Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 127 2019

100 лет со дня рождения А.И.Солженицына

«Земной поклон Вам…»

Александр Солженицын и Павел Корин

ПИСЬМА

А.И.Солженицын — П.Д.Корину1

<Январь-февраль 1963>

Дорогой Павел Дмитриевич!

Много лет я слышал о Вас и о Вашей «Руси уходящей» — но уж она для меня стала превращаться в миф. А вчера увидел, наконец, этюды к ней (все ли?). Земной поклон Вам за эту великую картину! Горечь большая, что она осталась неоконченной.

До последнего времени и другие картины Ваши почти невозможно было увидеть. Только в Переяславском музее встретил копию А.Невского. Вчера увидел и поразивший меня набросок «Убитый воин»2 — насколько я понял, из того же триптиха.

Вы для меня — самый большой русский художник из живущих. От всей души Вам — здоровья и сил, и что-нибудь успеть еще большое сделать или доделать!

Ваш Солженицын

(фамилию мою Вы, м.б., слышали за истекшие месяц-два)

П.Д.Корин — А.И.Солженицыну3

Москва 23-го февраля 1963 года

Дорогой Александр Исаевич!

Меня до глубины души тронуло Ваше письмо. Спасибо большое Вам за него. Картина моя осталась не написанной, мне в 1937 г. пришлось всё это оставить. Всё основное к ней выставлено. Не выставлен эскиз, не выставлены 6-7 этюдов. Вас я узнал в конце прошлого года, прочитавши в «Новом Мире» Вашу, поразившую меня (да разве только меня) вещь — «Один день Ивана Денисовича». Слышал, что напечатаны в «Новом Мире» еще Ваш разсказ или два4, но я их еще не читал. Постараюсь достать и прочесть. Честь и слава Вам, Александр Исаевич! «Убитый воин» к триптиху, я хочу его докончить.

Еще раз большое спасибо Вам за письмо.

Желаю Вам здоровья и всего, всего хорошего.

Павел Корин

Мой телефон Г-5-11-905.

1 Черновой автограф А.И.Солженицына. Написан карандашом на одной стороне листа небольшого формата, имеет авторские исправления, вставки. В центре и справа вверху надписи синими чернилами рукой Н.А.Решетовской, жены А.И.Солженицына: «Корин» и «М. Мало-Пироговская 16. Флигель 2. Г-5-11-90».

2 Набросок к триптиху «Сполохи».

3 Письмо написано с обеих сторон листа небольшого формата синими чернилами. Конверт не сохранился. Текст публикуется в авторской орфографии.

4 Имеются в виду рассказы «Матренин двор» и «Случай на станции Кочетовка», напечатанные в первом номере журнала «Новый мир» за 1963 г.

5 Рукой Н.А.Решетовской подписан адрес П.Д.Корина.

В архиве Александра Исаевича Солженицына в Троице-Лыкове хранятся два уникальных документа — свидетельства «из первых рук», сообщающие неизвестные детали общения писателя с Павлом Дмитриевичем Кориным (1892–1967), а именно: письмо-автограф П.Д.Корина от 23 февраля 1963 года и черновик письма А.И.Солженицына, положившего начало этому заочному знакомству. Оба документа прежде не публиковались1.

Черновик, написанный карандашом, тщательно отредактирован Солженицыным, однако не имеет даты. Хронологическим ориентиром служит пояснение Александра Исаевича в конце письма: «фамилию мою Вы, м.б., слышали за истекшие месяц-два». Несомненно, письмо относится к концу 1962 – началу 1963 года, когда имя автора опубликованного в ноябрьском номере журнала «Новый мир» (1962) рассказа «Один день Ивана Денисовича» стало широко известным. В этой приписке ощущается надежда, что Корин не просто слышал об авторе, но и читал рассказ, а значит, имеет представление о личности своего корреспондента. За эти «истекшие месяц-два» на Солженицына буквально обрушилась слава, он получил сотни писем читателей, сам в ответ написал немало2. Однако случай Корина уникальный — писатель сам его разыскивает, пользуясь своей неожиданной известностью.

В письме Солженицын дважды говорит о состоявшемся «вчера» долгожданном знакомстве с творчеством художника. Несомненно, речь идет о посещении выставки. Именно в начале 1963 года в московской Академии художеств проходила персональная выставка работ П.Д.Корина, приуроченная к его 70-летию и 45-летию творческой деятельности. Текст письма Солженицына — единственное свидетельство того, что его автор на этой выставке побывал (упоминаний об этом нет ни в автобиографических очерках писателя «Бодался телёнок с дубом», ни в подробных воспоминаниях его жены, Н.А.Решетовской). В собрании Государственной Третьяковской галереи сохранилась книга отзывов выставки. Так, 25 февраля 1963 года в ней сделал запись патриарх Алексий I, посетивший экспозицию. Отзыв заканчивается словами самой высокой оценки: «Поистине — П<авел> Д<митриевич> — художник милостию Божией»3. Специально к юбилею Корина был снят десятиминутный фильм4, где о его жизни и творчестве повествует не только дикторский голос за кадром, но и сам Павел Дмитриевич своим колоритным окающим говором рассказывает о родине, о своем учителе М.В.Нестерове, о некоторых работах. В фильме есть кадры, снятые и в мастерской художника на Малой Пироговской, и на выставке в Академии, видны посетители, листающие книгу отзывов, а последний план — Корин, перебирающий письма (вероятно, от зрителей), на фоне так поразившего Солженицына наброска «Убитый воин» — словно иллюстрация к письму писателя.

Первые слова письма Солженицына: «Много лет я слышал о Вас и о Вашей “Руси уходящей”» — следует понимать буквально. Еще в 1948 году, будучи заключенным спецтюрьмы № 1 МГБ, на «шарашке» в Марфине, Солженицын узнал от заключенного-художника С.М.Ивашёва-Мусатова5 о Корине и самой загадочной его картине, но видеть ее эскиза и этюдов он, разумеется, не мог. Первой увиденной Солженицыным работой Корина стала копия огромного полотна центральной части триптиха «Александр Невский»6, выставленная в историко-краеведческом музее Переславля-Залесского, который он посетил, скорее всего, летом 1961 года, когда ездил по старинным русским городам7. Корин, со своей стороны, никак не мог знать, что в тайнике у писателя-подпольщика лежит законченный роман «В круге первом», где один из героев, зэк-художник Ипполит Михайлович Кондрашёв-Иванов, рассказывает о нем: «Павел Дмитриевич Корин — величайший русский живописец современности. Его теснят, нигде не выставляют, лишь заступничество Горького спасло одно время его от тюрьмы. Разрешают ему только реставрационные работы в храмах. Но он! — у себя в подмосковном доме, взаперти, он пишет громадное шестиметровое полотно, которое, быть может, заберут и опечатают после его смерти. Над полотном этим он работает уже много лет. Оно называется “РУСЬ УХОДЯЩАЯ”»8.

Этот рассказ, полный биографических неточностей, зафиксирован в третьей редакции романа, датированной 1959 годом. Впоследствии он будет кардинально переработан Солженицыным, сокращен до мысли о теснимом властью художнике и его тайной, никем не виданной картине9. Из ответного коринского письма следует, что эскиз ее не был представлен на выставке в 1963 году, так что Солженицын мог судить о грандиозном замысле только по поразившим его этюдам. Однако словесное описание картины, которая для писателя «стала превращаться в миф», уже есть в романе! Кондрашёв-Иванов, правда «с чужих слов», так передает ее содержание заключенному инженеру Герасимовичу: «Говорят — простой среднерусский большак, всхолмлено, перелески. И по большаку с задумчивыми лицами идёт поток людей. Каждое отдельное лицо проработано. Лица, которые ещё можно встретить на старых семейных фотографиях, но которых уже нет вокруг нас. Это — светящиеся старорусские лица мужиков, пахарей, мастеровых — крутые лбы, окладистые бороды, до восьмого десятка свежесть кожи, взора и мыслей. Это — те лица девушек, у которых уши завешены незримым золотом от бранных слов, девушки, которых нельзя себе вообразить в скотской толкучке у танцплощадки. И степенные старухи. Серебряноволосые священники в ризах, так и идут. Монахи. Депутаты Государственной Думы. Перезревшие студенты в тужурках. Гимназисты, ищущие мировых истин. Надменно-прекрасные дамы в городских одеждах начала века. И кто-то очень похожий на Короленко. И опять мужики, мужики... Самое страшное, что эти люди никак не сгруппированы. Распалась связь времён! Они не разговаривают. Они не смотрят друг на друга, может быть и не видят. У них нет дорожного бремени за спиной. Они — идут; и не по этому конкретному большаку, а вообще. Они уходят... Последний раз мы их видим...»10

Это описание останется практически неизменным от ранней редакции к окончательной (а между ними многолетняя работа над текстом!). На очевидное несовпадение рассказа Кондрашёва и эскиза Корина, с которым Солженицын, безусловно, познакомился в дальнейшем, обращали внимание исследователи11. Почему и в последней редакции романа герой излагает свою версию сюжета коринской картины, которая при внимательном рассмотрении оказывается ближе всего к сюжету картины Нестерова «На Руси (Душа народа)»? Можно предположить, что «у Солженицына в романе произошла “прототипная метатеза”»12, когда художник Кондрашёв-Иванов «перепутал» в своем воображении творчество учителя и ученика — М.В.Нестерова и П.Д.Корина. Однако сопоставление третьей (1959) и окончательной (1968) редакций «Круга» позволяет уточнить это предположение.

Рассказ Кондрашёва о картине следует в романе сразу за мучительными раздумьями инженера Герасимовича после свидания с женой в Лефортовской тюрьме. Она измотана бесправным положением жены зэка и ждет, что талантливый инженер как-нибудь силой своего ума сможет заслужить досрочное освобождение и тем самым спасет и ее от репрессий. В ранней редакции романа Герасимович неожиданно прерывает разговор с Кондрашёвым сразу после подробного описания картины, не давая ему возможности вынести суждение о ее смысле. Более того, Герасимовичу оно и не нужно: «…с мучительной резкостью он видел громадное полотно. Ему казалось — это он, а не Корин написал его. Потому что именно так он видел и понимал всегда, всю жизнь»13. В окончательной редакции Солженицын снимает это пояснение, но вводит эпизод, где еще раз появляется сюжет картины «Уходящая Русь». Инженер Герасимович, как и Кондрашёв, предварив описание оговоркой, что картина еще не написана, и подчеркнув, что главное «тут название, идея», по-своему передает сюжет другому заключенному: «На Руси были консерваторы, реформаторы, государственные деятели — их нет. На Руси были священники, проповедники, самозваные домашние богословы, еретики, раскольники — их нет. На Руси были писатели, философы, историки, социологи, экономисты — их нет. Наконец, были революционеры, конспираторы, бомбометатели, бунтари — нет и их. Были мастеровые с ремешками в волосах, сеятели с бородой по пояс, крестьяне на тройках, лихие казаки, вольные бродяги — никого, никого их нет!»14 И далее следует вывод, что «наследовать неисполненный жребий гуманитарной элиты» должны они — оставшиеся в живых представители технической элиты.

Герасимович высказывает собеседнику-зэку тщательно обдуманную мысль, что понятие «элита» включает и нравственный аспект, а потому работа на бесчеловечную власть, пусть и подневольная, в заключении, не может быть оправданием сделки с совестью: «Мы на этих шарашках преподносим им реактивные двигатели! ракеты фау! секретную телефонию! и может быть, атомную бомбу? — лишь бы только было нам хорошо? И интересно? Какая ж мы элита, если нас так легко купить?»15 В дальнейшем руководство шарашки поставит перед Герасимовичем конкретную техническую задачу — разработать подслушивающие и скрытно фотографирующие устройства, наградой за успешное решение которой будет досрочное освобождение. Но инженер Герасимович видит в этой задаче именно нравственный аспект («вместо себя посадить за решётку сотню-две доверчивых лопоухих вольняшек»)16, а потому принимает отнюдь не техническое решение: «Нет! Это не по моей специальности! — звеняще пискнул он. — Сажать людей в тюрьму — не по моей специальности! Я — не ловец человеков! Довольно, что нас посадили...»17 В сходной ситуации окажется и Глеб Нержин — герой, несущий биографические черты автора, отражающий его идеи. Нержин также устранится от решения научно-технической задачи, которое может привести к аресту других людей. Оба героя заплатят очень высокую цену за свой выбор: они будут отправлены из «первого, лучшего круга ада» — привилегированной шарашки — в каторжный лагерь, в сущности, на смерть, а своих родных обрекут на разлуку и бесправие.

Безусловно, Солженицын в процессе работы мог привести свое повествование в некое соответствие с заключительным эскизом картины Корина, но он не только сохраняет в поздней версии романа подробное описание Кондрашёва, но и вводит еще одно подобное описание Герасимовича, восходящее к картине Нестерова. Следовательно, для писателя такое «ошибочное» изображение было принципиальным: он использует удивительный эффект своеобразного удвоения смыслов, соединяя композицию Нестерова с духовной мощью образов Корина. Об этом поразительно точно высказался патриарх Алексий I в письме, переданном художнику в день посещения выставки: «…И, наконец, “Уходящая Русь”! Это — словно исходит от св. Руси Нестерова и является ее продолжением. Целая галерея людей, — большинство их — избравшие путь подвига и иночества, — вступающие в него, идущие по нему и его завершающие — и в нежной юности и в сознательной зрелости, и у ветхих деньми — чувствуется сила их внутреннего устроения»18. Таким образом, Нержин и Герасимович, выбирающие «путь подвига», демонстрируют нравственную зрелость, словно соединяясь с героями ненаписанного полотна Павла Корина.

Обращает на себя внимание, что Солженицын и в письме, и в романе именует картину «Русь уходящая», хотя подлинное ее название иное (что ему, несомненно, было известно): первоначальный «Реквием» окончательно стал именоваться «Уходящая Русь». Солженицын использует есенинский вариант «Русь уходящая», поскольку в романе есенинская тема — одна из сквозных19. А тема ухода в романе имеет, помимо указанного выше, и другие аспекты, один из которых — уходящая Москва20.

Ответное письмо Корина Солженицыну написано во время действующей выставки художника. Поражает не только весомость оценки рассказа Солженицына: («Честь и слава Вам, Александр Исаевич!»), но и степень откровенности, с какой Корин говорит совершенно незнакомому человеку о единственной зловещей причине незавершенности картины: «в 1937 г. пришлось всё это оставить». Автору «Одного дня…», который уже видит среди своих корреспондентов будущих свидетелей «Архипелага ГУЛАГ», и не нужны иные объяснения — год звучит как пароль.

Указанный в письме телефон намекает на скорую встречу, однако произошла она несколько позже, через бывшую зэчку Н.М.Аничкову, которая, вероятно, была связана с Кориным через активную деятельность в Обществе охраны памятников и жила по соседству, на Большой Пироговке. Благодарно вспоминая многообразную бескорыстную помощь «Мильевны» в своем подпольном труде, Солженицын говорит: «Да и к Корину же свела, как обещала, успел я познакомиться с этим замечательным человеком — и своими глазами увидеть этюды к “Руси уходящей”»21. Произойдет это не ранее лета 1964 года, поскольку знакомство Солженицына с Н.М.Аничковой состоялось 10 мая 1964 года22.

Публикация и сопроводительная заметка

И.В.Дорожинской

Примечания

1 Благодарим Н.Д.Солженицыну за возможность изучения и публикации этих документов в год 100-летия со дня рождения А.И.Солженицына, вослед году 50-летия кончины П.Д.Корина.

2 См., напр.: «Дорогой Иван Денисович!..»: Письма читателей: 1962–1964 / Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына; [сост., коммент., предисл. Г.А.Тюриной]. М.: Русский путь, 2012.

3 Книга отзывов о выставке произведений Павла Дмитриевича Корина, 1963. ГТГ. Отдел исследования творчества П.Д.Корина. НВФ 6246. 

4 Павел Корин. Центрнаучфильм. 1963.

5 Сергей Михайлович Ивашёв-Мусатов (1900–1992) — художник, живописец. В 1948 г. осужден по 58-й статье и приговорён к 25 годам заключения. Часть срока провел на марфинской шарашке одновременно с А.И.Солженицыным. Один из свидетелей «Архипелага ГУЛАГ».

6 На обороте холста, выполненного учеником П.Д.Корина Серафимом Александровичем Зверевым, надпись: «Копия сделана превосходно. Принял Павел Корин. 3 февраля 1944 года».

7 См.: Сараскина Л.И. Александр Солженицын. М.: Молодая гвардия, 2008. С. 476.

8 Солженицын А.И. В круге первом. Третья редакция, рукопись. 1959. С. 352.

9 «— Ка-ак?! Вы ничего не знаете о Павле Дмитриевиче Корине? — поразился Кондрашёв, будто о том знал каждый школьник. — О-о-о! У него, говорят, есть, только не видел никто, удивительная картина “Русь уходящая”! Одни говорят — шесть метров длиной, другие — двенадцать. Его теснят, нигде не выставляют, эту картину он пишет тайно, и после смерти, может быть, её тут же и опечатают» (Солженицын А.И. «В круге первом» // Собр. соч.: В 30 т. М.: Время, 2011. Т. 2. С. 535).

10 Там же. С. 535.

11 См., напр.: Мекш Э.Б. Функции экфрасиса в романе А.Солженицына «В круге первом» (изложение доклада в: Русская литература. 1999. № 4. С. 181–184).

12 Там же. С. 184.

13 Солженицын А.И. В круге первом. Третья редакция, рукопись. 1959. С. 352.

14 Солженицын А.И. В круге первом // Собр. соч.: В 30 т. Т 2. С. 585.

15 Там же.

16 Там же. С. 616.

17 Там же. С. 617.

18 Письмо патриарха Алексия I П.Д.Корину (ГТГ. Отдел исследования творчества П.Д.Корина. 93272 МФ-МЕМ 121).

19 См.: Мекш Э.Б. Поэзия Есенина в тоталитарной системе (роман А.И.Солженицына «В круге первом») // Есенинский сборник. Даугавпилс, 1995. С. 85–104.

20 См.: Дорожинская И.В., Тюрина Г.А. Москва и москвичи Александра Солженицына // Солженицынские тетради: Материалы и исследования. М.: Русский путь, 2013. Вып. 2. С. 136–149.

21 Солженицын А.И. Бодался телёнок с дубом: Очерки литературной жизни // Собр. соч.: В 30 т. М.: Время, 2018. Т. 28. С. 489.

22 Солженицын и «невидимки эНэНы» // Солженицынские тетради: Материалы и исследования. М.: Русский путь, 2015. Вып. 4. С. 171.

Письмо А.И.Солженицына к П.Д.Корину. [Январь-февраль 1963]. Черновой автограф. Архив А.И.Солженицына в Троице-Лыкове

Письмо А.И.Солженицына к П.Д.Корину. [Январь-февраль 1963]. Черновой автограф. Архив А.И.Солженицына в Троице-Лыкове

Письмо П.Д.Корина к А.И.Солженицыну. 23 февраля 1963 года. Автограф. Архив А.И.Солженицына в Троице-Лыкове

Письмо П.Д.Корина к А.И.Солженицыну. 23 февраля 1963 года. Автограф. Архив А.И.Солженицына в Троице-Лыкове

П.Д.Корин. Москва. 1960-е годы

П.Д.Корин. Москва. 1960-е годы

А.И.Солженицын. Рязань. Конец 1950-х годов

А.И.Солженицын. Рязань. Конец 1950-х годов

М.В.Нестеров. На Руси (Душа народа). 1914—1916. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

М.В.Нестеров. На Руси (Душа народа). 1914—1916. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

П.Д.Корин. Уходящая Русь. Эскиз. 1935–1959. Бумага, темпера. Государственная Третьяковская галерея — Дом-музей П.Д.Корина

П.Д.Корин. Уходящая Русь. Эскиз. 1935–1959. Бумага, темпера. Государственная Третьяковская галерея — Дом-музей П.Д.Корина

А.И.Солженицын. Рязань. 1958

А.И.Солженицын. Рязань. 1958

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru