Галерея журнала «Наше наследие»
Тимофей Смирнов
Музыка и тишина тяжелого металла
Александр Суворов — сильный мужчина,
кстати, занимавшийся в молодости тяжелой атлетикой, редко улыбающийся и
производящий такое же, как и спортивные увлечения ранней молодости, «тяжелое»
впечатление на окружающих. Он прошел весь спектр академического образования от
«солдата-ученика» до «генерала-академика» и ведет активную преподавательскую
деятельность. Занявшись еще в институте в 1970-е годы техникой офорта, он
«углубился» в нее и посвятил ей всю свою жизнь. Техника стала больше, чем
техника, она — суть его творческого мышления, его музыка, этика и способ
самовыражения. А усилия в работе с металлом — его «работа» над собой и
творческое становление. Редкое качество (в смысле ценности на сегодняшний день)
— он действительно, а не на словах, виртуозен в технике, используя все средства
и способы травления металла и нанесения штрихов, до всех возможных способов
печати, где он с не меньшей виртуозностью достигает глубин черного и нежных
оттенков белого. Однако, ни его внешняя «суровость», ни «закаленность» в работе
с кислотами, канифолью и цинком-медью, своего рода элементами вредного
производства, за которое в «советские времена» было положено молоко, не
выражает его истинной сущности. С одной стороны — это человек, что называется
«застегнутый на все пуговицы» и «официальный», а с другой — не лишенный
трогательной лиричности и, хотя и «по-суровому», ищущий прекрасное в окружающем
мире.
Пафосные слова о службе художника на
«ниве прекрасного» и его «роли медиатора», с почти «шаманическими» функциями —
пустой звук, если бы не стихия, имя которой — человек. Ведь именно
«человеческое» являет собой ту отличительную черту, благодаря которой искусство
представляет собой цепь авторов, а не названий работ или течений.
Как же рассказать о художнике, нашем
современнике, о человеке? Перечислить выставки, звания? Объяснить его
произведения? Задаться целью утвердить его в каком-либо важном значении для
Российского или того больше, мирового искусства?
Эти вопросы — слишком «зыбкие» и
малозначимые и ведут к банальности, но все же можно попытаться понять
побудительные мотивы художника Суворова и дать субъективную оценку
художественных исканий. Он действует, будто руководствуясь возможностью перемещения
во времени. Именно оно — время — являет собой питательную среду его
«путешествий».
Неизменно следуя принципу
серийности в каждом из своих циклов, Суворов обращается к фундаментальным
основам культуры и искусства. Вдумчиво изучает прошлое, чтобы по-настоящему
осознать настоящее, во всех смыслах этого слова.
Его офорты представляются
некими «видами проходящего мимо мира» в отражении на поверхности металла. Их
серийность определяется невысказанностью каждой из них, недосказанностью при
максимальной ясности печатной формы, с которой производится тираж. Создавая то
ли «предметное» изображению, то ли абстрактные графические листы, он всюду ищет
музыкальную экспрессию и статику пространства-вечности.
Несмотря на разнообразность
тем его циклов, для широкого зрителя он стал известен самой «длительной» и
«законченной» серией — «Старые дома». «Старые дома» Суворова — это чаще всего
то, что от них осталось, а еще чаще: окна и двери.
Если внимательно просмотреть работы
этого цикла, то, несомненно, можно прийти к различным представлениям об
ассоциативном ряде, который способен возникнуть при осмыслении данных
художественных мотивов.
Можно углубляться в игру в
ассоциации, но «окна-двери» Суворова настолько и конкретны, и абстрактны, что
становятся всеобщими и ничьими. Суворов не «ностальгирует» и не философствует,
он слушает философскую тишину этих домов и музыку ностальгии. Решительно не
вкладывая литературного содержания в свои работы, Суворов ищет знак-символ,
который осуществляет свои знаковые функции независимо от какого-либо сходства с
натурой. Его более поздние увлечения абстрактным искусством лишь доказывают
этот тезис. А серьезное увлечение симфонической (и не только) музыкой еще и
дополняет вышесказанное. Пронеся сквозь все этапы создания офорта свое чувство
музыкальности, Суворов достигает почти симфонического звучания изобразительного
мотива и предлагает нам слушать этот «звук» оттиска с металлической доски. В
этом, возможно, и есть поэтическая метафора его деятельности и пафос его
произведений. Общая численность его работ невелика, но учитывая сложность
техники, его путь — титанический труд.
Ценность созданного
художником выбирает зритель, подготовленный или «малограмотный», возведя одни —
в значимые, а другие во второстепенные. Но вопреки всему, представляется
очевидным, что жизнь художника — не сумма его творческих усилий, а его личная
«призма» мира.
Итоги деятельности Суворова
подводить рано, а желать ничего и не требуется. Говоря языком тяжелой атлетики
— «вес взят». А уж время рассудит, какова ценность этого веса и стал ли он
«вкладом в вечность».