Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 65 2003

Николай Петрович Лихачев (1862—1937) — монархист, русский историк, общепризнанный авторитет в области источниковедения, создатель научной школы русской дипломатики.

Г.И.Вздорнов

 

Частное коллекционирование икон в России

 

Интерес к русской иконе возник еще в XIX веке и зачинателями ее научного изучения были «палеологи» сороковых годов: Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев, Иван Петрович Сахаров, Иван Михайлович Снегирев, Степан Петрович Шевырев. Следуя обычным для XIX века представлениям, что хранителями старых русских икон были старообрядческие деятели, они пользовались советами последних и без всякой критики перенимали сведения, сообщаемые этими «знатоками» древнего русского искусства. Но вопреки расхожему мнению о великой учености старообрядцев в вопросах дониконовской художественной культуры, их собрания были переполнены позднейшими иконами, преимущественно XVII—XIX веков, и редко какая—либо старообрядческая церковь, часовня и моленная обладали действительно древними новгородскими или московскими иконами. Знания о древнерусской живописи в XIX веке еще только накапливались, общая картина ее развития была фантастической, и только с Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова, А.И. Кирпичникова и Д.В. Айналова началось серьезное изучение русской иконы.

Но и эти ученые не знали подлинных древних русских икон, которые подменялись в лучшем случае произведениями XVI—XVII веков или сохранившимися без позднейших поновлений мозаиками, фресками, миниатюрами в рукописях, а также произведениями монументальной пластики, подобными, в частности, соборным вратам в Новгороде и Суздале. Столь однобоко используемый материал в конечном счете определил основные направления науки о древнерусском искусстве до начала XX столетия: оно изучалось либо в его связях с литературой и общественной мыслью Древней Руси, либо в плане развития иконографических типов и их изводов, либо как археологическая старина наравне с курганными и прочими древностями. Спору нет, наука XIX века достигла немалых высот, Ф.И. Буслаев и Н.П. Кондаков по праву вошли в ряды классиков гуманитарного знания столетия, они подготовили почву для последующих поколений ученых. Но икона как художественный феномен русского средневековья оставалась для них неведома. В этом была трагедия старой академической науки, оказавшейся неспособной вовремя реагировать на новые открытия и менять устоявшиеся понятия об искусстве Древней Руси.

Совершенно иная ситуация сложилась в начале XX века, когда были предприняты первые расчистки старинных икон от записей, позднейших олифных покрытий и свечной копоти, копившихся веками и совершенно искажавших первоначально свежую и прекрасную живопись.

Инициативу в этом деле, имевшем конечным своим результатом сенсационное художественное открытие XX века, проявило не государство, а частные лица, преимущественно коллекционеры, бросившиеся собирать древнюю русскую икону и в короткий срок добившиеся удивительных успехов. Помощниками собирателей явились опытные реставраторы-старинщики, без искусства которых не обошлось бы раскрытие ни одной старой иконы. Да и отдельные реставраторы тоже поддались искусу собирательской лихорадки и со временем составили хотя и небольшие, но хорошего качества коллекции.

Выдающимся коллекционером русских и греческих икон переходного периода, на рубеже XIX и XX веков, был академик Николай Петрович Лихачев (1862—1937). Владелец большого состояния, имевший собственный трехэтажный особняк в Петербурге, он не испытывал недостатка в средствах и имел возможности в приобретении вещей, не соизмеримые с возможностями других коллекционеров. Но иконы были для Н.П. Лихачева лишь частью увлечений, поскольку основные его интересы сосредоточились на собирательстве исторических документов самого разнообразного характера, со временем образовавших Музей письменности, или Музей палеографии Российской Академии наук.

Собирать иконы Н.П. Лихачев начал около 1896 года, а к 1913 году их число достигло почти полутора тысяч. Не чураясь посещать самые глухие города и монастыри России, войдя в деловые связи с практически всеми известными в его время антикварами, Н.П. Лихачев в короткое время составил лучшую по количеству и качеству иконную коллекцию. Его обширные познания в области средневековой художественной культуры снискали ему всеобщее уважение, и многие памятники искусства предлагались на рынке именно Н.П. Лихачеву. Жемчужиной его собрания была монументальная икона «Борис и Глеб» XIV столетия, неизменно включаемая во все истории русского

Спаситель и панорама Московского Кремля. Начало XVIII века. Мастерская Оружейной палаты Московского Кремля. Собрание В.А.Бондаренко. Москва

Спаситель и панорама Московского Кремля. Начало XVIII века. Мастерская Оружейной палаты Московского Кремля. Собрание В.А.Бондаренко. Москва

Архистратиг Михаил (лоратный). Начало XVI века. Рязань (?). Собрание В.А.Бондаренко. Москва

Архистратиг Михаил (лоратный). Начало XVI века. Рязань (?). Собрание В.А.Бондаренко. Москва

Гурий Никитин. Троица. 1690. Кострома. Собрание В.А.Бондаренко. Москва

Гурий Никитин. Троица. 1690. Кострома. Собрание В.А.Бондаренко. Москва

Михаил Архангел Архистратиг.  Левая створка двустворчатого складня. 1785. Невьянск.  Частный музей Е.В.Ройзмана. Екатеринбург

Михаил Архангел Архистратиг. Левая створка двустворчатого складня. 1785. Невьянск. Частный музей Е.В.Ройзмана. Екатеринбург

Георгий Победоносец. Правая сторона двустворчатого складня. 1785. Невьянск. Частный музей Е.В.Ройзмана. Екатеринбург

Георгий Победоносец. Правая сторона двустворчатого складня. 1785. Невьянск. Частный музей Е.В.Ройзмана. Екатеринбург

Преподобный Герасим со львом. XVIII век. Русский Север. Собрание А.Д.Липницкого. Москва

Преподобный Герасим со львом. XVIII век. Русский Север. Собрание А.Д.Липницкого. Москва

Ангел ведет младенца Иоанна Предтечу в пустыню. XVIII век. Москва. Собрание А.В.Ренжина. Москва

Ангел ведет младенца Иоанна Предтечу в пустыню. XVIII век. Москва. Собрание А.В.Ренжина. Москва

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru