Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 124 2018

Александр Аневский

Эквивалент увиденного

В современном мире, в условиях нарастающей конкуренции изображений, смыслов и информации, художнику остается все меньше места. Он, как правило, имеет возможность обращаться только к узкому кругу коллег и знакомых; эта замкнутость в профессиональном сообществе обуславливает состав посетителей художественных выставок, специфический язык текстов об искусстве, узкий круг ценителей; от этого у стороннего наблюдателя возникает ощущение элитарности художественной сферы, чувство, что современное изобразительное искусство востребовано единицами среди миллионов равнодушных.

Художественный материал, доступный массовому зрителю, представлен у нас в стране случайными, ангажированными властью художниками — медиа-персонами. Живое, искреннее, профессиональное искусство сегодня по-прежнему существует в неофициальной традиции и остается на периферии интересов общества.

Работа молодого московского художника Игоря Юдкина и художников его круга — во многом яркий пример балансирования искусства на грани маргинальности. И все-таки в ней — большая надежда на возможные изменения. Эти художники не стремятся оказаться над зрителем, хотя их искусство безусловно требует от нас подготовки и усилий. Они — вне социального заказа на современную интернациональную культуру; остаются в русле традиции, развивая и актуализируя ее.

Живопись Игоря можно интерпретировать как поиск гармоничных образов, составляющих внутреннюю таинственную основу мира, в котором живет не только художник, но и все мы. Его работы лишены эпатажа и отчаянных попыток пробиться к зрителю; простота сюжетов, да и жизни — удивительный камертон, который определяет истинность не только в искусстве, но и в жизни любого человека. Парадоксально, что этой простоты так сложно достичь.

Художник ставит для себя гораздо более масштабные задачи, чем самопродвижение. Игорь говорит, что искусство для него — способ познания мира и себя в мире. Говоря о своих ориентирах и интересах, Игорь уверенно называет французский модернизм, в первую очередь Сезанна. В качестве аспиранта Московского университета печати он пишет научную работу о «livre d’artiste», и это кажется особенно странным в современной Москве, в его мастерской на первом этаже огромного многоквартирного дома в далеком спальном районе. Его искусство не отражает этой реальности, точнее, оно преображает ее.

Серия работ с деревьями, ветви «таинственного сада» сделаны из окна мастерской; многие наполненные светом пейзажи и теплые интерьеры созданы в мастерской художника В.И.Бабина в районе Бауманской — там, где, по всей видимости, живет сердце Игоря. Эти душевная теплота, чуткость, внимательность и деликатность переходят от учителя к ученику, но картины Игоря не становятся повторением работ Валерия Иосифовича, он находит собственный язык.

В решении пластических задач Игорь — в большой степени рациональный художник, его живопись — продуманная и сдержанная. В некоторых работах зритель видит за лаконичным пейзажем или натюрмортом беспредметную композицию: свет, льющийся в окно, стирает решетку балкона, оставляя только черный контрастный крест; свет заливает комнату розовым, превращая интерьер в сложную игру геометрических форм; свет пробивается сквозь ветки заснеженного дерева, превращая их в драгоценный светящийся сплав. Свет позволяет цвету быть ярким, сиять, создавать ощущение драгоценного и чудесного. Ведь «в жизни» Москва вся серая, не так ли? Художнику удается «снять серые очки» и увидеть мир вокруг величественным, значительным, осмысленным, таким (мы, зрители, это интуитивно чувствуем и улыбаемся), каков он на самом деле.

Впрочем, сам Игорь вряд ли относится так к своему искусству. Его путь в живописи — без трюков, без эффектности, без необходимости объяснений и дешифровки. Живопись — нечто гораздо большее, чем разговор о ней.

Позиция художника здесь — вечное любопытство, стремление докопаться до истинного смысла, узнать и увидеть мир таким, каков он на самом деле, несмотря на постоянные споры об объективности.

Как правило, на торжественных открытиях своих выставок Игорь не говорит о своих работах; лишь традиционные благодарности учителям и организаторам и море смущения. Мы, зрители, приходим на выставки, конечно, не за словами. Мы ждем не очередной рефлексии, но откровения — нам жизненно важно, чтобы разбитый на миллионы осколков современный мир обрел смысл и мы почувствовали его гармонию; нужны рецепты выживания не в замкнутом на себе, ограниченном мире субкультуры, но в живом общении с источниками этой гармонии; нужно умение отличать Добро от Зла и Правду — от всего остального; как ни странно, искусство этому учит. И как ни странно, в современном искусстве, в Москве, в очень непростой и недружелюбной обстановке серого мегаполиса у Игоря Юдкина, у его благородного искусства есть возможность нам помочь.

Игорь Юдкин

Игорь Юдкин

Деревья и тропы. 2015. Фанера, масло

Деревья и тропы. 2015. Фанера, масло

Деревья. 2014. Холст, масло

Деревья. 2014. Холст, масло

Через две улицы. 2014. Холст, масло

Через две улицы. 2014. Холст, масло

Покровское дерево. 2016. Картон, масло

Покровское дерево. 2016. Картон, масло

Натюрморт со стеклянной бутылкой. 2014. Картон, масло

Натюрморт со стеклянной бутылкой. 2014. Картон, масло

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru