Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 118 2016

Оксана Воронина

«Тихие» рельефы Марии Кулагиной

«Тихие» живописные рельефы Марии Кулагиной на пестром фоне современного искусства звучат сильно и убедительно. Они совершенно не заботятся о своей привлекательности или актуальности, но рядом с ними зритель, искушенный изощренными арт-практиками последних лет, неожиданно вспоминает о своем подавленном пластическом голоде и радуется традиционной «кухне». Он словно попадает в заповедную зону, где нет и следа произошедших в эпоху постмодернизма девальваций и революций.

Мария Кулагина принадлежит к художественной династии, одним из основателей которой был известный конструктивист, реформатор искусства фотографии Густав Клуцис (1895–1938). Прямая преемственность от мастеров авангарда определила сферу интересов Кулагиной — ее основной темой стало изучение пластического начала живописи. Дуалистическая природа последней, предполагающая взаимодействие с пространством зрителя и желание сохранить свою двухмерную сущность, получила у Кулагиной оригинальную трактовку, возникшую на основе изучения отечественной скульптоживописи 1910-х, а также опыта собственных учителей — «шестидесятников».

Наиболее характерные для Кулагиной произведения — живописные рельефы, причем, как правило, крупного формата (для выставки в зале журнала были отобраны эксклюзивные, в этом смысле, «миниатюры»). В них изображение будто бы набухает, становится объемным, местами превращается в почти круглую скульптуру, герои прорывают картинную плоскость и активно жестикулируют уже в нашем пространстве. Однако живопись, фактурная, темпераментная и спонтанная, предъявляет на них свои права: непосредственно мы воспринимаем именно красочную поверхность, которая способна заставить забыть обо всем, кроме нее.

В открытом процессе живописного «делания», будто бы олицетворяется сама стихия живописи, а материалы, из которых она творится, «честно» выставлены на обозрение.

В этом, равно как и в подчеркнутой простоте «сырья» (газета, картон, доски, металлические конструкции и пр.), можно увидеть программную связь искусства Кулагиной с искусством авангардистов начала ХХ века. И тем интереснее наблюдать, как трансформируется традиция, поскольку общие приемы и сходные задачи ведут к совершенно различным результатам. У Кулагиной нет и в помине авангардистского жизнестроительного пафоса, эстетической бескомпромиссности или страсти к императиву, но есть трепетность, особая чуткость к неуловимому, потаенному смыслу бытия, переживание неповторимости каждого момента текущей жизни. Художник учит нас улавливать скрытую суть вещей, буквально преодолевая узкий и поверхностный взгляд на повседневность.

Однако стремление к гармонии, к слушанию «музыки сфер» затруднено особым характером нашей современности, дающим себя знать в ускоренном устаревании настоящего. Эта тема также входит в саму плоть произведений Кулагиной. Не случайно художник выбирает картон. Это более прозаичный, более податливый и вместе с тем несравнимо менее долговечный материал, чем надежные материалы авангардистов. Он несет, конечно, совсем иную семантическую нагрузку, в частности, отнюдь не оптимистичную идею недолговечности самого искусства.

И тем не менее общее впечатление от встречи с искусством Кулагиной — в обратной зависимости от подобного рода размышлений. Уходя с выставки, тоскуешь по продолжению.

Мария Кулагина

Мария Кулагина

Портрет. 2005. Рельеф, смешанная техника

Портрет. 2005. Рельеф, смешанная техника

Крах. 2012–2015. Рельеф, смешанная техника. Фрагмент

Крах. 2012–2015. Рельеф, смешанная техника. Фрагмент

Коричневый натюрморт. 2015. Рельеф, смешанная техника

Коричневый натюрморт. 2015. Рельеф, смешанная техника

Большой черный кот. 2015. Рельеф, смешанная техника

Большой черный кот. 2015. Рельеф, смешанная техника

Букет. 2015. Рельеф, смешанная техника

Букет. 2015. Рельеф, смешанная техника

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru