Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 115 2015

Светлана Исраелова

Диалог культур

Шелка и ситцы

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства задуман и осуществлен проект «Ситцевая Россия».

Такой традиционный и популярный в России материал, как ситец, рассматривался в качестве полноценного художественного произведения в своем развитии со второй половины XVIII века до 1920-х – начала 1930-х годов. В контексте этого выставочного проекта ситец служит своеобразным мостом, соединяющим народы и культуры. Известный факт завоевания русским ситцем в жесткой конкурентной борьбе центральноазиатских рынков в конце XIX – начале XX века раскрывается своим художественным аспектом на новой выставке — «Шелк и ситец», в диалоге ситцевых платков из собрания музея и восточных шелковых халатов, подбитых ситцем.

Идея выставки родилась сама собой при знакомстве с удивительным коллекционером Таиром Фаридовичем Таировым и его уникальной коллекцией узбекских шелковых халатов XIX – начала XX века. Это собрание поражает бесконечным, неожиданным и непривычным разнообразием узоров шелковых тканей, их композиционной свободой и смелостью цветовых сочетаний. Производимый эффект усиливается природным блеском шелка и его фактурой. Живописные красочные крупные формы с размытыми очертаниями в геометрических, стилизованных растительных, орнаментальных и даже абстрактных рисунках шелка оборачиваются в подкладе традиционных узбекских халатов четко прорисованным, ритмичным, скупым по цвету, мелким цветочным или орнаментальным узором русского ситца. Сочетание несочетаемого в одном предмете производит неожиданный декоративный эффект: завершает сложный художественный образ и погружает зрителя в тайну психологии творчества мастеров, существовавших и творивших в рамках традиционной культуры.

Халат — чрезвычайно значимая деталь национального праздничного узбекского костюма, определяющая статус обладателя и степень достатка.

Рассматривая халат как художественное произведение, в буквальном смысле слова неразрывно соединившее два материала: шелк и ситец, мы обращаемся к теме диалога и взаимосвязи двух текстильных культур.

Самобытное шелкоткацкое производство в Центральной Азии имеет древние корни и составляет гордость традиционного искусства Узбекистана. Фабричное ситценабивное производство в России достигает своего расцвета в конце XIX – начале XX века; черпая вдохновение в восточных орнаментальных формах и используя западноевропейский художественный опыт, оно удивительным образом символично возвращает

Востоку его переосмысленное художественное наследие в виде узорных ситцев на подкладе шелкового халата.

Пользовавшийся в то время большим спросом у населения Центральной Азии русский ситец свою завершенность обрел в такой форме, как платок. Платок — важная и обязательная часть русского традиционного женского костюма, имеющая сакральное значение. Крупнейшие ситценабивные предприятия России: Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры, Товарищество мануфактур Барановых, Товарищество мануфактуры С.Посылина, мануфактура Зубкова и другие, поставлявшие свою продукцию на восточный рынок, предлагали еще большее разнообразие ситцевых платков для внутреннего потребления.

Буйство красок и кажущаяся (при необходимой точности и четкости исполнения) свобода самовыражения в композициях шелковых тканей для халатов и немыслимое, на первый взгляд, сочетание подобных шелков с подчеркнутой выверенностью и отточенностью декоративных элементов ситцевого рисунка — вот качества, способные буквально заворожить зрителя, искушенного опытом восприятия модернизма, постмодернизма и современного актуального искусства.

Платок. Конец XIX – начало XX века. Хлопок, механическая печать. Владимирская губерния, Александровский уезд, с. Карабаново, Товарищество мануфактур Барановых

Платок. Конец XIX – начало XX века. Хлопок, механическая печать. Владимирская губерния, Александровский уезд, с. Карабаново, Товарищество мануфактур Барановых

Платок. Первая половина XIX века. Хлопок, ручная набойка. Россия

Платок. Первая половина XIX века. Хлопок, ручная набойка. Россия

Платок. Конец XIX – начало XX века. Хлопок, ручная набойка. Россия

Платок. Конец XIX – начало XX века. Хлопок, ручная набойка. Россия

Платок. Конец XIX – начало XX века. Хлопок, ручная набойка. Москва, Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры

Платок. Конец XIX – начало XX века. Хлопок, ручная набойка. Москва, Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры

Платок. 1840-е годы. Хлопок, ручная набойка. Москва, мануфактура Прохоровых

Платок. 1840-е годы. Хлопок, ручная набойка. Москва, мануфактура Прохоровых

Платок. Середина XIX века. Хлопок, ручная набойка. Москва, фабрика М.Титова

Платок. Середина XIX века. Хлопок, ручная набойка. Москва, фабрика М.Титова

Платок. Конец XIX – начало XX века. Хлопок, шерстяные нити (бахрома); ручная набойка. Россия

Платок. Конец XIX – начало XX века. Хлопок, шерстяные нити (бахрома); ручная набойка. Россия

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru