Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 126 2018

Елена Монахова

Николай Ульянов глазами его друга и ученицы

Документ из собрания Литературного музея Пушкинского Дома (КП-6596/1-6), предлагаемый вниманию читателя, создавался в первой половине ХХ в. по горячим следам описанных в нем событий. Семь школьных тетрадей в линейку, сплошь исписанных аккуратным, легко читаемым почерком с редким выделением абзацев. Прямая речь поставлена в кавычки. Обращения друг к другу — с заглавной буквы: «что Вы думаете…», «прошу Вас…», «я должен Вам признаться…», «вот Вы говорите…» — и никак иначе.

Автор — художница, иллюстратор классической литературы, преподаватель рисунка Елена Ивановна Плехан (30.03.1911 — 29.10.1988) — была большим другом нашей семьи. Многие годы она работала в Ленинградском художественном училище им. Влад. А. Серова (ныне это — Санкт-Петербургское художественное училище им. Н.К.Рериха — некогда славная традициями школа Императорского общества поощрения художеств). Во время блокады училище располагалось возле Таврического сада и неофициально в городе называлось Таврическим.

После смерти Елены Ивановны в 1988 г. все оставшиеся в личном архиве художницы произведения сестра покойной — москвичка Мария Ивановна Плехан (17.01.1910 — 12.06.1998) — отдала на хранение в нашу семью. В настоящее время я, сотрудник Литературного музея Пушкинского Дома, хранитель фонда оригинального рисунка и документа, завершаю передачу более двухсот работ в наше собрание. Туда же переходят и тетради с рукописью воспоминаний о живописце и графике, ученике знаменитого Вал. А. Серова — Николае Павловиче Ульянове, которого с Плехан связывали годы искренней дружбы.

Елена Ивановна родилась в Петербурге в 1911 г. в семье Ивана Степановича Плехана (20.01.1867 — 13.04.1953), крупного экономиста в области российских железных дорог, и его жены, Евы Ивановны Войнич (1886–1912), происходившей из старинного польского шляхетского рода. Кроме Елены, в семье было еще трое детей: дочери Мария и Татьяна (15.12.1912 — 7.09.1999) и сын Иван (17.01.1910 — ?). В разные годы все они служили моделями сестре-художнице. Рано умершую родами мать заменил детям отец, не вступивший во второй брак. Семья была необычайно дружной и талантливой. Первоначально все жили в Гатчине под Петербургом, в казенной квартире, предоставленной отцу, а в 1918 г. переехали в поселок Лосиный остров под Москвой, где впоследствии на местном кладбище нашли упокоение Иван Степанович и все его дочери, каждая из которых прожила большую интересную жизнь. Сейчас воспоминания о близких хранит племянник художницы — сын ее сестры Татьяны и Валентина Розенштрауха, погибшего в 1942 г. при обороне Севастополя, — известный всему миру кардиолог, действительный член Российской академии наук Леонид Валентинович Розенштраух. Он любезно помог при подготовке этой публикации, но, к сожалению, не сумел предоставить никаких фотографий — в семейном архиве они по разным причинам не сохранились, в отличие от графических портретов, созданных Е.И.Плехан.

Детство и отрочество ее прошли в Гатчине, оставив незабываемые впечатления от старинного парка и великолепного дворца. После переезда в Москву она постоянно возвращалась на берега Невы, где проживала и в послевоенные годы.

Свой путь в жизни Елена Плехан избрала в ранней юности и первым учителем в сфере искусства называла известного художника А.В.Средина (1872–1934), певца старинных дворянских усадеб. Окончив в Подмосковье в 1929 г. опытно-показательную школу, при которой был кружок изобразительного искусства, зимой 1929–1930 гг. она стала заниматься в студии графика и иллюстратора Д.Н.Кардовского (1866–1943). Потом, с 1930 по 1931 г., — в студии Ф.И.Рерберга (1865–1938), а с 1933 по 1934 г. — в частной студии А.Л.Ржевской (1861–1934), родственницы знаменитого художника-анималиста В.А.Ватагина (1883 / 1884–1969), также дававшего уроки у себя в мастерской. В 1940–1950-е гг. Елена Ивановна написала воспоминания об этих штудиях, не опубликованные до сего дня и сохраненные в архиве нашей семьи. Продолжила Плехан свое образование с 1935 по 1937 г. в Московском институте повышения квалификации художников книги и графиков, на литографском отделении. С 1932 по июль 1941 г. она сотрудничала с различными издательствами, выполняя работу по оформлению книг и журналов, делая иллюстрации к произведениям детской литературы, в чем достигла отточенного мастерства.

Как раз в предвоенные годы Елена Ивановна сблизилась с Николаем Павловичем Ульяновым, регулярно бывая у него в доме и выполняя поручения художника при создании заказанных ему полотен.

В годы Великой Отечественной войны она была эвакуирована в Томск, где, сверх обычных занятий портретной и жанровой живописью, выполняла и военные заказы, делая наброски в анатомическом театре для медицинских разработок. В Томском художественном музее в 1943 г. открылась ее персональная выставка и вышел в свет скромный каталог1.

После войны — и смерти Ульянова — она окончила в Ленинграде графический факультет Академии художеств по классу В.М.Конашевича (1886–1963). Темой ее дипломной работы стали иллюстрации к «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина, вскоре вышедшие отдельным изданием2. В последующие годы Е.И.Плехан продолжала выполнять заказы литературных музеев и стала заниматься педагогической деятельностью.

Последний период ее жизни связан с домом на Бородинской улице, в центре Ленинграда, где располагались квартиры артистов БДТ им. М.Горького (ныне — имени Г.А.Товстоногова). Немало их портретов она создала с натуры и подарила своим моделям. Там же — в аскетически обставленной небольшой комнате коммунальной квартиры, служившей и жильем, и мастерской, — хранились ее рисунки.

Наследие Е.И.Плехан включает в себя высокопрофессиональные иллюстрации к классическим произведениям мировой литературы. Это сказки, стихотворения и проза А.С.Пушкина, поэмы М.Ю.Лермонтова, проза Н.С.Лескова, уральские сказы П.П.Бажова. Из иностранной литературы внимание художницы привлекли в разные годы «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, романы Оноре де Бальзака, «Песнь о Гайавате» Генри У. Лонгфелло, а также редко иллюстрируемые романы И.В.Гёте: «Вильгельм Мейстер. Годы учения» и «Вильгельм Мейстер. Годы странствий». Иллюстрации создавались после углубленного изучения материала в библиотеках и музейных собраниях (сохранилось много прекрасных эскизных набросков).

Значительное место в ее наследии занимают портреты, пейзажи и натюрморты; есть и жанровые композиции. Произведения выполнены в разных техниках — акварель, рисунок пером и карандашом, масляная живопись, цветная литография и линогравюра, ксилография, офорт.

Обаятельный облик Елены Ивановны, до последних лет сохранившей девическую стать, элегантность, удивительную прямоту и юмор в обращении, ее светлый и умный взгляд художника живо помнят все, кто знал этого незаурядного человека.

В 1989 г. в залах Всесоюзного музея А.С.Пушкина в Ленинграде, на Мойке, 12, открылась выставка «Елена Ивановна Плехан и ее учителя», полгода привлекавшая пристальное внимание любителей книжной графики. В экспозицию включены были и знаменитое полотно Н.Ульянова «А.С.Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом», и работы Д.Кардовского, Ф.Рерберга, А.Средина на пушкинские темы. Многие представленные тогда рисунки художницы были музеем приобретены и заняли достойное место в его собрании.

В настоящее время произведения Плехан находятся в музее-заповеднике М.Ю.Лермонтова «Тарханы»; в Музее А.М.Горького ИМЛИ РАН (Москва); в Литературном музее ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом); в ГРМ, в частных коллекциях в России и за рубежом.

Удивительная страница в биографии Елены Плехан — дружба с выдающимся художником, любимым учеником великого В.А.Серова Николаем Павловичем Ульяновым (19.04. (1.05) 1875 — 5.05.1949). Документальное свидетельство тому — воспоминания, созданные непосредственно после получения известия о кончине мастера — по его желанию, можно сказать завещанию.

Перед читателем этих записок встает яркий, неповторимый образ человека исключительных способностей и своеобразных взглядов на искусство в тяжелый заключительный период его жизни, когда его постигли неизлечимая болезнь сердца и семейная трагедия.

Текст на страницах семи школьных тетрадей создан на одном дыхании, без перерывов и исправлений, сразу набело. По жанру он скорее напоминает исповедь, но в то же время это попытка как можно точнее фиксировать события, выделяя при этом яркие, наиболее важные подробности.

В истории русского (и советского) изобразительного искусства творчество Н.П.Ульянова занимает особое место. При этом исследователи располагают не таким уж большим объемом литературы, ему посвященной. И прежде всего, это автобиографическая книга самого художника «Мои встречи»3, прекрасно известная Е.И.Плехан. Определенным образом она повлияла на нее при написании собственных записок. 

Н.П.Ульянов — живописец, график, театральный художник — работал по преимуществу в историко-портретном жанре. Был также автором мемуаров, эссе, стихов, драматических набросков.

В разные годы отмечен званиями — заслуженный деятель искусств РСФСР (1932); лауреат Сталинской премии (1948); член-корреспондент Академии художеств СССР, куда был принят за несколько месяцев до кончины (1949).

Он родился в старинном русском городе Ельце Орловской губернии, ныне — Липецкой области, в семье бывших крепостных. Был отдан на обучение в московскую иконописную мастерскую, откуда перешел в школу художника Н.В.Мешкова (1867–1946), своего земляка. Продолжил образование в 1889–1902 гг. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Н.В.Неврева (1830–1904), И.М.Прянишникова (1840–1894), К.А.Савицкого (1844–1905), в мастерской В.А.Серова (1865–1911). Был членом МТХ (1902–1912), СРХ (1911–1913; участник выст. до 1923 г.), объединений: «Мир искусства» (1906–1921), «Жар-цвет» (1925), «Четыре искусства» (1926–1929), АХРР (1925).

До революции 1917 г. периодами работал и жил в Петербурге. Много ездил по старым русским городам. Совершал поездки в Италию, Францию, Германию. Преподавал в частных школах Е.Н.Званцевой и А.А.Хотяинцевой (1901–1906), а также вел занятия в собственной студии. Позднее преподавал в ЦСХПУ (1915–1918), во ВХУТЕМАСе (1918–1922), в Пречистенском практическом институте (1920), в МГХИ им. В.И.Сурикова (1942–1945).

Персональные его выставки проходили в Дрездене (1905), в Москве (1926, 1929, 1951, 1961, 1965, 1975), в Ленинграде (1978).

Работы художника находятся в ГТГ, в ГМИИ им. А.С.Пушкина, в ГРМ, в ГИМ, во многих региональных музеях, в частных собраниях в России и за рубежом.

Его называли представителем модерна и неоклассики. Работал Ульянов во многих жанрах. Писал портреты, из которых наиболее примечательны: «Н.Н.Ге за работой» (1895; ГТГ), «А.П.Чехов» (1904; ГЛМ), «О.Л.Книппер в роли Раневской» (1907; Музей МХАТ), «Портрет К.Д.Бальмонта» (1909; ГТГ), «А.С.Глаголева» — портрет жены (1911), «В.И.Иванов» (1920; ГРМ), «А.С.Голубкина» (1937; ГТГ), «К.С.Станиславский за работой» (1947; ГТГ).

Широкому кругу любителей искусства Ульянов известен прежде всего полотном «А.С.Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом» (1937), портретом М.Ю.Лермонтова (1941), портретами актеров МХАТа, исторической картиной «Лористон в ставке Кутузова» (1944–1945). О работе над этими произведениями впечатляюще пишет, как непосредственный свидетель их создания, Е.И.Плехан.

Многие годы Ульянов сотрудничал со МХАТом, Малым театром, Оперным театром имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Это обусловило его длительное общение со Станиславским и другими театральными режиссерами, с артистами московских театров. Ульянов как художник оформил спектакли «Драма жизни» К.Гамсуна, «Проделки Скапена» Ж.-Б.Мольера, «Дни Турбиных» М.Булгакова, оперу «Кармен» Ж.Бизе и другие постановки, о чем свидетельствуют сохранившиеся многочисленные эскизы костюмов и декораций.

В области книжной графики он создал серии иллюстраций к арабским сказкам и «Метаморфозам» Овидия. Но живописное наследие художника гораздо более значительно.

Говоря об Ульянове, следует заметить, что его путь в искусстве был непрост. В 1890-х гг. он увлекался импрессионизмом, в дальнейшем подражал кубистам, символистам, футуристам, пытаясь выработать собственную систему, создать дробленый кубистический стиль. В 1920-е гг. оставил авангардные поиски, вновь вернувшись к стилистике академического модерна и одновременно развивая традиции живописного символизма в сценографии.

Пожалуй, наиболее верная оценка творчества этого мастера принадлежит Владимиру Алексеевичу Леняшину, глубокому и взыскательному искусствоведу, который писал:

«Николая Павловича Ульянова <…> не отнесешь к непризнанным или забытым художникам. Хрестоматийно известны его портреты А.П.Чехова и К.С.Станиславского, картина “Лористон в ставке Кутузова” и пушкинский цикл. Его долгий, охватывающий более полувека творческий путь был увенчан академическими почестями и званиями. Верный ученик В.А.Серова, умный и тонкий портретист — эта высокая оценка закрепилась и в историях советского искусства, и в монографических работах об Ульянове.

Однако когда знакомишься с этими работами, то, помимо их немногочисленности, настораживает какая-то недоговоренность, сквозящая за сугубо положительными выводами, и в то же время некоторая несогласованность этих выводов с изложением творческой биографии. Более или менее подробно рассматриваются лишь несколько ульяновских портретов — их явно недостаточно, чтобы поставить художника рядом с М.В.Нестеровым или П.Д.Кориным. <…>

И, как реакция на такую расплывчатость и компромиссность, на затушеванность обширных частей наследия мастера, возникает легенда об Ульянове. Среди не такого уж и узкого круга его поклонников нередко можно слышать: Ульянов совсем не такой, каким его знают, — это мистик-экспериментатор, пренебрегавший действительностью ради мечты, “творитель спиритуальных ценностей”, ронявший неясные “пифические слова”. <...>»4

Понятие об этой стороне творческой личности художника дают «Воспоминания» Е.И.Плехан. В нашей публикации представлены наиболее важные фрагменты из них (все сокращения отмечены купюрами); текст печатается по автографу, с сохранением отдельных особенностей авторской орфографии и пунктуации; явные описки исправляются без оговорок.

Примечания:

1 Выставка работ Елены Плехан: Каталог выставки / [Сост. М.Орлова]. Томск, 1943.

2 Пушкин А.С. Сказка о золотом петушке / Пушкинское общество; Иллюстрации Е.И.Плехан. Л., 1949.

3 Ульянов Н.П. Мои встречи. М., 1952; Ульянов Н.П. Мои встречи. Изд. 2-е, доп. М., 1959. Далее — Ульянов, с указ. страниц. У Е.И.Плехан, по ее словам, хранился рукописный вариант книги до первой публикации (см. далее).

4 Леняшин В.А. Н.П.Ульянов. Л., 1976. С. 3–4. Далее — Леняшин, с указ. страниц.

Е.И.Плехан. Автопортрет. 1944. Бумага, карандаш. Живопись и графика Е.И.Плехан ныне находятся в частном собрании

Е.И.Плехан. Автопортрет. 1944. Бумага, карандаш. Живопись и графика Е.И.Плехан ныне находятся в частном собрании

Елена Плехан. Каталог выставки. Томск, 1943. Обложка

Елена Плехан. Каталог выставки. Томск, 1943. Обложка

Е.И.Плехан. «Об Ульянове и театре». Приложение к «Воспоминаниям». 1949. Автограф. Литературный музей ИРЛИ

Е.И.Плехан. «Об Ульянове и театре». Приложение к «Воспоминаниям». 1949. Автограф. Литературный музей ИРЛИ

Е.И.Плехан. Мария Ивановна Плехан за рукоделием. 1944. Бумага, карандаш

Е.И.Плехан. Мария Ивановна Плехан за рукоделием. 1944. Бумага, карандаш

Е.И.Плехан. Портрет Елены Николаевны Монаховой. 1985. Бумага, цветные карандаши

Е.И.Плехан. Портрет Елены Николаевны Монаховой. 1985. Бумага, цветные карандаши

Е.И.Плехан. Последний полет. Иллюстрация к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». 1984. Бумага, акварель

Е.И.Плехан. Последний полет. Иллюстрация к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». 1984. Бумага, акварель

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru