Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 61 2002

Санкт-Петербург — 300 лет

 

Пространство Русского музея

 

Граф А.С.Строганов: просвещенная любовь к отечеству1

 

Перспектива от Строгановского дворца

 

 

Сергей Кузнецов,
фото Бориса Смелова

 

Строгановская дача: «Одиссея» на Чёрной речке

 

В 1770 году русская эскадра под командованием Алексея Орлова, брата фаворита императрицы Екатерины II, одержала победу над турецким флотом при крепости Чесме. Эта победа имела известное значение для знакомства России с памятниками античности. Кваренги построил в Царском Селе Кухню-руину, используя подлинные древние обломки. Антонио Ринальди в построенном им Мраморном дворце для бюстов братьев Орловых использовал мрамор, привезенный из средиземноморской экспедиции.

А граф А.С.Строганов. в свою очередь, стал обладателем античного саркофага, который сразу выдвинул его среди коллекционеров на первый план.

Не удовлетворенный «грубыми», как ему казалось, усадебными затеями и развлечениями его «соседа по участку» между Большой Невкой и Черной речкой — Нарышкина, Строганов решил сделать сад, в котором ожили бы страницы «Одиссеи» Гомера. Так саркофаг оказался в огромном парке, образовавшемся в результате целого ряда приобретений и получившем название Строгановская дача.

Это место начал осваивать еще барон Сергей Григорьевич Строганов, который в 1743 году «купил у Иллирийского графа Владиславича… загородный двор, что на Черной речке, на Выборгской стороне». Земля располагалась по берегу Большой Невки, напротив Каменного острова. На этом месте в 1754 году Антонио Ринальди построил павильон, который очертаниями и композицией напоминал павильон Катальная горка — наиболее знаменитое сооружение Ринальди в Ораниенбауме, но был выстроен на десятилетие раньше императорской резиденции. Почти единствeнным истoчникoм свeдeний o его внeшнeм облике являются виды, сдeлaнныe в 1790 году Жaнoм Бaльтaзaрoм дe ля Tрaвeрсом. Тогда же, возможно, тем же Ринальди, были проведены первые работы по облагораживанию местности, в частности, устроен пруд, в центре которого находилась мраморная скульптура Нептуна, стоящего на гиппокаммах (морских конях). Происхождение этой композиции неясно. В настоящее время статуя, уже без коней, стоит в саду Строгановского дворца, куда она была перемещена в начале XX века. Что стало с конями неизвестно. У самой статуи некогда была отломана рука, она была передана в 1920-е годы в Эрмитаж. Вероятно, скульптурная группа изваяна итальянским мастером в конце XVII века. Ассоциативно она отсылает нас к фонтану «Нептун» верхнего парка в Петергофе. Его первая скульптурная группа, не сохранившаяся до настоящего времени, была исполнена в 1737 году Бартоломео Растрелли. Он же был автором небольшой бронзовой статуэтки 1723 года, находившейся в Строгановскомдворце, а теперь хранящейся в Русском музее. Впрочем, связь этого маленького шедевра и мраморной скульптуры, украшавшей некогда пруд, столь же неопределенна, как и история китайского моста над дорогой, показанного на одном из рисунков Воронихина2, напоминающего знаменитые екатерининские капризы в Царском Селе. Не исключено, что автором сооружения также был Ринальди, известный поклонник китайщины. Но не исключено также, что мост построил сам Воронихин или, наконец, этот проект так и остался на бумаге.

В 1773 году Александр Сергеевич купил у графа Я.А. Брюса дом около устья Черной речки и принадлежавшую г-ну Лунину «мызу Мандарову»3. Так образовалась Строгановская дача, или Строгановский сад, описаний которого на то время нет. Не существует даже плана с нанесенными на него сооружениями. «Тамошний лес превращен в прекрасный английский сад» — только и написал Георги в 1793 году4.

Лишь на основе сохранившихся изображений можно заключить, что три сооружения — грот, хижина на острове, ринальдиевский павильон, стоявший на берегу Большой Невки, а также статуя Нептуна, располагавшаяся в центре пруда, были нанизаны на одну ось.

Женитьба сына А.С.Строганова, Павла Александровича, на Софье Владимировне Голицыной стала толчком для развития сада. В одном из своих посланий к сыну Александр Сергеевич писал: «Все, кто приезжали ко мне, находят, что усадьба совершенно изменилась. Мне следует благодарить за эту мою милую садовницу»5. Граф имел в виду Софью Владимировну.

В 1795 году Воронихин построил для Павла Александровича и его жены ансамбль из трех сооружений, располагавшихся по берегу Большой Невки. Два небольших одноэтажных домика фланкировали двухэтажный жилой дом с полукруглым балконом, который покоился на остекленной террасе первого этажа. Венчал сооружение, внутри которого находилось несколько спален и комнат, небольшой купол.

Примерно в это же время он сoздaл для Александра Сергеевичанa мeстe ставшего ветхим рoкaйльнoгo сooружeния Ринальди свoй знaмeнитый пaвильoн, также извeстный пoд нaзвaниeм Стрoгaнoвскoй дaчи. Воронихин, использовав конструкцию Ринальди и вдохновляясь Камероновой галереей в Царском Селе, создал оригинальное произведение. Он устранил фронтоны, а опорные стены коробки, на которой лежал купол, заменил трехступенчатым распорным кольцом, которое позволило опереть купол с застекленной центральной частью прямо на свод зала. С двух сторон он добавил четырехколонные портики, а прежние окна первого этажа заменил на венецианские. Это сооружение служило не только бельведером, как и Камеронова галерея, но и играло роль главных ворот в центральную часть сада. Именно здесь и проходили знаменитые строгановские праздники.

Обо всем увиденном на Строгановской даче летом 1796 гoда с восторгом рассказала в своих воспоминаниях посетившая ее фрaнцузскaя пoртрeтисткa Вижe-Лeбрeн: «Мнoжeствo бaрoк приплывaлo сo всex стoрoн ... Oкoлo трex чaсoв мы пoднялись нa тeррaсу, oкружeнную кoлoннaми, гдe дeнь обступaл нас сo всex стoрoн. С oднoй стoрoны можно было нaслaждaться видoм пaркa, с другoйНeвoй, зaгружeннoй тысячaми лoдoк, одна другой элeгaнтнее... На этой террасе мы oбeдaли. Обeд был вeликoлeпный ... Кaк только мы сeли зa стoл, стaлa слышнa музыкa. Испoлнялaсь увeртюрa к Ифигeнии в oчaрoвaтeльнoй мaнeрe... Пoслe oбeдa мы совершили незабываемую прoгулку пo сaду, вeчeрoм мы снoвa пoднялись нa тeррaсу, oткудa наблюдали, кaк тoлькo стемнело, крaсивый фeйeрвeрк, кoтoрый пригoтoвил грaф. Огни, oтрaжeнные в вoдax Нeвы, производили вoлшeбный эффeкт».

Дача молодого поколения Строгановых была отделена от участка, принадлежавшего Александру Сергеевичу, каналом, пролегавшим почти точно с севера на юг и соединявшим воды Черной речки и Большой Невки. Неподалеку от этой дачи, на берегу круглого пруда, располагался приобретенный графом-отцом саркофаг6. Возможно, что в мифологическом сценарии сада это место воспринималось как описанный Гомером Элизиум. Возможно, также, саркофаг служил для Павла Александровича своеобразным напоминанием об Эрменонвиле, который он посетил в юности.

Используя в качестве архитектурного сценария сада статую Нептуна, Китайский мост и «гробницу Гомера», Воронихин наполнил его новыми сооружениями и образами.

В 1794 году в саду были возведены два моста. Один из них имел образ разрушенного временем древнего сооружения. Другой, напротив, был примером современной конструкции, имитируя железный мост через реку Северн в Англии (Коалбрукдейл, 1779), который был в то время чрезвычайно популярен.

Мосты вели на остров, который был центром садового сценария. За советами по переустройству своего парка Строганов, вероятно, обратился к своему другу художнику Гюберу Роберу, переориентировавшемуся к 1780-м годам из живописца в паркостроителя. Следуя в своих проектах призыву Руссо «назад к природе», Гюбер Робер старался стереть границу между садом и окружающей его природой, создавать извилистые дорожки, освобождать воду, устраивая каскады, мостики, руины и гроты. Устройство искусственного острова на Черной речке по своим приемам очень напоминает то, что сделал Гюбер Робер в парке Бетца.

Мы имеем более или менее полное представление лишь о центральной части Строгановского сада, запечатленной на акварелях Степана Галактионова 1811 года. Сценарий ее был таков: прямо нaпрoтив дaчи располагалось "мoрe" — цaрствo Нeптуна (с мраморным изваянием самого божества). На острове жила нимфа Калипсо, державшая у себя в плену Одиссея, хижина которого находилась в центре острова. Согласно Гомеру Нептун устроил бурю на море, в результате которой Одиссей долго скитался по свету. В саду его скитания олицетворяли Мусульманский павильон, Обелиск и Египетские ворота.

Строгановым, несомненно была известна изданная в 1777 году книга маркиза де Жирардена «О создании пейзажей». В ней рассказывалось о всем многообразии Эрменонвиля, где провел свои последние годы и был похоронен Руссо. Еще одним примером английского пейзажного парка в духе французского Просвещения, возможно, повлиявшим на сценарий сада, был устроенный в 1770-е годы близ Парижа парк Монсо, принадлежавший герцогу Шартрскому. Его создатель хотел «объединить в одном месте все времена и все страны». Именно так было и в Строгановском саду, который аллегорически представлял собой путешествие.

 

1 Окончание. Начало см.: Наше наследие. №59.

2 Известен только по акварели, исполненной А.Воронихиным в 1793 году и входящей в серию из восьми рисунков. Возможно, часть их носит проектный характер, а часть фиксационный.

3 Памяти графа Александра Сергеевича Строганова. СПб., 1844. С.13.

4 Георги И.Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного. СПб., 1996. С.144.

5 20 сентября 1793 года А.С.Строганов — П.А. и С.В. Строгановым. Цит. по: Мурашова Н.А. Н.Воронихин и Ф.И.Демерцов. Были и легенды // Панорама искусств, 13. М., 1985. С.309.

6 РГАДА. Ф.1278. Оп.1. Д.1002.

А.Мартынов. Вид гробницы Ахиллеса в саду графа А.С.Строганова. 1813. Фрагмент. Бумага, мягкий лак, раскрашенный акварелью. Из альбома семьи Строгановых

А.Мартынов. Вид гробницы Ахиллеса в саду графа А.С.Строганова. 1813. Фрагмент. Бумага, мягкий лак, раскрашенный акварелью. Из альбома семьи Строгановых

Ж.Б. де ла Траверс. Дача А.С.Строганова. 1790. Бумага, акварель. Из альбома семьи Строгановых. Архитектор А.Ринальди. 1754

Ж.Б. де ла Траверс. Дача А.С.Строганова. 1790. Бумага, акварель. Из альбома семьи Строгановых. Архитектор А.Ринальди. 1754

Ж.Б. де ла Траверс. Дача А.С.Строганова. 1790. Бумага, акварель. Из альбома семьи Строгановых. Архитектор А.Ринальди. 1754

Ж.Б. де ла Траверс. Дача А.С.Строганова. 1790. Бумага, акварель. Из альбома семьи Строгановых. Архитектор А.Ринальди. 1754

Е.Есаков. Вид на Египетские ворота в Строгановском саду. 1812. Бумага, акварель. Из альбома С.В.Строгановой

Е.Есаков. Вид на Египетские ворота в Строгановском саду. 1812. Бумага, акварель. Из альбома С.В.Строгановой

Е.Есаков. Вид на Круглый пруд со статуей Нептуна и Каменный мост в Строгановском саду. 1812. Бумага, акварель. Из альбома С.В.Строгановой

Е.Есаков. Вид на Круглый пруд со статуей Нептуна и Каменный мост в Строгановском саду. 1812. Бумага, акварель. Из альбома С.В.Строгановой

А.Воронихин. Вид на Строгановскую дачу в Санкт-Петербурге. 1797. Холст, масло. ГРМ. Архитектор А.Воронихин. 1795–1796

А.Воронихин. Вид на Строгановскую дачу в Санкт-Петербурге. 1797. Холст, масло. ГРМ. Архитектор А.Воронихин. 1795–1796

С.Галактионов. Вид на Строгановский дворец (дачу А.С.Строганова. — ред.) из грота. 1811. Бумага, акварель. Из альбома семьи Строгановых

С.Галактионов. Вид на Строгановский дворец (дачу А.С.Строганова. — ред.) из грота. 1811. Бумага, акварель. Из альбома семьи Строгановых

С.Галактионов. Луг перед дворцом в Строгановском саду. 1811 Бумага, акварель. Из альбома семьи Строгановых

С.Галактионов. Луг перед дворцом в Строгановском саду. 1811 Бумага, акварель. Из альбома семьи Строгановых

А.Мартынов. Вид гробницы Ахиллеса в саду графа А.С.Строганова. 1813. Бумага, мягкий лак, раскрашенный акварелью. Из альбома семьи Строгановых

А.Мартынов. Вид гробницы Ахиллеса в саду графа А.С.Строганова. 1813. Бумага, мягкий лак, раскрашенный акварелью. Из альбома семьи Строгановых

Ж.Л.Монье. Портрет графини Софьи Владимировны Строгановой. 1808. Холст, масло. ГРМ

Ж.Л.Монье. Портрет графини Софьи Владимировны Строгановой. 1808. Холст, масло. ГРМ

Ж.Л.Монье. Портрет графа Павла Александровича Строганова. 1808. Холст, масло. ГРМ

Ж.Л.Монье. Портрет графа Павла Александровича Строганова. 1808. Холст, масло. ГРМ

Е.Есаков. Вид загородного дома графини Софьи Владимировны. 1812. Бумага, акварель. Из альбома С.В.Строгановой. Архитектор А.Н.Воронихин. 1795

Е.Есаков. Вид загородного дома графини Софьи Владимировны. 1812. Бумага, акварель. Из альбома С.В.Строгановой. Архитектор А.Н.Воронихин. 1795

Е.Есаков. Гостиная в загородном доме графини Софьи Владимировны. 1812. Бумага, акварель. Из альбома С.В.Строгановой

Е.Есаков. Гостиная в загородном доме графини Софьи Владимировны. 1812. Бумага, акварель. Из альбома С.В.Строгановой

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru