Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 105 2013

Среди коллекционеров

Вадим Садков

В сторону Запада

Почти на равных с русским искусством, уступая только числом, но не художественным качеством и исторической значимостью, на выставке «Портреты коллекционеров» были представлены произведения зарубежных художников. Их показ в экспозиции логически делился на две большие группы — картины старых западноевропейских мастеров и работы живописцев конца XIX и первой половины XX столетия. И все они в равной степени продемонстрировали огромный интерес современных отечественных собирателей к устоявшимся и выдержавшим испытание десятилетиями и веками представлениям о «вечных ценностях» в истории мировой художественной культуры.

Так, картины старых мастеров издавна пользуются повышенным вниманием у коллекционеров во всем мире. Не стала исключением и Россия. Первые картины преимущественно нидерландских и немецких художников появились в нашей стране в начале XVIII века, в эпоху Петра Великого, а уже во времена царствования Екатерины II и Александра I Императорский Эрмитаж в Санкт-Петербурге по праву считался обладателем одной из лучших в мире подборок произведений итальянских, французских, голландских и фламандских живописцев. Их примеру следовали представители многих аристократических семей (в частности, Шуваловы, Строгановы, Юсуповы, Шереметевы, Безбородко), сумевшие собрать в столичных дворцах и загородных поместьях поистине необъятные художественные сокровища, среди которых почетное место занимали работы старых мастеров.

К середине XIX столетия круг потенциальных покупателей произведений старых иностранных художников в России заметно расширился, пополнившись выходцами из среды купечества и интеллигенции. Конечно, их финансовые возможности, естественно, не могли быть сопоставимы с императорским двором и петербургской аристократией. К тому же художественный рынок середины и второй половины XIX века, по сравнению с предыдущим столетием, заметно уменьшился. Эпоха оптовых закупок произведений из прославленных европейских собраний, вроде И.Э.Гоцковского, графа Г.Брюля, Л.А.Кроза, Ф.Троншена и герцога И.Ф.Шуазеля, положивших начало коллекции Эрмитажа, навсегда ушла в прошлое. Собиратели были вынуждены приобретать на аукционах или в антикварных фирмах лишь отдельные группы памятников, из которых только наиболее целеустремленным и везучим людям удавалось на протяжении жизни собрать действительно первоклассные вещи. В их числе — коллекционеры старой зарубежной живописи М.С.Щекин, Д.И.Щукин и Н.С.Мосолов в Москве, П.П.Семенов-Тян-Шанский в Санкт-Петербурге…

Революция 1917 года внесла существенные коррективы в общую ситуацию в коллекционерской среде. Прежде всего это коснулось широкой реорганизации музейного дела, выразившейся в национализации крупных частных собраний и перераспределении государственного музейного фонда. В итоге большинство выдающихся частных собраний прекратили свое существование, немногие чудом сохранившиеся коллекции тщательно скрывались от властей и были известны только очень узкому кругу лиц. Многие произведения постепенно приобретались музеями или поступали туда путем насильственной конфискации. Здесь следует подчеркнуть несколько взаимосвязанных обстоятельств. Прежде всего — замкнутость советского художественного рынка, отсутствие у музеев и, тем более, частных лиц практической возможности делать закупки за рубежом, участвовать в международных аукционах. Все поиски и находки в данной области были вынужденно ограничены только внутренними ресурсами, которые, в основной массе, были исчерпаны уже к концу 1930-х годов. Поэтому как о настоящих подвижниках надо говорить о коллекционерах советской эпохи, буквально по крупицам разыскивавших картины старых мастеров, являвшиеся, в свою очередь, случайными осколками известных русских собраний конца XIX – начала ХХ века.

Ситуация в России существенным образом изменилась около двадцати лет назад, когда были сняты практически все административные и правовые барьеры, мешавшие формированию частных художественных собраний. Появление нового класса собственников породило повышенный спрос на произведения классического и современного искусства. На это моментально отреагировал стихийно возникший и стремительно расцветший отечественный художественный рынок, главными источниками наполнения которого в области работ старых западноевропейских мастеров явились не столько оскудевшие местные ресурсы, сколько участие в зарубежных аукционах и закупки в антикварных магазинах других стран. Но мировой антикварный рынок по своей природе необычайно сложен. Поэтому всякий собиратель произведений искусства былых эпох должен хорошо обдумать и четко определить для себя круг конкретных пристрастий, интересов и, обретя некоторый практический опыт путем изучении музейных фондов и специальной литературы, приступить к подбору экспонатов для своей коллекции. И следует хорошо усвоить одну непреложную истину: предпочтительнее иметь бесспорно подлинную (желательно подписную) работу, скажем, Фердинанда Бола или Каналетто, чем вызывающую сомнения в аутентичности картину Рембрандта или Рафаэля, или, тем более, позднюю копию с оригиналов этих прославленных мастеров. Но если действительно удалось стать обладателем шедевра, то этот памятник, помимо высокого художественного качества и хорошей сохранности, должен как минимум иметь безупречный провенанс, т.е. «Происхождение» и быть включен в соответствующие серьезные научные каталоги творческого наследия их автора.

Один из главных выводов, касающийся как методологии знаточества, так и общих принципов подбора состава коллекций, состоит в следующем: исследования нескольких поколений ученых убедительно показали порочность давно сложившихся представлений, что создателем выдающегося по художественному уровню памятника должен быть обязательно крупный и хорошо известный мастер. Современный научный опыт однозначно свидетельствует, что это верно лишь с одной стороны. Например, от Тициана, Брейгеля или Рембрандта действительно не сохранилось посредственных, слабых работ. Но в то же время им традиционно приписывали первоклассные произведения, которые на самом деле создали талантливые, но почти забытые последующими поколениями художники. И, что еще немаловажно иметь в виду, это конкретная «родословная», т.е. история происхождения памятника, поскольку шедевр кисти великого мастера не может быть просто случайно найденным под кроватью старушки, жительницы какого-нибудь далекого провинциального городка. Точнее говоря, гипотетически на протяжении полувека он мог там находиться, но одновременно должны иметься подтверждения его бытования в старой литературе и каталогах распродаж на протяжении как минимум XVIII и XIX веков. Конечно, разбираться во всех этих тонкостях могут только опытные специалисты-профессионалы. Но настоящий коллекционер обязательно должен быть в курсе провенанса и истории атрибуции принадлежащих ему произведений искусства.

На выставке картины зарубежных мастеров были представлены среди лучших и наиболее привлекательных произведений, демонстрирующих вкусы и пристрастия их владельцев. Но в рамках их краткого обзора, касающегося только самых значимых работ, мы будем придерживаться принципа национальной и хронологической принадлежности памятников. Среди картин итальянской школы своим художественным качеством выделяются две эффектные композиции флорентийских маньеристов второй половины XVI века, исполненные на ставший популярным в эпоху Контрреформации общий сюжет — «Св.Семейство с маленьким Св.Иоанном Крестителем и Св.Елизаветой» Микеле Тозини (собрание В.А.Логвиненко) и Санти ди Тито (собрание М.Е.Перченко). При этом обе работы примечательны своим русским происхождением: в разные годы уже нашего столетия они были приобретены их нынешними владельцами в Санкт-Петербурге. В частности, большая доска из собрания М.Е.Перченко в течение продолжительного времени принадлежала нескольким поколениям семьи Шустеров — известных коллекционеров советской эпохи. Совсем иная история происхождения у другого выдающегося экспоната выставки — подписной и датированной 1600 годом картины прославленного среди современников римского живописца Джованни Бальоне «Св.Иоанн Креститель». Появление на зарубежном антикварном рынке этого произведения кисти сначала верного последователя, но в дальнейшем — недруга и конкурента гениального Караваджо сразу привлекло к себе немалый интерес международной искусствоведческой общественности. А его приобретение В.А.Логвиненко на нью-йоркском аукционе Christie's в 2007 году стало безусловной удачей нашего соотечественника.

Среди итальянских картин XVII столетия центральное место, вне всяких сомнений, принадлежит «Мадонне с младенцем» кисти Джованни Франческо Барбьери, более известного под прозвищем Гверчино, одного из ведущих, «знаковых» представителей болонского академизма. И дело не только в бесспорных живописных достоинствах этого полотна, в настоящее время являющегося гордостью ставшего уже легендарным московского собрания И.С.Глазунова. Написанная, очевидно, на протяжении 1640-х годов, в сравнительно поздний, так называемый второй классицистический период творчества мастера картина имеет давнюю и весьма впечатляющую историю происхождения. Как документально установлено, в начале XIX века она входила в состав знаменитого среди современников собрания императрицы Жозефины Богарне, жены Наполеона, в замке Мальмезон. В 1829 году полотно было приобретено для Императорского Эрмитажа у дочери Жозефины, герцогини Сен-Ле. Картина находилась в городе на Неве вплоть до 1862 года, когда в составе большой группы произведений живописи была передана во вновь созданный Московский Румянцевский музей. Но на этом история ее перемещений не закончилась. В 1924 году, когда зарубежный раздел Картинной галереи Румянцевского музея был передан в Музей изящных искусств (с 1937 года — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина), в документах это полотно уже не значилось, зато фигурировала в списках передач в Центральное хранилище Государственного музейного фонда, а в 1928 году — Государственного антиквариата. По счастливому стечению обстоятельств «Мадонна с младенцем» Гверчино не была продана за рубеж и оказалась у частного владельца в Москве. В 1995 году ее приобрел И.С.Глазунов. Среди других картин итальянской школы также достойны несомненного внимания отличающиеся мастерством исполнения произведения натурализовавшегося в Риме, а позже в Неаполе фламандца Абрахама Брейгеля (парные цветочные натюрморты с фигурами, персонифицирующими Весну и Осень; собрание В.А.Логвиненко) и Джованни Паоло Панини, необычайно популярного у русских коллекционеров эпохи Екатерины II (подписная и датированная 1741 годом картина «Римские руины. Вид на арку Тита и Колизей»; собрание И.С.Глазунова).

Старая французская живопись на выставке, как и в целом в отечественных частных коллекциях, не столь многочисленна. Но взор взыскательных ценителей способны порадовать «Портрет офицера» Никола де Ларжильера, придворного живописца «короля-солнца» Людовика XIV (собрание М.Б.Кочерова), а также «Кораблекрушение», имеющее подпись прославленного среди современников парижского пейзажиста Клода Жозефа Верне и датированное 1763 годом (собрание И.С.Глазунова). Эти картины по своему высокому живописному качеству достойны занять место в постоянной экспозиции любого крупного художественного собрания мирового уровня. Обычно, как одну из самых мрачных страниц в истории отечественной культуры, принято вспоминать массовые распродажи художественных ценностей из коллекций всемирно известных музеев Москвы и Ленинграда, имевшие место в начале 1930-х годов (в итоге основная масса шедевров, как известно, оказалась в музейных и частных собраниях США). Сейчас этот процесс начал постепенно обретать обратную направленность. В частности, покупка М.Б.Кочеровым в 2004 году на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке «Девушки с собачкой (Аллегория Слуха)» — работы знаменитыого французского художника Жана Батиста Греза — показательный тому пример. Уже в 1839 году картина находилась в собрании князя В.С.Трубецого в Санкт-Петербурге, и еще задолго до революции 1917 года она была продана во Францию, затем была перевезена в США и сменила там нескольких владельцев; перед Второй мировой войной находилась в Чили, потом попала в Великобританию. Возвращение этой картины в Россию символически переносит нас в славную эпоху Екатерины II и Александра I, когда русское коллекционирование переживало свой истинно «золотой» век.

Картины представителей художественных школ германоязычного региона, принадлежащие кисти голландских, фламандских и немецких мастеров, условно можно поделить на несколько достаточно цельных тематических групп. Наиболее ранние памятники созданы немецкими мастерами конца XV – первой трети XVI столетия. Это входящие в состав собрания В.Г.Горященко великолепного качественного уровня доска — «Св.Георгий отказывается поклониться языческому идолу» кисти анонимного швабского мастера около 1480 года (круг Бартоломеуса Цайтблома), а также вотивное изображение (так называемая Andachtsbild или Votivtafel) «Снятия с Креста с семьей поклоняющихся донаторов», исполненное в южногерманском регионе Ульма около 1500 года (когда, как известно, вся Западная Европа ожидала наступления конца света). В разделе живописи первой трети XVI столетия одно из главных мест, безусловно, занимают створка алтаря «Св.Иоанн Евангелист» мастерской Лукаса Кранаха Старшего (собрание М.Б.Кочерова) и «Снятие с креста», предположительно атрибуируемое работавшему в Страсбурге монаху-иоанниту Вильгельму Штеттеру (собрание В.Г.Горященко).

Немало замечательных памятников принадлежит кисти нидерландских мастеров XVI столетия. На рубеже XV и XVI веков исполнено «Святое семейство» кисти антверпенского живописца из ближайшего окружения так называемого Мастера из Франкфурта (собрание В.Г.Горященко). Оно отличается отточенностью профессионального мастерства и тончайшим цветовым решением. Традиции искусства предыдущего «золотого» столетия нидерландской живописи в сочетании с новым реализмом мировосприятия по-разному трансформировались в изображении Мадонны с младенцем, созданном в мастерской известного живописца Квентина Массейса Младшего (собрание М.Б.Кочерова). О глубоких философских традициях искусства великого Питера Брейгеля Мужицкого позволяют судить блестящие по живописному мастерству повторения его работ, исполненные в активно трудившейся мастерской сына художника — Питера Брейгеля Младшего. Относительно многочисленная и разнообразная по составу группа картин, хранящихся в собрании В.Г.Горященко, демонстрирует различные аспекты деятельности самого главы мастерской, а также многочисленного штата подмастерьев и последователей популярного мастера. Для выставки отобраны три картины — изображение нападения на путников одичавших солдат-наемников из войска герцога Альбы, происходящего на фоне чарующего своей первозданной умиротворенностью сельского пейзажа; крестьяне, собирающие хворост, и многолюдная сцена посещения крестьянского дома четой богатых бюргеров. Их сложный морально-назидательный смысл, не всегда понятный нашему современнику, во многом проясняется благодаря комментариям под репродукционными гравюрами. Конечно, нельзя требовать от текстов под гравюрами полного соответствия всей глубине многоплановой образной характеристики, созданной языком изобразительного искусства, а не литературы. Подобно титрам в немом кино адрес-экспликация под изображением способна дать самые общие, наводящие сведения, опираясь на которые зритель (опять же в силу образованности и индивидуальной активности воображения) по-своему воспринимает заложенную в произведении философско-эстетическую информацию.

Логическим и хронологическим продолжением является разнообразная по составу подборка произведений фламандских мастеров XVII века. В «Мадонна с младенцем», исполненная художником школы Рубенса, признанного главы фламандской школы, знакомит с основными особенностями его творческого метода (собрание В.Г.Горященко). В то же время, наряду с внутренним единством, фламандской школе присуще редкое разнообразие творческих индивидуальностей. Вместе с гениальным Рубенсом славу фламандской школы составили другие выдающиеся мастера, работавшие в разных жанрах Здесь следует специально выделить принадлежащие М.Е.Перченко картины Гиллиса ван Конинксло, Хендрика ван Балена и Гейсбрехта Лейтенса. Произведениями из коллекций В.Г.Горященко, М.Б.Кочерова и В.А.Логвиненко разносторонне представлены различные жанры и периоды творческой деятельности известного фламандского живописца Давида Тенирса Младшего.

Искусство голландских мастеров XVII столетия также обладало своей неповторимой спецификой. За редкими исключениями в условиях тесной зависимости от рыночной конкуренции голландские художники сосредоточили внимание на одном или нескольких жанрах, где они чувствовали себя наиболее уверенно. Одни предпочитали писать портреты, другие — пейзажи, третьи жанровые сцены и натюрморты и т.п. Причем, в пределах одного жанра существовало разветвленное деление на отдельные типы: пейзажи могли быть зимними, лесными, морскими и итальянскими, жанровые сцены могли изображать быт крестьян или бюргеров, в натюрморте предпочтения могли быть отданы цветам, заморским раковинам, рыбам или различным предметам, олицетворяющим собой ученую аллегорию «Суета сует». Многие из этих качеств голландской художественной культуры превосходно демонстрируют картины из московских частных собраний. Специального внимания заслуживают высочайшего художественного качества произведения Паулюса Морелсе из собрания И.С.Глазунова; Руланта Саверея, Яна ван Гойена, Саломона ван Рейсдала и Корнелиса Лелиенберга из собрания В.Г.Горященко, Хендрика Мартенса Сорга, Класа Корнелиса Муйарта, Хармена Халса, Яна Вейнантса и Абрахама Берстратена из собрания М.Б.Кочерова, а также Юлиуса Порселлиса, Яна Ливенса и Алейды Волфсен, принадлежащие cоответственно М.Е.Перченко, В.А.Логвиненко и А.Г.Швейделю. Показательно, что представленные на выставке произведения Дениса Калварта, Гиллиса Бакерела,Франса ван дер Мейна, принцессы Луизы Холандины, Абрахама Бисхопа и Виллема Грасдорпа (собрание М.Б.Кочерова), Якобуса ван дер Хагена и Питера Герритса ванн Рустратена (собрание А.Г.Швейделя)) до сих пор отсутствуют в государственных художественных музеях России, включая такие крупнейшие учреждения как Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге и ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве.

От легендарного петербуржца П.П.Семенова-Тян-Шанского, на рубеже XIX и XX веков привившего отечественным любителям прекрасного интерес к произведениям «редких» голландских, фламандских и немецких мастеров, из наследия которых сохранилось всего одно или два достоверных произведения, идет российская традиция собирания таких редких памятников. Они представляют огромный интерес для науки, поскольку служат главными эталонами для верного понимания творческого облика и выявления сохранившихся вещей того или иного малоизученного мастера. В состав выставки вошли картины чрезвычайно редких голландских живописцев Виллема Бейтевеха Младшего и Абрахама Дорнбоса (помимо принадлежащей В.В.Ерохиной, известна только одна другая подписная картина кисти последнего). Как особенный раритет (своего рода «редчайшую» марку или монету) следует отметить единственную сохранившуюся до наших дней подписную и датированную работу немецкого натюрмортиста Адама Элиаса Борни из собрания В.Г.Горященко (уже на вернисаже владелец объявил о своем намерении передать эту картину в дар ГМИИ имени А.С.Пушкина по случаю 100-летнего юбилея музея на Волхонке).

Мы уже отметили, что до того момента, когда картины старых мастеров попали к их современным московским коллекционерам, они сменили множество владельцев. Конечно, далеко не всегда удается проследить историю бытования каждой из них. Особенно следует выделить принадлежащие В.Г.Горященко произведения вроде ведущего свою родословную из прославленной коллекции английского короля Карла I Стюарта «Панорамного вида в Северной Англии» кисти фламандца Александера Кейринкса, «Мадонну с младенцем» мастерской Рубенса из коллекции Эрнста Августа, герцога Кемберленда в Ганновере, «Отдых крестьян по дороге на рынок» голландца Геррита Беркхейде, входивший в начале XIX века в состав собрания принцессы Софии Альбертины Шведской во дворце Аруфюрстенс в Стокгольме и натюрморт «Суета сует» Яна Вермейлена, в свое время принадлежавший известному английскому художнику Л.Альма-Тадема. Внушительный провенанс из аристократических английских поместий имеют также картины Давида Тенирса Младшего из коллекций М.Б.Кочерова и В.А.Логвиненко.

От старых мастеров теперьможно перейти и к картинам западноевропейских художников конца XIX – первой половины XX века. К великому сожалению, приходится признать, что в частных собраниях Москвы, в отличие от государственных музеев, практически нет сколько-нибудь значительных работ иностранных живописцев первой половины и середины XIX столетия. И речь здесь совсем не идет о произведениях выдающихся мастеров уровня Жерико, Делекруа, Энгра, Констебла, Менцеля или мастеров барбизонской школы. Очевидно, отсутствие художественной моды, с одной стороны, и устойчиво высокие цены на искусство такого ранга на зарубежных аукционах и в коммерческих галереях, с другой, равно как и потенциальная опасность за отсутствием авторитетного консультанта приобретения фальшивого шедевра, нередко отпугивают отечественных коллекционеров от искусства ведущих мастеров эпохи неоклассицизма, романтизма и реализма. Во всяком случае, сейчас нам не известны связанные с этими направлениями картины, которые по своему качеству могли бы просто соответствовать музейному уровню. По этой причине устроители выставки в залах Отдела личных коллекций ГМИИ имени А.С.Пушкина сконцентрировали свое внимание на имеющихся в распоряжении московских частных владельцев произведениях зарубежных художников, созданных, как правило, в первой половине XX века.

Но и при отборе такого материала потенциальный отечественный коллекционер сталкивается с проблемой несколько иного, философско-эстетического характера. Хорошо известно, что С.И.Щукин и И.А.Морозов — без преувеличения, величайшие русские коллекционеры предреволюционной эпохи — своим безупречным вкусом и врожденным умением тонко чувствовать истинное качество произведения искусства собрали в начале XX столетия для своего времени лучшие по живописному уровню в мире коллекции произведений западноевропейской (преимущественно французской) живописи, от импрессионистов до мастеров классического авангарда. Принадлежавшие им картины, в настоящее время являющиеся гордостью экспозиций ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве и Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, настолько высоко подняли планку критериев художественного качества, что практически любая покупка современным частным собирателем работы французского или работавшего в Париже иностранного живописца из той же группы мастеров импрессионизма и раннего авангарда не выдерживает сколько-нибудь серьезного сопоставления с теми шедеврами, которые когда-то приобретали для своих коллекций Щукин и Морозов. Это, так же как и поистине заоблачные цены на творения этих мастеров, заметно остужает пыл отечественных коллекционеров и направляет их потенциальные устремления в другое русло.

Сейчас достаточно очевидно, что мощная покупательская деятельность Щукина и Морозова резко прекратилась еще до революции. В 1914 году началась Первая мировая война и ставшие к тому времени привычными тесные связи с Парижем прервались: между Францией и Россией располагались воюющие противники Германия и Австро-Венгрия. Поэтому масштабные закупки произведений современного западноевропейского искусства на этом резко и надолгие десятилетия были приостановлены. Если не считать активной обменной деятельности, которую Государственный музей нового западного искусства, созданный на базе национализированных щукинского и морозовского собраний, осуществлял на протяжении 1920-х годов, отечественное коллекционирование актуального западного искусства в советское время практически перестало существовать (скромное исключение — отдельные дары некоторых мастеров с мировым именем советским музеям и деятелям культуры). Отсюда становится понятным непрестанный интерес современных московских собирателей к произведениям зарубежных художников, созданным после 1914 года. Практически любая покупка такого рода работ выглядит как ценное и желанное дополнение к весьма немногочисленным памятникам, украшающим постоянные экспозиции ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве и Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. И московские частные коллекционеры достаточно преуспели. Среди них должны быть особенно отмечены принадлежащие К.И.Григоришину картины Анри Руссо «Счастливый квартет» (1902) и Тамары Лемпицкой «Спящая» (1923), а также работы Ашиля-Эмиля Оттона Фриеза («Натюрморт с Буддой и красными рыбками»; 1911) и Андре Дерена («Башня») из собрания М.Б.Боксера; Кеса ван Донгена («Портрет мадам Жасми»; 1916) и Франсиса Пикабиа («Купальщицы»; около 1936 года) из собрания А.Н.Чистякова; Сюзанны Валадон («Церковь в Бельгодере на Корсике»: 1913) и Мориса де Вламинка («Мельница в Вальмондуа») из собрания супругов О. и Я. Панченко. В этой связи кураторам выставки пришлось провести достаточно жесткий отбор экспонатов, которых в современной Москве теперь уже не так и мало, как всего десять лет назад. Главным критерием здесь стали безусловное художественное качество и прозрачный провенанс полотна, а также его непременное присутствие в авторитетных научных каталогах художественного наследия того или иного художника. В итоге в состав и каталог выставки было включено немало первоклассных, а в некоторых случаях и выдающихся произведений.

Паулюс Морелсе. Мадонна с младенцем Христом, Иоанном Крестителем и Святой Елизаветой. 1610. Холст, масло. Собрание И.Глазунова

Паулюс Морелсе. Мадонна с младенцем Христом, Иоанном Крестителем и Святой Елизаветой. 1610. Холст, масло. Собрание И.Глазунова

Швабский художник. Св. Георгий отказывается поклоняться языческому идолу. Около 1480 года. Дерево, темпера, масло, позолота. Собрание В.Горященко

Швабский художник. Св. Георгий отказывается поклоняться языческому идолу. Около 1480 года. Дерево, темпера, масло, позолота. Собрание В.Горященко

Гверчино (Джованни Франческо Барбьери). Мадонна с Младенцем. 1640-е годы. Холст, масло. Собрание И.Глазунова

Гверчино (Джованни Франческо Барбьери). Мадонна с Младенцем. 1640-е годы. Холст, масло. Собрание И.Глазунова

Джованни Бальоне. Св. Иоанн Креститель. 1600. Холст, масло. Собрание В.Логвиненко

Джованни Бальоне. Св. Иоанн Креститель. 1600. Холст, масло. Собрание В.Логвиненко

Санти ди Тито (Тити Санти). Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Святой Елизаветой. 1590-е годы. Дерево, масло. Собрание М.Перченко

Санти ди Тито (Тити Санти). Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Святой Елизаветой. 1590-е годы. Дерево, масло. Собрание М.Перченко

Адриан ван Сталбемт (Сталбент). Аллегория лета. Около 1620 года. Дерево, масло. Собрание В.Горященко

Адриан ван Сталбемт (Сталбент). Аллегория лета. Около 1620 года. Дерево, масло. Собрание В.Горященко

Якобус ван дер Хаген. Десерт с фруктами, устрицами и вином. Третья четверть XVII века. Холст, масло. Собрание А.Швейделя

Якобус ван дер Хаген. Десерт с фруктами, устрицами и вином. Третья четверть XVII века. Холст, масло. Собрание А.Швейделя

Клас Корнелис Муйарт. Гранида и Даифило. 1640-е годы. Дерево, масло. Собрание М.Кочерова

Клас Корнелис Муйарт. Гранида и Даифило. 1640-е годы. Дерево, масло. Собрание М.Кочерова

Алейда Волфсен. Портрет мальчика с собачкой. Конец XVII века. Холст, масло. Собрание А.Швейделя

Алейда Волфсен. Портрет мальчика с собачкой. Конец XVII века. Холст, масло. Собрание А.Швейделя

Никола де Ларжильер. Портрет офицера. Начало 1700-х годов. Холст, масло. Собрание М.Кочерова

Никола де Ларжильер. Портрет офицера. Начало 1700-х годов. Холст, масло. Собрание М.Кочерова

Жан Батист Грёз. Девушка с собачкой (Аллегория Слуха). Конец 1780-х годов. Холст, масло. Собрание М.Кочерова

Жан Батист Грёз. Девушка с собачкой (Аллегория Слуха). Конец 1780-х годов. Холст, масло. Собрание М.Кочерова

Юлиус Порселлис. Корабли в бурном море. 1640-е годы.  Дерево, масло. Собрание М.Перченко

Юлиус Порселлис. Корабли в бурном море. 1640-е годы. Дерево, масло. Собрание М.Перченко

Давид Тенирс Младший. Обезьяны в кабачке. Середина XVII века. Дерево, масло. Собрание В.Горященко

Давид Тенирс Младший. Обезьяны в кабачке. Середина XVII века. Дерево, масло. Собрание В.Горященко

Анри Руссо. Счастливый квартет. 1902. Холст, масло. Собрание К.Григоришина

Анри Руссо. Счастливый квартет. 1902. Холст, масло. Собрание К.Григоришина

Корнель Теодор Мари (Кес) ван Донген. Портрет мадам Жасми. 1916. Холст, масло. Собрание А.Чистякова

Корнель Теодор Мари (Кес) ван Донген. Портрет мадам Жасми. 1916. Холст, масло. Собрание А.Чистякова

Тамара Лемпицка. Спящая. 1923. Холст, масло. Собрание К.Григоришина

Тамара Лемпицка. Спящая. 1923. Холст, масло. Собрание К.Григоришина

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru