Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 127 2019

Мария Анашина

Успенская церковь в Кондопоге

В Кондопоге, на гранитном мысу, вдающемся в Чупа-губу Онежского озера, еще недавно высился величественный и вместе с тем изящный храм — церковь Успения Пресвятой Богородицы. Сюда, в промышленный карельский городок, туристы приезжали, в основном, только ради нее. Издали был виден ее гордый силуэт. Она считалась вершиной шатрового деревянного зодчества России.

10 августа этого года пришло страшное известие: Успенская церковь сгорела. Храм, простоявший почти 250 лет, переживший революцию, Гражданскую войну, антирелигиозную кампанию, Великую Отечественную войну, менее чем за час превратился в обгоревший остов. В поджоге обвинили 15-летнего подростка1. Вместе с храмом погибли уникальные старинные иконы, иконостас, росписи, церковная утварь.

Что же мы потеряли в это августовское утро? Еще один, увы, памятник деревянного зодчества Русского Севера или нечто большее?

Нет ей равных среди деревянных шатровых церквей, хотя и нет коренных отличий от них. Удивительная и единственная в своем роде, эта церковь — лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой глубокой силой, что после нее любой звук кажется и слабее, и немощнее.

А.В.Ополовников, архитектор, реставратор

Мое детство и юность связаны с Онежским озером. Каждое лето я с родителями проводила там, ходила в водные походы. Сначала — на надувной лодке, а потом — на парусном катамаране «Альбатрос». Вся северная часть Онего была исхожена нами. В то время карты-километровки были засекречены; их доставали с великим трудом, а потом перерисовывали. Я до сих пор помню причудливые изломы береговых линий онежских губ, сформировавшихся в результате древних тектонических сил и деятельности ледника.

Что может быть прекраснее северной природы? Поднимающиеся из воды «бараньи лбы» и «кучерявые скалы», растущие на камнях сосны, маленькие озерца в расщелинах скал, куртинки вереска, затейливый рисунок лишайников. И среди всего этого великолепия — могучие северные дома, в которых кипела жизнь, да развалины уничтоженных в советские годы монастырей.

Туристы недолюбливали Кондопогу и Кондопожскую губу Онежского озера: весь город и окрестности были отравлены Кондопожским целлюлозно-бумажным комбинатом. Но многие, в том числе и мы, готовы были закрыть глаза на плохую экологию и неприглядные виды небольшого промышленного городка. Ибо здесь стояла она — Успенская церковь. Сюда стремились так же, как в Кижи и на Бесов Нос.

Мне посчастливилось тогда увидеть Успенскую церковь с воды. Она производила неизгладимое впечатление. Но, увы, вода озера была сине-зеленого ядовитого цвета из-за очередного сброса ЦБК. Поэтому задерживаться мы там не стали.

Полностью насладиться красотой церкви я смогла в прошлом году. Увидев ее, я забыла и о трудной запутанной дороге, и о неприятном запахе кондопожских предприятий. Отсюда не хотелось уходить… Я надеялась, что еще не раз побываю здесь. Увы…

* * *

Территория, где позднее возникла Кондопога, издревле была заселена разными народами: саамами, карелами, вепсами, затем — новгородцами. Первое письменное упоминание о поселении на месте Кондопоги относится к 1495 году. Оно находилось на территории весьма малочисленного Никольского Шуйского погоста. Центр погоста располагался на реке Шуе.

В 1563 году на мысу, вдающемся в воды Онежского озера, был поставлен первый деревянный храм. После поражения Московского царства в Ливонской войне (1558–1583) весь северо-запад России, в том числе и Кондопога, был опустошен шведскими и польско-литовскими отрядами, а также казаками. Многие крестьяне были убиты, сожжены их дворы. Согласно Писцовой книге Андрея Плещеева и Семена Кузьмина 1582/83 года, в Кондопоге «церковь сожгли немецкие люди», то есть шведы, однако церковные дворы сохранились2. Но уже в 1585 году здесь построили новый храм. Он просуществовал недолго и сгорел в Смутное время.

К 1616 году была поставлена третья по счету Успенская церковь. Сохранилось ее описание в земельных книгах 1616–1619 годов: «…теплая церковь с крышей, покрытой железом, с трапезной... на колокольне колокола»3. Согласно Писцовой книге Никиты Панина и Семена Копылова 1628–1631 годов, «в волостке Кондопоге церковь Успения Пречистыя Богородицы не только отстроена, но имеет хорошие иконы, сосуды, книги; на колокольне колокол в четыре пуда»4. В соответствии с традицией, принятой в этих краях, рядом с Успенским храмом стояли две избушки, в которых жили сироты, вдовы и инвалиды, о которых заботились «всем миром». Однако эта Успенская церковь также простояла не слишком долго и была разобрана по причине ветхости.

В середине XVIII века недалеко от Кондопоги, в деревнях Тивдия и Белая Гора, были открыты месторождения мрамора — Тивдийская мраморная ломка. Кондопога превратилась в перевалочный пункт, откуда добытый мрамор отправляли в Санкт-Петербург. Богатый оттенками тивдийский мрамор использовался, в том числе, при строительстве и отделке Казанского и Исаакиевского соборов, Зимнего дворца, Таврического дворца, Михайловского (Инженерного) замка, Мраморного дворца, Петергофа и Царского Села. В окрестностях Кондопоги также разрабатывалась железная руда, которая поставлялась на Петровские заводы в Петрозаводск. На тяжелых работах трудились местные жители.

Поэтому неудивительно, что в Кондопоге и других селах нередко вспыхивали крестьянские восстания. Самым крупным было Кижское восстание 1769–1771 годов. Тогда на Кижском погосте собрались две тысячи крестьян, требующих улучшения условий труда на Олонецких горных заводах: для ведения очередной войны с Турцией требовалось большое количество пушек, ядер и другого оружия. Местное население было согнано на заводы, на занятие сельским хозяйством не оставалось ни времени, ни сил. Вскоре бунт охватил значительную часть территории Карелии, объединив представителей разных этносов: русских, карел, вепсов. Восстание было жестоко подавлено.

В 1774 году в Кондопоге была построена новая, четвертая по счету Успенская церковь. Деньги на нее собирали всем миром. Она стала своеобразным храмом-памятником погибшим в Кижском восстании.

Сохранилось ее описание: «В Кондопожском приходе, на Петровско-Повенецком почтовом тракте деревянная церковь Еспения Богородицы, шатровая, одноглавая, построенная в 1774 году. Над олтарем крыша овальная, над папертью — на два ската. Вход в паперть с двух сторон — северной и южной, по крыльцам 18 ступеней. Длина —12 саженей, ширина — 5 саженей, олтарь 11/2 с[ажени]»5.

Традиция строительства шатровых церквей так называемого прионежского типа начала складываться в начале XVII века в северной части Обонежья и Межозерья6. Вероятно, прообразом Успенской церкви в Кондопоге стала церковь Николая Чудотворца в деревне Линдозеро, построенная в 1634 году. Около 1960 года она сгорела.

Как отмечал А.В.Ополовников, «…но не только многоглавыми, а и шатровыми храмами славна Русская земля. Именно они стали ведущим типом народного деревянного зодчества. Возникновение и распространение на Руси шатрового деревянного зодчества прямо связано с практикой военно-оборонительного строительства и порожденными им архитектурными образами. Самый древний из них — образ сторожевой башни-вежи. Ее суровый и неприступный вид как символ независимой силы и спокойствия был наполнен глубоким патриотическим содержанием»7.

Успенская церковь в Кондопоге объединила все лучшее, что сложилось за два века формирования прионежской школы деревянного зодчества. О высоком уровне мастерства зодчих, ее строивших, свидетельствует ряд технических новаций.

Писатель-историк А.Ю.Низовский дал образное описание Успенской церкви: «Силуэт храма как будто бы зыбко дрожит, как пламя гигантской свечи, зажженной безвестным творцом над водами Онежского озера»8. Но не только религиозным целям служила Успенская церковь: это был еще и маяк для моряков, идущих в Кондопогу по неспокойным водам Онего-батюшки.

В 1652 году патриарх Никон издал указ о запрете строительства шатровых церквей: «…строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить»9. Тем не менее на Русском Севере строительство шатровых храмов продолжалось, что было связано как с удаленностью территории от административного центра, так и с довольно простой технологией строительства деревянного шатра10.

Успенская церковь, наряду с Богородицкой церковью в Гимреке (вторая половина XVII века), относилась к наиболее развитым образцам прионежской школы храмового шатрового строительства, которую отличают «подчеркнутая высотность, трехъярусный основной объем, состоящий из двух восьмериков на четверике, расширение кверху храмового столпа за счет тройных повалов и наличие фронтонных поясов»11.

Успенская церковь была удивительно гармоничной: благодаря тройному расширению кверху центрального столпа, при взгляде снизу гасилось перспективное сужение восьмерика; башня-шатер, вздымающаяся ввысь, словно увеличивалась в размерах.

В.П.Орфинский, доктор архитектуры, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, специалист по народному деревянному зодчеству Русского Севера, отмечает, что Успенская церковь, которую он относит к людиковскому типу прионежских храмов, впитала в себя две разнонаправленные традиции храмового строительства: «В “буферной” зоне между основными прибалтийско-финскими и русским этническими ареалами на территории с людиковским и вепсским населением сформировались подчеркнуто высотные церкви с храмовым столпом, состоящим не из одного, как это делалось обычно, а из двух восьмериков на четверике. Их генезис связан с гипертрофией заимствованной у русских композиционного приема (высотности), в сочетании с общим для прибалто-финнов эстетическим приоритетом — тенденцией к усложнению и обострению силуэтных характеристик»12.

Главный башнеобразный объем Успенской церкви представлял собой два восьмерика, поставленных на венцы повала высокого четверика на подклете. На повале нижнего восьмерика стоял верхний, более широкий. Над ними высился 15-метровый шатер, увенчанный луковичной главкой с крестом. Общая высота столпа составляла 42 м (встречаются также размеры 45 и 48 м). Храм был очень пропорционален: высота шатра и сруба башни, двух восьмериков и четверика, высота четверика и его ширина имели соотношение 1:2. Здесь преобладали простые кратные отношения, в то время как в других храмовых постройках мы встречаем иррациональные величины, полученные на основе отношения стороны квадрата к его диагонали13.

Объем верхнего восьмерика от нижнего отделял дощатый фронтонный пояс из резных досок, который располагался над повалом нижнего восьмерика. Он представлял собой ряд миниатюрных двухскатных кровель, в основаниях которых были устроены небольшие водолеи, вынесенные далеко за пределы фасадной линии. Подобные пояса, как и повалы, имели утилитарное значение, отводя потоки дождя от нижних венцов сруба, максимально подверженных гниению. Нижние венцы Успенской церкви стояли на основании из валунов. Над повалом четверика был обнаружен ряд гнезд, идущих по ломаной линии; вероятно, некогда существовал и второй фронтонный пояс с водоотливами14.

Четверик храма имел два прируба: алтарный с восточной и клеть с западной стороны. Алтарный прируб был покрыт бочкой и увенчан главкой. Вытянутая клеть состояла из сеней и трапезной и была покрыта двухскатной безгвоздевой крышей. К сеням примыкали два легких крыльца на консолях. Их входы были обращены на восток — к селу. В композиции памятника они «создают сбалансированность зрительного восприятия его вертикальной и горизонтальной осей, придают зрительную устойчивость сооружению и в то же время плоскостями скатов своих крыш подчеркивают устремленность храма вверх»15.

Скромным и при этом нарядным было внутреннее убранство храма. Под резным четырехъярусным иконостасом начала XIX века находился первоначальный иконостас тябловой конструкции. Иконы были написаны к освящению храма в 1774 году. Финский исследователь Л.Петтерссон, детально обследовавший Успенскую церковь в 1943 году, во время финской оккупации Карелии, назвал автора икон «кондопожским мастером», стиль письма которого сложился под влиянием провинциального русского барокко. Работы этого иконописца были обнаружены и в некоторых других храмах.

Другой достопримечательностью Успенской церкви был яркий потолок-небо с изображением Божественной литургии. В центральном медальоне был расположен образ «Христос Великий Архиерей». В шестнадцати секторах вокруг центрального плафона находились изображения архангелов и ангелов в дьяконском облачении, выносящих священные сосуды и предметы, в сопровождении херувимов и серафимов. В четырех углах «неба» располагались изображения святых евангелистов. Такая композиция «неба» подчеркивала единство и неразрывную связь Небесной и земной Литургий.

Квадратная в плане трапезная Успенской церкви была весьма необычна. В ее центре стояли два нарядных резных столба, украшенные «дыньками» с витыми жгутами-перехватами, и с поддерживающими потолок «руками». Вдоль стен располагались тесовые лавки со скромной порезкой. Трапезная имела небольшой скос пола в сторону храма. Благодаря этому во время службы те, кто стоял в трапезной, могли видеть все происходящее, а священнику были видны все прихожане.

В XVII веке трапезные стали общественными центрами селений, но во второй половине столетия были запрещены как источники «мирского духа». Поэтому в храмах Центральной России трапезные были либо перестроены, либо исчезли вовсе. Однако на Севере большие трапезные продолжали строиться и в более позднее время. В этом помещении устраивались сельские сходы, оглашались царские указы и решались мирские вопросы.

Специально для нового храма был создан точный список с чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. В 1930-е годы она была пробита штыком и затем утрачена на несколько десятилетий. Только в 1990-е годы она вернулась к верующим.

Вероятно, лавки в трапезной, «небо» и расписные тябла старого иконостаса относились ко времени постройки храма. Яркая раскраска дверей, столбов, балок в бирюзовый, киноварно-красный и коричневый цвета, а также новый иконостас датировались XIX веком.

Окна в Успенской церкви, на первый взгляд, были расположены в хаотическом порядке. Однако здесь прослеживался удивительный расчет мастеров: низкие лучи северного солнца освещали ту или иную икону в зависимости от времени года и церковного праздника.

В прионежской архитектуре XVIII–XIX веков прослеживается влияние господствующих архитектурных стилей — барокко и классицизма. Широкое распространение получили барочные иконостасы в церквях, а в крестьянских домах — фигурные барочные наличники на окнах, витые колонки и трехарочные завершения балкончиков светелок, пышный резной декор, ставшие «визитной карточкой» деревянного зодчества Прионежья XIX века.

Однако, как отмечал А.В.Ополовников, «несмотря на то, что Кондопожская церковь создавалась в сравнительно позднее время и в атмосфере новых влияний, сами эти влияния совершенно не коснулись ее архитектуры. Более того, строители как бы сознательно игнорировали все новые течения, идущие от господствующей культуры, и подчеркнуто противопоставляли им древние традиции народного зодчества. Она представляет собой воплощение этих традиций, взятых в их классически чистом и кристально-рафинированном виде.

Это — лучший деревянный храм России, своеобразный символ и творческое кредо архитектурно-строительной культуры русского народа.

Архитектура Успенской церкви в Кондопоге — результат многовекового пути развития того ведущего образа русского деревянного зодчества, у истоков которого стоит древняя сторожевая шатровая башня»16.

Успенская церковь, подобно другим храмам Русского Севера и не только, была символическим центром села. С ней была связана вся жизнь человека от рождения до смерти, здесь совершались обряды крестин, венчания, отпевания; здесь молились о благополучии и исцелении от болезней, давали различные обеты. В старину около храма в Петров и Ильин день устраивались общественные пиры-братчины.

Неслучайно и само посвящение храма одному из важнейших двунадесятых праздников — Успению Пресвятой Богородицы. Богоматерь издавна почиталась как покровительница трудов, связанных с землей и пахотными работами, считалась заступницей и помощницей, хранительницей домашнего очага. Олонецкие крестьяне нередко вместо канонических молитв читали апокрифические «Сны Пресвятой Богородицы» и носили текст в ладанках в качестве оберега.

Богородичные праздники совпадали с годовым циклом сельскохозяйственных работ. Так, в Благовещение — «самый большой у Бога праздник» — освящали семена и соль, которая, как верили, исцеляет от всех недугов. В этот день не работали, это считалось грехом. К празднику Успения Пресвятой Богородицы завершали жатву. В этот день устраивали общественные угощения. В Рождество Богородицы ходили в гости к старшим родственникам: родителям, бабушкам-дедушкам. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы знаменовал собой начало зимы и сулил веселые праздники — Рождество и Святки. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы считался «девичьим». С этого времени начинались девичьи посиделки, девушки молились о хорошем муже, женихи приглядывали себе невест. Дважды в год, на Рождество Богородицы и на Успение, в Кондопоге устраивались ярмарки, куда съезжались со всего Олонецкого наместничества.

Интересную историю, связанную с Успенской церковью, записал русский писатель, этнограф и фольклорист В.Н.Майнов (1845–1888): «Сама по себе Кондопога ничем особенно не замечательна, кроме развалин церкви, которая по народному преданию выстроена была на задушбину Грознаго царя. “И по сие время в ночь на Ивана идет в церкви задушбинная служба, слышен звон колокольный, хотя местный священник и не служит в это время. Никто не помянет Грознаго царя, по всем церквам ему говорят анафему – проклят, а ведь он великий строитель был церковный, так у нас он себе задушбину и строит”. Откуда явилось такое предание — неизвестно; но церковь действительно весьма древняя, с крыльцами и переходами. В синодике одного из крестьян действительно я нашел на первой странице : “Раба твоего Іоанна, царя и великаго князя всея Руси помяни Господи во царствии Твоем”. Так ничего и не разъяснили нам в этом странном факте поминовения Грознаго, тем более, что священник местный был въ отсутствии»17.

В 1829–1831 годах рядом с Успенской церковью на средства прихожан была построена деревянная шатровая колокольня на шесть колоколов. Строительство обошлось в 2,5 тысячи рублей. Известно и имя мастера, рубившего ее, — плотник из города Пудожа Василий Акимов18. В «Главной церковной и ризничной описи Успенской церкви» 1875 года указывалось, что храм имеет колокольню «тож деревянную, осьмигранную», а стоит эта колокольня «отдельно от церкви на расстоянии шести сажен, в вышину имеет восемнадцать сажен, главы как на церкви, так и на колокольне обиты белым железом»19.

В 1857 году неподалеку от них возвели пятиглавую зимнюю церковь во имя Рождества Богородицы, которую обшили выкрашенными в белый цвет досками. Вместе они составили гармоничный ансамбль-тройник.

После Октябрьской революции Успенский храм оказался под угрозой. В соответствии с Декретом от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» и инструкцией 1920 года Наркомюста и Отдела по делам музеев, все церковное имущество «переходило в заведывание Отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса». В 1918–1922 годах из Успенского и Рождественского храмов были изъяты церковные ценности.

В августе 1926 года Успенскую церковь осмотрела Онежская экспедиция под руководством знаменитого русского реставратора И.Э.Грабаря, участниками которой были архитектор П.Д.Барановский и другие реставраторы, а также фотограф А.В.Лядов. Благодаря им Успенский храм был сохранен, в 1927 году проведена его реставрация. Богослужения в Успенском храме продолжались до 1930 года, последний священник — о. Иоанн Лядинский был расстрелян в 1937 году.

Остальным постройкам тройника так не повезло. Колокольню и Рождественскую церковь посчитали лишенными художественной ценности. В 1930 году была сломана колокольня, единственный уцелевший ее колокол перевезли на местный скотный двор, где он стал сигнальным. В Богородице-Рождественской церкви сушили зерно, затем ее переоборудовали в клуб колхоза «Культура». В 1960-е годы, на волне хрущевских гонений на религию, ее снесли.

В годы Великой Отечественной войны Кондопога находилась в зоне финской оккупации. Удивительно, но деревянная Успенская церковь не пострадала. Здесь возобновились богослужения, причем служили не только православные, но и лютеране.

В 1950-х годах и в 1999 году Успенскую церковь вновь реставрировали. В 1960 году решением Совета Министров РСФСР Успенская церковь в Кондопоге была поставлена на государственную охрану, став филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. Тем не менее в 1965 году, в связи с расширением Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината, возникла идея перенести Успенскую церковь на другое место. Только благодаря усилиям ученых храм удалось отстоять. Вердикт Министерства культуры РСФСР гласил: «Уникальный памятник народного деревянного зодчества — б. Успенская церковь 1764 года является одним из ценнейших памятников деревянной архитектуры, и это сооружение необходимо сохранить в том месте, где оно было построено, поскольку окружающий природный ландшафт является его неотъемлемой частью. Министерство Культуры РСФСР просит Вас <Совет министров Карельской АССР> ориентировать проектировщиков на такое решение генплана расширения Кондопожского бумажного комбината, при котором б. Успенская церковь в Кондопоге сохранялась бы на месте, и была определена охранная зона этого памятника»20.

В 1990 году Успенская церковь была вновь освящена архимандритом Мануилом (будущим митрополитом Петрозаводским и Карельским). С 2000-х годов в летнее время по большим церковным праздникам здесь проводились службы. Начались очередные реставрационные работы, которые преподносили подчас неожиданные находки. Например, в 1999 году специалисты из клуба «Скифы» во время уборки птичьего помета внутри храма обнаружили фрагменты человеческого скелета, старые рукописи, газеты и купюры ХIХ века21.

Однако, несмотря на все реставрации, состояние храма было весьма плачевным. Так, главный архитектор проекта реставрации Успенской церкви, главный архитектор АПМ-7 ЦНРПМ Андрей Бодэ отмечал: «Весь сруб церкви имеет наклон на север и деформации по продольной оси. На стенах сруба и в конструкции шатра много разновременных ремонтных вставок разных периодов: что-то от XIX века, что-то от реставрации А.В.Ополовникова, что-то от 1980-х годов.

Самая проблемная часть — это шатер. Основание шатра находится в тяжелом аварийном состоянии, просадка восьмерика относительно внутренних каркасных конструкций составила около 20 сантиметров. По наблюдениям 2012 г., шатер просто “висел” в воздухе, затем, видимо, произошло перераспределение нагрузок, и он опять “зацепился” за сруб»22.

Впрочем, единого подхода, как должна осуществляться реставрация Успенской церкви, так и не было выработано. Далеко не все реставраторы были согласны с тем, что необходимо разбирать шатер. Тем не менее реставрация Успенского храма должна была начаться в ближайшие годы. Не успели…

* * *

Время беспощадно к деревянным постройкам. В прошлом по берегам Онежского озера стояло немало красивых деревянных церквей. Многие из них сгорели или сгнили в советские годы и в наши дни. Поэтому то, что сохранилось, — на вес золота. Успенская церковь в Кондопоге, ансамбль Кижского погоста и Варваринская церковь в Яндомозере были наиболее совершенными памятниками церковного деревянного зодчества Обонежья. Сейчас из трех памятников уцелел только один. Церковь Великомученицы Варвары 1656 года «в целях обеспечения ее сохранности и проведения реставрационных работ» должна была быть перемещена из нежилой деревни Яндомозеро в деревню Типиницы Медвежьегорского района. Реставрацию должны были закончить 31 октября 2016 года. Но бюджетные средства были разворованы, разобранная по бревнышку церковь гниет посреди Типиниц.

По своей невосполнимости утрату Успенской церкви можно сравнить с гибелью в октябре 1963 года 25-главой Покровской церкви в Анхимовском погосте близ Вытегры (Вологодская область), построенной в 1708 году, — непосредственной предшественницы 22-главого Преображенского храма в Кижах. Всего, по оценке сайта «Хранители наследия», за период с 1985 по 2018 год Россия потеряла в огне более 50 деревянных храмов, среди которых были особо ценные23.

Михаил Мильчик, член Советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры РФ, отмечал: «…Погиб последний подлинный интерьер деревянных храмов России! С горечью должен сказать, что это не случайность, не рок: сгорели в 1985 г. ансамбль погоста в Усть-Коже, в 1997-м в Верхней Мудьюге, в 2002-м уникальная церковь Спас-Вёжи в Костромском музее-заповеднике, в 2013-м Покрово-Власиевская церковь с не менее ценным интерьером в Лядинах, недалеко от Каргополя. И это далеко не полный список наших скорбных потерь только за последние десятилетия»24.

По словам архитектора-реставратора Татьяны Вахрамеевой, члена научно-экспертного совета по вопросам культурного наследия Минкульта Республики Карелия, воссоздание уничтоженной огнем Успенской церкви в Кондопоге обойдется по меньшей мере в 80 млн рублей и займет в лучшем случае два года. Однако точную копию церкви построить не удастся, так как при строительстве использовались большие бревна (около 60 см в диаметре), которые сейчас почти невозможно подобрать. При бревнах меньшего размера придется менять их количество, чтобы соблюсти исходную высоту25.

Открыт сбор средств на восстановление кондопожской Успенской церкви. Но надо осознавать, что это будет уже совсем другой храм. Старый Успенский храм погиб в огне и навсегда утрачен.

Лето 2018 года оказалось беспощадным ко многим деревянным постройкам России, полностью сгоревшим или серьезно поврежденным огнем. И в связи с этим возникает множество вопросов к Министерству культуры РФ, МЧС, МВД и другим службам. Почему Успенская церковь не охранялась надлежащим образом, в результате чего 15-летний подросток смог беспрепятственно осуществить поджог? Была ли осуществлена противопожарная пропитка бревен? Почему не использовались столь широко разрекламированные методы пожаротушения? Вопросов к властям очень и очень много…

Но мне хотелось бы закончить статью на оптимистичной ноте. Одна из жительниц Кондопоги написала такие слова: «…мы построим новую церковь, и душу мы вложим обязательно все, своими молитвами, помощью какой угодно… и будет родная… пройдут года, столетие, и станет памятью уже для наших внуков, правнуков, и они будут беречь ее, гордиться… называть своей жемчужиной города...»26

Надежду внушают и слова реставратора Дмитрия Лурье, который в сообществе «Архитектурная реставрация» в Фейсбуке 4 сентября опубликовал следующую запись: «Небольшой отчет по результатам четырехдневной работы по церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге, горевшей 10 августа. Прежде всего хочется констатировать, что объект не уничтожен полностью. Это факт. Потери внушительные, но материалов для дальнейшей работы (музеефикация ли, восстановление, и проч.) более чем достаточно, игнорировать их и списывать церковь подчистую как минимум странно. <…> Главной задачей было максимально идентифицировать уцелевшее, избежать разборки до понимания дальнейших действий, промаркировать поэлементно бревна и детали и написать краткосрочный и долгосрочный порядок работ по остаткам, вне зависимости от выбранной в дальнейшем методики. Чуть позже будет представлен официальный отчет с некоторыми даже открытиями»27.

Действительно, открытие последовало. В подклете алтаря Успенской церкви специалисты института «Спецпроектреставрация» и волонтеры обнаружили неизвестный до пожара сруб деревянного пятистенного алтаря на фундаменте, сложенном из валунов. В 1774 году при постройке сгоревшей ныне церкви, по предположению специалистов, новый алтарь соорудили над старым. Теперь, видимо, слово за археологами. Их будущая работа может принести новые важные находки, связанные с прошлым Успенского храма в Кондопоге.

Примечания

1 Кто поджег Успенскую церковь? — URL: https://stolicaonego.ru/analytics/kto-podzhog-uspenskuju-tserkov/ Дата обращения: 29.08.2018.

2 Кочкуркина C.И. Историко-археологические памятники Онежско-Ладожского водораздела // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера: Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения – 2003». Сб. научных докладов. Петрозаводск, 2003.

3 Православные храмы. Путешествие по святым местам. 2014. № 105.

4 Кочкуркина C.И. Историко-археологические памятники Онежско-Ладожского водораздела.

5 ЦГИА. Ф. 789. Оп. 7. Д. 8.

6 Носкова А.Г. Онежско-Ладожская архитектурная традиция XVII–XVIII веков // Деревянное зодчество. Вып. II. Новые материалы и открытия. М.; СПб., 2011.

7 Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989.

8 Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М., 2000.

9 Заграевский С.В. К вопросу о запрете патриарха Никона на строительство шатровых храмов // PRAXHMA. Проблемы визуальной семиотики / Томский гос. университет. 2017. № 3 (13).

10 Там же.

11 Носкова А.Г. Онежско-Ладожская архитектурная традиция XVII–XVIII веков.

12 Орфинский В.П. Храмостроительные школы в народном деревянном зодчестве Русского Севера // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера: Материалы IV Международной научной конференции «Рябининские чтения — 2003».

13 Там же.

14 Бартенев И.А., Федоров Б.Н. Архитектурные памятники Русского Севера. Л.; М., 1968.

15 Вахрамеев Е.В. Успенская церковь в Кондопоге (Описание памятника. Техническое состояние. Проблемы дальнейшего сохранения) // Успенская церковь в Кондопоге: Сб. статей по материалам конференции. Кондопога; СПб., 1994–1996.

16 Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера.

17 Майнов В.Н. Поездка в Обонежье и Корелу. 2-е изд., значительно дополненное автором. СПб., 1877.

18 Православные храмы. Путешествие по святым местам. 2014. № 105.

19 Там же.

20 Сканированное изображение документа: URL: https://ic.pics.livejournal.com/lidushka_39/18913686/237267/237267_600.jpg. Дата обращения: 28.08.2018.

21 Православные храмы. Путешествие по святым местам. 2014. № 105.

22 Церковь Успения в Кондопоге наполовину разберут // Хранители наследия (сайт). — URL: http://hraniteli-nasledia.com/articles/nasledie-rossii/tserkov-uspeniya-v-kondopoge-napolovinu-razberut/ Дата обращения: 20.08.2018.

23 45 деревянных храмов, потерянных Россией в огне. 1985–2018 // Хранители наследия (сайт). — URL: http://hraniteli-nasledia.com/articles/dose/45-derevyannykh-khramov-poteryannykh-rossiey-v-ogne-1 985-2018/ Дата обращения: 14.08.2018.

24 Матвеев И. О сгоревшей церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге. — URL: http://anastasis.me/archives/2018/08/12/9714?lang=ru, http://www.pravoslavie.ru/115050.html Дата обращения: 27.08.2018.

25 URL: http://rk.karelia.ru/social/culture/spetsialisty-nazvali-primernuyu-stoimost-vosstanovleniya-sgorevshej-uspenskoj-tserkvi/ Дата обращения: 20.08.2018.

26 Из личной переписки в ВК и ФБ.

27 URL: https://www.facebook.com/groups/687539551390056/permalink/1457387051071965.

Вид Кондопожской губы Онежского озера

Вид Кондопожской губы Онежского озера

Так выглядел храм Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге

Так выглядел храм Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге

Горящий Успенский храм. 10 августа 2018 года

Горящий Успенский храм. 10 августа 2018 года

Берег Онежского озера

Берег Онежского озера

Стена Успенской церкви

Стена Успенской церкви

Крыльцо и деревянное гульбище церкви

Крыльцо и деревянное гульбище церкви

Венец крыши

Венец крыши

Общий вид интерьера храма

Общий вид интерьера храма

Иконостас Успенской церкви

Иконостас Успенской церкви

Сказочное Онежское озеро

Сказочное Онежское озеро

В центральном медальоне — икона «Христос Великий Архиерей»

В центральном медальоне — икона «Христос Великий Архиерей»

Венцы Успенской церкви

Венцы Успенской церкви

Икона Спасителя в деисусном чине иконостаса

Икона Спасителя в деисусном чине иконостаса

Пожарище на месте храма

Пожарище на месте храма

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru