Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 124 2018

Ольга Зимина

Библиотека Эрмитажа и ее коллекция

27 июля 1762 года Екатериной II был подписан Именной указ о пожаловании капитана А.А.Константинова (1728–1808) в надворные советники и назначении унтер-библиотекарем собственной Ее Императорского Величества комнатной библиотеки с годовым жалованьем шестьсот рублей. Это произошло всего через месяц после дворцового переворота. Вступившей на престол императрице необходимо было заниматься решением важнейших государственных задач, и вот одной из них оказалось учреждение императорской библиотеки! Это означало также, что книжное собрание императрицы стало настолько значительным и востребованным, что оказалось необходимым назначить специального человека, который должен был привести его в порядок, следить за пополнением, обеспечивать нужной литературой венценосную читательницу.

Через 35 лет, к 1796 году, книжное собрание императрицы насчитывало около 40 000 изданий. «Императорское книгохранилище в Эрмитаже занимает многие комнаты в оном и имеет разные отделения. Оно сохраняется в шкафах из красного дерева с стеклянными дверьми, которые постановлены на комодах с выдвижными ящиками, вышиной от 3 до 4 футов, в которых хранятся рукописи, каталоги и пр.»1. Такой увидел библиотеку Екатерины II в 1790 году известный ученый и путешественник И.Г.Георги (1729–1802). Немец по происхождению, ученый и путешественник, академик Петербургской академии наук, автор первого обобщающего труда о народах России, он в 1791 году издал на немецком языке «Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного». В переводе на русский язык оно вышло в Петербурге в 1794 году. Это сочинение было одним из первых фундаментальных изданий о столице Российской империи. Большой раздел в нем был посвящен Императорскому Эрмитажу. Работая над этой темой, И.И.Георги неоднократно посещал музей, был знаком с хранителями, которые рассказывали ему об императорских коллекциях.

Создание книжного фонда императрицы шло быстро и целенаправленно. Приобретались издания по философии и политике, истории и географии, по искусству и археологии, произведения античных авторов и современная литература, описания путешествий и экспедиций. Их привозили из Франции, Италии, Германии. Берлинский книготорговец Христофор Фридрих Николаи (1733–1811) в течение 1783–1786 годов отправил для Екатерины II около 13 000 книг. Поставляли издания в Зимний дворец и российские книжные лавки, а также Императорская академия наук. В императорское книгохранилище поступали и подносные экземпляры, в том числе от коронованных особ. Важнейшим источником пополнения библиотеки императрицы была покупка книжных коллекций. За 18 лет, с 1776 по 1794 год, были приобретены ценнейшие собрания Б.Галиани, Ф.-М. А. Вольтера, А.Д.Ланского, Д.Дидро, М.М.Щербатова, А.Ф.Бюшинга, императора Петра III.

О приобретении библиотеки члена Неаполитанской академии Берардо Галиани (1724–1774) известно из переписки Екатерины II с бароном Фридрихом Мельхиором Гриммом (1723–1807) и из счетов покупки. Коллекция, около 1000 томов, была куплена в 1776 году у Ф.Галиани (1728–1787), брата владельца. В основном это были книги по изобразительному искусству и архитектуре. О поступлении этого книжного собрания в Эрмитаж упоминает в своей книге И.Г.Георги: «К сему собранию книг присовокуплена также библиотека Маркиза Галиани (прославившегося переводом Витрувия на Италианской язык). Она состоит по большей части из книг, касающихся до художеств и архитектуры, и содержит около 1000 частей»2.

Библиотека Вольтера (1694–1778) была куплена в 1778 году у его племянницы и наследницы госпожи М.-Л. Дени.

В 1779 году, узнав о смерти философа, Екатерина II послала в Париж своему корреспонденту барону Ф.М.Гримму письмо с указанием приобрести его собрание.

Намерения императрицы стали известны во Франции. Французский посол в Петербурге маркиз де Жуинье заявил официальный протест — библиотека знаменитого француза является достоянием Франции и не должна покидать страну. Племянница философа назначила за нее огромную сумму. В борьбу вступили Ф.М. Гримм и граф И.И.Шувалов (1727–1797), находившийся во Франции, выполнявший различные поручения Екатерины II, в том числе и приобретавший для нее коллекции произведений искусства. Он был хорошо знаком с Вольтером, бывал в Ферне, вел с ним переписку и посылал ему материалы для работы над историей Петра Великого. Их совместные усилия достигли цели: госпожа М.-Л. Дени согласилась уступить России все собрание своего дяди.

За это она получила чек на 30 000 рублей; кроме того, Екатерина II послала ей ларец со своим портретом, бриллианты и меха, а также памятное почетное письмо за своей подписью. Госпожа М.-Л. Дени написала и передала Ф.М.Гримму расписку с подтверждением получения денег.

Библиотека Вольтера и его рукописи были упакованы в 12 ящиков и перевезены в замок Делис, близ Женевы, принадлежавший давнему другу Вольтера Франсуа Троншену. Там книги находились до апреля 1779 года; после открытия навигации на Балтийском море появилась возможность перевезти их в Петербург.

16 мая 1779 года библиотека Вольтера была доставлена во Франкфурт-на-Майне и далее в Любек, где ее погрузили на специально посланный корабль. В начале августа 1779 года ценный груз прибыл в Петербург. Его сопровождал секретарь и библиотекарь Вольтера Жан-Луи Ваньер. Он распаковал и расставил книги в шкафы и в 1780 году передал ключи от шкафов библиотекарю Екатерины II А.И.Лужкову (1754–1803).

Вот как описывает это Георги: «В верхнем етаже Ермитажа библиотека г. Вольтера, купленная монархинею в 1779 году от наследницы его, занимает зал, в средине которого находятся несколько шкафов, покрытых большою четвероугольною доскою. На доске стоит бронзовый бюст Вольтера с большою моделью замка Фернея и принадлежавших к оному садов. Сие книгохранилище содержит по большей части исторические творения и сверх того также книги философические и словесных наук, равным образом и богословные, но в меньшем числе. Большая часть оных на Французском, меньше на Аглинском и Италианском, а на других языках еще того меньше. Число частей составляет 6760, из коих большая часть в хорошем Французском переплете»3.

Для посетителей библиотека Вольтера была закрыта. Исключение было сделано для А.С.Пушкина, получившего 3 мая 1832 года разрешение Николая I на работу с материалами по русской истории. Генерал-адъютант, действительный камергер А.Д.Ланской (1758–1784), с 1779 года находясь при дворе Екатерины II, серьезно занимался своим образованием, увлекался искусством, стал библиофилом. Его библиотека состояла преимущественно из французских книг по истории, искусству, архитектуре, имелись в ней и издания с описаниями путешествий, уроков верховой езды, различных ремесел; была и художественная литература. После смерти А.Д.Ланского в 1784 году Екатерина II приобрела его книжное собрание у наследников за 33 500 рублей. Переписка Екатерины II с Дидро (1713–1784) началась в 1762 году, всего через девять дней после ее прихода к власти, при содействии русского посла в Париже князя Д.А.Голицына (1734–1803), а также подруги и соратницы императрицы княгини Е.Р.Дашковой (1743/1744–1810). Спустя три года, в 1765 году, книжное собрание философа (около 3000 томов) было куплено Екатериной II при посредничестве Ф.М.Гримма и И.И.Бецкого (1704–1795). Сам Дидро был назначен библиотекарем императрицы, но библиотека осталась в его пользовании. Издателю «Энциклопедии» было выплачено 15 тысяч ливров и назначена ежегодная выплата денег для пополнения библиотеки новыми изданиями. Для совершения сделки, в которой участвовало иностранное государство, потребовалось согласие короля. Только после смерти Дидро в 1785 году его книжная коллекция была привезена в Петербург и поступила в библиотеку Екатерины II. 26 ящиков, в которых находились книги Дидро, были перевезены из Парижа в Руан. Там ящики были погружены на корабль «Нептун», который в октябре 1785 года прибыл в Кронштадт. Собрание Дидро, состоявшее из книг по философии, истории и произведений античных авторов, непродолжительное время сохранялось как единое целое, а затем было распылено по эрмитажному книжному фонду.

«Дидеротова библиотека, купленная монархинею от самого сего философа, предоставляя ему пользование оной до его кончины, прибыла сюда в 1785 году и занимает особую комнату возле библиотеки Вольтеровой. Она содержит во всех форматах 2904 части, по большей части во Французских переплетах, между которыми однако же есть и весьма старые. Большая часть состоит из Французских книг, однако же есть и многие Аглинские, Италианские и Латынские из разных частей философии. В том числе и многие старые и прекрасные издания классических писателей, из коих разные с греческим и латынским переводом»4. В 1861 году книги Дидро в составе эрмитажной библиотеки поступили в Императорскую Публичную библиотеку.

Уникальная библиотека историка М.М.Щербатова (1733–1790) была куплена в 1791 году за 50 000 рублей у вдовы, Н.И.Щербатовой (ум. в 1798). «Императорское книгохранилище получило важное приращение в 1791 году покупкою библиотеки умершего ученого князя Щербатова. Отделение Российских книг содержит 1290 частей, между коими находятся многие рукописи прежнего владетеля. Отделение иностранных книг по большей части состоит из Французских и немногих на других языках. Все творения суть по большей части Исторические. Оное отделение содержит 7341 часть,» — констатирует Георги5. Один из раритетов собрания М.М.Щербатова — «Букварь славенороссийских писмен уставных и скорописных …», составленный в 1694 году Карионом Истоминым, иеромонахом московского Чудова монастыря. Эта книга использовалась в семье Щербатовых для обучения детей грамоте.

Императрицей была приобретена библиотека немецкого ученого и педагога, географа и историка, пастора А.Ф.Бюшинга (1724–1793). В собрании, поступившем в Эрмитаж в 1765 году, после его отъезда из России, была хорошая коллекция атласов и карт. По счетам за нее было уплачено «30 000 гульденов за купленную у наследников Бишинговых библиотеку». Христианом Мейером, придворным столяром-краснодеревцем, были построены «для Бишинговой библиотеки 35 шкафов краснаго дерева»6. В начале XIX века географическое собрание А.Ф.Бюшинга было передано в Военное топографическое депо Генерального штаба.

Библиотека Петра III (1728–1762) поступила в Зимний дворец из Ораниенбаума в 1792 году. Основой собрания императора были книги из «голштинской» библиотеки его отца, Карла Фридриха, герцога Гольштейн-Готторпского (1700–1739), прибывшие в Петербург из Киля в 1746 году. Они были размещены в Ораниенбауме, во дворце наследника. В последующие годы библиотека постоянно пополнялась. В книжном собрании Петра III преобладали литература по военному делу, истории, искусству и архитектуре европейских стран, беллетристика, произведения античных и современных авторов — всего около 4500 экземпляров. «Книгохранилище увеселительного замка в Ораниенбауме переведено сюда в 1792 году и занимает несколько комнат возле библиотеки князя Щербатова. Оно содержит на разных языках и различного содержания 4513 частей»7.

Причины приобретения этих книжных собраний были различны. Библиотека Дидро привлекла императрицу, в первую очередь, возможностью сделать удачный политический ход. Она прекрасно обходилась без нее в течение 20 лет, пока библиотека находилась у бывшего хозяина. Покупка книжного собрания Вольтера также была одной из составляющих политики императрицы. Упоминая в переписке о поступлении этих собраний в Эрмитаж, Екатерина II рассказывает о прежних владельцах, Вольтере и Дидро, как о выдающихся просветителях, философах и публицистах. В Европе, и особенно во Франции, приобретение Екатериной II этих библиотек произвело огромное впечатление. Императрице посвящались поэтические послания, прославлявшие ее щедрость, мудрость и деликатность. Эти события долго и подробно обсуждались в обществе.

Совсем по-другому выглядит ее отношение к библиотеке Б.Галиани. В письмах к Гримму она рассказывает о том, как проводит свободное время, разбирая и просматривая книги и альбомы с гравюрами из этой библиотеки. В одном из писем она сообщает ему: «Библиотека аббата Гальани нередко доставляет мне удовольствие. Я посещаю ее за час до обеда и, подобно маленьким детям, роюсь в гравированных листах, ища меду для своего улья»8.

Императорская библиотека приобретала сформировавшиеся книжные коллекции, которые с полным правом можно назвать энциклопедическими, в них присутствовала литература по всем отраслям человеческих знаний. Благодаря этому у Екатерины II за сравнительно короткое время сложилось бесценное книгохранилище — значительное по объему, уникальное по количеству европейских изданий, многообразию тематики и языков, хронологическому диапазону. Книжное собрание императрицы по разделам его комплектования было энциклопедическим и являлось предметом гордости Екатерины II. В нем находились книги по вопросам теологии, философии, экономики, права, естественной истории. Широко были представлены издания по истории и географии, произведения античных авторов и современная художественная литература, издания по искусству и археологии, гравированные издания in folio, описания путешествий и экспедиций. Императрица постоянно упоминала о своих книгах в письмах, следила за приобретением как отдельных изданий, так и целых коллекций. Книжное собрание было «рабочим инструментом» Екатерины II, она постоянно использовала книги, трудясь над своими политическими, историческими, литературными и драматическими сочинениями. Императорскую библиотеку разрешалось посещать путешественникам, которые впоследствии публиковали о ней восхищенные рассказы.

В последующие десятилетия содержание императорского книгохранилища постоянно менялось. Приобретались новые книги и коллекции, перераспределялись отдельные части библиотеки в стенах Зимнего дворца и Императорского Эрмитажа. Книги из эрмитажных и императорских собраний порой уходили в другие книгохранилища. Собрание Дидро, как уже говорилось, в начале XIX века растворилось среди книг императорской коллекции. После 82 лет пребывания в стенах Зимнего дворца в 1861 году по распоряжению Александра II было передано в Императорскую Публичную библиотеку собрание Вольтера. Похожие судьбы и у некоторых других коллекций, входивших ранее в библиотеку Екатерины II.

Хотя периоды интенсивного роста фондов неоднократно сменялись временами передач ценнейших коллекций, частей собраний или отдельных экземпляров в другие библиотеки, тенденция пополнения императорских и эрмитажных книгохранилищ разнообразными памятниками книжного искусства, приобретения книжных сокровищ сохранялась всегда. На протяжении двух с половиной веков по воле императоров и по мере развития Императорского Эрмитажа библиотека собирала, хранила, передавала в другие хранилища и вновь принимала различные по тематике книги, складывавшиеся со временем в ценные коллекции. Принадлежность библиотеки к знаменитому музею и к императорской семье определила особенности организации книжных фондов.

В первой половине XIX века в эрмитажную библиотеку были приобретены две ценные книжные коллекции. В 1829 году поступила библиотека А.С.Власова (1777–1825), коллекционера гравюр и картин, библиофила, собиравшего книги по искусству с гравюрами и литографиями. В 1836 году книгохранилище пополнилось книгами по археологии и искусству, геральдике и архитектуре из библиотеки инженер-генерала П.К.Сухтелена (1751–1836).

Вторая половина XIX века обогатила библиотеку двумя знаменитыми и значимыми собраниями. В 1888 году Эрмитажем был приобретен в казну Голицынский музей, основанный князем М.А.Голицыным (1804–1860), вместе с ним поступила и библиотека. Она насчитывала около 20 000 книг из коллекций семи представителей этого княжеского рода. Основными направлениями их интересов были исторические сочинения, труды по археологии, нумизматике, истории искусства. В библиотеке Голицыных находилось много редких русских и европейских книг XV–XVIII веков, рукописных и печатных. В их числе инкунабула, напечатанная в типографии Альда Мануция: «Haec insunt in hoc libro. Theocriti eclogae triginta… Hesiodi Theogonia». Venetia, 1495 («Эклоги» Феокрита и «Теогония» Гесиода).

В 1896 году была куплена в казну библиотека князей Лобановых-Ростовских. Один из владельцев, Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский (1788–1866), увлекался литературой о шотландской королеве Марии Стюарт (1542–1587). Его племянник, Алексей Борисович Лобанов-Ростовский (1834–1896), собирал книги по истории России, а также рукописные материалы иностранных авторов по истории Франции времен Великой Французской революции и эмиграции. В сфере его интересов были издания по военному искусству, истории полков и походов, царствованию Павла I (1754–1801) и Мальтийскому ордену, нумизматике, геральдике, сфрагистике, генеалогии. 8400 книг, редких и прекрасно подобранных, с комментариями владельца на полях и форзацах, остаются и сейчас предметом гордости библиотеки Эрмитажа. В одну из книг его собрания вклеены собственноручные письма королевы Франции Марии-Антуанетты к Людовику XVI и его ответ. Это первый том из шеститомного издания Feuillet de Conches F.S. «Louis XVI, Marie-Antoinette et Madame Elisabeth. Lettres et documents inedites…» Т.1–6. Paris, 1864 (Письма и документы… изданные Ф. де Коншем). Документы не датированы, но, судя по содержанию писем, в которых говорится о разлуке супругов, вероятно, это годы начала Французской революции и, соответственно, их ареста.

К 1917 году книжный фонд Зимнего дворца и Императорского Эрмитажа представлял сложную картину.

В Зимнем дворце располагались императорские Собственные библиотеки. Часть из них были мемориальными и сохранялись в том виде, какими они были при своих владельцах, например библиотека Александра II. Другие, принадлежавшие правящему императору Николаю II и его наследнику, активно пополнялись и использовались императорской семьей. В Императорском Эрмитаже находились шесть библиотек при отделениях музея и Историческая библиотека, состоящая из изданий по истории, генеалогии и геральдике. После 1917 года основой музейного книгохранилища стали книги из библиотек при отделениях Эрмитажа и Исторической библиотеки. Вопрос о создании централизованного собрания решился в 1921 году, когда было принято постановление оставить в библиотеках отделов только справочную литературу. В 1923 году началась работа по проверке и перемещению книг из библиотек в Зимнем дворце в отведенное для центрального книгохранилища помещение — Южный павильон Малого Эрмитажа.

В это же время в ее фонды стали передаваться книги из национализированных частных и учрежденческих библиотек. С 1924 года началась передача библиотеки Центрального рисовального училища барона А.Л.Штиглица (1814–1884). Эрмитаж получил замечательную коллекцию литературы по прикладному искусству.

В 1927 году вернулась библиотека великого князя Владимира Александровича (1847–1909), в прошлом — часть книжного собрания императора Александра II (1818–1881). Два года спустя, в 1929 году, из Строгановского дворца была передана библиотека его владельцев, графов Строгановых. Из этого собрания в библиотеку Эрмитажа поступила книга, существующая в единственном экземпляре: «История города Тулы мещанина Абрама Булыгина», изданная в конце XVIII века.

С 1930-х годов библиотека Эрмитажа стала принимать книги из собраний сотрудников музея. В 1934 году были переданы книги заведующего Картинной галереей Эрмитажа Д.А.Шмидта (1876–1933), в 1935-м – заведующего Отделом древностей О.Ф.Вальдгауера (1883–1935), в 1939-м — заведующего Отделением рисунков и реставрационной мастерской С.П.Яремича (1869–1939). Перед самой войной, в 1941 году, в библиотеку Эрмитажа были переданы книги Историко-бытового отдела Русского музея, в составе которого находились коллекции графа А.А.Бобринского (1852–1927), графов Шереметевых, полковых библиотек.

В эрмитажное книжное собрание пришли новые раритеты: рукописи и издания в подписных переплетах, с владельческими знаками и автографами, альбомы с гравюрами и акварелями и другие книжные ценности. Эти поступления значительно пополнили уже имевшиеся коллекции, а также обогатили многие темы, представленные ранее немногочисленными экземплярами. В годы блокады библиотека Эрмитажа приняла книги эрмитажных сотрудников, погибших в Ленинграде, в том числе искусствоведа, коллекционера и издателя, старшего научного сотрудника Ф.Ф.Нотгафта (1886–1941), востоковеда-китаиста В.Н.Казина (1907–1942), историка, нумизмата, картографа, заведующего Отделом нумизматики А.А.Ильина (1858–1942), сотрудников библиотеки Г.Ю.Вальтера (1896–1941) и В.А.Голованя (1870–1942).

Во второй половине XX века в книгохранилище поступили библиотеки художника и сотрудника Отделения гравюр Г.С.Верейского (1886–1962), директора Эрмитажа, археолога, профессора М.И.Артамонова (1898–1972), искусствоведа, заместителя директора Эрмитажа по научной работе В.Ф.Левинсона-Лессинга (1893–1972). Ценными поступлениями в XXI веке стали библиотеки историка-медиевиста, профессора, заведующего Научной библиотекой Эрмитажа профессора М.А.Гуковского (1898–1971) и сотрудника Отдела античного мира Эрмитажа, историка-античника О.Я.Неверова (1934–2013).

В XIX веке в эрмитажном книгохранилище начинают формироваться новые коллекции. По мере появления подразделений музея возникали и комплектовались библиотеки при этих отделениях сообразно их тематике. Основой многих будущих отделенческих собраний стали книжные коллекции, приобретенные Екатериной II. Книги А.Д.Ланского и Б.Галиани, например, положили начало искусствоведческому фонду, куда вошли гравированные альбомы и книги, издания проиллюстрированных путешествий, архитектурные трактаты и увражи. В дальнейшем они вошли в созданные при музее библиотеки: Картинного отделения, Гравюр и рисунков, Отделений Средних веков и эпохи Возрождения, Галереи драгоценностей.

Отдельно следует упомянуть о формировании библиотеки при Минцкабинете. В ней, помимо книг по нумизматике, собиралась литература по геральдике, генеалогии, медальерному искусству. По мере развития нумизматического отделения Императорского Эрмитажа росла и его библиотека, превратившись впоследствии в уникальное собрание книг.

Труды по археологии, истории и искусству первобытного общества, Древнего Востока и Античного мира поступали в библиотеку Отделения древностей. Впоследствии из этого собрания были сформированы три самостоятельные библиотеки при научных отделах музея.

В основу Исторической библиотеки в Императорском Эрмитаже легли источники и литература по русской и европейской истории. Увлечение Екатерины II российской историей способствовало появлению в библиотеке славянских рукописей и их списков: летописей, хроник, житий, а также собрания книг по истории князя М.М.Щербатова. Приобретение манускриптов на кириллице и латинице, документальных материалов всегда было значимым направлением комплектования исторической части эрмитажных библиотек. В середине XIX века в Императорском Эрмитаже европейским средневековым иллюминированным рукописным книгам был предоставлен зал первого этажа Нового Эрмитажа. Впоследствии, при Николае II, при Собственных библиотеках был организован самостоятельный отдел рукописей. Со второй половины XVIII века, с поступления коллекции А.Ф.Бюшинга, в эрмитажной библиотеке собирались карты и атласы, описания путешествий, географических исследований и открытий. В «Музеуме книги» один из залов был отведен под раздел «География, планы, карты». В 1852 году открылся для посетителей Новый Эрмитаж, шесть залов первого этажа были отведены для «Музеума книги». В них разместились библиотека Вольтера, западноевропейские иллюминированные рукописи, собрания книг по богословию и политике, географическим наукам и картографии, изобразительному искусству и архитектуре, археологии и описанию древностей. Музей книги просуществовал десять лет. В дальнейшем библиотека Вольтера, западноевропейские рукописные книги, а также дублетная и не соответствовавшая музейному профилю литература была передана Императорской Публичной библиотеке.

Картографические материалы были также в книжных собраниях императоров и великих князей. Из систематических каталогов Собственных библиотек известно, что они располагались в кабинете императора, в учебных комнатах наследника и его младших братьев и предназначались для занятий великих князей, а также использовались владельцами при обсуждении, а иногда и решении важных государственных задач.

Тематика Собственных, или императорских, библиотек была связана со вкусами и пристрастиями царственных владельцев. У каждого из них были свои приоритеты, но и осознание необходимости соблюдать традиции, заложенные предшественниками, развития определенных разделов императорских книгохранилищ. Комплектование Собственных библиотек менялось в зависимости от желаний хозяев, но некоторые коллекции сохранялись в целостности и переходили от отца к сыну, постоянно пополнялись и становились уникальными книжными собраниями.

Одним из основных в императорских библиотеках всегда был раздел, посвященный военному делу. В его основе — книги по истории оружия и полков, обмундирования и рыцарских турниров, войн и сражений из библиотеки Петра III. Активное, увлеченное собирательство подобной литературы, графики и рисунков продолжил Николай I сначала для себя, а затем для своего сына, наследника, великого князя Александра Николаевича. Сохранившиеся на листах с рисунками военного обмундирования комментарии Александра II свидетельствуют о том, насколько эта тема была интересна и необходима владельцам. Традицию приобретения книг такой тематики поддерживали императоры Александр III (1845–1894) и Николай II (1868–1918). В Собственных библиотеках помимо военного и географического комплектовались разделы по богословию, истории, экономике, статистике, геральдике, собирались книги о путешествиях, памятниках искусства и архитектуры, европейская и отечественная художественная литература.

Все эти темы были представлены, например, в книжном собрании Александра II. Оно начало складываться в конце 1820-х годов, когда начались годы учебы великого князя. В.А.Жуковский (1783–1852), назначенный в 1825 году воспитателем наследника, составил программу его обучения, в которой одно из главных мест занимало чтение. Много книг было приобретено самим Жуковским во время его поездки в Европу в 1826–1827 годах с целью подбора книг для библиотеки своего ученика. Библиотека цесаревича комплектовалась иностранными и русскими изданиями. Наследник получал много книг в виде подарков от родителей, воспитателей, учителей, авторов и издателей. Немало изданий ему преподнесли во время путешествий по России и Европе. После смерти Николая I часть его библиотеки в Царском Селе и военная библиотека Зимнего дворца по завещанию перешли к Александру II и стали частью его библиотеки. Часть книг приобреталась по желанию самого императора, часть — заказывалась для уже существующих разделов собрания. За годы царствования Александра II книжное собрание пополнялось изданиями по военному делу, истории, особенно античной, юридическим наукам и статистике, искусству, геральдике, генеалогии. Библиотека Александра II одна из первых в Зимнем дворце получила экслибрис: выполненный литографским способом книжный знак с изображением императорской короны и монограммы «АН».

Книжное собрание Александра III помимо традиционной для Собственных библиотек литературы активно пополнялось литературой по русской истории и искусству, сочинениями русских писателей и поэтов. Его книги находились не только в Зимнем дворце, большая их часть хранилась в Аничковом дворце и в 1920-х годах была передана в эрмитажную библиотеку. Последний император Николай II проявлял интерес к английской литературе, в его книжной коллекции сохранились издания на английском языке, художественная, историческая и искусствоведческая литература, путеводители по странам, городам, музеям.

С екатерининского времени в Зимнем дворце существовала библиотека для придворнослужителей. Она комплектовалась русскими изданиями и европейской переводной литературой, предназначалась для камер-лакеев, камердинеров и других придворных, служивших в Зимнем дворце и в Императорском Эрмитаже.

Научная библиотека Эрмитажа включает Центральное книгохранилище и восемь филиалов при научных отделах музея. В ее фондах сохранены многие исторические собрания, поступавшие в императорские и музейные книгохранилища сформировавшимися коллекциями и сложившиеся за 250 лет ее существования.

От энциклопедической библиотеки Екатерины II через Собственные императорские собрания и книжные коллекции отделений Императорского Эрмитажа — к образованию уникальной специализированной музейной библиотеки с преобладающей искусствоведческой тематикой, а также с литературой по всем направлениям деятельности научных отделов Эрмитажа — таков путь современной Научной библиотеки знаменитого музея. Она комплектуется современными изданиями, а также редкими книгами, необходимыми для развития и пополнения исторического книжного фонда.

Собрание книг по русскому и зарубежному изобразительному и прикладному искусству является определяющим в библиотеке Эрмитажа. Такая литература хранится в Центральном книгохранилище и в библиотеках при Отделах западноевропейского и русского искусства. По-прежнему развивается уникальная книжная коллекция Отдела нумизматики. Книги по истории, археологии и искусству стран Востока составили прекрасную, всесторонне подобранную библиотеку Отдела Востока. Библиотека Отделения древностей Императорского Эрмитажа легла в основу ценного книжного собрания Отдела Античного мира.

В XX веке, помимо исторических собраний, ведущих свое начало с первых лет образования императорского книгохранилища, в библиотеке Эрмитажа формировались новые коллекции, не менее интересные и важные для библиотечного фонда музея. Появились новые библиотеки при научных отделах археологии Восточной Европы и Сибири, дворца Меншикова, музея Императорского фарфорового завода.

В историческом фонде библиотеки Эрмитажа стали выделяться новые коллекции. Одной из самых интересных считается собрание подносных императорских экземпляров, начиная от Екатерины II и до Николая II. Книги дарили авторы и издатели, государственные и политические деятели, представители культуры и искусства. Они печатались как на обычной, так и на особой бумаге, иногда на пергамене. Иллюстрации также могли быть напечатанными для тиражированного издания или выполненными специально для данного экземпляра. На форзацах и титульных листах сохранились надписи лиц, получивших разрешение на поднесение книги императору. Такие книги выделяются и переплетами, заказанными для данного особого случая, и поэтому являются одновременно частью другой коллекции — переплетного искусства.

Этот вид прикладного творчества представлен в эрмитажной библиотеке не только императорскими экземплярами. Переплеты частных библиотек, библиофильские и издательские, — настоящие произведения искусства. Известные и безымянные европейские и русские мастера, выполняя ответственные заказы, использовали самые разнообразные материалы: кожу и дерево, шелк и бархат; украшали переплеты золотым тиснением и накладками из перламутра, кости и эмали, золота и серебра, вышивкой, драгоценными камнями. На многих книгах эрмитажной библиотеки имеются владельческие и дарственные надписи. Их исследование и систематизация положили начало коллекции русских и европейских автографов. В этих небольших посланиях людей друг к другу содержится информация об отношениях между ними, о времени, в котором они жили, о ситуациях, побудивших их оставить в книге свои записи. К этому собранию примыкает обширная и интересная коллекция экслибрисов.

Важное место занимают в эрмитажном книгохранилище европейские и русские издания Библии и книги на библейские сюжеты. В это собрание входят ее переводы, экземпляры с иллюстрациями, с сохранившимися оригинальными переплетами, с маргиналиями и экслибрисами. Богослужебные книги были в каждом доме, поэтому история их бытования привлекает внимание исследователей. Они представляют интерес и в музее, где многие произведения искусства созданы по библейским сюжетам.

В отдельную коллекцию выделены рисунки и гравюры с видами местностей, городов и достопримечательностей, как утраченных, так и сохранившихся до наших дней Российской империи и зарубежных стран. Они представлены отдельными листами и сериями изображений, собранных в папки, тетрадями с рукописным текстом с зарисовками, изданиями, иллюстрированными гравюрами. Интересно собрание книг с рисунками и гравюрами, в том числе цветными, изображающими флору и фауну нашей планеты. К этому разделу примыкают издания, показывающие народы, населяющие Россию, а также страны Европы, Азии, Африки и Америки. Такой любопытный изобразительный материал находится в литературе, связанной с научными экспедициями, организованными академическими учреждениями, путешествиями исследователей и частных лиц. Интерес к изучению растительного и животного мира, к людям разных стран и национальностей, их образу жизни, одежде, обычаям был велик во все времена. Россия особенно привлекала европейских путешественников своими огромными просторами, многочисленными народами, живущими на ее территории, и разнообразной природой.

Библиотека Эрмитажа располагает замечательной коллекцией модных журналов XVIII–XX веков и книг по истории моды. Смена стилей и фасонов одежды, причесок и различных аксессуаров происходила и происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени. Именно поэтому периодические издания были и остаются основными носителями информации о новых тенденциях и изменениях в моде. Наиболее популярными были французские журналы, поступавшие в императорскую эрмитажную библиотеку. В них, помимо описаний, множество иллюстраций, в том числе цветных гравюр, а также образцов тканей и кружев, входивших в моду в разные сезоны. Многие книги по этой теме являются редкими, а литература по истории моды — бесценный источник сведений для специалистов.

В эрмитажной библиотеке хранятся издания, отпечатанные ограниченным тиражом, отличающиеся оригинальным форматом, бумагой, необычными переплетами, нумерацией экземпляров, подписанных автором, иллюстрациями, раскрашенными художником от руки, художественным решением текста.

Один из видов книжного творчества — книга художника (livre d`art) — когда произведение искусства создается от начала до конца вручную: переплет, шрифт, иллюстрации. Такие книги также представлены в музейном книгохранилище. В последние годы собрание библиофильских и авторских книг пополняется произведениями признанных мастеров этого жанра, работавших в XIX – первой половине XX века, а также интересными экземплярами работ современных авторов и издательств.

Коллекция масонской литературы, в том числе рукописей XVIII – начала XX века, состоит из книг нескольких владельцев; среди них наиболее значимо собрание иваново-вознесенского фабриканта, мецената и коллекционера Д.Г.Бурылина (1852–1924).

Гордость библиотеки Эрмитажа — рукописи и старопечатные книги, драгоценные памятники русской и европейской истории и культуры.

В фотографическое собрание вошли альбомы XIX – середины XX века с изображениями памятников искусства и архитектуры, видов городов, железных дорог, исторических событий, а также книги, в которых иллюстрациями служат вклеенные фотографии.

Одна из коллекций, чрезвычайно важных не только для библиотеки, но и для музея, получила название «Эрмитажиана». В ней представлены все изданные начиная с XVIII века работы о музее, его зданиях и коллекциях, отдельных памятниках и их реставрации, каталоги выставок и собраний, итоги экспедиций и материалы конференций, путеводители и разнообразные публикации для посетителей музея, монографии и сборники трудов.

Книжные коллекции библиотеки Эрмитажа сохраняются, пополняются и изучаются. Издания и рукописи можно увидеть на временных выставках. Результаты исследований публикуются, становясь доступными для всех, кому интересны всемирная и отечественная история, искусство и культура.

1 Георги И.Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного. Ч. 1–3. СПб., 1794. Ч. 2. С. 408.
2 Там же. С. 410.
3 Там же.
4 Там же. С. 411.
5 Там же. С. 412.
6 РГИА. Ф. 468. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3909, 3910, 4030.
7 Георги И.Г. Указ соч. С. 412.
8 Русский архив. 1878. Кн. 3. № 9. С. 37.

Здание Центральной библиотеки Государственного Эрмитажа (Южный павильон Малого Эрмитажа). Архитектор Ю.М.Фельтен. 1765–1766

Здание Центральной библиотеки Государственного Эрмитажа (Южный павильон Малого Эрмитажа). Архитектор Ю.М.Фельтен. 1765–1766

Автограф Екатерины II на развороте издания: Senac de Meilhan Gabriel (1736–1803). Introduction а l`histoire generale de la Russie. [1794]. (Сенак де Мейлан. Введение в русскую историю. [1794]).Бумага, чернила, рукопись, писарская копия. Разворот. Это сочинение автор написал в Германии и отослал Екатерине II. Этот труд императрице не понравился. На отдельных листах она сделала свои пометы. Справа — один из 18 вплетенных в манускрипт листов с собственноручными критическими замечаниями Екатерины

Автограф Екатерины II на развороте издания: Senac de Meilhan Gabriel (1736–1803). Introduction а l`histoire generale de la Russie. [1794]. (Сенак де Мейлан. Введение в русскую историю. [1794]).Бумага, чернила, рукопись, писарская копия. Разворот. Это сочинение автор написал в Германии и отослал Екатерине II. Этот труд императрице не понравился. На отдельных листах она сделала свои пометы. Справа — один из 18 вплетенных в манускрипт листов с собственноручными критическими замечаниями Екатерины

Библиотека императора Николая II. Архитектор А.Ф.Красовский. 1894–1895

Библиотека императора Николая II. Архитектор А.Ф.Красовский. 1894–1895

Иллюстрация из издания: Weigel H. Habitus Praecipuorum Populorum tam Virorum... Nuremberg, 1577. (Вейгель Ганс. Национальные костюмы, мужские и женские... Нюрнберг, 1577). Бумага, раскрашенная гравюра. В издании 215 раскрашенных гравюр на дереве с изображением костюмов европейских государств и стран Африки и Азии второй половины XVI века

Иллюстрация из издания: Weigel H. Habitus Praecipuorum Populorum tam Virorum... Nuremberg, 1577. (Вейгель Ганс. Национальные костюмы, мужские и женские... Нюрнберг, 1577). Бумага, раскрашенная гравюра. В издании 215 раскрашенных гравюр на дереве с изображением костюмов европейских государств и стран Африки и Азии второй половины XVI века

Piganiol de La Force, J.-A. Les delices de Versailles, de Trianon, et de Marly. T.I–II. Seconde Edition. A Leide, 1728. (Жан-Эмар Пиганиоль де Ла Форс. Достопримечательности Версаля, Трианона и Марли. Т. 1–2. Второе издание. Лейден, 1728). Переплет коричневой кожи, золотое тиснение. Книга из библиотеки императора Петра III. На крышке переплета суперэкслибрис: вензель «CPU» (Carl Peter Ulrich — Карл Петер Ульрих, великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III)

Piganiol de La Force, J.-A. Les delices de Versailles, de Trianon, et de Marly. T.I–II. Seconde Edition. A Leide, 1728. (Жан-Эмар Пиганиоль де Ла Форс. Достопримечательности Версаля, Трианона и Марли. Т. 1–2. Второе издание. Лейден, 1728). Переплет коричневой кожи, золотое тиснение. Книга из библиотеки императора Петра III. На крышке переплета суперэкслибрис: вензель «CPU» (Carl Peter Ulrich — Карл Петер Ульрих, великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III)

[Longus]. Les amours pastorales de Daphnis et Chloe. Paris, 1718. (Лонг. Дафнис и Хлоя. Париж, 1718). Переплет — марокен оливкового цвета, мозаика, золотое тиснение — работы французского мастера Ш.-А. Лемонье-мл. (1735?–1776?). Лемонье — потомственные мастера мозаичных переплетов, самый знаменитый из них — Шарль Анри Лемонье-младший

[Longus]. Les amours pastorales de Daphnis et Chloe. Paris, 1718. (Лонг. Дафнис и Хлоя. Париж, 1718). Переплет — марокен оливкового цвета, мозаика, золотое тиснение — работы французского мастера Ш.-А. Лемонье-мл. (1735?–1776?). Лемонье — потомственные мастера мозаичных переплетов, самый знаменитый из них — Шарль Анри Лемонье-младший

Б.Д.Григорьев. Расея. Петербург, 1918. Нумерованный экземпляр: № 650. Тираж 700 экземпляров. Бумага, картон, печать. Книга из библиотеки Ф.Ф.Нотгафта

Б.Д.Григорьев. Расея. Петербург, 1918. Нумерованный экземпляр: № 650. Тираж 700 экземпляров. Бумага, картон, печать. Книга из библиотеки Ф.Ф.Нотгафта

Евангелие. Россия, конец XV века. Переплет XIX века: доски, бархат горчичного цвета, латунь. Пергамен, рукопись, устав, миниатюры, заставки балканского орнамента, вязь. На книге имеется штамп библиотеки князя М.А.Голицына, вошедшей в состав Голицынского музея

Евангелие. Россия, конец XV века. Переплет XIX века: доски, бархат горчичного цвета, латунь. Пергамен, рукопись, устав, миниатюры, заставки балканского орнамента, вязь. На книге имеется штамп библиотеки князя М.А.Голицына, вошедшей в состав Голицынского музея

[La Font de Saint-Yenne, de]. L’Ombre du grand Colbert, le Louvre & la ville de Paris, dialogue. Reflexions sur quelques causes de l’etat present  de la peinture en France. [Paris], 1752.  (Лафон де Сент-Иенн. Тень великого Кольбера... Париж, 1752). Книга из библиотеки Д.Дидро. Переплет, характерный для библиотеки Дидро: светло-коричневой, с разводами, кожи, на крышках тисненая линейная рамка, на корешке между бинтами золотым тиснением выполнены изображения цветов в восьмиугольных розетках, в нижней части — изображение птицы. Обрез окрашен красной краской

[La Font de Saint-Yenne, de]. L’Ombre du grand Colbert, le Louvre & la ville de Paris, dialogue. Reflexions sur quelques causes de l’etat present de la peinture en France. [Paris], 1752. (Лафон де Сент-Иенн. Тень великого Кольбера... Париж, 1752). Книга из библиотеки Д.Дидро. Переплет, характерный для библиотеки Дидро: светло-коричневой, с разводами, кожи, на крышках тисненая линейная рамка, на корешке между бинтами золотым тиснением выполнены изображения цветов в восьмиугольных розетках, в нижней части — изображение птицы. Обрез окрашен красной краской

Титульный лист издания: Scrafton Luke. Reflections on the Government, &c. of Indostan: With a Short Sketch of The History of Bengal... London, 1763. Скрафтон Люк. Размышления о правительстве Индостана... Лондон, 1763. Бумага, печать. Книга из библиотеки Вольтера. Во многих книгах Вольтера сохранились его записи, в том числе и на закладках. В этой книге между страницами 16 и 17 находится бумажная закладка с записью, сделанной философом: «eclipses calculees» (исчисление затмений), чернила

Титульный лист издания: Scrafton Luke. Reflections on the Government, &c. of Indostan: With a Short Sketch of The History of Bengal... London, 1763. Скрафтон Люк. Размышления о правительстве Индостана... Лондон, 1763. Бумага, печать. Книга из библиотеки Вольтера. Во многих книгах Вольтера сохранились его записи, в том числе и на закладках. В этой книге между страницами 16 и 17 находится бумажная закладка с записью, сделанной философом: «eclipses calculees» (исчисление затмений), чернила

Разворот издания: П.С.Паллас. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Ч. 1–3. СПб., 1773–1788. Ч. 1–3. Половина 1-я. 1788. Бумага, раскрашенная гравюра. Во время экспедиции были собраны уникальные материалы по многим отраслям науки, в том числе ботанике. В издание вошли гравюры, изготовленные по рисункам, которые выполнялись во время путешествия

Разворот издания: П.С.Паллас. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Ч. 1–3. СПб., 1773–1788. Ч. 1–3. Половина 1-я. 1788. Бумага, раскрашенная гравюра. Во время экспедиции были собраны уникальные материалы по многим отраслям науки, в том числе ботанике. В издание вошли гравюры, изготовленные по рисункам, которые выполнялись во время путешествия

Разворот журнала моды: Gallery of Fashion. Vol. II (April–December). London, 1795. (Галерея моды. Т. 2. (Апрель–декабрь). Лондон, 1795). Бумага, раскрашенная гравюра. Один из самых ранних английских журналов моды. В нем помещались изображения модных платьев и их описания. Основатель журнала — художник-миниатюрист Н. фон Хайделофф

Разворот журнала моды: Gallery of Fashion. Vol. II (April–December). London, 1795. (Галерея моды. Т. 2. (Апрель–декабрь). Лондон, 1795). Бумага, раскрашенная гравюра. Один из самых ранних английских журналов моды. В нем помещались изображения модных платьев и их описания. Основатель журнала — художник-миниатюрист Н. фон Хайделофф

Reinhard Johann Paul. (1722–1779). Vollstundige Geschichte des Konigsreichs Cypern. Th. 1–2. Erlangen und Leipzig, 1766–1768. Т.1. 1766. (Райнхард, Иоганн Пауль Полная история Кипрского королевства. Т.1. Эрланген, Лейпциг, 1766). Книга из библиотеки императрицы Екатерины II. Переплет полукожаный, крышки из картона, оклеенного форзацной «мраморной» бумагой, корешок и углы из красной кожи. На корешке — золотое тиснение, обрез окрашен желтой краской

Reinhard Johann Paul. (1722–1779). Vollstundige Geschichte des Konigsreichs Cypern. Th. 1–2. Erlangen und Leipzig, 1766–1768. Т.1. 1766. (Райнхард, Иоганн Пауль Полная история Кипрского королевства. Т.1. Эрланген, Лейпциг, 1766). Книга из библиотеки императрицы Екатерины II. Переплет полукожаный, крышки из картона, оклеенного форзацной «мраморной» бумагой, корешок и углы из красной кожи. На корешке — золотое тиснение, обрез окрашен желтой краской

Карта губерниям Виленской, Минской и Гродненской, а также Белостокской области. Россия, первая половина XIX века. Папка и футляр: картон, бумага, кожа, шелк, золотое тиснение. Карта: бумага, шелк, цветная печать. Из картографического собрания императорских библиотек

Карта губерниям Виленской, Минской и Гродненской, а также Белостокской области. Россия, первая половина XIX века. Папка и футляр: картон, бумага, кожа, шелк, золотое тиснение. Карта: бумага, шелк, цветная печать. Из картографического собрания императорских библиотек

М.П.Баратаев (Бараташвили). Нумизматический альбом. Россия, 1843. Бумага, рукопись, рисунки пером. Подносной экземпляр императору Николаю I. В альбоме 12 таблиц с металлическими копиями редких грузинских монет, их описания и вклеенные изображения, выполненные в натуральную величину литографическим способом.

М.П.Баратаев (Бараташвили). Нумизматический альбом. Россия, 1843. Бумага, рукопись, рисунки пером. Подносной экземпляр императору Николаю I. В альбоме 12 таблиц с металлическими копиями редких грузинских монет, их описания и вклеенные изображения, выполненные в натуральную величину литографическим способом.

Левшин Д.М. Пажеский Его Императорского Величества корпус. За сто лет, 1802–1902. Т. 1–2. СПб., 1902. Т. 2. Издание работы петербургского мастера А.А.Шнеля. Переплет красной кожи, золотое тиснение, белая эмаль. Мастерская поставщика Двора Его Величества А.А.Шнеля была одной из самых дорогих и известных в Петербурге. Она неоднократно удостаивалась золотых медалей на Всероссийских выставках

Левшин Д.М. Пажеский Его Императорского Величества корпус. За сто лет, 1802–1902. Т. 1–2. СПб., 1902. Т. 2. Издание работы петербургского мастера А.А.Шнеля. Переплет красной кожи, золотое тиснение, белая эмаль. Мастерская поставщика Двора Его Величества А.А.Шнеля была одной из самых дорогих и известных в Петербурге. Она неоднократно удостаивалась золотых медалей на Всероссийских выставках

Абонемент Центральной библиотеки. Расположен в бывшей спальне великого князя цесаревича Николая Александровича (1843–1865)

Абонемент Центральной библиотеки. Расположен в бывшей спальне великого князя цесаревича Николая Александровича (1843–1865)

Карта Кубанской области с показанием работ, исполненных межевыми чинами Кубанского Казачьего войска с 1870 по 1888 год. Екатеринодар, 1888. Папка из картона, обтянутого зеленым бархатом, золотое тиснение. В папке находится сложенная карта, выполненная на отдельных листах бумаги, наклеенных на ткань. Подносной экземпляр императору Александру III

Карта Кубанской области с показанием работ, исполненных межевыми чинами Кубанского Казачьего войска с 1870 по 1888 год. Екатеринодар, 1888. Папка из картона, обтянутого зеленым бархатом, золотое тиснение. В папке находится сложенная карта, выполненная на отдельных листах бумаги, наклеенных на ткань. Подносной экземпляр императору Александру III

Обложка журнала «Зеленый банан». Октябрь 1916 года. № 4. Картон, бумага, рисунок, тушь, гуашь. Художник А.Папазулов. Журнал выпускался студентами Училища технического рисования барона А.Л.Штиглица с 1914 года, был рукописным, выходил в одном экземпляре сначала ежемесячно, впоследствии с перерывами

Обложка журнала «Зеленый банан». Октябрь 1916 года. № 4. Картон, бумага, рисунок, тушь, гуашь. Художник А.Папазулов. Журнал выпускался студентами Училища технического рисования барона А.Л.Штиглица с 1914 года, был рукописным, выходил в одном экземпляре сначала ежемесячно, впоследствии с перерывами

Обложка и титульный разворот издания: [Rabelais F.]. Les horribles et espovantables faicts et prouesses du tres renomme Pantagruel, Roy des Dipsodes, fils du grand geant Gargantua. Compose nouvellement par maоtre Alcofrybas Nasier. Orne de Bois en couleurs dessines et graves par Andre Derain. Paris: Albert Skira, 1943. (Ужасные и невероятные дела и подвиги знаменитого Пантагрюэля... Париж, 1943). Книга художника. А.Дерен. Тираж 275 экземпляров. Нумерованный экземпляр: № 185. Переплет мозаичный, из кусочков кожи разного цвета, подписной (Мадлен Гра). Бумага, печать, раскрашенная ксилография

Обложка и титульный разворот издания: [Rabelais F.]. Les horribles et espovantables faicts et prouesses du tres renomme Pantagruel, Roy des Dipsodes, fils du grand geant Gargantua. Compose nouvellement par maоtre Alcofrybas Nasier. Orne de Bois en couleurs dessines et graves par Andre Derain. Paris: Albert Skira, 1943. (Ужасные и невероятные дела и подвиги знаменитого Пантагрюэля... Париж, 1943). Книга художника. А.Дерен. Тираж 275 экземпляров. Нумерованный экземпляр: № 185. Переплет мозаичный, из кусочков кожи разного цвета, подписной (Мадлен Гра). Бумага, печать, раскрашенная ксилография

Отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки Государственного Эрмитажа

Отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки Государственного Эрмитажа

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru