Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 62 2002

Г.И.Вздорнов

 

Василий Алексеевич Пушкарев

 

15 мая 2002 года в Москве на 87-м году жизни скончался выдающийся музейный деятель Василий Алексеевич Пушкарев. Его имя связано прежде всего с Государственным Русским музеем, где он в течение двадцати шести лет занимал должность директора. Подобно многим другим Василий Алексеевич учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина и Академии художеств, а затем в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС. Должность директора национального музея предполагала его непременное членство в Коммунистической партии, и В.А.Пушкарев расстался с партбилетом лишь на пороге 1990-х годов. Но официальное лицо В.А.Пушкарева — лишь видимость его настоящей натуры. Слишком часто его деятельность шла вразрез с указании партии и особенно раздражала ленинградский обком в мрачные времена всесильного первого секретаря и члена Политбюро ЦК КПСС Г.В.Романова, распоряжавшегося ленинградскими музеями как своей личной собственностью. Власти предержащие вытолкали в конце концов В.А.Пушкарева из Ленинграда, и последнюю четверть истекшего века он прожил в Москве.

Назначенный в 1951 году управлять одним из трех колоссальных музеев Российской Федерации, В.А.Пушкарев проявил себя на редкость умным, деятельным и дальновидным музейным работником. Понимая, что дооктябрьский период русской истории и официальное советское искусство не исчерпывают всего многообразия отечественной художественной культуры, В.А.Пушкарев активно взялся формировать в музее новые коллекции. В короткий срок Русский музей обогатился сотнями произведений «левых» художников от начала XX века до первых шестидесятников и иных представителей «другого» искусства. Крохотными дозами проникая в экспозиции, картины, рисунки и скульптуры этих мастеров долгие годы складировались в запасниках, и немногие были в то время допущены лицезреть бесценные сокровища, приобретаемые В.А.Пушкаревым. Слухи о них волновали художественную общественность двух столиц и еще больше разжигали подозрительность и недоброжелательство к В.А.Пушкареву официальной власти: политической, министерской и академической. Я был одним из первых, кому было разрешено ознакомиться с новыми коллекциями Русского музея и шок от увиденного остался у меня на всю жизнь. Гончарова, Ларионов, Экстер, Попова, Малевич, Татлин, Филонов — десятки чудесных вещей, практически никогда за годы советской власти не выставлявшиеся в залах музея.

Но В.А.Пушкареву принадлежит еще одна плодотворная идея пополнения музея — произведениями древнерусской живописи и народного искусства. По его инициативе десятки экспедиций были отправлены в Карелию, Ленинградскую, Псковскую, Архангельскую и Вологодскую области, откуда были вывезены тысячи новых экспонатов и созданы принципиально новые коллекции, из которых всероссийскую известность получили «северные письма».

Василий Алексеевич и преданные ему сотрудники Русского музея задумали и осуществили масштабные выставки, эхо которых дает о себе знать и в наши дни: «Русский советский натюрморт» (1969), «Живопись древнего Новгорода и его земель» (1972), «Портрет в русской живописи конца XIX — начала XX веков (1974), персональные ретроспективные выставки К.С.Петрова-Водкина (1966), К.А.Сомова (1969) и многих других художников прошлого и настоящего. Русский музей стал подлинно творческой лабораторией, поскольку именно новые выставки определяли решения о реэкспозиции музея в целом.

С переездом в Москву в 1977 году В.А.Пушкарев возглавил Центральный Дом художника в незадолго перед этим отстроенном новом здании на Крымской набережной. Его живой интерес к современной художественной жизни, к известным и молодым художникам, к выставочной деятельности превратил казенное учреждение в полнокровный центр общения художников и публики. Одновременно с этим он загорелся мыслью создать в Москве Музей современного искусства. Д.С.Лихачев привлек Василия Алексеевича в Президиум Советского Фонда культуры, и он, со свойственными ему энтузиазмом и дотошностью стал собирать произведения современных художников для создания при Фонде такого музея. Эта коллекция почти из 700 работ до сих пор пылится в «запаснике» на Гоголевском бульваре. Жаль, потому что собрана она специалистом уникальным и несет на себе явственную печать второй половины XX века и индивидуальности компетентного собирателя-искусствоведа. До конца жизни Василий Алексеевич был постоянным участником вернисажей, и за последние десять лет посетил, например, большинство из 150 художественных выставок, прошедших в зале журнала «Наше наследие». Его выступления на наших вернисажах были всегда яркими, умными и глубокими.

И сам Василий Алексеевич организовал в «Нашем наследии» две примечательные выставки — графики ученицы Филонова Ю.Араповой и акварелей на библейские темы известного художника XIX века К.Лебедева.

Василий Алексеевич был преданным другом «Нашего наследия», напечатал здесь воспоминания, в частности о своих поездках в Париж, откуда им было возвращено в Россию множество художественных произведений, оказавшихся или созданных в Русском Зарубежье. Воспоминания Пушкарева — драгоценные свидетельства активного участника и очевидца российской художественной жизни второй половины XX столетия. И лучшим памятником Василию Алексеевичу Пушкареву будет публикация его книги.

Василий Александрович Пушкарев

Василий Александрович Пушкарев

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru