Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 112 2015

Вл.Вельяшев

Живопись вечными красками

Хорошую, умную, «питательную» (А.Блок) книгу написала М.В.Нащокина, авторитетный исследователь русского искусства и архитектуры конца XIX – начала XX века, того времени, которое в нашей культуре по праву называется Серебряным веком, освященного именами А.Блока, Андрея Белого, В.Брюсова, М.Врубеля, А.Головина, Н.Рериха, В.Серова. Ф.Шехтеля, А.Скрябина, Н.Метнера, А.Черепнина… На сей раз предметом своей научной штудии М.Нащокина избрала не архитектуру периода, предшествующего Первой мировой войне, не творчество того или иного зодчего эпохи модерна, а искусство архитектурной керамики, уходящее корнями в культуру Древней Руси, имеющее аналоги в странах Западной Европы и как бы вновь родившееся в России на рубеже XIX–XX веков.

Монография «Московская архитектурная керамика. Конец XIX – начало XX века» (М.: Прогресс-Традиция, 2014) впервые столь подробно, скрупулезно, со знанием исторических реалий и даже тонкостей гончарного мастерства рассматривает бытование в русской строительной традиции и исторической перспективе изделий из глины — изразцов («Резные, терракотовые и “муравленые”, в XVI веке они уже вошли в архитектуру Москвы, Твери, Пскова, а в следующем столетии получили столь широкое распространение, что во многом определили архитектурные особенности Московского государства…»), керамических надписей и панно на религиозные темы, редких керамических икон и т.д. Словом, следуя за историческим экскурсом М.Нащокиной, понимаешь, что уникальное искусство русской архитектурной керамики в Серебряном веке имело твердый фундамент и наследовало высоким традициям умельцев-гончаров Средних веков.

Человек, идущий по старой Москве, например, переулками между Арбатом, Пречистенкой и Остоженкой, прогуливающийся по Бульварному кольцу, вышедший к Театральной площади и т. д., нет-нет и остановится, пораженный странным сказочным сиянием, исходящим в солнечный день от изящного шехтелевского особняка или от респектабельного доходного дома, а то и от необычного внешнего убранства старинного храма. Это горят, играют всеми цветами радуги, радуя глаз феерической красотой, изразцы, панно, фризы, которыми московские архитекторы эпохи модерна талантливо украшали фасады своих зданий. Поистине в такие моменты, любуясь этим пиршеством красок, ощущаешь то, что Николай Гумилев определил как «павлиньих красок бред и пенье…» Конечно как и всякую картину великого художника надо уметь смотреть, так и керамическую архитектурную деталь надо уметь увидеть, понять, оценить в общем контексте того или иного архитектурного замысла. Этому и учит внимательного, заинтересованного читателя книга М.Нащокиной. Несомненно, это достойный научный труд, глубоко продуманный, со многими серьезными рассуждениями и открытиями в непростом предмете исследования, но, что для меня самое главное, — это прекрасная книга об искусстве, сочетающая научность с просветительством. Автору свойственно обостренное, непосредственное ощущение красоты, которая так часто скрывается в деталях. Собственно, это эстетическое чувство, стремление увидеть прекрасное, гармонию в, казалось бы, обыденном и примелькавшемся, свойственно творческому методу М.В.Нащокиной, пишет ли она статью о каком-то полузабытом московском архитекторе эпохи модерна, создает ли очерк-реквием о гибнущих русских садах и парках, ведет ли читателя по романтическим и страшным в своем забвении руинам славных в прошлом дворянских и купеческих усадеб.

Монография, о которой мы говорим, дала автору возможность полностью раскрыть свой талант и как искусствоведа, исследователя до сих пор редко воспринимаемой как ценный артефакт своего времени, традиционной для русской культуры архитектурной керамики конца XIX – начала XX века, и как писателя, умеющего рассказать о предмете своего увлечения (в данном случае именно увлечения) живо, интересно, словом, адекватно предмету, о котором она пишет. Лучшие искусствоведы любимого М.Нащокиной Серебряного века умели интересно писать о русской культуре, знали толк в слове, что вкупе с блестящей эрудицией и обширным эстетическим кругозором делает их статьи и монографии непреходящими в отечественном искусствознании. Книга М.В.Нащокиной своей научной оснащенностью, систематизаторской точностью, скрупулезностью анализа и безупречностью стиля заставляет вспомнить труды ее предшественников — барона Н.Н.Врангеля, искусствоведа, писателя П.П.Муратова, тонкого стилиста и эстета А.А.Трубникова, словом, тех, кто писал и печатался в «Старых годах», «Золотом руне», «Аполлоне». М.В.Нащокина одна из немногих наших искусствоведов достойно продолжает их традиции. Постоянно публикуясь в «Нашем наследии», она гармонично сочетает академические штудии с просветительской работой, что тоже лежит в традициях русского классического искусствознания рубежа прошлых веков.

В монографии о московской архитектурной керамике подробно рассматривается деятельность основных центров керамического производства в период ренессанса этого искусства-ремесла. Абрамцевские керамические мастерские, художественный гончарный завод «Абрамцево» в Москве, архитектурно-керамическое производство товарищества М.С.Кузнецова, керамическая мастерская Строгановского училища, артель художников-гончаров «Мурава» — обо всех этих мануфактурах рассказано подробно, с поразительным знанием деталей и особенностей мастерства, с интересными примерами и точными наблюдениями, в частности над работами отдельных художников в области керамики. Поразительно, но керамикой на рубеже веков начали заниматься замечательные живописцы, которые почувствовали в этом искусстве новый способ самовыражения. «Они не стеснялись, — пишет М.В.Нащокина, — пробовать свои силы в новом виде искусства <…>, в котором к тому же присутствовала интрига и тайна, ведь технология майоликового производства такова, что до обжига практически невозможно сказать, как будет выглядеть изделие в окончательном виде <…>». Конечно, не случайно столь большое место в своей монографии М.В.Нащокина уделяет усадебной Абрамцевской керамической мастерской С.И.Мамонтова. У ее истоков стояли великолепные художники-живописцы: В.М.Васнецов, А.М.Васнецов, М.А.Врубель, А.А.Киселев, К.А.Коровин, С.И.Мамонтов, А.С.Мамонтов, Е.Д.Поленова, В.Д.Поленов, В.А.Серов, Н.Я.Давыдова и «возможно», по предположению автора монографии, М.В.Якунчикова. Принадлежность к живописному цеху, считает М.В.Нащокина, придавала их керамическим работам особое качество, в том числе некоторую склонность к литературным сюжетам, изобразительную орнаментальность, применение чисто живописных средств выразительности.

Абрамцевская керамическая мастерская, которую не без основания считают центром возрождения русской майолики, была создана предпринимателем, меценатом и скульптором С.И.Мамонтовым, как сказали бы раньше, «по случаю». В мамонтовском Абрамцеве в руинах лежали старинные изразцовые печи XVII века, и для их восстановления и организовали керамическую мастерскую прямо в усадьбе. Именно здесь рождалось настоящее чудо русского декоративно-прикладного искусства, при соприкосновении с которым сказочно расцветали фасады домов, интерьеры дворцов и усадеб, убранство храмов. Архитектура Москвы начала XX века непредставима без красочных керамических деталей. И совершенно оправданно, что М.В.Нащокина уделяет значительное внимание художникам, которые эту красоту создавали, особо останавливаясь именно на таком феномене гончарного производства и искусства керамики, как Абрамцевские мастерские. Ведь именно здесь талант гениального живописца и графика Михаила Врубеля раскрылся с самой неожиданной стороны. Он сумел превратить, что точно сформулировано автором исследования, ремесло производства керамики в факт искусства высочайшего класса, ставшего вехой в истории русской культуры. Отмеченное автором творческое содружество художественного гения М.Врубеля и таланта незаурядного химика-технолога П.Ваулина (их портреты соседствуют в книге), разработавшего в Абрамцеве забытый способ восстановительного обжига, основанного на химических реакциях обратного превращения в металл оксидов под воздействием высоких температур, позволило добиться неожиданного эффекта — из огня выходили произведения невиданной красоты. Они хорошо известны, но М.В.Нащокина находит им место в контексте развития искусства керамики, в том числе архитектурной, что позволяет предположить, будто это и было то самое «акмэ» в изобразительном искусстве, к которому после символизма устремилась культура рубежа двух эпох. На самой же вершине здесь действительно чудилась какая-то алхимия, когда после магического колдовства П.Ваулина поверхность керамики превращалась в задуманную М.Врубелем сказочную драгоценность. Уже упоминавшиеся художники Абрамцевских мастерских вослед за Врубелем создали немало прекраснейших, по сию пору живых произведений.

Со временем С.И.Мамонтов перенес керамическую мастерскую в Москву, где она стала называться «Гончарный завод “Абрамцево”». Ему уделено достойное внимание в монографии, и не случайно. Ведь именно здесь были созданы самое известное керамическое панно нашей столицы — врубелевская «Принцесса Грёза» для фасада гостиницы «Метрополь» и панно А.Головина для того же «Метрополя». Здесь же рождались керамическое панно К.А.Коровина на темы русского Севера для Ярославского вокзала, майоликовые фризы В.М.Васнецова для фасада Третьяковской галереи, панно «Сокол» по эскизу рано погибшего Н.Сапунова, которое и сейчас можно видеть на бывшем доходном доме на Кузнецком мосту, и т.д.

Словом, книга М.В.Нащокиной не только глубоко, последовательно и талантливо прослеживает судьбу керамического искусства в архитектуре, причем не только России, но и мира (монография напечатана под эгидой Научно-исследовательского института теории, истории архитектуры и градостроительства РААСН), не только анализирует различные аспекты этого необычного искусства и показывает новые страницы в его истории, но и открывает глаза всем нам на истинную красоту, которую мы, люди XXI века, разучились видеть в обыденной суете и спешке своей.

И в заключение не могу не сказать о существеннейшей черте монографии М.В.Нащокиной о московской архитектурной керамике — ее визуальной части. Иллюстрации не только поясняют и дополняют превосходный научно-просветительский искусствоведческий текст автора, они создают красочный, радужный мир, в который читатель-зритель этой книги-альбома погружается и не может оторваться от красоты, предстающей перед ним. Мастерские фотографии, опубликованные в книге принадлежат ряду авторов, в том числе самой М.Нащокиной, чей точный взгляд фотографа несомненно и немало помогает в искусствоведческой и историко-архитектурной работе.

Хороши в книге фотографии Маргариты Фединой. «Наше наследие» уже публиковало несколько ее работ в одном из последних номеров в материалах о знаменитом «Чайном доме» Перцева на Мясницкой улице. К сожалению, имя Маргариты Фединой там упомянуто не было, что очень жаль, конечно. Работа этого художника-фотографа заслуживает серьезного внимания и анализа. В книге М.Нащокиной напечатано немало работ М.Фединой. Лишь малое число из опубликованного мы здесь перечислим: знаменитое панно М.Врубеля «Принцесса Грёза» на гостинице «Метрополь»; детали отделки храма Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы при 2-й Московской общине старообрядцев; особняк Игумнова (резиденция французского посла на Якиманке); панно «Жажда» А.Головина и фрески северного фасада гостиницы «Метрополь»…

В общем, книгу М.В.Нащокиной об искусстве архитектурной керамики конца XIX – начала XX века должны с пользой для себя прочесть все, кто интересуется русским Серебряным веком. Она закрывает лакуну, которая существовала в богатой искусствоведческой литературе об этом замечательном времени в русской культуре.

М.В.Нащокина. Московская архитектурная керамика. Конец XIX – начало XX века. М.: Прогресс-Традиция, 2014

М.В.Нащокина. Московская архитектурная керамика. Конец XIX – начало XX века. М.: Прогресс-Традиция, 2014

Панно М.А.Врубеля «Принцесса Грёза» на фасаде гостиницы «Метрополь» (мастер — С.В.Чехонин, архитектор — В.Ф.Валькот). Фото М.Фединой. Иллюстрация из книги М.В.Нащокиной «Московская архитектурная керамика. Конец XIX – начало XX века»

Панно М.А.Врубеля «Принцесса Грёза» на фасаде гостиницы «Метрополь» (мастер — С.В.Чехонин, архитектор — В.Ф.Валькот). Фото М.Фединой. Иллюстрация из книги М.В.Нащокиной «Московская архитектурная керамика. Конец XIX – начало XX века»

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru