Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 121 2017

Елена Пономарёва

Книжные памятники

В конце уходящего 2016 года книголюбы, специалисты по истории русской книги и издательского дела в России, а также широкий круг читателей получили отличный подарок — иллюстрированный каталог, представляющий 333 редкие книги прошлого века.

Составитель каталога и автор вступительной статьи — председатель Национального союза библиофилов Михаил Вадимович Сеславинский, укрывшийся за легко расшифровываемыми инициалами «М.С.», — поставил перед собой далеко не простую и смелую задачу: выработать определенные критерии для отбора редких изданий ХХ века и составить список книг для каталога.

Почему названий столько (на самом деле, если посчитать все включенные в каталог библиографические описания, то книг получится несколько больше), Сеславинский объясняет: «Избранная нами прекрасная цифра 333 соответствует тиражу культового библиофильского издания “Заветных сказов” А.М.Ремизова, вышедших в 1920 году стараниями издательства “Алконост”» (С. 31).

Книга «Русские книжные редкости ХХ века...», выпущенная в издательстве «Пашков дом» Российской государственной библиотекой*, получилась красивой и нарядной. Дизайнер, известный московский график, член Московского союза художников и президент Российской ассоциации экслибриса Международного союза книголюбов Валерий Владимирович Покатов выбрал небольшой изящный формат, так что ее удобно держать в руках не только сидя за большим письменным столом. Верхнюю крышку переплета украшает иллюстрация В.Лебедева с суперобложки книги «Сказки. Песни. Загадки» С.Я.Маршака. Она была подготовлена к печати издательством «Academia» в 1935 году, но не попала к читателю, и до настоящего времени сохранились лишь единичные экземпляры. В.В.Покатов создал интересный макет каталога: употребил разные шрифты для описаний и комментариев, поместил и маленькие картинки, напоминающие по размеру издательские и типографские марки, и полосные иллюстрации. Почти каждая позиция каталога проиллюстрирована (и мы понимаем, что это отдельный большой труд составителя и его команды). Воспроизведенные обложки, фронтисписы, титульные листы, страницы с текстами и изображениями, надпечатки, типографские наклейки, вкладные листы — все это дает возможность увидеть редчайшие издания, и некоторым читателям — увидеть (а не прочитать о них) впервые… И прелестную юную наездницу из сборника С.Я.Маршака, и коллаж «Вселенской войны; Ъ» А.Е.Крученых, и печатную обложку и картинку к «Тупейному художнику» Н.С.Лескова, раскрашенную М.Добужинским, другие многочисленные именные и раскрашенные экземпляры… Мы радуемся тому, что владельцы нескольких частных книжных собраний любезно предоставили свои библиофильские издания для воспроизведения в новом каталоге. Также он проиллюстрирован изображениями из печатных каталогов аукционов, библиотечных и музейных собраний.

Собиратели найдут в этой книге не только точные и достаточно полные библиографические описания, составленные историком книги кандидатом исторических наук Людмилой Ларионовой и библиографом Леонидом Фурсенко, но и сведения об отечественных и зарубежных аукционных продажах последних десяти — пятнадцати лет, а в отдельных случаях и четверти века. Теперь коллекционеры смогут легко узнать объективные современные цены на редкие издания и не пролистывать каждый раз объемистые выпуски книжных аукционов, не сидеть часами у компьютера, блуждая по различным книготорговым сайтам. Полезными для библиофилов будут включенные в каталог сведения о возможных подделках и уберегут от приобретения фальшивых экземпляров. Например, в части тиражей книг, подготовленных к печати артелью художников «Сегодня» (в 125 нумерованных экземплярах с ручной раскраской), на задней обложке не должна быть указана цена «40 коп.», — сообщено в рецензируемом каталоге.

Следует отметить, что одна из сильных сторон каталога — в аннотациях, которые сопровождают большинство включенных в него изданий. Здесь читатели найдут сведения о запретах и уничтожении книг, ставших редкими и редчайшими, об особенных экземплярах — именных, нумерованных, раскрашенных…

