Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 117 2016

Владимир Кузнецов

заведующий отделом классической археологии Института археологии РАН,
директор Государственного историко-археологического музея-заповедника «Фанагория», доктор исторических наук

Античное Причерноморье

Фанагория

Статья 2-я. См. «Наше наследие» № 114

Остатки Фанагории, древнего города, и его некрополей находятся на берегу Таманского залива, напротив Крыма. Город был основан древнегреческими переселенцами из Теоса (расположенного на побережье Эгейского моря, который эллины называли Ионией; современная Малая Азия) и просуществовал более полутора тысяч лет. Ионийские греки в течение VII–VI веков до н.э. подвергались нападениям сначала лидийцев, живших к востоку от них, а затем персов. Войны продолжались десятилетиями, так что ионийские греки постоянно находились, как мы сейчас сказали бы, в состоянии нестабильности.

Геродот в своей «Истории» (1.17) описывал один из эпизодов войн греков из города Милета с «варварами» таким образом: «Продолжая войну, начатую еще его отцом, он (лидийский царь Алиатт. — В.К.) воевал с милетянами. Выступив в поход, он действовал при осаде Милета так.

Он начинал поход с войском против Милета в пору созревания хлеба на полях... Прибыв в землю милетян, он не стал разрушать и сжигать дома на полях и взламывать двери, но оставлял в неприкосновенности. Только деревья он срубил и уничтожил хлеб на полях, а затем возвратился домой. Осаждать город было бесполезно, так как милетяне господствовали на море. Дома же лидийский царь не разрушал для того, чтобы милетяне могли, живя в них, оттуда снова засеять и вспахать свои поля и чтобы сам он, когда они вновь обработают землю, мог при следующем набеге опять опустошить их». Результатом потерь земли и постоянных угроз оказаться в рабстве у «варваров» стали несколько волн эмиграции: ионийские греки переселялись во вновь основанные колонии, расположенные вдоль берегов Средиземного моря и Черного моря (Понта).

Одними из самых свободолюбивых оказались два города — Фокея и Теос, жители которых предпочли покинуть свою родину в полном составе, нежели стать рабами. Вот что пишет Геродот: «Почти так же, как и фокейцы, поступили и жители Теоса. После того как Гарпаг (персидский полководец. — В.К.), возведя насыпь, захватил стены [их города], все теосцы сели на корабли и отплыли во Фракию. Там они поселились в городе Абдеры». Геродот по неизвестной нам причине умолчал об основании одновременно с Абдерами второй теосской колонии — Фанагории. Об этом сообщают другие древние авторы. Арриан пишет, что Фанагорию основал теосец Фанагор, «бежавший от персидской наглости».

В отличие от средиземноморских берегов северное побережье Черного моря еще не было освоено греками. Греческие переселенцы стали появляться на берегах Черного и Азовского морей на рубеже VII–VI веков до н.э. Первые эллинские колонии на Таманском полуострове образовались примерно в 670-е годы до н.э. Именно здесь теосцы основали в 540-е годы Фанагорию, ставшую со временем крупнейшим и красивейшим греческим городом региона. Уже издавна Фанагория в письменных источниках связывается с большим городищем, расположенным почти в самом юго-восточном углу Таманского залива, на западной окраине поселка Сенной. Этой идентификацией историки прежде всего обязаны древнему географу Страбону. Согласно его сочинению «География» (11.2.10), Фанагория была главным городом греков азиатского Боспора (т.е. Таманского полуострова). Действительно, городище у поселка Сенной не имеет себе равных на полуострове ни по занимаемой площади, ни по мощности культурных напластований античного времени. Оно располагалось на двух плато (верхнем и нижнем), спускающихся к морю. Его общая площадь в эпоху расцвета превышала 65 га. С трех сторон город был окружен большим некрополем. В долине к югу от города находилась хора — земельные владения жителей.

Плодородные таманские земли позволяли выращивать самую разнообразную сельскохозяйственную продукцию, в том числе зерно. В значительных количествах это зерно экспортировалось в IV веке до н.э. в Афины, о чем пишут Демосфен и другие древние авторы. Таманский полуостров был богат не только своими землями, но также рыбой (в том числе и осетром), птицей, дикими животными, а также пресной водой. Вот как описывал земли по берегам Керченского пролива российский академик П.С.Паллас (1741–1811), посетивший эти места в XVIII веке, в своем «Путешествии по различным провинциям Российской империи» (1777): «Рыбная ловля на Босфоре (т.е. в Керченском проливе. — В.К.) и вдоль всего берега очень обильна; ловят преимущественно белугу и других осетров, сетями или же крепкими лесами, привязывая к ним плавающую приманку. Керченские греки в особенности занимаются рыбною ловлею и налавливают в год рыбы от трех до четырех сот тысяч ок (от 24 до 30 тысяч пудов). Красную белугу (балыки) и желудки ее (Tеschi), которые режутся на части, они солят с селитрой и сушат на воздухе; они составляют самую изысканную постную пищу, как в России, так и на греческих островах, хотя мясо этой рыбы очень неудовлетворимо. Если эти балыки часто вытирать свежим деревянным маслом и держать развешанными на воздухе, в тени, то они могут сохраняться несколько лет, — и тогда еще более ценятся. Эта страна, — продолжает П.С.Паллас, — в высшей степени плодородна и пригодна для всякого рода культуры; в дичи нет в ней недостатка, хотя фазаны, которых прежде было множество, теперь начинают быть редкими; рыба же здесь находится даже в избытке. Для скотоводства могли бы быть здесь, при хорошем обращении с полями, прекрасные пастбища».

Все эти благоприятные природные условия, помноженные на достижения античной цивилизации, позволили греческим переселенцам создать высокий уровень жизни, превратить Фанагорию в важнейший культурный и экономический центр Причерноморья.

По обоим берегам Керченского пролива — в Крыму и на Таманском полуострове — в течение VI века до н.э. греки основали множество колоний, или, как они их называли, апойкий. В научной литературе не затихают дискуссии о политическом статусе этих апойкий. Можно ли называть причерноморские колонии с самого начала их существования полисами, т.е. независимыми городами-государствами (так обычно переводят этот термин)? Полис был тем самым структурообразующим элементом, который по сути дела создал древнегреческую цивилизацию. Поскольку греки не знали другой формы политического устройства, то логичным представляется мнение о том, что они основывали новые апойкии в виде полисов. Это означало в нашем случае, что Фанагория была независимой самоуправляющейся общиной, со своей территорией, органами управления, прежде всего народным собранием, осуществлявшим руководство всеми сторонами жизни этого небольшого государства.

Фанагория просуществовала 15 веков, в начале X века по неизвестной нам причине жители навсегда покинули город. На протяжении своей истории город знал периоды расцвета и кризиса, нередко находился в центре крупных исторических событий. Так, в 63 году до н.э. город восстал против знаменитого владыки Понтийского царства — Митридата Евпатора. За активное сопротивление Митридату всесильный Рим, войну с которым Митридат в итоге проиграл, даровал Фанагории независимость. В IV веке город был полностью разрушен кочевыми племенами гуннов, пришедшими в Причерноморье из степей северного Китая. Этим трагическим событием заканчивается античный период его истории. В VII–IX веках Фанагория (наряду с известной Тмутараканью, которая располагалась в 25 км от нее) была одним из административных центров Хазарского каганата, находившегося между Волгой и Днепром.

Одно время в Фанагории находился в изгнании знаменитый византийский император Юстиниан II, правивший в Константинополе в 685–695 и 705–711 годах. Он был первым императором, который поместил на своих монетах изображение Христа. О пребывании Юстиниана в Фаногории рассказывает в своем труде «Хронография» (под 704 годом) византийский писатель Феофан. Когда Юстиниан, живший в то время в Херсоне (нынешний Севастополь), заявил, что вновь собирается царствовать, тамошние жители, убоявшись опасности со стороны империи (т.е. Византии), решили либо убить его, либо выслать василевсу (византийскому императору). Юстиниан, проведав об этом, смог спастись бегством и, достигнув Дараса (город в Крыму), потребовал свидания с хаганом (царем) хазар. Хаган принял его с великими почестями и отдал ему в жены Феодору, свою кровную сестру. Спустя некоторое время Юстиниан, отпросившись у хагана, уехал в Фанагорию и жил там с Феодорой. Прослышав об этом, его враги отправили к хагану посла, обещая ему множество даров, если он перешлет им живого Юстиниана или хотя бы его голову. Хаган уступил такой просьбе и послал Юстиниану охрану под предлогом, что его соплеменники замышляют против него заговор, а сам приказал Папацу, своему наместнику в Фанагории, и Валгицу, архонту Босфора (хазарскому наместнику района Керченского пролива), убить Юстиниана, как только им дадут знать. Но так как через слугу хагана об этом была извещена Феодора, все стало известно и Юстиниану. Призвав упомянутого Папаца для беседы наедине, он задушил его струной. Так же поступил Юстиниан и с архонтом Валгицем. Затем он немедленно отослал Феодору в Хазарию, а сам, тайно сбежав из Фанагории, прибыл в Томы (местность в Крыму). Найдя там снаряженную гелиаду (рыбацкое судно), Юстиниан погрузился на нее и доплыл до Херсона, а оттуда, минуя устье Днепра и Днестра, вошел в реку Дунай. После этого он послал своего соратника к Тервелю, царю Болгарии, с просьбой о помощи для овладения империей своих предков. При поддержке болгар и славинов он захватил Константинополь и стал императором.

В VII веке Фанагория была столицей Великой Болгарии. Именно отсюда начался поход на Дунай хана Аспаруха, основателя современной Болгарии. В городе существовали одни из самых древних в нашей стране общин христиан и иудеев, что зафиксировано письменными документами и археологическими материалами. В частности, фанагорийская синагога является одной из самых древних (известна с 16 года).

Еще в Средние века образованные путешественники, оказавшись на Таманском полуострове, обращали внимание на развалины большого города и значительное количество курганов, окружавших его. В поисках древних ювелирных изделий эти курганы раскапывали еще жившие в Крыму генуэзские купцы. В течение многих веков фанагорийское городище служило своеобразной каменоломней, откуда местные жители добывали камень для строительства, а также мрамор для пережигания на известь. В конце XVIII века из камня, добытого на городище, была построена суворовская крепость «Фанагория». В станице Ахтанизовка, которая находится примерно в 12 километрах от Фанагории, в первой половине XIX века камень, добытый в одном из курганов восточного некрополя, использовался при строительстве церкви. В результате таких действий древней Фанагории был нанесен очень большой урон. Однако ради справедливости нужно отметить: сразу же после присоединения Тамани к России появилось осознание того, что таманские древности являются культурной ценностью, которую следует защищать от разграбления. Тот же А.В.Суворов, руководивший завоеванием Тамани, издал приказ, в соответствии с которым запрещались разборка древних сооружений и торговля древностями.

Масштабные раскопки фанагорийского некрополя начались в XIX веке. Они организовывались Керченским музеем и Императорским археологическим обществом для поисков драгоценностей и древних произведений искусства. В результате были раскопаны многие десятки курганов, в которых было найдено большое количество самых разнообразных артефактов. Среди них были и шедевры мирового уровня. Например, при раскопках каменного склепа в одном из самых больших курганов фанагорийского некрополя, который называется Большая Близница, были обнаружены изумительные по своей красоте золотые перстни, пектораль, калаф, тонкой работы серьги и многое другое. Эти произведения искусства хранятся в Золотой кладовой петербургского Эрмитажа.

Подлинное научное изучение Фанагории началось на исходе первой трети XX века. После разведочных подготовительных работ в 1936 году была организована археологическая экспедиция, которая работает до настоящего времени (работы были прерваны на время Великой Отечественной войны). За десятилетия раскопок было сделано множество археологических открытий, получены важные данные об истории города. Однако следует отметить, что работы были незначительными по объему, из-за постоянного недостатка финансирования. Экспедиции были небольшими, площади раскопов на древнем городе редко превышали 200-300 кв. метров. Если принять во внимание, что территория Фанагории (за исключением затопленной морем части) превышает 400 000 кв. метров, станет очевидной ограниченность осуществляемых исследований.

Однако в последнее десятилетие характер научных исследований в Фанагории кардинально изменился. После того как их финансирование в значительной степени взял на себя благотворительный фонд О.В.Дерипаски «Вольное дело», произошли важные изменения как в техническом оснащении научного коллектива, его пополнении специалистами различных дисциплин, так и в объемах производимых изысканий. Сейчас коллектив состоит не только из археологов и историков, в него входят нумизмат, эпиграфист, почвовед, антрополог, археозоолог, ихтиолог, реставратор, палеогеограф, специалист по ГИС-технологиям и геофизик. При необходимости привлекаются и другие специалисты. Благодаря этому стало возможным не только осуществлять масштабные раскопки на территории города (2 500 кв. м) и его некрополя (около 10 000 кв. м), но и проводить подводные исследования в затопленной морем части древнего города (более 20 га; аппаратное обследование дна и раскопки), изучение сельской территории Фанагории.

Научные изыскания осуществляются с использованием самой современной аппаратуры. Она применяется для реконструкции городских кварталов (геофизические методы, георадары), для поисков объектов на морском дне (геомагнитные методы, сонары), для фиксации границ сельских поселений, поисков древних дорог, межевания полей (ГИС-технологии).

Исследования на территории древнего города проводятся в самой центральной его части — на акрополе (цитадели), расположенном на краю верхнего плато, на холме. Изначально здесь находилось историческое ядро города, основанного переселенцами из Ионии. С течением времени, после того как город расширил свои границы, это место стало общественным центром Фанагории. Здесь располагались публичные здания, в которых находились государственные учреждения, а также храмы различных богов. Раскоп на акрополе имеет площадь 2550 кв. метров при толщине культурного слоя до 6 метров. Исследованиями, которые ведутся на этом раскопе с 1995 года, открыты напластования от середины VI века до н.э. до начала X века. Обнаружены монеты, обломки амфор, свидетельствующие об интенсивной торговле вином и оливковым маслом со Средиземноморьем, расписная художественная керамика, терракотовые статуэтки, разнообразная бытовая посуда и многое другое. Мы получили представление о том, как выглядел город в различные исторические эпохи. Например, в самый ранний период своего существования Фанагория состояла из небольших домов, построенных из сырцовых кирпичей. Часто площадь такого дома не превышала 20 кв. метров. При нем был небольшой дворик, в котором проходила жизнь семьи в теплые периоды года. Здесь же обустраивались ремесленные мастерские. Так, в одном из домов был обнаружен небольшой горн, сделанный из горл амфор, в нем расплавляли серебро. В стене этого же дома был спрятан клад, в котором были собраны древнейшие из чеканенных на территории России монет. Очевидно, что в доме жил ювелир.

Неподалеку открыт дом этого же времени, который пострадал при сильном пожаре. В подвальном помещении обнаружены обгоревшая, но полностью сохранившаяся деревянная дверь, корзина, а также скелет собаки, погибшей в огне. Во дворе дома открыта бронзолитейная печь и найдены обломки глиняной обмазки, которая использовалась при отливке бронзовых статуй. Можно довольно уверенно полагать, что здесь жил скульптор, который в конце VI века до н.э. отлил статую в полный человеческий рост.

Город в этот ранний период своего существования был небольшим, его улицы были узкими, замощены черепками. Тем не менее на этой небольшой территории располагались и здания общественного назначения. В центре холма была устроена площадь, которая, по крайней мере с трех сторон, была окружена зданиями с вытянутыми в ряд помещениями. Характер расположения их и размеры зданий, которые иногда превышали 100 кв. метров, говорят о том, что это был общественный центр Фанагории в VI–V веках до н.э. Позднее, в IV веке до н.э. характер этой части города не изменился: на месте прежних были построены другие публичные здания, при возведении которых уже использовался камень.

Одной из самых интересных и интригующих находок стало открытие очень большого здания, которое погибло в сильнейшем пожаре. От него сохранились только отдельные фрагменты фундаментов, участки полов и часть замощения двора. Общая площадь строения превышала 500 кв. метров (оно не раскрыто полностью). Гибель его была датирована первой половиной I века до н.э. Об этом свидетельствуют многочисленные монеты, найденные в различных его частях. Многие монеты обнаружены в кошельках, брошенных на пол. Очевидно, что людей, находившихся в здании, пожар застал врасплох. Определить назначение сгоревшего здания и причину пожара археологическими методами практически невозможно. Однако нам фантастически повезло: во время подводных исследований, которые ведутся в затопленной морем части древнего города, была сделана находка, которая помогла раскрыть тайну здания (об этом несколько ниже).

Примерно треть города оказалась под водами Таманского залива из-за повышения уровня Черного моря в течение нескольких столетий. Археологические исследования в акватории затопленной части города начались в 1999 году. Они состоят в обследовании дна специальными аппаратами с целью поисков важных объектов и собственно в раскопках. За это время были обнаружены и исследованы подводные фундаменты портовых сооружений. Они представляют собой клетки из бревен, заполненные камнями, и относятся к III–IV векам. Камни для них, в условиях дефицита их на Таманском полуострове, брались из разрушенных зданий и на некрополе. В итоге под водой оказались не только строительные блоки, но и архитектурные детали из мрамора, обломки статуй, плиты с надписями, надгробные камни. Среди последних был обнаружен фрагмент большого мраморного надмогильного сооружения с надписью, которая поражает своей необычностью. Она гласит: «Гипсикрат, жена царя Митридата Евпатора Диониса, прощай». Царь Митридат VI был властителем Понтийского царства, государства, которое было расположено на южном и северном берегах Черного моря. Он считал себя вторым Александром Македонским и видел свое предназначение в изгнании римлян из пределов Восточного Средиземноморья. Поэтому он вел постоянные войны с Римом (всего было три войны), в результате которых он потерпел поражение и погиб в Пантикапее. (Любопытны обстоятельства гибели Митридата. Чтобы уберечься от отравления, он ежедневно принимал небольшие порции различных ядов. Будучи не в состоянии покончить с собой — царь боялся, что яд не подействует, — он приказал рабу убить его мечом.) У Митридата было много жен. Поэтому крайне неожиданным было увидеть в надписи мужское имя Гипсикрат, в сочетании со словом «жена». Возможно, это так и осталось бы загадкой, если бы не сообщение Плутарха. В биографии римского полководца Помпея он так описывает поражение Митридата в последней битве с римлянами (Plut. Pomp. 32.8): «Сам Митридат в начале сраженья вместе с отрядом из восьмисот всадников прорвался сквозь ряды римлян, однако этот отряд быстро рассеялся, и царь остался всего лишь с тремя спутниками. Среди них находилась его наложница Гипсикратия, всегда проявлявшая мужество и смелость, так что царь называл ее Гипсикратом. Наложница была одета в мужскую персидскую одежду и ехала верхом; она не чувствовала утомления от долгого пути и не уставала ухаживать за царем и его конем…»

Таким образом, подробность семейной жизни царя теперь подтверждена надписью на камне из Фанагории.

Находка надгробия с могилы Гипсикратии свидетельствует о том, что она была похоронена в Фанагории. Каким же образом она могла здесь оказаться? В ответе на этот вопрос помогает другой древний автор — Аппиан, описавший войны Митридата. Он сообщает, что в 63 году до н.э. в Фанагории произошло восстание против власти Митридата (App. Mithr. 108). Восставшие осадили акрополь, на котором находились воинский гарнизон царя и пятеро его детей. Историк так описывает эти события: «…он (Митридат) послал часть войска в Фанагорию, другой торговый порт при морском устье, чтобы владеть им с обеих сторон, пока еще Помпей был в Сирии. Однако фанагориец Кастор, когда-то оскорбленный царским евнухом Трифоном, напал на Трифона, когда он входил (в город), убил его и призвал народ к свободе. Хотя акрополем уже владели Артаферн и другие сыновья Митридата, жители обложили крепость деревом и подожгли ее, пока Артаферн, а также Дарий, Ксеркс, Оксатр и Евпатра, дети Митридата, испугавшись огня, не сдались и не были пленены. Из них только Артаферну было около сорока лет, остальные же были совсем дети. Клеопатра же, другая дочь Митридата, продолжала оказывать сопротивление; отец, восхищенный ее мужеством, послал множество бирем (военных кораблей. — В.К.) и освободил ее».

Мы не знаем, смогли ли восставшие захватить акрополь или нет. Можно полагать, что Артаферн сдался вместе с несовершеннолетними детьми, опасаясь за их жизнь, на милость фанагорийцев. Впоследствии все они были выданы римлянам. Аппиан, описывая триумфальную процессию Помпея в Риме, перечисляет среди прочих ее участников пятерых сыновей Митридата (Артаферна, Кира, Оксатра, Дария и Ксеркса) и двух его дочерей (Оксабарис и Евпатру). Лишь Клеопатра с гарнизоном продолжала сопротивление. Воинский контингент, присланный Митридатом на судах (из Пантикапея?), спас Клеопатру. К сожалению, мы не знаем, каким образом происходило освобождение дочери царя: то ли солдаты, прорвавшись на акрополь, вывели ее из города, то ли восстание было ими подавлено. Принимая во внимание, что надгробный памятник Гипсикратии был поставлен на фанагорийском некрополе людьми, близкими Митридату и знавшими, как он называл свою жену, можно полагать, что воинский контингент, прибывший в Фанагорию, покорил город. Гипсикратия либо находилась в Фанагории вместе с детьми Митридата, среди которых могли быть их совместные дети, либо приплыла с военным отрядом на помощь осажденным. Учитывая ее храбрость, такое было вполне вероятно.

Из всей этой истории следует, что сгоревшее здание, обнаруженное во время раскопок на акрополе, правомерно считать резиденцией Митридата VI, в которой находились его дети. Однако история на этом не закончилась. В 2012 году во время подводных раскопок под слоем песка было обнаружено судно длиной около 16 метров. По-видимому, оно затонуло в результате пожара на борту. Сама по себе находка очень редкая, если не сказать уникальная: не так часто удается обнаружить корабли античного времени. Определить тип судна тогда не удалось. Но в прошедшем полевом сезоне счастье опять нам улыбнулось. Неподалеку от носа корабля был обнаружен бронзовый таран, которым пробивали в морском сражении борта вражеских судов. На этом таране отчетливо видны полумесяц и звезда — царские символы Митридата. Это означает, что найден один из кораблей (тех самых бирем, о которых пишет Аппиан), посланных царем на помощь своим осажденным детям.

Такое сочетание письменных и археологических данных, подтверждающих и уточняющих друг друга, — явление крайне редкое. Археология помогла на основании материальных находок оживить одну из страниц богатой истории нашей страны.

За 15 веков существования Фанагории в ней прожили свою жизнь многие сотни тысяч человек. Большинство из них было похоронено на городском некрополе. По современным подсчетам, он занимал площадь не менее 900 гектаров. К сожалению, сохранность некрополя оставляет желать лучшего. С одной стороны, места для ушедших в Аид вокруг города не хватало. Поэтому с течением времени могилы предыдущих периодов уничтожались. С другой стороны, захоронения подвергались ограблению, начиная еще с древних времен. Особенно массовый характер это приобрело в XIX веке. Подавляющее большинство древних курганов несут на себе следы раскопок в виде траншей и ям. При археологическом исследовании таких погребальных сооружений обнаруживается, что могилы в них в своем большинстве разграблены и все более или менее ценное унесено.

Тем не менее научные раскопки некрополя осуществлять необходимо, поскольку только они могут дать материал для решения многих научных проблем. Изучение скелетов жителей города может рассказать нам как о продолжительности жизни горожан, так и об их диете, болезнях, которым они были подвержены. Характер и сложность погребальных сооружений свидетельствуют о уровне жизни того или иного покойного. Погребальный инвентарь, сопровождавший усопшего в мир иной, дает сведения о его верованиях и обрядах.

Раскопки некрополя Фанагории начались еще в первой половине XIX века. Одним из первых археологов был директор Керченского музея древностей А.Б.Ашик (1801–1854), который начал вести раскопки в 1836 году. После него работал Д.В.Карейша (1808–1878). Нелицеприятную характеристику этих двух археологов дал историк исследований на Таманском полуострове К.К.Герц (1820–1883). Эти люди, — сообщает К.К.Герц в своем сочинении «Исторический обзор археологических исследований и открытий на Таманском полуострове с конца XVIII столетия до 1859 года» (СПб., 1898), — рассматривали раскопки на Тамани как случайные и второстепенные, поскольку главная их деятельность была сосредоточена на исследованиях в Керчи. Герц пишет, что во время раскопок на Тамани Ашик редко приезжал на место работ, которыми по его поручению руководил «какой-то молодой грек». Эти работы производили «спешно и небрежно, начинали курган и после первой неудачи оставляли его не исследованным вполне; часто не доходили до материка и употребляли самые экспедитивные средства, чтобы скорейшим и дешевейшим способом добраться до гробницы. Раскопками руководила только жажда к золотым вещам. Близ станции Сенной, — пишет Герц, — нам показывали курган нетронутый, в котором искатели, предполагая присутствие построенной из камня гробницы, по-видимому, не расхищенной, чтобы скорее и дешевейшим образом найти вход в нее, начали раскопку кургана сверху. Но каменный свод не выдержал натиска рабочих сил и рухнулся вовнутрь гробницы: деревянный саркофаг с позолотою, металлические вазы, золотые вещи — все было раздавлено и разбито на куски. Ашик, проездом, быстро осматривал раскопки и снова удалялся. Иногда найденные предметы направляли свой путь в заграничные музеи». Действия Карейши были еще безотраднее. «Этот первый период правительственных раскопок на Таманском полуострове, — сообщает К.К.Герц, — есть, в то же время, период почти совершенного отсутствия правильных журналов и отчетов в раскопках. Из долгого периода служебной деятельности г. Ашика в делах Министерства внутренних дел сохранился только один отчет об его раскопках на Таманском полуострове, перепечатанный им же в его сочинении “Боспорское царство”».

За один сезон могли предприниматься раскопки более чем 30 курганов. В начале 50-х годов XIX столетия исследования курганов производил К.Р.Бегичев (1819–1863), который известен прежде всего находкой мраморного саркофага. Вот как описывает эту находку К.К.Герц: в 1851 году «в одном из курганов близ станции Сенной, лежащих на возвышенности между Босфорским (Таманским. — В.К.) заливом и Ахтанизовским лиманом, открыт был мраморный саркофаг... Саркофаг... был в высшей степени замечателен тем, что представлял образец античной полихромии, единственный в своем роде. На гладких стенах его все архитектурные орнаменты были писаны красками, но показания о том, какими именно, разногласят между собою. К.Р.Бегичев, в рукописном журнале, говорит, что “мраморный саркофаг был изящной греческой работы, хотя все украшения его составляли карнизы, разрисованные красною краскою”. Местные жители рассказывали нам, что они были писаны двумя красками, красною и голубою с золотом». Археологи не смогли достать тяжелый саркофаг из кургана и оставили его на месте; он был разбит вдребезги местными жителями.

Раскопки на Фанагорийском некрополе принесли открытия мирового уровня. Например, курган под названием «Большая Близница» донес до нас шедевры античного ювелирного искусства. В последнее десятилетие были развернуты масштабные исследования на Восточном и отчасти на Южном некрополях. За это время изучено большое количество материалов, позволивших узнать многое о жизни и смерти жителей Фанагории. В частности, в римское время (первые века нашей эры) мужчины в среднем жили примерно 38 лет, женщины же и того меньше — 33–34 года. Нередки находки в некрополе мужских могил, которые свидетельствуют о смерти погребенного в результате боевых ранений. Концентрация таких погребений во времени может свидетельствовать о тяжелой военной обстановке в тот период.

В 2003 году был раскопан курган, под которым находился уникальный каменный склеп с так называемым уступчатым перекрытием. Это единственное такого рода погребальное сооружение в нашей стране. Склеп датируется IV веком до н.э., т.е. относится ко времени расцвета античной культуры. К сожалению, он был полностью разграблен.

В 2011 году был исследован самый большой курган на Таманском полуострове, который носит название Боюр-гора. Его диаметр равен примерно 100 метрам при высоте около 10 метров. В XIX веке неоднократно предпринимались попытки его раскопать, однако они ограничивались лишь траншеями, разрезающими его в разных направлениях. Грандиозные по размаху работы показали, что курган отнюдь не был простым земляным холмом. Это было архитектурное сооружение, выполненное на высочайшем профессиональном уровне: многочисленные слои специально подобранной глины уложенны таким образом, чтобы придать конструкции правильную куполообразную форму. В центре кургана находился склеп, построенный из тесаных блоков и сырцовых кирпичей. К большому сожалению, он оказался пустым, поскольку его дважды вскрывали. Совершенно очевидно, что в нем был похоронен человек весьма высокого ранга. В пользу этого говорят не только размеры кургана, но и его местоположение на вершине водораздела: он был виден практически с любой точки Таманского полуострова.

Еще одним направлением археологических исследований в Фанагории является изучение сельской территории города. Для того чтобы понимать, о чем идет речь, нужно знать, что такое полис. Дело в том, что такой страны, как Древняя Греция, никогда не существовало. Зато было более полутора тысяч небольших, как правило, государств, и центром каждого из них был город. Он был окружен сельскохозяй-ственной территорией — хорой. Вот это мини-государство, территория которого состояла из города и земли вокруг него, называлось полисом (отсюда слово «политика»). Таким полисом, или городом-государством, была и Фанагория.

Вся земля полиса была разделена на участки — клеры, которые были распределены пожизненно между полноправными гражданами по жребию (клер — по-древнегречески «жребий»). Участки бывали разных размеров (в зависимости от плодородия почвы и удаленности от города), но никогда не бывали меньше нескольких гектаров (более-менее среднестатистический клер приближался к цифре 20 га). На нем находилась усадьба (вилла) владельца, который выращивал здесь зерновые, овощи, фрукты, виноград и т.п.

Только полноправный гражданин, обладающий всеми политическими правами, мог владеть клером земли на хоре. И только владелец клера мог быть полноправным гражданином. Все остальные жители полиса (свободные, но неполноправные, и рабы) оставались за бортом политической жизни. Поэтому они могли заниматься только торговлей или ремеслом, либо быть наемной рабочей силой.

Исследование хоры Фанагории до сих осуществляется недеструктивными методами, т.е. без проведения стационарных раскопок. В работе используются данные древних авторов, аэро- и космоснимки, разнообразные карты для реконструкции древнего ландшафта, поисков древних поселений, дорог, межевания земли и других свидетельств человеческой деятельности. К настоящему моменту мы имеем самое общее представление о хоре города, которая занимала площадь от 50 до 100 кв. километров. На ней располагалось не менее трех десятков сельских поселений, каждое из которых состояло из отдельных усадеб. В ближайшее время предполагается начать раскопки одного из наиболее перспективных поселений.

Таким образом, в настоящее время в Фанагории осуществляются планомерные и комплексные исследования одного из крупнейших в России античных полисов. Получены многочисленные и разнообразные материалы о его материальной культуре, истории, духовной жизни. С целью введения в научный оборот издается книжная серия «Фанагория. Результаты археологических исследований». Кроме того, важной для всего коллектива исследователей представляется задача популяризации достигнутых результатов при помощи телевидения, журналов, издания альбомов для широкой публики. Предметы, найденные в Фанагории, находятся в различных музеях нашей страны и за границей. Наиболее интересные с точки зрения художественной ценности артефакты, в частности высококлассные ювелирные украшения, экспонируются в Государственном Эрмитаже. В последние десятилетия все находки экспедиция сдавала на хранение в Таманский археологический музей. В прошедшем году произошло событие, очень важное не только для специалистов, но и для всех интересующихся историей и культурой юга России. В апреле 2014 года подписано Распоряжение Правительства РФ о создании Государственного историко-археологического музея-заповедника «Фанагория». Это первый такого рода заповедник в нашей стране. Надеемся, что в обозримом будущем находки из раскопок Фанагории будут храниться и экспонироваться в новом музее.

Однако не все так гладко в истории исследования Фанагории и создании музея-заповедника на ее территории. В течение 2015 года здесь стали происходить странные вещи. В связи с сооружением моста в Крым на территории заповедника объявилась частная организация под названием «Южная транспортная компания» (г. Сочи), которая решила построить на месте древнего некрополя, в непосредственной близости от научно-исследовательского центра Института археологии РАН железнодорожную ветку и бетонную площадку для перегрузки сыпучих материалов. Тем самым были нарушены законы РФ, в соответствии с которыми для проведения таких работ необходимо специальное разрешение от Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. За разрешением ЮТК не обращалась. Теперь по поверхности древнего некрополя проходят тяжелые железнодорожные составы, груженные щебнем и песком, почву размалывают и превращают в пыль многотонные грузовики. Во что превращены склепы, заполненные разнообразными предметами античного времени, можно только догадываться.

Министерство культуры РФ, Управление государственной охраны и музей-заповедник пытались воспрепятствовать незаконному строительству. В частности, были выписаны два предписания о приостановке запрещенной хозяйственной деятельности. Тем не менее один из районных судов (Октябрьский) города Краснодара отменил предписания государственных органов. В результате у частной транспортной компании появились формально законные основания продолжать разрушение уникального археологического памятника, превращать в пыль важную страницу мировой истории и культуры.

И это происходит в XXI веке в России, руководители которой постоянно декларируют заботу о прошлом и преступность уничтожения исторического наследия!

*.

Надпись о ремонте здания в Фанагории, разрушенного войной, произведенном на средства одного из военачальников. 220 год

Надпись о ремонте здания в Фанагории, разрушенного войной, произведенном на средства одного из военачальников. 220 год

Верхняя часть надгробия Гипсикратии, жены царя Митридата Евпатора. Мрамор. 63 год до н.э.

Верхняя часть надгробия Гипсикратии, жены царя Митридата Евпатора. Мрамор. 63 год до н.э.

Общий вид некрополя и научно-исследовательского центра Фанагории

Общий вид некрополя и научно-исследовательского центра Фанагории

Голова мраморной статуи (выше человеческого роста), найденной при раскопках подводного фундамента.Первые века н.э.

Голова мраморной статуи (выше человеческого роста), найденной при раскопках подводного фундамента.Первые века н.э.

Общий вид раскопа на акрополе Фанагории

Общий вид раскопа на акрополе Фанагории

Таран боевого корабля из флотилии царя Митридата Евпатора. Бронза. 63 год до н.э.

Таран боевого корабля из флотилии царя Митридата Евпатора. Бронза. 63 год до н.э.

Склад амфор с острова Хиос (Эгейское море). V век до н.э.

Склад амфор с острова Хиос (Эгейское море). V век до н.э.

Надпись на дне килика (чаши для вина) в честь гетеры Симоны. VI век до н.э.

Надпись на дне килика (чаши для вина) в честь гетеры Симоны. VI век до н.э.

Фрагмент краснофигурной леканы (шкатулка для женских украшений). V век до н.э.

Фрагмент краснофигурной леканы (шкатулка для женских украшений). V век до н.э.

Фигурный сосуд в виде сфинкса. Афины. IV век до н.э.

Фигурный сосуд в виде сфинкса. Афины. IV век до н.э.

Пектораль (гривна). Курган Большая Близница. Золото. IV век до н.э.

Пектораль (гривна). Курган Большая Близница. Золото. IV век до н.э.

Терракотовая статуэтка сидящей на троне богини. Афины. VI век до н.э.

Терракотовая статуэтка сидящей на троне богини. Афины. VI век до н.э.

Женский костяной гребень. Первые века н.э.

Женский костяной гребень. Первые века н.э.

Редкий ионийский скифос (чаша для вина). VI век до н.э.

Редкий ионийский скифос (чаша для вина). VI век до н.э.

Кошелек, найденный в резиденции царя Митридата Евпатора на акрополе

Кошелек, найденный в резиденции царя Митридата Евпатора на акрополе

Монета царя Митридата Евпатора. Серебряная монета, чеканенная в Пантикапее. Конец VI века до н.э.

Монета царя Митридата Евпатора. Серебряная монета, чеканенная в Пантикапее. Конец VI века до н.э.

Клеймо на сосуде с изображением сатира и первыми буквами названия города Фанагория. Такими клеймами метили мерные сосуды для контроля за торговцами на рынке

Клеймо на сосуде с изображением сатира и первыми буквами названия города Фанагория. Такими клеймами метили мерные сосуды для контроля за торговцами на рынке

Каменный склеп под курганом около Фанагории. IV век до н.э.

Каменный склеп под курганом около Фанагории. IV век до н.э.

Редкое расписное надгробие. V век до н.э.

Редкое расписное надгробие. V век до н.э.

Верхняя часть надгробия в виде акротерия (навершия). II век до н.э.

Верхняя часть надгробия в виде акротерия (навершия). II век до н.э.

Надгробие с изображением всадника. I век н.э.

Надгробие с изображением всадника. I век н.э.

Мифологическая сцена на золотом головном уборе (калафе). IV век до н.э. Раскопки XIX века

Мифологическая сцена на золотом головном уборе (калафе). IV век до н.э. Раскопки XIX века

Инталья с изображением цапли и кузнечика с подписью выдающегося мастера Дексамена (остров Хиос). V век до н.э. Раскопки XIX века.

Инталья с изображением цапли и кузнечика с подписью выдающегося мастера Дексамена (остров Хиос). V век до н.э. Раскопки XIX века.

Фрагмент чернофигурного сосуда с изображением мужской фигуры. Афины. VI век до н.э.

Фрагмент чернофигурного сосуда с изображением мужской фигуры. Афины. VI век до н.э.

Общий вид раскопа на акрополе Фанагории

Общий вид раскопа на акрополе Фанагории

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru