Владимир
Вейсберг
20
высказываний
I
Мы видим предмет
в силу несовершенства нашего зрения.
Если бы зрение было совершенным, мы бы
не различали больше предметов, мы не
видели бы ничего, кроме гармонии.
II
Если б света
не было, какой бы ужас был! Нам бы из
темноты пришлось делать новую материю.
III
Цвет существует,
но он мне мешает. У меня внутри лежит
чувство правды, я не могу его, цвет, не
сделать. В этом и есть борьба все время.
IV
Композиция
имеет колоссальное значение. Сначала
я компоную и долго сижу — в голове
начинает кружиться, теряюсь. И вот мне
кажется, что ни на миллиметр нельзя
ничего изменить. В Парфеноне — самое
замечательное — соотношение больших
масс по отношению к небу. У меня в
композиции — все решается по отношению
к небу — верхней части картины. Она дает
главную идею Композиции. Чтобы интервалы
и формы не мешали видеть неба.
V
Мы не можем
быть в божественной гармонии. Мы ставим
себе зрительные мотивы. Но наша тяга к
высокому всегда идет вразрез с нашими
непосредственными ощущениями… Я
стремлюсь создать такую форму восприятия,
где бы мое инстинктивное стремление
оторваться от предметного помогло мне
создать незримую гармонию, в которой
растворился бы весь предметный мир. Я
веду постоянную борьбу с материалом и
с нашими непосредственными ощущениями.
Я хочу, чтобы материя осознанно стала
духом.
VI
Гармония —
это некий единый свет, постепенно
нащупываемый через построение. Этот
свет — вне наших чувств. Мы его ощущаем,
но понять не можем. Этому мешает наше
конечное, сенсорное. У некоторых мастеров
эта помеха и служила основой их искусства.
Вот эта связь между божественным,
непознаваемым светом и помехой — это
и будет «сопряжение». Это та самая грань,
которую я понял на музыке Баха.
VII
Надо писать
стену, как парчу Рембрандт. Старик даже
не мог себе представить, что может быть
такая нечеловеческая задача.
VIII
Обнаженная
обладает идеальной геометричностью и
математичностью и в то же время соединяется
с бесконечным пространством, без всяких
разрывов. А всякий разрыв — ведет к
экспрессионизму.
IX
Гармония — в
неуловимости текучести, флюидности
атмосферы.
X
В детстве я
видел предмет, ощупывая. А сейчас я его
вижу с пространством впереди… Я стараюсь
не миновать всей этой оболочки, которая
его окружает. Можно это пространство
миновать одним махом. А можно — шажками,
— и тут видишь, что оно соткано из
множества рефлексов света.
XI
Гармония —
идейное начало моей работы. Когда есть
гармония, все промежуточные стадии
теряют свою важность.
XII
В красочной
поверхности происходит «обмен веществ».
Из нее что-то выплывает, начиная
определяться. Но не должно выплыть до
конца. Этот ребус не должен быть разгадан.
XIII
Пленэр — это
то, что связано с совестью. Когда человека
удовлетворяет раскраска, это значит,
что его совесть глуха к истине.
XIV
Вне традиции
— значит, вне Бога. Традиция — это то,
что нас связывает с Ветхим Заветом.
XV
Мои работы
были сделаны честно. Я никого не имел в
виду. Кроме себя и модели.
XVI
Тезис
Машкова-Сезанна — передать пространство
и форму цветом — привел меня тогда к
самоубийству. Такое понимание цветоформы
дает фрагмент мира, это уже не есть
космос, уже не есть целое. Это разделительный
момент, не приводящий к гармонии. Делимые
вещи — пространство, форму, надо уметь
соединять.
XVII
Отказ от цвета
— это физиологический момент, как
наступает нелюбовь к чему-то.
XVIII
Идеальная
геометрическая фигура — шар. «Я должен
как яблоко быть» — ибо имеются тысячи
плоскостей, связывающих шар с
бесконечностью.
XIX
Я хочу в
ограниченном пространстве найти
живописную модель бесконечности.
XX
От живого
восприятия рождается идея. Идея
накладывается на живое. Я ищу грань
умозрительного с непосредственным, там
где идея встречается с конечным.1
1
Эти высказывания В.Г. Вейсберга были
записаны при разных обстоятельствах и
в разное время (в основном, когда я
училась у него в вечерней школе живописи
при Доме архитекторов, где он преподавал),
между 1965 и 1974 годами. Хотя они возникли
в процессе длительных диалогов с
мастером, сложились они не в форме
диалога: это скорее записи размышлений
художника вслух о целях, задачах и
трудностях его художественного поиска.
Читая их, нужно иметь в виду, что приводимые
здесь высказывания представляют собой
отрывки из более длинных и связных
текстов, богатых к тому же различными
оттенками, которые им придало настроение
художника в тот момент. Выбор и характер
этих высказываний был обусловлен, к
сожалению, небольшим объемом,
предоставленным мне издателями.
Часть
этих записей фигурирует в моей статье,
сопровождающей каталог выставки
В.Г.Вейсберга, проходившей в Музее
Тель-Авива в октябре-ноябре 1979 года. Эти
записи были использованы и в каталоге
выставки В.Г.Вейсберга в Галерее
Горки-Басмаджан в Париже в июне-сентябре
1984 года.
В русском
оригинале эти записи публикуются
впервые.
Ксения
Муратова. Париж