Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 125 2018

Т.М.Горяева

Как архив Николая Харджиева был возвращен в Россию

Николай Иванович Харджиев (1903–1996) — литературовед, искусствовед, писатель, текстолог, один из крупнейших исследователей русского авангарда и обладатель уникальной документально-художественной коллекции — родился 13 (26) июля в городе Каховка Днепровского уезда Таврической губернии (в настоящее время Херсонская область, Украина) в семье счетовода. С 1912 по 1920 г. учился в Каховской общественной гимназии. В 1921 г. поступил в Институт народного хозяйства в Одессе, юридический факультет которого окончил в 1925 г., не защитив диплома. В 1925–1928 гг. Харджиев преподавал в Одесском техникуме кинематографии — читал лекции по истории литературы, теории композиции кинофильма, сценарному мастерству. С осени 1928 г. он поселился в Москве (предварительно прожив некоторое время в Ленинграде) и полностью посвятил себя литературной и научной работе.

Главным предметом его интересов и исследований стал литературный и художественный авангард, развитие которого в середине 1930-х гг. в СССР было полностью прервано. С этого времени работа Харджиева идет по двум направлениям: для заработка он пишет научно-популярные книги и брошюры и одновременно вместе с сотрудником «Нового Лефа» В.В.Трениным (погибшим в первые дни Великой Отечественной войны) собирает материалы для «Истории русского футуризма» (в дальнейшем этот труд получит название «История русского авангарда» и станет на долгие годы ценнейшим источником для целого поколения исследователей), побуждает К.С.Малевича и М.В.Матюшина писать воспоминания, редактирует их, собирает и изучает рукописи В.Хлебникова.

С 1932 г. Харджиев участвовал в редактировании и комментировании Собраний сочинений В.В.Маяковского. Почти все его работы, опубликованные впоследствии, были посвящены творчеству поэта. Часть из них, написанная в соавторстве с В.В.Трениным, позже вошла в книгу «Поэтическая культура Маяковского» (М., 1970).

Накануне войны Харджиев составил сборник из неизданных произведений В.Хлебникова (Хлебников В. Неизданные произведения. Поэмы и стихи. Проза / Ред. и коммент. Н.Харджиева, Т.Грица. М., 1940).

В книге были опубликованы рукописи, в основном хранящиеся в его архиве. В 1940 г. он был принят в Союз писателей СССР.

Осенью 1941 г., во время наступления немцев на Москву, Харджиев и Тренин записались в Союзе писателей в ряды ополченцев, и их отправили пешком к линии фронта. Городские ботинки быстро развалились, Харджиев шел практически босиком, простудился и почти в беспамятстве был оставлен в глухой деревушке далеко от Москвы. Весь отряд погиб, среди погибших был и Тренин. Харджиев был награжден медалью «За оборону Москвы». В ноябре 1941 г. эвакуировался в Алма-Ату, где работал в сценарном отделе «Мосфильма» у С.М.Эйзенштейна. В Алма-Ате Харджиев пробыл до декабря 1942 г. В 1943-м он вернулся в Москву и продолжил работу по редактированию и комментированию Собрания сочинений В.В.Маяковского.

Ученый оставил свыше восьмидесяти статей и публикаций о Маяковском: первая (совместно с Трениным), «Забытые статьи Маяковского 1913–1915 гг.» — осуществилась в 1932 г., а последняя, «Виктор Шкловский. Маяковский о качестве стиха», — в 1994 г.

Как ученый и исследователь русского авангарда Харджиев стал известен в среде специалистов с конца 1950-х гг. В конце 1950-х — в 1960-е гг. он открыл для себя новые возможности популяризации авангарда, устраивая выставки в Государственном музее В.В.Маяковского. Им была собрана большая коллекция живописи, графики, рукописей и автографов русских художников и писателей XX в. Работы Харджиева начинают выходить в зарубежных изданиях, посвященных русской литературе.

В 1993 г. Харджиев и его жена Л.В.Чага выехали в Амстердам по приглашению Амстердамского университета и не вернулись в Россию. Этому предшествовало соглашение, заключенное Харджиевым с немецкой галеристкой К.Гмуржинской-Бшер о передаче ей на «вечное хранение» 6 картин К.С.Малевича. Деньги, полученные от этой сделки, позволили ему нелегально вывезти значительную часть своего архива и художественную коллекцию. Вскоре после переезда семьи в Голландию в Амстердаме был основан Фонд Харджиева — Чаги, который стал владельцем и распорядителем его документально-художественного наследия.

