Л.К.Алексеева, фото
С.Митурича
«День мой — век мой»
Вещи из дома Вяземских
Слова П.А.Вяземского, соотнесшего в стихах день и век,
повседневное и вечное («Игрок задорный, рок насмешливый и злобный...»,
1875), могли бы стать не только девизом его жизни, как он о том говорил, но и
войти в символический герб его дома в подмосковном Остафьеве, названного
Пушкиным «Русским Парнасом».
У этого дома тоже длинная жизнь: более века накапливал и
сохранял он в своем теле духовную энергию, бытие и быт русской словесности — в
предметах, вещах, коллекциях. Общий «прадедушка» будущих мемориальных домов и
литературных музеев.
Но для его реальных обитателей это, прежде всего, «приют
спокойствия, трудов и вдохновенья», образ жизни и быта, семейные традиции и
«исторические воспоминания», старинные реликвии, коллекции, вещи и предметы —
целый мир, обустроенный по собственному вкусу. Часы отмеряли месяцы, годы,
десятилетия, а здесь почти ничего не менялось: дом никогда не покидали
старинные вещи, а с ними — и память минувших поколений.
На протяжении двух веков дворянская усадьба старела, но не
старилась, представляя собой живой организм, в котором архитектура неразрывно
связана с природой и укладом жизни ее владельцев. Такой она вошла и в биографии
писателей, и в ткань известных произведений русской литературы — тургеневского
«Дворянского гнезда», чеховского «Вишневого сада» и других.
Остафьево очень рано стало восприниматься как
«частное владение», приватное пространство русской литературы, а его дом — как
хранилище ее раритетов и ценностей.
Начиная с первого владельца Остафьева, А.И.Вяземского — отца
поэта, имение последовательно оказывалось в руках высококультурных людей,
ценителей искусств. Здесь бережно и осмысленно сохранялись вещи, прикосновенные
тем, кто здесь бывал; а комната Карамзина — в том самом виде, какой он ее
оставил, уезжая в Петербург издавать свою «Историю…»
За четверть века до конца XIX столетия Вяземские породнились
с Шереметевыми, и последним законным владельцем Остафьева стал граф
С.Д.Шереметев, историк, член Российской академии наук, который делал все, чтобы
сберечь усадьбу и сохранить ее раритеты.
Здесь была обширная библиотека, собрание картин, скульптур,
редкостей. В бывшем кабинете Карамзина хранилось немало личных вещей Пушкина, в
том числе «свидетели» трагедии на Черной речке — жилет, простреленный пулей
Дантеса; кора с березы, возле которой стоял поэт во время дуэли, перчатка,
восковая гробовая свеча. Из других раритетов — трость Абрама Ганнибала, в
набалдашник которой была вделана золотая пуговица с мундира Петра I; дорожный
сюртук Карамзина и многое другое.
26 мая 1899 года в Остафьеве торжественно праздновали
столетие со дня рождения А.С.Пушкина. К этому дню Шереметевы открыли усадьбу
для широкой публики, по существу превратив ее в первый в России публичный
музей. Они выпустили открытки с видами усадьбы, карамзинской комнаты с
реликвиями А.С.Пушкина, аллеи «Русский Парнас» и интерьеров дома, издали пять
томов «Остафьевского архива», 12-томное Собрание сочинений П.А.Вяземского,
сочинения П.П.Вяземского.
В декабре 1918-го старый граф Шереметев умер. Последним
хранителем Остафьева стал его сын Павел Сергеевич, продолжавший беречь усадьбу,
объявленную «всенародным достоянием», еще десять лет. Она хотя и не
ремонтировалась, но не оставалась без внимания Наркомпроса. Нарком
А.В.Луначарский любил отдыхать здесь летом с семьей. Но времена менялись. В
июне 1928 года бывший граф был уволен из музея и выселен из Остафьева. Да и
просвещенный нарком в эти же годы не сохранил своего портфеля министра.
Ликвидация музея произошла по-большевистски — в четыре дня.
Выселенные из дома вещи, коллекции, книги с потерями и утратами были
раскассированы, распылены по разным местам. Довольно значительную их часть спас
и сохранил в только что организованном Литературном музее В.Д.Бонч-Бруевич. Но
и это не было окончательным перемещением реликвий «Русского Парнаса». Со
временем многие из них обретут «свои» дома, начав музейную жизнь в Москве,
Ленинграде (С.-Петербурге), пушкинском Михайловском. В мемориальной коллекции
Литературного музея тоже остались вещи семьи Вяземских — посланники минувшего,
на которых лежит «тень скорби и беды», но «прелесть грустная таится в
этой тени….»
Большинство вещей — веер, кольцо, браслеты, пряжка —
дамские. По легенде, они принадлежали жене Петра Андреевича, «княгине доброй
и прелестной» (А.Пушкин), Вере Федоровне, урожденной княжне Гагариной. Человек
яркий, эмоциональный, «смелым обхождением, — как пишет о ней
современник, — она никак не походила на нынешних львиц; оно в ней казалось
не наглостью, а остатком детской резвости. Чистый и громкий хохот ее в другой
казался бы непристойным, а в ней восхищал; ибо она скрашивала и приправляла его
умом, которым беспрестанно искрился разговор ее». В пожилом возрасте
«полная юношеского пыла, неподдельной веселости и остроумия, со своею чистою,
старомосковскою речью, с выходками и вспышками резвого и нестареющего ума —
княгиня Вера Федоровна была цельным типом старого московского допожарного
общества. <...> Она кипятилась и негодовала и в то же время заливалась
своим заразительным хохотом, следя за всем и живя в постоянном и разнообразном
общении с множеством лиц <....> и всех очаровывала блеском свежего и
нестареющего ума».
Семейный союз П.А. и В.Ф. Вяземских длился 67 лет, и княгиня
Вера всегда оставалась близким мужу человеком, вызывала душевное расположение
его друзей. В неброских ее вещицах и украшениях чудится аромат времени —
изящество и благородство, присущее реальным женщинам и литературным героиням
романтической эпохи русской словесности.
Долгое время предметный мир высокой поэзии оперировал
ограниченным количеством вещей, увлекаясь отвлеченными понятиями и идеальными
образами. Впервые о такой банальной вещи, как халат, упомянул в одном из своих
стихотворений Г.Р.Державин, а затем и предстал в нем и белом колпаке на
известном портрете А.Васильевского. Так халат стал олицетворением частной
жизни. «Когда мой ум в халате, сердце дома… Мой я один здесь цел и
ненарушим» — это уже Вяземский («На прощанье», 1855). Домашний образ
Вяземского — в неизменных очках, халате, с длинной трубкой — чубуком и… взятый
со спины, отвернувшимся от зрителя — останется на акварельном портрете
неизвестного художника. «Жизнь наша в старости — изношенный халат…» — лирическая
исповедь, созданная за год до смерти, в которой нет ни выводов, ни нравоучений,
лишь легкая печаль, приправленная иронией.
Прописанный в поэзии халат дополняют реальные предметы —
очки, кальян, шкатулка-баул восточной работы с перламутровыми лунницами и,
конечно же, вечный символ писательского ремесла — гусиное перо, чей усталый вид
и притихшая полетность только усиливают впечатление хрупкой прелести былого.
Подбор иллюстраций
О.В.Мичасовой и Н.Г.Прохорова (ГЛМ)