Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 126 2018

Елена Грязнова, Константин Сутягин, Татьяна Алексеева

Изящная простота натуры

 

Из чего появляется живописный образ? Как он вылепливается из вещества живописи? Какие действия необходимы, чтобы из массы цветных пятен и хаотичных объемов вышло упорядоченное и цельное произведение? Это знание часто подвластно женщинам-художникам. Но для этого они должны быть истинными женщинами.

Светлана Сутягина как раз из тех женщин, которые способны упорядочить живописный хаос. При этом она ни в коей мере не повелительница вселенских стихий; ее природа камерна, но этого достаточно, чтобы внятно рассказать своим языком свою историю.

В Светлане Сутягиной живет истинная женщина, умеющая всё сделать «из ничего»: как хорошая хозяйка из теста создает шедевр, так из живописного теста Светлана лепит свои простые, но очень добротные вещи. Она работает с объемами естественно и смело, умело управляется с композицией и легко расставляет акценты.

Если сопоставлять работы, созданные на Родине и за рубежом, то в российских работах Светлана «в домашнем» — здесь проще сюжеты и простой живописный язык.

В европейских же картинах  Светлана уже более стильная, «с осаночкой»: и цвет становится более элегантным, и линия более прихотливая.

В ее творчестве просматривается стилистика 30-х годов, отсылающая зрителя к тем временам, когда и солнце светило ярче, и чувства были проще и понятней. А быть может, попадание в стилистику 30-х годов просто близко ее миросозерцанию и ее живописным предпочтениям.

Композиция работ Светланы Сутягиной строится на союзе цветных пятен — и слово «союз» здесь ключевое. Вообще это стремление к гармоничному соединению вкупе с ясностью взгляда на мир, неиссякаемой верой в жизнь и есть главные составляющие ее творчества. Это помогает ей выбирать понятные и близкие большинству людей сюжеты, делая их по-женски добротно и качественно.

Работы Светланы Сутягиной привлекательны, потому что говорят своим языком. Они сделаны легко и талантливо.

Елена Грязнова

Светлана Сутягина — органический художник, который не раскладывает свои действия на этапы: изображение просто входит в глаз, а потом руки рождают на бумаге картинку. Но что происходит между глазом и кончиками пальцев, внутри этой органической художественной материи — не знает и не понимает никто.

Непонятно как, она впитала в себя французскую живописную культуру — с ее изяществом колорита, вниманием к пятну, линии — впитала незаметно (как впитал это в себя самоучка Морис Утрилло) и, подобно русским художникам группы «13», легко применила это к родным сюжетам: леса, поля, речки, маленькие провинциальные городки...

Светлана Сутягина пишет с натуры. В XXI веке это старомодно, но изобразительное искусство вообще старомодная вещь. Она пишет с натуры, прикасается непосредственно к миру, его неповторимому мгновению (зима, лето), неповторимому месту. И эта неповторимость мира — старомодным, но очень мощный стимул, главная энергия творчества С.Сутягиной: «Ах, как прекрасно!». Это включает в ней художника, и начинается таинственная невидимая работа: построение композиции, стремление к цветовой выразительности, слой за слоем (ее небольшие пастели довольно многослойны и многодельны) — но это «ах, как прекрасно» никуда не уходит. Оно не исчезает в результате решения формальных задач. Содержание просвечивает сквозь форму, определяет цвет, пластику, так что уже не замечаешь никаких формальных приемов, художественных решений. Все оказывается очень просто... Но в результате у зрителя рождается то же самое незамысловатое, но важное радостное чувство: ах, как прекрасно!

Константин Сутягин

 

Рассматриваю картины и рисунки Светланы Сутягиной и вижу там ясные, устойчивые образы, возрождающиеся внутри непохожих пейзажей, во все времена года и в раз-ных странах. Это — Дерево, Дом, Дорога... А вокруг них и над ними — вихрь, ветер, снегопад. Бескрайний пласт земли и уходящее в бесконечность небо. Легко потеряться среди такой огромности, поэтому пейзаж у Светланы чаще видишь издалека: дом маленький, дерево небольшое, а дорога вьется сквозь поля узкой ниточкой.

Но всегда есть указатели, точки опоры, на которых держится мир и не дает захлестнуть себя хаосу и стихиям. На дороге различимы крохотные человеческие фигурки. Они — в пути.

И путь их обычно тянется к дому, между деревьями, которые их охраняют.

Особый и особенный образ у Светланы — темнота. На ее картинах и рисунках почти всегда находишь сгусток темноты — пятно леса на горизонте, темная вода или ночное небо, сбившиеся в кучу, будто хворост, оголенные деревья зимой... Темнота — визуальное воплощение неустроенности и хаоса, неразличимости будущего, с которых и начинается Дорога. Из темноты ночи пробивается новое утро. Из темноты душевной, непонятности и сумбура — желание выйти к свету, ясности, перспективе и простору.

И эта постоянно длящаяся дорога, путь домой, длиною в жизнь, — завораживает на картинах Светланы.

Татьяна Алексеева

Светлана Сутягина

Светлана Сутягина

Раннее утро. 2016. Бумага, масляная пастель

Раннее утро. 2016. Бумага, масляная пастель

Зима в Балашихе. 2016. Бумага, масляная пастель

Зима в Балашихе. 2016. Бумага, масляная пастель

Туман в деревне Брод. 2015. Бумага, масляная пастель

Туман в деревне Брод. 2015. Бумага, масляная пастель

Жаркий день. 2015. Бумага, масляная пастель

Жаркий день. 2015. Бумага, масляная пастель

Осень в Тутаеве. 2013. Бумага, масляная пастель

Осень в Тутаеве. 2013. Бумага, масляная пастель

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru