Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 104 2012

Л.К.Алексеева, фото С.Митурича. «День мой — век мой». Вещи из дома Вяземских

Л.К.Алексеева, фото С.Митурича

 

«День мой — век мой»

 

Вещи из дома Вяземских

 

Слова П.А.Вяземского, соотнесшего в стихах день и век, повседневное и вечное («Игрок задорный, рок насмешливый и злобный...», 1875), могли бы стать не только девизом его жизни, как он о том говорил, но и войти в символический герб его дома в подмосковном Остафьеве, названного Пушкиным «Русским Парнасом».

У этого дома тоже длинная жизнь: более века накапливал и сохранял он в своем теле духовную энергию, бытие и быт русской словесности — в предметах, вещах, коллекциях. Общий «прадедушка» будущих мемориальных домов и литературных музеев.

Но для его реальных обитателей это, прежде всего, «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», образ жизни и быта, семейные традиции и «исторические воспоминания», старинные реликвии, коллекции, вещи и предметы — целый мир, обустроенный по собственному вкусу. Часы отмеряли месяцы, годы, десятилетия, а здесь почти ничего не менялось: дом никогда не покидали старинные вещи, а с ними — и память минувших поколений.

На протяжении двух веков дворянская усадьба старела, но не старилась, представляя собой живой организм, в котором архитектура неразрывно связана с природой и укладом жизни ее владельцев. Такой она вошла и в биографии писателей, и в ткань известных произведений русской литературы — тургеневского «Дворянского гнезда», чеховского «Вишневого сада» и других.

Остафьево очень рано стало восприниматься как «частное владение», приватное пространство русской литературы, а его дом — как хранилище ее раритетов и ценностей.

Начиная с первого владельца Остафьева, А.И.Вяземского — отца поэта, имение последовательно оказывалось в руках высококультурных людей, ценителей искусств. Здесь бережно и осмысленно сохранялись вещи, прикосновенные тем, кто здесь бывал; а комната Карамзина — в том самом виде, какой он ее оставил, уезжая в Петербург издавать свою «Историю…»

За четверть века до конца XIX столетия Вяземские породнились с Шереметевыми, и последним законным владельцем Остафьева стал граф С.Д.Шереметев, историк, член Российской академии наук, который делал все, чтобы сберечь усадьбу и сохранить ее раритеты.

Здесь была обширная библиотека, собрание картин, скульптур, редкостей. В бывшем кабинете Карамзина хранилось немало личных вещей Пушкина, в том числе «свидетели» трагедии на Черной речке — жилет, простреленный пулей Дантеса; кора с березы, возле которой стоял поэт во время дуэли, перчатка, восковая гробовая свеча. Из других раритетов — трость Абрама Ганнибала, в набалдашник которой была вделана золотая пуговица с мундира Петра I; дорожный сюртук Карамзина и многое другое.

26 мая 1899 года в Остафьеве торжественно праздновали столетие со дня рождения А.С.Пушкина. К этому дню Шереметевы открыли усадьбу для широкой публики, по существу превратив ее в первый в России публичный музей. Они выпустили открытки с видами усадьбы, карамзинской комнаты с реликвиями А.С.Пушкина, аллеи «Русский Парнас» и интерьеров дома, издали пять томов «Остафьевского архива», 12-томное Собрание сочинений П.А.Вяземского, сочинения П.П.Вяземского.

В декабре 1918-го старый граф Шереметев умер. Последним хранителем Остафьева стал его сын Павел Сергеевич, продолжавший беречь усадьбу, объявленную «всенародным достоянием», еще десять лет. Она хотя и не ремонтировалась, но не оставалась без внимания Наркомпроса. Нарком А.В.Луначарский любил отдыхать здесь летом с семьей. Но времена менялись. В июне 1928 года бывший граф был уволен из музея и выселен из Остафьева. Да и просвещенный нарком в эти же годы не сохранил своего портфеля министра.

Ликвидация музея произошла по-большевистски — в четыре дня. Выселенные из дома вещи, коллекции, книги с потерями и утратами были раскассированы, распылены по разным местам. Довольно значительную их часть спас и сохранил в только что организованном Литературном музее В.Д.Бонч-Бруевич. Но и это не было окончательным перемещением реликвий «Русского Парнаса». Со временем многие из них обретут «свои» дома, начав музейную жизнь в Москве, Ленинграде (С.-Петербурге), пушкинском Михайловском. В мемориальной коллекции Литературного музея тоже остались вещи семьи Вяземских — посланники минувшего, на которых лежит «тень скорби и беды», но «прелесть грустная таится в этой тени….»

Большинство вещей — веер, кольцо, браслеты, пряжка — дамские. По легенде, они принадлежали жене Петра Андреевича, «княгине доброй и прелестной» (А.Пушкин), Вере Федоровне, урожденной княжне Гагариной. Человек яркий, эмоциональный, «смелым обхождением, — как пишет о ней современник, — она никак не походила на нынешних львиц; оно в ней казалось не наглостью, а остатком детской резвости. Чистый и громкий хохот ее в другой казался бы непристойным, а в ней восхищал; ибо она скрашивала и приправляла его умом, которым беспрестанно искрился разговор ее». В пожилом возрасте «полная юношеского пыла, неподдельной веселости и остроумия, со своею чистою, старомосковскою речью, с выходками и вспышками резвого и нестареющего ума — княгиня Вера Федоровна была цельным типом старого московского допожарного общества. <...> Она кипятилась и негодовала и в то же время заливалась своим заразительным хохотом, следя за всем и живя в постоянном и разнообразном общении с множеством лиц <....> и всех очаровывала блеском свежего и нестареющего ума».

Семейный союз П.А. и В.Ф. Вяземских длился 67 лет, и княгиня Вера всегда оставалась близким мужу человеком, вызывала душевное расположение его друзей. В неброских ее вещицах и украшениях чудится аромат времени — изящество и благородство, присущее реальным женщинам и литературным героиням романтической эпохи русской словесности.

Долгое время предметный мир высокой поэзии оперировал ограниченным количеством вещей, увлекаясь отвлеченными понятиями и идеальными образами. Впервые о такой банальной вещи, как халат, упомянул в одном из своих стихотворений Г.Р.Державин, а затем и предстал в нем и белом колпаке на известном портрете А.Васильевского. Так халат стал олицетворением частной жизни. «Когда мой ум в халате, сердце дома… Мой я один здесь цел и ненарушим» — это уже Вяземский («На прощанье», 1855). Домашний образ Вяземского — в неизменных очках, халате, с длинной трубкой — чубуком и… взятый со спины, отвернувшимся от зрителя — останется на акварельном портрете неизвестного художника. «Жизнь наша в старости — изношенный халат…» — лирическая исповедь, созданная за год до смерти, в которой нет ни выводов, ни нравоучений, лишь легкая печаль, приправленная иронией.

Прописанный в поэзии халат дополняют реальные предметы — очки, кальян, шкатулка-баул восточной работы с перламутровыми лунницами и, конечно же, вечный символ писательского ремесла — гусиное перо, чей усталый вид и притихшая полетность только усиливают впечатление хрупкой прелести былого.

 

 

Подбор иллюстраций О.В.Мичасовой и Н.Г.Прохорова (ГЛМ)

 

Кабинет П.А.Вяземского в Дрездене. Неизвестный художник. 1840-е (?) годы. Бумага, акварель. ГЛМ

Кабинет П.А.Вяземского в Дрездене. Неизвестный художник. 1840-е (?) годы. Бумага, акварель. ГЛМ

Очки, принадлежавшие П.А.Вяземскому. Европа. Начало XIX века. Металл, стекло. ГЛМ

Очки, принадлежавшие П.А.Вяземскому. Европа. Начало XIX века. Металл, стекло. ГЛМ

Шкатулка с фишками для карточной игры. Россия. Первая четверть ХIX века. Моржовая кость, дерево, фольга, перламутр, бумага, ткань, резьба. Из коллекции семьи Вяземских. ГЛМ. В центре крышки на подложках из серебряной фольги ажурные прорезные вензели «РАW» под княжеской короной

Шкатулка с фишками для карточной игры. Россия. Первая четверть ХIX века. Моржовая кость, дерево, фольга, перламутр, бумага, ткань, резьба. Из коллекции семьи Вяземских. ГЛМ. В центре крышки на подложках из серебряной фольги ажурные прорезные вензели «РАW» под княжеской короной

Оттиск государственной печати Николая I на красном сургуче в круглой металлической оправе (из архива П.А.Вяземского). 1830-е годы. Латунь, сургуч, нить. ГЛМ. В центре двуглавый орел под императорской короной; по кругу надпись: «НИКОЛАЙ I БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ IМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОССIЙСКIЙ»

Оттиск государственной печати Николая I на красном сургуче в круглой металлической оправе (из архива П.А.Вяземского). 1830-е годы. Латунь, сургуч, нить. ГЛМ. В центре двуглавый орел под императорской короной; по кругу надпись: «НИКОЛАЙ I БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ IМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОССIЙСКIЙ»

Гусиное перо из коллекции П.А.Вяземского. ГЛМ

Гусиное перо из коллекции П.А.Вяземского. ГЛМ

Вера Федоровна Вяземская. Рисунок А.С.Пушкина. 1826

Вера Федоровна Вяземская. Рисунок А.С.Пушкина. 1826

Кабинет П.А.Вяземского. Остафьево. Главный усадебный дом. Фотография 1920-х (?) годов. ГЛМ. Внизу, на паспарту — владельческая надпись

Кабинет П.А.Вяземского. Остафьево. Главный усадебный дом. Фотография 1920-х (?) годов. ГЛМ. Внизу, на паспарту — владельческая надпись

Стол П.А.Вяземского. Остафьево. Фотография 1920-х (?) годов. ГЛМ. Внизу, на паспарту — владельческая надпись

Стол П.А.Вяземского. Остафьево. Фотография 1920-х (?) годов. ГЛМ. Внизу, на паспарту — владельческая надпись

Пряжка. Тула. 1770–1880-е годы. Металл, литье. Из коллекции семьи Вяземских. ГЛМ. Подобные пряжки и другие предметы бытового назначения производились тульскими оружейниками в 1770–1780-е годы с последующим повторением моделей в начале XIX века

Пряжка. Тула. 1770–1880-е годы. Металл, литье. Из коллекции семьи Вяземских. ГЛМ. Подобные пряжки и другие предметы бытового назначения производились тульскими оружейниками в 1770–1780-е годы с последующим повторением моделей в начале XIX века

Веер. Франция. 1780-е годы. Шелк, металл, кость, перламутр, птичье перо, роспись, инкрустация, шитье, резьба. Из коллекции семьи Вяземских. ГЛМ

Веер. Франция. 1780-е годы. Шелк, металл, кость, перламутр, птичье перо, роспись, инкрустация, шитье, резьба. Из коллекции семьи Вяземских. ГЛМ

Перстень с сердоликом и бирюзовыми вставками. Россия. 1770–1780-е годы. Металл, сердолик, бирюза. Из коллекции семьи Вяземских. ГЛМ

Перстень с сердоликом и бирюзовыми вставками. Россия. 1770–1780-е годы. Металл, сердолик, бирюза. Из коллекции семьи Вяземских. ГЛМ

Кусок застывшей лавы Везувия (Италия). Надпись на поверхности: «1835 — Везувий 11/23 Ф». Из коллекции семьи Вяземских. ГЛМ

Кусок застывшей лавы Везувия (Италия). Надпись на поверхности: «1835 — Везувий 11/23 Ф». Из коллекции семьи Вяземских. ГЛМ

Памятник Павлу Петровичу Вяземскому. Остафьево. Фотография 1932 года. ГЛМ. Памятник П.П.Вяземскому работы скульптора К.Мейера установлен в 1916 году, открыт — 11 мая 1924 года

Памятник Павлу Петровичу Вяземскому. Остафьево. Фотография 1932 года. ГЛМ. Памятник П.П.Вяземскому работы скульптора К.Мейера установлен в 1916 году, открыт — 11 мая 1924 года

Флакон для благовоний, в виде фляжки, с пробкой. Германия. Конец XVI века. Стекло, металл, мастика, плетение. Из коллекции семьи Вяземских. ГЛМ

Флакон для благовоний, в виде фляжки, с пробкой. Германия. Конец XVI века. Стекло, металл, мастика, плетение. Из коллекции семьи Вяземских. ГЛМ

Парные шкатулки с фишками двух цветов для карточной игры. Россия. Первая четверть ХIX века. Моржовая кость, дерево, фольга, перламутр, бумага, ткань, резьба. Из коллекции семьи Вяземских. ГЛМ

Парные шкатулки с фишками двух цветов для карточной игры. Россия. Первая четверть ХIX века. Моржовая кость, дерево, фольга, перламутр, бумага, ткань, резьба. Из коллекции семьи Вяземских. ГЛМ

Баул дорожный. Ближний Восток. Конец XVIII века. Красное дерево, бархат, металл, перламутр, инкрустация. Из коллекции семьи Вяземских. ГЛМ

Баул дорожный. Ближний Восток. Конец XVIII века. Красное дерево, бархат, металл, перламутр, инкрустация. Из коллекции семьи Вяземских. ГЛМ

Браслет. 1760–1770-е годы. Черепаха, металл, инкрустация. Из коллекции семьи Вяземских. ГЛМ

Браслет. 1760–1770-е годы. Черепаха, металл, инкрустация. Из коллекции семьи Вяземских. ГЛМ

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru