Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 106 2013

Галерея журнала «Наше наследие»

Сергей Сафонов

Чувство внутренней свободы

Живописец Ирина Лотова — художник в третьем поколении. Дед ее, Владимир Кашкин, учился в начале 1920-х в Саратовском художественно-практическом институте у бывшего участника «Голубой розы» Петра Уткина и у других превосходных художников. Он упомянут в легендарном исследовании искусствоведа Ольги Ройтенберг «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…», посвященном значительным мастерам нашего «пропущенного» искусства первой половины ХХ века. Жаль, работ его сохранилось не много. Другой дед, двоюродный, еще в предреволюционные годы трудился фотографом — занятие это и в прежние, и особенно в нынешние времена вполне укладывается в рамки словосочетания «визуальная культура». Мама Ирины, московский скульптор Римма Лотова, хотя и разменяла недавно девятый десяток, продолжает работать в керамике. С такими «тылами» Ирине трудно было остаться в стороне не столько даже от занятий искусством, сколько от, если можно так выразиться, хорошего тона этих занятий.

Самым актуальным для себя художником Ирина Лотова называет сегодня Пабло Пикассо. И Сезанна она называет великим. Доводилось пару раз слышать, как преломленный в произведениях Лотовой опыт не только отечественной, но и европейской живописи рубежа минувшего столетия — звучность и декоративность цвета, некоторая вневременность композиций, интерес к работе на натуре — ставился в укор автору. Тем более, холсты Ирины неизбежно заметны на самого разного формата московских выставках. «Все неправильно понято, - терпеливо объясняет художник. — Мы зашорены образцами искусства, а вот про гендерное, женское начало нередко забываем. Все идет из детства, из юности. Я всегда любила театр. Но мне не везло: в училище взяли на другое отделение, и в институт на театральное отделение я не поступила, хотя и пыталась. А я очень люблю костюм, люблю разглядывать, как люди одеты. Высокую моду раньше всегда смотрела… Очень люблю определенную одежду, платья, с детства рисовала дам, всякие сказки. Чисто пластически — это цельная форма, большое цветовое пятно, которое безумно красиво на улице. А то, что изображали французы, — так это было вокруг них. Раз сейчас вокруг меня этого нет — почему я не могу это изображать? Мы же не обвиняем Борисова-Мусатова в том, что он смотрел на французов. А он ведь вообще брал костюмы из XVIII века, какие ему хотелось. Импрессионисты, конечно, великие тем, что они нашли форму, в которой можно работать на пленэре, — и при этом можно заниматься пуантилизмом, а можно писать обобщенно, как Матисс. Что же касается моей живописи, когда я писала фигуры на пленэре, мне мама позировала: я ее одевала специально». И еще: «Если не подражаешь, а делаешь, как чувствуешь — будешь современным художником. Неважно, какую форму ты выбираешь: сейчас все формы возможны. Два раза в одну реку не войти, но если я вижу хорошую работу, значит, человек что-то пережил и перечувствовал. И меня мало беспокоит, к какому времени я его притяну, к какому художнику из прошлого. Если ты считаешь, что именно такая форма созвучна тебе сейчас, то сделаешь свою вещь. С другой стороны, я смотрю на Ротко — хороший художник, но зачем я буду стараться так же работать, только потому, что это современно, модно?»

Живопись маслом на открытом воздухе сегодня несколько потеряла свою актуальность для Ирины. На смену масляным краскам пришла пастель. «Масло я рассматриваю как материал для длительной работы, - рассказывает художник. — Секундный импульс, то впечатление, ради которого я иду на этюд, просто не для масла. Сезанн, например, боролся со временем в своих натурных вещах. Он пытался соединить временное с постоянным, хотел изменчивое облечь в постоянную форму. И это у него получалось! Момент изменчивости, который был мне так дорог в прежние времена, сейчас мало меня беспокоит. С другой стороны, яркое впечатление, которое испытываешь на натуре, — его тоже хочется как-то захватить... Я все больше склоняюсь к тому, что если хочу поработать долго, не следует сразу брать натуру. Нужно сделать пастели, акрилы, гуаши, а потом уже работать в мастерской. В пастели все может быть не организовано и не построено — но в ней мои ощущения, мои чувства, то, что меня зацепило».

Из сказанного вовсе не следует, что Лотова воспринимает пастель как сугубо подготовительный, эскизный материал. Скорее, речь о принципиально разных задачах в работе различными материалами и чувстве внутренней свободы, неизменно охватывающем художника при обращении к бумаге и пастельным мелкам. По воспоминаниям, первая встреча с пастелью произошла у Ирины Лотовой еще в детстве, а последняя, длящаяся и по сегодняшний день — тридцать лет назад, в 1983 году, в Доме творчества в Гурзуфе. Дата запомнилась еще и потому, что в том краю цветных туманов произошло знакомство Ирины с Михаилом Рудаковым — художником старшего поколения, мастерски владевшим искусством пастели.

«Почему я беру пастель очень часто?» — задается вопросом Ирина. И сама отвечает: «У масла — неограниченные возможности, а пастель — ограничивает. Есть чисто технические секреты, нельзя сделать все, нельзя работать долго. И — не больше трех наложений. Нужно не смешивать цвета, добиваясь пленэрной точности, а придумать, как выразить тот или иной цвет, малыми средствами сделать изображение выразительным. Допустим, к зеленому я беру розовый мелок и еще делаю голубой контур. А если я возьму полутораметровый холст и буду работать так же, это будет ужасно: контур ярко-голубого по красному — будет дико. Масло — материал, который несет глубину, им нужно так построить пространство, чтобы не возникало ощущения плоскости; что можно сделать маслом, другим материалом не сделаешь. То, чего я в масле остерегаюсь, потому что это может получиться грубо, в пастели я могу себе позволить. Условность пастели дает мне некоторый отдых и переключение. И потом, в ней могут быть такие находки, которые не случаются в масляной живописи».

Ирина Лотова

Ирина Лотова

Закат солнца в осеннем саду. 2010. Оргалит, масло

Закат солнца в осеннем саду. 2010. Оргалит, масло

Цветник. 2012. Бумага, пастель

Цветник. 2012. Бумага, пастель

Цветник против света. 1997. Холст, масло

Цветник против света. 1997. Холст, масло

Вечер. Синий дельфиниум. 2010. Холст, масло

Вечер. Синий дельфиниум. 2010. Холст, масло

Дама с петушком. 1992. Холст, масло

Дама с петушком. 1992. Холст, масло

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru