Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 118 2016

Григорий Голдовский

Современники Петра Великого

Личность первого русского императора, петровское время, вполне заслуживающее титул «эпоха» — яркостью персоны самого царя Петра, обилием и значимостью исторических и художественных событий — в течение двух с половиной веков были и остаются поныне предметом пристального и оживленного интереса ученых, писателей, кинематографистов и других деятелей искусства. «Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинствам и славным подвигам», достигнутой целью которого «…было не только новое величие России, но и совершенное присвоение обычаев европейских!»1 Эта констатация как бы уже не требует раскрытия: в распоряжении знатоков — ученых и любителей — тысячи публикаций самого разного жанра: воспоминания современников о величии, странностях, импульсивности монарха. «Деяния Петра Великого», «Анекдоты о Петре Великом», многочисленные «чтения» и предметные исследования засвидетельствовали его бескомпромиссную настойчивость и даже не слишком большую разборчивость в средствах для достижения поставленной цели, дали нам основательную изученность того важнейшего периода отечественной истории, который получил название «петровское время», в различных аспектах: феноменологическом, историко-социальном и, что не менее важно и интересно, — в художественно-эстетическом. Культ царя-реформатора беспрецедентен, уже при жизни его причисляли к сонму самых выдающихся, легендарных деятелей отечественной и мировой истории, таких как Александр Македонский, Александр Невский и другие2. Вместе с тем преобразователь Руси внедрял свои реформы «…путем страшного насилия над народной душой и народными верованиями. И народ ответил на это насилие созданием легенды о Петре как антихристе»3. Вот такая трагическая антитеза. В сухом остатке неизбежное, эффективное и радикальное преобразование огромной патриархальной страны!

Гуманитарная составляющая эпохи, пафос меняющегося стиля жизни, драматичные конфликты старого и нового, взаимодействие укорененной традиции и новаторства, проблемы проникновения европейских идей («Петр завел театр для всего народа»4) при сохранении национальной особости нашли наиболее последовательное, яркое и многообразное отражение в изобразительном искусстве, и прежде всего в живописи.

Определяя важнейшую особенность художественного наследия петровского времени, исследователи справедливо подчеркивают его обмирщение. При этом очевидно, что стремительное развитие искусства в направлении светскости было не только подготовлено эволюционными тенденциями XVII века, но и отягощено реминисценциями средневекового мироощущения. Структура художественной деятельности в эту эпоху характеризуется конфликтом противостоящих друг другу начал — «антиномий», сформулированных Ю.М.Лотманом и конкретизированных О.С.Евангуловой. Это три основные антиномии: церковное — светское; русское — общеевропейское (русское — европейское, русское — западное, русское — зарубежное) и средневековое — новое (древнерусское — новое, старорусское — новое)5. Следует добавить, что эти признаки, разумеется, существуют не в чистом виде, как противостоящие, отрицающие друг друга явления, но во взаимопроникновении, как неизбежно взаимодействующие составляющие, в различных пропорциях соотнесения. Это, так сказать, исходная посылка. В результате такого взаимодействия и самопроявления в структуре русской художественной жизни конца XVII – первой четверти XVIII века обозначились четыре относительно самостоятельных ареала (по преобладающим признакам): традиционалистский русский раздел на эволюционной стадии («парсуна»); россика отечественная — произведения европейских мастеров, работавших в России; россика зарубежная — картины на русские темы, исполненные за пределами России; и произведения новаторского русского стиля — работы новых, «славных» мастеров-россиян, и прежде всего петровских «пенсионеров»: Ивана Никитина и Андрея Матвеева.

Удобная традиционалистская эволюционная схема, все же не вовсе лишенная фундамента, рассматривала эти стилевые группы как этапы развития от архаического искусства, по существу средневекового образца, к новым формам и содержанию, к становлению национальной школы живописи европейского типа. Это, однако, лишь обобщенная характеристика тенденции. На самом деле все составляющие процесса рождения светского русского искусства сосуществовали и взаимодействовали, хотя в отдельные хронологические периоды и в разной степени значимости.

В недрах живописной команды Оружейной палаты возникло движение к секуляризации. Не станем касаться его исторических корней и социальной мотивировки. Это движение разрушило монополию иконописи: в 1683 году произошло разделение живописной команды на две самостоятельные «мастерские»: иконописную и светскую6. Так появились парсуны (т.е. «персоны») — изображения «…конкретных людей в обыденных костюмах в связи с конкретными обстоятельствами»7. Именно обыденность и конкретность сообщают каждому произведению этого ряда, при высокой степени стилевой общности, своеобразие и специфическую образную индивидуальность. Собственно говоря, парсуна — это протопортрет, этап становления портретного жанра, в котором уже воплощенные личностные черты модели не получили еще обобщающей типизации. Произведениям этого ряда (скажем, знаменитой «Преображенской серии» — подлинного шедевра, не потерявшего загадочности, несмотря на почти два века изучения) свойственны яркая, суровая выразительность, жесткая конкретность в трактовке обостренно индивидуализированных лиц (скорее ликов), подчеркнутая материальность одежды и аксессуаров, монументальная статичность композиции, определяющаяся фронтальной постановкой фигур, фиксированным взглядом, обращенным к зрителю, четкой, но обобщенной выверенностью линий и объемов — то есть своеобразные, особые стилевые признаки. И все же эмоциональная напряженность образа прорывается сквозь нарочитую неподвижность фигур и черт лица, приобретающего даже несколько гротескную характерность. Безусловно, это изображения реальных персонажей! Нет никаких сомнений, что мастера парсуны использовали традиции отечественной иконописи. Многие национальные живописные школы проходили похожую эволюционную стадию — и не только в Европе, но и в Америке, и в Австралии8. Однако в отечественной парсуне очевидно огромное, решающее влияние национальной традиции — той безусловно уникальной цветовой, пластической и линейной экспрессивности и той глубокой эмоциональной и энергетической насыщенности, которые обеспечили всемирный интерес и славу русской иконе. Бытует мнение, что парсуна как стилевое явление изжила себя, превратившись в «своего рода старицу»9. Хотя ее влияние органично сохранялось в национальном изобразительном искусстве вплоть до середины, а в отдельных жанровых ответвлениях (купеческий портрет, портреты духовенства) — до конца XVIII столетия10.

Творцами парсуны, наряду с русскими, были иностранные живописцы, работавшие в России издавна. Особенно интенсивно связи Московии и Запада развивались с середины – второй половины XVII века. Традиции русского искусства сочетались с широким усвоением стилевых черт европейского изобразительного творчества. Интересно и важно отметить свидетельства развития обоюдного интереса Руси и западных стран друг к другу еще в XVI веке: к примеру, в 1565 году некий Барберини, вместе с предложением выслать в Москву тетрадь рисунков, просил «верных оттисков» с изображениями разных российских государей11. В списках мастеров Оружейной палаты нередко встречаются наряду с русскими иноземные имена: немец Ганс Детерс, голландец Даниил Вухтерс, поляк Станислав Лопуцкий. Некоторые исследователи, возможно, не без основания полагают, что и к портретам «Преображенской серии» приложили руку иностранные мастера12. Позднее русское средневековье — вторая половина XVII века, будучи переходным, порубежным периодом, безусловно, подготовило почву для фундаментальных художественных перемен Нового времени, в том числе и для россики как особого раздела истории отечественной культуры XVIII – первой половины XIX века13.

Тем не менее количественный и качественный скачок в процессе приобщения России к европейской художественной школе связан с первой четвертью века восемнадцатого. Важнейшей вехой на пути реформ было знаменитое «Великое посольство» 1697–1698 годов. Целью дипломатической миссии, в которой участвовал и сам царь под именем Петра Михайлова, было создание антитурецкой военной коалиции. Историко-культурный эффект посольства существенно превзошел дипломатический. Вояж в немецкие земли, Нидерланды, Англию, Австрию познакомил Петра с обликом столиц, устройством замков и резиденций, раритетами личных кунсткамер и музейных коллекций14. Эти впечатления стимулировали основание и определили характер новой русской столицы — града Святого Петра. Санкт-Петербург, как известно, возводился со всей возможной торопливостью. Европейские впечатления и расширившиеся международные контакты требовали для новопостроенных дворцов разнообразного декоративного наполнения. Изменялись не детали вкуса, а художественная система в целом. Нужны были не отдельные предметы, а художественные ансамбли. Петровское время, следовательно, поставило вопрос о воспитании архитекторов, живописцев, граверов новой формации, создании национальной школы, подготовке отечественных художественных кадров. Кратчайшими путями для решения проблемы были приглашение иностранных мастеров и отправка русских в европейские земли для обучения. Так было положено начало знаменитому петровскому пенсионерству и миграции в Россию западных художников — первотолчок возникновению россики в русском искусстве. Участие иностранцев в создании национального художественного наследия вовсе не является уникальной чертой России. Миграция художественных кадров характерна для всей Европы: известно, каким плодотворным было пребывание Антони ван Дейка и Пампео Батони в Англии, Джованни-Баттисты Тьеполо и Антонио Канале в Германии. Внимательное исследование россики может и должно представить наше отечество как полноправную часть мировой цивилизации, наше культурное наследие — как живой организм, исторически активно взаимодействующий с окружающим миром, впитывающий из европейской культуры все ценное для себя и отдающий ей свой неповторимый художественный опыт.

Уже в 1698 году, возвращаясь из Европы, Петр, как свидетельствуют литературные источники, привез с собой около семисот человек военных и ремесленников15. Среди этих первопроходцев были гравер Адриан Шхонебек, создатель батальных полотен, портретов, географических карт, рисунков для кораблей, именовавший себя «первым в меди изографом», и резчик по дереву Конрад Оснер, исполнивший скульптурные украшения для Петропавловской крепости в Петербурге, орнаментальную и декоративную скульптуру в Петергофе. Одним из непременных пунктов контракта с иностранными мастерами, приглашаемыми в Россию, было требование подготовки подмастерьев из россиян.

Манифестом 1702 года Петр сулил иностранным мастерам хорошую оплату, почет, приближенность ко двору и, что очень важно — полную свободу вероисповедания. Более того, в контракте первого зарубежного живописца, всерьез и надолго связавшего свою судьбу с Россией, записано право покинуть Петербург, если его работа не будет востребована или обычаи и климат страны не позволят ему оставаться там далее16. Этим живописцем — он стал первым придворным художником — был Иоханн Готфрид Таннауэр (1680–1737 или 1733, работал в России с 1711 года до смерти) — сын часового мастера из Швабии, ученик венецианца Себастьяно Бомбелли, портретиста многих европейских дворов. Контракт с Таннауэром предусматривал его работу в качестве портретиста. Занятия его, однако, были разнообразнее — русская служба требовала универсализма. Он писал портреты и батальные сцены, исполнял миниатюры и рисунки тушью, чинил часы. Расширение специализации характерно для многих иностранных мастеров, приехавших в Россию. Все они писали портреты, участвовали в монументальных росписях (насущная потребность строившейся столицы и загородных резиденций) и, конечно же, обучали русских подмастерьев. Показательно, что возобновленные контракты с Таннауэром предполагают прежде всего обязанности беспрекословной службы и не упоминают о привилегиях (кроме высокой оплаты)17: появились и обрели мастерство собственные мастера, из русских.

Наиболее плодотворным периодом для приглашения и приезда в Россию зарубежных художников было время второй поездки Петра I за рубеж, 1716–1717 годы. Биографы отмечают, что интерес царя к художествам во время этого вояжа был особенно велик18. В тот же период в Петербург приехали лучшие и известнейшие мастера-иностранцы: архитектор Жан-Батист Леблон, скульпторы Никола Пино и Бартоломео Карло Растрелли… Заметный след в истории петербургской россики оставили швейцарец Георг Гзель (1673–1749, в России с 1717 или 1716 года до смерти), создатель любопытных портретов и плафонов для Летнего дворца царя Петра, а также ревельский житель (с 1704 года), работавший затем в Нарве, Риге, Петербурге, Иоханн Генрих Ведекинд (1674–1736). Творчество и обстоятельства жизни последнего и поныне нельзя назвать изученными, между тем в последние годы его кисти приписаны многие портреты. Во всяком случае, в контексте петербургской художественной жизни оба имени достаточно заметны, и дальнейшее изучение безусловно позволит расширить информацию о корпусе их работ19.

