Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 108 2014

Ирина Перфильева

Преображение обыденности

Любовь Ненашева много лет работает в жанре керамической пластики, постоянно открывая в ней все новые и новые художественно-выразительные возможности. Так уж повелось в отечественном искусствознании, что к декоративно-прикладному искусству относятся с некоторым снисхождением, как к утилитарному, забывая о том, что из него происходит и «большое» искусство. Любовь Ненашева выбрала этот путь сознательно. Именно близость камерных форм искусства к человеку — та особенная черта, которая созвучна характеру этого художника — лирически ироничному и, одновременно, серьезному отношению к жизни.

Как опытный скульптор, смотрящий глазами, но видящий сердцем, она живо схватывает суть образа. Затем осторожно проясняет ее в деталях, которые никогда не вырываются в самостоятельную тему, но гармонично оттеняют то главное, что взволновало художника и потому не может не тронуть зрителя. Таковы ее безымянные жанровые портреты: «Уборщица» (1979), «Стирка в Северной Двине» (1980), «Дама с собачкой» (1992), «Вернисаж в Измайлове» (2005), «Богиня рыночной экономики. Незабываемые 1990-е» (2007), «Голоса. Композиция из 6 скульптур» (1988–2008) — это глубоко личное, но вместе с тем близкое и понятное зрителю-современнику ощущение и видение черт эпохи.

Или биографичные образы родных, друзей и просто знакомых: «Ожидание» (1980), «Думы» (1992), «Зоя. Керамида» (1996), «Валя Булыгина» (1999), «Портрет.

Керамида» (1989–2001), «Светлана» (2002), «Михаил Рожков» (2005), «Маша Фаворская» (2007), пронизанные щемящим чувством близости художника и модели, когда почти нет дистанции, а есть взаимопонимание, придающее портретам особое, возвышенное, но негромкое звучание.

К портретному жанру в творчестве Л.Ненашевой примыкают скульптурные сосуды, которые художник называет «керамидами». В более ранних произведениях — «Ангел» (1980), «Муза» (1983), «Художница» (1986), «Семья» (1989) — художник как будто отталкивается от христианской легенды, повествующей о происхождении типа изображения «Спаса Нерукотворного на чрепии» («Чрепие, или Святая Керамида»), проступившего на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Спаса Нерукотворного во времена иконоборчества. Подобно тому как христианский «Керамидион» обнаружил тайну ниши, созданные художником образы открывают глубинный духовный мир ее современников, в повседневности скрытый от любопытных глаз обывателя. В произведениях 1990-х и 2000-х годов — «Портретики» (2011) и других Л.Ненашева развивает и обогащает иконографический тип до многогранного, наполненного самыми разными оттенками эмоций и переживаний образа женщины-матери, хранительницы очага, музы, творца – сосуда, вмещающего и любовь, и страдание. Поздние «керамиды» Л.Ненашевой («У окна», 2011) часто ближе к образам греческой архаики, кариатидам — жрицам Артемиды, или Дианы, богини с решительным, а иногда и агрессивным характером.

Одним из любимых пластических жанров художника является рельеф. Она прибегает к нему и в портрете — «Двойной портрет на вернисаже» (2010), «Старая фотография» (2010), но в большей мере он интересен как самостоятельная тема в творчестве художника. В композиции «Утро в Мантуе» (2008) поражает, как мастер находит тот один-единственный штрих — тени туристов на мостовой, который насыщает художественный образ города массой эмоциональных оттенков раннего итальянского утра. Или раскрытая книга и летящий над ней ангел в композиции «Пиза» (2010), сразу переносящие воображение зрителя от хрестоматийной «падающей башни» к поэтическому ощущению морского бриза, колышущего листы лежащего на подоконнике томика, и парящего ангела.

Более двадцати лет Л.Ненашева увлеченно работает над евангельскими сюжетами. Вообще христианская тема — одна из любимых тем Л.Ненашевой.

К сожалению, в последнее время она стала слишком модной. Иногда, что называется, уже глаза не смотрят на многочисленных ангелов, порхающих в наших выставочных залах. Но от работ Л.Ненашевой буквально невозможно отвести взор. Они завораживают своей теплотой, истинным гуманизмом. И в пластическом решении и в трактовке сюжета художник с острым глазом, просто и мягко «проповедует» христианские истины. Она находит ту доверительную тональность повествования, которая близка и понятна ее зрителю. Художник улавливает вневременной камертон звучания христианской истории, истоками уходящей в глубокую древность, но не менее актуальной и сегодня. Фигуры Богоматери, Иосифа, Симеона и ангелов, на наших глазах едва проступающие в рельефе, как будто оживающие образы — «Благовещение» (2008), «Рождество» (2012), «Бегство в Египет» (2000), «Сретение» (2011); условные и конкретные одновременно, как это может быть только в истории, согласно православной христианской традиции, переживаемой каждым поколением вновь и вновь — как событие, объединяющее прошлое и будущее, как вечный порядок вещей. Это не сюжеты, посвященные когда-то произошедшим событиям, а переживание этих событий здесь и сейчас. И художник проникновенно передает эту черту православной христианской культуры, находя живой художественный язык: едва проступающие в рельефе фигуры святых, слегка тронутые цветом, находятся где-то между горним и сущим миром, где-то между вечностью и настоящим, между разумом и чувством.

Творчество Л.Ненашевой привлекает содержательностью и многоплановостью произведений, глубоко впитавших лучшие традиции мировой художественной культуры, пережитых и переосмысленных современным художником.

Любовь Ненашева

Любовь Ненашева

Старая фотография. Рельеф. 2010. Фаянс, пигменты, глазурь

Старая фотография. Рельеф. 2010. Фаянс, пигменты, глазурь

Портретики. Группа керамид. 2011. Фаянс, пигмент, глазурь

Портретики. Группа керамид. 2011. Фаянс, пигмент, глазурь

Бегство в Египет. Рельеф. 2000. Грубый шамот, ангоб

Бегство в Египет. Рельеф. 2000. Грубый шамот, ангоб

У окна. Три керамиды. 2010. Фаянс, соли, глазурь

У окна. Три керамиды. 2010. Фаянс, соли, глазурь

Ангел защитник. Подвесная скульптура. 2012. Фаянс, соли

Ангел защитник. Подвесная скульптура. 2012. Фаянс, соли

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru