Два портрета
Д.В.Философова
Сохранились два портрета Философова,
выполненные в разное время его польскими современниками: бюст работы скульптора
Ханны Налковской-Бицковой,
лепившей Дмитрия Владимировича в своей студии в 1930-е гг., и живописный
портрет работы известного деятеля польской культуры С.И.Виткевича.
Как и многие представители польской интеллигенции,
писатель, драматург, художник и философ Станислав Игнаци
Виткевич (Witkiewicz; псевдодним - Виткаци (Witkacy); 1885-1939) некоторое время прожил в старой России.
В 1928 г. Виткевич
переселяется на виллу Олма в селе Закопане,
где предпринимает художественно-психические эксперименты в области живописи под
действием алкоголя и наркотиков в присутствии д-ра Бялницского.
В самом начале 1931 г. Дмитрий Владимирович впервые
был представлен Виткевичу на одной из художественных
выставок. Философов был очарован личностью этого авангардиста и баловня
польского театрального круга. Особенно его поразила артистическая фантазия
театральных постановок Виткевича.
В те же годы Виткаци
организовал "новое передвижное коммерческое предприятие" -
"Портретную фирму С.И.Виткевича". Клиентура
подбиралась самим художником.
В апреле 1932 г. по приглашению Виткевича
Философов посетил его студию в Варшаве. Результатом посещений был впервые
публикуемый здесь портрет.
Виткевич составил классификацию человеческих типажей в
зависимости от степени усиления в них карикатурности по отношению к
«первоначальной» идее, воспринятой через призму его собственного субъективного
психологического опыта. В нижнем правом углу картины, около автографа
художника, Виткевич прилагал код, который, согласно
выработанной им самим системе, характеризовал метод исполнения работы с точки
зрения использования алкоголя или более сильных наркотиков для возбуждения
сознания вплоть до вызова фантастических видений и метафизических ощущений. Под
портретом Философова помета "TB+d".
Она означает, что только непосредственное восприятие личности самим Виткевичем, находившимся под воздействием минимального
количества алкоголя, способствовало созданию напряженности образа в этом
рисунке.
В своем дневнике (лето 1932 г.) Философов делает
запись по поводу психологического состояния и скорости работы Виткевича, приводит сказанные им слова. Вот эта запись: «Виткацы был трезв, рисовал
быстро, молча, сказал лишь следующие слова по-польски: лицо - икона…
горизонтальная шизофрения… лицо - действительность, искусство - икона…
вертикальная шизофрения: прошлое, настоящее, Россия, Польша».
В иконообразно исполненном
портрете художник сумел отразить тесную связь прошлого и настоящего в личности Философова, о чем свидетельствует умиротворенность
вертикального профиля (прошлое) и подчеркнутая рубцами прошедших годов
изломанная линия горизонтального профиля (настоящее). Дмитрий Владимирович дорожил
этим портретом, не расставаясь с ним даже во время пребывания в Отвоцке в последний год жизни.
Джон Стюарт Дюррант