Другая часть архива Харджиева была задержана в феврале 1994 г. на таможне аэропорта Шереметьево при попытке вывоза из России. В этом же году опечатанные свертки с архивом были переданы в РГАЛИ. Позже письмом из Амстердама от 15 ноября 1994 г. Харджиев подтвердил согласие на передачу документов в РГАЛИ, но закрыл к ним доступ на 25 лет.

Таким образом, архивная часть коллекции Харджиева оказалась на много лет разъединенной: часть — в России, в РГАЛИ, часть — в Нидерландах. О том, как удалось вернуть в Москву голландскую часть архива и воссоединить ее с московской в стенах Российского государственного архива литературы и искусства, рассказывает директор РГАЛИ, доктор исторических наук Татьяна Михайловна Горяева.

Малевич, Крученых, Хлебников, Бурлюк, Гуро, Матюшин, Врубель, Лисицкий…

Их письма, статьи, рисунки, фотографии были возвращены в Россию, по договору между РГАЛИ и Фондом Харджиева — Чаги в Амстердаме, в 2011 году. Долгое время архив Н.И.Харджиева находился в двух местах: в Москве, в Российском государственном архиве литературы и искусства, и в Амстердаме, в Музее Стеделийк. «Голландская часть» была незаконно вывезена в Нидерланды в ноябре 1993 года.

В этой драматической ситуации главным для Н.И.Харджиева было сохранение целостности своей уникальной документальной коллекции1. В письме М.Е.Швыдкому, тогдашнему заместителю министра культуры России, он писал: «Я считаю, что все принадлежащие мне материалы и книги должны быть переданы на вечное хранение в лучшее московское хранилище — в государственный архив литературы и искусства». На исполнение воли выдающегося ученого и коллекционера ушло почти 17 лет.

А началом этого сложного пути стала конференция в Одессе, в счастливой Южной Пальмире, в июне 2004 года, где произошла историческая встреча ученых и специалистов со всего мира, объединенных именем Н.И.Харджиева. Там же в заключительный день конференции состоялись первые переговоры с представителями Фонда Харджиева — Чаги г-ном Хаасом и г-ном Бремером. Речь шла о возможных формах сотрудничества и взаимодействия; были намечены первые шаги для выполнения тех пожеланий и рекомендаций, которые так ярко прозвучали в выступлениях участников этой исторической конференции. Именно с этого момента начался длительный процесс, который был направлен, во-первых, на выработку юридических основ решения этой сложной коллизии, а во-вторых — на осуществле-ние научно-методического описания архива Н.И.Харджиева в РГАЛИ (к этой работе по понятным причинам архив до 2004 года не приступал) и хранившейся на тот момент в Амстердаме другой его части.

Эта сложная работа была поручена одному из опытнейших сотрудников РГАЛИ, руководителю группы описания личных фондов М.А.Рашковской. И к концу 2005 года разборка, систематизация и научное описание той части архива, которая поступила в РГАЛИ из таможни Шереметьево в августе 1994 года, были завершены, опись прошла экспертизу и была утверждена на ЭПК РГАЛИ. Фонду был присвоен № 3145.

Если вернуться к истории отъезда Н.И.Харджиева в ноябре 1993 года и всем событиям, последовавшим за ним2, то важнейшими документами, которые легли в основу правового обеспечения будущего соглашения между Архивом и Фондом, стали письма Николая Ивановича, направленные им в адрес директора РГАЛИ Н.Б.Волковой. Так, в письме от 15 ноября 1994 года Н.И.Харджиев подтвердил право получения этих материалов архивом. «Папки с моим архивом и книжки, полученные из таможни, а также библиотеку, находившуюся в моей квартире, передаю на вечное хранение в РГАЛИ, с условием, что они будут закрытым фондом в течение 25 лет, т.е. до 2019 г.». Тогда Архив согласился с поставленными условиями, оговорив их в протоколе экспертной комиссии по созданию личного фонда Харджиева. В письме Николаю Ивановичу от 3 ноября 1994 года Н.Б.Волкова писала: «Уважаемые Лидия Васильевна и Николай Иванович! Благодарю вас за письмо. Поистине драгоценный архив Ваш, Николай Иванович, будет украшением РГАЛИ и национальным достоянием России. Ваше условие о закрытии его для использования до 2019 года мы неукоснительно выполним. Желаю вам обоим здоровья и благополучия. С уважением, директор архива Н.Б.Волкова».

В московскую часть архива было принято на хранение 3236 документов, книг, печатных изданий из коллекции Н.И.Харджиева, которые после их систематизации составили 1121 ед. хр. В этот комплекс документов вошли собственные работы Н.И.Харджиева «Недолгая жизнь Павла Федотова», «Маяковский и живопись», «История русского футуризма» и др., его биографические документы. Наиболее ценная часть архива — его переписка с деятелями культуры, зарубежными корреспондентами и собранная им коллекция. Письма к нему представлены именами М.В.Алпатова, А.А.Ахматовой, Л.Н.Гумилева, Д.И.Митрохина, К.Г.Паустовского, Н.Н.Пунина, Ю.Н.Тынянова, К.И.Чуковского, В.Б.Шкловского и др.; среди зарубежных корреспондентов — Ж.Нива, Л.Робель, В.Страда, К.Ф.Тарановский, Р.О.Якобсон и др., здесь же письма институтов, музеев, издательств Австрии, Германии, Италии, США, Франции и др.

Среди материалов собранной документальной части коллекции: рукописи, отдельные автографы, фото А.А.Ахматовой; рукописи К.С.Малевича, его документы, переписка; рукописи, автографы, письма А.Е.Крученых; аналогичные материалы Эль Лисицкого, О.Э.Мандельштама, П.В.Митурича; значительный массив архива В.Хлебникова — его документы, автографы стихотворений и прозы, письма поэта к Н.Н.Асееву, А.Е.Крученых, М.В.Матюшину, к родным и письма к нему ряда лиц; отдельные документы и автографы Е.Г.Гуро, М.В.Матюшина, Н.Пиросманашвили, М.А.Врубеля, О.Э.Мандельштама.

Библиотека Н.И.Харджиева состоит из книг Н.Н.Асеева, Э.Г.Багрицкого, Е.Г.Гуро, В.В.Каменского, А.Е.Крученых, В.Хлебникова и др. с дарственными надписями и автографами авторов, прижизненных изданий, редчайших изданий начала ХХ века, начиная с уникальных футуристических сборников и кончая монографиями и справочниками разного рода, книг на иностранных языках. Большая часть этих книг издавалась очень малыми тиражами, многие из них отпечатаны на гектографе, стеклографе, некоторые — в рукописном виде, оформлены такими художниками, как Е.Г.Гуро, Н.С.Гончарова, О.В.Розанова, М.В.Матюшин, Д.Д.Бурлюк.

После завершения работ по упорядочению московской части архива, уточнению состава и структуры фонда можно было приступать к амстердамской части.

И в 2006 году в Нидерланды были командированы две сотрудницы РГАЛИ: М.А.Рашковская и Н.А.Герчикова. В начале 2007 года опись амстердамской части архива была завершена. В нее вошли 1427 ед. хр., которые теперь составляют органическое целое с московской частью. В первую очередь это относится к рукописям Н.И.Харджиева. Их объем (137 ед. хр.) и разноплановость дают полное представление о Н.И.Харджиеве не только как об историке авангарда, но и как об оригинальном писателе. Интерес представляют его собственные литературные произведения: повесть «Янычар», пьеса «Тетушка Даниила Первого», рассказ «Мой первый роман» и др. Творческие материалы Н.И.Харджиева помогают восстановить масштаб его исследовательских интересов, оценить значимость его научных трудов.

В разделе переписки Н.И.Харджиева, помимо уже известных по первой описи имен, встречаются новые адресаты и корреспонденты. Письма Д.Д.Бурлюка, Л.Я.Гинзбург, А.Е.Крученых, Б.М.Эйхенбаума представляют собой самостоятельные комплексы документов. Интересны письма родственников и друзей тех поэтов и художников, творчество которых было предметом исследований Н.И.Харджиева: Н.Я.Мандельштам, Н.А.Малевич, Н.В.Новицкой и др. Важная часть архива — фотографии Н.И.Харджиева разных лет, в т.ч. в группах с А.Е.Крученых, К.С.Малевичем, В.В.Трениным и Т.С.Грицем.

Голландская часть архива Н.И.Харджиева существенно дополняет московскую часть материалами А.Е.Крученых, Эль Лисицкого, К.С.Малевича, О.Э.Мандельштама, П.В.Митурича, В.Хлебникова, среди которых и ранее неизвестные. Кроме того, здесь есть персоналии, чьи рукописи и переписка отсутствуют в коллекции РГАЛИ: В.С.Барт, В.И.Гнедов, Н.С.Гончарова, Г.Г.Клуцис, И.В.Клюн, М.Ф.Ларионов, М.М.Никитин, В.Н.Чекрыгин, Б.В.Эндер. Это примерно половина ранее разобщенной документальной части коллекции, теперь объединенной в личном фонде Н.И.Харджиева в РГАЛИ (Ф. 3145). Таким образом, в результате научного описания двух частей коллекции произошли гипотетическая реконструкция и воссоединение «коллекции Н.И.Харджиева» одновременно в РГАЛИ и в Музее Стеделийк. Вместе с тем вынужденные обстоятельства описания двух почти равнозначных по составу и содержанию, но физически разобщенных частей единого собрания привели к тому, что многие документы, связанные между собой единством авторства, происхождения и времени, зафиксированы в двух разных описях по месту их хранения: в РГАЛИ и в Музее Стеделийк. Параллельно шла выработка основных положений договора между Фондом и РГАЛИ. Еще в самом начале были приняты основные принципы этого договора, которые состояли в следующем. Первое — создание научных описей московской и амстердамской частей архива по единым методическим правилам. Второе — полное микрофильмирование обеих частей. И наконец, возвращение подлинников в Россию, которое могло стать возможным только после обмена описями и комплектами микрофильмов. Так, чтобы и в Амстердаме и в Москве исследователи могли получать аутентичную информацию. Наши совместные усилия были одобрены Росархивом и Министерством культуры РФ. На все документы коллекции был создан фонд пользования в виде микрофильмов (35 мм), находящийся в РГАЛИ и Музее Стеделийк. По условиям договора, все документы, внесенные в опись № 2 (амстердамская часть), должны быть переданы в РГАЛИ для физического объединения в личном фонде № 3145 (Н.И.Харджиев).

В ноябре 2006 года договор между РГАЛИ и Фондом Харджиева — Чаги был подписан. С голландской стороны его подписали секретарь Фонда Харджиева — Чаги Теодор Бремер, с российской — директор Архива Т.М.Горяева. Однако только в 2010 году стало возможным возобновить затянувшийся процесс выполнения его условий и перейти к заключительной части. Конечно, много времени ушло на микрофильмирование документов. Российская сторона завершила эту работу в соответствии с условиями договора (в середине 2007 года), тогда как микрофильмирование амстердамской части затянулось до августа 2011-го. Этому предшествовала выставка из архива Н.И.Харджиева в залах Музея Стеделийк, которая проходила весной и летом 2011 года.

Но были и еще трудности, с которыми пришлось столкнуться обеим сторонам при решении вопросов, связанных с организацией доступа исследователей к московской части архива. Как мы уже упомянули, обстоятельства, при которых архив Н.И.Харджиева попал в РГАЛИ в 1994 году, не способствовали свободному обсуждению с владельцем архива условий дальнейшего использования собранной коллекции. Николай Иванович находился в тяжелейшем моральном и физическом состоянии. Он был подавлен сложившейся ситуацией, а кроме этого, в своих письмах неоднократно указывал на пропажу существенной части его архива и библиотеки. Как позднее оказалось, он не ошибся, не обнаружив в присланной из Москвы описи ценнейших документов К.С.Малевича. Только этим можно объяснить его решение закрыть московскую часть архива на 25 лет, тогда как амстердамская была доступна без всяких ограничений всем буквально с первых дней. Разрешить эту коллизию мы были обязаны, исходя, прежде всего, из незыблемых правил исполнения воли фондообразователя, независимо от обстоятельств, при которых осуществлялась передача архива на государственное хранение. На этом зиждется репутация РГАЛИ, предоставляющего фондосдатчику закрепленные в договоре гарантии. И, несмотря на то что такой договор с Н.И.Харджиевым в той ситуации не был заключен, мы считали необходимым рассматривать его письма именно в качестве документов, в которых он обозначил свои пожелания.

Не менее важно было воссоединить документальную коллекцию мирового значения, создать целостную научную источниковую базу с единым научно-справочным аппаратом и доступным фондом пользования. Именно об этом мечтал владелец и исследователь уникального собрания, и решение этой задачи было для нас не менее важно, чем выполнение завещательной воли Николая Ивановича. Разумеется, такой конгломерат проблем можно было решить только при помощи профессиональных и юридических консультаций, выработав систему подходов и компромиссных решений. Результатом этой деятельности стал промежуточный меморандум, в котором отразились правовые основы архивного дела, идеи научного сообщества, воля владельца.

Суть нашего подхода заключалась в анализе состава и содержания фонда Н.И.Харджиева в РГАЛИ по генетическому принципу: собственно документы личного происхождения, на которые распространяется воля фондообразователя (юридически оформленные наследники, к сожалению, отсутствуют), и коллекционная часть, представленная рукописным и эпистолярным наследием, библиографическими изданиями. Намерения обеих сторон обуславливались, с одной стороны, особой востребованностью текстов и рукописей коллекционной части собрания, с другой — обстоятельствами последних лет жизни Н.И.Харджиева. Известно, что условиями его переезда в Нидерланды были издание полного сборника его научных трудов и разбор архива. К сожалению, за три года, которые Н.И.Харджиев прожил за границей до своей смерти, ни одно из этих условий не было выполнено.

Учитывая особую научную значимость коллекционной части, возможность привлечения ведущих специалистов к изучению, интерпретации и научной публикации документов, за основу были приняты следующие подходы к проблеме дальнейшего использования «документальной части коллекции Н.И.Харджиева»: — документы личного происхождения остаются на условиях ограниченного доступа в подлинниках и микрофильмах в РГАЛИ и в Музее Стеделийк согласно договору меж-ду РГАЛИ и Фондом Харджиева — Чаги;— документы коллекционной части готовятся к программному использованию. Таким образом, целесообразность научного освоения коллекционной части фонда Н.И.Харджиева продиктована: а) особенностями состава и происхождения фонда; б) обстоятельствами, при которых он был получен РГАЛИ; в) правилами использования документов личного происхождения; г) российским законодательством.

Но даже после достигнутых принципиальных договоренностей было сложно убедить наших коллег в том, что практически половина микрофильмов, которые были сделаны с документов московской части архива, останется на «закрытом хранении» до ноября 2019 года. Эти временные трудности несколько затянули долгожданное возвращение архива. Только в начале 2010 года мы приступили к выработке регламента завершающей фазы, включающей обмен микрофильмами и самую ответственную часть — перемещение подлинников в Россию, в Москву. На этом этапе к переговорам подключился руководитель Росархива А.Н.Артизов, посетивший во время своей командировки в Нидерланды в октябре 2010 года офис Фонда Харджиева — Чаги.

23 мая 2011 года в одном из великолепных залов выставочного центра «Эрмитаж Амстердам» в торжественной обстановке было подписано дополнительное соглашение к Договору о совместной деятельности Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и Фонда «Культурный Центр Харджиева — Чаги».

С российской стороны на церемонии присутствовали руководитель Федерального архивного агентства А.Н.Артизов, директор РГАЛИ Т.М.Горяева, советник-посланник посольства Российской Федерации в Королевстве Нидерландов В.В.Масленников, советник по культуре посольства Ф.А.Владышевский; с голландской стороны — посол по культурным связям М.Леемиус, советник министерства иностранных дел Н. ван Вауденберг, директор выставочного центра «Эрмитаж Амстердам» Э.Вейн, секретарь Фонда «Культурный Центр Харджиева — Чаги» Т.Бремер, профессор В.Вестстейн и другие официальные лица. К этому важному событию была приурочена выставка документов из архива Н.И.Харджиева в Музее Стеделийк.

В конце ноября 2011 года коробки с архивом были доставлены в Москву и переданы в РГАЛИ. А вскоре по приглашению российской стороны в Москву прибыли наши партнеры — Теодор Бремер и Виллем Вестстейн — для участия в церемонии возвращения. 14 декабря в Российском государственном архиве литературы и искусства состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие: заместитель директора Первого европейского департамента МИД РФ Б.А.Желко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Нидерландов в Российской Федерации г-н Рон Келлер, руководитель Федерального архивного агентства А.Н.Артизов, секретарь Фонда Харджиева — Чаги г-н Теодор Бремер, ученые-исследователи А.Е.Парнис, А.Д.Сарабьянов и др.

23 марта 2009 года, когда вероятность возвращения архива в Россию была незначительна, мы подготовили специальную программу «Николай Харджиев: история одной коллекции» для телеканала «Культура». В финальной ее части прозвучали такие слова: «Трудно сказать, что из сделанного Харджиевым было важнее — исследования творческого наследия Маяковского, Хлебникова, Мандельштама (он был блестящим текстологом), совместная работа с Трениным и Грицем по написанию истории русского авангарда или выставки, подготовленные им в Музее Маяковского в 1960-е годы. Но два труда, которых никто уже никогда не сможет создать, как создал бы их он, остались нереализованными: это полное издание текстов Велимира Хлебникова и исчерпывающая история русского авангарда… Современное литературоведение с нетерпением ожидает того момента, когда можно будет приступить к выполнению неисполненного».

Теперь, когда архив Николая Ивановича вернулся в Россию, мы уверенно можем сказать, что этот момент настал. Во всяком случае, архивисты сделали все, чтобы это произошло.

Редакция благодарит М.А.Рашковскую за консультации при подготовке материала.

Примечания:

1 В данной публикации речь идет только о документальной части коллекции — архиве Н.И.Харджиева, который ныне воссоединился в стенах РГАЛИ. Художественная коллекция Харджиева, включающая, в частности, произведения К.С.Малевича и других представителей авангарда, находится в Амстердаме, в Музее Стеделийк (Фонд Харджиева — Чаги).

2 См. публикации в прессе на эту тему: «Мы можем еще поговорить… если я буду жив»: Последнее интервью Николая Харджиева. Амстердам. 8 дек. 1995 // Итоги. 1998. № 19; Шатских А. Архив Харджиева в Москве // Там же; Судьба уникального собрания Николая Харджиева: Пять лет вне закона / Г.Козлов, К.Акинша, при участии Д.Годер и М.Голубовской // Там же; Корсакова И., Прохоров К. Долгая дорога в запасники Стеделик музея: Еще раз о завещании Николая Харджиева // Культура. 1999. 23–29 дек. (№ 47); Козовой В. Тайная ось: Николаю Ивановичу Харджиеву — 90 лет; Последняя встреча: Амстердамский дневник // Тайная ось: Избр. проза / В.Козовой. М.: НЛО, 2003. С. 163–168, 169–174; и др.

«Подписи 317 председателей Земного Шара». Автографы. С пометами и датировкой Н.И.Харджиева. 1917*.Среди имеющихся — подписи В.Хлебникова, Н.Н.Асеева, О.М.Брика, Н.Н.Евреинова, М.А.Зенкевича, Б.А.Лазаревского, А.С.Лурье, М.В.Матюшина, Г.Н.Петникова, Д.В.Петровского и др. Знаком (*) отмечены документы из фонда Н.И.Харджиева (РГАЛИ. Ф. 3145)

«Подписи 317 председателей Земного Шара». Автографы. С пометами и датировкой Н.И.Харджиева. 1917*.Среди имеющихся — подписи В.Хлебникова, Н.Н.Асеева, О.М.Брика, Н.Н.Евреинова, М.А.Зенкевича, Б.А.Лазаревского, А.С.Лурье, М.В.Матюшина, Г.Н.Петникова, Д.В.Петровского и др. Знаком (*) отмечены документы из фонда Н.И.Харджиева (РГАЛИ. Ф. 3145)

Николай Харджиев.[1912]*

Николай Харджиев.[1912]*

К.С.Малевич в группе с М.В.Матюшиным, Борисом Вл. и Марией Вл. Эндер и др. в Свободных художественных мастерских. Петроград. 29 января 1919 года*

К.С.Малевич в группе с М.В.Матюшиным, Борисом Вл. и Марией Вл. Эндер и др. в Свободных художественных мастерских. Петроград. 29 января 1919 года*

Н.И.Харджиев и А.Е.Крученых. 1948.Фото Т.С.Грица*

Н.И.Харджиев и А.Е.Крученых. 1948.Фото Т.С.Грица*

А.Цетлин. Эскиз декорирования трамвая к празднованию 1 мая 1920 года в Витебске. Таблица 10. Фоторепродукция*

А.Цетлин. Эскиз декорирования трамвая к празднованию 1 мая 1920 года в Витебске. Таблица 10. Фоторепродукция*

К.С.Малевич. Схемы «Империалистическое государство», «Государство Коммуны», «Мир как единство». 1917–1918. Бумага, графитный карандаш*

К.С.Малевич. Схемы «Империалистическое государство», «Государство Коммуны», «Мир как единство». 1917–1918. Бумага, графитный карандаш*

К.С.Малевич. Текст брошюры «О новых системах в искусстве. Статика и скорость». 1919*

К.С.Малевич. Текст брошюры «О новых системах в искусстве. Статика и скорость». 1919*

Пригласительный билет на выставку «Ослиный хвост». 11 марта 1912 года*. Автограф: «На 2 перс<оны>. К.Малевич»

Пригласительный билет на выставку «Ослиный хвост». 11 марта 1912 года*. Автограф: «На 2 перс<оны>. К.Малевич»

Каталог выставки картин Общества художников «Бубновый валет».16 ноября – 4 декабря 1917 года*

Каталог выставки картин Общества художников «Бубновый валет».16 ноября – 4 декабря 1917 года*

Эль Лисицкий. Обложка брошюры К.С.Малевича «О новых системах в искусстве. Статика и скорость». 1919*

Эль Лисицкий. Обложка брошюры К.С.Малевича «О новых системах в искусстве. Статика и скорость». 1919*

Обращение К.С.Малевича к советскому правительству с просьбой о предоставлении персональных пенсий членам его семьи в случае его смерти. Заверенная копия. 1 декабря 1933 года*

Обращение К.С.Малевича к советскому правительству с просьбой о предоставлении персональных пенсий членам его семьи в случае его смерти. Заверенная копия. 1 декабря 1933 года*

Юбилейное заседание профсоюзов в зале Витебского театра, оформленном К.С.Малевичем и Эль Лисицким. Фото [1920 года]*

Юбилейное заседание профсоюзов в зале Витебского театра, оформленном К.С.Малевичем и Эль Лисицким. Фото [1920 года]*

Эль Лисицкий. Обложка книги «Супрематический сказ про два квадрата в 6 постройках» (Берлин: Скифы, 1922)*

Эль Лисицкий. Обложка книги «Супрематический сказ про два квадрата в 6 постройках» (Берлин: Скифы, 1922)*

Эль Лисицкий. Эскиз плаката с серпом и молотом. 1920-е годы. Бумага, графитный карандаш

Эль Лисицкий. Эскиз плаката с серпом и молотом. 1920-е годы. Бумага, графитный карандаш

Эль Лисицкий. Монограмма. Начало 1920-х годов. Литография*

Эль Лисицкий. Монограмма. Начало 1920-х годов. Литография*

Эль Лисицкий. Проун. 1919–1920. Бумага, акварель

Эль Лисицкий. Проун. 1919–1920. Бумага, акварель

Эль Лисицкий. Титульный разворот книги «Супрематический сказ про два квадрата в 6 постройках» (Берлин: Скифы, 1922)*

Эль Лисицкий. Титульный разворот книги «Супрематический сказ про два квадрата в 6 постройках» (Берлин: Скифы, 1922)*

В.Хлебников. Шарж на кайзера Вильгельма II. С подписью и датировкой автора. 17 января 1916. Бумага, графитный карандаш*. Рисунок принадлежал Б.Д.Григорьеву, затем Е.И.Замятину, от него перешел к А.А.Ахматовой. На обороте надпись Анны Ахматовой: «Н.И.Харджиеву от Ахматовой. Скоро 10 лет, как мы дружны. 2 декабря 1939»

В.Хлебников. Шарж на кайзера Вильгельма II. С подписью и датировкой автора. 17 января 1916. Бумага, графитный карандаш*. Рисунок принадлежал Б.Д.Григорьеву, затем Е.И.Замятину, от него перешел к А.А.Ахматовой. На обороте надпись Анны Ахматовой: «Н.И.Харджиеву от Ахматовой. Скоро 10 лет, как мы дружны. 2 декабря 1939»

В.Хлебников. Человек, смотрящий на льва за решеткой. [1910-е годы]. Бумага, графитный карандаш*

В.Хлебников. Человек, смотрящий на льва за решеткой. [1910-е годы]. Бумага, графитный карандаш*

В.Хлебников. Рисунок «Заяц с пером» и наброски стихотворений. 1915*

В.Хлебников. Рисунок «Заяц с пером» и наброски стихотворений. 1915*

А.Е.Крученых, В.Хлебников. «Тэ ли лэ». Стихотворения. Литографическое издание (СПб.: ЕУЫ, 1914). Цветное самописьмо  О.В.Розановой и Н.И.Кульбина*

А.Е.Крученых, В.Хлебников. «Тэ ли лэ». Стихотворения. Литографическое издание (СПб.: ЕУЫ, 1914). Цветное самописьмо О.В.Розановой и Н.И.Кульбина*

Членский билет Всероссийского Союза поэтов № 32, выданный В.Хлебникову. 13 апреля 1922 года*

Членский билет Всероссийского Союза поэтов № 32, выданный В.Хлебникову. 13 апреля 1922 года*

В.Е.Татлин. Проект Памятника III Интернационала (Башня Коминтерна). Вырезка из книги Н.Н.Пунина «Памятник III Интернационала. Проект художника В.Е.Татлина» (Пг., 1920)

В.Е.Татлин. Проект Памятника III Интернационала (Башня Коминтерна). Вырезка из книги Н.Н.Пунина «Памятник III Интернационала. Проект художника В.Е.Татлина» (Пг., 1920)

Изобретатель — передовой борец за новейшую технику обороны. Фотомонтаж, посвященный изобретениям В.Е.Татлина, А.Н.Рафаэльянца, Л.Я.Виленкина и др. Лист из «Красной книги», выпущенной к XVII съезду ВКП(б). 1934

Изобретатель — передовой борец за новейшую технику обороны. Фотомонтаж, посвященный изобретениям В.Е.Татлина, А.Н.Рафаэльянца, Л.Я.Виленкина и др. Лист из «Красной книги», выпущенной к XVII съезду ВКП(б). 1934

Е.Г.Гуро. Желтые кувшинки. Не позднее 1912 года. Бумага, акварель

Е.Г.Гуро. Желтые кувшинки. Не позднее 1912 года. Бумага, акварель

Новый быт. Монтаж с заметкой и образцами разработок нормаль-одежды и предметов быта, выполненных Отделом материальной культуры при Музее художественной культуры (В.Е.Татлин — заведующий отделом). 1923–1926. Вырезки из газеты и фотографии

Новый быт. Монтаж с заметкой и образцами разработок нормаль-одежды и предметов быта, выполненных Отделом материальной культуры при Музее художественной культуры (В.Е.Татлин — заведующий отделом). 1923–1926. Вырезки из газеты и фотографии

М.В.Матюшин с Еленой Г. и Екатериной Г. Гуро (Низен). [Поселок Уусикиркко. Конец 1900-х – 1912]*

М.В.Матюшин с Еленой Г. и Екатериной Г. Гуро (Низен). [Поселок Уусикиркко. Конец 1900-х – 1912]*

Е.Г.Гуро. [Козленок]. Не позднее 1912 года. Бумага, акварель

Е.Г.Гуро. [Козленок]. Не позднее 1912 года. Бумага, акварель

Г.Г.Клуцис. Плакат «Выполним план великих работ». 1930. Фотомонтаж*

Г.Г.Клуцис. Плакат «Выполним план великих работ». 1930. Фотомонтаж*

Н.С.Гончарова. Эскиз обложки сборника «Центрифуга 2». 1916. Автолитография*

Н.С.Гончарова. Эскиз обложки сборника «Центрифуга 2». 1916. Автолитография*

Г.Г.Клуцис. «Возникновение фото-монтажного плаката». Схемы и тезисы. 1933*

Г.Г.Клуцис. «Возникновение фото-монтажного плаката». Схемы и тезисы. 1933*

Д.И.Хармс. «Билет № 1». Шуточный документ, выданный Н.И.Харджиеву. 18 июля 1938 года. Автограф*

Д.И.Хармс. «Билет № 1». Шуточный документ, выданный Н.И.Харджиеву. 18 июля 1938 года. Автограф*

В.Б.Шкловский. Фото с дарственной надписью Н.И.Харджиеву.7 июля 1933 года*. Справа от фотопортрета — эпиграмма Н.И.Харджиева на В.Б.Шкловского.13 июля 1934 г.

В.Б.Шкловский. Фото с дарственной надписью Н.И.Харджиеву.7 июля 1933 года*. Справа от фотопортрета — эпиграмма Н.И.Харджиева на В.Б.Шкловского.13 июля 1934 г.

М.Ф.Ларионов в группе с Р.Р.Фальком и И.М.Рабиновичем. [Париж]. 1928*. На обороте надпись М.Ф.Ларионова: «Я, Фальк и Рабинович»*

М.Ф.Ларионов в группе с Р.Р.Фальком и И.М.Рабиновичем. [Париж]. 1928*. На обороте надпись М.Ф.Ларионова: «Я, Фальк и Рабинович»*

В.Н.Чекрыгин. Рисунок из цикла [«Воскрешение»]. 1922. Бумага, уголь*

В.Н.Чекрыгин. Рисунок из цикла [«Воскрешение»]. 1922. Бумага, уголь*

М.Ф.Ларионов. Заметка «Взгляд на живопись» с рисунком в тексте. Лист 2. [Конец 1911 года]. Бумага, графитный карандаш*

М.Ф.Ларионов. Заметка «Взгляд на живопись» с рисунком в тексте. Лист 2. [Конец 1911 года]. Бумага, графитный карандаш*

Вера Шехтель. «Маяковский и Иван Великий». 1913. Фотомонтаж*

Вера Шехтель. «Маяковский и Иван Великий». 1913. Фотомонтаж*

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru