Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 125 2018

Елена Титаренко

Врачующая линия рисунка

Искусство — всегда таинство. Особенно графика — самый камерный, даже интимный вид творчества, когда художник перед чистым листом размышляет, ищет композицию, продумывает метод. Именно по этой причине графика стала и самым свободным из визуальных искусств, позволяющим не только заглянуть в «творческую лабораторию» автора, но и увидеть всю дерзновенность его устремлений и глубину художнического потенциала.

Стремительные, беглые зарисовки могут быть сделаны на лету, в гуще жизни и сутолоке толпы, но чаще рисующему все-таки требуются уединение, тишина и возможность сосредоточиться. Порой рисование словно само приходит к человеку в трудную минуту, когда он попал в круг беды и одиночества. Лист бумаги, карандаш, кусочек угля или фломастер из «средств производства» превращаются в чутких товарищей. Так произошло в последний год жизни Марины Аристарховой, ушедшей от нас обидно рано. Зная об уготованной ей роковой неизбежности, Марина не желала говорить о своих бедах, а весь спектр эмоций стремилась выплеснуть на бумагу, которую без устали испещряла фантазийными композициями.

В этих незатейливых, на первый взгляд, рисунках воплотилось немало из увиденного на протяжении многих лет и пропущенного через призму ее внутреннего мира: классическое искусство и авангард, опыт зодчего и дизайнерские искания, отточенность геометрической абстракции, причудливость наследия этрусков, роскошество колорита старых мастеров Венеции, строгость и выверенность форм Тосканы… Ассоциации с наследием итальянского искусства, будь то Древний Рим, Возрождение или барокко, здесь не случайны: Марина выступила организатором нескольких путешествий в Италию, совершенных Ассоциацией искусствоведов с эксклюзивной, без преувеличения, программой, что позволяло глубоко окунуться в культуру этой страны. Такое погружение не могло не преломиться в ее собственных работах, где часто звучат отголоски незабываемых дорожных впечатлений.

Архитектор по образованию и опытный дизайнер — в силу долгой работы в этой сфере, неутомимая путешественница и тонкая ценительница прекрасного, она была воплощением витальных сил, словно бьющих че-рез край и зримо втягивающих всех вокруг в свое энергетическое пространство. Черты ее человеческой личности — открытость и доброжелательность, утонченность и своеобразное эстетство — органично переплетались с достоинством художника, дерзкого и склонного к экспериментам, но всегда умеющего находить позитивные коннотации при трактовке самых разнообразных явлений жизни либо искусства. Это проявилось и в изысканных классицизированных натюрмортах, созданных в ранний период творчества еще как бы с оглядкой на «большую» историю искусства, и в мимолетных пейзажных зарисовках, и в «сложносочиненных» композициях по мотивам архитектуры итальянского Ренессанса — например, все той же Флоренции, которая предстала в живописи и графике Марины преображенной, новаторски перекомпонованной, но все-таки узнаваемой и вечно задающей высокую планку.

Уверенный в себе профессионал, в пору своей самой активной деятельности (а в силу житейских обстоятельств ей пришлось себя испробовать на разных поприщах) Марина не особенно часто обращалась к станковому рисунку и живописи. Правда, в это трудно поверить, увидев кипы оставшихся от нее графических листов, коллажей, картин. В ее произведениях, будь то традиционная живопись или путевые фотографии, ясно видны твердая рука, точность и свобода композиции, колористическая гармония. Все эти качества сохранились и даже укрепились в процессе работы над серией ню — дерзновенных эскизов, созданных словно на одном дыхании, хотя на деле это были довольно долгие сеансы в мастерской, где целая группа художников в лучших традициях московской школы работала с обнаженной натурой.

Лаконичная и певучая линия здесь дополнена массой цветных штрихов: то мелких, будто осторожных, а то и крупных, нервных, решительно выявляющих тектонику женского тела. Сквозь эти экспрессивные приемы зритель видит, как на его глазах из небытия возникает форма — острая и выразительная. Из непроявленной глади немного тусклой цветной бумаги для рисования, будто Афродита из пены морской, рождается нежный и чувственный образ.

Теперь, когда книга жизни Марины закрыта, эти зарисовки обнаженных, созданные с терпением и вдохновением, складываются в цикл, отмеченный оригинальным видением. Более всего эти зарисовки напоминают эскизы скульптора — в них те же неукротимая энергия, умение воспринимать предмет изображения целостно и перевоплощать обобщенно…

Марина Аристархова

Марина Аристархова

Модель (лежащая). 2013. Бумага, пастель

Модель (лежащая). 2013. Бумага, пастель

Композиция № 5. Композиция № 7. 2015. Бумага, пастель

Композиция № 5. Композиция № 7. 2015. Бумага, пастель

Модель (на красном). 2013. Бумага, пастель

Модель (на красном). 2013. Бумага, пастель

Модель (дремлющая). 2013. Бумага, пастель

Модель (дремлющая). 2013. Бумага, пастель

Модель (сидящая). 2011. Бумага, пастель

Модель (сидящая). 2011. Бумага, пастель

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru