Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 104 2012

Елена Штайнеман, научный сотрудник Государственного историко-культурного музея земли Вюртемберг. Русские бриллианты в немецкой короне

Елена Штайнеман,

научный сотрудник Государственного историко-культурного музея земли Вюртемберг.

 

Русские бриллианты в немецкой короне

 

Четыре века назад первый представитель династии Романовых — Михаил Федорович — взошел на русский престол и положил начало правлению Романовых огромной Российской империей, влиявшему на ее историю вплоть до Октябрской революции. Подготовка к юбилейному 2013 году идет не только в России, но и за ее пределами.

Среди зарубежных музеев, готовящих экспозицию к 400-летию дома Романовых, хотелось бы особо выделить Государственный историко-культурный музей земли Вюртемберг, расположенный в Старом Замке в самом центре города Штутгарта, столицы федеральной земли Баден-Вюртемберг на юго-западе Германии.

Исторически сложилось так, что династии Вюртембергов и Романовых неразрывно связаны друг с другом. Ни с какой другой европейской династией Вюртемберг не имел таких тесных контактов, как с Романовыми — в период с 1776 по 1874 год между семьями были заключены пять браков в четырех поколениях. Две вюртембергские принцессы, принявшие в православии имена Мария Федоровна и Елена Павловна, вошли в историю России, а три русские великие княжны — две из них ставшие королевами (Екатерина Павловна, дочь Павла I, и Ольга Николаевна, дочь Николая I), а одна герцогиней Вюртемберга — снискали огромную любовь и уважение на своей новой Родине, память о них и сегодня жива в Вюртемберге.

Коллекции вюртембергского музея и многочисленные экспонаты, любезно предоставляемые как российскими, так и немецкими дворцами, музеями и архивами, позволят сделать предстоящую выставку значительным событием. Наряду с немецкими музеями в ней участвуют Государственный Русский музей, дворцы Павловска, Петергофа и Царского села, а также Государственный музей-заповедник Московский Кремль, Государственный Исторический музей, Государственный архив Российской Федерации и другие.

Выставка «Русские бриллианты в немецкой короне» в Государственном историко-культурном музее земли Вюртемберг состоится в г. Штутгарте (Германия) с 5 октября 2013 г. по 23 марта 2014 года.

 

Своими корнями история отношений между, сначала герцогством, а позднее королевством Вюртемберг и Российской Империей уходит в глубокое прошлое. Политические и экономические отношения между этими государствами сложились еще до начала правления Романовых. Свидетельства тому хранятся в Государственном архиве земли Вюртемберг (например, письма Ивана Грозного). Но до середины XVIII века эти связи были довольно незначительны, и только с приходом к правлению герцога Карла Евгения Вюртембергского наступает период их постепенного оживления.

По своей натуре Карл Евгений был человеком очень деятельным, которого можно было “perpetuum mobile”. День для него был слишком короток, а ночь бесконечна длинна, поэтому он сократил ночной отдых до четыреx часов. Не было в его герцогстве ничего, к чему бы он ни приложил или, по крайней мере, ни попытался приложить свою руку. Избалованный при дворе Фридриха Великого, где он вырос, большой любитель театра и покровитель многочисленных актрис, он постоянно искал не только увеселений и празднеств, но и преобразований на любом поприще. Именно ему обязаны вюртембержцы огромным количеством сохранившихся исторических замков, а в середине XVIII века лучшими в Европе оперой и балетом и знаменитой Военной академией, впоследствии получившей имя ее создателя — Hohe Karlsschule. Одним из ее выпускников был великий немецкий поэт Фридрих Шиллер.

Начиная со времен Петра Великого учеба за границей становится неотъемлемой частью образования, которое российское дворянство старается дать своим отпрыскам. Высоко котирующийся Лейденский университет входит в программу обучения таких молодых русских аристократов, как князь А.Куракин и граф Н.Шереметев. Окончательный лоск образованию за рубежом должен был придать «круиз» к наиболее значительным дворам Европы — французскому, английскому или австрийскому — и путешествие в Италию для знакомства с античными произведениями искусства, так называемый Grand Tour.

Просвещенная императрица Екатерина II находит в Вюртемберге приемлемое сочетание блистательного европейского двора, при котором молодые аристократы могли бы овладеть наукой дипломатии и придворной беседы, с университетом с военным уклоном, прививающим своим воспитанникам идею беззаветного служения отечеству. Она стала направлять на учебу в штутгартскую академию детей русских офицеров, дворян и духовенства. В списках студентов встречаются такие имена, как братья Полторацкие, Павел Бакунин, Степан и Петр Талызины, Иоганн фон Бенкендорф, прибывший из Риги, и другие. Одновременно и швабам, населяющим Вюртемберг, открылась возможность отправиться к далекому российскому двору. Среди них — ученые, изобретатели, художники и садоводы, так востребованные для устройства садов и парков царской семьи и русской аристократии.

Другим весомым аргументом для развития отношений с Вюртембергом явилось то, что Екатерина II, найдя благодарного политического союзника в лице прусского короля Фридриха Великого, мечтает о создании политического противовеса могущественной Австрии и пытается укрепить этот союз династическими связями между Россией и германскими государствами. При подборе подходящей партии для великого князя и наследника русского престола Павла Петровича, первый брак которого закончился трагической смертью его жены при родах, Фридриху Великому, взявшему на себя роль посредника, удалось устроить так, что выбор Екатерины II падает на племянницу герцога Карла Евгения Вюртембергского принцессу Софи-Доротею Августу Луизу (17591828).

Она родилась и выросла в семье, тесно связанной с Пруссией. Отец принцессы Фридрих Евгений был третьим сыном владетельного герцога Вюртембергского Карла Александра и воспитывался, как и его брат, при Прусском дворе. Мать же была племянницей Фридриха Великого. Большую часть детства и юности Софи-Доротея провела в Мемпельгарте, сегодня — Montbeliard, а тогда эксклаве Вюртемберга на французской территории, находившемся под сильным влиянием французской культуры. Учитывая, что надежды отца Софи взойти на престол были практически равны нулю, возможность породниться с Романовыми была воспринята как величайшая удача, открывающая огромные перспективы как для потенциальной невесты и ее семьи, так и для политически малозначительного германского герцогства.

Тогда невозможно было и предположить, что шестнадцатилетняя принцесса, получившая в православном крещении имя Мария Федоровнa, станет матерью большого царского семейства, подарит жизнь двум российским императорам — Александру I и Николаю I — и укрепит вымирающий род Романовых. Отцу Марии Федоровны тоже улыбнулась судьба, и он получил после смерти старшего брата Карла Евгения бразды правления герцогством в свои руки. А старший брат Марии Федоровны Фридрих стал первым королем Вюртемберга. С ним на протяжении всей жизни ее связывали, несмотря ни на какие политические конфликты между Россией и Вюртембергом, самые близкие отношения.

Своих вюртембергских родственников и друзей Мария Федоровна не забывала и всегда находила возможность помочь им, будь то хорошее место при дворе или поддержка деньгами. Ее брат Фридрих был принят на военную службу в российскую армию. В 1773 году он принимал участие в русско-турецкой кампании под Херсоном, а с 1783 по 1787 год занимал пост генерал-губернатора Финляндии. И сегодня под Санкт-Петербургом можно найти еще следы его пребывания в России. Свою резиденцию под Выборгом он назвал Монрепо (Monrepos) в честь романтичного имения своего вюртембергского дяди, герцога Карла Евгения, расположенного близ города Людвигсбурга. Став вюртембергским королем он достраивает и перестраивает это любимое им имение в 1804 году.

Выборгское Монрепо Фридрих был вынужден продать по политическим соображениям. Сентиментальная Мария Федоровна любила и часто навещала это имение и много лет спустя, после того как брат покинул Россию, и даже собственноручно расписала один из павильонов его парка.

Мария Федоровна обожала садово-парковую культуру. Ее отец был страстно увлечен ботаникой и созданием парковых ладшафтов. Это нашло свое отражение в парке Этюп, с 1771 года летней резиденции семьи и так горячо любимoм принцессой Софи-Доротей. От мамы она унаследовала идеалы простой и естественной жизни, в которой семье, согласно идеям Руссо, было отведено центральное место. Первые семейные годы с Павлом Петровичем были преисполнены счастья. Великая княгиня создала в Павловске собственный мир. А когда дворец и парк в Этюпе полностью сгорели в огне французской революции, их место занял Павловский парк — оазис семейного уединения. Безыскусная простота, культ дружбы и любви к природе — основопологающие принципы правящей там культуры эпохи сентиментализма.

Во время своего путешествия по Франции под псевдономом графов Северных в 1782–1783 годах великокняжеская чета производит большие закупки живописи, мебели, фарфора и других высокохудожественных предметов, предназначенных для убранства своих резиденций. Посещая знаменитые дворцы и парки Европы, Мария Федоровна и Павел Петрович обогащаются новыми идеями в области строительства и садово-парковой архитектуры. Штутгарт был также включен в план их знаменитого Grand Tour, оставившего след в мировой литературе о путешествиях. Дядя Марии Федоровны, герцог Карл Евгений, постарался не ударить лицом в грязь и принять своих русских родственников соответственно их высокому статусу. Празднествам и фейерверкам в Вюртемберге не было конца. Один из таких праздников во дворце и парке Солитюд вошел в историю Вюртемберга. Только одних венецианских гондол (а надо сказать, что герцог был большим поклонником Венеции) для увеселения гостей на озере Bärensee было выстроено 39 штук! Пышный фейерверк, зарево от которого всю ночь освещало окрестности, завершил этот на славу удавшийся праздник. Простреляв в воздух миллионы, герцог Карл Евгений и его российские гости даже не подозревали, что в эту ночь будущий великий немецкий поэт Фридрих Шиллер совершит свой не менее знаменитый побег из казарм Солитюда.

Мария Федоровна, сначала в роли великой княгини, а позже императрицы и матери двух российских императоров, следовала начатой Петром I и продолженной Екатериной II политике европеизации России. Высокообразованная, интересующаяся культурой и искусством великая княгиня создала у себя при «малом дворе» в Павловске и Гатчине так называемый Дворец муз, окружив себя учеными и людьми искусства эпохи Просвещения. Не имея реального политического влияния при Дворе, она попечительствовала в социальной сфере, основав ряд благотворительных заведений для больных, вдов и сирот, а также институтов и училищ, уделяя главное внимание женскому образованию. Большинство этих учреждений сохранилось до конца правления династии Романовых. И хотя вюртембергская принцесса приняла православие, она все-таки осталась верной протестантизму, сохранив обычай ежедневных благочестивых молебнов. Новые находки в архивах и музеях помогают дополнить этот портрет и осветить личность Марии Федоровны во всей ее многогранности. Из кремлевских музеев на выставке будет представлен удивительным образом сохранившийся и еще не прочитанный дневник Марии Федоровны (по завещанию весь ее архив был уничтожен наследниками), личные вещи императрицы из собрания музеев-заповедников «Павловск» и «Царское Село», среди них мебель, уникальные работы Людвигсбургской фарфоровой мануфактуры, а также художественные произведения, выполненные самой императрицей. Впервые в истории одно из коронационных платьев Марии Федоровны, предоставляемое кремлевскими музеями, покинет стены Кремля, пройдя прежде специальную реставрацию. Выполненное из серебряной парчи в стиле рококо, с сохранившейся парой изящных туфелек к нему, оно будет значимой реликвией для вюртембержцев.

С течением времени тесная связь между государствами укреплялась последующими браками между Романовыми и Вюртембергами, в основе которых чаще всего лежал холодный политический расчет. Следующей из Романовых, породнившейся с Вюртембергами, была дочь императора Павла I и Марии Федоровны — Екатерина Павловна, в первом замужестве герцогиня Екатерина Ольденбургскaя. Первый ее муж, герцог Георгий Ольденбургский, генерал российской армии, скончался во время войны с Наполеоном в 1812 году, заразившись сыпным тифом.

Совершая Grand Tour ко дворам Европы с 1813 по 1816 год, молодая вдова встретила при английском дворе наследного принца Вильгельма Вюртембергского, своего двоюродного брата. Но если Вильгельму удалось быстро завоевать сердце своенравной кузины, то получить согласие на ее руку было непросто. Карьеристка по натуре, во многом похожая на свою бабушку Екатерину II, она мечтала взойти на австрийский престол. Только после того, как на Венском конгрессе в 1816 году Вильгельму замаячила надежда стать первым немецким кайзером, Екатерина Павловна дала свое согласие на брак с ним. Однако, судьба распорядилась так, что этот брак был недолгим — всего три года, два из которых она пробыла королевой Вюртемберга.

На ее долю выпала необходимость решения многочисленных задач, стоявших перед только что появившемся на европейской карте королевством Вюртемберг. Сельское хозяйство находилось в упадке после многочисленных войн, неурожаи в 1816 и 1817 годах завели страну в тупик. Несмотря на катастрофичность положения Екатерине удалось за короткий срок правления заложить фундамент целого ряда учреждений, которые составили основу социально-экономической политики Вюртемберга: Общества помощи нуждающимся, первого вюртембергского банка Sparkasse, Аграрного общества, Сельско-хозяйственной академии в Хоэнхайме (Hohenheim), первого госпиталя Katarinenhospital, оснащенного по последнему слову, и высшего учебного заведения c пансионом для девушек, получившего впоследствии имя Katharinenstift. В отличие от благотворительной деятельности ее матери она, в первую очередь, прогрессивный социальный политик, а уже потом, богатая царская дочка и королева Вюртемберга. Ее хлопоты o покупке Вюртембергом коллекции живописи Boisserée, впоследствии легшей в основу собрания Мюнхенской пинакотеки, никак нельзя назвать любовью меценатки к искусству.

Неожиданная смерть молодой королевы в 1819 году (здесь нужно заметить, что умерла Екатерина Павловна не вследствии неверности мужа, как рассказывают легенды в духе Романтизма, а из-за простуды и бактериального заражения) оборвала надежды короля Вильгельма I на кайзерский трон и повергла все государство в глубокий траур. Для увековечения памяти о любимой жене он приказал снести родовой замок Вюртембергов на горе Ротенберг (Rottenberg) и возвести на этом месте мавзолей-усыпальницу. Над ее входом высечено в камне «Любовь не умирает никогда». Пережив жену на 43 года, он завещал похоронить себя рядом с ней и их дочерью Марией. Каждый год на Духов день в капелле на Rottenberg проходит молебен православной церкви за упокой души королевы Екатерины Вюртембергской.

За Екатериной Павловной, как и за всеми русскими великими княжнами, согласно царскому обычаю было сохранено право православного вероисповедания в замужестве. Рядом с ее апартаментами в штутгартском Новом дворце была cпециально оборудована небольшая православная часовня. Начиная с дочерей Павла I, в приданое всех русских царевен входил полный комплект «оборудования» передвижной, так называемой полевой церкви, для обустройства личной церкви или капеллы на новой Родине. Отдельные сакральные предметы часовни королевы Екатерины будут представлены вниманию публики.

Согласно брачному договору, заключенному между супругами, все привезенное Екатериной Павловной приданое оставалось в ее личном распоряжении, а в случае смерти переходило в руки наследников, каковыми являлись ее сыновья от первого брака и дочери, рожденные во втором, а не ее супруг. По желанию Екатерины это решение было изменено, и она завещала Вильгельму I большую часть своего состояния. Но после смерти супруги король Вюртемберга отказался от своей доли в пользу детей. Поэтому личных вещей Екатерины Павловны сохранилось очень немного. Из них хотелось бы особо выделить сервис Déjеuner из литого золота, изготовленный санкт-петербургским мастером прусского происхождения Отто Самуилом Кейбелем в 1808 году, который находится в собрании Государственного музея земли Вюртемберг. Наряду с украшением в форме орнаментальных бордюров, типичных для стиля ампир, особую элегантность придает сервизу контрастное чередование матовых и полированных поверхностей. Этот сервис — один из немногих сохранившихся предметов приданого Екатерины Павловны.

В разделе выставки, посвященном Екатерине Вюртембергской, посетители познакомятся с рядом портретных изображений королевы. Среди них — ее много раз копировавшийся портрет кисти Павла Ремизова, написанный в 1818–1816 годах, а также ее изображение с любимой собачкой по прозвищу Пруссак в ногах в салоне Нового дворца в Штутгарте, написанное Карлом фон Залесом в 1819 году. Знаменитый бюст скульптора Иоганна Генриха фон Даннекера представит королеву Екатерину с диадемой богини плодородия Деметры, символически подчеркивающей ту важную роль, которую она сыграла в борьбе с голодом в Вюртемберге.

Смерть Екатерины Павловны глубоко потрясла ее семью в России, а с политической точки зрения пробила брешь в альянсе Пруссия–Россия–Вюртемберг. Для его восстановления великий князь Михаил Павлович Романов принес себя в жертву и женился на четырнадцатилетней вюртембергской принцессе Фридерике Шарлотте Марии, внучке короля Фридриха I Вюртембергского и племяннице Вильгельма, мужа Екатерины Павловны.

Будущее Шарлотты — дочери принца Павла Вюртембергского, младшего сына короля Фридриха I, было лишено надежды на вюртембергский трон и не предвещало ничего экстраординарного. События приняли неожиданный оборот, когда Александр II обратился к ней с предложением руки и сердца от имени своего младшего брата Михаила. Красота и интеллект Шарлотты, с которой русский император смог познакомиться в 1822 году, посещая Германию, покорили Александра и окончательно утвердили его в решении создания брачного союза великого князя Михаила Павловича и Шарлотты Вюртембергской.

Об образовании принцессы Шарлотты, а она считалась превосходно образованной для своего времени, сложились мифы. Один из них — относительно ее учебы в знаменитом пансионе мадам Кампан (Campan) в Париже. Эта неточность прочно вошла в справочные издания как в России, так и за рубежом. Согласно документам, хранящимся в архиве королевского Дома Вюртембергов, Шарлотта получила классическое домашнее образование: сначала с ней занималась гувернантка, потом — домашний учитель. В 1818 году дети были отправлены к проживающему в Париже отцу, вечно находящемуся в разногласиях со своими родными. Принц Вюртембергский Павел славился в обществе как своей эрудицией (он учился в знаменитом университете г. Тюбингена), так и экзотичностью жизненного стиля. Что касается пансиона мадам Кампан, то он был закрыт уже в 1814 году, а его владелица жила в изгнании вдали от Парижа, где и скончалась в 1816 году. Согласно воспоминаниям сестры Шарлотты Паулины обе посещали другой пансион в Париже — пансион мадам Геруль (Gueroult), но, по-видимости, очень непродолжительное время. В 1820 году по требованию их дяди короля Вильгельма I дети принца Павла были снова возвращены в Штутгарт. В дальнейшем они воспитывались в Людвигсбурге под присмотром вдовствующей королевы Шаролотты Августы Матильды.

В Центральном государственном архиве Вюртемберга при подготовке выставки нашли силуэты родителей, принцессы Шарлотты в возрасте четырех-пяти лет и ее младшего брата Августа. Кроме того, музею Вюртемберга принадлежит изящный сервиз Déjeuner принца Павла, отца Шарлотты, с изображением всех членов его семьи. Сервиз был изготовлен по специальному заказу на знаменитой Людвигсбургской фарфоровой фабрике в 1813 году по рисункам К.Х.Кюхельбекера. Он выполнен в стиле ампир с орнаментальными росписями золотом и серебром и украшен стилизованными мотивами древнеегипетской архаики. В центре большого сервировочного блюда изображена пасторальная сцена, представляющая детей принца Павла — семилетнюю Шарлотту, ее сестру Паулину и брата Августа.

В Париже Шарлотта познакомилась со знаменитым французским естествоиспытателем Жоржем Кювье, жизнь которого была тесно связана с владетельным домом Вюртембергов, а его салон принц Павел часто посещал с детьми. Родом из Мемпельгарта (Монбельяр), он получил академическое образование в Военной академии (Hohe Carlsschule) в Штутгарте по великодушию герцога Карла Евгения Вюртембергского. Благодарный Кювье старательно наблюдал за образованием внучатых племянниц герцога — принцесс Шарлотты и Паулины Вюртембергских. Талантливая и любознательная Шарлотта многому научилась у гениального ученого. По словам современников, широта познаний принцессы Шарлотты, ставшей в православии великой княгиней Еленой Павловной, позволяла ей без подготовки вести беседы на любые темы и обо всем иметь собственное суждение. Все свое свободное время она проводила за книгами. В парижском салоне Кувье встречались интереснейшие люди того времени. Вращение в кругу знаменитых ученых, дипломатов и людей искусства оказало решающее влияние на формирование личности молодой принцессы и побудило ее к организации, по примеру своего наставника, собственного салона в Михайловском дворце Санкт-Петербурга.

На своем первом выходе при дворе в Гатчине в качестве невесты великого князя Михаила Павловича 30 сентября 1823 года она не допустила ни одной ошибки, выполнив «домашнее задание» на отлично. На вопрос, почему она приняла предложение великого князя Михаила, она ответила: «Je sens que j'entre une partie» (я чувствовала, что сделаю удачную партию), приведя всех присутствующих в полный восторг. К тому жe принцесса умела говорить по-русски! Но легко завоевав сердца придворных и императорской семьи, ей так и не удалось завоевать сердце будущего супруга, к моменту их бракосочетания безумно влюбленного в одну из фрейлин своей матери Прасковью Хилкову. Кроме того, супруги слишком отличались друг от друга, как в интеллектуальном плане, так и в плане их интересов. Семейная жизнь, хотя и без любви, со временем наладилась. Постепенному сближению супругов, по всей вероятности, способствовала не только дипломатичность Елены Павловны, но и их совместные тяжелые утраты — дочери часто болели, две умерли в раннем детстве, и только одна пережила родителей.

Со временем великокняжеская чета выдвинулась на второе место в семейной иерархии. Состояние ее значительно увеличилось: наряду с Михайловским дворцом она унаследовала Каменноостровский дворец и Ораниенбаум, оставленные ей императрицей Елизаветой Алексеевной, вдовой Александра I, и, по завещанию Марии Федоровны, Павловский дворец. Приехав в Россию с нищенским приданым, принцесса Шарлотта могла вести в роли великой княгини Hélène поистине царское существование. А смерть мужа полностью «развязала» ей руки, предоставив возможность осуществления давно задуманных планов. Красавица, обладавшая высоким интеллектом, приводящая в восхищение своих современников, она чувствовала назревавшие в народе революционные настроения и жажду перемен в русском обществе, избрав для себя путь содействия социальным реформам. Вначале, связанная обязанностями жены, матери и члена царской семьи, она охотно играла роль меценатки, щедро раздавая заказы художникам, финансируя их или их проекты. Салон Елены Павловны в Михайловском дворце завоевал огромную популярность в столичном обществе. На этой политико-культурной сцене наряду с влиятельными политиками выступали люди с передовыми идеями из рядов мелкой аристократии и чиновничества, а также художники, литераторы, музыканты, известные ученые и путешественники. Многолетняя дружба связывала великую княгиню с первым немецким кайзером Вильгельмом, а также с Отто фон Бисмарком, часто посещавшим салон Елены Павловны в свою бытность прусским послом в Санкт-Петербурге. Политическое влияние великой княгини в Европе было несомненно.

Образ великой княгини Елены Павловны найдет свое отражение в полотнах знаменитых мастеров Карла Брюллова и Жозефа-Дезире Кура, соперничавших тогда за пальму первенства в портретной живописи. А атмосферу великосветского салона создаст мебель, выполненная по эскизам Карло Росси из украшенной позолоченной резьбой так называемой волнистой (не карельской!) березы. Эта мебель находилась в гостиной Елены Павловны в Михайловском дворце. Сохранился также и будет представлен альбом c автографом Александра Пушкина и собственноручно записанным им для Елены Павловны стихотворением Полководец.

По завещанию Марии Федоровны на великую княгиню были возложены обязанности высшего руководства отдельными благотворительными учреждениями, организованными ее свекровью, которые Елена Павловна финансировала не только из государственной казны, но, частично, и из своих личных средств. Во время Крымской войны 1853–1856 годов она вошла в историю как основатель Русского Красного Креста, организовав «Крестовоздвиженскую общину медицинских сестер» для оказания первой помощи раненым на поле боя. Самоотверженную работу сестер милосердия можно видеть на колорированных литографиях Василия Федоровича Тимма (1820–1895), выполнившего их с тогда еще малокачественных фотографий военных фотокорреспондентов. Подобные благотворительные проекты не находили положительного отклика у консервативных правящих кругов России, поэтому решающую роль в их реализации играло влияние Елены Павловны, которым она пользовалась при дворе, а зачастую, и ее огромное состояние.

После поражения в Крымской войне Россия вступила в период острого кризиса. Великая княгиня Елена Павловна, убежденная в необходимости скорой отмены крепостного права во избежание революционных волнений, вместе со своими соратниками активно участвовала в разработке плана проведения крестьянской реформы. Кроме того, пытаясь на собственных примерах убедить российских помещиков в необходимости отмены крепостничества, в мае 1859, она дала вольную 15 тысячам душ в ее имении Карловка Полтавской области. Вклад великой княгини в содействие социальным реформам в стране был высоко отмечен императором Александром II — Елена Павловна была награждена медалью За труды по освобождению крестьян. Так благодаря искусной представительской, социальной и политической деятельности великая княгиня Елена Павловна придала династии Романовых, можно сказать, новый позитивный имидж.

Последней королевой Вюртемберга романовских кровей была великая княгиня Ольга Николаевна, дочь императора Николая I, внучка Марии Федоровны и племянница королевы Екатерины Вюртембергской: в 1846 году великая княжна Ольга вышла замуж за наследного принца Карла Вюртембергского.

Королева Ольга Вюртембергская (1822–1892) видела свое основное предназначение в выполнении представительской функции королевского Дома Вюртембергов и соответствии своему царскому происхождению, династии Романовых. Любимая дочь императора Николая I, она была, выражаясь по-немецки, Sorgenkind семьи — ребенком, доставляющим родителям особое беспокойство. Влюбчивая красавица с художественным дарованием, унаследованным от отца, она «засиделась в девках» до критического 24-летнего возраста. Все усилия родителей в поиске подходящего кандидата не приводили к желаемому результату. Поэтому за предложение руки и сердца от наследника Вюртембергского престола семья схватилась, как утопающий за соломинку. За подготовленной родителями встречей Ольги со своим троюродным братом, принцем Карлом, в Палермо, где она отдыхала с матерью и братом Константином, последовала пышная свадьба в Санкт-Петербурге. Вскоре молодожены прибыли в Штутгарт, а вслед за ними прибыло и роскошное приданое невесты, которое было выставлено на обозрение публики. Многолетний сбор приданого русским царевнам был инициирован Марией Федоровной, а последующая демонстрация его публике, сначала в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, а затем на родине жениха, должна была подчеркнуть могущество и богатство Российской державы. Традиция, уже знакомая штутгартцам, в 1816 году, здесь в Новом дворце, было выставлено приданое Екатерины Павловны.

Наряду с его изобилием и роскошью бросается в глаза, что не только все царевны, но и более дальние родственницы, племянницы и внучки царя и царицы, снабжались абсолютно равнозначным приданым, — как по содержанию, так и по его стоимости. Таким образом, приданое дочерей Николая I было практически идентично: приданое, приготовленное для Ольги, старшей дочери царя, без проблем было передано Александре, его младшей дочери, в связи с ее неожиданным замужеством.

И многочисленные предметы из приданог, Александры, удивительным образом сохранившиеся неразрозненными во дворце Фазанерии (Fasanerie) вблизи гессенского города Фульды, представляют несомненный интерес в контексте русско-вюртембергских отношений.

Став супругой принца Карла, великая книгиня Ольга мечтала о счастливой семейной жизни. Но судьба распорядилась так, что ее брак остался бездетным, а безрадостная семейная жизнь омрачалась еще и сложным политическим положением королевства Вюртемберг; процесс объединения и демократизации Германии в ХIХ веке постепенно вел к потере монархией реальной власти. Королева Ольга всячески поддерживала своего политически бессильного супруга, используя свои собственные связи, хотя и очень ограниченные. Удары судьбы — смерть отца и убийство брата Александра, а также гомосексуальная ориентация ее мужа, содержавшего многочисленных «любимчиков», все более и более удручали королеву.

Тяжесть ноши, которую она несла, становится особо ощутимой при сравнении двух ее портретов, написанные Францем Ксавье Винтергальтером и находящихся в собрании Государственного музея земли Вюртемберг. На первом из них Ольга предстает полной сил и надежд молодой женой наследника вюртембергского престола. Освященная солнцем, сидящая в полуоборот она, кажется, сама излучает солнечный свет. На втором парадном парном портрете уже коронованных Ольги и Карла сразу бросается в глаза усталый взгляд разочарованной в жизни королевы, так контрастирующий с репрезентативно богатым, расшитым неимоверным количеством жемчугов платьем, в которое она облачена.

Это платье, вероятнее всего, было изготовлено англиской фирмой «Worth». Чарльз Фредерик Ворт, ее основатель, считается сегодня праотцом Haute Couture. Сначала простой торговец тканями, затем первый дизайнер одежды, он поставлял платья ко всем владетельным домам Европы. Эти платья заказывались специально для создания парадных портретов. Именно в таком платье предстает перед нами жена австрийского кайзера Франца-Иосифа Елизавета по прозвищу Sisi на знаменитом портрете с украшениями из звезд-эдельвейсов в волосах. Естественно, что царская дочь Ольга ни в чем не могла уступить своей подруге. Портреты королевы Ольги — отражение ее личной жизни. полной достоинства, величия и утонченной красоты, но которой всегда была присуща нотка трагизма и меланхолии.

Новая надежда появилась у Карла и Ольги с приездом в Штутгарт девятилетней племянницы Веры, которую они воспитывали как родную дочь. Ольга видела в Вере продолжение ее собственной юности и исполнение утраченных надежд. Королевская чета проживала к тому времени уже на вилле Берг, лежащей за чертой города. Строительство этой резиденции вел архитектор Кристиан Фридриx фон Лейнс. Оно была начато сразу после обручения Ольги с Карлом. По своим архитектурным формам здание, сегодня находящееся в частном владении, напоминает павильон Ольги в Петергофе, построенный в итальянском стиле архитектором А.ИШтакеншнейдером. Возведение павильона велось параллельно со строительством дворца в Штутгарте. Родители, император Николай I и императрица Александра Федоровна, подарили его Ольге к свадьбе. Новый дворец и вилла Берг были обставлены ею по последнему слову моды в стиле интернационального историзма, в котором также присутствовали элементы «русского стиля». Отец и братья Ольги Николаевны всячески поддерживали этот проект дорогостоящими подарками с родины: вазами из уральских самоцветов, коврами, мебелью, картинами, люстрами и др. К сожалению, убранство виллы Берг сохранилось только в разрозненном состоянии — наследники частично вывезли его из Штутгарта, а частично распродали на аукционах. Отдельные предметы, сохранившиеся в вюртембергском музее, и в Администрации дворцово-замковых комплексов Вюртемберга удалось впервые собрать для экспозиции. Обустройство резиденций Карла и Ольги — Нового дворца в Штутгарте, виллы Берг, дворцов в Бебенхаузене и Фридрихсхафене — запечатлено в так называемых альбомах королевы Ольги. Рисунки в них с большой точностью передают интерьеры этих резиденций. По ним зачастую можно идентифицировать предметы их убранства, постоянно «всплывающие» на аукционах мира. Один из этих альбомов находится в собрании Государственной картинной галерее Штутгарта.

Заслуги королевы Ольги на благотворительном поприще — это организованные ею благотворительные учреждения, cамые известные из них детский госпиталь, нежно прозванный штутгартцами «Ольгеле» (Olgäle), «Школа королевы Ольги» (Königin-Olga-Stift), заведение для слепых «Nikolauspflege» — вюртембержцы высоко чтут и сегодня, 120 лет спустя после ее смерти. Племяннице Вере она передала не только эстафету благотворительности, но и завещала ей все свое имущество (приданое Ольги было положено в банк под проценты «на черный день»).

Приемная дочь королевы Ольги герцогиня Вера, последняя из Романовых, породнившаяся с Вюртембергами. Вера Константиновна (1854–1912) — дочь великого князя Константина Николаевича, брата королевы Ольги Вюртембергской. В Штутгарт в девятилетнем возрасте она была отправлена с согласия ее родителей из-за так называемой болезни нервов на попечение бездетной королевской четы. Первое время ее поведение сопровождается частыми вспышками гнева, нацеленными против ее новой семьи, но уже год спустя Вере удалось обжиться на новом месте. Родители частенько наведывались сюда, а в Санкт-Петербург она снова попадает только в 1878 году, спустя 15 лет после того, как она покинула родину.

В 1874 году Веру выдали замуж за герцога Вильгельма Евгения Вюртембергского. Устроенный брак постепенно перерос для Веры в большое чувство. К сожалению, все надежды семейства, связанные с рождением первенца, неожиданно рушатся — сын умер в младенчестве. К этому времени Вера была уже вторично беременна близнецами — Ольгой и Эльзой. Вскоре после родов Вера отправилась для поправки здоровья в Швейцарию, в то время как герцог был занят на армейской службе. А год спустя Вильгельм Евгений неожиданно скончался в военном госпитале г. Дюссельдорфа. Злые языки упорно распускали слухи, что герцог был убит на дуэли из-за одной из его любовниц. Это версия, не нашедшая документального подтверждения, к сожалению, зачастую цитируется и поныне. Герцога Евгения Вюртембергского хоронили с большими почестями — факельная похоронная процессии тянулась от центрального вокзала до склепа в Старом замке.

С возрастом Веру все меньше и меньше интересовала светская жизнь, и она полностью посвящает себя благотворительной деятельности. Стиль ее жизни постепенно становится проще, все менее подобающим русской великой княжне и герцогине. К тому же она симпатизировала политическим беженцам из России после революции 1905 года, что еще раз подчеркивает ее разрыв с царским домом Романовых. Жизнь Веры оборвалась незадолго до начала Первой мировой и последующей за ней Октябрьской революции. Расстрел ее брата Дмитрия большевиками в 1918 году, символизирующий собой конец правления династии Романовых, подвел итог этой главы.

Взаимоотношения России и Вюртемберга выходили за рамки династических связей. Среди выдающихся личностей Вюртемберга, памятных своими делами в России, был естествоиспытатель, ботаник и географ Иоган Фридрих Гмелин, совершивший большое путешествие по Сибири с целью исследования ее флоры и фауны. Из Вюртемберга прибыли Теодор Фердинанд фон Эйнем (von Einem) и его партнер Юлиус Гейс (Heuß), основавшие в Москве шоколадную фабрику Эйнем, продукция которой пользовалась большим успехом сначала в Москве и Санкт-Петербурге, а затем и за рубежом. Гениальный изобретатель автомобиля Готлиб Даймлер также не упустил возможности побывать в России. Свое путешествие он запечатлел в серии рисунков, бережно хранящихся в музее Даймлера в Штутгарте.

Особое место на выставке будет отведено великому сыну Вюртемберга — Фридриху Шиллеру. Непокорный характер самого яркого представителя литературного направления «Бури и натиска» нашел прямой отклик в русской душе. Его страстное стремление к свободе, моральные принципы и борьба за права человека повлияли на поэзию Державина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Аполлона Григорьева. Драматические произведения Фридриха Шиллера прочно вошли в репертуар русского театра. «Мария Стюарт», «Дон Карлос», «Коварство и любовь», «Заговор Фиеско в Генуе» актуальны и сегодня. К 100-летию со дня его рождения Москва прислала Марбаху, городу в котором родился Шиллер, в подарок бронзовый колокол «Конкордия» со строками из стихотворения «Песнь о колоколе». Сегодня этот колокол украшает колокольню церкви Св. Александра в Марбахе. Его миниатюрная копия, сохранившаяся в частной коллекции, будет демонстрироваться на выставке.

 

В статье использованы материалы Государственного музея земли Вюртемберг, Центрального государственного архива Вюртемберга (г. Штутгарт), Королевского архива Вюртембергов (г. Альтсхаузен) и Государственного архива Российской Федерации (г. Москва).

 

 

Использованная литература:

 

Baden und Württemberg im Zeitalter des Napoleons Katalog der Ausstellung des Landes Baden-Württemberg. Stuttgart, 1987.

Великая княгиня Елена Павловна — хозяйка Михайловского дворца // Альманах. Bып. 163. СПб.: Palace Editions, 2007.

Великая княгиня Елена Павловна. СПб., 2011. «Лики России».

Cuvier und Württemberg Ausstellungskatalog zum 200. Geburtstag des Naturforsches Georges Cuvier. 1769–1832. Stuttgart, 1969.

Das Königreich Württemberg 1806–1918, Monarchie und Moderne Katalog der Großen Landesausstellung Baden-Württemberg. Stuttgart, 2006.

Das Tagebuch der Baronin Eveline von Massenbach Hrsg. Robert Uhland. Stuttgart; Berlin; Köln; Mainz; Verlag Kohlhammer, 1987.

Decker-Hauff H. Frauen im Hause Württemberg. Leinfelden-Echterdingen: DRW-Verlag, 1997.

Dieterich S. Württemberg und Russland. Geschichte einer Beziehung. Leinfelden-Echterdingen, 1995.

Die Mitgift einer Zarentochter. Meisterwerke russischer Kunst des Historismus aus dem Besitz der Hessischen Hausstiftung Museum Schloss Fasanerie. Leipzig: Koehler&Amelang, 2008.

Фридрих Шиллер. Статьи и материалы, М.: Наука, 1966.

Jena D. Katharina Pawlowna. Grossfürstin von Russland — Königin von Württemberg. Regensburg: Verlag Friedrich Puste, 2003.

Krieg und Frieden. Eine Deutsche Zarin in Schloss Pawlowsk Ausstellungskatalog. München, 2001.

Maria Feodorowna als Mittlerin zwischen Württemberg und Russland. Stuttgart, 2004, Haus der Heimat des Landes Baden-Württemberg.

Paschtschinskaja I, .Rudokwas I. Grossfürstin Olga Nikolajewna Königin von Württemberg. Sankt-Petersburg, 2011. hrsg. Staatliches Museum Peterhof.

Scharf C. Katharina II, Deutschland und die Deutschen. Mainz: Verlag von Zabern, 1995.

Stoyanoff-Odoy M. Die Grossfürstin Helene von Russland und August Freiherr von Haxthausen. Zwei konservative Reformer im Zeitalter der russischen Bauernbefreiung. Wiesbaden: Verlag Otto Harrassowitz, 1991.

Wagner K. Herzog Karl Eugen von Württemberg. Modernisierer zwischen Absolutismus und Aufklärung. Stuttgart; München: Deutsche Verlag-Anstalt GmbH, 2001.

Gebhardt W. Die Schüller der Hohen Karlsschule. Ein biographisches Lexikon. Stuttgart: Verlag W. Kohlhammer, 2011.

Корона вюртембергских королей. Начало ХIХ века. Серебро, частичное золочение, бриллианты, смарагды, жемчуг, бархат

Корона вюртембергских королей. Начало ХIХ века. Серебро, частичное золочение, бриллианты, смарагды, жемчуг, бархат

Штутгарт. Вид на Старый замок

Штутгарт. Вид на Старый замок

Аркады эпохи Ренессанса во внутреннем дворе Старого замка

Аркады эпохи Ренессанса во внутреннем дворе Старого замка

Иоганн Баптист Зееле. Портрет короля Фридриха I Вюртембергского. 1806. Холст, масло

Иоганн Баптист Зееле. Портрет короля Фридриха I Вюртембергского. 1806. Холст, масло

Мастерская Александра Рослина. Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1776. Холст, масло

Мастерская Александра Рослина. Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1776. Холст, масло

Жан-Андриен Сервандони. Замок Солитюд под Штутгартом в фазе его строительства. Около 1765 года. Бумага, гуашь. На площади перед замком герцог Карл Евгений Вюртембергский рассматривает план дворца

Жан-Андриен Сервандони. Замок Солитюд под Штутгартом в фазе его строительства. Около 1765 года. Бумага, гуашь. На площади перед замком герцог Карл Евгений Вюртембергский рассматривает план дворца

Райнхард Фердинанд Генрих Фишер. Топографический план дворцового парка Солитюд. Около 1765 года. Бумага, гравюра на меди

Райнхард Фердинанд Генрих Фишер. Топографический план дворцового парка Солитюд. Около 1765 года. Бумага, гравюра на меди

Штутгарт. Новый замок. Конец XIX века

Штутгарт. Новый замок. Конец XIX века

Вид на дворец Монрепо вблизи Людвигсбурга

Вид на дворец Монрепо вблизи Людвигсбурга

Георг Фридрих Эрхард. Портрет короля Вильгельма I. Около 1880 года. Холст, масло

Георг Фридрих Эрхард. Портрет короля Вильгельма I. Около 1880 года. Холст, масло

Украшение-застежка королевы Екатерины Вюртембергской. Золото, частичное золочение, сапфир, 14 бриллиантов. Подарок императора Александра I к обручению его сестры, великой княжны Екатерины Павловны с наследным принцем Вильгельмом Вюртембергским в 1815 году

Украшение-застежка королевы Екатерины Вюртембергской. Золото, частичное золочение, сапфир, 14 бриллиантов. Подарок императора Александра I к обручению его сестры, великой княжны Екатерины Павловны с наследным принцем Вильгельмом Вюртембергским в 1815 году

Иоганн Генрих фон Даннекер. Бюст Екатерины Павловны, королевы Вюртембергской. После 1818 года. Мрамор

Иоганн Генрих фон Даннекер. Бюст Екатерины Павловны, королевы Вюртембергской. После 1818 года. Мрамор

Китайский веер в форме колеса, привезенный из кругосветного путешествия И.Ф.Крузенштерном и подаренный императором Александром I сестре, великой княжне Екатерине Павловне. Около 1803 года. Слоновая кость

Китайский веер в форме колеса, привезенный из кругосветного путешествия И.Ф.Крузенштерном и подаренный императором Александром I сестре, великой княжне Екатерине Павловне. Около 1803 года. Слоновая кость

Отто Самуил Кейбель. Золотой сервиз «Dejeuner» королевы Екатерины Вюртембергской. Около 1808 года. Золотое литье, гравировка и чеканка

Отто Самуил Кейбель. Золотой сервиз «Dejeuner» королевы Екатерины Вюртембергской. Около 1808 года. Золотое литье, гравировка и чеканка

Мавзолей на горе Ротенберг — усыпальница королевской четы Екатерины и Вильгельма Вюртембергских. 1820–1824

Мавзолей на горе Ротенберг — усыпальница королевской четы Екатерины и Вильгельма Вюртембергских. 1820–1824

Деталь китайского веера королевы Екатерины Вюртембергской с изображением ее монограммы

Деталь китайского веера королевы Екатерины Вюртембергской с изображением ее монограммы

Людвигсбург. Королевский дворец. Первая половина XVIII века. Архитектор И.Ф.Нетте. На заднем плане охотничий замок Фаворит

Людвигсбург. Королевский дворец. Первая половина XVIII века. Архитектор И.Ф.Нетте. На заднем плане охотничий замок Фаворит

П.Грос. Портрет принца Павла Фридриха Августа Вюртембергского, отца принцессы Шарлотты (великой княгини Елены Павловны). Около 1820 года. Холст, масло, акварель на слоновой кости

П.Грос. Портрет принца Павла Фридриха Августа Вюртембергского, отца принцессы Шарлотты (великой княгини Елены Павловны). Около 1820 года. Холст, масло, акварель на слоновой кости

Великая княгиня Елена Павловна. Литография Леона-Ноэля с портрета Франца Ксавье Винтергальтера. 1863. Типография Лемерсье

Великая княгиня Елена Павловна. Литография Леона-Ноэля с портрета Франца Ксавье Винтергальтера. 1863. Типография Лемерсье

Символическое украшение с двумя гербами на свадебной карете наследного принца Карла Вюртембергского и великой княжны Ольги Николаевны. 1846. Дерево, масло

Символическое украшение с двумя гербами на свадебной карете наследного принца Карла Вюртембергского и великой княжны Ольги Николаевны. 1846. Дерево, масло

Август Валлак. Чернильница, подаренная великой княжне Ольге Николаевне великой княгиней Марией Павловной. Первая половина XIX века. Бронза, синее стекло, позолота

Август Валлак. Чернильница, подаренная великой княжне Ольге Николаевне великой княгиней Марией Павловной. Первая половина XIX века. Бронза, синее стекло, позолота

Чашечка с блюдцем с монограммой королевы Ольги Вюртембергской. Вторая половина XIX века. Белый фарфор, зеленая покрывная глазурь, позолота

Чашечка с блюдцем с монограммой королевы Ольги Вюртембергской. Вторая половина XIX века. Белый фарфор, зеленая покрывная глазурь, позолота

Франц Ксавье Винтергальтер. Портрет королевы Ольги Вюртембергской. 1856. Холст, масло

Франц Ксавье Винтергальтер. Портрет королевы Ольги Вюртембергской. 1856. Холст, масло

Медаль с изображением короля Карла I и королевы Ольги Вюртембергских. Серебро, бронза. Выдавалась за заслуги в работе Красного Креста с 1889 года

Медаль с изображением короля Карла I и королевы Ольги Вюртембергских. Серебро, бронза. Выдавалась за заслуги в работе Красного Креста с 1889 года

Эдуард Фёр. Золоченый туалетный сервиз королевы Ольги Вюртембергской. 1871. Литое серебро, чеканка, золочение

Эдуард Фёр. Золоченый туалетный сервиз королевы Ольги Вюртембергской. 1871. Литое серебро, чеканка, золочение

Франц Ксавье Винтергальтер. Парадные портреты короля Карла I и королевы Ольги Вюртембергских. 1867. Холст, масло

Франц Ксавье Винтергальтер. Парадные портреты короля Карла I и королевы Ольги Вюртембергских. 1867. Холст, масло

Франц Генрих. Обеденный зал на вилле Берг. 1855. Лист 59 из альбома королевы Ольги Вюртембергской. Государственная картинная галерея Штутгарта. Бумага, акварель, карандаш

Франц Генрих. Обеденный зал на вилле Берг. 1855. Лист 59 из альбома королевы Ольги Вюртембергской. Государственная картинная галерея Штутгарта. Бумага, акварель, карандаш

Карл фон Курц. Кабинет герцогини Веры на вилле Берг. 1883. Лист 68 из альбома королевы Ольги Вюртембергской. Государственная картинная галерея Штутгарта. Бумага, акварель, карандаш

Карл фон Курц. Кабинет герцогини Веры на вилле Берг. 1883. Лист 68 из альбома королевы Ольги Вюртембергской. Государственная картинная галерея Штутгарта. Бумага, акварель, карандаш

Карл Кристиан Шмид. Вид виллы Берг с северо-востока. Между 1868 и 1873 годами. Акварель, тиснение золотом

Карл Кристиан Шмид. Вид виллы Берг с северо-востока. Между 1868 и 1873 годами. Акварель, тиснение золотом

Король Карл I и королева Ольга Bюртембергские с великой княжной Верой Константиновной. Фотография конца 1860-х годов

Король Карл I и королева Ольга Bюртембергские с великой княжной Верой Константиновной. Фотография конца 1860-х годов

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru