Елена Монахова
Николай Ульянов глазами его друга и ученицы
Документ из собрания Литературного музея Пушкинского Дома (КП-6596/1-6), предлагаемый вниманию читателя, создавался в первой половине ХХ в. по горячим следам описанных в нем событий. Семь школьных тетрадей в линейку, сплошь исписанных аккуратным, легко читаемым почерком с редким выделением абзацев. Прямая речь поставлена в кавычки. Обращения друг к другу — с заглавной буквы: «что Вы думаете…», «прошу Вас…», «я должен Вам признаться…», «вот Вы говорите…» — и никак иначе.
Автор — художница, иллюстратор классической литературы, преподаватель рисунка Елена Ивановна Плехан (30.03.1911 — 29.10.1988) — была большим другом нашей семьи. Многие годы она работала в Ленинградском художественном училище им. Влад. А. Серова (ныне это — Санкт-Петербургское художественное училище им. Н.К.Рериха — некогда славная традициями школа Императорского общества поощрения художеств). Во время блокады училище располагалось возле Таврического сада и неофициально в городе называлось Таврическим.
После смерти Елены Ивановны в 1988 г. все оставшиеся в личном архиве художницы произведения сестра покойной — москвичка Мария Ивановна Плехан (17.01.1910 — 12.06.1998) — отдала на хранение в нашу семью. В настоящее время я, сотрудник Литературного музея Пушкинского Дома, хранитель фонда оригинального рисунка и документа, завершаю передачу более двухсот работ в наше собрание. Туда же переходят и тетради с рукописью воспоминаний о живописце и графике, ученике знаменитого Вал. А. Серова — Николае Павловиче Ульянове, которого с Плехан связывали годы искренней дружбы.
Елена Ивановна родилась в Петербурге в 1911 г. в семье Ивана Степановича Плехана (20.01.1867 — 13.04.1953), крупного экономиста в области российских железных дорог, и его жены, Евы Ивановны Войнич (1886–1912), происходившей из старинного польского шляхетского рода. Кроме Елены, в семье было еще трое детей: дочери Мария и Татьяна (15.12.1912 — 7.09.1999) и сын Иван (17.01.1910 — ?). В разные годы все они служили моделями сестре-художнице. Рано умершую родами мать заменил детям отец, не вступивший во второй брак. Семья была необычайно дружной и талантливой. Первоначально все жили в Гатчине под Петербургом, в казенной квартире, предоставленной отцу, а в 1918 г. переехали в поселок Лосиный остров под Москвой, где впоследствии на местном кладбище нашли упокоение Иван Степанович и все его дочери, каждая из которых прожила большую интересную жизнь. Сейчас воспоминания о близких хранит племянник художницы — сын ее сестры Татьяны и Валентина Розенштрауха, погибшего в 1942 г. при обороне Севастополя, — известный всему миру кардиолог, действительный член Российской академии наук Леонид Валентинович Розенштраух. Он любезно помог при подготовке этой публикации, но, к сожалению, не сумел предоставить никаких фотографий — в семейном архиве они по разным причинам не сохранились, в отличие от графических портретов, созданных Е.И.Плехан.
Детство и отрочество ее прошли в Гатчине, оставив незабываемые впечатления от старинного парка и великолепного дворца. После переезда в Москву она постоянно возвращалась на берега Невы, где проживала и в послевоенные годы.
Свой путь в жизни Елена Плехан избрала в ранней юности и первым учителем в сфере искусства называла известного художника А.В.Средина (1872–1934), певца старинных дворянских усадеб. Окончив в Подмосковье в 1929 г. опытно-показательную школу, при которой был кружок изобразительного искусства, зимой 1929–1930 гг. она стала заниматься в студии графика и иллюстратора Д.Н.Кардовского (1866–1943). Потом, с 1930 по 1931 г., — в студии Ф.И.Рерберга (1865–1938), а с 1933 по 1934 г. — в частной студии А.Л.Ржевской (1861–1934), родственницы знаменитого художника-анималиста В.А.Ватагина (1883 / 1884–1969), также дававшего уроки у себя в мастерской. В 1940–1950-е гг. Елена Ивановна написала воспоминания об этих штудиях, не опубликованные до сего дня и сохраненные в архиве нашей семьи. Продолжила Плехан свое образование с 1935 по 1937 г. в Московском институте повышения квалификации художников книги и графиков, на литографском отделении. С 1932 по июль 1941 г. она сотрудничала с различными издательствами, выполняя работу по оформлению книг и журналов, делая иллюстрации к произведениям детской литературы, в чем достигла отточенного мастерства.
Как раз в предвоенные годы Елена Ивановна сблизилась с Николаем Павловичем Ульяновым, регулярно бывая у него в доме и выполняя поручения художника при создании заказанных ему полотен.
В годы Великой Отечественной войны она была эвакуирована в Томск, где, сверх обычных занятий портретной и жанровой живописью, выполняла и военные заказы, делая наброски в анатомическом театре для медицинских разработок. В Томском художественном музее в 1943 г. открылась ее персональная выставка и вышел в свет скромный каталог1.
После войны — и смерти Ульянова — она окончила в Ленинграде графический факультет Академии художеств по классу В.М.Конашевича (1886–1963). Темой ее дипломной работы стали иллюстрации к «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина, вскоре вышедшие отдельным изданием2. В последующие годы Е.И.Плехан продолжала выполнять заказы литературных музеев и стала заниматься педагогической деятельностью.
Последний период ее жизни связан с домом на Бородинской улице, в центре Ленинграда, где располагались квартиры артистов БДТ им. М.Горького (ныне — имени Г.А.Товстоногова). Немало их портретов она создала с натуры и подарила своим моделям. Там же — в аскетически обставленной небольшой комнате коммунальной квартиры, служившей и жильем, и мастерской, — хранились ее рисунки.
Наследие Е.И.Плехан включает в себя высокопрофессиональные иллюстрации к классическим произведениям мировой литературы. Это сказки, стихотворения и проза А.С.Пушкина, поэмы М.Ю.Лермонтова, проза Н.С.Лескова, уральские сказы П.П.Бажова. Из иностранной литературы внимание художницы привлекли в разные годы «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, романы Оноре де Бальзака, «Песнь о Гайавате» Генри У. Лонгфелло, а также редко иллюстрируемые романы И.В.Гёте: «Вильгельм Мейстер. Годы учения» и «Вильгельм Мейстер. Годы странствий». Иллюстрации создавались после углубленного изучения материала в библиотеках и музейных собраниях (сохранилось много прекрасных эскизных набросков).
Значительное место в ее наследии занимают портреты, пейзажи и натюрморты; есть и жанровые композиции. Произведения выполнены в разных техниках — акварель, рисунок пером и карандашом, масляная живопись, цветная литография и линогравюра, ксилография, офорт.
Обаятельный облик Елены Ивановны, до последних лет сохранившей девическую стать, элегантность, удивительную прямоту и юмор в обращении, ее светлый и умный взгляд художника живо помнят все, кто знал этого незаурядного человека.
В 1989 г. в залах Всесоюзного музея А.С.Пушкина в Ленинграде, на Мойке, 12, открылась выставка «Елена Ивановна Плехан и ее учителя», полгода привлекавшая пристальное внимание любителей книжной графики. В экспозицию включены были и знаменитое полотно Н.Ульянова «А.С.Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом», и работы Д.Кардовского, Ф.Рерберга, А.Средина на пушкинские темы. Многие представленные тогда рисунки художницы были музеем приобретены и заняли достойное место в его собрании.
В настоящее время произведения Плехан находятся в музее-заповеднике М.Ю.Лермонтова «Тарханы»; в Музее А.М.Горького ИМЛИ РАН (Москва); в Литературном музее ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом); в ГРМ, в частных коллекциях в России и за рубежом.
Удивительная страница в биографии Елены Плехан — дружба с выдающимся художником, любимым учеником великого В.А.Серова Николаем Павловичем Ульяновым (19.04. (1.05) 1875 — 5.05.1949). Документальное свидетельство тому — воспоминания, созданные непосредственно после получения известия о кончине мастера — по его желанию, можно сказать завещанию.
Перед читателем этих записок встает яркий, неповторимый образ человека исключительных способностей и своеобразных взглядов на искусство в тяжелый заключительный период его жизни, когда его постигли неизлечимая болезнь сердца и семейная трагедия.
Текст на страницах семи школьных тетрадей создан на одном дыхании, без перерывов и исправлений, сразу набело. По жанру он скорее напоминает исповедь, но в то же время это попытка как можно точнее фиксировать события, выделяя при этом яркие, наиболее важные подробности.
В истории русского (и советского) изобразительного искусства творчество Н.П.Ульянова занимает особое место. При этом исследователи располагают не таким уж большим объемом литературы, ему посвященной. И прежде всего, это автобиографическая книга самого художника «Мои встречи»3, прекрасно известная Е.И.Плехан. Определенным образом она повлияла на нее при написании собственных записок.
Н.П.Ульянов — живописец, график, театральный художник — работал по преимуществу в историко-портретном жанре. Был также автором мемуаров, эссе, стихов, драматических набросков.
В разные годы отмечен званиями — заслуженный деятель искусств РСФСР (1932); лауреат Сталинской премии (1948); член-корреспондент Академии художеств СССР, куда был принят за несколько месяцев до кончины (1949).
Он родился в старинном русском городе Ельце Орловской губернии, ныне — Липецкой области, в семье бывших крепостных. Был отдан на обучение в московскую иконописную мастерскую, откуда перешел в школу художника Н.В.Мешкова (1867–1946), своего земляка. Продолжил образование в 1889–1902 гг. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Н.В.Неврева (1830–1904), И.М.Прянишникова (1840–1894), К.А.Савицкого (1844–1905), в мастерской В.А.Серова (1865–1911). Был членом МТХ (1902–1912), СРХ (1911–1913; участник выст. до 1923 г.), объединений: «Мир искусства» (1906–1921), «Жар-цвет» (1925), «Четыре искусства» (1926–1929), АХРР (1925).
До революции 1917 г. периодами работал и жил в Петербурге. Много ездил по старым русским городам. Совершал поездки в Италию, Францию, Германию. Преподавал в частных школах Е.Н.Званцевой и А.А.Хотяинцевой (1901–1906), а также вел занятия в собственной студии. Позднее преподавал в ЦСХПУ (1915–1918), во ВХУТЕМАСе (1918–1922), в Пречистенском практическом институте (1920), в МГХИ им. В.И.Сурикова (1942–1945).
Персональные его выставки проходили в Дрездене (1905), в Москве (1926, 1929, 1951, 1961, 1965, 1975), в Ленинграде (1978).
Работы художника находятся в ГТГ, в ГМИИ им. А.С.Пушкина, в ГРМ, в ГИМ, во многих региональных музеях, в частных собраниях в России и за рубежом.
Его называли представителем модерна и неоклассики. Работал Ульянов во многих жанрах. Писал портреты, из которых наиболее примечательны: «Н.Н.Ге за работой» (1895; ГТГ), «А.П.Чехов» (1904; ГЛМ), «О.Л.Книппер в роли Раневской» (1907; Музей МХАТ), «Портрет К.Д.Бальмонта» (1909; ГТГ), «А.С.Глаголева» — портрет жены (1911), «В.И.Иванов» (1920; ГРМ), «А.С.Голубкина» (1937; ГТГ), «К.С.Станиславский за работой» (1947; ГТГ).
Широкому кругу любителей искусства Ульянов известен прежде всего полотном «А.С.Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом» (1937), портретом М.Ю.Лермонтова (1941), портретами актеров МХАТа, исторической картиной «Лористон в ставке Кутузова» (1944–1945). О работе над этими произведениями впечатляюще пишет, как непосредственный свидетель их создания, Е.И.Плехан.
Многие годы Ульянов сотрудничал со МХАТом, Малым театром, Оперным театром имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Это обусловило его длительное общение со Станиславским и другими театральными режиссерами, с артистами московских театров. Ульянов как художник оформил спектакли «Драма жизни» К.Гамсуна, «Проделки Скапена» Ж.-Б.Мольера, «Дни Турбиных» М.Булгакова, оперу «Кармен» Ж.Бизе и другие постановки, о чем свидетельствуют сохранившиеся многочисленные эскизы костюмов и декораций.
В области книжной графики он создал серии иллюстраций к арабским сказкам и «Метаморфозам» Овидия. Но живописное наследие художника гораздо более значительно.
Говоря об Ульянове, следует заметить, что его путь в искусстве был непрост. В 1890-х гг. он увлекался импрессионизмом, в дальнейшем подражал кубистам, символистам, футуристам, пытаясь выработать собственную систему, создать дробленый кубистический стиль. В 1920-е гг. оставил авангардные поиски, вновь вернувшись к стилистике академического модерна и одновременно развивая традиции живописного символизма в сценографии.
Пожалуй, наиболее верная оценка творчества этого мастера принадлежит Владимиру Алексеевичу Леняшину, глубокому и взыскательному искусствоведу, который писал:
«Николая Павловича Ульянова <…> не отнесешь к непризнанным или забытым художникам. Хрестоматийно известны его портреты А.П.Чехова и К.С.Станиславского, картина “Лористон в ставке Кутузова” и пушкинский цикл. Его долгий, охватывающий более полувека творческий путь был увенчан академическими почестями и званиями. Верный ученик В.А.Серова, умный и тонкий портретист — эта высокая оценка закрепилась и в историях советского искусства, и в монографических работах об Ульянове.
Однако когда знакомишься с этими работами, то, помимо их немногочисленности, настораживает какая-то недоговоренность, сквозящая за сугубо положительными выводами, и в то же время некоторая несогласованность этих выводов с изложением творческой биографии. Более или менее подробно рассматриваются лишь несколько ульяновских портретов — их явно недостаточно, чтобы поставить художника рядом с М.В.Нестеровым или П.Д.Кориным. <…>
И, как реакция на такую расплывчатость и компромиссность, на затушеванность обширных частей наследия мастера, возникает легенда об Ульянове. Среди не такого уж и узкого круга его поклонников нередко можно слышать: Ульянов совсем не такой, каким его знают, — это мистик-экспериментатор, пренебрегавший действительностью ради мечты, “творитель спиритуальных ценностей”, ронявший неясные “пифические слова”. <...>»4
Понятие об этой стороне творческой личности художника дают «Воспоминания» Е.И.Плехан. В нашей публикации представлены наиболее важные фрагменты из них (все сокращения отмечены купюрами); текст печатается по автографу, с сохранением отдельных особенностей авторской орфографии и пунктуации; явные описки исправляются без оговорок.
Примечания:
1 Выставка работ Елены Плехан: Каталог выставки / [Сост. М.Орлова]. Томск, 1943.
2 Пушкин А.С. Сказка о золотом петушке / Пушкинское общество; Иллюстрации Е.И.Плехан. Л., 1949.
3 Ульянов Н.П. Мои встречи. М., 1952; Ульянов Н.П. Мои встречи. Изд. 2-е, доп. М., 1959. Далее — Ульянов, с указ. страниц. У Е.И.Плехан, по ее словам, хранился рукописный вариант книги до первой публикации (см. далее).
4 Леняшин В.А. Н.П.Ульянов. Л., 1976. С. 3–4. Далее — Леняшин, с указ. страниц.