Уникальная судьба ожидала в Петербурге французского живописца Луи Каравака (1684–1754), пожалуй, одного из самых видных представителей россики Петровского времени. Он приехал в Петербург в 1716 году (контракт с ним заключил Лефорт в ноябре 1715 года в Париже) и оставался здесь до смерти в почтенном семидесятилетнем возрасте, став живописцем трех царствований. Придворным художником (по должности) Каравак не стал, был приписан к штату Канцелярии от строений, писал портреты, жанровые, батальные сцены, занимался монументальными росписями (украсил «чердачки»-плафоны в Вольерах Петергофа арабесками с фигуративными медальонами аллегорического содержания), продемонстрировав изящиый стиль и высокую маэстрию декоративиста. Из всех мастеров россики француз был, пожалуй, наиболее универсален, его наследие отличается многожанровостью и во многих случаях — высоким уровнем. Замечательны исполненные им детские портреты («Портрет царевен Елизаветы Петровны и Анны Петровны», «Портрет мальчика в охотничьем костюме»). Думается, что потомки недооценивают Каравака20, обладавшего эксклюзивным правом писать императора Петра I и императрицу Екатерину Алексеевну с натуры. Каравак, подобно Таннауэру, создал иконографический извод государя, ставший своеобразным каноном и послуживший образцом для многих живописцев21. Очевидно, что индивидуальная манера зарубежного художника, портретирующего российского монарха, членов его семьи и ближний круг, неизбежно в известной степени нивелировалась влиянием национальной художественной традиции, что существенно осложняет атрибуционную практику. Отсюда и бытующее мнение, что в Россию из Европы отправлялись лишь мастера второго уровня. Между тем, исследования живописного почерка И.Г.Таннауэра показали, что он отнюдь не «скромный ремесленник», каким его долгое время считали22. Портрет петровского времени, несмотря на полтора века пристального изучения, все еще ставит проблему уточнения авторства памятников широко известных, но числящихся анонимными или приписанных тому или иному живописцу. Ряд атрибуций состоялся в последние годы в Русском музее.

Разумеется, не все приезжие художники относились к первому ряду. Переговоры со многими крупными живописцами не увенчались успехом — мэтров пугали дальняя дорога, сказочные холода, неустроенность быта, ставшая притчей во языцех дикость аборигенов. Характерен в этом смысле отказ ехать в Россию сначала Жана-Батиста Удри, а затем и Жана Марка Натье, что вызвало гнев Петра23. Лишь Франсуа Жувене, автор знаменитого «Мужика с тараканом» (ГРМ), решился приехать в Петербург и оставался здесь около пяти лет, впрочем, с достаточно скромными результатами.

Зато во время зарубежных поездок на протяжении всей своей жизни: в составе «Великого посольства» в Нидерландах, позднее — в Карлсбаде, во время второй европейской поездки — в Амстердаме, в Гааге и других западных городах — русский царь непременно становился моделью для самых престижных живописцев. Так в портретной истории Петра Великого появились иконографические типы Годфрида Кнеллера (Годфри Неллера), Йоганна (Яна) Купецкого, Бенуа Ле Коффра, Антуана Пэна, Жана Марка Натье… Эти «изводы» доставлялись в Россию вместе с другими картинами, заказными, купленными на аукционах и у авторов, то есть в русле еще одной фундаментальной особенности реформирования национальной культуры — музейного и коллекционного собирательства24. Портреты государя тоже рассматривались как живописные раритеты и использовались в том числе и русскими мастерами в качестве образцов, непременно в той или иной мере переиначенных на национальный лад. Один из показательных примеров — варьированное копирование портрета Екатерины I кисти Натье Иваном Адольским (Одольским), в его работе видны школа Оружейной палаты, реминисценции старой манеры, которые талантливый русский мастер стремился преодолеть25.

Отечественное искусство петровского времени — сложное, многогранное и многоплановое явление. Давно уже потеряло смысл оценочное соотнесение русского и западного — это не взаимоподчиненные, но взаимовлияющие составные элементы русской культуры конца XVII – начала XVIII века. Кстати, проблема «своего» и «чужого» на каких-то этапах художественного развития вовсе не исключительно российская. И все же в условиях петровской Руси, когда первоочередное значение имел не только тот факт, что «…Россия громом “преславной виктории” известила Европу о своем вступлении в общую жизнь ее народов»26, но и уверенное понимание того, что равноправие в этой «общей жизни» может быть достигнуто лишь динамичным развитием собственной, национальной культуры, ее подъемом до уровня соревновательного паритета. Отсюда и невиданные темпы эволюции (скорее даже революции), и пафос задачи, сформулированной Петром: «Покамест советую вам помнить Латинскую поговорку “ora et labora” и твердо надеяться, что может быть еще на нашем веку вы пристыдите другие образованные страны и вознесете на высшую ступень славу Российского имени!»27 Существенно, что речь здесь государь вел именно о развитии искусства.

Наконец о главном и важнейшем результате петровских реформ в художественной сфере: появлении национальной школы живописи нового, близкого к европейскому типа. Первыми русскими художниками, отправившимися в Европу за «живописной наукой», были братья Иван и Роман Никитины, посланные в Италию в 1716 году с монаршим рекомендательным письмом к Великому герцогу Тосканскому Козимо Медичи28. Младший Никитин, Роман, и два других члена «делегации» — Михаил Захаров и Федор Черкасов — в документах обозначены как ученики Ивана, имевшего, следовательно, уже изрядную выучку и опыт работы. Однако до приезда во Флоренцию пенсионеры год провели в Венеции, где упражнялись в рисовании и «изрядно обучились языку итальянскому». Только через год сопровождавший их государев «агент» Петр Иванович Беклемишев привез подопечных живописцев в столицу Тосканы.

С пребыванием в Италии Ивана Никитина (ок. 1690 – не ранее 1742) связан уникальный для петровского времени эпизод в истории русской живописи: представляясь Козимо Медичи 23 июля 1717 года, русские живописцы поднесли ему репрезентативные портреты Петра I и царицы Екатерины Алексеевны с подписью на оборотной стороне холста: «Giov[anni] Moscovit in Firenze A Dom 1717». Примечательно, что в подписи автор использовал архаическое название собственной страны — «Московия»29. Были ли эти портреты монаршим подарком владетельному герцогу — неведомо. Однако же установлено, что писались они в Италии, возможно по гравюре (иконографический тип соответствует изводу И.Г.Таннауэра), и представляют собой редчайшие образцы россики но уже не для России, а для Италии30.

Этот эпизод — еще одна загадка судьбы славного русского живописца. Деятельность его фиксируется документами недостаточно подробно, нет ясности и исследовательского согласия по вопросу о том, от кого, когда и где художник получил начальные профессиональные навыки: он предстает перед заинтересованными исследователями уже достаточно искушенным мастером. Огорчает лакунами и биография Ивана Никитина. Спорят искусствоведы и любители и о составе корпуса его работ31. Достоверно и подробно реконструирована лишь срединная часть его жизни. Очевидно, что был он одним из самых одаренных и профессиональных отечественных мастеров, который, в 1720 году возвратившись по категорическому требованию Петра в Петербург, стал первым русским «гофмалером» (придворным художником) безусловно европейского уровня. Именно Никитин персонифицирует успешное осуществление петровских реформ в области художественной культуры и основание национальной школы живописи, доказавшей Европе, что «…есть и из нашего народа добрые мастера». В своем отношении к Никитину Петр был по обыкновению радикален: в одном из «анекдотов», собранных Якобом Штелином, содержатся сведения, что царь-реформатор чуть ли ни приказывал приближенным заказывать портреты только русскому мастеру. «Персону» самого государя Никитин «списывал» (то есть писал с натуры) еще до пенсионерства, в 1715 году32.

Оценивая такую важную культурно-историческую новацию петровского времени, как отправка учеников в чужие земли — пенсионерство, обычно упоминают лишь двух живописцев, полностью оправдавших надежды и сыгравших выдающуюся роль в становлении национальной художественной школы: это Иван Никитин и Андрей Матвеев (1702–1739). Биография последнего, как отмечают авторитетные исследователи, прослеживается лишь с 1716 года, когда «по указу […] его императорского величества» послан он был «для обучения живописному художеству в Голландию и обучался в Амстердаме и в Брабандии (Фландрии. — Г.Г.) тому художеству писать персоны також и гистории со всяким моим прилежанием и охотой…»33. Возвратился Матвеев в Петербург в августе 1727 года, прожив за рубежом одиннадцать лет! Его учителем в Амстердаме был Арнольд Боонен (автор портретов Петра I и царицы Екатерины, писанных с натуры во время их европейского визита), а в Антверпене, в Академии изящных искусств (1723–1727), — Петер Спервер. Таким образом, это первый (и, пожалуй, единственный) русский живописец, прошедший европейскую художественную школу. В город Святого Петра он вернулся уже после кончины первого русского императора, но по праву считается живописцем петровского времени, продолжавшим и развивавшим художественные традиции этого своеобразного периода истории искусства. К сожалению, безусловных, документированных произведений Матвеева, плодов его индивидуального творчества — портретов и аллегорических композиций — сохранилось немного; основным занятием мастера — «…понеже пишет обоя как истории так и персоны…» (свидетельство Каравака) — стало корпоративное творчество в штате знаменитой петербургской Канцелярии от строений. Вскоре после зачисления в штат этого учреждения он стал руководителем его живописной команды. Еще одна особенность искусства петровского времени — рудимент средневекового сознания — отсутствие персонифицированной ценности художественной работы; поэтому авторство Андрея Матвеева по отношению к иконам Петропавловского собора или церкви святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы с большей или меньшей достоверностью определяется скрупулезными историческими, стилистическими и технологическими исследованиями. Работы, безусловно принадлежащие кисти Матвеева — портреты членов семьи Голицыных, «Автопортрет с женой», две небольшие аллегорические картины34 и уверенно приписываемый ему «Портрет Петра I» (в духе Карела де Моора)35, — свидетельствуют о высоком профессиональном мастерстве и особой эмоциональной проникновенности его творческой манеры.

Разумеется, составляющие художественной культуры петровского времени охарактеризованы здесь в самой общей форме. Структура этих явлений сложнее и многограннее: в парсунный период жанровый и сюжетный состав художественных произведений жанром самой парсуны не ограничен; в характеристике россики, даже в области исключительно живописи, в интересах обобщения просто не упомянуты весьма значительные имена (скажем, монументалисты Никола Пино или Бартоломео Тарсиа, портретисты Арнольд Боонен, Адриан ван дер Верф, Карел Моор); среди русских художников не названы десятки мастеров живописной команды Канцелярии от строений; опущены подробные характеристики, к примеру, даже таких значительных персонажей, как Михаил Чоглоков, выдающийся зодчий, писавший также портреты, или братья Григорий и Иван Адольские (Одольские). Важно, что в петровское время складывается стиль национального искусства, и хотя среди его создателей на раннем этапе было немало западных художников, их творчество, отвечая русским потребностям, подвергалось изменениям, обретало новые, мотивированные этими потребностями, принципиально важные черты и особенности.

Прежде всего, определился приоритет портретного жанра, сохранявшийся в России на протяжении всего XVIII века, по праву именуемого веком портрета. В преобладании портретного жанра закономерно видят отражение роста личностного и национального самосознания — существеннейшего фактора развития страны в столетие, открывающееся петровскими реформами. И в этом смысле портретный жанр в отечественном искусстве имеет повышенную социально-историческую, а не только художественную значимость. К тому же развитие портрета, ставшего не просто преобладающим, но господствующим жанром, во всяком случае в станковой живописи, опиралось на богатую национальную традицию, заложенную во второй половине XVII века во взаимодействии с иконописью. Эта особенность отразилась в составе сохранившегося до наших дней художественного наследия петровской эпохи. По преимуществу это портреты, но не исключительно: из документов можно почерпнуть сведения о декоративных росписях, живописных притчах, картинах исторического и религиозного содержания. Уникальное свидетельство тому — не так давно обнаруженная картина «Самсон и Далила», датированная надписью по-русски: «1717 годъ». Возможно, она выполнена по западной гравюре, однако это обстоятельство не слишком существенно, и находка остается сенсационной.

Начальному этапу развития светского портрета в России свойственны несколько закономерностей, ярко характеризующих его специфику. Прежде всего, в подавляющем большинстве сохранившиеся портретные работы анонимны, не подписаны автором, в редких случаях их создатели с большей или меньшей достоверностью определяются документально. К примеру, среди произведений Ивана Никитина лишь три имеют автограф мастера, из работ Андрея Матвеева — всего одна. Разумеется, это рудимент корпоративного сознания. Живописцы Оружейной палаты, Конторы городовых дел и Канцелярии от строений работали командами и членами команды себя согласно ощущали: их имена историки искусства чаще узнают из бюрократических документов — указов, счетов, ведомостей, требований. Количество анонимных работ среди оставленных эпохой Петра Великого подавляюще велико. Не случайно, скажем, подписные работы среди полотен Каравака встречаются значительно чаще. Но уровень самосознания и в этом отношении в петровское время меняется. Исследователи обратили внимание, что письма кабинет-секретарю Макарову Иван Никитин в разные годы завершает по-разному: в 1718 году он — «преданнейший раб», в 1724-м — «двора Его Императорского Величества живописец»; через год в Канцелярию городовых дел он обращался уже как «Его Императорского Величества персонного дела Мастер»36.

Естественно, что в корпусе портретной живописи петровского времени преобладают изображения самого царя, царицы и их детей. Запечатлеть монарха и его ближайшее окружение — акт не только и даже не столько художественный, сколько «прославительный», репрезентативный и политический. Задачей «царского изографа» было прежде всего воплотить величие государя. Тиражирование его портретов — знак безграничности и незыблемости его власти, дело государственной важности. Немногие живописцы имели возможность «списывать» персону монарха с натуры — это было привилегией и обязанностью. Удостоенные такой чести создавали канонические типы, иконографические изводы, образцы, повторявшиеся затем другими авторами. Эти образцы, как правило, проходили высочайшую апробацию. Сходные черты непременно придавались и изображениям придворных, «птенцов гнезда Петрова», светских иерархов… Отсюда образно-тематическое единство портретов петровского времени, их стилистическая общность. Вместе с тем они, собранные вместе в изрядном количестве, при всей типологической повторяемости не производят впечатления скучного, однообразного, монотонного ряда. Во-первых, потому, что иконографических типов было довольно много: Неллера, Таннауэра, Купецкого, Каравака, Моора, Натье… Во-вторых, каждый живописец, безусловно и нормативно сохраняя внешнее сходство, в меру своей маэстрии отражал и эмоционально-психологические особенности модели, и свое восприятие ее. В-третьих, для петровской эпохи в истории национального искусства, да, собственно, и для всего XVIII века понятие и явление копии имело особый смысл: повторение оригинала другим художником считалось закономерным, обязательным и необходимым37 и оценивалось с точки зрения собственного качества, а не точности воспроизведения оригинала. Искушенный копиист несомненно вкладывал в свою работу творческое начало. К счастью, многие важные «изводы»-образцы стали известны благодаря сохранившимся копиям — важная особенность художественного наследия России конца XVII – первой четверти XVIII века.

Преобладающий интерес к сходству (влияние парсунной традиции) определил и набор стилевых черт, характерных для портрета петровского времени — не без исключений, но по преимуществу: фронтальность и статичность изображения, скудное использование аксессуаров, малый интерес к психологической характеристике. Важные и впечатляющие черты петровского портрета — стихийно сложившиеся торжественная монументальность и суровая выразительность. Особенности индивидуальной манеры художника в нем как бы нивелируются единством образных представлений. Вот почему, при всех вышеизложенных особенностях, так сложна атрибуция этого материала, задача выявления авторства, если отсутствуют документальные свидетельства и указания. Существенную помощь здесь оказывает многостороннее технологическое исследование.

Вместе с тем для живописи петровской эпохи характерен широкий спектр видов портрета: парадный (конный и в рост), полупарадный (поколенный), поясной и погрудный (камерный). Постепенно усложняется ракурс (в произведениях Ивана Никитина), сохраняются и старые, традиционные, парсунные формы фиксации облика (к примеру «во успении» — известны несколько портретов царя на смертном ложе разных авторов).

Художественное наследие насыщенной реформаторскими тенденциями эпохи правления Петра Великого издавна является предметом архивно-документального изучения, эстетического осмысления, систематизации и публикации. Многие страницы истории изобразительного искуства в России раскрыты уже в XVIII веке, благодаря «Запискам об изящных искусствах» академика Российской академии наук Якоба Штелина (1709–1785), материал для которых он стал собирать сразу после приезда в Россию в 1735 году38. Симптоматично, что упоминания об отдельных группах произведений и о персоналиях петровского времени встречаются в Европе уже в первые десятилетия XIX века39. Однако подлинным открытием этот период истории русского искусства обязан Петру Николаевичу Петрову, скрупулезно собравшему сведения о нем и опубликовавшему их при подготовке Портретной выставки 1870 года и по ее результатам40. Важную роль в изучении искусства петровской эпохи сыграла уже упоминавшаяся книга Н.М.Молевой и Э.М.Белютина «Живописных дел мастера» (1965). Безусловной научной и художественной сенсацией стала состоявшаяся в Русском музее в 1973 году выставка «Портрет петровского времени». Экспозиция эта, организованная выдающимися знатоками истории искусства и музейного дела Г.В.Смирновым и Э.Н.Ацаркиной, вызвала всплеск научного интереса, стимулировала развитие нового направления атрибуционной деятельности музея41 — технико-технологического исследования. Это важно и ценно. Но куда важнее, что вместе с этой выставкой, прошедшей с огромным успехом, возродилось осознание того, что живопись петровской эпохи совершенно выразила свое время. И ее произведения — вовсе не собрание архивных раритетов, ценных лишь как свидетельства давно прошедшей эпохи и способных удовлетворить разве что бесстрастное любопытство мельком остановившего на них взгляд человека новейшего времени. Ныне пришло время реанимации художественного наследия петровской эпохи: обнаружилось немало прежде неизвестных или фундаментально забытых памятников, в том числе на различных аукционах, сформировалась группа собирателей этого материала, обнаружены новые данные, сделаны атрибуционные выводы42. Крайне важно еще и то, что окончательно укрепилось осознание искусства петровского времени как полноценной именно художественной среды, погружение в которую способно пробудить абсолютно современные эстетические переживания цельностью и силой своей монументальной, суровой выразительности, особостью художнического взгляда, сконцентрированной практически в каждом произведении эмоциональной энергией, достоверностью отражения того реформаторского пафоса, который во многом определил будущее России. А уж эти качества вполне эстетического свойства историческим бытованием не перечеркиваются и сроком отстояния от сегодняшнего дня не уничтожаются. И, значит, не обесцениваются.

Примечания

1 Карамзин Н.М. О Древней и Новой России в политическом и гражданском отношениях // Карамзин Н.М. История государства Российского: В 3 кн. Репринт изд. 1842–1844 гг. М., 1988–1989. Т. 3. Приложение 2. С. XLV.

2 Анисимов Е.А. Вступ. ст. к кн.: Петр Великий. Воспоминания. Дневниковые записи. Анекдоты. СПб.; М.; Париж; Нью-Йорк. 1993. C. 27.

3 Слова Н.Бердяева. Цит. по: Петр Великий. Воспоминания. Дневниковые записи. Анекдоты. C. 40.

4 Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984. С. 161.

5 См.: Лотман Ю., Успенский Б. К семиотической типологии русской культуры XVIII века // Художественная культура XVIII века: Материалы науч. конф. (Москва, 1973) / Гос. музей изобразит. искусств им. А.С.Пушкина; Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. М., 1974. С. 259-282; Евангулова О.С. К вопросу об особенностях художественного процесса в России XVIII в. // Отечественное и зарубежное искусство. Л., 1986. С. 3.

6 Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII века. М., 1955. С. 30-31.

7 Молева Н.М., Белютин Э.М. Живописных дел мастера. М., 1965. С.26.

8 Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. М., 1987. С. 112.

9 Там же. С. 115.

10 Руднева Л.Ю. О живописной парсуне последней трети XVII века и ее традициях в XVIII веке // Русский исторический портрет. Эпоха парсуны: Каталог выставки Гос. ист. музея, 26 дек. 2003 г. – 31 мая 2004 г. М., 2004. C. 44-45.

11 Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. 4-е изд. Т. 1: Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. Ч. 1. М., 1918. C. 229.

12 Гаврилова Е.И. О методах атрибуции двух групп произведений Петровской эпохи // Научно-исследовательская работа в художественных музеях. Ч. 2. М., 1975. C. 58.

13 О.С.Евангулова считает термин «россика» устаревшим и пишет: «Обычно под ним подразумевают произведения иностранцев, работавших в России, главным образом живописцев, а из них портретистов» (Евангулова О.С. Русский портрет XVIII века и проблема «россики» // Искусство. 1986. № 12. С. 56-60). Нам кажется, что термин этот сохранил свою актуальность и характеризует явление более широкое, нежели только живопись и портрет.

14 Левинсон-Лессинг В.Ф. Первое путешествие Петра I за границу // Культура и искусство петровского времени: Публикации и исследования. Гос. Эрмитаж, Отд. истории рус. культуры. Л., 1977. С. 5-36.

15 Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. М., 1925. С. 11-13.

16 Markina L. Court Artists Waiting on the Russian Tsars from Peter I to Catherine II // Vene valitsejate portreed = Portraits of Russian Tsars. Tallinn, 2008. P. 16.

17 Лебедева Т.А. Иван Никитин. М., 1974. С. 76.

18 См.: Штелин Я. Анекдоты о Петре Великом. Ч. 1-4. М., 1830.

19 Пожалуй, единственная монографическая статья о творчестве Ведекинда написана И.М. Жарковой. См.: Zharkova I. Johann Heinrich Wedekind (1674–1736) — Painter of Peter’s Era // Vene valitsejate portreed. P. 65-73.

20 По этому поводу сетовали уже Т.В.Ильина и С.В.Римская-Корсакова. См.: Ильина Т.В., Римская-Корсакова С.В. Андрей Матвеев. М., 1984. C. 205.

21 См. статью С.В.Моисеевой в изд. каталога выставки.

22 Римская-Корсакова С.В. Атрибуция ряда портретов петровского времени на основании технико-технологического исследования // Культура и искусство петровского времени: Публикации и исследования / C. 192.

23 См.: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т. 3. СПб., 1888. Стб. 1590–1591; Кюзэн Ж.П. Французская живопись в Париже и Петербурге // Россия — Франция. Век Просвещения: Каталог выставки. Л., 1987. C. 144-145.

24 Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. С. 11-13.

25 Жаркова И.М. Живописцы Адольские. Русский исторический портрет. Эпоха парсуны: Материалы конференции / Гос. ист. музей. М., 2006. C. 202-206. (Труды ГИМ. Вып. 155).

26 Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн. XVII. М., 1996. C. 629.

27 Цит. по: Евангулова О.С. Русское художественное сознание XVIII века и искусство западноевропейских школ. М., 2007. С. 14-15.

28 Лебедева Т.А. Иван Никитин. С. 43. В составе группы, сопровождавшейся П.И. Беклемишевым, были также ученики Никитина-старшего (Ивана), впоследствии живописцы Канцелярии от строений Федор Черкасов и Михаил Захаров.

29 Сенсационную находку совершил В.Ю.Матвеев в 1989 г. В том же году находившийся тогда в полицейском участке портрет имели возможность изучить автор этой статьи и Е.Н.Петрова. Оба раритета, как выяснилось, принадлежат галерее Уффици и сегодня висят в ряду монарших портретов в этой галерее. Размер полотен — 124,5Ч95,5 см. В 1991 г. на выставке произведений русских художников из галерей и частных собраний Италии оба портрета экспонировались в Русском музее (см.: Произведения русских художников из музеев и частных коллекций Италии. Каталог выставки. Венеция, 1991. Кат. 28, 29 (воспроизведены в цвете). В процессе экспонирования портреты подверглись технологическому исследованию, которое убедительно подтвердило авторство Ивана Никитина.

30 Римская-Корсакова С.В. О портретах Ивана Никитина из галереи Уффици // Страницы истории отечественного искусства: Сб. ст. Вып. IV: XVIII – первая половина XIX в. / Гос. рус. музей. СПб., 1999. C. 3-11.

31 О Никитине писали Н.М.Молева и Э.М.Белютин, изучением его творче-ства многие годы успешно занималась И.М.Жаркова, книга о нем, написанная Т.А.Лебедевой, безусловно сохраняет значение и поныне. По-разному можно оценивать трактовки С.О.Андросова, признавая, однако, его профессионализм, владение материалом и логику. Недавно вышедшая книга В.Головкова базируется на безоговорочном признании авторства Никитина картины «Венера и Амур» из частного собрания, не подтвержденного исследованием в Русском музее. Все выводы, которые следуют затем в книге внушительного объема, — логическая цепочка, основанная, надо признать, на заинтересованном изучении исторических фактов, но выдающая за фундаментальную аксиому весьма сомнительный по достоверности посыл. В Русском музее творчество Никитина, с уточнением ряда атрибуций, изучали С.В.Римская-Корсакова и С.В.Моисеева.

32 Лебедева Т.А. Иван Никитин. С. 33, 36.

33 Ильина Т.В., Римская-Корсакова С.В. Андрей Матвеев. С. 55.

34 И.А.Соколова указала, что картина «Венера и Амур» композиционно и иконографически близка картине Карела Дюжардена. См.: Соколова И.А. Картинная галерея П.П.Семенова-Тян-Шанского и голландская живопись на антикварном рынке Петербурга. СПб., 2009. С. 44-45.

35 Там же. С. 208-209.

36 Евангулова О.С. Русское художественное сознание XVIII века и искусство западноевропейских школ. С. 64-65.

37 Там же. С. 64.

38 См.: Записки Якоба Штелина о изящных искусствах в России: В 2 т. / Сост., пер. и примеч. К.В.Малиновского. М., 1990.

39 Nagler G.K. Neues Allgemeines Kьnstlerlexicon. Mьnhen, 1836. Bd. III. S. 263.

40 Русские живописцы-пенсионеры при Петре Великом // Вестник Изящных Искусств. 1883. Вып. 1-2.

41 Необходимо упомянуть имена выдающихся исследователей искусства петровской эпохи, кроме приведенных в тексте; это, прежде всего, из ушедших — сотрудники Русского музея М.А.Алексеева и К.В.Михайлова; знаток и энтузиаст этого периода, старший научный сотрудник Третьяковской галереи И.М.Жаркова. И ныне здравствующая С.В.Римская-Корсакова, безусловно крупный искусствоведческий авторитет в этой области, профессионально владеющий методами технологического исследования.

42 В Русском музее этим периодом плодотворно занимается С.В.Моисеева.

Бартоломео Карло Растрелли. Портрет Петра I. Бюст. 1719. Воск и гипс раскрашенные, парик из волос Петра I, глаза – стекло, эмаль. ГЭ

Бартоломео Карло Растрелли. Портрет Петра I. Бюст. 1719. Воск и гипс раскрашенные, парик из волос Петра I, глаза – стекло, эмаль. ГЭ

Неизвестный художник XVII века. Московская школа. Портрет царевича Петра Алексеевича. 1670-е. Дерево, масло, темпера. Государственный музей А.С.Пушкина, Москва

Неизвестный художник XVII века. Московская школа. Портрет царевича Петра Алексеевича. 1670-е. Дерево, масло, темпера. Государственный музей А.С.Пушкина, Москва

Неизвестный художник конца XVII века. Школа Оружейной палаты. Портрет «жильца рейтарского строя» Якова Федоровича Тургенева (16…–1695). 1694(?). Холст, масло. Из «Преображенской серии». ГРМ

Неизвестный художник конца XVII века. Школа Оружейной палаты. Портрет «жильца рейтарского строя» Якова Федоровича Тургенева (16…–1695). 1694(?). Холст, масло. Из «Преображенской серии». ГРМ

Неизвестный художник конца XVII века. Школа Оружейной палаты. Портрет стольника князя Михаила Федоровича (?) Жирового-Засекина (? – не позднее 1707).Не позднее 30 августа 1698. Холст, масло. Из «Преображенской серии». ГРМ

Неизвестный художник конца XVII века. Школа Оружейной палаты. Портрет стольника князя Михаила Федоровича (?) Жирового-Засекина (? – не позднее 1707).Не позднее 30 августа 1698. Холст, масло. Из «Преображенской серии». ГРМ

Неизвестный художник начала XVIII века. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной, урожденной княжны Мышецкой (1680 – после 1722) с детьми Александрой (?–?) и Татьяной (1704–1757). Между 1709 и 1715. Холст, масло. ГТГ

Неизвестный художник начала XVIII века. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной, урожденной княжны Мышецкой (1680 – после 1722) с детьми Александрой (?–?) и Татьяной (1704–1757). Между 1709 и 1715. Холст, масло. ГТГ

Энрике Белли. С оригинала Г.Неллера (1698, Кенсингтонский дворец). Портрет Петра I. Между 1759 и 1762. Холст, масло. ГЭ

Энрике Белли. С оригинала Г.Неллера (1698, Кенсингтонский дворец). Портрет Петра I. Между 1759 и 1762. Холст, масло. ГЭ

Неизвестный художник конца XVII – начала XVIII века. Школа Оружейной палаты.  Портрет стряпчего Алексея Никифоровича Ленина (? – 1707) «с хлопцом» (с калмыком). Начало XVIII века (не позднее 1707). Холст, масло. Из «Преображенской серии». ГРМ

Неизвестный художник конца XVII – начала XVIII века. Школа Оружейной палаты. Портрет стряпчего Алексея Никифоровича Ленина (? – 1707) «с хлопцом» (с калмыком). Начало XVIII века (не позднее 1707). Холст, масло. Из «Преображенской серии». ГРМ

Неизвестный художник начала XVIII века. Петр I, попирающий врагов своих. Холст, масло. Аллегорическое изображение. Иконографический тип Г.Неллера. ГРМ

Неизвестный художник начала XVIII века. Петр I, попирающий врагов своих. Холст, масло. Аллегорическое изображение. Иконографический тип Г.Неллера. ГРМ

Питер Ван дер Верф. Портрет Петра I. Около 1697. Написан во время первой поездки царя за рубеж в составе «Великого посольства». Холст, масло. ГЭ

Питер Ван дер Верф. Портрет Петра I. Около 1697. Написан во время первой поездки царя за рубеж в составе «Великого посольства». Холст, масло. ГЭ

Ян Купецкий. Портрет Петра I. 1711. Холст, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург

Ян Купецкий. Портрет Петра I. 1711. Холст, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург

Ян Веникс. Портрет Петра I. 169(7?). Написан во время первой поездки царя за рубеж в составе «Великого посольства». Холст, масло. ГЭ

Ян Веникс. Портрет Петра I. 169(7?). Написан во время первой поездки царя за рубеж в составе «Великого посольства». Холст, масло. ГЭ

Бенуа Ле Кофр. Портрет Петра I c датским орденом Белого слона. 1716. Холст, масло. ГМЗ «Петергоф»

Бенуа Ле Кофр. Портрет Петра I c датским орденом Белого слона. 1716. Холст, масло. ГМЗ «Петергоф»

Иоганн Готфрид Таннауэр. Портрет царевича Алексея Петровича (1690–1718). Начало 1710-х(?). Холст, масло. ГРМ

Иоганн Готфрид Таннауэр. Портрет царевича Алексея Петровича (1690–1718). Начало 1710-х(?). Холст, масло. ГРМ

Жан Марк Натье. Портрет Петра I. 1717. Холст, масло. ГЭ

Жан Марк Натье. Портрет Петра I. 1717. Холст, масло. ГЭ

Жан Марк Натье. Портрет царицы Екатерины (1684–1727). 1717. Холст, масло. ГЭ

Жан Марк Натье. Портрет царицы Екатерины (1684–1727). 1717. Холст, масло. ГЭ

Иоганн Готфрид Таннауэр. Петр I в Полтавской баталии. 1724 (1725?). Холст, масло. ГРМ

Иоганн Готфрид Таннауэр. Петр I в Полтавской баталии. 1724 (1725?). Холст, масло. ГРМ

Жан Марк Натье. Битва при Лесной 28 сентября 1708 года. 1717. Холст, масло. ГМИИ имени А.С.Пушкина

Жан Марк Натье. Битва при Лесной 28 сентября 1708 года. 1717. Холст, масло. ГМИИ имени А.С.Пушкина

Иоганн Готфрид Таннауэр.Портрет Петра I на смертном одре. 1725. Холст, масло. ГЭ

Иоганн Готфрид Таннауэр.Портрет Петра I на смертном одре. 1725. Холст, масло. ГЭ

Луи Каравак. Портрет Петра I в Преображенском мундире. Конец 1717. Холст, масло. ГРМ

Луи Каравак. Портрет Петра I в Преображенском мундире. Конец 1717. Холст, масло. ГРМ

Иоганн Готфрид Таннауэр. Портрет фельдмаршала Михаила Михайловича Голицына (?) (1675–1730). 1711–1725. Холст, масло. ГМЗ «Павловск»

Иоганн Готфрид Таннауэр. Портрет фельдмаршала Михаила Михайловича Голицына (?) (1675–1730). 1711–1725. Холст, масло. ГМЗ «Павловск»

Луи Каравак (?). Портрет Екатерины I в пеньюаре. 1717(?). Холст, масло. ГРМ

Луи Каравак (?). Портрет Екатерины I в пеньюаре. 1717(?). Холст, масло. ГРМ

Луи Каравак. Портрет царевича Петра Алексеевича (будущего Петра II, 1715–1730) и царевны Натальи Алексеевны в детском возрасте в облике Аполлона и Дианы. 1721. Холст, масло. ГТГ

Луи Каравак. Портрет царевича Петра Алексеевича (будущего Петра II, 1715–1730) и царевны Натальи Алексеевны в детском возрасте в облике Аполлона и Дианы. 1721. Холст, масло. ГТГ

Луи Каравак. Портрет царевен Анны Петровны (1708–1728) и Елизаветы Петровны (1709–1761) в облике Дианы и Флоры. 1717. Холст, масло. ГРМ

Луи Каравак. Портрет царевен Анны Петровны (1708–1728) и Елизаветы Петровны (1709–1761) в облике Дианы и Флоры. 1717. Холст, масло. ГРМ

Луи Каравак. Портрет царевны Натальи Петровны (1718–1725). 1721. Холст, масло. ГРМ

Луи Каравак. Портрет царевны Натальи Петровны (1718–1725). 1721. Холст, масло. ГРМ

Луи Каравак. Портрет Петра I на фоне эскадры кораблей. 1720-е. Холст, масло. Центральный Военно-морской музей, Санкт-Петербург

Луи Каравак. Портрет Петра I на фоне эскадры кораблей. 1720-е. Холст, масло. Центральный Военно-морской музей, Санкт-Петербург

Иван Никитин. Портрет Петра I на фоне морского сражения. 1715(?). Холст, масло. ГМЗ «Царское село»

Иван Никитин. Портрет Петра I на фоне морского сражения. 1715(?). Холст, масло. ГМЗ «Царское село»

Иван Никитин. Петр I на смертном ложе. Начало 1725. Холст, масло. ГРМ

Иван Никитин. Петр I на смертном ложе. Начало 1725. Холст, масло. ГРМ

Иван Никитин. Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707–1756). 1726. Холст, масло. ГРМ

Иван Никитин. Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707–1756). 1726. Холст, масло. ГРМ

Иван Никитин. Портрет молодого человека в зеленом кафтане (художника Андрея Матвеева, 1702(?)–1739). Не позднее 8 августа 1832. Холст, масло. ГРМ

Иван Никитин. Портрет молодого человека в зеленом кафтане (художника Андрея Матвеева, 1702(?)–1739). Не позднее 8 августа 1832. Холст, масло. ГРМ

Иван Никитин. Портрет царевны Прасковьи Иоанновны (1694–1731). 1714. Холст, масло. ГРМ

Иван Никитин. Портрет царевны Прасковьи Иоанновны (1694–1731). 1714. Холст, масло. ГРМ

Андрей Матвеев. Портрет стольника князя Ивана Алексеевича Голицына (1658–1739). 1728. Холст, масло. Собрание И.И.Голицына, Москва

Андрей Матвеев. Портрет стольника князя Ивана Алексеевича Голицына (1658–1739). 1728. Холст, масло. Собрание И.И.Голицына, Москва

Андрей Матвеев. Портрет княгини Анастасии Петровны Голицыной (1655–1729). 1728. Холст, масло. Собрание И.И.Голицына, Москва

Андрей Матвеев. Портрет княгини Анастасии Петровны Голицыной (1655–1729). 1728. Холст, масло. Собрание И.И.Голицына, Москва

Андрей Матвеев. Автопортрет с женой Ириной Степановной, урожденной Антроповой (1712 или 1714–1740-е). Не ранее 1728. Холст, масло. ГРМ

Андрей Матвеев. Автопортрет с женой Ириной Степановной, урожденной Антроповой (1712 или 1714–1740-е). Не ранее 1728. Холст, масло. ГРМ

Андрей Матвеев. Портрет императора Петра I. Тип К. Де Мора (1717). 1720-е—1730-е годы. Холст, масло. ГЭ

Андрей Матвеев. Портрет императора Петра I. Тип К. Де Мора (1717). 1720-е—1730-е годы. Холст, масло. ГЭ

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru