Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 106 2013

Галерея журнала «Наше наследие»

Ольга Яблонская

Миражи памяти

Там девочка в платье из кружев

Серебряной бабочкой кружит,

А мальчик в бумажной пилотке

Плывет на бумажной лодке.

Откуда? В какие края?

О, как он похож на меня!

Е.Ревяков

В литературе (и, соответственно, в литературоведении) существует явление и понятие исповедальной прозы (исповедальной лирики). В искусствоведческом словаре такого понятия, кажется, нет. Но это вовсе не значит, что в изобразительном искусстве не существует такого явления. Оно существует. И живопись московского художника Евгения Ревякова — живое и яркое тому доказательство.

Начинал Ревяков как книжный график. Иллюстрировал сюрреалистические лимерики Эдварда Лира, авторские и народные сказки, фольклорные песенки-потешки. Интересно, однако, что, несмотря на заведомую фантазийность выбранного литературного материала, собственную свою фантазию художник не то что ограничивает, но все же адаптирует ее к образным задачам, продиктованным текстом. В книжной графике он образно точен, пластически внятен и дисциплинирован. В карикатуре, которой также одно время занимался — саркастичен, язвителен и совсем не лиричен — вплоть до черного юмора. В станковой живописи, которая стала основным его занятием, художник дает полную волю и своей фантазии, и личной памяти, и индивидуальной рефлексии, и всему, что, по собственным его словам, его радует и печалит.

Именно на памяти автора, на личных его печалях и радостях строится своеобразие живописи Евгения Ревякова — созерцателя, наблюдателя, философа. Отображая видимый ему мир, он не допускает случайных кадров, но предельно честен в постановочных. Не стоит искать в исповедальных холстах Ревякова линейного сюжета — его там нет. Но в каждой отдельной картине, так же, как и в их совокупности, ощутима сюжетная логика, неуловимая и неумолимая, вроде той, что скрепляет и сцепляет в загадочное, но единое нарративное целое разрозненные фрагменты сновидения. В графике Евгений Ревяков лаконичен. В живописи он немногословен, но многослоен и многоделен, внимателен к детали, к знаку, к сквозному мотиву. Сквозные мотивы (как и сквозные персонажи) здесь не только путешествуют, как им и положено, из картины в картину, но и проступают сквозь красочный слой, то проявляясь под тонкими лессировками, то пропадая в подкрасочных глубинах, то возникая, то снова теряясь в сложном плетении композиционного рисунка. Художник тщательно избегает открытого слова, открытого цвета, жесткого контура. Пластически, да, пожалуй, и концептуально живопись Ревякова отсылает к «миражам и туманам» русских символистов-голуборозовцев, где многое сказано, но ничто не досказано, где все значимо, но ничто не однозначно, где выплывает на первый план иллюзорно-умозрительное и тонет в глубинах фона предметно-узнаваемое.

Картины Евгения Ревякова предназначены к тщательному и неторопливому рассматриванию. Внимательный зритель непременно разглядит за прозрачно-акварельной красотой поверхности каждой картины насыщенную и многонаселенную глубину ее пространства. В этом пространстве существуют на равных художественно-документальных и метафорических правах — увиденное, придуманное и домысленное; существующее здесь и сейчас, живущее в воображении или с легкостью выхваченное из глубин прошлого, где «мальчик в бумажной пилотке плывет на бумажной лодке». Мальчик в треугольной шапочке — автопортрет художника в детстве, бумажные кораблики — метафора драгоценной живой памяти — и сейчас непринужденно живут и в картине мира художника, и в его искусстве. Тщательность памяти, живость воображения и точность отображения — это и есть те реальности, которые так органично и артистично соединились в исповедальной живописи Евгения Ревякова.

Евгений Ревяков

Евгений Ревяков

Уездный городок. 1995. Холст, смешанная техника

Уездный городок. 1995. Холст, смешанная техника

Соседи. 2004. Бумага, грунт, акрил

Соседи. 2004. Бумага, грунт, акрил

Единорог и девочка. 2004. Бумага, грунт, акрил

Единорог и девочка. 2004. Бумага, грунт, акрил

Улетающие рыбы. 1996. Холст, масло

Улетающие рыбы. 1996. Холст, масло

Елка с корабликами. 2006. Холст, акрил

Елка с корабликами. 2006. Холст, акрил

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru