Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 123 2017

Блоковская церковь над Лутосней

15 февраля 1929 года тетушка и биограф Александра Блока М.А.Бекетова писала литературоведу П.А.Журову в ответ на его письмо о шахматовской библиотеке поэта, что двоюродные братья Блока, Феликс и Андрей Адамовичи Кублицкие-Пиоттух, после революции не раз ездили в Шахматово и были свидетелями постепенного расхищения усадьбы. «У них, — продолжает Мария Андреевна, — бывают почти каждый год в Москве постоянные жители соседнего с Шахматовым имения — сельский учитель Степан Дмитриевич и его жена Марфа Александровна Анкудимовы.

В этом сезоне они были у Кублицких и сообщили, что белая церковь села Тараканова, где венчался Блок, назначена к сломке. Церковь эта старая, времен Екатерины II и очень интересная по архитектуре и внутреннему убранству.

Очень жаль, что с нее не снята фотография. Я просила Ив. Дм. Менделеева, брата Любови Дмитриевны, который скоро собирается в свое имение Боблово, снять фотографию с церкви, но зимой это не так интересно, как летом, а весной, наверное, начнут ее ломать. Можно попробовать отвоевать церковь у Главнауки как художественную ценность и место венчания Блока. Первое для Главнауки, конечно, важнее. Не возьметесь ли Вы за эти хлопоты? Обращаю этот вопрос ко всей Блоковской ассоциации».

Почти через 90 лет после этого письма в редакции журнала «Наше наследие» прошла выставка, посвященная истории реставрации церкви Михаила Архангела в селе Тараканово. Вопреки опасениям М.А.Бекетовой, таракановская церковь не была сломана до основания, ее стены выстояли в советские десятилетия, хотя и перенесли все, что выпало на до-лю церковных зданий в столицах и провинции в условиях тотальной борьбы с религией. В 1930-е годы церковь Михаила Архангела была закрыта, горела, ее не раз пытались разобрать на кирпичи, в ней устраивали склад, приспосабливали под клуб и т.п. Она оказалась на передовой во время битвы за Москву зимой 1941 года. Ее древние стены хранят следы пуль и осколков. Благодаря активным действиям общественности, к которым М.А.Бекетова призыва-ла еще в 1929 году, после статей в газетах и журналах, телевизионных передач, многочисленных ходатайств в высокие правительственные инстанции, среди которых выделялись резкие и аргументированные выступления академика Д.С.Лихачева, к восстановлению церкви приступили в 1977 году. И вот оно длится уже 40 лет. За это время можно построить не один мегаполис, а не то что отреставрировать небольшую сельскую церковь. Однако настоящие реставрационные работы в храме Михаила Архангела начались лишь несколько лет назад. Появилась надежда, что в обозримом будущем Государственный музей-заповедник Д.И.Менделеева и А.А.Блока наконец обретет возрожден-ный храм, расположенный между блоковским Шахматовом и менделеевским Бобловом.

Эта надежда укрепилась, когда во второй половине октября этого года над Михаилоархангельской церковью был воздвигнут крест, со здания сняли часть строительных лесов, и стало видно, что блоковский храм действительно восстает из руин.

Возрождение церкви Михаила Архангела постепенно близится к завершению, хотя дел у реставраторов еще очень много. Самое главное и сложное теперь — воссоздание внутреннего убранства храма — иконостаса, настенных росписей. Стоит подумать и о том, как в будущем храм будет взаимодействовать с музеем, а тот — с храмом. При этом следует, конечно, помнить, что именно создание Государственного музея-заповедника Д.И.Менделеева и А.А.Блока (а поначалу — блоковского Шахматова) спасло церковь от исчезновения с лица земли. Поэтому в действующем храме Михаила Архангела необходимо тактично организовать музейную экспозицию, посвященную истории этого замечательного памятника, этапам его реставрации, венчанию Александра Александровича Блока и Любови Дмитриевны Менделеевой.

И, конечно, возрожденный храм должен обрести голос.

Для этого необходимо воссоздать колокольню взамен некогда разоренной, но не ту деревянную случайную звонницу, которую мы видим на исторической фотографии.

Колокольню церкви Михаила Архангела следует возводить по неосуществленному проекту архитектора С.К.Родионова (1904), который сохранился.

В Москве существуют и действуют церкви, где венчались А.С.Пушкин с Н.Н.Гончаровой (Большое Вознесение у Никитских ворот), А.П.Чехов с О.Л.Книппер (Воздвиженская церковь на Плющихе, что «на овражке»); в Кремле сохранилась церковь Рождества Богородицы, где венчались Л.Н.Толстой и С.А.Берс. Будем верить, что вскоре среди них мы сможем назвать и церковь Михаила Архангела в подмосковном Тараканове. Только ее частично сохранившиеся стены да еще окружающая природа помнят А.А.Блока и Д.И.Менделеева, чьи усадьбы были разграблены, а дома сожжены местными крестьянами.

В.Е.

Виталий Царин, Игорь Коровин


История и реставрация архитектурного памятника XVIII века

Село Тараканово находится на территории Солнечногорского района Московской области, на одной из левобережных возвышенностей долины реки Лутосни, в 18 км севернее Солнечногорска, у стыка границ Клинского, Дмитровского и Солнечногорского районов, неподалеку от усадеб Шахматово, где жил А.А.Блок, и Боблово, имения Д.И.Менделеева. По данным археологии, этот район Клинско-Дмитровской гряды был обитаем еще в глубокой древности. Раскопки 1901–1902 годов, производившиеся родственниками Д.И.Менделеева А.И. и Н.А. Смирновыми, открыли городища финского происхождения у деревень Попелково и Лукьяново и у села Тараканова.

К середине XVII века здесь уже появились все современные села: в письменных источниках эта местность впервые упомянута в Межевой книге 1504 года, когда по рекам Сестре и Лутосне проходила граница Клинских и Дмитровских земель1.

В начале XVII века село Высокое (старое название Тараканова) именовалось еще деревней. По Писцовой книге 1627 года, господское сельцо рядом с этой деревней принадлежало «волочанину» Неустрою Андрееву сыну Зароцкому. В 1678 году Высокое было уже селом в вотчине стольника князя Б.В.Горчакова, с церковью Михаила Архангела, при которой соорудили придел Казанской иконы Божией матери2. В 1681 году сельцо Высокое было отказано стольнику Никите Ксенофонтовичу Тараканову в поместье со всеми угодьями3.

В 1694 году Н.К.Тараканов построил в своей усадьбе новую деревянную церковь Архистратига Михаила. В 1705 году село Высокое находилось во владении Василия Никитича Тараканова и получило название «Тараканово тож»4.

Соседями Таракановых в XVII – начале XVIII века были крупные вотчинники: князья Оболенские, Скобелицыны, Тыртовы, Орловы, Моложениновы; рядом располагались деревни и вотчины Николо-Пешношского монастыря5. В XVIII веке родовые имения стали мельчать. Таракановы владели своим имением до 1790-х годов6.

Каменную церковь в селе Тараканове заложил в 1760 году внук первого владельца усадьбы И.В.Тараканов. В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) историк и архивист Виктор Владимирович Зубарев обнаружил «Подрядную запись» о строительстве церкви:

«Лета 1759 декабря в 28 день. Стацкого советника Лукьяна Васильевича Бабарыкина костромской ево вотчины деревни Бративщины крестьянин ево Матвей Иванов сын Смолин, дал он на себя сию запись капитану Ивану Васильевичу Тороканову в том, что подрядился он, Смолин, зделать у него из ево господских материалов ево работниками, как в каменной, так и в земляной работе во всей, что есть только – воду возить работниками и лошадми ево господскими, на что употребить дву человек работников да дву лошадей, в дмитровской ево вотчине селе Высоком каменную церковь и при ней два предела по данному ему от него плану и рисунку. А под тою церковью и под пределами фундамент ему, Смолину, зделать прекрепкой и надежной и укрепить какими надлежит твердостями новой длиною и поперег по одиннатцати сажен, вышиною против рисунку, толщиною фундамент до трех аршин белым и диким камнем, чтоб от неукрепления не показалося ни малейшей щелины и трещины вечной. И под всеми теми апартаментами — церковью и трапезою и олтарем и двумя пределами — зделать ему погреби сводами стрелошными, а в тех погребах вышиною поставить от полу до замков, приводя вышину и уравнивая в равенство, чтоб был церковной болшой карниз з болшим, что на колокольне карнизом, полы выслать каменныя или кирпишныя по ево господской воле и стены и своды во всех тех пяти погребах подмазать и выбелить и выход из них зделать з железными дверми от двора ево господского или где к лутчему усмотрено будет, потому ж в тех погребах дверей и окон с решетками железными зделать сколко ему господину Тараканову угодно и делать все чисто и прямо, сплачивая камень с камнем, а кирпич с кирпичем так плотно и чисто, чтоб во швах извести видно отнюдь не было <…>

Перед тою церковью, по данной ему маделе, доделать ему колоколню каменную с таковою ж тескою, смотря по достатку камня, в случае ж недостатку того камня тесать и ис кирпича. Над звоном зделать ему в купале корпус, где чесам быть, и в столбах, что в звоне будут для пропуску гирь, зделать ему пропускная трубы.

И всю ту вышеписанную работу зделать ему Смолину против данного ему от него господина Тараканова плану и рисунку во всем сходно и точно, как писано в нем, слово в слово, прямо и глатко и равно везде по ватерпасу и отвеске и по размеру, самою чистою мастерскою работою, крепко надежно и прочно, с сим обязательством, ежели в стенах или простенках от неукрепления ево зделаютца трещены какая или щели то он Смолин повинен то строение переделать и починить своим коштом за поруками по нем нижеподписавшихся без всяких отговорок <…> И будучи ему на оной работе менея тритцети человек самых добрых мастеров в работе отнюдь не держать и до окончания всего по сей записи делать и, недоделав, отнюдь не збежать и в том строении ему господину капитану Тараканову убытка никакова не доставить.

К той записи он крестьянин Матвей Смолин сам, порутчик и межевщик Федор Лукьянов сын Боборыкин ручал, Ингермонланского пехотного полку подпрапорщик Ивана Никитина сына Селиверстова ярославской ево вотчины селца Седельниц крестьянин Федор Иванов сын ручал, а вместо ево по ево прошению (пошлина принята «декабря в 28 день». — Авт.)…

К сей записке капитан Иван Тороканов руку приложил.

К сей записке Матвей Иванов сын Смолин руку приложил и запись себе взял таго ж числа»7.

Дата окончания постройки церкви неизвестна. По данным И.А.Смирнова, храмозданная грамота выдана в 1755 году, а церковь освящена в 1777 году: «Церковь эта во имя Архангела Михаила с приделами во имя Николая Чудотворца и Иоанна Богослова. Она в стиле Людовика XVI без колокольни, в виде креста, с одним куполом. Грамота на ее построение выдана по просьбе капитана Ивана Васильевича Тараканова 9 февраля 1755 года. Построена она, вероятно, в 1777 году, когда была перестроена и освящена деревянная церковь (погост «Никола-на-Лутосне». — Авт.) архиепископом Феофилактом. Чтобы не приглашать архиерея два раза, события подобного рода приурочивались к одному моменту, ради большей дешевизны»8.

В 1750 году вырыт большой родниковый усадебный пруд9, дно которого, по преданию, было выстлано кирпичом10.

После кончины последней представительницы рода Таракановых, вдовы строителя храма «капитанши» С.И.Таракановой, усадьбой владели: в 1806–1817 годах помещики Матовы, в 1817–1824 годах прапорщик Н.В.Чебышев, с 1824 года в течение длительного времени статский советник А.И.Трескин и его потомки11.

Уже в 1820-х годах церковь Михаила Архангела в селе Тараканове числилась в метрических книгах Клинского уезда как «приписная» на правах часовни к погосту «Николы-на-Лутосне»12, расположенному на противоположном берегу реки, в двух километрах от Тараканова. От таракановского к другому приходу отошли не только правобережные деревни, но и близлежащие:

Фоминское, Починки, Осинки, Гудино; старый приход состоял лишь из одного Тараканова.

В документах 1840-х годов церковь значится как трехпрестольная и холодная: «Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Архангела Михаила, в приделах холодных же: 1) во имя Святителя и Чудотворца Николая; 2) во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова». Только южный придел был теплым от печи, поставленной в подклете под ним. «В связи с храмом» с западной стороны имелась трехъярусная колокольня, причем первые два яруса были каменными, а третий — деревянным. Храм с колокольней соединялся выстроенным позднее каменным же «простенком». Церковь была «строением крепка», покрыта железом, окрашенным медянкой, главы покрыты железом, кресты железные, на окнах решетки железные, двери железные, «стены снаружи ж оштукатурены, и побелены и местами выкрашены вохрою; карнизы оной церкви местами пообветшали». Было указано, что колокольня имеет небольшое отклонение к западу (от этого в переходе между храмом и колокольней образовались трещины), но падение ей не грозит. Возможно, при устройстве отопления в правом приделе был сделан вход в подклет с южной его стороны с переносом входа в придел со стороны западной. На месте южного входа было окно, с запада на месте окна — дверь и крыльцо.

Эти данные взяты из обширной переписки 1840-х годов по поводу строительства нового каменного храма на погосте «Николы-на-Лутосне». Документы в архиве консистории позволяют судить об архитектурном облике Михаилоархангельского храма в середине XIX столетия и о произведенных к тому времени перестройках13.

Новую церковь Покрова на погосте «Николы-на-Лутосне» построили в 1854–1866 годах14. Храм в неорусском стиле, из красного кирпича со множеством деталей стал центром сельской округи. Местные жители называли эту церковь «красной», в отличие от таракановской «белой барской часовни». Покровский храм был полностью уничтожен в советское время.

С постройкой нового храма церковь Архангела Михаила окончательно потеряла приходское значение, в ней служили лишь по храмовым праздникам и в летнее время. В 1874 году причт и староста Никольского погоста инициировали дело о разборке старой колокольни таракановской церкви, пришедшей в ветхость, и о строительстве новой15. Храм осматривал московский архитектор В.О.Грудзин. Он предложил разобрать два оставшихся яруса колокольни, перестроив лишь небольшую паперть, а затем в стороне от церкви соорудить небольшую временную деревянную колокольню.

Предписания архитектора были исполнены. В 1870-х годах старую колокольню разобрали и, возможно, по его проекту, поставили деревянную звонницу на каменном основании к западу от храма, а из старого кирпича сложили западный притвор. Предположительно в это время ремонтировалась кровля и появились главы над фронтонами приделов. Анализ единственной сохранившейся фотографии храма 1920-х годов позволяет в этом убедиться. Кроме того, на фотографии видно, что фасады храма полностью белые, без выделения плоскостей другим цветом. Это подтверждается многочисленными воспоминаниями современников.

В 1875 году в свое новое имение Шахматово впервые приехала семья деда А.А.Блока, профессора Петербургского университета, известного ботаника Андрея Николаевича Бекетова. Бекетовы с интересом изучали окрестности Шахматова, часто бывали в Тараканове и посещали сельский храм.

В «Семейной хронике», написанной в 1930 году, тетка А.А.Блока и его биограф Мария Андреевна Бекетова сообщает: «...В конце деревни, немного поодаль, виднелся небольшой, но очень глубокий пруд, по берегам которого росло несколько старых берез. Его особенность состояла в том, что он был выше уровня той местности, которая была дальше за ним. На берегу пруда, со стороны, противоположной деревне, стоял барский дом, а справа подходил к нему сад. Дом был некрасив: большой ящик под ржавой железной крышей красного цвета. Балкон, выходивший в пруд, был снят, окна наполовину заколочены. В саду были заросшие дорожки, лужайки с кустами шиповника и одичалой сирени; аллея из старых берез шла по краю обрыва того холма, на котором расположена была усадьба. За домом среди лужайки стояла белая каменная церковь с зеленой крышей, около которой среди кустов и группы лип виднелось несколько заброшенных могил с покосившимися крестами. Церковь была довольно большая и старая, необычной для наших мест архитектуры, внутри были старые образа и лепные украшения, несвойственные православным храмам. По словам старожилов, церковь строил капитан Тараканов, который жил при Екатерине II. Эта та самая церковь, в которой венчался в 1903 году Александр Блок. Теперь, по слухам, она уже обречена на слом. В наше время около церкви была некрасивая деревянная колокольня, совершенно несоответствующая стилю главного здания. Прежняя сгорела от молнии... Внизу протекала река Лутосня, которая извивалась в зеленых берегах между деревьями и лугами. Она огибала холм и с другой стороны и текла влево от Тараканова к имению Дубровки и дальше. В одном месте на запруде стояла мельница... Не доходя обрыва деревянный мост с перилами. К нему и подходила дорога, обсаженная деревьями... По другую сторону дороги за белой церковью, отделяемый большим лугом, поднимался высокий зеленый холм, наверху которого среди густой зелени виднелась сельская церковь — большое длинное здание с остроконечной колокольней, пестро расписанное в красный и синий цвет. Все это было грубо, но очень эффектно...»16.

Заброшенная усадьба принадлежала в это время дочери А.А.Змиевой, Л.А.Подгорецкой. Бывшая обширная вотчина превратилась в небольшое имение в 110 десятин17. Владельцы не жили в нем, и усадебный дом в начале XX века сгорел18.

Поэтическое впечатление от заброшенной усадьбы и церкви хорошо передала в своем стихотворении мать А.А.Блока, Александра Андреевна Бекетова:

ТАРАКАНОВО

...Подле дома, на склоне холма,
Позабытая церковь стоит,
Сквозь деревьев белеет она,
Тонкий крест на лазури блестит.
Позабыты могилы. Травой
Заросли их кресты, и камней
Не видать под густой лебедой,
Под навесом печальных ветвей...

Как и сестры Бекетовы, своеобразие таракановского храма отметила часто ездившая из своего имения Боблово в Шахматово жена Д.И.Менделеева, А.И.Менделеева: «...Стоит она одиноко, белая, с отдельной звонницей; кругом несколько старых могил с покосившимися крестами; у входа два больших дерева. Внутри мрачная; на окнах железные решетки; очень старые тусклые иконы, а на самом верху иконостаса деревянные фигуры ангелов. Церковь построена далеко от деревни. Богослужение в ней совершалось редко; таинственное и мистическое впечатление производила она»19.

В храме села Тараканова 1 июля 1902 года отпевали умершего в Шахматове деда А.А.Блока, А.Н.Бекетова20.

Александр Александрович Блок, живя в Шахматове каждое лето с 1881 по 1916 год, часто бывал в Тараканове, расположенном на пути из Шахматова в Боблово, где жила его невеста Любовь Дмитриевна.

17 августа 1903 года в церкви Михаила Архангела А.А.Блок венчался с Л.Д.Менделеевой. «...Венчание происходило в старинной церкви села Тараканова. То была не приходская церковь новейшего происхождения, но старинная, барская, построенная еще в Екатерининские времена. Усадьба с запущенным садом, расположенная на горе, у пруда, давно заброшена помещиками, но белая каменная церковь Архангела Михаила, где службы совершались лишь изредка, хорошо сохранилась в описываемое время. Она интересна и своеобразна по внутреннему убранству и стоит среди зеленого луга, над обрывом...»21.

Образ таракановского храма прошел через многие произведения Блока. Мы видим его и в ранних стихотворениях:

...Ночью холодом веет с земли;
Утром белая церковь вдали
И близка и ясна очертаньем.

И в последние годы жизни, возвращаясь к работе над поэмой «Возмездие», описывая в ней свое любимое, уже несуществующее Шахматово, Блок вспоминал и таракановскую церковь:

И видная едва,
Белеет церковь над рекою.
За ней опять леса, поля...
И всей весенней красотою
Сияет русская земля!

Село Тараканово было в начале XX века значительным населенным пунктом, оно заново отстраивалось. В 1904 году в духовную консисторию поступило «Прошение причта погоста Никольского Покровской церкви со старостою о дозволении им построить при приписной Михаилоархангельской села Высоково-Тараканова церкви каменную колокольню вместо подгнившей деревянной звонницы, отдельно стоящей...»22. Проект новой колокольни был выполнен московским архитектором С.К.Родионовым, но так и не был осуществлен; звонница простояла еще четверть века.

В 1921 году от удара молнии загорелось завершение церкви, были сильно повреждены крест и глава. При ремонте храм получил другую форму завершения: появилась грубая деревянная, диссонирующая с остальной архитектурой, тяжеловесная надстройка барабана, увенчанного луковичной главой вытянутой формы23.

Церковь закрыли в 1928 году, здание приспособили под клуб. В 1930 году была разобрана отдельно стоявшая звонница. Барочные иконостасы полностью уничтожены. Стенная живопись долгое время проглядывала сквозь многочисленные слои побелок, пока не была сбита старая штукатурка. Утраты, калечившие здание, продолжались: были переделаны дверные проемы, построен тамбур у южного притвора, разобраны хоры, проложены новые перекрытия. В 1930–1940-х годах здание использовалось под овощехранилище.

В ноябре – декабре 1941 года в районе Тараканова шли ожесточенные бои, село было сильно разрушено. От обстрелов пострадала и церковь: рухнул свод восьмерика. С тех пор здание не использовалось, хотя предпринимались неоднократные попытки разобрать его на кирпич. В конце 1970-х годов полуживой храм смотрелся как живописная руина.

В 1960-х годах блоковское Шахматово и село Тараканово стали широко известными и часто посещаемыми местами. В многочисленных газетных статьях, рассказывавших о значении Шахматова в творчестве А.А.Блока, ставился вопрос о возрождении этих памятных мест. 16 сентября 1981 года вышло постановление Совета Министров РСФСР о создании в Шахматове и его окрестностях Государственного историко-литературного и природного заповедника А.А.Блока.

Церковь Михаила Архангела, здание земской школы и дом учителя в селе Тараканове стали объектами культурного наследия регионального значения. В настоящее время усадьба Тараканово входит в состав Государственного мемориального музея-заповедника Д.И.Менделеева и А.А.Блока.

* * *

Церковь Михаила Архангела расположена на территории усадьбы, за прудом на краю обрыва, спускающегося к заливному лугу реки Лутосни. Церковь хорошо видна с многочисленных окрестных холмов. Алтарь храма ориентирован на северо-восток.

Архангельский храм выстроен в формах барочной архитектуры. Здание можно отнести к кругу построек архитектора К.И.Бланка. Центральная часть — восьмигранный столп на подклете, к широким граням которого примыкают четыре равновеликих двусветных объема алтаря и приделов.

Во внешних формах памятника малые грани выявлены полностью в его верхней части, в нижней же они скрыты приделами и притвором и читаются только во внутренней планировке основного объема. На протяженных фасадах приделы имели фронтоны в центральных частях. Восьмерик храма заканчивался аттиком, над которым возвышался восьмигранный купол с четырьмя световыми люкарнами. Световой барабан и глава завершали центральный объем. Двусветные притворы церкви, имеющие горизонтальную направленность, придавали небольшому усадебному храму строгую монументальность.

Декоративная отделка храма была выполнена из кирпича, белого камня и алебастра. Характерные барочные рамочные наличники с лучковыми перемычками и белокаменными замковыми камнями, пилястры, ширинки и сложный цоколь сделаны из кирпича. Многообломные белокаменные карнизы, кронштейны-волюты восьмерика характерны для памятников данного времени. Интересная деталь – алебастровые капители пилястр нижнего яруса: из угловых акантовых листьев, поддерживающих волюты, вниз спускается гирлянда из цветов; между волютами в центре капители — фигура херувима.

Храм был расписан внутри, имел барочные иконостасы и хоры оригинальной конструкции, тянущиеся вдоль трех стен и опирающиеся на мощные белокаменные кронштейны. Винтовая внутристенная белокаменная лестница на хоры находилась в северо-западном углу столпа восьмерика.

Научно-проектные работы по Государственному историко-литературному и природному музею-заповеднику А.А.Блока в Шахматове и Тараканове были начаты НИПМ ВПНРК МК СССР (ныне ГУП ЦНРПМ МК РФ) в 1976 году.

Впервые были проведены обширные архивные и библиографические изыскания, сбор иконографических материалов по заповеднику в целом и церкви Михаила Архангела в частности. Эскизный проект церкви был выполнен в 1977 году (главный архитектор В.И.Якубени).

В 1978 году производственный участок треста «Мособлстройреставрация» приступил к консервационным работам. Были поставлены коренные леса, сделаны временные кровли над руинами центрального объема и южного придела, начаты разборки завалов и раскопки помещений подклета. Осенью 1978 года работы были приостановлены до 2007 года. На стадии разработки эскизного проекта реставрации авторам не удалось провести исчерпывающего обследования завалов, образовавшихся при разрушении памятника. Эскизный проект реставрации 1977 года предусматривал восстановление храма по сохранившимся фотографиям и изображениям начала XX века, несмотря на явно диссонирующие формы его последних перестроек. Предлагалась воссоздать грубую деревянную тяжеловесную надстройку свода в виде барабана, увенчанного луковичной главой вытянутой формы, несовместимую с архитектурой храма24. Причина такого решения была ясна: на первый план вышло мемориальное значение церкви.

В 1990–1995 годах научно-проектные работы осуществлялись АО «Мособлстройреставрация» (ведущий архитектор Л.Н.Шестова). Под ее руководством были выполнены подробные обмеры сохранившихся частей, выпущены дополненные и более тщательно проработанные чертежи, пересмотрены отдельные разделы рабочей документации (например, раздел «Завершение церкви»). В эскизный проект, легший в основу реставрационных работ 1977 года, были внесены существенные корректировки. Процитируем отрывок из проектной документации: «Данным проектом предусматривается восстановление церкви Михаила Архангела на начало XX века по сохранившимся фотографиям и проведенным научно-изыскательским работам ВПНРК в 1977 году, АО “Мособлстройреставрацией” в 1990–1992 годах, а также использован эскизный проект ВПНРК 1977 года. На основании наших обмеров, а также заключения заседания научно-реставрационного технического совета ВПНРК от 20.01.77 г. (председатель Л.А.Давид) были внесены корректировки в эскизный проект ВПНРК: восстанавливается паперть, пристроенная к церкви в XIX веке, вход в южный придел проектируется с западной стороны, а с южной стороны остается позднее окно, дверной проем южного подклета, хорошо продокументированный обмерными чертежами, восстанавливается на прежнем месте»25. Остальные положения проекта, включая высотные параметры восстанавливаемых частей, остались без изменений.

В 2006 году ГУП «Мок-центр», субподрядная организация ГУП ЦНРПМ МК РФ (главный архитектор проекта В.И.Якубени), выпустило слегка уточненный эскизный проект реставрации, в котором были учтены некоторые корректировки проекта 1995 года, в частности, восстанавливалась паперть западного фасада. В остальном же проект 2006 года оставался копией проекта 1977 года того же автора. Таким образом, предыдущие проектные предложения никак не разрешали те вопросы и недоумения, которые накапливались за прошедшие с момента начала реставрации годы и, в частности, были связаны с восстановлением барабана и главы храма, а также со спорными предложениями о воссоздании утраченной паперти западного фасада и поздних глав на кровлях приделов. Вызывал сомнение вариант покраски фасадов в белый цвет, который был запечатлен на исторической фотографии 1920-х годов. В предыдущих проектах реставрации ни слова не говорилось о восстановлении интерьеров храма на основании архивных и библиографических источников и существующих исторических аналогов.

В 2016 году авторский коллектив Архитектурно-реставрационной мастерской «АРКАДА-СТ» (архитекторы В.Е.Царин, И.Ю.Коровин) разработал эскизный проект реставрации церкви, предусматривающий сохранение в максимальной степени дошедшего до нас облика храма с сохранившимися первоначальными и восстановленными частями. В этом проекте содержатся предложения по дальнейшему восстановлению утраченных частей и элементов, которые имеют неоспоримые документальные и архитектурные подтверждения (иконография, исторические аналоги, библиографические и историко-архивные данные, натурные изыскания, выполненные на памятнике в 1977–2015 годах).

Новый проект предусматривает восстановление центрического объемно-пространственного и планировочного решения здания при сохранении уже проведенных реставрационных работ 2007–2015 годов. Сегодня храму возвращен первоначальный облик. Восстановлен венчающий карниз восьмерика восьмилотковый свод-скуфья с аттиком, люкарнами и купольным покрытием. В ближайшем будущем планируется воссоздание светового барабана, главы и креста с их деталировкой по историческим аналогам конца XVIII века. А вот надстроенную в 1920-х годах и запечатленную на архивной фотографии грубую тяжеловесную надстройку на куполе с луковичной главой вытянутой формы, абсолютно несовместимую с архитектурой храма и носящую случайный характер, восстанавливать не будут. Не предусматривается также воссоздание поздних, ныне полностью утраченных элементов: пристройки (паперти) к западному притвору и глав на кровлях приделов. Цветовое решение экстерьера будет выполнено на основе данных натурных исследований и историко-архивных изысканий. Детали и обломы фасадов и глав будут расколерованы белым, а плоскости фасадов — охрой, то есть так, как выглядел храм в конце XVIII – середине XIX века. В интерьерах храма будут восстановлены лепной декор стен и сводов — карнизов и тяг, а также главный и придельный иконостасы на основе данных историко-архивных изысканий и по сохранившимся историческим аналогам. Предполагается, что основные реставрационные работы будут завершены в 2019 году.

Примечания

1 Смирнов И.А. Историческая справка о Боблове. Б/м., 1930. Гл. «История» // Кабинет-музей Д.И.Менделеева при СПбГУ. № IV-3332 (далее — Смирнов).

2 Холмогоров В., Холмогоров Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI–XVIII вв. Вып. 11. М., 1911. С. 251.

3 Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание г. Дмитрова. М., 1893. С. 106.

4 Холмогоров В., Холмогоров Г. Указ. соч. С. 251.

5 См.: Смирнов.

6 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Ед.хр. 785а. Метрическая книга за 1789 г. Л. 132.

7 РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Д. 1064. Л. 5об–7.

8 См.: Смирнов.

9 РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Д. 1057. Л. 2–3.

10 Бекетова М.А. Шахматово. Семейная хроника. 1930 // ОР ИРЛИ. Ф. 462. Ед.хр. 4. Л. 117 (далее — Семейная хроника).

11 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745: Метрическая книга за 1805 г. Ед.хр. 1012. Л. 236; Метрическая книга за 1808 г. Ед.хр. 1139. Л. 415; Метрическая книга за 1817 г. Ед.хр. 1241. Л. 76;

Метрическая книга за 1824 г. Ед.хр. 1433. Л. 995; Метрическая книга за 1836 г. Ед.хр. 1974. Л. 742.

12 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745: Метрическая книга за 1821 г. Ед.хр. 1195. Л. 327.

13 Дело о построении новой каменной церкви. 1847–1850 (имеется в виду погост «Николы-на-Лутосне») // ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 43. Ед.хр. 61.

14 О дозволении погоста Никольского на р. Лутосне сломать ветхую деревянную церковь. 1871 // ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 44. Ед.хр. 592. Л. 1об.

15 О дозволении перестроить приписную Михаилоархангельскую села Тараканова колокольню. 1874–1875 // ЦИАМ. Ф. 20. Оп. 759. Ед.хр. 265. Л. 1–18.

16 Семейная хроника. 1930. Л. 117.

17 План... села Высокого Тараканова тож... 1880 // ЦИАМ. Ф. 66. Оп. 5. Ед.хр. 1218. Л. 49.

18 Материалы обследования по Шахматову, 1976. С. 33 (далее — Материалы обследования) // Архив ГУП ЦНРПМ МК РФ. Шифр 25. Инв. № 2.

19 Менделеева А.И. Менделеев в жизни. М., 1928. С. 138.

20 Бекетова М.А. Александр Блок. Биографический очерк. Пг., 1922. С. 75.

21 Там же. С. 82.

22 О дозволении построить каменную колокольню. 1904 // ЦИАМ. Ф. 2. Оп. 474. Ед.хр. 539. Л. 1.

23 Материалы обследования. С. 73.

24 ГУП ЦНРПМ. Шифр 25. Инв. № 488. 2006. С. 7.

25 АО «Мособлстройреставрация». Инв. № 1126-9. 1995.

Церковь Михаила Архангела в процессе раставрации после установки креста. Октябрь 2017 года. Фото О.Хромушина

Церковь Михаила Архангела в процессе раставрации после установки креста. Октябрь 2017 года. Фото О.Хромушина

Церковь Михаила Архангела в селе Тараканове. 1920

Церковь Михаила Архангела в селе Тараканове. 1920

А.А.Блок и Л.Д.Менделеева женихом и невестой. 1903

А.А.Блок и Л.Д.Менделеева женихом и невестой. 1903

Церковь Михаила Архангела в селе Тараканове. Схема строительных периодов: 1755–1777 годов; XIX–XX веков. ООО АРМ «Аркада-СТ». 2016

Церковь Михаила Архангела в селе Тараканове. Схема строительных периодов: 1755–1777 годов; XIX–XX веков. ООО АРМ «Аркада-СТ». 2016

Руины церкви Михаила Архангела в селе Тараканове. 1960-е годы. Фото В.Молчанова

Руины церкви Михаила Архангела в селе Тараканове. 1960-е годы. Фото В.Молчанова

Архитектор С.К.Родионов. Проект строительства колокольни храма Михаила Архангела в селе Тараканове. 1904

Архитектор С.К.Родионов. Проект строительства колокольни храма Михаила Архангела в селе Тараканове. 1904

Так выглядела церковь Михаила Архангела селе Тараканове в середине 1970-х годов. Фото М.Савина (журнал «Огонек»)

Так выглядела церковь Михаила Архангела селе Тараканове в середине 1970-х годов. Фото М.Савина (журнал «Огонек»)

Церковь Михаила Архангела в селе Тараканове. Проект восстановления иконостасов. ООО АРМ «Аркада-СТ». 2016

Церковь Михаила Архангела в селе Тараканове. Проект восстановления иконостасов. ООО АРМ «Аркада-СТ». 2016

Архитекторы-реставраторы И.Коровин и В.Царин в редакции «Нашего наследия» знакомят председателя Экспертного совета по церковному имуществу, архитектуре и реставрации РПЦ протоиерея Леонида Калинина с проектом реставрации церкви Михаила Архангела. 2017. Фото И.Хилько

Архитекторы-реставраторы И.Коровин и В.Царин в редакции «Нашего наследия» знакомят председателя Экспертного совета по церковному имуществу, архитектуре и реставрации РПЦ протоиерея Леонида Калинина с проектом реставрации церкви Михаила Архангела. 2017. Фото И.Хилько

Церковь Михаила Архангела в селе Тараканове. ООО АРМ «Аркада-СТ». 2016

Церковь Михаила Архангела в селе Тараканове. ООО АРМ «Аркада-СТ». 2016

Восстановленная капитель церкви Михаила Архангела в селе Тараканове. ООО АРМ «Аркада-СТ». 2016

Восстановленная капитель церкви Михаила Архангела в селе Тараканове. ООО АРМ «Аркада-СТ». 2016

Перспективный вид церкови Михаила Архангела в селе Тараканове с северо-запада. Проект ООО АРМ «Аркада-СТ». 2016

Перспективный вид церкови Михаила Архангела в селе Тараканове с северо-запада. Проект ООО АРМ «Аркада-СТ». 2016

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru