Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 107 2013

Анатолий ГОСТЕВ

Картины минувшей жизни.

Россия в гравюрах XVII – начала XIX века

Фонд «Русское культурное наследие» был основан в 2012 году. За недолгое время в его стенах представлено множество редких произведений русского искусства XVII–XIX веков из частных коллекций. Одна из выставок была посвящена старинной русской гравюре.

Экспонаты происходят из частных собраний Москвы и Петербурга. Большая часть была предоставлена А.Кусакиным, Т. и С. Подстаницкими, Т.Алексеевой и А.Гостевым, С.Васильевым, А.Савченко.

Начало XVII века — время первых Романовых — богато сказаниями иностранцев о России. Только иллюстрированных изданий альбома Адама Олеария на всех европейских языках в течение этого столетия насчитывается до шестнадцати.

Несомненно, это сочинение можно считать наиболее популярным из описаний России всех времен, хотя оно, подобно другим, не чуждо курьезов.

Так, медведь с вожатым, изображенные на одной из гравюр книги Олеария, породили «бродячую» легенду о том, что за околицей русских городов начинается дремучий лес, а по улицам разгуливают дикие звери.

Адам Олеарий (Эльшлегель) приехал в Россию в 1634 году в качестве секретаря посольства герцога Фридриха Шлезвиг-Голштинского к московскому царю Михаилу Федоровичу.

В своей книге Олеарий прославляет герцога, отправившего его в путешествие при посольстве со специальной гуманитарной целью — ознакомиться с бытом и государственным устройством малознакомой, но уже интересовавшей весь мир Московии.

Коммерческий успех книги превзошел все ожидания.

Уже в XVII веке картинки, запечатленные Олеарием, были дополнены видами русских городов, награвированными Питером ван дер Аа по оригинальным рисункам Николаса Витсена, с несколько приукрашенными деталями. Успех этого, безусловно драгоценного для русской истории увража легко оценить по состоянию книг, попавших в Россию в конце XVII – начале XVIII века. Мы с трудом найдем экземпляр Олеария с полным комплектом гравированных видов в русской части повествования, тогда как иллюстрации в заключительной, персидской части путешествия блещут девственной сохранностью.

Особенно большое значение гравюра на меди приобрела в России на рубеже XVII–XVIII веков, в Петровскую эпоху, когда гравюра, наряду с книгой, стала главным средством просвещения, пропаганды государственных реформ и прославления «викторий русского оружия».

В 1697 году, во время первого путешествия в Голландию, любознательный царь-плотник познакомился с амстердамским офортистом Адрианом Шхонебеком (1661–1705) и посетил его мастерскую.

Здесь, под руководством Шхонебека, Петр I собственноручно выполнил офорт «Победа православия над магометанством», единственный известный оттиск которого находится в Голландии. Тема гравюры, очевидно, была навеяна недавним победоносным Азовским походом. Для царя Шхонебек написал и специальное руководство по гравированию в технике офорта.

Позднее Петр I пригласил Шхонебека в Москву, где голландец возглавил граверную мастерскую

Оружейной палаты; ему вменялось в обязанность «…грыдировать гистории, персоны, ланшампы, городы, строения, крепости и домы, печатать указы…», то есть выполнять работы как художественного, так и утилитарного назначения.

В 1702 году Петр I пригласил в Москву родственника Шхонебека Питера Пикара и двух других голландских граверов. Это были достаточно образованные люди, но второстепенные художники, сам Шхонебек обладал более значительной творческой индивидуальностью, в чем легко убедиться, взглянув на чудесные и весьма редкие работы этого мастера, украшающие экспозицию: «Свадьба многоутешного, остроумнолютого шута Феофилакта Шанского в присутствии императора Петра I, двора и иноземных послов в 1702 году» и «Проект портала московского Арсенала» 1704 года.

Голландцы оправдали надежды царя: они сумели приобщить русских учеников к культуре европейской гравюры, передать им технические навыки. Техника офорта с некоторой доработкой резцом, привезенная Шхонебеком в Россию, стала самой характерной для петровских граверов на меди. Эту технику обычно применял ученик Шхонебека Алексей Федорович Зубов (1682–1751). Сын иконописца и знаменщика Оружейной палаты, Алексей Зубов стал отличным рисовальщиком и гравировал, в основном, по собственным композициям.

Его наследие насчитывает более ста листов, каждый из которых по монументальности, точности передачи атмосферы свадеб, ассамблей и баталий, по ритмическому построению и бурной динамике масс, может быть назван истинным шедевром русского графического искусства Петровской эпохи.

В середине XVIII века под руководством, или, как тогда выражались, «смотрением», первого мастера русской портретной гравюры Ивана Алексеевича Соколова (1717–1757), прославившего себя альбомом «Обстоятельное описание торжественного… коронования… императрицы Елизаветы Петровны…», группой граверов Академии наук к пятидесятилетию Петербурга была выполнена серия крупноформатных гравюр «План столичного города Санкт Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов… 1753 года».

Для развития русского графического искусства эта серия, безусловно, имела большее значение, чем собственное творчество Соколова. Как все работы Соколова и его круга, «Знатнейшие проспекты» имели репродукционный характер — они выполнены по чужим оригиналам. Оригиналами здесь послужили рисунки мастера архитектурного пейзажа, перспективиста М.И.Махаева.

Благодаря своему учителю, работавшему в России с 1745 года, — итальянскому декоратору, мастеру плафонных росписей и фантастических архитектурных композиций Д.Валериани, Махаев был связан с традицией «большого» венецианского архитектурного пейзажа, которую представляли тогда имена Каналетто, Гварди, Бернардо Белотто.

Под руководством Валериани Махаев и освоил искусство перспективы: при работе с натурой он пользовался камер-обскурой, а также другими техническими приспособлениями для съемки архитектурных форм, применявшимися европейскими мастерами.

Пейзаж у Махаева строится не параллельными планами, как в панораме петровских граверов, а разворачивается в глубину, о чем говорит само название сюиты — «проспекты»; пространство в нем выражено сильными линейными ракурсами, а также воздушной перспективой, характерной для облика города у моря.

Стремительный бег парусной галеры, составляющей центр композиции «Проспект вверх по Неве-реке» Ефима Виноградова, воспринимается как поэтический символ новой России.

Махаевские рисунки пером с тушевой размывкой кистью получили в гравюре логическую завершенность, усилившую их художественную выразительность. Так, для одного из лучших листов серии — «Проспект по реке Фонтанке» Г.Качалова характерен великолепный, столь соответствующий атмосфере Петербурга, общий жемчужно-серебристый тон, недостижимый в технике рисунка.

Листы из серии «Знатнейшие проспекты» (на выставке представлены десять из двенадцати гравюр), в которых был зримо представлен рост города на Неве, великолепие его дворцов и парков русский императорский двор рассылал в подарок «…за море, господам послам и посланникам и обретавшимся при иностранных дворах российским министрам и в королевские тамошние библиотеки». Эти гравюры получили широкую известность за рубежом и пользовались большим успехом.

В завершение рассказа о «Проспектах» скажем, что первое их издание было отпечатано в ста экземплярах.

В 1799 году по оригиналам французского живописца и рисовальщика Жерара Делабарта в технике офорта и резца была создана, пожалуй, самая популярная в XVIII веке серия видов Москвы, состоящая из десяти листов. Ее издателем стал купец первой гильдии Иоанн Валзер. Именно по этим мастерски награвированным листам мы традиционно представляем раннюю пушкинскую Москву: ее башни и памятники, ее быт, гуляния и балаганы, шумную пеструю толпу.

В издании, получившем разговорное название «Делабарт», приняла участие большая группа европейских мастеров, а вид Серебрянических бань и их окрестностей, представленный в экспозиции, исполнен швейцарским гравером М.Г.Эйхлером.

В том же 1799 году в составе граверного класса Академии художеств было организовано специальное гравюрно-ландшафтное отделение (или класс ландшафтный) во главе с известным мастером русской пейзажной живописи Семеном Щедриным, который вместе с немецким художником — репродукционистом Игнатием Клаубером подготовил целую группу мастеров русской пейзажной гравюры. Это были Андрей Ухтомский, братья Козьма и Иван Ческие, Степан Галактионов, Иван Телегин и другие, работавшие в технике резца по офортной подготовке. Они гравировали, в основном, по оригиналам Щедрина, который в отличие от перспективиста Махаева занимался уже не изображением перспективы, но воплощал образы живой природы.

Главными работами ландшафтного класса было гравирование на меди по заказам царского двора романтических видов загородных дворцов-резиденций: Гатчины, Павловска, Петергофа и окружавших их великолепных парковых ансамблей.

Мастера ландшафтного класса работали уже не по рисункам, как более ранние русские граверы-пейзажисты, а по живописным оригиналам — картинам маслом или по проработанным гуашью цветным акварелям, как например «Мельница и башня Пиль в Павловске» С.Щедрина (ГТГ).

На выставке мы имели редкую возможность проследить изменение художественного облика русской пейзажной гравюры, ее техническое воплощение от работ Шхонебека и его учеников к работам Качалова и граверов круга Соколова, а от них — к мастерам ландшафтного класса на рубеже XVIII–XIX веков, увидеть, как становился более живописным сам характер гравюр, более гибкой и мягкой техника их исполнения, как плотнее и нюансированнее делалась тональность листов, сложнее и разнообразнее их графическая фактура.

Мастера ландшафтного класса резцом и офортом научились выразительно передавать кудрявость крон деревьев и мягкость травы, легкие отражения над прозрачной поверхностью вод и воздух, разделяющий пространственные планы.

Все это в полной мере относится к листу «Вид итальянского фонтана в Нижнем саду Петергофа», гравированному рано умершим И.Телегиным по живописному оригиналу С.Щедрина в 1801 году.

Лист, с посвящением императору Александру I, был особенно любим поэтом Гавриилом Державиным, посвятившим этому фонтану вдохновенное стихотворение «Водомет»:

Луг шумящий, водометный,

Свыше сыплюща роса!

Где в тени в день знойный летний

Совершенная краса,

Раскидав по дерну члены

И сквозясь меж струй, ветвей,

Сном объята, в виде пены,

Взгляд влекла души моей…

Рассказывая о картинах русской жизни, нельзя обойти вниманием немногочисленные, но весьма редкие виды русских усадеб.

Появившиеся в предромантическую эпоху, они соответствовали руссоистскому или карамзинскому идеалу человека с богатым внутренним миром, интересному не столько способностью успешно управлять армиями и флотами, как в эпоху классицизма, сколь умением создать парадиз или рай на земле для себя и своей семьи.

Таковы виды Надеждина, села в Саратовской губернии, принадлежавшего князю Александру Борисовичу Куракину (1752–1818).

«Виды села Надеждино» были отпечатаны крошечным тиражом в пятьдесят экземпляров. Нежно тонированные акварелью, они служили личными приношениями князя и в продажу не поступали.

Тем удивительней присутствие на выставке уникального оригинала И.Мессмера с видом дворца А.Б.Куракина в Надеждине, выполненного в смешанной технике акварели и туши.

Выставка «Картины русской жизни» убеждает — XVIII век был периодом расцвета русской гравюры на металле, сумевшей за столетие освоить разнообразные жанры и техники и поднять их на высокий художественный уровень.

Питер ван дер Аа по оригиналу Николаса Корнелиса Витсена. Кремль. Вербное Воскресенье. 1664.  Бумага, гравюра резцом, офорт. Собрание А.Кусакина

Питер ван дер Аа по оригиналу Николаса Корнелиса Витсена. Кремль. Вербное Воскресенье. 1664. Бумага, гравюра резцом, офорт. Собрание А.Кусакина

Иван Соколов по оригиналу Михаила Махаева. Петербург. Проспект старого зимнего дворца с каналом, соединяющим Мойку с Невой. 1750-е годы. Бумага, гравюра резцом, офорт. Частное собрание

Иван Соколов по оригиналу Михаила Махаева. Петербург. Проспект старого зимнего дворца с каналом, соединяющим Мойку с Невой. 1750-е годы. Бумага, гравюра резцом, офорт. Частное собрание

Питер ван дер Аа по оригиналу Николаса Корнелиса Витсена.  Вид Коломны. 1719. Бумага, гравюра резцом, офорт. (Оригинал Н.К.Витсена был выполнен в 1664 году). Собрание А.Кусакина

Питер ван дер Аа по оригиналу Николаса Корнелиса Витсена. Вид Коломны. 1719. Бумага, гравюра резцом, офорт. (Оригинал Н.К.Витсена был выполнен в 1664 году). Собрание А.Кусакина

Гессель Герритц. Москва. План Кремля. Начало XVII века. Бумага, офорт. Собрание А.Кусакина

Гессель Герритц. Москва. План Кремля. Начало XVII века. Бумага, офорт. Собрание А.Кусакина

Питер ван дер Аа по оригиналу Николаса Корнелиса Витсена. Вид Царицына. 1719. Бумага, гравюра резцом, офорт.  (Оригинал Н.К.Витсена был выполнен в 1664 году).  Собрание А.Кусакина

Питер ван дер Аа по оригиналу Николаса Корнелиса Витсена. Вид Царицына. 1719. Бумага, гравюра резцом, офорт. (Оригинал Н.К.Витсена был выполнен в 1664 году). Собрание А.Кусакина

Адриан Шхонебек. Свадьба многоутешного, остроумнолютого шута Феофилакта Шанского. Женская половина. Первая половина XVIII века. Бумага, офорт. Частное собрание

Адриан Шхонебек. Свадьба многоутешного, остроумнолютого шута Феофилакта Шанского. Женская половина. Первая половина XVIII века. Бумага, офорт. Частное собрание

Генрих Гуттенберг по оригиналу Жерара де ла Барта. Вид Старой Площади в Москве. 1799.  Бумага, гравюра резцом, офорт, гуашь. Собрание галереи «Альбион»

Генрих Гуттенберг по оригиналу Жерара де ла Барта. Вид Старой Площади в Москве. 1799. Бумага, гравюра резцом, офорт, гуашь. Собрание галереи «Альбион»

Иосиф Кармин. Московский Кремль. Теремной дворец. 1800–1810. Бумага, гравюра резцом, акварель. Собрание А.Кусакина

Иосиф Кармин. Московский Кремль. Теремной дворец. 1800–1810. Бумага, гравюра резцом, акварель. Собрание А.Кусакина

Иосиф Кармин. Коломенское. 1800–1810. Бумага, гравюра резцом, акварель. Собрание А.Кусакина

Иосиф Кармин. Коломенское. 1800–1810. Бумага, гравюра резцом, акварель. Собрание А.Кусакина

Иосиф Кармин. Москва. Красные ворота. 1800–1810. Бумага, гравюра резцом, акварель. Собрание А.Кусакина

Иосиф Кармин. Москва. Красные ворота. 1800–1810. Бумага, гравюра резцом, акварель. Собрание А.Кусакина

Иосиф Кармин. Москва. Проспект. 1800–1810. Бумага, гравюра резцом, акварель. Собрание А.Кусакина

Иосиф Кармин. Москва. Проспект. 1800–1810. Бумага, гравюра резцом, акварель. Собрание А.Кусакина

Александр Вильбрехт. Карта Московской губернии  из 10 уездов. Фрагмент. 1800. Бумага, гравюра резцом,  офорт, акварель. Собрание А.Кусакина

Александр Вильбрехт. Карта Московской губернии из 10 уездов. Фрагмент. 1800. Бумага, гравюра резцом, офорт, акварель. Собрание А.Кусакина

Георг-Фридрих Шмидт по оригиналу Луи Токке. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1761. Бумага, гравюра резцом, офорт. Собрание А.Кусакина

Георг-Фридрих Шмидт по оригиналу Луи Токке. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1761. Бумага, гравюра резцом, офорт. Собрание А.Кусакина

Григорий Качалов по оригиналу Михаила Махаева. Петербург. Проспект вниз по Неве-реке между Зимним дворцом и Академией наук. 1750-е годы. Бумага, гравюра резцом, офорт. Частное собрание

Григорий Качалов по оригиналу Михаила Махаева. Петербург. Проспект вниз по Неве-реке между Зимним дворцом и Академией наук. 1750-е годы. Бумага, гравюра резцом, офорт. Частное собрание

Фердинанд де Мейс. Аллегория на восшествие императора Александра I на престол. Около 1801 года. Бумага на картоне, орешковые чернила, перо, сепия. Собрание С. и Т. Подстаницких

Фердинанд де Мейс. Аллегория на восшествие императора Александра I на престол. Около 1801 года. Бумага на картоне, орешковые чернила, перо, сепия. Собрание С. и Т. Подстаницких

Козьма Ческий по оригиналу Семена Щедрина. Вид дворца в Гатчине со стороны сада. 1800. Бумага, гравюра резцом. Собрание А.Кусакина

Козьма Ческий по оригиналу Семена Щедрина. Вид дворца в Гатчине со стороны сада. 1800. Бумага, гравюра резцом. Собрание А.Кусакина

Григорий Качалов по оригиналу Михаила Махаева. Петербург. Проспект по реке Фонтанке от грота  и Запасного дворца на полдень. 1750-е годы. Бумага, гравюра резцом, офорт. Частное собрание

Григорий Качалов по оригиналу Михаила Махаева. Петербург. Проспект по реке Фонтанке от грота и Запасного дворца на полдень. 1750-е годы. Бумага, гравюра резцом, офорт. Частное собрание

Джеймс Уокер по оригиналу Мари Элизабет Луизы Виже-Либрен. Портрет князя А.Б.Куракина. 1798. Бумага, меццо-тинто. Частное собрание

Джеймс Уокер по оригиналу Мари Элизабет Луизы Виже-Либрен. Портрет князя А.Б.Куракина. 1798. Бумага, меццо-тинто. Частное собрание

Антуан Радиг по оригиналу Александра Рослина. Портрет князя И.И.Бецкого. 1794. Бумага, гравюра резцом. Собрание А.Кусакина

Антуан Радиг по оригиналу Александра Рослина. Портрет князя И.И.Бецкого. 1794. Бумага, гравюра резцом. Собрание А.Кусакина

Алексей Греков по оригиналу Михаила Махаева. Петербург. Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны. 1750-е годы. Бумага, гравюра резцом, офорт. Частное собрание

Алексей Греков по оригиналу Михаила Махаева. Петербург. Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны. 1750-е годы. Бумага, гравюра резцом, офорт. Частное собрание

Иван Телегин по оригиналу Семена Щедрина. Вид Итальянского фонтана в Нижнем саду Петергофа. 1799–1802. Бумага, гравюра резцом, офорт. Собрание А.Кусакина

Иван Телегин по оригиналу Семена Щедрина. Вид Итальянского фонтана в Нижнем саду Петергофа. 1799–1802. Бумага, гравюра резцом, офорт. Собрание А.Кусакина

Якоб ван дер Шлей по оригиналу Ю.Фельтена. Лист из серии «Перевозка Гром-камня в присутствии Екатерины II». 1770. Бумага, гравюра резцом, офорт. Частное собрание

Якоб ван дер Шлей по оригиналу Ю.Фельтена. Лист из серии «Перевозка Гром-камня в присутствии Екатерины II». 1770. Бумага, гравюра резцом, офорт. Частное собрание

Мишель Франсуа Дамам-Демартье. Прогулка Екатерины II в саду в Царском Селе. 1813.  Бумага, офорт, цветная акватинта, акварель. Собрание А.Кусакина

Мишель Франсуа Дамам-Демартье. Прогулка Екатерины II в саду в Царском Селе. 1813. Бумага, офорт, цветная акватинта, акварель. Собрание А.Кусакина

Иван Соколов по оригиналу Михаила Махаева. Столичный город Санкт-Петербург. Фрагмент. Середина XVIII века. Бумага, гравюра резцом, офорт. Частное собрание

Иван Соколов по оригиналу Михаила Махаева. Столичный город Санкт-Петербург. Фрагмент. Середина XVIII века. Бумага, гравюра резцом, офорт. Частное собрание

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru