Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 119 2016

Татьяна Долгодрова

Портреты на немецких ренессансных переплетах XVI века

Мы продолжаем цикл публикаций доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника РГБ Т.А.Долгодровой о «перемещенных культурных ценностях», хранящихся в Российской государственной библиотеке (см. «Наше наследие» №№ 32, 42, 49, 55, 61, 69, 73, 87-88, 96, 112).

Кроме собрания работ Якоба Краузе (1526/27–1585), придворного переплетчика Августа I, курфюрста Саксонского, — первого немецкого переплетчика, создавшего свой стиль и ставшего знаменитым (см. о нем в № 49), в РГБ есть и изделия других известных мастеров, также поступившие в составе перемещенных культурных ценностей.

В XVI веке, в эпоху Ренессанса, в западноевропейском переплете опробывается несколько новых приемов: золотое, серебряное, цветное тиснение, раскраска масляными красками, наклеивание гравюр на внешние крышки книг. Для тиснения декора стали использоваться клише и роли в ренессансном стиле с аллегорическими фигурами Благоразумия или Правосудия, Милосердия, Веры, Фортуны и т.д., причем особую известность получили виттенбергские работы Лукаса Кранаха Младшего (1515–1586), делавшего рисунки для этих клише, штемпелей и ролей. Изображения библейских сцен, портреты классиков античности также часто встречались в Германии. Но особо важно отметить появление на крышках подобных книг портретов современников. Распространенным стало помещение в среднике этих крышек тисненых изображений владельцев и авторов. Это прежде всего деятели Реформации: Лютер, Меланхтон, Эразм Роттердамский, Ян Гус, а также Римские папы, императоры и курфюрсты. Эти изображения обычно копировали гравюры, а портретная гравюра была, так сказать, «фотографией» того времени, отличалась достоверностью и натурализмом, что было использовано и на книжных изображениях. Таким образом, с XVI века в немецком переплете появляются миниатюрные портреты, как выполненные в технике тиснения, так и живописные. Сами переплеты были полихромными, иногда с раскраской кистью, а иногда на них писали целые миниатюры маслом. Этим особо отличались изделия для ангальтских князей — целые композиции масляной живописи часто наносились на средники крышек: библейские сцены, семейные и групповые портреты. Есть такие переплеты и в собрании РГБ.

Необыкновенно интересен переплет книги Тита Ливия и Луция Аннея Флора «О происхождении Римской империи», напечатанной в Страсбурге Теодосием Рихелем в 1575 году. Это виттенбергская работа мастера Cеверина Рёттера с его инициалами: «s//r» и датой — «1579». Он имеет картонные крышки, обтянутые красной телячьей кожей с золотым тиснением, раскраской масляными красками и золотом. Посередине крышек — ковчежцы. На верхней крышке в нем врезки с гравированными портретами; как нетрудно установить, копии живописных портретов маслом. В ковчежце — два клише.

Слева изображение Саксонского курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного (1532–1547), повторяющее живописный портрет Лукаса Кранаха Младшего (1578). Курфюрст показан в военном снаряжении и преисполнен курфюршеским достоинством. Иоганн Фридрих произвел секуляризацию духовных владений в Цейтце и Вирцице, после чего началась его распря с двоюродным братом, Морицем Саксонским. С началом Шмалькальденской войны Иоганн Фридрих совместно с Филиппом Гессенским стали лидерами протестантского союза. В сражении при Мюльберге, в 1546 году, Иоганн Фридрих был взят в плен и низложен. Приговоренный Карлом V к смерти, но помилованный, Иоганн подписал виттенбергскую капитуляцию, давшую герцогу Морицу, брату Августа, Саксонское курфюршество. Под портретом подпись на латинском языке: «Victvs eras acie fidei constan//tia tandem victorem ante hom[i]//nes fecit et ante devm» — «В битве ты был побежден, однако вера помогла тебе одержать победу перед людьми и Богом». Портрет раскрашен масляными красками и золотом.

Cправа клише с портретом Августа I, курфюрста Саксонского (1526 –1586), копирующим живописный портрет все того же Лукаса Кранаха Младшего (ок. 1550). Подпись гласит: «Virtvtes animi maiestas ex//plicatoris avgvsti vvrtvs in//spice nvmen habent» — «Портрет Августа, в котором отрызилась добродетель и благородство его души». Портрет также раскрашен масляными красками и золотом. Близкий по исполнению портрет есть и на нижней крышке переплета саксонского мастера «H.H.» (Библиотека Цвиккау), также раскрашенного масляными красками и исполненного после 1581 года, то есть на два года позднее переплета из РГБ.

На обоих портретах в верхнем левом углу — изображение герба Саксонских курфюрстов в виде перекрещенных мечей, справа — герб Саксонии с рутовой перевязью, который держат ангелы. В портрете Августа, слева на щите с гербом Саксонских курфюрстов, инициал мастера «s», на щите герба Саксонии справа — инициал «r». Это и есть инициалы Северина Рёттера (?–1598) — известнейшего переплетчика из Виттенберга. С 1572 года он был мастером, а в 1581, 1588 и 1593 годах — обермейстером, то есть старшим мастером. Его переплеты сделаны в ренессансном стиле, некоторые клише имели авторские инициалы разного написания: «S.R.», «Se. Ro.», «S.R.W.». Надо сказать, что переплеты работы С.Рёттера появились еще до 1572 года. Особенно хорошо они были известны в Дрездене. Но благодаря переплету из РГБ можно добавить к известным еще одну форму инициалов мастера — строчные буквы.

На нижней крышке в ковчежце также два клише. Слева — с изображением Большого датского королевского герба под короной, справа — Большого герба Саксонского курфюрста Августа I . Оба герба раскрашены масляными красками и золотом.

В датском гербе дата «1579» и подпись на латыни: «Insigni //1579 // Frideri[cum] // danorvm regis» «Знак [герб] Фридриха [II] // 1579 // короля датского». Фредерик (Фридрих) II был королем Дании и Норвегии (1534–1588), братом Анны Датской (1532–1585), курфюрстины Саксонской, жены Августа I Саксонского.

В другом переплете работы Северина Рёттера, изготовленном для молитвенника на немецком языке, напечатанного в Нюрнберге Катариной Герлах в 1581 году (книга происходит из коллекции князя Георга Ангальтского, Дессау), сделано тиснение с того же клише. Это повторение портрета Саксонского курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного в сопровождении той же подписи и с раскраской масляными красками.

Из собрания Карла Бехера, входившего в состав Немецкого музея книги и шрифта (Лейпциг), ныне хранящегося в РГБ, интересен переплет из свиной кожи с блинтовым тиснением. На верхней крышке он имеет клише с портретом германского императора Максимилиана II (1527–1576). Клише включает подпись: «Maximilianvs II D.G. Rom[ischen] Imp[erator] sem. avgs…» — «Максимилиан II милостью Божией Римский император…». На нижней крышке этого переплета имеется тиснение — клише с портретом Саксонского курфюрста Августа I, копирующим живописный портрет Лукаса Кранаха Младшего (1578). Клише включает подпись на немецком языке: «Von Gottes Gnaden Avgust Hertzog zv Saxsen vnd Chvrfurst. Bz» — «Август милостью Божией герцог Саксонский и курфюрст». Крышки переплета имеют рамку из роля с медальонами в ренессансном стиле, включающими картуш с инициалами мастера «HL».

В нескольких переплетах из собрания Якоба Краузе, изготовленных самим прославленным мастером, на верхней крышке в центре тиснение сделано с круглого клише в виде медальона в обрамлении лаврового венка с погрудным портретом Августа Саксонского. Портрет Августа I повторен с гравюры Лукаса Кранаха Младшего в издании Библии, напечатанной по заказу Августа I в Виттенберге в 1565 году, получившей название «персональной Библии Августа» (два экземпляра ее хранятся в РГБ, в собрании Якоба Краузе). Гравюра с портретом Августа I Cаксонского в свою очередь является копией живописного портрета курфюрста, сделанного опять же Лукасом Кранахом Младшим.

Еще на одном переплете XVI века, имеющем печать Саксонской курфюршеской библиотеки (на книгу Конрада Ботто «Хроника саксов», изданную в Майнце Петером Шёффером в 1492 году), но не дрезденской, а ангальтской работы, гравированы портреты Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона в полный рост — также копия, многократно повторенная в переплетах, с живописных портретов этих деятелей Реформации, сделанных уже Лукасом Кранахом Старшим (1472–1553). На нижней крышке, сверху, в правом углу, на портрете Меланхтона — инициалы переплетчика «BP». Лукас Кранах Старший был живописцем при виттенбергском Саксонском дворе. Портреты эти хранятся в Дрездене. Авторская копия с них, сделанная по заказу Медичи, есть в Галерее Уффици во Флоренции. Мартин Лютер и Филипп Меланхтон представлены здесь как ученые мужи, трактованные фронтально, фигуры их отличаются монументальностью. Оба держат в руках открытые книги с напечатанным текстом, причем читать этот текст надо перевернув «вверх ногами» — как бы их глазами. В книге Лютера помещен текст из пророка Исайи на латинском языке: «In silen //cio et // spe eri // t for // titvido vestra // Martin // Luther» — «В тишине и уповании крепость ваша. Мартин Лютер». В книге Меланхтона — цитата из Послания к Римлянам Ап. Павла: «S[i] Devs pro nob //is qvis contra // nos[?] Ora // et labora[.] Phil //ippvs // Melan // chton» — «Если Бог за нас, кто против нас? Молись и трудись. Филипп Меланхтон». На портрете Лютера сверху слева помещен герб Саксонских курфюрстов, а слева — эмблема Лютера — роза. На портрете Меланхтона — вверху слева герб Саксонии, слева — эмблема Меланхтона — «медный змий» (Числа, 21: 4-9).

Очень близки этому переплету и изображения на переплете из Национальной библиотеки Германии (Берлин) — они явно скопированы с одного оригинала и отличаются только деталями, не считая раскраски масляными красками. Это переплет анонимного саксонского мастера, пометившего его своими инициалами: «H.H.», он датируется как сделанный после 1581 года.

Погрудные портреты Лютера и Меланхтона есть на переплете книги из коллекции князя Георга Ангальтского (Дессау) — «Cочинения» д-ра Мартина Лютера, изданные в родном городе реформатора — Виттенберге печатником Лоренцем Швенком в 1572 году. На верхней крышке — портрет Лютера, изображенного уже не фронтально, а развернутого влево, что придает изображению динамику; в руках у него также раскрытая книга, подпись же дана внизу, под портретом. Она гласит: «Nosse cvpis faciem Lvtheri // hanc cerne tabellam si ment//em libros consvle cert[us] eris» — «Хотите знать лицо Лютера — обязательно посмотрите на это изображение на книге».

А под портретом Меланхтона: «Forma Philippe tva est sed // mens tva nescia pingi nota est // ante bonis et tva scripta doсe[n]t» — «Образ Филиппа призывает вас к изучению его сочинений».

Уникален экземпляр переплета, сделанный для книги Элиаса Хазенмюллера «Пристрастный допрос папистов и иезуитов, то есть сравнение учения Иисуса и учений иезуитов с папистами, Христа и антихриста, снабжено указателем от Максимиллиана Филона фон Трира», напечатанной во Франкфурте-на-Майне без указания имени печатника в 1605 году. В среднике верхней крышки наклеен лист бумаги с гравюрой на меди, раскрашенной цветной темперой; это групповой парадный портрет сыновей курфюрста Саксонского Кристиана I (1560–1591) и курфюрстины Бранденбургской Софии (1568–1621). В центре — портрет Кристиана II (1583–1611), старшего сына, герцога Саксонского, на тот момент курфюрста Саксонии (1601–1611). Кристиан II наследовал курфюршество в возрасте восьми лет после смерти отца Кристиана I, в 1591 году. Из-за юного возраста курфюрста его регентом стал герцог Саксен-Веймарский Фридрих Вильгельм I (1562–1602) и пробыл им до 1601 года, когда Кристиан достиг совершеннолетия. Слева — портрет курпринца — официально объявленного преемника курфюрста Саксонского — Иоганна Георга I (1585–1656, курфюрст Саксонии 1611–1656). Справа — портрет Августа II (1589–1615), герцога Саксонского. Композиционно гравюра выполнена в виде окна, наверху украшенного скульптурой: голова херувима и рольверки. Это завершение, осеняющее фигуры, играет здесь роль как бы божественного протектората, под которым находятся изображенные. Внизу портрета — девиз: «Virtvte patria» — «Доблесть —родине». Герцоги Саксонские изображены в парадных костюмах и со шпагами, миниатюрная книга, которую держит Август II, — видимо, молитвенник. При раскраске использованы зеленая, красная, черная, белая, бежевая, желтая темпера и золото. Поверх раскраски для сохранности нанесен лак.

Гравюра обрамлена золотым тиснением — роль из чередующихся прямоугольников. На нижней крышке в центре — картуш золотого тиснения в стиле маскарон с аллегорическими фигурами: Правосудие, изображенное в виде женщины, держащей меч и весы, и Афина Паллада. В центре картуша наклеен овал с гравюрой на меди — изображением герба Саксонии с рутовой перевязью, раскрашенный темперой зеленого, желтого, коричневого цветов, также с покрытием лаком. Это переплет саксонской работы придворной мастерской курфюрста в Дрездене.

Любопытно, что копия этой гравюры с групповым парадным портретом сыновей курфюрста Саксонского Кристиана I есть и на крышках переплета, сделанного около 1605 года для книги Иеронимо Надаля «Заметки и размышления на Евангелие», напечатанной в Антверпене Мартином Нутием в 1595 году. Копия выполнена в виде овального клише и свидетельствует о том, что данный семейный портрет пользовался известностью.

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, герцога Саксонского. Раскраска масляными красками. Саксонский переплет. Средник верхней крышки

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, герцога Саксонского. Раскраска масляными красками. Саксонский переплет. Средник верхней крышки

Портрет Мартина Лютера. Блинтовое тиснение по свиной коже. Переплет. 1572. Верхняя крышка

Портрет Мартина Лютера. Блинтовое тиснение по свиной коже. Переплет. 1572. Верхняя крышка

Портрет Мартина Лютера. Блинтовое тиснение по свиной коже. Средник переплета. 1572. Верхняя крышка

Портрет Мартина Лютера. Блинтовое тиснение по свиной коже. Средник переплета. 1572. Верхняя крышка

Портрет Иоганна Вильгельма, герцога Саксонского. Золотое тиснение по коже. Саксонский переплет. 1583. Верхняя крышка

Портрет Иоганна Вильгельма, герцога Саксонского. Золотое тиснение по коже. Саксонский переплет. 1583. Верхняя крышка

Портрет Доротеи Сюзанны Пфальцской, герцогини Саксонской. Золотое тиснение по коже. Переплет. 1583. Средник нижней крышки

Портрет Доротеи Сюзанны Пфальцской, герцогини Саксонской. Золотое тиснение по коже. Переплет. 1583. Средник нижней крышки

Портрет Мартина Лютера. Блинтовое тиснение по коже. Переплет. 1565. Средник верхней крышки

Портрет Мартина Лютера. Блинтовое тиснение по коже. Переплет. 1565. Средник верхней крышки

Портрет Мартина Лютера. Блинтовое тиснение по коже. Раскраска масляными красками. Переплет. XVI век. Средник верхней крышки

Портрет Мартина Лютера. Блинтовое тиснение по коже. Раскраска масляными красками. Переплет. XVI век. Средник верхней крышки

Портрет Мартина Лютера. Блинтовое тиснение по коже. Переплет. 1565. Верхняя крышка

Портрет Мартина Лютера. Блинтовое тиснение по коже. Переплет. 1565. Верхняя крышка

Портрет Иоганна Фридриха, курфюрста Саксонского. Золотое и блинтовое тиснение по коже, масляная живопись. 1585. Верхняя крышка переплета

Портрет Иоганна Фридриха, курфюрста Саксонского. Золотое и блинтовое тиснение по коже, масляная живопись. 1585. Верхняя крышка переплета

Портреты Иоганна Фридриха Великодушного и Августа I, герцогов Саксонских. Раскраска масляными красками и золотом. Ангальтский переплет работы Северина Рёттера. Виттенберг. XVI век. Верхняя крышка

Портреты Иоганна Фридриха Великодушного и Августа I, герцогов Саксонских. Раскраска масляными красками и золотом. Ангальтский переплет работы Северина Рёттера. Виттенберг. XVI век. Верхняя крышка

Портреты Иоганна Фридриха Великодушного и Августа I, герцогов Саксонских. Раскраска масляными красками и золотом. Ангальтский переплет работы Северина Рёттера. Виттенберг. XVI век. Средник верхней крышки

Портреты Иоганна Фридриха Великодушного и Августа I, герцогов Саксонских. Раскраска масляными красками и золотом. Ангальтский переплет работы Северина Рёттера. Виттенберг. XVI век. Средник верхней крышки

Изображения: слева — Большого Датского королевского герба Фредерика II, справа — Большого герба Саксонского курфюрста Августа I. Раскраска масляными красками и золотом. Ангальтский переплет работы Северина Рёттера. Виттенберг.  XVI век. Средник нижней крышки

Изображения: слева — Большого Датского королевского герба Фредерика II, справа — Большого герба Саксонского курфюрста Августа I. Раскраска масляными красками и золотом. Ангальтский переплет работы Северина Рёттера. Виттенберг. XVI век. Средник нижней крышки

Средник с аллегорическими фигурами Веры, Надежды, Милосердия и Терпения. Золотое и блинтовое тиснение по коже, масляная живопись. 1590. Верхняя и нижняя крышки переплета

Средник с аллегорическими фигурами Веры, Надежды, Милосердия и Терпения. Золотое и блинтовое тиснение по коже, масляная живопись. 1590. Верхняя и нижняя крышки переплета

Портрет Августа I Саксонского. Золотое тиснение по коже. Переплет работы Якоба Краузе. 1582. Средник верхней крышки

Портрет Августа I Саксонского. Золотое тиснение по коже. Переплет работы Якоба Краузе. 1582. Средник верхней крышки

Золотое тиснение по коже. Переплет работы Якоба Краузе. 1582. Нижняя крышка

Золотое тиснение по коже. Переплет работы Якоба Краузе. 1582. Нижняя крышка

Средник с аллегорическими фигурами Правосудия (Благочестия), Благоразумия, Храбрости и Умеренности. Золотое и блинтовое тиснение по коже, масляная живопись. 1590. Верхняя крышка переплета

Средник с аллегорическими фигурами Правосудия (Благочестия), Благоразумия, Храбрости и Умеренности. Золотое и блинтовое тиснение по коже, масляная живопись. 1590. Верхняя крышка переплета

Портрет Иоахима Эрнста, князя Ангальтского. Серебряное тиснение по коже. Ангальтский переплет. 1583. Верхняя крышка

Портрет Иоахима Эрнста, князя Ангальтского. Серебряное тиснение по коже. Ангальтский переплет. 1583. Верхняя крышка

Портрет Августа I Саксонского. Гравюра на дереве, копия портрета Лукаса Кранаха Младшего. Пергамен. Раскраска темперой и золотом. Библия. Том 1. Виттенберг. 1565

Портрет Августа I Саксонского. Гравюра на дереве, копия портрета Лукаса Кранаха Младшего. Пергамен. Раскраска темперой и золотом. Библия. Том 1. Виттенберг. 1565

Портрет Элеоноры, княгини Ангальтской. Серебряное тиснение по коже. Ангальтский переплет. 1583. Средник нижней крышки

Портрет Элеоноры, княгини Ангальтской. Серебряное тиснение по коже. Ангальтский переплет. 1583. Средник нижней крышки

«Воскресение Христово» и «Распятие». Блинтовое тиснение по коже и масляная живопись. Переплет работы Томаса Крюгера. 1589. Средник верхней крышки

«Воскресение Христово» и «Распятие». Блинтовое тиснение по коже и масляная живопись. Переплет работы Томаса Крюгера. 1589. Средник верхней крышки

Гравировка и раскраска темперой  и золотом. Ангальтский переплет работы Северина Рёттера. Виттенберг. XVI век. Средний обрез

Гравировка и раскраска темперой и золотом. Ангальтский переплет работы Северина Рёттера. Виттенберг. XVI век. Средний обрез

«Воскресение Христово» и «Распятие». Блинтовое тиснение по коже и масляная живопись. Переплет работы Томаса Крюгера. Виттенберг. 1589. Верхняя крышка

«Воскресение Христово» и «Распятие». Блинтовое тиснение по коже и масляная живопись. Переплет работы Томаса Крюгера. Виттенберг. 1589. Верхняя крышка

Копия гравюры с групповым портретом сыновей курфюрста Саксонского Кристиана I. Золотое тиснение на кожаном переплете начала XVII века

Копия гравюры с групповым портретом сыновей курфюрста Саксонского Кристиана I. Золотое тиснение на кожаном переплете начала XVII века

Групповой портрет сыновей курфюрста Саксонского Кристиана I. Гравюра на меди, раскрашенная темперой. Гравер неизвестен. Гравюра наклеена на верхнюю крышку переплета начала XVII века. Средник

Групповой портрет сыновей курфюрста Саксонского Кристиана I. Гравюра на меди, раскрашенная темперой. Гравер неизвестен. Гравюра наклеена на верхнюю крышку переплета начала XVII века. Средник

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru