Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 123 2017

Ирина Кочергина

Почерк судьбы

В камерных интерьерах особняка редакции журнала «Наше наследие» состоялась выставка памяти Екатерины Палеевой-Воробьевой (1957–2015). Царящий здесь дух Серебряного века, которому чужды скорость и шум, оказался созвучен образу этой изящной и элегантной художницы, «мятущейся души».

Такое сравнение отнюдь не случайно, ведь Палеевой-Воробьевой действительно посчастливилось даже через десятилетия быть связанной с тонкой и многогранной культурой начала XX века. Подобно многим героям рубежа веков, она получила камерное, почти домашнее образование. Сначала обучалась в мастерской мужа, Игоря Воробьева, представителя «сурового стиля». Но главным мостом, соединившим ее с классической школой прошлого, стал друг семьи Андрей Древин, известный скульптор. Этот «человек-глыба», как называла его сама Палеева-Воробьева, являл собой живую память о выдающихся мастерах авангарда Александре Древине и Надежде Удальцовой, об истории искусства XX века. Отсюда невероятная открытость Палеевой-Воробьевой к живому диалогу с самыми разными художественными школами и пластами истории.

На выставке диалог культур начинается графической серией «Ока. Деревня», создание которой приходится на время сотрудничества Палеевой-Воробьевой с японскими художниками школы суми-э (1994–2002). Суми-э — искусство монохромной живописи тушью. Искусство лаконичной и выразительной линии. Для многих работ этого цикла Воробьева-Палеева, вслед за восточными мастерами, выбирает вертикальный формат и обращается к параллельной перспективе. Благодаря этому пейзаж лишается привычных нам четких, идущих друг за другом планов, создающих иллюзию трехмерной «коробки», — пространственной классики европейской школы. Напротив, композиция уплощается, а небо и земля предстают единой, бесконечно протяженной вверх и вниз линией. Способность художницы воспринимать любое искусство без заученных штампов позволяет ей и здесь отойти от канона: японскую классическую технику она дополняет цветной акварелью.

С той же открытостью Палеева-Воробьева подходит к библейским сюжетам. Многие работы, посвященные Новому и Ветхому Заветам, отличаются необычными для этой более чем регламентированной темы приемами: художница кадрирует изображение и показывает главных героев в непривычных ракурсах. Так, в «Бегстве в Египет» дана крупным планом только спина Иосифа, а фигура Марии с младенцем (также кадрированная) появляется в самом углу холста. События двухтысячелетней давности предстают с непосредственностью документального киноряда. Появляется невероятно острое чувство сопричастности моменту. Не случайно Палеева-Воробьева называла Библию «самым современным произведением». В таком подходе к библейской теме художница оказывается близка и немецкому экспрессионисту Эмилю Нольде, и русской группе «Маковец». Современность композиции художница уравновешивает тяготеющими к архаике простыми, без излишней детализации лицами (вспоминаются кикладские идолы), порой очень условными, словно вырубленными из глыбы камня фигурами (аллюзия на скульптуру Древина); а также излюбленными средневековыми мастерами пробелами и движками, символизирующими вспышки божественного света. Здесь, как и в ориентализирующих пейзажах, Палеева-Воробьева с легкостью варьирует палитру от монохромности к изысканному многоцветью.

Эти трепетные, сияющие и одновременно экспрессивные, пронзительные работы стали последними в недолгой жизни художницы и во многом явились средоточием ее характера и судьбы. «В ее душе порой творился ад. Вся ее жизнь — это цепь борьбы за выживание, — вспоминает близкая подруга Палевой-Воробьевой художница Мария Кулагина. — Но совершенно не хочется, чтобы сложился мрачный, угрюмый образ, это не так. Последняя серия — ее лучшие работы. Это квинтэссенция света, светящегося цвета, чувств, трагедии и радости, трепетности и силы».

Екатерина Палеева-Воробьева (1957–2015)

Екатерина Палеева-Воробьева (1957–2015)

Гроза. Лето. Ока. 1996. Бумага, тушь

Гроза. Лето. Ока. 1996. Бумага, тушь

Изгнание из рая. 2013. Бумага, цветной карандаш

Изгнание из рая. 2013. Бумага, цветной карандаш

Оплакивание. 2013. Бумага, цветной карандаш

Оплакивание. 2013. Бумага, цветной карандаш

Эскиз. 2013. Бумага, карандаш

Эскиз. 2013. Бумага, карандаш

Бегство в Египет. 2012. Холст, масло

Бегство в Египет. 2012. Холст, масло

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru