Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 104 2012

Тимофей Смирнов. Музыка и тишина тяжелого металла

Галерея журнала «Наше наследие»

 

Тимофей Смирнов

 

Музыка и тишина тяжелого металла

 

Александр Суворов — сильный мужчина, кстати, занимавшийся в молодости тяжелой атлетикой, редко улыбающийся и производящий такое же, как и спортивные увлечения ранней молодости, «тяжелое» впечатление на окружающих. Он прошел весь спектр академического образования от «солдата-ученика» до «генерала-академика» и ведет активную преподавательскую деятельность. Занявшись еще в институте в 1970-е годы техникой офорта, он «углубился» в нее и посвятил ей всю свою жизнь. Техника стала больше, чем техника, она — суть его творческого мышления, его музыка, этика и способ самовыражения. А усилия в работе с металлом — его «работа» над собой и творческое становление. Редкое качество (в смысле ценности на сегодняшний день) — он действительно, а не на словах, виртуозен в технике, используя все средства и способы травления металла и нанесения штрихов, до всех возможных способов печати, где он с не меньшей виртуозностью достигает глубин черного и нежных оттенков белого. Однако, ни его внешняя «суровость», ни «закаленность» в работе с кислотами, канифолью и цинком-медью, своего рода элементами вредного производства, за которое в «советские времена» было положено молоко, не выражает его истинной сущности. С одной стороны — это человек, что называется «застегнутый на все пуговицы» и «официальный», а с другой — не лишенный трогательной лиричности и, хотя и «по-суровому», ищущий прекрасное в окружающем мире.

Пафосные слова о службе художника на «ниве прекрасного» и его «роли медиатора», с почти «шаманическими» функциями — пустой звук, если бы не стихия, имя которой — человек. Ведь именно «человеческое» являет собой ту отличительную черту, благодаря которой искусство представляет собой цепь авторов, а не названий работ или течений.

Как же рассказать о художнике, нашем современнике, о человеке? Перечислить выставки, звания? Объяснить его произведения? Задаться целью утвердить его в каком-либо важном значении для Российского или того больше, мирового искусства?

Эти вопросы — слишком «зыбкие» и малозначимые и ведут к банальности, но все же можно попытаться понять побудительные мотивы художника Суворова и дать субъективную оценку художественных исканий. Он действует, будто руководствуясь возможностью перемещения во времени. Именно оно — время — являет собой питательную среду его «путешествий».

Неизменно следуя принципу серийности в каждом из своих циклов, Суворов обращается к фундаментальным основам культуры и искусства. Вдумчиво изучает прошлое, чтобы по-настоящему осознать настоящее, во всех смыслах этого слова.

Его офорты представляются некими «видами проходящего мимо мира» в отражении на поверхности металла. Их серийность определяется невысказанностью каждой из них, недосказанностью при максимальной ясности печатной формы, с которой производится тираж. Создавая то ли «предметное» изображению, то ли абстрактные графические листы, он всюду ищет музыкальную экспрессию и статику пространства-вечности.

Несмотря на разнообразность тем его циклов, для широкого зрителя он стал известен самой «длительной» и «законченной» серией — «Старые дома». «Старые дома» Суворова — это чаще всего то, что от них осталось, а еще чаще: окна и двери.

Если внимательно просмотреть работы этого цикла, то, несомненно, можно прийти к различным представлениям об ассоциативном ряде, который способен возникнуть при осмыслении данных художественных мотивов.

Можно углубляться в игру в ассоциации, но «окна-двери» Суворова настолько и конкретны, и абстрактны, что становятся всеобщими и ничьими. Суворов не «ностальгирует» и не философствует, он слушает философскую тишину этих домов и музыку ностальгии. Решительно не вкладывая литературного содержания в свои работы, Суворов ищет знак-символ, который осуществляет свои знаковые функции независимо от какого-либо сходства с натурой. Его более поздние увлечения абстрактным искусством лишь доказывают этот тезис. А серьезное увлечение симфонической (и не только) музыкой еще и дополняет вышесказанное. Пронеся сквозь все этапы создания офорта свое чувство музыкальности, Суворов достигает почти симфонического звучания изобразительного мотива и предлагает нам слушать этот «звук» оттиска с металлической доски. В этом, возможно, и есть поэтическая метафора его деятельности и пафос его произведений. Общая численность его работ невелика, но учитывая сложность техники, его путь — титанический труд.

Ценность созданного художником выбирает зритель, подготовленный или «малограмотный», возведя одни — в значимые, а другие во второстепенные. Но вопреки всему, представляется очевидным, что жизнь художника — не сумма его творческих усилий, а его личная «призма» мира.

Итоги деятельности Суворова подводить рано, а желать ничего и не требуется. Говоря языком тяжелой атлетики — «вес взят». А уж время рассудит, какова ценность этого веса и стал ли он «вкладом в вечность».

 

Александр Суворов

Александр Суворов

Двери V. 1981. Мягкий лак, офорт

Двери V. 1981. Мягкий лак, офорт

Двери II. 1981. Мягкий лак

Двери II. 1981. Мягкий лак

Интерьер  XIII. 1995. Офорт, акватинта

Интерьер XIII. 1995. Офорт, акватинта

Окно IV. 1984–1986. Мягкий лак, офорт, акватинта, открытое травление

Окно IV. 1984–1986. Мягкий лак, офорт, акватинта, открытое травление

Первое посвящение Рихарду Вагнеру. 1989. Автолитография

Первое посвящение Рихарду Вагнеру. 1989. Автолитография

Гибель Валгаллы. 1990. Травление, сухая игла

Гибель Валгаллы. 1990. Травление, сухая игла

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru