода
сегодня? Как действует на каждого в отдельности? Что по поводу погоды сказал
дядя Андрей (и как он вообще?)?
2) Что
сегодня было за обедом? Как начался день, что делали за чаем, с чем был чай?
Сколько сейчас часов, в этот момент, когда ты пишешь письмо? Что делают все
остальные?
3) Какое у
вас сегодня настроение? Как самочувствие отца, его желудок?
Сейчас
после - обеда? Ты сидишь - в какой комнате, чем занимаешься, скажем, чтением,
вышиванием? Что видно через окно? Что делают [нрзб] на дворе?
4) Насчет
чего был сегодня разговор? Передайте его, придерживаясь слов:
Вот -
такие письма меня совсем удовлетворят!
Я не шучу!
И - как
можно больше подробностей, мелочей! По ним мне легче восстановить целиком всю
картину вашего житья-бытья!"
Именно
такими предстают письма, рассказы и дневниковые записи Пильняка этого периода -
подробными, красочными, передающими настроение.
"Я не
знаю, шаблонен ли я, - пишет он в письме 1912 года сестре Нине, - но я знаю,
что всегда стремился от всего обыкновенного и шаблонного".
В 1913
году он заканчивает гимназию в Нижнем Ногороде, через год поступает в
Московский коммерческий институт на экономическое отделение, мечется между
Москвой и Коломной, где живут его родители (отец писателя - А.А.Вогау - был
земским ветеринарным врачом), и постоянно думает о литературе и карьере
писателя...
В 1915
году юношеские пробы пера превратились в рассказы подающего надежды и
заинтересовавшего издателей начинающего автора, "когда были приняты и
появились вещи (часть которых вошла в сборники, как, например, рассказ о
птицах) в журнале В.С.Миролюбова3, в "Русской мысли", в
"Жатве", "Сполохах" и пр. толстых журналах и
альманахах"4.
Этот год
стал тем этапом, когда Пильняк ощутил "твердую почву" под ногами и
смело вошел в литературную жизнь. 12 февраля 1915 года он пишет в дневнике, что
в его жизни произошли перемены, что он перебрался из Москвы в Коломну: "Весь
февраль, и урывками январь, декабрь, ноябрь - писал - с радостью и с жаждой
писать. Не увлекаюсь, не влюбляюсь. Мечтаю жениться. Да вообще все, о чем
мечтаю, будет в рассказах". Письма Пильняка этого периода редакторам,
друзьям-писателям и другим адресатам, одновременно деловые и дружеские,
по-писательски динамичные и красочные, передают и дух времени, и бодрое
состояние духа уверенного в себе молодого писателя. "Пишу - много. И
удачно. Приедете - зачитаю до смерти" - постоянно встречается в его
письмах. Литературный подъем этого периода у Пильняка подобен взрыву, в
записных книжках этого года появляются записи новых тем, легко узнаваемых в
произведениях более зрелого периода5 . В конце апреля-начале мая 1915 года в
дневнике появляется первое упоминание его псевдонима: "Между прочим,
теперь я не Бор. Вогау, а - Бор. Пильняк"6.
Он был
впечатлительным и влюбчивым молодым человеком, на всю жизнь сохранившим
зародившуюся в юности мечту о "чистой девушке"", вокруг которой
и вращалась бы жизнь; "<...> ведь я все время мечтаю полюбить и
жениться <...> влю... влюбиться, полюбить. По-настоящему", -
записывает он весной 1915 года.
И вскоре у
Пильняка появляется невеста - поэтесса Надежда Александровна Павлович
(1895-1980), с которой он живет в Коломне отдельно от родителей. Она была
принята в доме родителей жениха и ждала ребенка. В письмах этого периода
встречаются многочисленные упоминания и приписки Н.Павлович7. "Ну,
конечно, я никогда не забуду, как у меня живет Наденька Александровна Павлович.
Это так. Но вот с осени будет издаваться журнал, где она примет близкое
участие", - записывает в дневнике Пильняк в первомайские дни 1915 года.
Приглашая в Коломну своего приятеля редактора А.М.Чернышева8, 29 мая 1915 года
он пишет: "У нас здесь - река, Екатерининская усадьба, парк, пруды, совы,
кукушки, соловьи, рыбы, грибы, цветы... приезжайте, если это устраивает Вас. Я
буду очень рад, буду водить и показывать Вам местные красоты. Н[адежда]
Ал[ександровна] будет читать стихи и бранить меня: она очень строга ко мне. Будет
весьма "пейзанно", просто, солнечно и - хорошо" (С.22). Судя по
письмам к друзьям, у Пильняка "серьезные намерения" (например:
"Женюсь на Павлович. Благословляете?" С.29). В июле они вместе
отправляются по Волге в Саратов. Однако их отношения складывались непросто и
осенью того же года они расстались9. Пильняк тяжело переживал разрыв. К этому
периоду, после юношеских сумбурных лет поиска и вопрошений он довольно точно
определял свое будущее, смысл жизни и ее ценности, которые сводились к крепкой
семье с любимой женщиной и детьми и занятиям литературным трудом. В письме
А.А.Альвингу с Пильнянки 2 октября 1915 года он писал о том, что "в
сумерки буду сидеть у камина и мечтать о том времени, когда у меня будет
100-пудовое имя, жена, дети, и свой замок a la Пильнянка"10 (С.34).
Ждать
Пильняку пришлось недолго. В 1917 году он женится на М.А.Соколовой, земском
враче: "Я - женился, окончательно, серьезно, при помощи церковного
участка, на некоей врачице (земской!) Марии Алексеевне Соколовой (которая в
данный момент - на обходе в своей больнице), женщине рассудительной (литературу
- никакую - не признает), строгой (бранит меня и не особенно охотно позволяет
ухаживать за всеми прочими женщинами, кроме нее) и правильной жизни"11
(С.44).
Вот как
Пильняк описывает это событие родителям и сестре:
"Коломна, 2-го июля 1917.
Дорогие
мои мамынька, папынька и Нина!
30-го
числа было, в страшную грозу, с громом и градом, на погосте Старки, что около
Черкизова, мое венчание, после которого Марийка стала Вогау, но не Соколовой.
Коснувшись дождей, я вообще должен сказать, что они у нас часты, часты ночные
грозы, хотя дни все же жарки, и я хожу босиком и в белых штанах.
Вас мы
ждем. Свадьба, хлопоты - все это ужасно скучно и неприятно. Но с Марийкой мы
ругались редко, живем в любви и в дружбе: она в Нининой комнате, а я в твоей,
мама, в которой ничего не тронул: сплю на твоей кровати, бодрствую на
диванчике, пишу на круглом столике.
В Коломне
- тихо, покойно, и настроение - в смысле российских урядиц - бодрое. Выборы прошли.
Большинство от с.-р., затем ка-де. Большевиков - всего два человечка. Эс.-эры -
народ хороший у нас в Коломне; ни одного эксцесса не было, все в порядке. Полк
- весь ушел воевать, с музыкой и с плакатом: "далой германский мелитаризм,
война до окончательнаго свержения германской монархии", - так-что
"товарищей солдатов" нет, сейчас-же уменьшились разные подзаборные
дебоши.
Мне все
надоедают расспросами о том, когда приедет папа? - тем паче, что Н.В. не
управляется с работой, и отец очень нужен.
Приезжайте!
Я хоть и
женатый человек, а белье у меня все грязное и я, при пиковом интересе, жду
тебя, мама, чтобы ты привела меня в порядок!
Целую всех
и кланяюсь,
Борис
<Приписка
сверху на 1-й стр.:>
На свадьбе
был Ив.Ив., он как - помнишь, "ландышек"?... - хотя вообще был
шафером и дружкой.
Сейчас он
кланяется Вам, его свойственникам"12.
Новая
любовь и свадьба, однако, не заслонили разрыв с Павлович. Все последующие годы
Пильняк пытается разобраться в причинах их неудавшихся отношений и делает многочисленные
попытки описать историю их любви, обыгрывает в записях сюжеты возможного
последующего развития их отношений.
21 декабря
ст.ст. 1917 года у него рождается дочь Наталья Борисовна Вогау. Жене и детям
позже, в 1924 году, он любовно посвятит свое первое собрание сочинений (в трех
томах): "Я посвящаю эти три книги Марии Алексеевне Соколовой-Вогау и детям
моим Наталье и Андрею, Марии Алексеевне потому, что без нее я не написал бы их,
и детям потому, что им - читать их в будущем, ибо я, как и вся Россия, только
этим будущим и живы"13.
Жизнь
переломилась, когда в Коломну, которая на долгие годы стала, так сказать,
"музой" и пристанищем для писателя, пришла революция: "В Коломне
у нас - голодные будни, - пишет он 6 января 1918 года А.М.Чернышеву. - Я
местными большевиками зачислен в "контрреволюцию" и новый год
встречал - в тюрьме, был арестован, и по поводу меня поднимался даже вопрос -
не расстрелять ли? - других расстреливали"14. Одно время Пильняк жил в
Коммуне анархистов. В письме к И.А.Белоусову15 от 5 июля ст. ст. 1918 года он
пишет, что из Коммуны он уже ушел "и был там для того, чтобы потом
написать про них очерк и вообще почерпнуть любопытный материал"16 (С.52).
В 1918
году выходит первая книга Бориса Андреевича ""С последним
пароходом" и другие рассказы". Пильняк уже ведет знакомства с
писателями, приглашает их в Коломну, устраивает им дачи для отдыха,
организовывает литературные вечера. "Дача Вас ждет, - пишет он 8 мая 1918
года И.А.Белоусову. - Приезжайте: адрес - Дачи Поллерз, № 2. Комнату выберете
сами. Я переезжаю туда завтра. С продовольствием улажено отлично - с нами будет
жить пр[едседатель] союза кооп[ераторов]. Угостить Вас новостью? - У меня был
Е.Н.Чириков17, читал здесь лекции и... был арестован!.. Насилу выпутали из
грязного дела. Не обошлось и без непечатных анекдотов: об этом потом. За
компанию обыск был и у меня, и за компанию был взят велосипед!" (С.51-52).
Вместе с Белоусовым на дачу собирались приехать брат И.А.Бунина писатель, член
литературного объединения "Среда" Ю.А.Бунин и Е.Н.Чириков.
Осенью
1918 года Пильняк, в котором бурлит общественный темперамент, занимается
организацией литературного вечера в Коломне, о чем он пишет П.Н.Зайцеву18:
"Наш вечер будет в воскресенье 3-го ноября н. ст., через неделю, в
Коломне. В субботу вас заберут на автомобиль и привезут в Коломну, где в этот
же вечер вас ожидает файвоклок + 200 гр. Я дал адрес Белоусова (устроителям), и
Вы будьте с ними в контакте - там все будет известно во всяческих подробностях.
Спасибо Вам за деньги и организацию. Если можно - в субботу захватите еще
зарплату19 для нелепого - Пильняка, Вам искренне преданного, 27 окт. 918"
(С.54).
Среди
новых друзей и знакомых, Пильняк не забывает и старых. Как известно, в гимназию
Пильняк поступил в Саратове, в городе его бабушки, но через год перевелся в
Богородск, где прожил с родителями и сестрой и проучился до 1912 года. С этим
городом (ныне Ногинск) он навсегда остался связан памятью детства, друзьями,
первыми пробами пера. Туда он постоянно приезжал, будучи уже знаменитым
писателем и привозил с собой товарищей-литераторов. Его детские друзья и их
общие шалости были описаны в его произведениях и в последнем романе
"Соляной амбар". С некоторыми из них (А.Перегудовым, А.Перовым,
Д.Малышевым20) его связывала и общая цель - стать писателями, а в более
поздние годы - и взаимная поддержка. В долгие годы забвения эти друзья были из
тех немногих, кто помнил и напоминал другим о писателе Борисе Пильняке21.
Наиболее
тесные отношения его связывали с Александром Перовым, в письме к которому уже
состоявшийся писатель наставляет "ученика":
"Коломна, 8 мая н.ст. 191822.
Днями я
готовлюсь к экзаменам, ибо решил покончить с моим институтом, устаю очень. На
каждый день разложено по сто страниц, только на второй день праздновал - ездил
в имение к товарищу, пил коньяк и играл в шахматы (обязательно научись этой
прекрасной игре!), спорил о черте и литературе, курил и ходил гулять в компании
с дамами "ах, не тронь меня!"... Сейчас сумерки, от дневных своих дел
освободился, тихо, уютно, в соседней комнате мама играет на пианино нечто
примитивное, читать не хочется, идти - тоже, - сижу и пишу, чтобы писать. Ах,
как жду 5-го мая23, когда освобожусь на все лето, уеду на дачу и - писать,
писать, писать.
В Москве
буду во вторник - пробуду до пятницы (это на Фоминой). Если хочешь - звони,
заходи, увидимся: 63-21; 89-54 - оба утром и вечером. Во всяком случае, и там,
и там скажут, где я. В пятницу мечтаю ехать в Коломну окружным путем: ехать до
Каширы, а оттуда до Коломны (50 в.) от имения до больницы, как Бог пошлет. В
воскресенье, кажется (вместо 2-го мая), буду справлять именины24, приедут
гости из Москвы. Чириковы, Белоусовы, Стахевич... Ах, Шурынька, как хорошо
чувствовать, что ты молод, широкогруд, что двери и застежки тебе открыты, знать,
что тело радуется запаху женского прекрасного тела и нежность женская,
смешанная с духами, туманит голову... Рассказы надо писать - как любить женщину
- плотоядно, властно, выпукло, ярко, с затаенным вулканом и внешней
холодностью...: брать маленькое, как в сущности и всякая женщина, и катать из
этого маленького снежный ком, - как в мечтах о женщине! - и чтобы все было
четко, как линия алмаза по стеклу, и выпукло, как ягодица всякой женщины! -
Шурка, ты все-таки ничтожный человечишко: почему не отвечаешь на мои письма?
Загордился? - стало быть - ничтожный. Скорей отвечай и шли "Покой". Я
тебя очень люблю - не знаю, за что!!!
Что же
ничего не пишет Митя Малышев? Я жду! Когда приедешь ко мне? Начал ли писать
рассказ про кильки и дачи? Понравился тебе Е.Н.25? - Позвольте пернуть?..
Почему ты не влюбишься в хорошую, интеллигентную девушку, курсистку-медичку?
Шура, ты сохраняешь мои письма? - сохраняй, пожалуйста. Они мне, может,
пригодятся. Ужасно досадно, что приходится очень часто разбрасывать себя...
Тихо.
Солнце село. Сейчас зажгу лампу, придет Маша, будем играть в шахматы, потом
читать. Очень хорошо, тихо, покойно, уютно. Хочется писать.
Целую.
Христос Воскресе! (Э-эх, даже не догадался с Пасхой поздравить!).
Твой Бор. Пильняк".
Любопытным
представляется и следующее, также впервые публикуемое письмо Пильняка к
Д.С.Малышеву, в котором он разбирает очередной присланный ему рассказ. Можно
сказать - в этом письме Борис Андреевич излагает свое "кредо"
писателя:
"Коломна, 6 июня <1>918 г.26
Дорогой
Дмитрий,
о твоем
рассказе я думаю следующее:
1) Тема:
Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Чехов, Бунин, - все идущие по руслу
Великой нашей литературы, - всеми вещами своими показали, что надо писать о
том, что типично, что необходимо, что имеет почву в жизни. Безразлично,
выдумано ли ими или сколото с жизни, - нужно лишь, чтобы это было необходимо,
чтобы это творило правду, чтобы это было похоже на правду, чтобы читатель
верил. Грех забиваться во всякие закоулки, ибо - первым долгом - святое звание
писателя, - звания общественного служителя и поводыря, - грех, - когда еще на
большой дороге много рытвин. Правду, правду, ради Бога! Надо искать новое,
несказанное, нужное. Чтобы это была правда сотворенная.
И вот я
говорю: я не верю, что всё, описанное в "Музе" - есть и было
действительно, не верю потому, что автор как раз не шел прямыми путями, а
прятался по закоулкам, отыскивал некую, которой нет, экзотику, выдумал и - не
сумел заставить поверить выдумке, и в этом запутался. Вот очень характерный
пример: я очень хорошо представляю размышления твои, милый Митя, - о фамилиях;
Иванов, Свистунов - пошло, обыкновенно, - давай - Мансоров, Бялик. И получился
ляпсус: Мансоров - фамилия выдуманная, не свойственная русскому языку, не
имеющая русского корня; она была бы удачна для какого-нибудь провинциального
актера "первого любовника" в стоптанных башмаках, но для сдающего
аттестат - не идет (особенно характерно - Мансоров, о Бялике скажу, нрзб., что
есть заветные фамилии, которые неудобно брать для рассказов: нельзя героя
назвать Тургеневым, Лермонтовым, Чеховым; Бялик - поэт еврейского народа - не
меньше грандиозен, чем Тургенев). Мансоров! Это ужасно характерно! Даже в
фамилиях, - не надо брать из жизни, но надо творить так, чтобы это была жизнь. Надо
развить в себе чутьё жизненной, творческой правды. Рассказ должен иметь живую
плоть, - пусть быль, пусть измышление, лишь бы живое!
2) Сцена,
фабула. Рассказ это ряд картин, ряд движений, химически связанных между собой и
имеющих один фокус. Рассказ в своем развитии должен иметь необходимость,
последовательность. Чехов говорил, что если в первой главе на стене висит ружье
или на койке лежит Плещеев, то в дальнейших главах они должны действовать, -
иначе их совсем не надо, они лишь мешают. Толстой в одном из своих писем писал,
что он не знает, что будет в следующих главах: это зависит от логики рассказа,
от его жизни. Рассказ должен иметь скелет.
И опять:
от этого правила ты отступаешь. Мансоров у тебя сдает на аттестат, но это для
рассказа вовсе не необходимо, он может быть и аптекарским учеником и
первокурсником; у него плохая комната, и это не необходимо; они едут на
трамвае, но могли идти и пешком; был дождь, но могло быть и солнечно и т.д., и
т.д. Всегда надо помнить: из песни слова не выкинешь. Только это создает силу
рассказа и его правду.
3) Форма.
В рассказе нельзя рассказывать, но надо показывать, надо, чтобы читатель видел
собственными глазами, иначе он вправе не поверить рассказчику. Беру пример
наудачу:
...он,
благодаря своей редкой привлекательности, уже пережил любовь во всей ее
остроте, с душу раздирающими сценами..." и т.д.
Разве
можно так писать?! "благодаря привлекательности" - физической
(блондин, брюнет, шатен, голубо-серо-черноглазый, силён, слаб?) или духовной (а
ля Демон, а ля Ландэ?). "Во всей ее остроте?" - какой, какой, Боже
мой, остроте?! и т.д. и т.д. Он ходил, курил, спал - это мы слышим. Он вышел,
закурил, держа, по привычке дверь под [нрзб], спичку в ладонях - это мы видим.
И еще:
боже мой, вся Великая литература наша учила нас, что надо в описаниях брать
самое характерное, нужное здесь и - еще не братое. Писатель - это глаза,
которые видят то, что неприметно обыкновенному, и его долг - находить самое
характерное, самое точное, им найденное. Помнишь у Чехова: горлышко от бутылки
блестит вот и вся лунная ночь. А у тебя, у молодого свежего - нет ни одного
свежего образа ("нежный возраст" - не твое; "было что-то
композиторское" - выдуманно, пусто, нехарактерно; "со старинными
газовыми фонарями" - неясно, ибо на моей еще памяти в Москве улицы
освещались керосином). Образ должен быть глубоко реален и самобытен, - глубоко
реален, только тогда он показывает.
..."Точно
глаз - торчало синеющее по утрам окошко" - этот образ - "точно
глаз" - выдуман, не проверен, нелеп! Посмотри на лица всех людей - глаза
самое темное на лице, а у тебя наоборот, и поэтому - не веришь. Можно сказать -
многоглазый дом, но этим ты без слов говоришь, что на дом смотрят снаружи, что
дом, стены светлее окон, - иначе будет характерным что-нибудь другое. Между
прочим, глаза - всегда вовнутрь, а не вовне...
И еще о
слове: помни, что сказать "он пошел" совсем не равнозначно -
"пошел он". Не забудь, что в рассказе недопустимы -
"потому", "несмотря", "быть может" - и все в этом
роде.
И еще - о
пропорциях и перспективе. Если рассказ в 20 строк, нельзя сделать в 200 строк
описание наружности героя. У тебя утомительно много (и ничего не выражающе)
болтает головой и поднимает руку Архангельский (и опять это сказано, а не
показано) - как и потом у него слишком много междометий и бессмысленных слов
вроде "действительно"!
Разговоры.
Мне думается, разговоры (каждый говорит по-своему, имеет свои слова, по-своему
строит фразы) должны передавать не динамику рассказа, а его статику. Ради того,
меньше в разговорах - многоточий, воск[лицательных] знаков, вопросов.
Можно еще
много сказать, но устал.
Все это
теории, но кроме них есть истинное творчество. Какой-нибудь Чехов - блестит
горлышко бутылки - вот тебе и лунная ночь. Да. Но правильно сказал
Архангельский, что, чтобы быть Бяликом надо играть каждый день гаммы по 4 часа.
Самое
дорогое в моей жизни - литература. Я смотрю на нее, как на великий труд. Если
бы я не увидал в твоем рассказе нечто, я бы ничего не писал. Мне только всегда
больно, когда люди - мудруют. Мудруешь и ты, по-моему, конечно. Я слишком
молод, во мне еще много петушиного задора. Но - ради Бога, пиши, пиши, по
четыре часа в день. Я ведь - товарищ, ругаюсь по-товарищески. Если бы я отнесся
к тебе по-иному (а отнесся бы я так, если бы не приметил искры божией), я бы
написал о том, что "рассказ Ваш весьма отличен".
Твой Бор. Пильняк".
Пильняк
постоянно оказывал своим друзьям помощь в публикации их произведений. В 1922
году он направил Малышева к своему знакомому писателю А.С.Яковлеву27, дружбу с
которым, завязавшуюся в 1920 году, можно охарактеризовать как взаимопомощь и
взаимоуважение двух начинающих писателей. В письме Д.С. Малышеву 30 октября
1922 года, сообщая ему о различных литературных кружках, где ему следует
бывать, он пишет:
"Средняя
Пресня, 34, кв. 15, писатель Александр Степанович Яковлев. Человек
замечательной доброты, хороший мой товарищ. Попроси его свести тебя с
"Современниками" (они собираются по воскресеньям, так что ты
поднорови к Яковлеву в воскресенье с утра, чтобы застать его дома. С ним и день
проведешь<...>"28. В дальнейшем Яковлев не раз оказывал
литературную поддержку Малышеву29. Один из его рассказов, в частности, вошел в
подготовленный Яковлевым литературно-художественный сборник
"Поросль"30. К Яковлеву он направляет и пишущего рассказы
Перегудова.
В годы
гражданской войны жизнь Пильняка была полна бытовых забот и трудностей: "В
феврале ездил за хлебом мешочником в Кустаревку, Тамбовской губ. В мае ездил за
хлебом в Казань и удирал оттуда на крыше поезда от чехословаков. Муки, все-же,
привез на полгода. Летом состоял членом коммуны анархистов в Песках, пока
анархисты не перестрелялись. Летом впервые начал писать о революции. Осенью
ездил 'полторапудником' за хлебом в Пензенскую губ. Муку получил в комбеде.
Зиму и осень 18-19 гг. в Коломне прожил, к экзаменам читал, писал рассказы,
нигде не служил, пил рыбий жир, на Рождество в Саратов ездил"31.
Но именно
этот тяжелый и неспокойный период дал определенный толчок творчеству Пильняка,
отразив в его прозе и борьбу за хлеб, и крушение человеческих судеб, и
возникновение новых типажей, и тот сумбур революционного быта, мастерское
описание которого впоследствии стало одной из отличительных черт его дарования
и причиной постоянного раздражения большевистских цензоров.
Путешествие
за хлебом было описано в рассказе "Поезд № 57 смешанный" (Дом
искусств. Пг., 1921. № 1). Впечатления революционных лет легли в основу его
второго сборника рассказов "Былье" (1920), а затем - первого романа
"Голый год" (1922), принесшего ему мировую известность. По письмам
того времени видно, что Пильняк не просто наблюдает за преломлением
"красивых идей" и больших революционных целей в провинциальной
реальности, но пытается понять глубинный смысл происходящих в стране событий:
"Коломна встретила меня тишиной, миром, Машей, Наташкой и письменным
столом, - пишет он П.Н.Зайцеву в феврале 1919 года. - У Николы бьют колокола,
сумерки, размышляю и пишу тебе твердое мое решение: раньше, как через три
недели, я в Москву не явлюсь. Слово мое твердо: Прошла целая зима, а я все
треплюсь. Лучше уж я напишу рассказ, где под заглавием начертаю: посв[ящается]
П.З[айцев]у, т. е. тебе. В Коломне сыпной тиф, мы живем на вулкане.
Продовольствие гнуснеет. Нет керосина. Читаю поэтому Тургенева, - плохой
писатель. Боже мой! Когда же русская литература перестанет быть кустарной.
Кроме тем для рассказов, трачу мозги мои над размышлением о 1)х русской
старине, 2)х литературе, 3)х нации, народе, интеллигенции и 4)х о Петре I
Антихристе, уведшем Россию из Москвы в Петроград, и о большевиках, вернувших ее
в обратное ее лоно32 : - не здесь ли ключ новой русской литературы?"33
(С.60-61). А.К.Воронский34: "Русскую Октябрьскую революцию Пильняк принял
прежде всего не как порыв в стальное будущее, а по-бунтарскому. Искал и нашел в
ней звериный, доисторический лик <...> Октябрь хорош тем, что обращен к
прошлому. Революция освободила народ от царя, попов, чиновников, от ненужной
интеллигенции, и вот Русь "ушла в XVII век" <...>"35.
25 декабря
1920 года Пильняк закончил роман "Голый год", который еще до публикации
стал событием в литературе. Он сразу же выдвинул писателя в первые ряды новой
русской словесности.
В конце
апреля 1921 года Пильняк едет в Петербург и знакомится с М.Горьким36. В Москве
у него появляются покровители (А.К.Воронский, А.В.Луначарский и др.), список
друзей, знакомых и приятелей постоянно пополняется - Пильняк очень энергично и,
как кажется, успешно ведет свои дела, стараясь быть в гуще событий. У него
появляются оппоненты, и первые критические статьи больно задевают его
самолюбие, как, например, в случае с публикацией в 1920 году в журнале
В.Брюсова "Художественная литература" повести "При дверях":
"Я думал и решил, - писал он В. Брюсову 10 декабря 1920 года, - что
никакого письма в редакцию писать не следует, ибо доказывать, что я не верблюд
- бессмысленно. Лучше того, как я сумел рассказать о себе своими рассказами, -
рассказать я не умею. Я - молод, здоров, силен и вынослив, и, если бы я был
против Республики, я плавал бы сейчас по Черному морю: - это основа моего
отношения к Республике и моих ощущений. Мне никто не имеет права сказать, что
он больше меня любит и понимает Россию. Революция - благословенна. Но - то
мещанство, глупость, довольство, четверть фунта хлеба около красного стяга (все
то же мещанство) - табак не по моему носу. Меня возмущает лакейство этих дней
<...>"37 (С.87-88).
Лишь
немногие из его новых друзей и знакомых оказались впоследствии верными
товарищами и сохранили отношения с Пильняком до конца его жизни, невзирая на
ужесточающиеся гонения последнего. Это - Е.Замятин, Б.Пастернак, А.Ахматова,
А.Яковлев, А.Воронский и некоторые другие. Надо сказать, что Пильняк, сам
трепетно относящийся к дружбе, был верным товарищем. В нем не было чувства
соперничества, устраивая свои дела, он помогал и другим, хлопотал о литературных
вечерах, пайках, устройстве чужих рукописей. Впоследствии он помог
"пробиться" в литературу целому ряду молодых писателей. Не все
понимали, что за внешним "шумом" и озорством писателя кроется
преданность и нежность, и среди обилия знакомых очень немногих можно назвать
настоящими друзьями Пильняка.
В те
молодые свои годы Пильняк активно утверждает свое место в литературе и решает
при этом нескончаемые бытовые проблемы, изыскивая возможности для содержания
своей семьи. Пильняк купил корову, доставал сено, сажал картошку. "Я злюсь
очень редко и всегда болезненно тяжело, - пишет он В.С.Миролюбову 14 июля 1921
года. - Вечером дома жена сказала, что в поле у нас выкопали картошку - идет
ужаснейший свистопляс. По весне надо было караулить семена, ибо днем сажали
картошку, а ночами приходили негодяи и голодные и выкапывали ее. Теперь
едва-едва поспевает картошка - и идет сплошной грабеж, такой, что к осени едва
ли что останется. Трагедия в том, что некого послать караулить: все воруют.
Сплошное, круговое воровство: каждый друг у друга. Но ведь картошка еще не
поспела, и к осени на каждом кусте будет в 10 раз больше, чем теперь. Крестьяне
стонут, собирают сходы, посылают сторожей - и сторожа проворовываются. Посылают
новых сторожей, и новые сторожа - в отместку - воруют у прежних. А жулье,
которое взяло себе в профессию копать ночами картошку (есть и такие
профессии!), ходит с винтовками. - Я происхожу из немецкой семьи, - я так
воспитан, что меня до тошноты возмущает воровство <...>
Большей
бессмыслицы, глупости, воровства, хамства, чем теперь в деревне, я не знал и не
знаю" (С. 108). (Заметим, что эта ситуация будет описана Пильняком в
повести "Мать сыра-земля" в 1924 году.)
В 1922
году Пильняк, уже будучи известным молодым писателем, в первый раз выезжает за
границу - "<...> границу с паспортом Российской республики переехал
в Ямбурге 16 января 1922 года. В Ревеле жил три недели, продал там для второго
издания "Былье" - "Библиофилу". В Берлин приехал 11 февраля
<...>"38. Поездка была удачной, в Берлине он поселился у
Ремизова39, общался с писателями в эмиграции, убеждал их вернуться, устраивал
в журналы и издательства рукописи свои и товарищей, писал статьи и выступал.
Приезд Пильняка сыграл решающую роль в возвращении в Россию А.Толстого,
И.Соколова-Микитова, позже Г.Алексеева. Из Берлина Пильняк вернулся в конце
марта. "Россия встретила меня простором полей, тишиной, тающим снегом,
ветрами, солнцем, как девка в жару на празднике: то под вуалькой, то ржет, -
пишет он в Берлин А.С.Ященко40 25 апреля 1922 года. - Ни в какой Питер я не
попал, в Москве надо было ходить, ногу от ноги отставляя на сажень, чтоб
степенно бродить по лужам. - А Коломна прикрыла столом, рукописями, письмами,
колокольным Николиным звоном: в Москве пробыл два дня, в Коломну поехал тоже на
два дня, чтоб сейчас же вернуться в Москву, и застрял здесь до сих пор, сначала
страстную, хворал, лежал в невралгении (отнялась нога), а теперь - пишу, не
хочется отрываться, ехать с пустыми руками. <...> Я встаю утром, за окном
торчит Никола, в задницу вставлена больная нога: так и сижу на одной половине,
за столом, а по небу ходит солнце и заходят люди и такой волокут за собой быт,
что черт его знает, сотню писателей надо на одну Коломну напустить, и то мало.
Литература
- это как река, куда впадают разные притоки, - как Волга, что ли, в которую
впадают и Ока, и Кама, и Караман, и все это течет, спутывает течения, меняет
русла, подмывает берега, наносит мели на прежних глубинах, свободно, несуразно,
бестолково, - а всю эту реку кормит (всю эту Волгу) подпочвенная вода со всей
России. - Как в эмиграции, так и в России последние годы не было литературы, а
были лишь литераторы: гл[авным] образом потому что не было подпочвы, старый быт
уничтожился, новый не народился, литература иссякала. - А этой весной, вернувшись
из-за границы, я увидел, что есть уже настоящая, безалаберная,
молодо-бестолковая литература, литература гораздо больше, чем литераторы, и,
как полая вода, литература моет, рвет, наносит, заносит" (С.109).
К этому
времени Пильняку добавились многочисленные хлопоты, связанные с организацией и
редактированием московского альманаха "Круг" и необходимостью решать
огромный объем редакционных вопросов наездами и письмами из Коломны. О Пильняке
этого периода интересную запись сделал 27 февраля 1923 г. К.И.Чуковский:
"Я с Пильняком познакомился ближе. Он кажется шалым и путаным, а на самом
деле - очень деловой и озабоченный. Лицо у него озабоченное - и он среди
разговора, в трактире ли, в гостях ли - непременно удалится на секунду
поговорить по телефону, и переход от разговора к телефону - у него не заметен.
Не чувствуется никакой натуги <...>"41.
Пильняку
уже под тридцать, он знаменит и занимает особое место в литературе, у него
семья, дети, друзья, поклонники, подражатели, завистники - он осуществил свою
мечту, возмужал и посвятил свою жизнь любимому делу. Но с первых же шагов в
литературе его творчество сопровождалось многочисленными запретами и
критическими нападками, обидами и гонениями.
Уже в 1924
году Пильняк писал в рассказе "Расплеснутое время": "<...>
мне выпала горькая слава быть человеком, который идет на рожон. И еще горькая
слава мне выпала - долг мой - быть русским писателем и быть честным с собой и
Россией".
В 1923
году Пильняк вместе с писателем Н.Никитиным поехал в Англию42. Этот визит
углубил замысел начатого до поездки второго романа Пильняка "Машины и
волки", в котором невежество и дикие инстинкты, волки, -
противопоставлялись разуму и промышленному прогрессу, машинам. "До сих пор
я писал во имя "полевого цветочка" чертополоха, его жизни и цветения,
- теперь я хочу этот цветочек противопоставить - машинному цветению. Мой роман
будет замешан не на поте, а на копоти и масле: - это наша городская, машинная
революция <...>"43.
Об этом же
он пишет в письме литератору П.А.Лутохину (1890-1931) 10 сентября 1923 года:
"В Россию из Англии я приехал в настроении хмуром, - я видел английскую
культуру и дома решил делать только одно: работать, писать; прошлую зиму я
пытался было общественничать, теперь бросаю; надо и можно только писать - а там
разберет история, хоть и скучно чувствовать себя монастырски и жить в
Коломенской - у Николы-на-Посадьях - обители в подвиге уединения. - Засаживаюсь
на зиму за роман, сейчас готовлюсь к нему, читаю все, что можно достать об
экономическом положении теперешней России, газеты от 18-го года и обхожу
толковых людей, спрашивая их, что выводят они из прежних лет и что помнят; тема
- рабочая (впервые у меня) и мужичья революция в разбитом российском
корыте" (С.228). Речь как раз идет о новом романе, подзаголовок к которому
звучит так: "Книга о Коломенских землях, о волчьей сыти и машинах, о
черном хлебе, о Рязани-яблоке, о России, Расее, Руси, Москве и революции, о
людях, коммунистах и знахарях, о статистике Иване Александровиче Непомнящем, о
многом прочем, написанная 1923 и 24-м годами"44.
К этому
времени в семье писателя наметился разлад. В его жизнь входит другая женщина -
артистка Малого театра Ольга Сергеевна Щербиновская, упоминания о которой
появляются в письмах с осени 1923 года. Следующей весною Пильняк уходит из
семьи и переезжает в Москву, покидая Коломну, с которой были связаны его
молодость, первые шаги в литературе, любовь, решающие для него и для России
годы.
Кира
Андроникашвили-Пильняк