Многим читателям кажется, что для осмысления общей картины книгоиздания прошлого столетия и, следовательно, для выявления книжных редкостей собрано материалов недостаточно, ведь прошло еще очень мало времени — всего 15 лет. А Михаил Вадимович считает, что «сейчас, когда прошло уже более 15 лет (курсив наш. — Е.П.) по завершении предшествующего столетия, вполне возможно, без спешки и суеты, задать вопрос об актуальности создания <...> каталога редких книг XX века». Образец для себя составитель видит в каталоге самого начала минувшего века: «Русские книжные редкости. Опыт библиографического описания редких книг с указанием их ценности» Н.И.Березина (Н.Б.) — любимом своем справочном издании. Надо сказать, что любовь составителя к поэзии и прозе, к книге и к ее создателям — и к тем, кто книгу описывал и описывает сейчас, его вкус и литературные пристрастия ощущаются на многих страницах вступительной статьи и каталога. Открывают издание два сочиненных им эпиграфа: подражания А.С.Пушкину («О сколько нам открытий чудных…») и О.Э.Мандельштаму («Бессонница. Гомер. Тугие паруса. / Я список кораблей прочел до середины…»). Подражание Мандельштаму у Сеславинского звучит так: «Н.Б., бессонница и книги в два ряда, / Я список редкостей прочел наполовину…» Смелости автора можно позавидовать.

Состав сборника обсуждался с коллегами из Национального союза библиофилов. М.В.Сеславинский упомянул об этих нешуточных дискуссиях по поводу принципов отбора редкостей в своей вступительной статье.

В результате в каталог были включены следующие группы книг (всего таковых оказалось восемь). Первую составили дебютные и редкие сборники известных поэтов, преимущественно из числа прижизненных. Был определен круг авторов: «Речь идет, например, об А.Ахматовой, Б.Пастернаке, В.Маяковском, О.Мандельштаме, М.Цветаевой, Н.Гумилеве, В.Набокове, Б.Лифшице и др.». (Отвечая возможным оппонентам и критикам каталога на вопрос, почему среди названных лириков нет того или другого автора, скажем, что пред нами обозначенные в заглавии «избранные книги», а не все поэтические сборники, вышедшие из печати в ХХ столетии.) Далее М.В.Сеславинский перечислил: книги русского авангарда, в том числе и футуристические литографированные издания; малотиражные библиофильские книги; «наиболее значительные и редкие детские книги, в том числе с произведениями О.Мандельштама, Б.Пастернака, Д.Хармса и др.»; запрещенные и уничтоженные по идеологическим причинам книги; редкие издания времен Гражданской войны и ГУЛАГа; зачитанные читателями издания классиков и конструктивистские книги 1920–1930-х годов. Это деление на группы весьма условно: одно и то же издание можно рассматривать, например, и как адресованное юным читателям, и как конструктивистское. И очень хорошо, что в каталоге книги расположены по алфавиту фамилий авторов и заглавий, а не объединены в тематические группы. Избранный составителем принцип подачи материала, как нам представляется, единственно верный, так как дает возможность любому читателю самому оценить каждую позицию. И, несомненно, коллекционеры увидят одно, специалисты — другое...

В новый каталог включены только лучшие книги Серебряного века, самые интересные футуристические издания; прекрасные остроумные детские — придуманные замечательными художниками и авторами текстов; разного рода справочные издания, среди которых редкие каталоги, книги библиографических кружков и объединений. В конце XIX века блестящий библиограф и знаток книжных редкостей Григорий Николаевич Геннади писал: «Книга пустая может иногда быть редка и потому делается ценною. В таких случаях уже забывается значение, смысл и цель книги: это просто редкая и изящная вещь, которой любители, а иногда и мода, — придали особое значение». Главное достоинство и ценность нового каталога в том, что таких «пустых» (по слову Геннади) книг в нем нет. Автор-составитель сознается, что пытался включать в перечень избранных книг те томики, которые в перспективе смогут претендовать на «звание» книжных памятников, либо по сути уже ими являются. Фактически представляемое издание продолжило ряд каталогов книжных редкостей разных лет, выпущенных Г.Н.Геннади, И.М.Остроглазовым, С.Р.Минцловым, А.Е.Бурцевым, Н.И.Березиным, но выделяется из него прекрасными иллюстрациями. Каждый из этих выдающихся библиографов представлял свой список книг, пытаясь совместить объективные критерии с собственными библиофильскими пристрастиями. По понятным причинам ни одно государственное учреждение за всю историю не смогло сформировать подобный перечень, ибо просто невозможно выработать абсолютно объективные научные критерии включения в него тех или иных позиций и строго им следовать.

Из других достоинств нового каталога отметим важные приложения: обширный список литературы, куда вошли библиографические указатели, исследования, посвященные книжным редкостям, описания личных, музейных и библиотечных коллекций, выставочные каталоги; а также два указателя: личных имен и заглавий, составленные научным сотрудником НИО редких книг Российской государственной библиотеки Л.И.Фурсенко. Надеемся, что «Русские книжные редкости ХХ века: 333 избранные книги» будет и приятным, и полезным чтением для библиофилов, антикваров, издателей, специалистов и всех тех, кто интересуется вопросом. Впрочем, «надеемся» — не совсем верное слово. Пятьсот экземпляров тиража книги разошлись за две недели, и в свободной продаже их уже не найти, разве что у букинистов по двойной и тройной цене. Так что само издание уже стало претендовать на то, чтобы стать «книжной редкостью ХХI века».

В самом конце 2016 года в Москве открылась выставка «Книга глазами дизайнера: ведущие дизайнеры книги представляют раритеты из собрания Российской государственной библиотеки и свои работы». В той части выставки, где экспонируются издания ХХ века, мы увидели и описанные в новом каталоге издания. Так, современный художник книги Борис Трофимов выбрал литографированную «Помаду» А.Е.Крученых (1913?), представленную в экспозиции экземпляром в красной глянцевой издательской обложке, с раскрашенными иллюстрациями на отдельных листах, исполненными художником М.Ларионовым. Или экземпляр пьесы И.М.Зданевича «Остраф пАсхи» на заумном языке, раскрытый на страницах, где текст экспериментально набран разными шрифтами. Художники, как видим, свой выбор раритетов сделали. И он во многом совпал с выбором составителя нового каталога редкостей М.В.Сеславинского и всех тех, кто помогал ему осуществить его замысел.

* В настоящее время в издательстве «Пашков дом» готовится второе издание.

М.С. Русские книжные редкости ХХ века: 333 избранные книги / [Вступ. ст., сост. — М.В.Сеславинский]; Российская гос. б-ка. — М.: Пашков дом, 2016. — 318 с.: ил.

М.С. Русские книжные редкости ХХ века: 333 избранные книги / [Вступ. ст., сост. — М.В.Сеславинский]; Российская гос. б-ка. — М.: Пашков дом, 2016. — 318 с.: ил.

Рисунок В.Лебедева на суперобложке книги С.Я.Маршака «Сказки. Песни. Загадки»  (Л., «Academia», 1935)

Рисунок В.Лебедева на суперобложке книги С.Я.Маршака «Сказки. Песни. Загадки» (Л., «Academia», 1935)

Обложка иллюстрированного журнала «Сирена» (№ 2-3. Воронеж, Гор. испол. ком. Совета раб. и кр. деп., 1918) работы С.Чехонина

Обложка иллюстрированного журнала «Сирена» (№ 2-3. Воронеж, Гор. испол. ком. Совета раб. и кр. деп., 1918) работы С.Чехонина

Обложка и разворот отдельного издания пьесы И.М.Зданевича «Остраф пАсхи» (Тифлис, издательство «41°», 1919)

Обложка и разворот отдельного издания пьесы И.М.Зданевича «Остраф пАсхи» (Тифлис, издательство «41°», 1919)

Обложка первого выпуска каталога У.Г.Иваска «Описание русских книжных знаков» (М., Антикварное кн. отд-ние при маг. древностей и редкостей М.Я.Параделова, 1905)

Обложка первого выпуска каталога У.Г.Иваска «Описание русских книжных знаков» (М., Антикварное кн. отд-ние при маг. древностей и редкостей М.Я.Параделова, 1905)

Обложка книги В.К.Лукомского и В.Л.Модзалевского «Гербы гетманов Малороссии» (Пг., С.Н.Тройницкий, 1915). Герб Михайлы Ханенко. Раскрашен Е.И.Нарбутом

Обложка книги В.К.Лукомского и В.Л.Модзалевского «Гербы гетманов Малороссии» (Пг., С.Н.Тройницкий, 1915). Герб Михайлы Ханенко. Раскрашен Е.И.Нарбутом

Обложка сборника «Нео-футуризм: вызов общественным вкусам» (Казань, «Futurum», 1913)

Обложка сборника «Нео-футуризм: вызов общественным вкусам» (Казань, «Futurum», 1913)

Обложка и страницы книги А.В.Лурье «Рояль в детской» (Пг., Гос. музыкальное изд-во, 1920) с рисунками П.В.Митурича

Обложка и страницы книги А.В.Лурье «Рояль в детской» (Пг., Гос. музыкальное изд-во, 1920) с рисунками П.В.Митурича

Обложка сборника «Стрелец» (№ 1. Пг., 1915) работы Н.Кульбина

Обложка сборника «Стрелец» (№ 1. Пг., 1915) работы Н.Кульбина

Верхняя крышка и титульный лист папки тетрадей таблиц М.В.Матюшина «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний: справочник по цвету» (М.; Л., Гос. изд-во изобразительных искусств, 1932)

Верхняя крышка и титульный лист папки тетрадей таблиц М.В.Матюшина «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний: справочник по цвету» (М.; Л., Гос. изд-во изобразительных искусств, 1932)

Шмуцтитулы тетрадей таблиц М.В.Матюшина (1932).

Шмуцтитулы тетрадей таблиц М.В.Матюшина (1932).

Цветовая таблица из папки тетрадей таблиц М.В.Матюшина. Цветовые табл. выполнены ручным способом бригадой художников в составе: И.В.Вальтер, О.П.Ваулина, С.С.Власюк и др.

Цветовая таблица из папки тетрадей таблиц М.В.Матюшина. Цветовые табл. выполнены ручным способом бригадой художников в составе: И.В.Вальтер, О.П.Ваулина, С.С.Власюк и др.

Обложка книги Ю.П.Анненкова «1/4 девятого (стихотворение)» (Пг., Артель художников «Сегодня», 1919) работы автора. Один из 125 нумерованных экз. с авторской раскраской

Обложка книги Ю.П.Анненкова «1/4 девятого (стихотворение)» (Пг., Артель художников «Сегодня», 1919) работы автора. Один из 125 нумерованных экз. с авторской раскраской

Обложка книги «Кантата» А.А.Сидорова. Гравюра И.Н.Павлова по рисунку Н.Б.Бакланова «Библиофил в 1920 г.». Из книги «Кантата» А.А.Сидорова (М., РОДК, 1921)

Обложка книги «Кантата» А.А.Сидорова. Гравюра И.Н.Павлова по рисунку Н.Б.Бакланова «Библиофил в 1920 г.». Из книги «Кантата» А.А.Сидорова (М., РОДК, 1921)

Обложка книги А.С.Пушкина «Стихотворения, не изданные в России» (М., тип. А.П.Поплавского, 1908)

Обложка книги А.С.Пушкина «Стихотворения, не изданные в России» (М., тип. А.П.Поплавского, 1908)

Иллюстрации М.Добужинского из книги А.М.Ремизова «Морщинка: сказка» (Пб., «Шиповник», 1907)

Иллюстрации М.Добужинского из книги А.М.Ремизова «Морщинка: сказка» (Пб., «Шиповник», 1907)

Обложка сборника «Le livre de la marquise» («Книга маркизы») с иллюстрациями К.Сомова (Venise, Chez Cazzo et Coglioni, 1918)

Обложка сборника «Le livre de la marquise» («Книга маркизы») с иллюстрациями К.Сомова (Venise, Chez Cazzo et Coglioni, 1918)

Обложка и титульный лист книги Я.Г.Чернихова «Архитектурные фантазии: 101 композиция в красках, 101 архитектурная миниатюра» (Л., Ленинградское обл. отд-ние Всесоюзного об-ния «Международная книга», 1933)

Обложка и титульный лист книги Я.Г.Чернихова «Архитектурные фантазии: 101 композиция в красках, 101 архитектурная миниатюра» (Л., Ленинградское обл. отд-ние Всесоюзного об-ния «Международная книга», 1933)

«Город гигантов-небоскребов в композиции, выраженной по вертикали» из книги Я.Г.Чернихова (1933)

«Город гигантов-небоскребов в композиции, выраженной по вертикали» из книги Я.Г.Чернихова (1933)

Обложка сборника «Ёлка: книжка для маленьких детей» (Пг., «Парус», 1918) с рисунками Ю.Анненкова, А.Бенуа, М.Добужинского, В.Замирайло, Б.Лебедева, В.Лебедева, Б.Попова, И.Пуни, А.Радакова, И.Репина, В.Ходасевич, С.Чехонина

Обложка сборника «Ёлка: книжка для маленьких детей» (Пг., «Парус», 1918) с рисунками Ю.Анненкова, А.Бенуа, М.Добужинского, В.Замирайло, Б.Лебедева, В.Лебедева, Б.Попова, И.Пуни, А.Радакова, И.Репина, В.Ходасевич, С.Чехонина

Обложка и иллюстрация В.Конашевича к книге А.П.Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (М.; Л., «Молодая гвардия», 1933)

Обложка и иллюстрация В.Конашевича к книге А.П.Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (М.; Л., «Молодая гвардия», 1933)

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru