Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 103 2012

Дмитрий Фомин. Реальность абсурда

Галерея журнала «Наше наследие»

 

Дмитрий Фомин

 

Реальность абсурда

 

Александр Антонов принадлежит к поколению мастеров, пришедших в искусство в 1970–1980-х годах и по сей день успешно продолжающих отстаивать свое право на метафорический, предельно условный и субъективный пластический язык, на иносказательное, парадоксальное истолкование реальности и литературного текста. Его творчество стало очень заметным, показательным явлением и в книжной, и в станковой графике последних четырех десятилетий; многие произведения, которые он иллюстрировал, уже трудно представить себе в другой изобразительной трактовке.

Работы Антонова сразу узнаются благодаря причудливой сюрреалистической образности, осязаемой фактурности, эксцентричной, часто —совершенно иррациональной организации пространства. Мир его образов непредсказуем и обманчив, катастрофически хрупок и неустойчив, гротескно-фантасмагорическая среда обитания персонажей напоминает обветшавшие, разваливающиеся на глазах театральные декорации. Герои и предметы находятся в состоянии шаткого равновесия: неспособные стоять прямо (особенно в ранних циклах), они балансируют по наклонной плоскости, деформируются под воздействием мощных силовых полей, словно притягиваются к земле невидимыми магнитами. Облака, как правило, плывут по небу диагонально, здания сгибаются под своей тяжестью, качаются от ветра, а уж с одушевленными персонажами происходят метаморфозы и вовсе неожиданные. Например, фигура кэрролловской Алисы не только меняется в размерах, но и становится плоской, разрезается на части, распластывается по ступеням, срастается с накренившимся домиком.

Очень важную роль в композициях Антонова играют всевозможные хитроумные механизмы. До отказа начинен ими цикл иллюстраций к «Житейским воззрениям кота Мурра» Э.Т.А.Гофмана: колесики, пружины, шестеренки вылезают из каждой трещины, ими заполнены и хрупкие внутренности музыкальных инструментов, и чрева падающих башен. Важная для писателя-романтика тема зловещих автоматов, подменяющих собой людей из плоти и крови, незаметно вытесняющих из жизни духовное начало, становится здесь центральной. А в рисунках к роману Ж.Брассенса «Башня чудес» хлипкие конструкции из отдельных деталей паровозов, стиральных и швейных машин, мясорубок, почтовых ящиков забавны в своей нелепости и совсем не агрессивны. Во многих графических сюитах Антонова грань между живым и механическим, настоящим и искусственным очень зыбкая: герои почти неотличимы от виртуозно сделанных игрушек или статуй, растения и птицы при ближайшем рассмотрении могут оказаться ловкой имитацией. Люди, животные, машины словно скроены из одного материала: в гофмановском «Щелкунчике» — из некой волшебной ткани, легко меняющей свой цвет, покрытой рябью мелких складок, в «Коте Мурре» — из крошащегося камня, в платоновском «Котловане» — из корявых, наскоро сколоченных досок. В офортах к роману Г.Гарсия Маркеса «Сто лет одиночества» горы книг, бутылей, часов, перегонных кубов вместе с подпирающими их человеческими фигурами покрываются не то пеленой паутины, не то буйной растительностью. Очень часто персонажи меняются ролями, выступают в чужих амплуа: в «Алисе в стране чудес» раки жестикулируют своими клешнями патетично, как завзятые трагики старой школы, а бесформенные, обезличенные герои «Котлована» в мешковатых одеяниях, словно снег или песок сыплются на шаткий помост откуда-то сверху вперемешку с бумагами и досками.

Композиции для миниатюрного издания «Филобиблона» Р. де Бери и «Альманаха библиофила» доказывают, с каким мастерством и остроумием умеет Антонов переосмысливать самые избитые образы, придавать им новую жизнь. Книга — старый, как мир, символ знания и культуры — выполняет здесь совершенно несвойственные ей функции: старинные фолианты служат находчивым читателям крышами, скамейками, качелями, зонтиками, подвергаются казни через повешение и колесование, прорастают древесными листьями и ветвями-закладками, птичьими перьями.

В антоновских рисунках и офортах линии не только и не столько выявляют контуры предметов, сколько обозначают их фактурные, осязательные свойства. Штрихи то обволакивают лист плотной, запутанной сетью, то рассредоточиваются и скользят по поверхностям вещей, задерживаясь на изгибах и шероховатостях, фиксируя всевозможные складки, трещинки, зазубрины. Колористическое решение большинства графических циклов отличается сдержанностью и изяществом, тонкой недосказанностью.

Порой художник уподобляется естествоиспытателю, исследователю фантастического мира, созданного его же воображением, делает вид, что хочет внести в эту забавную путаницу хоть какой-то порядок. Он расчерчивает ускользающее, фантомное пространство на квадраты, как шахматную доску, нумерует фигуры героев, засекает точное время (в его композициях почти всегда присутствуют часы). Излишне говорить, что на самом деле эти манипуляции лишь еще больше запутывают доверчивого зрителя, чтобы заставить его забыть о банальном правдоподобии и здравом смысле, усвоить иные, более сложные «правила игры». За какие бы сюжеты ни брался Антонов, он всегда изображает Страну чудес или Зазеркалье, где властвует стихия затейливого вымысла, непредсказуемых ассоциативных сближений, карнавального перевоплощения.

Александр Антонов

Александр Антонов

Э.Т.А.Гофман «Избраннное». 1989. Тушь, перо

Э.Т.А.Гофман «Избраннное». 1989. Тушь, перо

Лотреамон «Песни Мальдорора». 1990. Офорт, акватинта, акварель

Лотреамон «Песни Мальдорора». 1990. Офорт, акватинта, акварель

«Альманах библиофила». 1994. Тушь, перо

«Альманах библиофила». 1994. Тушь, перо

Ф.Дюрренматт «Поручение». 1989. Тушь, акварель, перо

Ф.Дюрренматт «Поручение». 1989. Тушь, акварель, перо

Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес». 1992. Тушь, акварель, перо

Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес». 1992. Тушь, акварель, перо

А.Платонов «Котлован». 2001. Тушь, белила, перо

А.Платонов «Котлован». 2001. Тушь, белила, перо

Р. де Бери «Филобиблон». 1983. Офорт, акварель

Р. де Бери «Филобиблон». 1983. Офорт, акварель

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru