Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 54 2000

Галерея журнала «Наше наследие»


Виктор Чижиков


Отец и дочь


По-моему, мечта каждого родителя-художника — выставиться со своим чадом. Это, должно быть, очень приятно. Именно такая выставка прошла в редакции журнала «Наше наследие».

Там показывали свои работы отец и дочь, Николай Александрович и Юлия Николаевна Устиновы. Отец представил пейзажи, выполненные преимущественно акварелью, Юля — свои куклы, точнее вязаную скульптуру.


Сначала о папе


Я всегда рад поговорить о моем друге Николае Устинове.

Особенно часто мы видимся летом, под Переславлем-Залесским, в селе Троицком. Наши избы через дорогу стоят, чуть наискосок.

Работает он на веранде, окно которой не гаснет всю ночь.

Думаешь, ну теперь весь день спать будет! Ан, нет!

Вот уже воду из колодца таскает для огорода, вот теплицу пленкой обивает, вот забор ставит, а вот уже с женой в лес отправились, то ли по грибы, то ли по этюды.

Работой он называет то, что ночью делает, а то, что происходит днем, — отдыхом.

Очень интересно наблюдать, как Коля создает иллюстрацию. Быстрые, мелкие движения кисти, частое слизывание акварели с кисточки, короткие мычащие звуки, срывающиеся с уст и называющиеся пением.

Сначала на бумаге возникает то, что в природе появилось первым: земля, горы, море…

Затем — деревья, кусты, ручейки, то есть то, что возникло позже, а потом уже люди, лошади и прочая живность.

Начинает он, как правило, с заднего плана и постепенно рисует все, что надвигается на нас.

В последнюю очередь возникают мельчайшие цветочки и листочки на первом плане.

Иллюстрируя книгу, Устинов готовые рисунки пришпиливает к стенам своей рабочей комнаты, а когда стен не хватает, крепит их к потолку, постепенно замыкая себя в этакое устиновское пространство. Любит, чтобы вся проделанная работа была перед глазами.

Любимая тема Коли — наша природа, природа средней полосы России. Сколько им исхожено дорог и лесных тропок в окрестностях Троицкого! Сколько изрисовано альбомов, тетрадок и всяческих блокнотов — не счесть!

Идет ли он за грибами, за ягодами — альбом всегда с ним.

Один наш общий приятель, очутившись в переславских лесах, как-то сказал, глядя вокруг себя:

Ну до чего же противно! Куда ни посмотришь, везде Устинов!

Это, конечно, ласковая шутка.

Однажды гуляли мы с Колей по лесу. Вышли на берег Нерли, присели на пенек, любуемся окрестностями. Альбом в этот раз он забыл дома.

Боковым зрением вижу: смачивает Коля кончик большого пальца слюной и начинает этим пальцем быстро-быстро водить, как кисточкой, по воздуху, как бы набрасывая пейзаж в невидимом альбоме.

Это у него уже в крови — без дела не сидеть!

Он вообще по природе своей хлопотун, даже в застолье непоседлив, особенно если застолье происходит на его территории: то дров для шашлыка набирает, то щепки для самовара подыскивает, то, припав щекой к земле, дует в низ этого самовара, все время вокруг стола снует хлопоча, чтобы тарелки гостей не пустовали.

Живем мы в деревне, как я уже говорил, напротив друг друга, через дорогу.

Давным-давно затеялась у нас такая игра: один, придумав две рифмующиеся строки, бежит и читает их своему визави.

Тот сочиняет продолжение и спешит, распугивая кур, прочитать придуманное соседу.

Например, пришли мне на ум такие строки:


Муж мужской с женой женской
Шли по деревне деревенской…


Перебежал дорогу, продекламировал Коле и — обратно к себе.

Сидим мы с женой и сыном за столом, едим макароны. В окошко видим: бежит Устинов, видно придумал что-то свое.

И точно. Влетает он в избу и с пафосом, взметнув руки к потолку, читает:


За ними детские шли дети,
Едя спагеттские спагетти!


Таланты Устинова этим не исчерпываются, он великолепно плотничает, ему к лицу топор, молоток, гвоздь он вбивает с одного маху.

И вообще, кроме шуток, он прекрасен, этот удивительный человек!

Я всегда говорю об Устинове, как о классике. Отточенный годами изобразительный язык, присущий только ему. Прекрасное рисовальное мастерство, помноженное на великолепную технику, потрясающие знания в области материальной культуры, истории, литературы и многое-многое другое делают его замечательным художником детской книги.

Ну вот! Хотел рассказать о выставке, а рассказал о чем-то другом.

Пару слов все-таки скажу. Главное в каждом Колином пейзаже — это настроение, состояние природы, дыхание земли, неба, лесных массивов. От его туманов становится зябко, от солнца, заливающего рисунок, жарко! Вот, что с нами делает этот удивительный человек…


Теперь о дочке


Юлия Николаевна, Юленька, была в детстве обстоятельной, очень доброй и благожелательной девочкой.

Приехал я четверть века тому назад к Устиновым в деревню, чтобы посмотреть продающуюся там избу.

Жили Устиновы в старом, ветхом домике с пристроенным к нему «двором», ветхим сараем. Дом и сарай так плотно вросли в землю, что повторяли все ее рельефы. Овраг на почве соответствовал оврагу на крыше, пригорок на земле — пригорку на кровле. Этакий дом-патриот, роднее его русская земля не видела. Художник Женя Монин, войдя как-то в устиновскую избу, сказал:

Вот теперь я точно знаю, как выглядела домонгольская Русь!

Так вот, на крыльце меня гостеприимно встретила маленькая Юленька и, взяв за руку, ввела в дом, полный бабушек, собак и кошек.

Пока я оформлял покупку дома, она как бы взяла надо мной шефство.

Карасей мы с ней в пруду ловили, на скотный двор ходили, по краю леса вокруг деревни бродили. Вот какая была Юля Устинова, маленькая, но очень обязательная и заботливая.

Она и сейчас такая. Ее дети одеты во все ею связанное и сшитое, папа и мама «обвязаны» с головы до ног, о муже ее я уж не говорю…

Она успешно работает в детской книге, ее иллюстрации очень профессиональны и задушевны. О ней уже можно говорить, как о мастере детской книги.

Но предметом нашего разговора сегодня являются ее куклы. Вязать их она начала очень давно — еще лет десять назад она подарила мне вязанного осьминога, очень смешного и забавного. Он у меня на книжной полке сидит, зорко смотрит оттуда своими стеклянными глазками. Мне доводилось видеть коллекции кукол с традиционно холодными фарфоровыми лицами, роскошно одетых — парча, бархат, бисер… Их делают по всему миру с редким упорством и постоянством, они украшают интерьеры офисов, жилищ, но душу, мою по крайней мере, не радуют. Такие куклы напоминают мне персонажи венецианских карнавалов, которые, возможно, итальянцев веселят, но в меня вселяют даже некоторый ужас. Другое дело — куклы Юли Устиновой, здесь Русь гуляет!

Как и следовало ожидать от человека с открытой душой, она кукол своих вообще не одевает. Зачем одевать персонажи, которые связаны из шерстяных ниток? Им и так тепло! Вязаная скульптура в Юлином исполнении очень эффектна и пластична. Юмор, присущий этой семье, наиболее полно воплотился именно в ее куклах. Точно найденная мера условности напрямую связана со степенью гротеска.

Все очень органично, необыкновенно празднично, чем больше толпа Юлиных кукол, тем веселее на душе!

По-моему, ее куклы обладают даже каким-то целительным эффектом…

Обобщая впечатления скажу: от выставки Устиновых веяло теплом, уютом и большим искусством.

Николай и Юлия Устиновы

Николай и Юлия Устиновы

Николай Устинов. Щенок над лесным озером. 1998

Николай Устинов. Щенок над лесным озером. 1998

Юлия Устинова. Похищение Европы. 1989

Юлия Устинова. Похищение Европы. 1989

Николай Устинов. Последние коровы. 1996

Николай Устинов. Последние коровы. 1996

Николай Устинов. Солнце в холодной воде. 1996

Николай Устинов. Солнце в холодной воде. 1996

Юлия Устинова. Балет. 1989

Юлия Устинова. Балет. 1989

Юлия Устинова. Адам и Ева. 1994

Юлия Устинова. Адам и Ева. 1994

Николай Устинов. Ворон. 1988

Николай Устинов. Ворон. 1988

Юлия Устинова. Семья. 1989

Юлия Устинова. Семья. 1989

Юлия Устинова. Ласточка. 1996

Юлия Устинова. Ласточка. 1996

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru