Елена Грязнова, Константин Сутягин, Татьяна Алексеева
Изящная простота натуры
Из чего появляется живописный образ? Как он вылепливается из вещества живописи? Какие действия необходимы, чтобы из массы цветных пятен и хаотичных объемов вышло упорядоченное и цельное произведение? Это знание часто подвластно женщинам-художникам. Но для этого они должны быть истинными женщинами.
Светлана Сутягина как раз из тех женщин, которые способны упорядочить живописный хаос. При этом она ни в коей мере не повелительница вселенских стихий; ее природа камерна, но этого достаточно, чтобы внятно рассказать своим языком свою историю.
В Светлане Сутягиной живет истинная женщина, умеющая всё сделать «из ничего»: как хорошая хозяйка из теста создает шедевр, так из живописного теста Светлана лепит свои простые, но очень добротные вещи. Она работает с объемами естественно и смело, умело управляется с композицией и легко расставляет акценты.
Если сопоставлять работы, созданные на Родине и за рубежом, то в российских работах Светлана «в домашнем» — здесь проще сюжеты и простой живописный язык.
В европейских же картинах Светлана уже более стильная, «с осаночкой»: и цвет становится более элегантным, и линия более прихотливая.
В ее творчестве просматривается стилистика 30-х годов, отсылающая зрителя к тем временам, когда и солнце светило ярче, и чувства были проще и понятней. А быть может, попадание в стилистику 30-х годов просто близко ее миросозерцанию и ее живописным предпочтениям.
Композиция работ Светланы Сутягиной строится на союзе цветных пятен — и слово «союз» здесь ключевое. Вообще это стремление к гармоничному соединению вкупе с ясностью взгляда на мир, неиссякаемой верой в жизнь и есть главные составляющие ее творчества. Это помогает ей выбирать понятные и близкие большинству людей сюжеты, делая их по-женски добротно и качественно.
Работы Светланы Сутягиной привлекательны, потому что говорят своим языком. Они сделаны легко и талантливо.
Елена Грязнова
Светлана Сутягина — органический художник, который не раскладывает свои действия на этапы: изображение просто входит в глаз, а потом руки рождают на бумаге картинку. Но что происходит между глазом и кончиками пальцев, внутри этой органической художественной материи — не знает и не понимает никто.
Непонятно как, она впитала в себя французскую живописную культуру — с ее изяществом колорита, вниманием к пятну, линии — впитала незаметно (как впитал это в себя самоучка Морис Утрилло) и, подобно русским художникам группы «13», легко применила это к родным сюжетам: леса, поля, речки, маленькие провинциальные городки...
Светлана Сутягина пишет с натуры. В XXI веке это старомодно, но изобразительное искусство вообще старомодная вещь. Она пишет с натуры, прикасается непосредственно к миру, его неповторимому мгновению (зима, лето), неповторимому месту. И эта неповторимость мира — старомодным, но очень мощный стимул, главная энергия творчества С.Сутягиной: «Ах, как прекрасно!». Это включает в ней художника, и начинается таинственная невидимая работа: построение композиции, стремление к цветовой выразительности, слой за слоем (ее небольшие пастели довольно многослойны и многодельны) — но это «ах, как прекрасно» никуда не уходит. Оно не исчезает в результате решения формальных задач. Содержание просвечивает сквозь форму, определяет цвет, пластику, так что уже не замечаешь никаких формальных приемов, художественных решений. Все оказывается очень просто... Но в результате у зрителя рождается то же самое незамысловатое, но важное радостное чувство: ах, как прекрасно!
Константин Сутягин
Рассматриваю картины и рисунки Светланы Сутягиной и вижу там ясные, устойчивые образы, возрождающиеся внутри непохожих пейзажей, во все времена года и в раз-ных странах. Это — Дерево, Дом, Дорога... А вокруг них и над ними — вихрь, ветер, снегопад. Бескрайний пласт земли и уходящее в бесконечность небо. Легко потеряться среди такой огромности, поэтому пейзаж у Светланы чаще видишь издалека: дом маленький, дерево небольшое, а дорога вьется сквозь поля узкой ниточкой.
Но всегда есть указатели, точки опоры, на которых держится мир и не дает захлестнуть себя хаосу и стихиям. На дороге различимы крохотные человеческие фигурки. Они — в пути.
И путь их обычно тянется к дому, между деревьями, которые их охраняют.
Особый и особенный образ у Светланы — темнота. На ее картинах и рисунках почти всегда находишь сгусток темноты — пятно леса на горизонте, темная вода или ночное небо, сбившиеся в кучу, будто хворост, оголенные деревья зимой... Темнота — визуальное воплощение неустроенности и хаоса, неразличимости будущего, с которых и начинается Дорога. Из темноты ночи пробивается новое утро. Из темноты душевной, непонятности и сумбура — желание выйти к свету, ясности, перспективе и простору.
И эта постоянно длящаяся дорога, путь домой, длиною в жизнь, — завораживает на картинах Светланы.
Татьяна Алексеева