Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 54 2000

Александр Рюмин


Остров напротив Храма


Напротив воссозданного храма Христа Спасителя, между Крымским мостом и Большим Каменным, на той островной части столицы, что омывается Москвой-рекой и Водоотводным каналом, между двух сооружений-колоссов — Домом правительства Б.Иофана и памятником Петру I З.Церетели, каждый из которых в сознании горожан неумолимо отождествлен с идеологией советской и постсоветской государственности, так вот, на этом месте, бывшем маргинальным в градостроительных затеях и потому еще сохранившем в своем пространстве черты былой архитектурной московской многоголосицы, может быть создан новый музейный и историко-культурный центр.

Замоскворечье как некая художественно-организованная вымышленность, вобравшая в себя черты русского уклада и нравов, была уже однажды воплощена. Правда, сделано это было не средствами архитектурного проектирования, а с помощью живописи и графики. Борис Кустодиев дал нам любовно обжитую и подробно прописанную во всех деталях такую заповедную картину купеческого мира, в которую, как по лекалам, вписывается быт московского замоскворечья — причудливый, колоритный, сдобренный курьезом и самоиронией. Это о нем сказано Е.Замятиным: «Не Петровским аршином отмеренные проспекты — нет: то Петербург, Россия. А тут — Русь, узкие улички, — вверх да вниз, чтоб было где зимой ребятам с гиком кататься на ледяшках, — переулки, тупики, палисадники, заборы, заборы. Замоскворечье с старинными, из дуба резными названьями: с Зацепой, Ордынкою, Балчугом…».

Стоит вспомнить, что в те же двадцатые годы рядом с кустодиевским, поэтическим и фольклорным мировидением, вписывающемся в национальные ориентиры русского модерна, уже в другом эстетическом векторе — авангардном, конструктивистском — возникали новые идеи преображения Замоскворечья.

Дом-мечта, дом-остров, дом-дворец, дом-крепость, дом-город, дом-муравейник, дом-машина, дом-коммуна, дом-идеология, дом-власть, дом-тюрьма, дом-метафора, дом-памятник — таковы социальные, художественные, культурные, исторические и биографические ипостаси одного и того же архитектурного объема, прозванного вслед за трифоновской прозой в городском просторечье «Домом на набережной». Своей почти абстрагированной абсолютной мощью и всепоглощающей энергией черных поверхностей дом этот в общем контексте староукладной застройки не только Замоскворечья, а и, пожалуй, всего города в большей степени напоминал доведенную до обесчувственности образ-формулу, вроде «Черного квадрата» К.Малевича, чем изящные и пластичные, несмотря на геометризм форм, конструкции и сооружения сотоварищей по цеху.

В оставшейся от усадьбы А.В.Алябьева городском особняке (как раз напротив «Дома на набережной», на стыке Большого Каменного моста с Кремлевской набережной), претерпевшем на протяжении XVII-XIX веков многократные реконструкции и стилевые поновления и до сих пор пленяющего строгостью пропорций и старомодным декором, недавний выученик римского Высшего института изящных искусств Б.Иофан проектировал свое самое знаменитое здание, которое своим монументальным масштабом вступало в перекличку-состязание и с Большим Кремлевским Дворцом К.Тома, и с Музеем изящных искусств Р.Клейна.

Еще не наступил 1931 год, когда был взорван храм Христа Спасителя, низверженная громада которого, как тогда казалось, навсегда погребет и народное религиозное чувство, и народную историческую память о событиях 1812 года, — ведь новое летосчисление датировалось октябрем семнадцатого. И до сих пор остается неясным был ли нарастающий к Москве-реке ритм объемов здания Б.Иофана преклонением перед сакральным смыслом храма. Или это было почтением профессионала, исповедовавшего идеи авангардной архитектуры, традиционной эстетике классицизма, — сказывалось римское воспитание. Или это было уже предрешенное, ангажированное продвижение в сторону самого грандиозного идеологизированного проекта — неосуществленного Дворца Советов.

Как бы там ни было, но на месте печально известной купели-бассейна вновь высится храм, и его доминирующее положение и значение обязывает раскрывающуюся перед ним панораму города обрести художественную завершенность и осмысленность. Западная часть острова, лежащая в низине Москвы-реки, в непосредственной обозримости перед храмом, нуждается в этом прежде всего.

Понятно, что у проектировщиков, привлеченных к участию в конкурсе на обустройство этой территории, возникало сразу несколько искушений.

Первое — ориентироваться на социальный вкус заказчика и, может быть, использовать сложившуюся практику сотворчества архитектора и чиновника, породившую, как известно, не только в Москве, а и по всей России, увы, не один псевдозначительный ансамбль.

Второе — воспользоваться «островным» художественным и архитектурным «архивом». Ведь помимо упомянутого и явно «неархитектурного» Б.Кустодиева есть огромный пласт изобразительного наследия: Ф.Алексеев, Ж.Делабарт, П.Лоран, Ф.Кампорези, П.Пикард, О.Кадоль, Д.Индейцев и конечно же фантастичные по своей архитектурной наполненности листы А.Зубова и схожих с ним неизвестных граверов первой половины XVIII века. На запечатленные ими картины старой Москвы смотришь, как на экзотические острова некоего археологического градостроительного архипелага, возникающего из исторического далека, как будто выплывающего из неведомых глубин памяти, воспринимаешь их как застывший невероятный архитектурный театр, в немых персонажах которого уже никогда не забьется вновь пульс времени и который озвучить может даже не музыка, нет, а только колокольный перезвон.

И третье, может быть, самое непростое искушение — не предаваться пьянящему влечению художественных иллюзий, а профессионально честно прочитать эту московскую землю как современную реалию, докопаться до только ей присущей топографической сути и на каркасе старой создать новую образную структуру, которая не была бы оскорбительной для коренной топонимики места, ибо оно наделено своей особенной, порой трагической памятью.

Перипетии, предшествующие конкурсу, и обстоятельства, сопутствовавшие его прохождению, уже достаточно были освещены в прессе. Здесь важно отметить, что впервые за последние годы критерии признания были отданы профессиональному экспертному совету, а не градоначальникам. И поэтому предпочтение проекта Андрея Бокова перед десятью другими — решение корректное.

Реконструкция территорий, непосредственно затрагивающая историко-культурные памятники, не первый опыт архитектора Андрея Бокова. Его внимательное проникновение в другое историческое время, его способность к любованию чужой памятной вещью, как своей, его умение распознавать формообразующие механизмы многомерного культурного пространства и его раскрепощенность в адаптировании к достижениям мировой архитектурной практики уже сделали осуществленные им проекты событиями. Так было, например, в свое время с обновлением архитектурной структуры Музея В.Маяковского на Лубянке, где А.Боков использовал широкий спектр возможностей, предоставляемых культурой русского авангарда. Так стало и с недавно завершенным проектом по созданию новых помещений на территории, присоединенной к музею А.С.Пушкина на Пречистенке. Здесь архитектор словно вылепил из скрытых ресурсов реликтовой городской застройки и воздуха внятно артикулированную систему пространственных объемов, в которых тем не менее реминисцируются контуры пушкинской эпохи.

В проектах А.Бокова, в целом, последовательно прослеживается одна и та же цель — достигать эффекта минимальными средствами. И в этом смысле проект застройки островной территории перед храмом Христа Спасителя — новый этап в осуществлении этой концепции.

Что же предлагает архитектор?

Прежде всего интерпретировать городскую среду перед храмом как перекресток бытового пространства с соборным.

Соборное пространство представлено выразительной сквозной протяженной трапециевидной площадью-улицей, неким симбиозом площадей Святого Петра в Риме и Сан-Марко в Венеции, удлиненная конфигурация которой, зауженная со стороны замоскворецкой Якиманки, позволяет по мере приближения к храму, словно в геометрической прогрессии, раскрывать видовой обзор, что значительно усиливает эмоциональное восприятие его объема. В центре этой площади возводится церковь-часовня, от которой начинается многоступенчатое восхождение на мост, напрямую соединяющий островную площадь с террасами храма.

В противоположность соборному, «лучевому» пространству, бытовое нанизано на серпантинный маршрут, начинающийся со стороны Большого Каменного моста, сквозь проем ворот «Дома на набережной». Пересекая запланированный регулярный сад — между церковью Николая Чудотворца с одной стороны и Центральной электрической подстанцией с другой — эта тропа выводит на соборную площадь и превращается далее в эффектный остекленный проход-галерею, иглой пронизывающую второй ярус всего комплекса зданий кондитерской фабрики «Красный Октябрь» (бывшей «Эйнем»).

Путешествие заканчивается на острие стрелки острова, у стен бывшего Императорского Яхт-клуба, возле которого формируется круглая площадь с амфитеатром лестниц, соединенная с нижним ярусом набережной — совершенно новый для Москвы тип площади-арены.

Проект оставляет на острове все основные производственные здания. Но, благодаря их открытому взаимодействию с композиционно продуманной пешеходной зоной, они превращаются в своеобразные живые музеи, подобно тому, как это сделано, например, в Париже, Лондоне и Кельне.

Другая существенная составляющая проекта А.Бокова — восстановление московской садово-парковой культуры XIX века, привнеся в нее богатый европейский опыт.

Известно, что в столице было большое разнообразие садов, парков, оранжерей, бульваров и скверов, о которых на острове напоминает целый веер названий: Садовническая набережная, Садовническая улица, Садовнический переулок, Садовнический проезд, — доставшихся в наследство от древней слободы Нижние Садовники. Да и уникальный по сохранности памятник московского барокко — палаты Аверкия Кириллова — принадлежали «государеву садовнику».

Нетрудно представить, какую элегическую ноту внесут возрожденные на острове сады и скверы, какую гармонию могут составить они вместе с фонтанами и прудами, пешеходными мостами, причалами, вторым низким ярусом Берсеневской набережной и близко ощутимым плеском самой Москвы-реки. Легко вообразить, какой комфорт создадут укрытые аркадами вымощенные пешеходные пути и как ниспадающий свет будет естественно играть тенями в сводчатых проемах аркад, ритмически орнаментируя заключенное в них пространство.

И еще одно перспективное направление проекта А.Бокова — создание в этой зоне острова целой вереницы музеев: Музей быта XV-XVII веков в палатах Аверкия Кириллова, Музей 37-го года в хозблоке «Дома на набережной», Музей шоколада в здании фабрики Эйнем, а также вдоль галереи, ведущей на стрелку, Музей спорта в здании Яхт-клуба и так далее. Система музеев, конечно же, дополняется всем комплексом сооружений, необходимых для полноценного функционирования нового историко-культурного и музейного центра, который становится важным фрагментом предполагаемого «Золотого кольца Москвы», связующим звеном между музеями Кремля и Парком искусств в ЦПКиО.

И, наконец, еще одно обстоятельство, принципиальное для проектного мышления архитектора. Он способен оценить историческую значимость маргинальных сооружений, ибо каждое из них отмечено печатью большого стиля, линии которого формируют градостроительные черты архитектуры своего времени. Вот почему этот проект А.Бокова может стать еще и музеем архитектурных движений. Здания фабрики Эйнем и электрической подстанции были построены в один и тот же 1906 год разными архитекторами и оба эти здания, безусловно, окраинные сооружения русского модерна. Но даже в них просматривается связующая роль в преемственности архитектурных идей. Декоративная кирпичная кладка и шатровые кровли первого рефлексируют мотивами древнерусской теремной архитектуры, а в остекленных поверхностях фасада другого уже отражается грядущая эстетика архитектуры конструктивизма.

Интеграционный подход в оберегании малых архитектурных памятников, которые непосредственно связаны с живой и очень чувствительной тканью общественного самочувствия, — может быть убедительнее любых декларативных заявлений, предлагающих снос старых зданий и возведение на их месте новоделов с умертвленной в них энергией подлинного историзма.

В том, как сложилось воссоздание храма Христа Спасителя, приуроченное к началу третьего тысячелетия, нет-нет, да и проскользнет интонация не сокровенного, а предъявленного искупления. Видимо, сопережить ту трагедию, которая закопана в его фундаменте, дано не каждому. И поэтому с этой монументальной радостью и с этим бронзовым фасадным оптимизмом, что запечатлены в его декоративном убранстве, еще предстоит сжиться.

«Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметричном порядке <…> нет! У нее есть своя душа, своя жизнь <…> каждый ее камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись <…> богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением…» В этом лермонтовском наблюдении обновленной после пожарищ 1812 года Москвы пророчески предсказана и будущая биография города.

И, может быть, этому острову, распластанному перед храмом, суждено стать новой опорой в возрождении сокровенных деяний по восстановлению подлинной исторической памяти.

И, может быть, этому острову, зачатому двумя берегами Москвы-реки, реки Времени, суждено объединить в своем архитектурном облике генеалогические черты своих прародителей — противостоящих друг другу культур быта и уклада одного необыкновенного города.

И, может быть, этому острову, символически протянутому между полярными ориентирами восток-запад, суждено быть той частью земли, где извечная наша русская, российская, евразийская разъятость, разноречивость, смятенность, маркированная в мире как «загадочная русская душа», обретет архитектурную выраженность в формах, достойных наступающего тысячелетия.

Может быть…

А пока остров перед храмом живет своей привычной сегодняшней городской сумятицей.

На острие куба, на самой верхней площадке крыши бывшего Дома правительства (примерно на уровне кремлевских звезд) высится эмблема фирмы «Адидас», похожая на союз пирамид египетских фараонов с фрагментом беговых дорожек, — как будто в адидасовской обуви можно взобраться и на самую вершину знаменитой гробницы.

В одной подворотне «Дома на набережной» примостился мемориальный музей, организованный жильцами в память о жертвах сталинских репрессий. В другой — развернулся магазин с хлестким названием «Правительство звука — Дискорама».

Решетчатый забор, окаймляющий электрическую подстанцию, окутан сверху прозрачной спиралью колючей проволоки, сквозь которую видна руина обезглавленной колокольни, затерявшейся между зданиями станции и кинотеатра «Ударник», отчего архитектура известного культурно-просветительного учреждения, напоминающая кожух мощного двигателя искусства «кино в массы», похожа на гигантский, упавший с небес колокол, наполовину вросший своим боком в землю.

Распаренные спортивной «трусцой» самохваловско-дейнековского вида девушки и юноши пробегают мимо лежащих на берегу Болотной набережной перевернутых байдарок с трафаретной надписью на всех — «Красный Октябрь», — сложенных аккуратно, как конфеты в праздничной коробке. Однако каждая лодка имеет еще и свое имя — Колибри, Атаман, Кентавр, Гомер и тому подобное, — что говорит о широте взглядов и разнообразии вкусов гребцов с известной шоколадной фабрики.

Вот стильный, на голландский манер, домик Яхт-клуба, дававший приют членам императорской семьи в их занятиях греблей и лаун-теннисом. Слегка накренившись, лежат на мысе островной стрелки прикрытые чехлами яхты-ботики. А за ними — гладь воды, кажущаяся невероятно нескончаемой. И ощущение такое, что стоишь не в центре города-громады, а в тихом провинциальном Переславле-Залесском на берегу Плещеева озера, там, где царь-реформатор из корабельной сосны и начинал строить флот, о чем в музее «Ботик Петра I» напоминает сооруженная им лодка и бюст работы Карло Растрелли.

За спиной гигантского памятника Петру I, вздыбленного из вод Москвы-реки, на главном фасаде «Красного Октября», обращенного к Крымскому мосту, изображен другой всенародный символ. Огромный нарисованный Мишка обнимает столь же огромную конфету «Мишка-косолапый», упакованную в шедевр графического дизайна, парафраз картины Шишкина-Савицкого, — столетний юбилей этой конфеты фабрика отметит в 2002 году.

В магазине при кондитерской фабрике стерильно, как в бюрократичных канцтоварах. Только витрины выложены шоколадно-кондитерским ассортиментом. И захотелось не конфет, а кустодиевского самоварного тепла и трактирного смака.

За палатами Аверкия Кириллова (вглубь от Берсеневской набережной) сонм каких-то складских и производственных сооружений, выкрашенных ржаво-красной охрой. Видимо, это фирменная «островная» цветовая гамма. Фасады фабрики и палат, кажется, выкрашены из одной малярной бочки.

На территории церкви Николая Чудотворца вовсю идут ремонтные и реставрационные работы. На ослепительно свежем и ярком ее наряде, уже увенчанном золотом куполов, как бесценные прабабушкины украшения, выглядят, хотя и поблекшие, но такие родные — эмалевые вставки, декоративная резьба капителей, центрального сандрика и памятной плиты.

Вспомнилось пастернаковское:

«Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй

И уверь меня, что я с тобой — одно».

И проект Андрея Бокова по преображению этого острова перед храмом вдруг показался архитектурным тождеством словам, озвученным поэтом за всех нас, — бывших, настоящих и будущих.

Храм Христа Спасителя — воссозданная доминанта Москвы. Фото Ю.Артамонова

Храм Христа Спасителя — воссозданная доминанта Москвы. Фото Ю.Артамонова

Фрагмент современного состояния застройки острова. Фото В.Некрасова

Фрагмент современного состояния застройки острова. Фото В.Некрасова

Фрагмент современного состояния застройки острова. Фото А.Розанова

Фрагмент современного состояния застройки острова. Фото А.Розанова

Фрагмент современного состояния застройки острова. Фото Н.Рахманова

Фрагмент современного состояния застройки острова. Фото Н.Рахманова

Фрагмент современного состояния застройки острова. Фото А.Викторова

Фрагмент современного состояния застройки острова. Фото А.Викторова

«Третий Рим». Концептуальный проект застройки западной части острова. 1998. руководитель проекта — А.Боков. Авторская группа: О.Макарова, А.Сержантов, Н.Сержантова, Л.Титова, Н.Япринцева

«Третий Рим». Концептуальный проект застройки западной части острова. 1998. руководитель проекта — А.Боков. Авторская группа: О.Макарова, А.Сержантов, Н.Сержантова, Л.Титова, Н.Япринцева

«Третий Рим». Проект. 1998. Развертка по Болотной набережной

«Третий Рим». Проект. 1998. Развертка по Болотной набережной

В.Ю.Апфельбаум. Мокрая зима. 1957. Образная структура картины, написанной в 1957 году, проецируется на время начала «оттепели» — публичного осуждения сталинских репрессий. Поэтому главным в ее восприятии становится не ансамбль Кремля, взятый с хрестоматийной — с начала XIX века — «алексеевской» точки, а диалог двух зданий, расположенных по краям Большого Каменного моста. Это символическое противоположение: белостенный дом усадьбы А.В.Алябьева и мрачная громада Дома правительства. Примечательны в картине и подробности первого плана — пустырь вдоль Кремлевской набережной и дощатый барак на месте разрушенного храма Христа Спасителя

В.Ю.Апфельбаум. Мокрая зима. 1957. Образная структура картины, написанной в 1957 году, проецируется на время начала «оттепели» — публичного осуждения сталинских репрессий. Поэтому главным в ее восприятии становится не ансамбль Кремля, взятый с хрестоматийной — с начала XIX века — «алексеевской» точки, а диалог двух зданий, расположенных по краям Большого Каменного моста. Это символическое противоположение: белостенный дом усадьбы А.В.Алябьева и мрачная громада Дома правительства. Примечательны в картине и подробности первого плана — пустырь вдоль Кремлевской набережной и дощатый барак на месте разрушенного храма Христа Спасителя

П.Пикард. Панорама Москвы от Каменного моста. 1707–1708. Фрагмент. Здание, замыкавшее Каменный мост со стороны Замоскворечья, имело необычное и, пожалуй, нигде в таком виде не повторенное, «сросшееся» в барабане, двухбашенное шатровое завершение, которое, возможно, является символическим выражением идеи двуглавого российского герба. Парные башни на Воскресенских воротах воспринимаются как развитие в архитектуре той же символики. По проекту А.Бокова разделенные парные шатровые башни будут созданы у опор нового пешеходного моста, который свяжет западную часть Москворецкого острова с храмом Христа Спасителя

П.Пикард. Панорама Москвы от Каменного моста. 1707–1708. Фрагмент. Здание, замыкавшее Каменный мост со стороны Замоскворечья, имело необычное и, пожалуй, нигде в таком виде не повторенное, «сросшееся» в барабане, двухбашенное шатровое завершение, которое, возможно, является символическим выражением идеи двуглавого российского герба. Парные башни на Воскресенских воротах воспринимаются как развитие в архитектуре той же символики. По проекту А.Бокова разделенные парные шатровые башни будут созданы у опор нового пешеходного моста, который свяжет западную часть Москворецкого острова с храмом Христа Спасителя

Венеция. Площадь Сан Марко и Пьяцетта. В восприятии храма Христа Спасителя со стороны Москворецкого острова учтен эффект увеличивающихся пространств, предшествующих римскому собору Святого Петра. Однако ярко выраженное в проекте А.Бокова лучевое строение московской предхрамовой площади заставляет вспомнить и площадь Сан Марко в Венеции. Аэрофотосъемка позволяет наглядно убедиться в том, что площадь Сан Марко, окаймленная аркадами, на самом деле имеет трапециевидную форму

Венеция. Площадь Сан Марко и Пьяцетта. В восприятии храма Христа Спасителя со стороны Москворецкого острова учтен эффект увеличивающихся пространств, предшествующих римскому собору Святого Петра. Однако ярко выраженное в проекте А.Бокова лучевое строение московской предхрамовой площади заставляет вспомнить и площадь Сан Марко в Венеции. Аэрофотосъемка позволяет наглядно убедиться в том, что площадь Сан Марко, окаймленная аркадами, на самом деле имеет трапециевидную форму

Ф.Я.Алексеев. Московский Кремль. Теремной дворец. 1800-е годы. С начала XIX века открытый для свободного обозрения Кремль стал излюбленным местом прогулок горожан. Учителя и гувернеры приводили сюда своих воспитанников. Обширная пешеходная зона, возникшая среди исторических памятников архитектуры, создавала условия для разнообразных впечатлений. Подобный подход в организации всех пешеходных маршрутов намечен и в новом проекте обустройства территории Москворецкого острова, расположенной напротив храма Христа Спасителя

Ф.Я.Алексеев. Московский Кремль. Теремной дворец. 1800-е годы. С начала XIX века открытый для свободного обозрения Кремль стал излюбленным местом прогулок горожан. Учителя и гувернеры приводили сюда своих воспитанников. Обширная пешеходная зона, возникшая среди исторических памятников архитектуры, создавала условия для разнообразных впечатлений. Подобный подход в организации всех пешеходных маршрутов намечен и в новом проекте обустройства территории Москворецкого острова, расположенной напротив храма Христа Спасителя

Усадьба Апраксиных на Знаменке. Чертеж. Между 1808–1812 годами. Выразительное решение оранжереи, пристроенной к южной стороне корпуса. Сплошная пергола над центральной аллеей маскировала небольшую ширину сада. В проекте А.Бокова пешеходный прозрачный «мост-труба», пронизывающий новые архитектурные объемы и старое здание фабрики «Красный Октябрь», делает внутреннее пространство этой застройки острова открытым для обозрения. И среда, исторически сложившаяся как индустриальная с ее дизайнерскими линиями, объемами, динамикой и предметами, превращается в живой музей с постоянно меняющимися пространственно-временными картинами

Усадьба Апраксиных на Знаменке. Чертеж. Между 1808–1812 годами. Выразительное решение оранжереи, пристроенной к южной стороне корпуса. Сплошная пергола над центральной аллеей маскировала небольшую ширину сада. В проекте А.Бокова пешеходный прозрачный «мост-труба», пронизывающий новые архитектурные объемы и старое здание фабрики «Красный Октябрь», делает внутреннее пространство этой застройки острова открытым для обозрения. И среда, исторически сложившаяся как индустриальная с ее дизайнерскими линиями, объемами, динамикой и предметами, превращается в живой музей с постоянно меняющимися пространственно-временными картинами

Москва будущего. Открытка. 1908.В 1902 году инженер-архитектор П.И.Балинский предлагал создать в Москве метрополитен, присоединив к ансамблю Кремля и Красной площади грандиозный центральный вокзал с двухъярусной эстакадой вместо старого Москворецкого моста. Оставшийся неосуществленным, проект, видимо, вызвал к жизни целую серию «футурологических» открыток «Москва будущего». Москворецкий остров предстает на этих картинках как индустриальный «сити»: «…мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т.д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги… У пристани готов вспорхнуть легкий гидроплан». А пристань фабрики «Эйнем» готова принять гигантский лайнер

Москва будущего. Открытка. 1908.В 1902 году инженер-архитектор П.И.Балинский предлагал создать в Москве метрополитен, присоединив к ансамблю Кремля и Красной площади грандиозный центральный вокзал с двухъярусной эстакадой вместо старого Москворецкого моста. Оставшийся неосуществленным, проект, видимо, вызвал к жизни целую серию «футурологических» открыток «Москва будущего». Москворецкий остров предстает на этих картинках как индустриальный «сити»: «…мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т.д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги… У пристани готов вспорхнуть легкий гидроплан». А пристань фабрики «Эйнем» готова принять гигантский лайнер

К.Малевич. Супрематизм (Supremus № 58. Желтое и черное). 1916 «Сегодняшнее новое искусство, архитектура и живопись, — писал К.Малевич в 1926 году, — служат признаком того, что мы на пороге новой великой классической эпохи искусства. Наша современность должна понять, что не жизнь будет содержанием искусства, а искусство должно стать содержанием жизни, т.к. только при этом условии жизнь может быть прекрасна. В процессе всего развития человеческой жизни мы можем отметить, что самым лучшим памятником какой-либо эпохе все же является искусство». Учитывая «архитектонную» направленность творчества мастера в создании планетарных домов «планитов» для человеков будущего «землянитов», эта вещь воспринимается как проект некого островного бытования. Многообразный ритм цветовых форм, условно расположенных на разных пространственных уровнях по отношению к базовому, концептуально напоминает планировочное освоение той внутренней территории острова, что расположена между Берсеневской и Болотной набережными.

К.Малевич. Супрематизм (Supremus № 58. Желтое и черное). 1916 «Сегодняшнее новое искусство, архитектура и живопись, — писал К.Малевич в 1926 году, — служат признаком того, что мы на пороге новой великой классической эпохи искусства. Наша современность должна понять, что не жизнь будет содержанием искусства, а искусство должно стать содержанием жизни, т.к. только при этом условии жизнь может быть прекрасна. В процессе всего развития человеческой жизни мы можем отметить, что самым лучшим памятником какой-либо эпохе все же является искусство». Учитывая «архитектонную» направленность творчества мастера в создании планетарных домов «планитов» для человеков будущего «землянитов», эта вещь воспринимается как проект некого островного бытования. Многообразный ритм цветовых форм, условно расположенных на разных пространственных уровнях по отношению к базовому, концептуально напоминает планировочное освоение той внутренней территории острова, что расположена между Берсеневской и Болотной набережными.

«Третий Рим». Проект. Вид сверху. 1998

«Третий Рим». Проект. Вид сверху. 1998

План «Новая Москва». 1918–1924 годы. Разработанный под руководством А.В.Щусева проект превращал остров в транзитный для организации потоков между двумя берегами Москва-реки. Транспортная проблема решалась введением железнодорожных линий в центральные районы, расширялись и спрямлялись существовавшие магистрали, прокладывались новые. В связи с этим предусматривался снос трущобной застройки и раскрытие памятников архитектуры. Превращая западную часть острова в пешеходную зону, новый проект А.Бокова оставляет автотранспорту подземные магистрали и стоянки. В целях большей выразительности архитектурного решения предхрамового пространства на острове будут расчищены от строительных наслоений все стильные фабричные сооружения, а один из корпусов предполагается даже повернуть на 15 градусов. Известно, что в московской градостроительной практике 30–50-х годов были передвинуты со своих мест десятки зданий

План «Новая Москва». 1918–1924 годы. Разработанный под руководством А.В.Щусева проект превращал остров в транзитный для организации потоков между двумя берегами Москва-реки. Транспортная проблема решалась введением железнодорожных линий в центральные районы, расширялись и спрямлялись существовавшие магистрали, прокладывались новые. В связи с этим предусматривался снос трущобной застройки и раскрытие памятников архитектуры. Превращая западную часть острова в пешеходную зону, новый проект А.Бокова оставляет автотранспорту подземные магистрали и стоянки. В целях большей выразительности архитектурного решения предхрамового пространства на острове будут расчищены от строительных наслоений все стильные фабричные сооружения, а один из корпусов предполагается даже повернуть на 15 градусов. Известно, что в московской градостроительной практике 30–50-х годов были передвинуты со своих мест десятки зданий

Вид на Остров с колокольни Ивана Великого. Фото Н.Рахманова

Вид на Остров с колокольни Ивана Великого. Фото Н.Рахманова

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru